91714

Криминалистическое значение, методы обнаружения и фиксации следов автотранспорта

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта. Классификация следов транспортных средств Следы транспортных средств в узком смысле этого слова это только следы отображения образуемые в результате контактного взаимодействия отдельных частей транспортного средства на различных поверхностях. Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть колёса так и выступающие части автомобиля.

Русский

2015-07-21

47.66 KB

3 чел.

Криминалистическое значение, методы обнаружения и фиксации следов автотранспорта

Все транспортные средства можно разделить на 2 большие группы:

1) наземный транспорт

2) подземный транспорт

Следы водного и воздушного транспорта в криминалистике не изучаются вообще.

В криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

1) по способу передвижения:

  1.  самоходный транспорт
  2.  несамоходный транспорт

Это тачки, тележки, велосипеды.

2) по устройству ходовой части:

  1.  колёсные транспортные средства
  2.  гусеничные транспортные средства
  3.  транспортные средства на полозьях (например, сани).

Классификация следов транспортных средств

Следы транспортных средств в узком смысле этого слова – это только следы отображения, образуемые в результате контактного взаимодействия отдельных частей транспортного средства на различных поверхностях.

Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть (колёса), так и выступающие части автомобиля.

Следы могут быть оставлены: на дорожном покрытии, на дорожных знаках. На другом транспортном средстве, на одежде или теле потерпевшего.

Следы транспортных средств в широком смысле этого слова – это

1) отделившиеся части транспортного средства (деталь целиком либо её осколки, обломки)

2) пролившиеся жидкости (тормозная жидкость, масло, топливо)

3) части перевозимых грузов.

Следы транспортного средства могут быть:

  1.  поверхностными или объёмными

(в зависимости от характера грунта, на котором они оставлены)

  1.  статическими (следы качения и стояния транспортного средства) и

динамическими (следы торможения, юза, пробуксовки).

Обнаружение следов

Это следы видимые.

Очень важным является установление места, где предположительно могли остаться (могут находиться) следы транспортного средства.

Фиксация следов

1) описание в Протоколе осмотра места происшествия

2) фотографирование (применяются панорамный метод и измерительная съёмка)

3) схематичная зарисовка отдельных фрагментов протектора, составление плана места происшествия с указанием на нём места расположения следов.

Изъятие следов

Поверхностные следы изымаются:

1) на листовую резину

2) на фотобумагу

В отношении объёмных следов применяется изготовление гипсовых слепков.

Когда назначается экспертиза идентификационного характера, следователь направляет эксперту обнаруженный на месте происшествия след и образец следа подозреваемого транспортного средства для сравнительного исследования (эти образцы часто изготовляются самими следователями). Эксперты-трасологи, занимающиеся изучением следов транспортных средств, просят направлять на экспертизу не образец для сравнительного исследования, а само колесо подозреваемого транспортного средства, т.е. проведение экспертизы по фотоснимкам нежелательно.

Экспертиза может носить как идентификационный, так и неидентификационный (диагностический) характер.

В том числе по отображению ходовой части транспортного средства (колёс) может быть произведена индивидуальная идентификация транспортного средства.

Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям: 1)в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2)по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные - колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

1) по механизму образования:

а) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) - отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);

б) следы-предметы - отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);

в) следы-вещества - частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

2) по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

3) по свойствам воспринимающего объекта:

а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

б) объемные - возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

Для них характерны дополнительные признаки:

1)индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;

2) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;

3) расстояние между отдельными выступами - длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;

4) ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;

5) база автомашины - расстояние между передней и задней осями.

База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52441. Мій Чугуїв – мій рідний край. Віртуальна подорож 62 KB
  Ми вирушаємо Звучить мелодія пісні На нашій Україні Учень: На Слобожанском вольном крае Где встарь шумели ковыли Тяжёлый колос наливая Пшеница гнётся до земли. Ось що розповідають про ті часи 1 й учень...
52442. Cities. Towns. Villages. Sightseeings 32 KB
  Завдання: 1 контроль навичок аудіювання читання письма та усного мовлення; 2 навчити учнів використовувати набуті знання вміння та навички в писемній та усній мові; 3 виховувати в учнів інтерес до цікавих визначних місць світу. Основна частина уроку: Контроль навичок письма і засвоєння тематичної лексики: Now children well check up your knowledge of themticl vocbulry. Dicttion trnsltion: напрямок територія мальовничий архітектура визначний краєвид маршрут навколишній довідкове бюро річкова гавань nd now 2 numbers turn...
52443. Подорож. Опис міста. Подорож по місту 42.5 KB
  Children, when people want travel they need a lot of information: they way of traveling, the things they have to take with them, some information about country they want to go to. That’s why we shall speak about it.
52444. Місто моєї мрії 50 KB
  Well done Some people cll “home†flt or house where they live others men ntive city. Tody we hve the finl lesson on the topic “CITY†we will try to show our guests everything we hve lredy lernt. nd some minutes before the end of the lesson you will work in groups nd mke group projects “THE CITY OF MY DREMâ€. Now look t the poster nd tell me wht plces cn we see in ny town or city hospitl bnk n institute school shop stdium museum thetre cinem etc b LISTENING Now listen to the text nd guess wht cities...
52448. Laughter and Humour in Our Life 47.5 KB
  Objectives: Revise the key words of the unit “Lughterâ€; To discuss the helth nd socil benefits of humour nd lughter; Develop listening nd speking skills; Give presenttions bout some British or mericn Comedins; Listen to rdio interview nd do Multiple choice nd True or Flse sttement tests; Develop the students sense of humour. The theme of our todys lesson is:†Lughter nd Humour in Our Lifeâ€. We re going to figure out the helth nd socil benefits of humour nd lughter hve tlk bout some British nd mericn comedins develop our sense of...
52449. ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. Завантаження операційної системи Windows. Робота в середовищі Windows 175 KB
  МАТЕРІАЛИ МЕТОДИЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІДКРИТОГО ПРАКТИЧНОГО ЗАНЯТТЯ № 11 З ПРЕДМЕТУ: КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ПО ТЕМІ:ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. УКЛАДАЧ: ВИКЛАДАЧ ПРЕДМЕТУ ІНФОРМАТИКА ТА КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ФЕДІЙ О.Актуальність теми: Бурхливий розвиток інформатизації суспільства впровадження нових комп′ютерних технологій навчання масове застосування...