91724

Логический механизм и этапы построения криминалистических версий

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Отличительные черты криминалистической версии в основном сводятся к следующим: криминалистические версии выдвигаются в сфере практической а не научной деятельности; субъектами выдвижения криминалистических версий являются оперативный работник дознаватель следователь прокурор судья состав суда эксперт...

Русский

2015-07-21

57.19 KB

1 чел.

Логический механизм и этапы построения криминалистических версий

Раскрытие и расследование преступлений, судебное рассмотрение уголовных дел с позиции гносеологии являются познавательными процессами, структурные элементы которых составляют комплексы логических (достоверных), эвристических (поисково-вероятностных) и интуитивных операций. Основной эвристический метод творческой деятельности - гипотеза, а в расследовании и судебном производстве ее разновидность - криминалистическая версия.

Отличительные черты криминалистической версии в основном сводятся к следующим:

1) криминалистические версии выдвигаются в сфере практической, а не научной деятельности;

2) субъектами выдвижения криминалистических версий являются оперативный работник, дознаватель, следователь, прокурор, судья (состав суда), эксперт;

3) сравнительно небольшой по объему исходный информационный материал (фактическая база);

4) выведение версий как из достоверно установленных фактов, так и из вероятной информации, в том числе и из слухов, анонимных сообщений и т.п.;

5) выдвижение всех фактически возможных предположений (версий);

6) построение версий должно происходить одновременно или почти одновременно, что не исключает в дальнейшем выдвижение новых версий в связи с поступлением дополнительной информации.

Версии выдвигаются в ситуациях информационной неопределенности, когда отсутствуют достаточные данные для достоверных логических выводов. Версионный метод в качестве своего важнейшего этапа предусматривает логическое исследование и упорядочение всей исходной информации. В результате из общего информационного массива формируется взаимосвязанный и внутренне непротиворечивый информационный комплекс, который можно рассматривать как фактическую базу версии. Она включает в себя сведения, полученные в результате проведения оперативно-разыскных, следственных, экспертных, судебных действий и иных мероприятий. Эта информация имеет непосредственное отношение к конкретному уголовному делу и находится как бы "внутри" его процессуальных и объемно-логических рамок.

По уголовному делу из общего информационного массива может быть сформировано несколько комплексов внутренне непротиворечивых данных, каждый из которых в силу своего различногосодержания становится фактической базой для одной из версий. В то же время одна и та же фактическая база из-за различий в ее возможном объяснении нередко становится основой для построения нескольких версий.

Тем не менее для построения перспективных версий одной лишь фактической базы недостаточно. Очевидно, что логико-информационное "развертывание" исходных данных в проблемных ситуациях неприемлемо, поскольку информация, содержащаяся в фактической базе, носит неполный и явно недостаточный характер. Поэтому необходимо обратиться к дополнительному источнику информации, которым и является теоретическая база версии - упорядоченная совокупность данных, имеющих отношение к еще неизвестному обстоятельству и выделенных из общего запаса (тезауруса) сведений, содержащихся в памяти субъекта деятельности и взаимодействующих с ним лиц, в специальной литературе, информационно-поисковых и иных учетах. Ценнейшими источниками обобщенной информации служат также групповые криминалистические характеристики преступлений. Фактическая и теоретическая базы составляют два структурных компонента версий, которые благодаря творческой интеграции в эвристическом механизме следователя (третий структурный элемент) преобразуются в четвертый (итоговый) структурный элемент -вероятностный версионный вывод. Эта четырехмерная схема отражает статическую структуру версии (рис. 4.1).

Динамическая структура версии состоит из четырех этапов, последовательно отражающих процесс построения версий.

Первый этап - исследование уже собранного по уголовному делу информационного массива с помощью анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, моделирования и других методов. В итоге происходит своеобразная фильтрация, предварительная

Рис. 4.1. Статическая структура версии

оценка собранной информации с точки зрения ее относимости, достоверности и допустимости. В ходе исследования отдельные сведения группируются вокруг обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК), и позволяют сделать предварительный вывод о доказанности или же недоказанности названных выше обстоятельств. В результате выявляются искомое обстоятельство,которое необходимо доказать в процессе расследования, и исходные данные, которыми располагает следователь. Тем самым определяется проблемная ситуация, на одном "полюсе" которой находится искомое (неизвестное) обстоятельство, а на другом - информация (фрагментарная, вероятностная), явно недостаточная для доказывания искомого.

Второй этап - формирование фактической базы версии, которая создается из информации, группирующейся вокруг неустановленных обстоятельств дела. При этом для формирования фактической базы могут быть привлечены и так называемые вспомогательные, промежуточные факты.

Третий этап - наиболее сложный, он состоит в формировании теоретической базы версии за счет следующих основных источников дополнительной информации:

а) теоретические, профессиональные и общежитейские знания, аккумулированные в памяти следователя;

б) обобщенные и необобщенные сведения, содержащиеся в специальной и иной литературе;

в) единичная информация, содержащаяся в других уголовных делах, "отказных" материалах, оперативных данных в отношении иных фактов и событий;

г) документация военкоматов, медицинских учреждений и прочих ведомств;

д) личный и коллективный опыт руководителей и сотрудников;

е) данные групповых криминалистических характеристик преступлений;

ж) данные, сосредоточенные в информационно-поисковых, иных системах и учетах информационных центров МВД России всех уровней. Следует подчеркнуть, что некоторые привлеченные из внешних источников сведения, особенно необобщенные, после проверки версий не только переходят в материалы уголовного дела, но и становятся доказательствами (данные дактилоскопических учетов, видео- и фототеки и т.п.).

Четвертый этап - формирование версионного умозаключения с помощью фактической и теоретической баз (логических посылок), которое принимает форму нетрадиционного модуса условно-категорического силлогизма:

Если А, то В (теоретическая база).

Установлено В (фактическая база).

Вероятно А (предположительный вывод).

Логическая природа версионного умозаключения не является дедуктивной, поскольку вывод осуществляется не от истинности основания к истинности следствия (как в традиционном силлогизме), а от следствия к основанию, что "запрещено" правилами дедукции. Тем не менее вероятностный характер версионного вывода имеет огромное эвристическое значение. Но логическая природа версии не является и "чисто индуктивной", поскольку устанавливается не общее положение по единичным доказательствам и следам, а познание такого же единичного, хотя и более цельного объекта по его отдельным признакам. Своеобразная криминалистическая индукция позволяет совершить переход от следствия к причине, от части к целому, от отдельных признаков, характеризующих, например, подозреваемого, к полному и конкретному представлению о преступнике. При построении версий большую роль играет метод аналогии, позволяющий выдвигать предположения, но преимущественно не в отношении неизвестных признаков сравниваемых объектов (как это обычно происходит в традиционной логике), а в основном для установления искомого объекта по сходству сравниваемых групп признаков.

Таким образом, сложный эвристический механизм построения версии представляет собой комплекс частично преобразованных методов анализа, синтеза, моделирования, дедукции, индукции, аналогии, обобщения и интуитивных догадок.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующее определение. Криминалистическая версия - это обоснованное предположение субъектов познавательной деятельности (следователь, дознаватель, прокурор, оперативный работник, судья, эксперт), дающее одно из возможных и допустимых объяснений уже выявленных, исходных данных (фактическая база), позволяющее на их основе во взаимодействии с теоретической базой, вероятностно (неоднозначно) установить еще неизвестные обстоятельства, имеющие значение для дела. Под этими обстоятельствами понимаются как элементы предмета доказывания, так и промежуточные (вспомогательные) факты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61715. Какие бывают растения? 22.05 KB
  Цель урока: Познакомить детей с названиями групп растений деревья кустарники травы с растениями относящимися к той или иной группе. Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться какие бывают растения.
61716. Земноводные 17.52 KB
  Цели: 1. Познакомить учащихся с классом земноводных, их характерными особенностями, средой обитания. 2. Продолжить формирование выделять существенные и отличительные признаки разных групп.
61717. Наши ближайшие соседи 17.69 KB
  Слайд 2 Государственные границы Это линии раздела между территориями государств. Слайд 3 Норд вег значит путь на север. Слайд 6 Берега Финляндии омывают Ботнический и Финский заливы Балтийского моря.
61718. Целостный педагогический процесс 45.77 KB
  1.Образовательная (дидактическая). Раскрыть сущность целостного педагогического процесса, его признаки и компоненты. Познакомить с педагогической задачей как единицей педагогического процесса. Раскрыть принципы педагогического процесса.
61719. Закономерности и принципы обучения 40.58 KB
  Структура урока: Закономерности процесса обучения. Принципы и правила процесса обучения. Давайте запишем тему урока и небольшой план: Тема урока: Закономерности и принципы обучения План: Закономерности процесса обучения.
61720. Техника спортивного плавания способом кроль на груди 29.42 KB
  Задачи: Закрепить технику упражнений для освоения с водой Разучить технику кроль на груди Развивать выносливость в процессе свободного плаванья Укреплять функции дыхания
61721. Атмосфера 26.55 KB
  Здравствуйте ребята Вот наконец прозвенел долгожданный звонок Проверьте все ли вы подготовили для урока во время перемены Тихонько усаживайтесь на свои места мы начинаем Здравствуйте 2 3 мин. Ребята вы знаете в космосе царит холод намного более сильный чем в морозилке.
61722. Особенности консультирования супругов 60.4 KB
  Дидактическая (образовательная). Ознакомить студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений. Получить знания о базовых характеристиках супружеских отношений.
61723. Методики диагностики творческих способностей 48.59 KB
  План урока: Сущность и основные концепции творческих способностей; Методики диагностики творческих способностей Фигурный тест Торренса тест вербальной креативности Гилфорда...