91727

Научные основы судебной трасологии (понятие, объекты, факторы, определяющие возможности идентификации трасологических объектов)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Трасология - это отрасль криминалистической техники, разрабатывающая научно-технические средства и методы обнаружения, фиксации и исследования следов с целью определения механизма следообразования, установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации следообразующих объектов и установления иных обстоятельств...

Русский

2015-07-21

43.88 KB

0 чел.

Научные основы судебной трасологии (понятие, объекты, факторы, определяющие возможности идентификации трасологических объектов)

Трасология - это отрасль криминалистической техники, разрабатывающая научно-технические средства и методы обнаружения, фиксации и исследования следов с целью определения механизма следообразования, установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации следообразующих объектов и установления иных обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и правильного разрешения уголовного дела.

В ходе совершения преступления в обязательном порядке образуются следы. Сложность заключается в том, чтобы вовремя и с применением достоверных научно-технических средств обнаружить, зафиксировать, изъять и исследовать эти следы.

Понятие следа имеет два определения:

1) в широком смысле - это любые материальные изменения, причинно связанные с совершением преступления. Например, изменение обстановки на месте происшествия, исчезновение одних и появление других предметов и т. д.;

2) в узком смысле - это отображение внешнего строения одного материального объекта на другом (изучается в трасологии).

Система трасологии включает в себя:

1 учение о следах и следообразовании;

2 приемы и методы обнаружения, фиксации, изъятия следов;

3 исследование веществ как следов образования;

4 исследование предметов как следов преступления;

5 исследование следов-отображений. Трасологией исследуются следы:

1) рук;

2 ног (обуви);

3) зубов;

4) одежды;

5 участков кожи головы (например, уха);

6 орудий, инструментов, холодного оружия;

7 транспортных средств;

8) животных;

9) крови и других веществ.

Исследование предметов как следов преступления можно разделить на:

1) определение состояния отдельных предметов;

2) установление принадлежности частей единому целому;

3) установление источника происхождения (группы, класса, вида) по следам производственных механизмов.

Задачи трасологии:

1) идентификационные - отождествление объекта по оставленным им следам и установление групповой принадлежности, в том числе общего источника происхождения;

2) диагностические - определение механизма следо-образования: взаимодействия объектов в момент возникновения следов.

Трасология базируется на следующих принципах:

1) индивидуальность объектов материального мира. Внешнее строение однородных объектов может совпадать по общим признакам, но неизбежно будет различаться по частным;

2) внешнее строение объекта, в том числе частные признаки, способно при определенных условиях достаточно точно отобразиться на других объектах;

3) отображение в следе внешнего объекта всегда является обратным, зеркальным.

Значение трасологии определяется возможностями установления различных обстоятельств расследуемого события. Установление по следам объекта, а также механизма образования следов позволяет получить сведения о субъекте, о способе совершения преступления, о предмете преступного посягательства; позволяет доказать наличие связи между обнаруженными следами и преступными действиями конкретного лица, установить обстоятельства, способствовавшие преступлению.

Трассология — это область криминалистического знания о следах, отражающих признаки внешнего строения следообразующих объектов, о механизме следообразования, а также о средствах, методах и приемах их обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного судопроизводства. 2. Система трассологии включает в себя: • общие вопросы; • изучение следов-отображений (рук, ног, зубов, орудий взлома, транспортных средств); • исследование предметов как следов преступления (определение состояния отдельных предметов, установление целого по частям, установление источника происхождения предметов по следам производственных механизмов); • исследование веществ как следов преступлений. 3. Под следами в трассологическом значении понимаются материальные отображения на каких-то предметах признаков внешнего строения других материальных объектов, контактно взаимодействовавших с первыми. По следам можно установить: а) механизм возникновения (например, угол взаимодействия объектов); б) отдельные обстоятельства происшедшего события (например, способ проникновения в помещение); в) групповую принадлежность (например, тип автомашин по следам протектора); г) тождество объекта (например, на разных местах происшествий следы рук оставлены одним и тем же лицом). Задачи: установление пригодности следов для идентификации; определение механизма и условий следообразования; определение свойств и признаков следообразующего объекта; установление отдельных обстоятельств образования следов; отождествление объекта, оставившего след; решение вопроса, не оставлены ли следы, изъятые с мест разных происшествий, одним и тем же объектом. Понятие след в криминалистике В широком смысле под следами понимаются любые изменения в материальной среде, возникшие в ней в результате совершенного преступления. Под следами в узком смысле понимается отображение на одном из взаимодействовавших в процессе совершения преступления объектов внешнего строения другого объекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60227. Як Берізка листя роздарувала 125.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з творами українських письменників, які описували красу осені. Удосконалювати вміння виразно, правильно, інтонаційно читати та розказувати текст, співати пісні, танцювати.
60229. Свято «Чаювання – родинна традиція» 142.5 KB
  Розширити уявлення учнів про напій який виготовляють люди а саме чай. Сьогодні чай називають напоєм №1. Чай це прекрасний корисний напій який тамує спрагу знімає втому додає бадьорості підіймає настрій.
60230. Поспішайте робити добро! 47.5 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про моральні якості людини – доброту, доброзичливість; проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням інтересів та потреб інших; удосконалювати уміння аналізувати власні вчинки...
60231. Милосердя і доброта - людства два крила 517.5 KB
  Навчальна:дати визначення поняттю «добро». На основі християнської та загальнолюдської моралі формувати в учнів риси людяності допомогти тим, хто в біді; наголосити на важливості гармонії виховання у сімї та школі.
60233. Інтелектуальний турнір «Ігри ерудитів» 175 KB
  МЕТА: розвивати логічне мислення, кмітливість вміння та навички розмірковувати, робити висновки; розвивати інтерес до математики, фізики та інформатики через гру; виховувати свідоме відношення до набування знань, які допомагають перемагати, бути першим.
60234. Харчова промисловість України. Шоколад. Ліки чи задоволення? 140 KB
  Щорічне споживання шоколаду в різних країнах світу Додаток №8 Гра Найбільші виробники шоколаду Вступ Урок в сучасних умовах повинен носити творчий характер. Ліки чи задоволення...
60235. Хлеб – всему голова! 769.5 KB
  Цель: расширить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба; развивать наблюдательность и познавательный интерес; воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.