91713

Криминалистическое значение, обнаружение и фиксация следов орудий взлома

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Следы орудий взлома относятся к материальным следам. Они образуются в результате воздействия орудия взлома следообразующего объекта на преграду следовоспринимающий объект. Исследования следов орудий взлома позволяет установить способ взлома вид орудия применявшегося для взлома механизм образования следов профессиональные навыки лица совершившего взлом; идентифицировать орудие взлома.

Русский

2015-07-21

45.67 KB

3 чел.

Криминалистическое значение, обнаружение и фиксация следов орудий взлома

Под взломом понимается действие, направленное на полное или частичное уничтожение, повреждение запирающего устройства, иной преграды, осуществляемое с целью проникновения в запертое хранилище.

Следы орудий взлома относятся к материальным следам. Они образуются в результате воздействия орудия взлома (следообразующего объекта) на преграду (следовоспринимающий объект). Эти следы чаще всего встречаются при расследовании уголовных дел о кражах, в том числе при угонах автотранспортных средств, а также иных категорий. Исследования следов орудий взлома позволяет установить способ взлома, вид орудия, применявшегося для взлома, механизм образования следов, профессиональные навыки лица, совершившего взлом; идентифицировать орудие взлома.

Орудия взлома делятся на: 1)общетехнические средства;

2) специально изготовленные для целей взлома;

3) подручные предметы, т. е. случайно оказавшиеся на месте совершения преступления.

Характерными индивидуальными признаками орудия взлома являются:

1) различные зазубрины;

2) дефекты, возникающие как при изготовлении, так и при использовании.

Совокупность указанных признаков, а также их расположение, вид, форма, размеры индивидуализируют конкретное орудие и дают возможность его отождествления.

Объектами взлома являются:

1) пломбы - изготавливаются из свинца или пластмассы и подразделяются на:

а) цилиндровые с двумя сквозными отверстиями;

б) цилиндровые с двумя входными отверстиями;

в) слепестком;

2) замки - классифицируются:

а) по особенностям запирающего механизма: пружинные, сувальдные, цилиндровые, реечные, кодовые, винтовые, магнитные;

б) по способу крепления: врезные, накладные, навесные;

в) по назначению: общего назначения и специального назначения.

Следы орудий взлома подразделяются в зависимости от:

1) величины силы, действующей на орудие взлома; твердости применяемого орудия; материала и преграды: поверхностные (наслоения и отслоения) и вдавленные;

2) механизма образования следа, в результате:

а) давления - образуются от удара орудия взлома по поверхности преграды, направленного перпендикулярно по отношению к последней. В форме следа отображается конфигурация общих признаков орудия (его форма и размер) и признаки отдельных его частей;

б) трения и скольжения - образуются при движении орудия взлома под углом либо параллельно к поверхности преграды. Такие следы имеют вид трасс, негативно отображая особенности следо-образующей поверхности в виде валиков и бороздок. При этом могут образовываться как царапины, так и уплотнение материала преграды. Данные следы тем отчетливее, чем тверже орудие по сравнению с преградой. По ним можно судить о виде примененного орудия и о механизме взлома;

в) разруба и разреза - встречаются на деревянных и металлических преградах. Это следы топора, долота, ножниц и других инструментов, имеющих режущую поверхность;

г) распила и сверления - образуются за счет многократного движения орудий взлома по одному и тому же месту объекта взлома. В таких следах могут быть выявлены только общие признаки орудия взлома;

д) аппаратов для резки металла.

Следы взлома могут быть образованы специально изготовленными или приспособленными для взлома орудиями. Нередко взломы осуществляются посредством различных инструментов, применяемых в быту. Следы, образованные орудиями взлома и инструментами, отображают признаки их контактных поверхностей. Наряду с этим нередко возникают следы разделения предмета на части. Таким образом, имеется два вида следов взлома: следы орудий взлома и следы излома.

Следы орудий взлома в свою очередь подразделяются на группы по механизму следообразования, обусловленному способом взлома и видом инструмента.

В связи с этим различают:

1) следы давления (удара);

2) следы трения (скольжения)

3) следы резания.

Следы давления (удара) остаются при взломе преград различными тупыми предметами. В результате удара или давления орудием образуется объемный след в виде вмятины, а если приложенная сила настолько велика, что орудие проходит сквозь толщу преграды, возникает пробоина, отображающая контуры инструмента. Образованию вмятин и пробоин при взломе могут сопутствовать поверхностные следы. Эти следы возникают при небольших усилиях, прилагаемых к орудию взлома, и образуются за счет окрашивания поверхности преграды веществом, перенесенным с орудия взлома, либо за счет удаления орудием взлома красящего вещества с поверхности взломанной преграды. Такие поверхностные следы взлома называются отпечатками и отслоениями.

Следы давления (удара) - вмятины, пробоины, отпечатки и отслоения - зеркально отражают внешнее строение контактной поверхности орудия взлома: форму, величину, характер рельефа и их частные особенности. Поэтому по ним возможно установить групповую принадлежность инструмента, а после его обнаружения идентифицировать орудие взлома. По расположению следов на преграде можно определить пространственное положение орудия взлома при следообразовании и тем самым решить вопрос о том, с какой стороны, внешней или внутренней, был произведен взлом, что важно при проверке версии об инсценировании кражи со взломом. Следы трения (скольжения) образуются, когда орудие взлома скользит по поверхности преграды, не углубляясь в ее толщу.

Следы трения чаще всего встречаются в комбинации со следами давления. При использовании в качестве орудий взлома таких инструментов и предметов их контактная грань может деформировать следовоспринимающую поверхность. Характер деформации зависит от того, под каким углом орудие наклонено к поверхности преграды. Если орудие наклонено под острым фронтальным углом, то происходит уплотнение поверхностного слоя преграды и образуется след, называемый следом уплотнения.

След скольжения может образоваться красящим веществом или грязью с орудия взлома. Такой след принято называть мазком.

Следы резания остаются при таких способах взлома, когда в качестве орудий взлома используются режущие инструменты.

Все виды резания можно подразделить на три вида:

  1.  простой разрез (разруб),
  2.  встречный разрез
  3.  разрез с отделением мелких частиц материала (строгание, распил, сверление).

Простой разрез или разруб заключается в том, что преграда разделяется на части при помощи клинообразных режущих инструментов. Так действуют топор, зубило, нож. Встречный разрез состоит в разделении предмета на части посредством двух режущих лезвий, движущихся навстречу друг другу. Такой способ резания характерен для слесарных и саперных ножниц, кусачек, бокорезов, пассатижей. Следы, образуемые ими, называются следами встречного разреза. Резание с отделением мелких частиц материалов преграды происходит при строгании, сверлении и распиле с использованием соответствующих инструментов. При этом образуются следы строгания, следы сверления и следы распила. Следы строгания образуются, когда для расширения в дощатых преградах отверстия действуют ножом или другим простым режущим предметом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7834. Эллинско-римский период в развитии философии 75 KB
  Эллинско-римский период в развитии философии. Появляются три течения философской мысли. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Эпикуреизм и стоицизм - ренессанс. Скептицизм - декаданс. Эллинистическая философия. Период эллинизма с 338 года до н...
7835. Основные теории личности в психологии 16.24 KB
  Основные теории личности в психологии. Психодинамическая теория (классический психоанализ) Фрейда. Главный источник развития личности - врождённые факторы (инстинкты) или либидо (биологическая энергия). идет первые 6 лет. 3 фазы развития личности...
7836. Интеллектуальное развитие школьников во внеклассной работе 26 KB
  Интеллектуальное развитие школьников во внеклассной работе Формирование мировоззрения. Под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающую систему взглядов, знаний, убеждений, идеалов, в которых выражается его отнош...
7837. Педагогічна діяльність і особистість педагога 58.5 KB
  Тема 1. Педагогічна діяльність і особистість педагога. Мета: ознайомити іззавданнями національної школи, виникненням і становленням педагогічної професії, з особливостями педагогічної професії: її своєрідністю, гуманістичною функцією, колектив...
7838. Професійна діяльність педагога сучасної школи 51.5 KB
  Професійна діяльність педагога сучасної школи Педагогічна діяльність - особливий вид соціальної діяльності, спрямований на передачу від старших поколінь молодшим накопиченого людством досвіду і культури, створення умов для їх особистісного розв...
7839. Учитель як суб’єкт педагогічної діяльності. Професіограма особистості педагога 45.5 KB
  Учитель як суб’єкт педагогічної діяльності. Професіограма особистості педагога Сучасні вимоги до педагога висвітлені у законі Про загальну середню освіту: Педагогічним працівником повинна бути особа з високими моральними якостями, яка має відпо...
7840. Форми організації навчання у вищій педагогічній школі 48 KB
  Форми організації навчання у вищій педагогічній школі Процес навчання у вищій школі реалізується у рамках багатоманітної цілісної системи організаційних форм і методів навчання. Поняття форма організації навчального процесу визначаєтьс...
7841. Раціональна організація навчальної праці студента 34.5 KB
  Раціональна організація навчальної праці студента Навчальна праця студентів - складний пізнавальний процес. Він тісно пов’язаний з інтелектуальними, емоційними та вольовими якостями особистості. Його сутність - складна система розумов...
7842. Техніка особистої розумової праці. Робота майбутнього учителя з книгою 24.14 KB
  Техніка особистої розумової праці. Робота майбутнього учителя з книгою. Найрозумніше планування часу не зможе замінити техніку розумової роботи - уміння, що формується стихійно чи цілеспрямовано, виконувати ті чи інші дії, типові для даного вид...