9174

Ощущения. Виды и закономерности ощущений

Лекция

Психология и эзотерика

Ощущения Содержание Понятие ощущение Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия. Требование: уметь классифицировать виды ощущений...

Русский

2013-02-24

24.57 KB

93 чел.

Ощущения

Содержание

  1.  Понятие «ощущение»
  2.  Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные
  3.  Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия.

Требование: уметь классифицировать виды ощущений.

1. Понятие «ощущение»

                      Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств  и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

                       Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

                      

Ощущения

С физиологической точки зрения представляют деятельность:

Отражают

  1.  Основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма);
  2.  Состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль).

                       

  1.  Рецепторов, воспринимающих раздражения;
  2.  Проводящих центростремительных нервных путей;
  3.  Центральных корковых отделов анализаторов.

*Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной  системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если последняя временно  отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид  утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители

2. Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

Английский  физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса  ощущений:

1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности  тела.

2) интероцептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);

3) проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях, с помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

Виды ощущений

  1.  Мышечно-двигательные ощущения

проприоцептивные

  1.  Голод
  2.  Жажда
  3.  Ощущение боли
  4.  Ощущение равновесия
  5.  Ощущение ускорения

интероцептивные

  1.  Зрительные
  2.  Обонятельные
  3.  Вкусовые
  4.  Слуховые
  5.  Температурные
  6.  Тактильные

экстерорецептивные

3. Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия

Пороги ощущений

Нижний порог ощущения -та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. (Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора).

Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. (Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек.  Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.)

 Разностный порог ощущения (порог различения) - тa минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. (Для того,  чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек.  воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога,  тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения).

Адаптация

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в  тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются  болевые ощущения: боль — это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений  могла бы грозить ему гибелью.

Взаимодействие ощущений, синестезия

                       Повышение чувствительности в результате  взаимодействия ощущений или появления других раздражителей  называется сенсибилизацией. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов.

 Синестезия - иногда под действием одного раздражителя  могут возникать ощущения, характерные для другого. (Например, у некоторых людей музыка  вызывает цветовые ощущения, а некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на температурную чувствительность).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55565. Дії над раціональними числами 111.5 KB
  Мета: систематизація знань учнів з теми Дії з раціональними числамиâ€; перевірити вміння учнів виконувати різні дії з раціональними числами та розвязувати задачі що мають практичний зміст...
55566. Множення раціональних чисел 85.5 KB
  Тип уроку: комбінований Форми роботи на уроці: Колективна Групова Індивідуальна Епіграф до уроку: Освіта є те що залишається коли все вивчене вже забуте. Лауе Хід уроку I Організація класу 1 хв II Мотивація навчальної діяльності...
55567. Анализ урока по русскому языку 58 KB
  Косноязычием страдают многие и не только дети: не владеют речью не говорят свободно спотыкаются. Чтобы дети не боялись говорить по теме урока я составляю обязательные для всех краткие схемы ответов одну из схем я применила на открытом уроке при раскрытии одного из пунктов плана.
55571. Умножение и деление рациональных чисел 493 KB
  Цели урока: повторение изученного материала по теме отработка навыков применения операций умножения и деления чисел с разными знаками и отрицательных чисел. Задачи урока...
55572. Поняття раціонального виразу. Допустимі значення змінної 2.16 MB
  Мета: ввести поняття раціонального виразу, цілого та дробового виразу, формувати в учнів вміння знаходити допустимі значення змінних у дробових виразах.
55573. Додавання і віднімання раціональних чисел 54 KB
  Мета: удосконалити вміння застосовувати правила додавання та віднімання дробів до розв’язування вправ і задач; розвивати пізнавальний інтерес, математичну мову; виховувати відповідальне відношення до навчання