9174

Ощущения. Виды и закономерности ощущений

Лекция

Психология и эзотерика

Ощущения Содержание Понятие ощущение Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия. Требование: уметь классифицировать виды ощущений...

Русский

2013-02-24

24.57 KB

91 чел.

Ощущения

Содержание

  1.  Понятие «ощущение»
  2.  Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные
  3.  Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия.

Требование: уметь классифицировать виды ощущений.

1. Понятие «ощущение»

                      Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств  и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

                       Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

                      

Ощущения

С физиологической точки зрения представляют деятельность:

Отражают

  1.  Основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма);
  2.  Состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль).

                       

  1.  Рецепторов, воспринимающих раздражения;
  2.  Проводящих центростремительных нервных путей;
  3.  Центральных корковых отделов анализаторов.

*Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной  системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если последняя временно  отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид  утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители

2. Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

Английский  физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса  ощущений:

1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности  тела.

2) интероцептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);

3) проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях, с помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

Виды ощущений

  1.  Мышечно-двигательные ощущения

проприоцептивные

  1.  Голод
  2.  Жажда
  3.  Ощущение боли
  4.  Ощущение равновесия
  5.  Ощущение ускорения

интероцептивные

  1.  Зрительные
  2.  Обонятельные
  3.  Вкусовые
  4.  Слуховые
  5.  Температурные
  6.  Тактильные

экстерорецептивные

3. Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия

Пороги ощущений

Нижний порог ощущения -та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. (Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора).

Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. (Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек.  Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.)

 Разностный порог ощущения (порог различения) - тa минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. (Для того,  чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек.  воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога,  тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения).

Адаптация

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в  тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются  болевые ощущения: боль — это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений  могла бы грозить ему гибелью.

Взаимодействие ощущений, синестезия

                       Повышение чувствительности в результате  взаимодействия ощущений или появления других раздражителей  называется сенсибилизацией. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов.

 Синестезия - иногда под действием одного раздражителя  могут возникать ощущения, характерные для другого. (Например, у некоторых людей музыка  вызывает цветовые ощущения, а некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на температурную чувствительность).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57366. Число і цифра 5. Написання цифри 5. Порівняння чисел у межах 5. Попереднє і наступне число. Порядкова і кількісна лічба 37.5 KB
  Мета: показати утворення числа 5 ознайомити з цифрою 5; вчити писати цифру 5; вдосконалювати навички лічби в межах 5 розвивати вміння порівнювати числа в межах 5; розвивати логічне мислення увагу спостережливість.
57367. Порівняння чисел у межах 5. Попереднє і наступне числа. Склад числа 5. Монета 5 к. Написання цифр 34.5 KB
  Мета: продовжувати роботу над формуванням вміння порівнювати числа; закріплювати знання попереднього й наступного чисел вміння їх визначати; ознайомити з новою монетою 5 к. Порахувати числа від 1 до 5.
57369. Ознайомлення з дією додавання. Знак «+». Складання прикладів на додавання за предметними малюнками. Написання цифр 33.5 KB
  Мета: вчити учнів складати приклади на додавання; ознайомити зі знаком вчити читати цей знак; формувати вміння обчислювати приклади на додавання записувати приклади в зошит...
57370. Складання прикладів на додавання за малюнками монет. Порівняння чисел. Поняття на, над, під. Порівняння за віком (молодий — старий) 32.5 KB
  Мета: формувати в учнів вміння складати приклади на додавання на основі малюнків; вправляти учнів у засвоєнні результатів додавання в межах 5 на основі складу чисел; розвивати мислення.
57371. Число і цифра 8. Написання цифри 8. Порівняння чисел у межах 8. Послідовність чисел у межах 8. Додавання у випадку трьох доданків 36.5 KB
  Мета: ознайомити з числом і цифрою 8; пояснити утворення числа 8; вчити писати цифру 8; закріплювати нумерацію чисел у межах 8; розвивати логічне мислення вдосконалювати навички усної лічби. Фронтальне опитування Назвати числа від 1 до 7; від 3 до 7; від 1 до 5.
57372. Склад числа 10. Послідовність чисел у межах 10. Складання й розв’язання прикладів на додавання. Написання цифр 32.5 KB
  Мета: показати утворення числа 10 шляхом складання окремих групп предметів закріпити у дітей знання усної нумерації чисел першого десятка формувати навички кількісної та порядкової лічби; розвивати увагу уяву логічне мислення.
57373. Повторення складу числа 10. Складання прикладів за малюнками предметів та монет. Розпізнавання геометричних фігур. Написання цифр 31.5 KB
  Мета: продовжити роботу над формуванням у дітей вміння порівнювати числа в межах 10; закріплювати знання складу числа 10; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати логічне мислення. Повторення складу числа 10 На дошці силуети будинків.
57374. Ознайомлення з термінами доданок, сума. Складання прикладів на додавання за числовим відрізком, за малюнком 35.5 KB
  Мета: розкрити зміст дії додавання; ознайомити учнів з компонентами дії додавання доданками сумою; продовжити формування вміння складати приклади на додавання; вдосконалювати навички усної лічби...