91713

Криминалистическое значение, обнаружение и фиксация следов орудий взлома

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Следы орудий взлома относятся к материальным следам. Они образуются в результате воздействия орудия взлома следообразующего объекта на преграду следовоспринимающий объект. Исследования следов орудий взлома позволяет установить способ взлома вид орудия применявшегося для взлома механизм образования следов профессиональные навыки лица совершившего взлом; идентифицировать орудие взлома.

Русский

2015-07-21

45.67 KB

3 чел.

Криминалистическое значение, обнаружение и фиксация следов орудий взлома

Под взломом понимается действие, направленное на полное или частичное уничтожение, повреждение запирающего устройства, иной преграды, осуществляемое с целью проникновения в запертое хранилище.

Следы орудий взлома относятся к материальным следам. Они образуются в результате воздействия орудия взлома (следообразующего объекта) на преграду (следовоспринимающий объект). Эти следы чаще всего встречаются при расследовании уголовных дел о кражах, в том числе при угонах автотранспортных средств, а также иных категорий. Исследования следов орудий взлома позволяет установить способ взлома, вид орудия, применявшегося для взлома, механизм образования следов, профессиональные навыки лица, совершившего взлом; идентифицировать орудие взлома.

Орудия взлома делятся на: 1)общетехнические средства;

2) специально изготовленные для целей взлома;

3) подручные предметы, т. е. случайно оказавшиеся на месте совершения преступления.

Характерными индивидуальными признаками орудия взлома являются:

1) различные зазубрины;

2) дефекты, возникающие как при изготовлении, так и при использовании.

Совокупность указанных признаков, а также их расположение, вид, форма, размеры индивидуализируют конкретное орудие и дают возможность его отождествления.

Объектами взлома являются:

1) пломбы - изготавливаются из свинца или пластмассы и подразделяются на:

а) цилиндровые с двумя сквозными отверстиями;

б) цилиндровые с двумя входными отверстиями;

в) слепестком;

2) замки - классифицируются:

а) по особенностям запирающего механизма: пружинные, сувальдные, цилиндровые, реечные, кодовые, винтовые, магнитные;

б) по способу крепления: врезные, накладные, навесные;

в) по назначению: общего назначения и специального назначения.

Следы орудий взлома подразделяются в зависимости от:

1) величины силы, действующей на орудие взлома; твердости применяемого орудия; материала и преграды: поверхностные (наслоения и отслоения) и вдавленные;

2) механизма образования следа, в результате:

а) давления - образуются от удара орудия взлома по поверхности преграды, направленного перпендикулярно по отношению к последней. В форме следа отображается конфигурация общих признаков орудия (его форма и размер) и признаки отдельных его частей;

б) трения и скольжения - образуются при движении орудия взлома под углом либо параллельно к поверхности преграды. Такие следы имеют вид трасс, негативно отображая особенности следо-образующей поверхности в виде валиков и бороздок. При этом могут образовываться как царапины, так и уплотнение материала преграды. Данные следы тем отчетливее, чем тверже орудие по сравнению с преградой. По ним можно судить о виде примененного орудия и о механизме взлома;

в) разруба и разреза - встречаются на деревянных и металлических преградах. Это следы топора, долота, ножниц и других инструментов, имеющих режущую поверхность;

г) распила и сверления - образуются за счет многократного движения орудий взлома по одному и тому же месту объекта взлома. В таких следах могут быть выявлены только общие признаки орудия взлома;

д) аппаратов для резки металла.

Следы взлома могут быть образованы специально изготовленными или приспособленными для взлома орудиями. Нередко взломы осуществляются посредством различных инструментов, применяемых в быту. Следы, образованные орудиями взлома и инструментами, отображают признаки их контактных поверхностей. Наряду с этим нередко возникают следы разделения предмета на части. Таким образом, имеется два вида следов взлома: следы орудий взлома и следы излома.

Следы орудий взлома в свою очередь подразделяются на группы по механизму следообразования, обусловленному способом взлома и видом инструмента.

В связи с этим различают:

1) следы давления (удара);

2) следы трения (скольжения)

3) следы резания.

Следы давления (удара) остаются при взломе преград различными тупыми предметами. В результате удара или давления орудием образуется объемный след в виде вмятины, а если приложенная сила настолько велика, что орудие проходит сквозь толщу преграды, возникает пробоина, отображающая контуры инструмента. Образованию вмятин и пробоин при взломе могут сопутствовать поверхностные следы. Эти следы возникают при небольших усилиях, прилагаемых к орудию взлома, и образуются за счет окрашивания поверхности преграды веществом, перенесенным с орудия взлома, либо за счет удаления орудием взлома красящего вещества с поверхности взломанной преграды. Такие поверхностные следы взлома называются отпечатками и отслоениями.

Следы давления (удара) - вмятины, пробоины, отпечатки и отслоения - зеркально отражают внешнее строение контактной поверхности орудия взлома: форму, величину, характер рельефа и их частные особенности. Поэтому по ним возможно установить групповую принадлежность инструмента, а после его обнаружения идентифицировать орудие взлома. По расположению следов на преграде можно определить пространственное положение орудия взлома при следообразовании и тем самым решить вопрос о том, с какой стороны, внешней или внутренней, был произведен взлом, что важно при проверке версии об инсценировании кражи со взломом. Следы трения (скольжения) образуются, когда орудие взлома скользит по поверхности преграды, не углубляясь в ее толщу.

Следы трения чаще всего встречаются в комбинации со следами давления. При использовании в качестве орудий взлома таких инструментов и предметов их контактная грань может деформировать следовоспринимающую поверхность. Характер деформации зависит от того, под каким углом орудие наклонено к поверхности преграды. Если орудие наклонено под острым фронтальным углом, то происходит уплотнение поверхностного слоя преграды и образуется след, называемый следом уплотнения.

След скольжения может образоваться красящим веществом или грязью с орудия взлома. Такой след принято называть мазком.

Следы резания остаются при таких способах взлома, когда в качестве орудий взлома используются режущие инструменты.

Все виды резания можно подразделить на три вида:

  1.  простой разрез (разруб),
  2.  встречный разрез
  3.  разрез с отделением мелких частиц материала (строгание, распил, сверление).

Простой разрез или разруб заключается в том, что преграда разделяется на части при помощи клинообразных режущих инструментов. Так действуют топор, зубило, нож. Встречный разрез состоит в разделении предмета на части посредством двух режущих лезвий, движущихся навстречу друг другу. Такой способ резания характерен для слесарных и саперных ножниц, кусачек, бокорезов, пассатижей. Следы, образуемые ими, называются следами встречного разреза. Резание с отделением мелких частиц материалов преграды происходит при строгании, сверлении и распиле с использованием соответствующих инструментов. При этом образуются следы строгания, следы сверления и следы распила. Следы строгания образуются, когда для расширения в дощатых преградах отверстия действуют ножом или другим простым режущим предметом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81838. Классификация транспортных узлов по функциональным признакам 26.65 KB
  В отношении географического фактора узлы могут располагаться на территории где отсутствуют море и судоходные реки или на берегах указанных водоемов; на конструкции узлов оказывает влияние характер производительных сил род промышленности: добывающая обрабатывающая смешанная; наконец существенное влияние на конструкцию узлов оказывают размеры местных пассажирских перевозок. В этом отношении они могут быть подразделены на узлы: с одной станцией тупиковые треугольные крестообразные с последовательным расположением станций с...
81839. Производительность труда на разных видах транспорта 27.98 KB
  Рассмотренные экономические показатели тесно связаны между собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость возрастают прибыль и рентабельность перевозок. Производительность труда в целом по сети или отдельным железным дорогам и их отделениям определяется условнонатуральным методом ее расчета Птр=∑Pℓприв Чсп ∑Pℓприв=∑Pℓн2∑ℓ 4.При существующем дефиците трудовых ресурсов в стране показатель производительности труда приобретает особо важное значение при выборе того или иного вида транспорта.
81840. Технико–эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта 25.72 KB
  Его высокая маневренность позволяет организовать перевозку грузов непосредственно от склада отправителя до склада получателя. Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров завозит и вывозит грузы с железнодорожных станций морских и речных портов и аэропортов. Широко используется автотранспорт на внутрипроизводственных перемещениях грузов почти во всех отраслях промышленности в строительстве и сельском хозяйстве. Большой объем перевозок грузов выполняется автомобилями занятыми в...
81841. Прямые, смешанные перевозки, их эффективность 25.69 KB
  На начало 90х годов большинство грузовых перевозок осуществлялось с участием двух и более видов транспорта т. С автомобильного транспорта на железнодорожный на грузовых районах и контейнерных пунктах по ориентировочной оценке в 1994 г. было передано не менее 4550 млн т различных грузов а с железнодорожного транспорта на автомобильный примерно 100 млн т в 2 раза больше.
81842. Принципы выбора видов транспорта 26.81 KB
  Четвертый принцип – обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг в частности через рекламу о емкости качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий. Объективная информация транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы определять более выгодные рынки...
81843. Технико–эксплуатационные характеристики железнодорожного транспорта 27.33 KB
  Массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью малые эксплуатационные расходы и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта. Относительные недостатки железнодорожного транспорта: ограниченная маневренность из-за привязки к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов: стоимость строительства 1 км однопутной линии примерно 10 млн.
81844. Особенности транспортного обслуживания городов 27.79 KB
  Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и уличнодорожной...
81845. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта 27.43 KB
  Наибольшее влияние на нее оказывают следующие факторы: объем и дальность перевозок густота перевозок на 1 км линии грузоподъемность или пассажировместимость подвижного состава вагонов судов автомобилей автобусов самолетов и т. Особенно заметно повышение себестоимости грузовых перевозок на железнодорожном морском и речном транспорте. Повышение себестоимости перевозок обусловлено в основном повышением уровня заработной платы и оптовых цен на топливо подвижной состав машины оборудование и другие материалы.