91714

Криминалистическое значение, методы обнаружения и фиксации следов автотранспорта

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта. Классификация следов транспортных средств Следы транспортных средств в узком смысле этого слова – это только следы отображения образуемые в результате контактного взаимодействия отдельных частей транспортного средства на различных поверхностях. Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть колёса так и выступающие части автомобиля.

Русский

2015-07-21

47.66 KB

3 чел.

Криминалистическое значение, методы обнаружения и фиксации следов автотранспорта

Все транспортные средства можно разделить на 2 большие группы:

1) наземный транспорт

2) подземный транспорт

Следы водного и воздушного транспорта в криминалистике не изучаются вообще.

В криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

1) по способу передвижения:

  1.  самоходный транспорт
  2.  несамоходный транспорт

Это тачки, тележки, велосипеды.

2) по устройству ходовой части:

  1.  колёсные транспортные средства
  2.  гусеничные транспортные средства
  3.  транспортные средства на полозьях (например, сани).

Классификация следов транспортных средств

Следы транспортных средств в узком смысле этого слова – это только следы отображения, образуемые в результате контактного взаимодействия отдельных частей транспортного средства на различных поверхностях.

Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть (колёса), так и выступающие части автомобиля.

Следы могут быть оставлены: на дорожном покрытии, на дорожных знаках. На другом транспортном средстве, на одежде или теле потерпевшего.

Следы транспортных средств в широком смысле этого слова – это

1) отделившиеся части транспортного средства (деталь целиком либо её осколки, обломки)

2) пролившиеся жидкости (тормозная жидкость, масло, топливо)

3) части перевозимых грузов.

Следы транспортного средства могут быть:

  1.  поверхностными или объёмными

(в зависимости от характера грунта, на котором они оставлены)

  1.  статическими (следы качения и стояния транспортного средства) и

динамическими (следы торможения, юза, пробуксовки).

Обнаружение следов

Это следы видимые.

Очень важным является установление места, где предположительно могли остаться (могут находиться) следы транспортного средства.

Фиксация следов

1) описание в Протоколе осмотра места происшествия

2) фотографирование (применяются панорамный метод и измерительная съёмка)

3) схематичная зарисовка отдельных фрагментов протектора, составление плана места происшествия с указанием на нём места расположения следов.

Изъятие следов

Поверхностные следы изымаются:

1) на листовую резину

2) на фотобумагу

В отношении объёмных следов применяется изготовление гипсовых слепков.

Когда назначается экспертиза идентификационного характера, следователь направляет эксперту обнаруженный на месте происшествия след и образец следа подозреваемого транспортного средства для сравнительного исследования (эти образцы часто изготовляются самими следователями). Эксперты-трасологи, занимающиеся изучением следов транспортных средств, просят направлять на экспертизу не образец для сравнительного исследования, а само колесо подозреваемого транспортного средства, т.е. проведение экспертизы по фотоснимкам нежелательно.

Экспертиза может носить как идентификационный, так и неидентификационный (диагностический) характер.

В том числе по отображению ходовой части транспортного средства (колёс) может быть произведена индивидуальная идентификация транспортного средства.

Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям: 1)в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2)по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные - колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

1) по механизму образования:

а) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) - отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);

б) следы-предметы - отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);

в) следы-вещества - частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

2) по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

3) по свойствам воспринимающего объекта:

а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

б) объемные - возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

Для них характерны дополнительные признаки:

1)индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;

2) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;

3) расстояние между отдельными выступами - длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;

4) ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;

5) база автомашины - расстояние между передней и задней осями.

База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37542. Первые философы. На какой вопрос они пытались ответить 14.11 KB
  В качестве первоосновы предлагалась одна из природных стихий или их сочетание вода земля огонь воздух. Анаксимандр в качестве первоначала всего сущего считает апейрон беспредельное. Можно считать что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование полагая в качестве первоначала не какойлибо конкретный элемент например воду а признавая таковым апейрон материю рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало приближающееся по своей сущности к...
37543. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 1.08 MB
  Кун Логика и методология науки СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Перевод с английского И. То счастливое обстоятельство что я с увлечением прослушал пробный университетский курс по физике читавшийся для неспециалистов позволило мне впервые получить некоторое представление об истории науки. К моему полному удивлению это знакомство со старыми научными теориями и самой практикой научного исследования в корне подорвало некоторые из моих основных представлений о природе науки и причинах ее достижений. Я имею в виду те представления которые ранее...
37545. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ. Учебно-методическое пособие 792 KB
  Природа человека и смысл его существования 104 Тема 14. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром. Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. В его структуру входят: знания о мире; ценности с позиций которых человек осмысливает мир; убеждения и идеалы которые определяют поступки человека.
37546. ФІЛОСОФІЯ. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ПРАКТИЧНИХ ЗАНЯТЬ 414 KB
  Написание рефератов по философии. Методические указания определяются рабочей программой конспектом лекций и дополнительно снабжаются краткой версией полнотекстовой базой данных философских источников кафедры психологии философии и образовательных технологий. Самостоятельное изучение курса философии базируется на принципах личного поиска исходя из мировоззрения личности и одновременно предметности освоения своей специальности будущими учеными. Для сохранения диалектической природы философии в предложенных для самостоятельного чтения...
37548. КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ 48.16 KB
  Философия о человеке Историческая эпоха философии Что такое человек Античность Микрокосмос Душа тело Душа есть проявление идеи Платон Душа это форма человека Аристотель Средние века Духовность душа тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры любви надежды совести Новое время Существо разумное и действующее по законам разума Локк Кант Проявление общественных отношений Маркс Существо волевое и страстное Ницше ХХ в. Философия об обществе Историческая эпоха философии Что такое общество Античность...
37550. Возникновение и история развития проблемы защиты информации 762.5 KB
  Возникновение и история развития проблемы защиты информации Проблема зашиты информации вообще говоря имеет многовековую историю. Применение же специальных мер в целях сохранения информации в тайне практиковалось еще в древние времена: достоверно например известно что выдающийся политический деятель и полководец древнего Рима Цезарь использовал для этих целей криптографическое преобразование текстов сообщений вошедшее в историю под названием шифра Цезаря хотя по современным представлениям и весьма примитивное. Но поскольку здесь...