91739

Методы обнаружения признаков материального подлога документов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Под полной подделкой понимается изготовление всех составных частей документа бумага бланк и реквизитов подписи печати штампы и т. Экспертизой могут быть разрешены следующие вопросы: является ли бланк данного документа подлинным; если бланк фальшивый то каким способом он изготовлен; не использовались ли для подделки бланка какиелибо принадлежности и материалы из числа изъятых у подозреваемого лица; изготовлены ли представленные на исследование бланки документов одним и тем же способом и с помощью одних и тех же приспособлений;...

Русский

2015-07-21

48.28 KB

2 чел.

Методы обнаружения признаков материального подлога документов

Криминалисты различают три вида подделок:

  1.  полную,
  2.  частичную,
  3.  изготовление документов произвольной формы.

Под полной подделкой понимается изготовление всех составных частей документа (бумага, бланк) и реквизитов (подписи, печати, штампы и т.д.) с ориентиром на подлинные. Такой подделке чаще всего подвергаются документы, изготавливаемые на чистых листах бумаги (справки, свидетельства, удостоверения). Реже полностью подделывают документы, изготавливаемые типографским способом.

В настоящее время применяются различные методы защиты документов от подделки: технологический, полиграфический, химический и др. В связи с этим полностью подделать сложные документы в кустарных условиях практически невозможно. Следовательно, в процессе изготовления поддельных документов они приобретают ряд признаков, отличающих их от подлинных.

Экспертизой могут быть разрешены следующие вопросы:

  1.  является ли бланк данного документа подлинным;
  2.  если бланк фальшивый, то каким способом он изготовлен;
  3.  не использовались ли для подделки бланка какие-либо принадлежности и материалы из числа изъятых у подозреваемого лица;
  4.  изготовлены ли представленные на исследование бланки документов одним и тем же способом и с помощью одних и тех же приспособлений;
  5.  произведена ли подделка документа способом, названным в показаниях конкретного лица;
  6.  заменены ли страницы в исследуемом документе;
  7.  не заменена ли фотокарточка в конкретном документе;
  8.  являются ли поддельными оттиски печатей и штампов в данном документе и если да, то каков способ их подделки;
  9.  каким способом (фабричным или кустарным) изготовлены печать и штамп, оттиски которых имеются в документе;
  10.  нанесены ли оттиски на документе печатью и штампом;
  11.  имеются ли исправления в документе, представленном на исследование;
  12.  выполнена ли подпись конкретного лица им самим или другим субъектом;
  13.  кто из лиц, образцы почерка которых представлены, является исполнителем цифровых записей в документе;
  14.  сделана ли дописка в представленном документе данным субъектом и др.

Осмотр документов начинается с изучения его содержания. При этом проверяется правильность сведений в документе, внимательно прочитываются основной текст, дополнительные надписи, резолюции и пометки. Проверяется наличие необходимых реквизитов, их взаимное соответствие. Одним из приемов выявления противоречий в документе может быть его сравнение с образцом аналогичного, правильно оформленного документа. Если документ выполнен в нескольких экземплярах, полезно сравнить между собой копии и т.д. Благодаря тщательному анализу содержания документа могут быть выявлены противоречия между изложенными в документе и общеизвестными фактами, а также обстоятельствами дела.

В процессе изучения содержания может быть установлен интеллектуальный подлог документа, имеющего ложные сведения, факты.

Задачей осмотра является также обнаружение материального подлога документа (изменение содержания путем подчисток, травления, дописок, замены листов и т.п.).

Результаты осмотра оформляются в соответствии со статьями 176, 177, 180 УПК РФ. В протоколе указываются наименование документа, его номер, дата выдачи, на чье имя он выдан, размеры документа, характер его краев, наличие разрывов, пятен, складок, транскрипции и т.д.

Большую помощь при осмотре документов могут оказать специалисты.

По объему выполненной подделки различают полную и частичную подделку документов. При полной - документ целиком изготавливается преступником. При частичной подделке в подлинный документ вносятся отдельные изменения текста или подделывается один или несколько реквизитов. В тексте производится обычно удаление первоначальных записей путем подчистки, травления и штриховки, сокрытие записей под каким-либо красителем, дописка, допечатка, вклейка отдельных фрагментов документа, замена его листов или частей. При фальсификации отдельных реквизитов встречаются следующие способы подделки: рисование, перекопировка, изготовление различными способами подписей и оттисков печати.

Признаки подчистки. При подчистке отдельные элементы письменных знаков, буквы, цифры, слова и даже целые тексты удаляют путем стирания резинкой и другими эластичными материалами или путем выскабливания острыми предметами. К признакам подчистки относятся:

1) взъерошенность, приподнятость волокон бумаги, образующиеся при повреждении ее поверхностного слоя;

2) утончение слоя бумаги в результате того, что при подчистке снимается ее верхний слой;

3) наличие частиц красителя от штрихов ранее написанного текста;

4) повреждение защитной сетки и типографских линий, если они имеются на подчищенном участке документа;

5) расплывы чернил нового текста на подчищенных участках. Признаки подчистки могут быть обнаружены при осмотре документов с увеличением, при косо падающем освещении (на просвет). Для маскировки подчистки поврежденный участок бумаги приглаживается твердым предметом или пропитывается определенным веществом, а нарушения типографских линий и защитной сетки подрисовываются. Маскировка может быть выявлена микроскопическим исследованием, а также исследованием в ультрафиолетовых лучах.

Признаки травления. При травлении текст частично или целиком удаляется путем воздействия на него определенными химическими реактивами. Краситель записей и некоторых реквизитов иногда растворяется, обесцвечивается, смывается.

О травлении свидетельствуют следующие признаки:

1) шероховатость бумаги в результате повреждения проклейки;

2) расплывы штрихов чернил новых записей;

3) хрупкость и ломкость бумаги при травлении концентрированными растворами;

4) цветные (желтоватые, бурые) пятна и ореолы на участках травления;

5) обесцвечивание записей на участках, смежных с исследуемыми;

6) побледнение или изменение цвета защитной сетки на документе;

7) изменение цвета штрихов новых записей на вытравленных участках;

8) остатки штрихов первоначального текста;

9) своеобразная (отличающаяся от общего фона) люминесценция участков с вытравленным текстом при облучении документа ультрафиолетовыми лучами. Выявление признаков травления возможно при исследовании документа с применением увеличительных приборов, светофильтров, при косо падающем свете, наблюдении люминесценции в ультрафиолетовых лучах.

Признаки дописки, допечатки, замены листов, вклейки.

Признаки дописки:

1) различия в общих и частных признаках почерка, наблюдаемых в основном тексте и дописке; 2) неравномерный разгон и темп письма дописанных знаков, слов, строк по сравнению с почерком, которым выполнен первоначальный текст: дописка часто выполняется более сжатым почерком и в замедленном темпе даже лицом – исполнителем основного текста;

3) различия в оттенке красителя дописки и первоначальных записей;

4) различия в ширине штрихов;

5) расплывы краев штрихов чернил, если дописка расположена на месте имеющейся складки документа или на месте подчистки;

6) смещение дописанных элементов по вертикали или горизонтали относительно первоначальных записей в документах, выполненных под копирку в нескольких экземплярах. Допечатка характеризуется различиями в оттенке красителя штрихов вследствие замены или износа ленты, разницей в расположении строк допечатанного и первоначального текста, в общих и частных признаках пишущей машины, если допечатка производилась на другой машине.

Дописку и допечатку можно обнаружить с использованием увеличительных приборов, а также при осмотре оборотной стороны документа. Различие в цвете штрихов обнаруживается при фотографировании документа со светофильтрами. Для выявления различий в химическом составе красителя применяются съемка в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, люминесцентный анализ, методы спектрального анализа, хромотография.

Содержание документа иногда искажается путем замены листов. Различия между первоначальной и замененной частями могут быть обнаружены по цвету и оттенку бумаги и красителя текста, по степени загрязненности, по цвету люминесценции, по химическому составу красителя и бумаги, по нумерации страниц, а также по серии и номеру документа.

Изменение таких реквизитов, как дата, номер и серия совершается иногда путем вклейки отдельных кусочков других документов. В этих случаях изменения в документе выявляются по тем же признакам, по которым обнаруживается замена листов. Кроме того, при осмотре краев вклеенных кусочков могут быть замечены разволокнение бумаги, несовпадения линий защитной сетки, частицы клея. Наиболее хорошо видна вклейка при осмотре документа на просвет и при сгибе.

Признаки технической подделки подписи в документе. Подписи подделываются путем подражания почерку лица, от имени которого они выполняются, или с помощью технических приспособлений. Установление имитации и конкретного исполнителя подписи относится к компетенции почерковедческой экспертизы. Определение подделки подписей с использованием различных технических приспособлений входит в задачу технико-криминалистического исследования документов. Для всех способов такой подделки нужна подлинная подпись лица, от имени которого ставится подпись на поддельный документ. Она может быть переведена через копировальную бумагу или без нее – путем передавливания. Полученные штрихи обводятся чернилами или пастой шариковой ручки.

При подделке подписей таким образом образуются следующие характерные признаки:

1) в штрихах, выполненных пишущей ручкой, наблюдается замедленность движений, которая проявляется в извилистости штрихов, изломах овалов, тупых окончаниях и подрисовках штрихов, в неоправданных остановках пишущего прибора;

2) штрихи карандаша или красителя копировальной бумаги и следы давления располагаются в месте нахождения штрихов пишущей ручки или рядом с ними;

3) при осмотре на просвет негативов сфотографированных подлинной и поддельной подписей можно видеть совпадение основных элементов копии и оригинала и несовпадение мелких деталей.

Признаки замедленного письма, следы обводки и наличие копировки устанавливаются с помощью увеличительных приборов. Следы передавливания можно наблюдать при косо падающем освещении. Для исследования различий в составе красителя штрихов применяются химические методы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58691. Понятие про орнамент. Последовательность создания орнамента. Создание орнамента из растительных форм 38 KB
  Цель: развивать творческие способности фантазию воспитывать экономное и бережное отношение к бумаге и к природным материалам Оборудование: плакат с зашифрованным словом украинский национальный костюм образцы готовых аппликаций орнаментов.
58692. Однорідні члени речення 38 KB
  Усно доповнити власними реченнями про красу осінньої природи Під осінніми високими зорями затихають оселі і тепер стає чутнішою мова роси напівроздягнених дерев вчорнілих задуманих соняшників що вже не тягнуться ні до зірок ні до сонця.
58693. Звязок прикметників з іменниками 47 KB
  Мета: Навчаюча: допомогти учням засвоїти матеріал про звязок прикметників з іменниками; закріплювати вміння встановлювати логіко-граматичні звязки; вдосконалювати вміння розрізняти прикметники серед інших частин мови...
58694. Чергування голосних звуків о е і в коренях слів 56.5 KB
  Мета: вчити учнів правильно писати о е і в корені слова; формувати орфографічну навичку письма вміння визначати корінь в слові; розвивати навичку чіткого мовлення уваги мислення; сприяти виховуванню почуття поваги до старших.
58695. Леся Українки “Бояриня” 39.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів зі змістом твору, дослідити, як крізь призму особистого життя героїв розкрито трагедію рідного краю; розвивати творче мислення учнів, уміння аналізувати прочитане; виховувати любов до України, до її історичного минулого.
58696. Схоже і відмінне в кольорах. Порівняння предметів за кольором. Кольори. Вживання закінчень прикметників -й, -а, -е, -і 99 KB
  Мета: Продовжити засвоєння українських назв кольорів; збагачувати й активізувати словниковий запас учнів; удосконалювати орфоепічні вміння; формувати вміння вживати закінчення прикметників (-й, -а, -є, -і); порівнювати предмети за кольором; розвивати мовленнєві навички; виховувати любов до природи.
58697. Іменник. Загальне значення і граматичні ознаки іменника 8.41 MB
  Мета: розширювати і поглиблювати знання учнів про іменник як частину мови; познайомити з іменниками назвами істот та неістот їх характерними ознаками; з іменниками на позначення власних і загальних назв навчити розрізняти їх учити писати в великої літери власні іменники...