91714

Криминалистическое значение, методы обнаружения и фиксации следов автотранспорта

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта. Классификация следов транспортных средств Следы транспортных средств в узком смысле этого слова это только следы отображения образуемые в результате контактного взаимодействия отдельных частей транспортного средства на различных поверхностях. Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть колёса так и выступающие части автомобиля.

Русский

2015-07-21

47.66 KB

4 чел.

Криминалистическое значение, методы обнаружения и фиксации следов автотранспорта

Все транспортные средства можно разделить на 2 большие группы:

1) наземный транспорт

2) подземный транспорт

Следы водного и воздушного транспорта в криминалистике не изучаются вообще.

В криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

1) по способу передвижения:

  1.  самоходный транспорт
  2.  несамоходный транспорт

Это тачки, тележки, велосипеды.

2) по устройству ходовой части:

  1.  колёсные транспортные средства
  2.  гусеничные транспортные средства
  3.  транспортные средства на полозьях (например, сани).

Классификация следов транспортных средств

Следы транспортных средств в узком смысле этого слова – это только следы отображения, образуемые в результате контактного взаимодействия отдельных частей транспортного средства на различных поверхностях.

Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть (колёса), так и выступающие части автомобиля.

Следы могут быть оставлены: на дорожном покрытии, на дорожных знаках. На другом транспортном средстве, на одежде или теле потерпевшего.

Следы транспортных средств в широком смысле этого слова – это

1) отделившиеся части транспортного средства (деталь целиком либо её осколки, обломки)

2) пролившиеся жидкости (тормозная жидкость, масло, топливо)

3) части перевозимых грузов.

Следы транспортного средства могут быть:

  1.  поверхностными или объёмными

(в зависимости от характера грунта, на котором они оставлены)

  1.  статическими (следы качения и стояния транспортного средства) и

динамическими (следы торможения, юза, пробуксовки).

Обнаружение следов

Это следы видимые.

Очень важным является установление места, где предположительно могли остаться (могут находиться) следы транспортного средства.

Фиксация следов

1) описание в Протоколе осмотра места происшествия

2) фотографирование (применяются панорамный метод и измерительная съёмка)

3) схематичная зарисовка отдельных фрагментов протектора, составление плана места происшествия с указанием на нём места расположения следов.

Изъятие следов

Поверхностные следы изымаются:

1) на листовую резину

2) на фотобумагу

В отношении объёмных следов применяется изготовление гипсовых слепков.

Когда назначается экспертиза идентификационного характера, следователь направляет эксперту обнаруженный на месте происшествия след и образец следа подозреваемого транспортного средства для сравнительного исследования (эти образцы часто изготовляются самими следователями). Эксперты-трасологи, занимающиеся изучением следов транспортных средств, просят направлять на экспертизу не образец для сравнительного исследования, а само колесо подозреваемого транспортного средства, т.е. проведение экспертизы по фотоснимкам нежелательно.

Экспертиза может носить как идентификационный, так и неидентификационный (диагностический) характер.

В том числе по отображению ходовой части транспортного средства (колёс) может быть произведена индивидуальная идентификация транспортного средства.

Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям: 1)в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2)по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные - колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

1) по механизму образования:

а) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) - отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);

б) следы-предметы - отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);

в) следы-вещества - частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

2) по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

3) по свойствам воспринимающего объекта:

а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

б) объемные - возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

Для них характерны дополнительные признаки:

1)индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;

2) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;

3) расстояние между отдельными выступами - длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;

4) ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;

5) база автомашины - расстояние между передней и задней осями.

База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77926. Интернет. Браузер. Электронная почта. Web-дизайн 706 KB
  Общеизвестно, что у истоков изобретения вычислительной техники стояли американцы. Первоначально многие исследования в области создания и усовершенствования глобальных сетей поддерживались Министерством обороны США
77927. Работа в математическом пакете Mathcad 168.5 KB
  «Mathcad» включает в свой состав три редактора - формульный, текстовый и графический. Благодаря им обеспечивается принятый в математике способ записи функций и выражений и получение результатов вычислений, произведенных компьютером
77928. Арифметико-логические основы информатики 119 KB
  Арифметико-логические основы информатики Цели изучения: Сформировать представление об информационном обществе Объяснить роль и назначение информатики Определить понятие информации её свойства измерение и характеристики Получить знания о кодировании и представлении информации в ЭВМ. Основные понятия информатики Роль информатизации в развитии общества Структура информатики Измерение информации Качество информации. Системное программное обеспечение компьютеров Цели изучения: Сформировать...
77930. Системы счисления. Кодирование информации 253 KB
  Система счисления называется позиционной, если одна и та же цифра имеет различные значения, определяемые позицией цифры в последовательности цифр, изображающей число. Количество (Р) различных цифр
77931. ТЕНЗОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ 18 KB
  Физически измеряются: деформации под действием силы и напряжения емкостными индуктивными пьезо и тензодатчиками. Основным недостатком ненаклеиваемых датчиков является разный теплоотвод от его элементов следовательно сильное влияние нагрева от измерительного тока что заставляет снижать токснижая чувствительность датчика. Удлинение датчика до 5 на бумажной или полиамидной основе и 0. Применяемый для крепления датчика клей существенно влияет на характеристики измерения за счет: деформации сдвига передающей деформация на резистор ...
77932. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ЕГО КОНТРОЛЬ 19.5 KB
  Контроль качества контроль количественных и качественных характеристик произведенной продукции. Входной контроль для выяснения качества исходных материалов документации и оборудования. Для возможности сравнения двух вариантов технологии мера качества или иначе критерий качества должна быть определена как закон по которому каждой совокупности характеристик можно поставить в соответствие одно число. Естественно что критерии качества будут разными не только для разных применений разных технологий и разных...
77933. НЕРАЗРУШАЮЩИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 160 KB
  Быстрые электроны получают в разных ускорителях или от изотопных источников теллур стронций бета излучения. Спектр излучения сплошной с характеристическими пиками материала мишени. Размер зоны излучения определяется размером пучка электронов и лимитируется допустимой плотностью мощности на мишени. Ионизационная...
77934. УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ 22.5 KB
  Обычно дефекты в виде неоднородности среды превышают по размерам длину волны колебания. Наиболее распространены шесть методов УЗ контроля: Импульсный эхометод состоит в анализе отраженной волны короткого импульса УЗ. Характеристика направленности определяется интерференцией волны от разных точек излучателя и описывается функцией SIN X X с аргументом зависящим от соотношений линейного размера излучателя и длины волны колебания. Скорость распространения волны: C = где K модуль всестороннего сжатия RO плотность.