91714

Криминалистическое значение, методы обнаружения и фиксации следов автотранспорта

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта. Классификация следов транспортных средств Следы транспортных средств в узком смысле этого слова – это только следы отображения образуемые в результате контактного взаимодействия отдельных частей транспортного средства на различных поверхностях. Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть колёса так и выступающие части автомобиля.

Русский

2015-07-21

47.66 KB

3 чел.

Криминалистическое значение, методы обнаружения и фиксации следов автотранспорта

Все транспортные средства можно разделить на 2 большие группы:

1) наземный транспорт

2) подземный транспорт

Следы водного и воздушного транспорта в криминалистике не изучаются вообще.

В криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

1) по способу передвижения:

  1.  самоходный транспорт
  2.  несамоходный транспорт

Это тачки, тележки, велосипеды.

2) по устройству ходовой части:

  1.  колёсные транспортные средства
  2.  гусеничные транспортные средства
  3.  транспортные средства на полозьях (например, сани).

Классификация следов транспортных средств

Следы транспортных средств в узком смысле этого слова – это только следы отображения, образуемые в результате контактного взаимодействия отдельных частей транспортного средства на различных поверхностях.

Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть (колёса), так и выступающие части автомобиля.

Следы могут быть оставлены: на дорожном покрытии, на дорожных знаках. На другом транспортном средстве, на одежде или теле потерпевшего.

Следы транспортных средств в широком смысле этого слова – это

1) отделившиеся части транспортного средства (деталь целиком либо её осколки, обломки)

2) пролившиеся жидкости (тормозная жидкость, масло, топливо)

3) части перевозимых грузов.

Следы транспортного средства могут быть:

  1.  поверхностными или объёмными

(в зависимости от характера грунта, на котором они оставлены)

  1.  статическими (следы качения и стояния транспортного средства) и

динамическими (следы торможения, юза, пробуксовки).

Обнаружение следов

Это следы видимые.

Очень важным является установление места, где предположительно могли остаться (могут находиться) следы транспортного средства.

Фиксация следов

1) описание в Протоколе осмотра места происшествия

2) фотографирование (применяются панорамный метод и измерительная съёмка)

3) схематичная зарисовка отдельных фрагментов протектора, составление плана места происшествия с указанием на нём места расположения следов.

Изъятие следов

Поверхностные следы изымаются:

1) на листовую резину

2) на фотобумагу

В отношении объёмных следов применяется изготовление гипсовых слепков.

Когда назначается экспертиза идентификационного характера, следователь направляет эксперту обнаруженный на месте происшествия след и образец следа подозреваемого транспортного средства для сравнительного исследования (эти образцы часто изготовляются самими следователями). Эксперты-трасологи, занимающиеся изучением следов транспортных средств, просят направлять на экспертизу не образец для сравнительного исследования, а само колесо подозреваемого транспортного средства, т.е. проведение экспертизы по фотоснимкам нежелательно.

Экспертиза может носить как идентификационный, так и неидентификационный (диагностический) характер.

В том числе по отображению ходовой части транспортного средства (колёс) может быть произведена индивидуальная идентификация транспортного средства.

Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям: 1)в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2)по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные - колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

1) по механизму образования:

а) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) - отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);

б) следы-предметы - отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);

в) следы-вещества - частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

2) по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

3) по свойствам воспринимающего объекта:

а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

б) объемные - возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

Для них характерны дополнительные признаки:

1)индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;

2) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;

3) расстояние между отдельными выступами - длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;

4) ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;

5) база автомашины - расстояние между передней и задней осями.

База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14668. Создание спецэффектов с помощью фильтров 2.02 MB
  Лабораторная работа 7 Часть 1: Создание спецэффектов с помощью фильтров 1. Эффект воды Необходимо получить следующий эффект: Алгоритм: Создайте новый файл. В параметрах создания файла задайте: – Name Имя – water; – Width Ширина – 400 пикселей; – Height Вы
14669. Особенности анализа динамических систем (ДС) при детерминированных и случайных воздействиях 199 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 Тема: Особенности анализа динамических систем ДС при детерминированных и случайных воздействиях Цель работы: на практических примерах изучить особенности задач анализа качества систем при детерминированных и случайных воздействиях; постр...
14670. Описание работы схемы в нормальном режиме и в случае возникновения короткого замыкания 249.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 ПО КУРСУ: АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ СЭС ЗАДАНИЕ №1 Задание: описать работу схемы в нормальном режиме и в случае возникновения короткого замыкания К10 неустойчивое КЗ при однократном АПВ на выключателе Q1 Рисунок 1 – Схема задания ОПИСАН...
14671. Технология совмещения фотографий 1.18 MB
  Лабораторная работа №5 Технология совмещения фотографий I способ: Работа со слоймасками Слой маска – это маска прозрачности слоя. Для каждого слоя она может быть только одна. Слоймаска сочетает в себе свойства слоев и каналов и часто применяется при компоновке. ...
14672. Прохождение частицы через потенциальный барьер 49 KB
  Лабораторная работа № 3 Прохождение частицы через потенциальный барьер. Тоннельный эффект При взаимодействиях двух частиц в которых участвуют два рода сил – дальнодействующие силы отталкивания и близкодействующие силы притяжения потенциал результирующих сил
14673. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫНУЖДЕННОГО РАССЕЯНИЯ МАНДЕЛЬШТАМА-БРИЛЛЮЭНА 85.5 KB
  Лабораторная работа № 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫНУЖДЕННОГО РАССЕЯНИЯ МАНДЕЛЬШТАМАБРИЛЛЮЭНА Рассмотрим показатель преломления сердцевины оптического волокна с учетом эффекта нелинейного преломления: 1 где n0w r – линейная часть показателя преломления завис
14674. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ЛАЗЕРА 166 KB
  Лабораторная работа № 1 ИССЛЕДОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ЛАЗЕРА Явления возникающие при взаимодействии электромагнитных волн с веществом: поглощение атомы переходят из энергетического состояния E0 в состояние с энергией спонтанное излучение переход ат...
14675. АВТОМОБИЛИ Лабораторные работы 804.5 KB
  АВТОМОБИЛИ Лабораторные работы Отчет Содержание 1. Лабораторная работа №8 Система питания двигателей от ГБУ 2. Лабораторная работа №9 Источник тока8 3. Лабораторная работа №10 Батарейное зажигание...13 ...
14676. Метод скорейшего спуска 32.5 KB
  Лабораторная работа №6 Метод скорейшего спуска Цель: найти экстремум функции методом скорейшего спуска. Задачи Изучить и реализовать метод скорейшего спуска. Найти с помощью данного метода экстремум функций с точностью  =103: Квадратичная форма ...