91723

Понятие и классификация криминалистических версий

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Она получила название криминалистической версии обоснованного предположения которое объясняет характер преступления в целом или его отдельных обстановок. Криминалистическая версия представляет разновидность гипотезы выделяют научную отдельную и рабочую гипотезы Версии делятся на два основных вида: общие версии предположение охватывающих раскрываемое преступление в целом; отдельные версии предположения объясняющие отдельные обстоятельства преступления Также выделяют: рабочие версии предположения относительно более мелких и...

Русский

2015-07-21

52.37 KB

1 чел.

Понятие и классификация криминалистических версий

Следователь в процессе раскрытия преступлений обращается к фактам и событиям прошлого, поэтому в этом процессе есть такая формально-логическая категория как гипотеза касается деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений. Она получила название криминалистической версии - обоснованного предположения, которое объясняет характер преступления в целом или его отдельных обстановок.

Криминалистическая версия - это обоснованное предположение о факте, явлении или группе фактов, явлений, имеющих или могущих иметь значение для дела: версия указывает на наличие и объясняет происхождение этих фактов, явлений, их содержание и портиворечий между собой и служит целям установления истины по делам.

Криминалистическая версия представляет разновидность гипотезы выделяют научную, отдельную и рабочую гипотезы

Версии делятся на два основных вида:

- общие версии - предположение, охватывающих раскрываемое преступление в целом;

- отдельные версии - предположения, объясняющие отдельные обстоятельства преступления

Также выделяют:

- рабочие версии - предположения относительно более мелких и второстепенных обстоятельств преступления);

- розыскные версии - предположение о местонахождении разыскиваемого преступника или предметов, вещей, которые необходимо отнести к разновидностям отдельной версии

В криминалистике существует понятие типовых версий - характерных для типичных ситуаций, возникающих в процессе раскрытия преступлений

Типичные версии - это результат научного обобщения следственной, судебной, экспертной и оперативно-розыскной практики, подробно изложена в руководствах по расследованию отдельных видов преступлений Следователь, ведущий расследование, выдвигает не типовые, а конкретные версии основанные на материалах дела, но с учетом типовых версий

Типичные версии также могут быть общими и отдельными

Версия, проходит три последовательные стадии, отражающие процесс расследования

Первая стадия - возникновение (выдвижение) версии

Вторая стадия - анализ (разработка) выдвинутого предположения и определение ряда следствий (обстоятельств, событий, фактов) логически вытекают из выдвинутого предположения

Третья стадия - практическая проверка предполагаемых последствий и сопоставления их с тем, что в результате проверки установлено в фактической действительности

Основу версии составляют фактические данные, которые делятся на 2 группы:

1 Полученные из разных источников данные, касающиеся уголовных дел (данные содержащиеся в судебных доказательствах, материалах оперативно-розыскной деятельности, актах ведомственных проверок, заявлениях и сообщения ях граждан, сообщениях СМИ и других источниках).

2 Данные, являющиеся результатом научных обобщений, непосредственно не относящиеся к уголовному делу (данные естественных, технических и других наук (криминалистики, судебной медицины, физики, химии), а также д данные, полученные из жизненного и профессионального опыта следователя, обобщений следственной, судебной, экспертной практики) Проверяется версия таким способ.

Следователи и судебные версии проверяются путем проведения следственных и судебных действий, а также используются оперативно-розыскные средства и методы, которые носят вспомогательный характер

Оперативно-розыскные версии проверяются с использованием средств и методов ОРД

Методом организации расследования выступает планирование действий следователя, а логической основой планирования служат следственные версии – одна из разновидностей криминалистической версии.

Криминалистическая версия – это обоснованное предположение о факте, явлении или группе фактов, явлений, имеющих или могущих иметь значение для дела; версия указывает на наличие и объясняет происхождение этих фактов, явлений, их содержание и связь между собой и служит целям установления истины по делу. По своей логической природе криминалистическая версия представляет собой разновидность гипотезы.

Различают научную, частную и рабочую (временную) гипотезы.

Научная гипотеза – это предположение о закономерностях развития природы, общества и мышления, т.е. о явлениях, носящих общий характер и служащих предметом научного исследования.

В отличие от научной частная гипотеза относится к какому-либо одному или нескольким фактам, явлениям, объясняет только их;

Рабочая или временная гипотеза, касаясь, как и частная, одного или группы фактов, служит в отличие от частной гипотезы их условным объяснением, носящим временный характер и предназначенным для дальнейшего исследования.

Криминалистическая версия – разновидность частной гипотезы.

Объясняя сущность, происхождение и связи отдельных фактов, она имеет значение только для данного случая. Но (в отличие от рабочей гипотезы) версия не носит временного характера. Будучи выдвинутой, она претендует на истинность, т.е. постоянство объяснения. Версии заменяются другими не в силу своей временности, а потому, что они опровергнуты как ложные. Но, признавая криминалистическую версию частной гипотезой, следует иметь в виду, что она представляет собой специфическую разновидность такой гипотезы.

Ее отличие от иных частных гипотез заключается в том, что она:

а) конструируется и используется в специфической сфере общественной практики – уголовном судопроизводстве;

б) выдвигается и проверяется лицами, специально уполномоченными на то законом; в) объясняет факты и обстоятельства, значимые для установления истины по делу; г) должна быть проверена в ограниченный законом срок;

д) проверяется специфическими методами, обусловленными законом;

е) проверяется в условиях, когда возможно активное противодействие со стороны заинтересованных в сокрытии истины лиц. Эти отличия версии от других частных гипотез отражают отличия судебного исследования от научного.

Версия – это обоснованное предположение о факте, явлении. В процессе доказывания могут возникать различные предположения, суждения, догадки относительно исследуемых фактов. Но эти предположения только тогда могут стать версией, когда они основаны на известных фактических данных, базируются и объясняют всю соответствующую совокупность таких данных. В этом находит свое выражение такой признак криминалистической версии, как ее реальность в данных обстоятельствах места и времени. Специального рассмотрения требует вопрос об основаниях выдвижения версий. Долгое время существовало мнение, что исходными данными для построения версий могут служить только доказательства. Впоследствии от этого мнения отказались, справедливо рассудив, что, поскольку версии – предположение, которое подлежит проверке независимо от своего основания, нецелесообразно искусственно сужать базу ее исходных данных. Фактические данные, служащие базой для выдвижения версии, могут быть подчерпнуты как из процессуальных, так и из непроцессуальных (ориентирующая информация) источников. К числу последних может быть отнесен любой источник, лишь бы содержащаяся в нем информация была правдоподобной. Опираясь на исходные данные, версия должна не просто объяснять их, но и раскрыть все виды связей между ними. Содержание версии всегда шире содержания исходных данных, так как включает и предположения о фактах, еще не установленных. Однако при этом содержание исходных данных должно полностью укладываться в содержание версии.

Если версия не может объяснить все известные в момент ее выдвижения фактические данные, это означает, что:

а) факт, выходящий за пределы содержания версии, не имеет отношения к данному событию, не связан с ним;

б) версия в целом нереальна, не отражает объективно существующей между фактами связи и не может определять направленность расследования. Версия подлежит замене;

в) версия нуждается в известной корректировке, уточнении, дополнении, но не требует замены.

Версия - это предположение о факте, явлении, относящемся к делу. Не могут считаться версиями предположительные объяснения фактов, не связанных с предметом доказывания. В этом другой признак криминалистической версии – ее относимость. Наконец еще одним признаком криминалистической версии служит специфика субъекта ее выдвижения и проверки: - следователь, - прокурор, - сотрудник органа дознания, - эксперт, - суд. Именно поэтому выражение типа «версия свидетеля», «версия потерпевшего» и т.д., иногда употребляются в обиходе и даже в литературе, в сущности означают не версии в точном смысле этого слова, а предположения, объяснения этих лиц, которые могут стать основной для версии, а могут и не стать. Наряду с конкретными фактическими данными основанием версии могут стать аналогия, интуиция, справочные сведения обобщенного характера, в том числе положения науки и практики, среди которых важное место занимают криминалистические характеристики преступлений. Предположения наиболее общего характера именуются типичными версиями. Типичная версия – наиболее характерное для данной ситуации с точки зрения соответствующей отрасли научного знания или обобщенной практики судебного исследования (оперативно-розыскной, следственной, судебной, экспертной), предположительное объяснение отдельных фактов или события в целом. Смысл таких (например, следственных) версий заключается в объяснении события при минимальных исходных данных, что необходимо для определения направленности расследования при дефиците информации. Однако типичные версии должны быть неизбежно конкретизированы уже на начальном этапе расследования. Практическое значение типичных версий было подтверждено последними успешными разработками на их основе типовых программ действий оперативной группы, получившей сообщение о происшествии. Такие типовые программы нередко находятся на вооружении дежурных частей органов внутренних дел. Они базируются на минимальной исходной информации, обобщенной типичной версией, и содержат:

- указания на состав оперативной группы;

- перечень средств, составляющих оснащение группы;

- обязанности каждого участника группы;

- указания на субъекта и цели связи оперативной группы с органом внутренних дел. Многочисленные классификации криминалистических версий можно свести к следующим основным видам:

а) по субъекту выдвижения

- следственные (разновидность – розыскные),

- оперативно-розыскные,

- судебные,

- экспертные;

б) по объему (кругу объясняемых фактов)

- общие

- и частные;

в) по степени определенности

– типичные

- и конкретные;

г) по отношению к предмету доказыванию

- обвинительные

- и оправдательные.

Проверяется версия следующим образом. Из нее выводятся все следствия, т.е. определяется, какие факты должны быть или каких фактов не должно быть, если версия истинна. Проверка версии и заключается в установлении наличия или отсутствия этих фактов.

Так, если при обнаружении трупа в петле выдвигается версия о самоубийстве путем самоповешания, то следствиями из этой версии будут:

- прижизненный характер странгуляционной борозды на теле трупа;

- наличие условий для укрепления петли, наложение ее на шею и последующих действий (наличие крюка, прочно укрепленного в стене или потолке, подставки для самоубийцы и т.п.);

- наличие мотивов для самоубийства и др.

Отсутствие любого из этих фактов потребует логичного объяснения, и если это объяснение будет противоречить проверяемой версии, то ее следует признать неверной и выдвинуть иную. Применительно к следственной версии можно утверждать, что она является организующим началом расследования и «ядром» планирования действий следователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55716. Исследования графов и их изучение 126 KB
  Точки графа называются его вершинами а отрезки соединяющие их ребрами графа. Более того графы являются эквивалентными либо попросту одним и тем же графом если соответствующие вершины одного графа соединены так же как и соответствующие вершины другого то есть соединены...
55717. ВПРОВАДЖЕННЯ ІКТ ТА ІНТЕРАКТИВНИХ МЕТОДІВ ТА ФОРМ НАВЧАННЯ ЯК ЗАСІБ ФОРМУВАННЯ ПРЕДМЕТНИХ МАТЕМАТИЧНИХ ТА ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНОЇ КОМПЕТЕНЦІЙ В УЧНІВ ПОЧАТКОВИХ КЛАСІВ 268 KB
  Активне навчання потребує залучення учнів у навчальний процес. У розв’язанні цих проблем важливе місце відводиться інформаційно комунікативним технологіям інтерактивним методам та формам навчання комп’ютерному програмному забезпеченню освітнього процесу.
55718. Використання засобів ІКТ у процесі вивчення біології та хімії 74.5 KB
  Біологія та хімія є одними з тих навчальних предметів що дають багатий матеріал для відпрацювання найрізноманітніших методів і прийомів роботи з інформацією.
55719. Інтеграція початкового і дошкільного навчання, як діалог двох освітніх структур в межах округу 51 KB
  І досі на цьому перехідному місточку виникає багато питань: це продовження соціалізації дитини забезпечення психологічного комфорту врахування особливостей здоров’я та розвитку дітей вивчення статусу сім’ї. Перевантаження в школах пов’язанні зі складністю навчальних програм надлишкові домашні завдання ведуть до погіршення стану здоров’я учнів. І це є проблема над якою працюють вчителі всіх освітніх округів міста бо як казав один мудрець: Здоров’я – це ще не все але без здоров’я все інше – ніщо. Тому вчителі всіма...
55720. Взаимодействие участников коррекционного пространства в условиях спецшколы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи 43.5 KB
  В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации.
55721. Ліворукі діти: особливості розвитку 232 KB
  Мета: познайомити учасників із дослідженнями науковців щодо особливостей психофізіологічного складу та розвитку ліворуких дітей; навчити розрізніти поняття праворукі ліворукі та амбідекстри...
55722. Проектна технологія навчання у сучасній школі 61 KB
  А метод проектів це можливо те що в якійсь мірі якраз розвантажить вчителя тому що дасть більше свободи для діяльності учнів те що дасть можливість вирішити не розвязані досі проблеми класу...
55723. Профилактика инфекционных заболеваний 3.23 MB
  Цель: дать общее представление об инфекционных заболеваниях, о причинах их возникновения, возбудителях, симптомах заболеваний; учить защищать свой организм от инфекций, вести профилактику инфекционных заболеваний; воспитывать грамотных в отношении здоровья детей.
55724. Розробка позакласного заходу з трудового навчання 235.5 KB
  Мета. Закріпити теоретичні знання учнів, набуті в 6—9 класах із трудового навчання; стимулювати цікавість учнів до предмета; виховувати повагу до трудової діяльності, людей праці.