91722

Понятие, классификация и значение следственных ситуаций

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Характеристика следственной ситуации носит по отношению к процессу расследования преимущественно внешний характер: это характеристика условий в которых протекает данный процесс. Объективные факторы это те не зависящие от участников расследования причины которые вызывают изменения ситуации; субъективные факторы причины порождаемые действиями и поведением участников расследования и иных лиц оказавшихся в той или иной степени втянутыми в сферу судопроизводства. Сочетание всех этих компонентов обусловливает индивидуальный характер каждой...

Русский

2015-07-21

46.17 KB

3 чел.

Понятие, классификация и значение следственных ситуаций

Следственная ситуация – это существующая в данный момент реальность, в условиях которой действует следователь. Разумеется, судить об этой реальности он может по сведениям о ней, по той информационной модели, которая ее отражает, но ситуацией в буквальном ее значении является сама реальность, а не ее модель. Характеристика следственной ситуации носит по отношению к процессу расследования преимущественно внешний характер: это характеристика условий, в которых протекает данный процесс. Следственная ситуация образует в своей совокупности динамическую систему, постоянно изменяющуюся под воздействием объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы — это те не зависящие от участников расследования причины, которые вызывают изменения ситуации;

субъективные факторы — причины, порождаемые действиями и поведением участников расследования и иных лиц, оказавшихся в той или иной степени втянутыми в сферу судопроизводства.

К объективным факторам относят: собранную на данный момент времени доказательственную, ориентирующую информацию; вещественные доказательства и наличие в них криминалистически значимой информации; технико-криминалистические средства, тактические приемы и методы.

К субъективным факторам относят: психологическое состояние, способности, наличие опыта следователя, дознавателя; поведение лиц, проходящих по уголовному делу (обвиняемый, свидетель и т.д.).

Образующая следственную ситуацию система условий состоит из следующих компонентов:

1. Компоненты психологического характера: состояние следователя; результат конфликта между следователем и противостоящими ему лицами; благоприятный (бесконфликтный) ход расследования и др.

2. Компоненты информационного характера: осведомленность следователя (об обстоятельствах преступления, возможных доказательствах, возможностях их обнаружения и экспертного исследования, местах сокрытия искомого, намерениях противодействующих следствию лиц и др.); осведомленность противостоящих следователю и иных проходящих по делу лиц (о степени информированности следователя и свидетелей, об обнаруженных и необнаруженных доказательствах, о намерениях следователя и др.); последствия разглашения, следственной тайны и т. п.

3. Компоненты процессуального и тактического характера: состояние производства по делу, доказательства и их источники; наличие надежных и еще не использованных источников ориентирующей информации; возможность избрать нужную меру пресечения, изолировать друг от друга проходящих по делу лиц, провести конкретное следственное действие; противодействие установлению истины со стороны преступника, а иногда и потерпевшего и свидетелей, последствия ошибочных действий следователя, понятых, специалистов и экспертов и т. п.

4. Компоненты материального и организационно-технического характера: наличие коммуникаций между дежурной частью и следственно-оперативной группой; наличие средств передачи и приема необходимой информации из учетных аппаратов органов внутренних дел, мобильность ее поиска по запросам; возможность мобильного маневрирования наличными силами и средствами, обеспеченность теми и другими и т. д. Сочетание всех этих компонентов обусловливает индивидуальный характер каждой следственной ситуации. С таким содержанием данного понятия связана возможность типизировать следственные ситуации. Конкретная следственная ситуация всегда индивидуальна, и поэтому полная типизация их содержания невозможна. Типовые следственные ситуации — следственные ситуации, возникающие при расследовании преступлений определенных видов или групп. Для многих видов преступлений характерны следующие ситуации: преступник задержан на месте преступления; преступник не задержан, но о нем есть определенная информация; преступник не задержан, никаких сведений относительно его личности нет. По времени возникновения в процессе расследования: начальные, промежуточные и конечные. В этой классификации отражается динамизм, изменчивость ситуаций под влиянием воздействующих на них факторов. По отношениям между участниками: конфликтные и бесконфликтные. Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или частичным совпадением интересов участников взаимодействия, отсутствием противоречий в целях, к достижению которых направлены их усилия на данном этапе расследования. Ситуации конфликтов возникают тогда, когда между участниками процесса складываются отношения соперничества и противодействия. Среди конфликтных в аспекте тактики можно выделить ситуации тактического риска. По отношению к возможности достижения цели расследования: благоприятные и неблагоприятные (для достижения этой цели). По степени сложности различают простые и сложные (проблемные) следственные ситуации. В отличие от первых вторые характеризуются высокой степенью неопределенности, наличием значительного числа, подчас трудноразрешимых, задач, стоящих перед следователем. По объему и характеру дефицита информации следственные ситуации подразделяются на следующие виды: а) в которой отсутствуют вовсе или имеются неполные сведения о преступнике; 6) в которой имеются недостаточно полные сведения о расследуемом событии; в) в которой имеются неполные данные как о преступлении, так и о лице, его совершившем. С точки зрения степени общности ситуации делят на типичные, характерные для подавляющего большинства преступлений определенного вида, и специфические, т. е. встречающиеся в практике сравнительно редко. Одна и та же следственная ситуация может характеризоваться с различных позиций. Самой трудной является ситуация с наибольшим дефицитом информации и максимальным противодействием расследованию, т. е. ситуация, являющаяся одновременно и проблемной, и конфликтной. Характер следственной ситуации оказывает самое непосредственное влияние на методику расследования. Правильное построение и корректировка методики невозможны без осмысления результатов ранее выполненных действий, успешно решенных следственных задач и пополнения недостающей криминалистически значимой информации. Классификация следственных ситуаций производится по следующим основаниям.

1. По отношению к отдельному преступлению или определенному виду преступлений:

а) конкретные (реальные), т. е. они складываются в ходе расследования конкретного преступления;

б) типичные – это ситуации, характерные при расследовании отдельных видов преступлений; в них повторяется значительное количество ранее встречавшихся элементов (например, на однотипных предприятиях могут совершаться хищения одинаковыми способами).

2. По степени информационной определенности:

а) простые (благоприятные), т. е. наличие у следователя достаточной полезной информации (задача следователя заключается в реализации имеющихся возможностей);

б) сложные (неблагополучные) – для такой ситуации характерен дефицит информации (проблемная) или ее информационная неопределенность (полная информационная неопределенность).

3. По степени совпадения целей участников расследования:

а) бесконфликтные, т. е. такие, в которых цели следователя и других участников процесса совпадают (например, следователь желает получить от подозреваемого правдивые показания, и последний этому не препятствует);

б) конфликтные – в таких ситуациях следователь и другие участники процесса противостоят друг другу, стремятся к достижению различных целей.

В конфликтных ситуациях различают:

а) типичные конфликты (например, между следователем и подозреваемым);

б) специфические конфликты, т. е. конфликты между лицами, интересы которых должны совпадать (например, между следователем и оперативным работником);

в) двусторонняя конфликтная ситуация (например, между следователем и одним из участников процесса);

г) многосторонняя конфликтная ситуация (например, между следователем и несколькими участниками процесса);

д) конфликтная ситуация со строгим соперничеством (подозреваемый отказывается давать показания);

е) конфликтная ситуация с нестрогим соперничеством (например, обвиняемый признает свою вину только в одном из двух предъявленных ему обвинений).

В ходе расследования преступлений нередко происходит смена конфликтных ситуаций. Такие ситуации требуют от следователя выявлять причины конфликтов, уметь использовать тактические приемы, направленные на их устранение.

4. В зависимости от значения следственной ситуации для процесса расследования:

а) следственные ситуации, возникающие на различных этапах расследования (первоначальном, последующем, заключительном);

б) следственные ситуации, возникающие в рамках проводимого следственного действия (они определяют тактику проведения следственного действия).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62815. Технологія створення банку ідей і пропозицій 20.14 KB
  Мета: засвоєння знань про сутність творчості зміст та технологію створення банку ідей; формування вмінь створювати банк ідей передбачуваних обєктів проектування. Повідомлення теми мети завдань уроку Учитель записує на дошці тему уроку...
62816. Що можна робити з інформацією. Робота з графічним редактором Paint 56.44 KB
  Мета уроку: закріпити поняття інформація, з’ясувати, якою буває інформація; ознайомити учнів з тим, як людина сприймає інформацію; навчити використовувати палітру кольорів, панель інструментів програми Раіnt, встановлювати основний колір та колір фону,
62817. Багатогранний образ жінки-матері в Шевченкових поемах “Катерина”, “Наймичка”, “Марія” 27.26 KB
  Розвивальна: розвивати аналітико-синтетичне мислення і мовленнєву культуру учнів; виховна: виховувати шанобливе ставлення до жінки, матері; почуття доброти, милосердя, совісті. Обладнання: портрет Т. Шевченка, репродукції картин Касіяна до творів...
62818. Проза 1960-1990рр. XX ст. Історична романістика (Ю. Мушкетик, П. Загребельний, В. Шевчук). «Химерна проза» ( В. Шевчук). Еміграційна література (В. Барка, «Жовтий князь») 25.95 KB
  Це були роки великих збурень і духовних пошуків спричинених лібералізацією що вилилось у нестримне оновлення мистецтва авангардизм у літературі живописі скульптМолоде покоління письменників почало орієнтуватися не на сучасних їм класиків соціалістичного реалізму...
62819. Множення двоцифрового числа на одноцифрове. Задача на суму двох добутків 16.93 KB
  Чи можемо ми дізнатися скільки тканини було у двох сувоях разом Якою дією Чи зможемо дізнатися скільки всього було тканини в майстерні Як про це дізнатися Скільки метрів тканини витрачали на одну занавіску...
62820. Урок РЗМ. Про себе та про інших 21.81 KB
  Мета: ознайомити учнів з поняттям «біографія», «автобіографія»; вчити заповнювати анкету даних про себе, складати автобіографію; розвивати логічне мислення, увагу, спостережливість, діловий стиль...
62821. Уживання слів в переносному значенні. Синоніми. Антоніми. Омоніми 32 KB
  Розширити уявлення про синоніми антоніми й омоніми. удосконалити вміння відрізняти омоніми від багатозначних слів правильно вживати їх у мовленні; навчити добирати синонімиантоніми омоніми до слів лексичної системи української мови...
62822. Музика про зиму 118.15 KB
  Спочатку давайте з вами музично привітаємося. Актуалізація опорних знань учнів 1 Розспівування Сіли рівненько давайте всі разом чітко проговоримо слова поспівки Диби диби артикуляційна робота.
62823. І. Кириліна «Засмутилось кошеня». О. Жилінський «Пісенька Джури». Ф. Шопен прелюдії № 7, 20 373.92 KB
  Мета уроку: формувати прагнення відроджувати і вивчати оригінальну творчість народу виховувати любов до природи навколишнього світу школи бережливе ставлення до весняних квітів; розучити пісню Засмутилось кошеня прослухати прелюдії...