9175

Память и ее характеристики

Лекция

Педагогика и дидактика

Память и ее характеристики Определение памяти. Память- это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта...

Русский

2013-02-24

20.4 KB

12 чел.

Память и ее характеристики

Определение памяти.

Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Под опытом здесь понимаются любые психические процессы, предшествовавшие текущим, независимо от степени их осознания.

Уровни средств хранения памяти

Уровень

Краткое описание

Физический

информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами — это «внешняя» память человека (узелки на память, записная книжка и т.д.)

Биологический

происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК

Физиологический

информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов. Хранится информация о структуре тех мгновенных изменений в состоянии рецепторов, которые имели место при воздействии на них раздражителей.

Психологический

качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны

Виды памяти

По характеру психической активности

Эмоциональная

Память на переживания. Способствует обобщенной, глобальной оценке ситуации с точки зрения ее ценности для субъекта. Особенность эмоциональной памяти: повторно переживаемые эмоции никогда не воспринимаются как ожившее воспоминание, поэтому эмоции, возникающие у человека всякий раз при столкновении с какой-то типичной ситуацией, могут казаться ему непонятными и даже загадочными. Для произвольного воспроизведения (или его избежания) желательной (нежелательной) эмоции необходимо представить, а еще лучше создать (избежать) типичную для ее возникновения у данного субъекта ситуацию.

Образная

Память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы. Сохраняет пережитый опыт в форме образов. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах восприятия, например при распознавании образов.

Словесно-логическая

Память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. Хранятся наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрения в целом. Кроме того, в словесно-логической форме хранятся также сознательно планируемые программы деятельности

Двигательная

Память на движения. Хранятся схемы различных движений и их систем, образующие двигательные навыки, которые обеспечивают автоматизированный характер действий в повторяющихся или типичных ситуациях

По продолжительности сохранения

Мгновенная

Это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Образ, возникший в результате возбуждения рецепторов каким-либо единичным воздействием, сразу же не исчезает, он продолжает существовать в той же форме, в которой он возник, постепенно затухая в пределах одной секунды для зрительной системы и гораздо дольше для слуховой. Изображение продолжает как бы стоять перед глазами, а звук звучать в ушах, несмотря на то что стимул уже исчез.

Кратковременная

Представляет собой хранилище, в котором происходит «работа» не только с той информацией, которая поступила от сенсорных органов, но и с той, которая извлекается из долговременной памяти. Кратковременная память — это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами. Это — рабочая память, где над входными элементами в течение какого-то короткого времени производятся различные операции — структурирование, опосредование или повторение.

Время хранения материала в кратковременной памяти — около 30 с. При повторении материала в пределах этого времени он может храниться в ней гораздо дольше.

Долговременная

Характеризуется практически неограниченным временем хранения и объемом хранимой информации.

Хранятся:

• пространственная модель мира, представленная здесь в виде отвлеченных структур, соответствующих образам нашего дома, города, страны и всей планеты;

• знания о законах, устройстве мира и свойствах объектов;

• наши представления о людях, самих себе, социальных нормах и жизненных ценностях;

• моторные навыки, например, звуковой и письменной речи, одевания, езды на велосипеде, умения решать задачи в различных областях деятельности;

• навыки понимания речи или интерпретации произведений живописи или музыкальных произведений;

• планы и программы будущей деятельности.

По характеру целей деятельности

Произвольная

психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий

Непроизвольная

вид памяти, характеризующийся тем, что человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что-либо запомнить или припомнить

Процессы памяти

Запоминание - запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения

Виды запоминания

  1.  По степени активности протекания процесса:
  2.  Непреднамеренное (без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий)
  3.  Преднамеренное (человек ставит перед собой цель – запомнить некоторую информацию – и использует специальные приемы запоминания)
  4.  По характеру связей, лежащих в основе памяти:
  5.  Механическое (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается, без осознания логической связи между различными частями)
  6.  Осмысленное (понимание внутренних логических связей между отдельными частями материала)

Хранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени

Забывание - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено

Способы предупреждения забывания:

  1.  придание осмысленной связи материалу
  2.  создание плана
  3.  применение усвоенных знаний на практике
  4.  повторение

Воспроизведение - активизация закрепленного ранее содержания психики

Узнавание - сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63940. Создание электронного учебника по предмету АИС 1.03 MB
  Чтобы создать свою страничку, вам необязательно знать даже основы html, т.к. программа возьмет на себя львиную долю работы по написанию html-кода. Можно порекомендовать Macromedia Dreamweaver и как своеобразный учебник
63941. Технологическиий процесс приготовления сложной кулинарной продукции в ресторане «Аляска» 772.02 KB
  Вспомним к примеру знаменитые пиры римских патрициев где подавались невообразимые блюда вроде соловьиных язычков куда быстроногие рабы-бегуны доставляли живых миног с побережья моря и лед с вершин гор. В ресторане Аляска реализуют смешанные алкогольные и безалкогольные напитки...
63942. Онлайн түрдө дисктерди сатуу жана фильмдерди көрүү веб-сайты 4.28 MB
  Долбоор сайт болгондуктан жана жогоруда айтылып кеткен баардык касиеттерин жогорку сапатта ишке ашырыш үчүн PHP – тилинде жазылды. Иштетилип чыгып жаткан учурда ар кандай технологиялар колдонулду. Алар жөнүндө маалымат дагы айтылат.
63943. Улучшение организации производства работ на ООО «Тугай Агро» 5.71 MB
  Важнейшей задачей лесного хозяйства является повышение надежности и улучшения эксплуатации лесозаготовительной техники. Благодаря конструктивному совершенствованию лесосечных, лесотранспортных машин и нижескладского оборудования...
63944. Технологія приготування виробів із дріжджового безопарного тіста 388.66 KB
  Організація робочого місця під час приготування виробів із дріжджового безопарного тіста. Охорона праці в кондитерському цеху правила санітарії та гігієни при приготуванні виробів із дріжджового безопарного тіста.
63945. Шешім қабылдау - басқарудың басты функциясы 339.5 KB
  Қазіргі менеджментке қатысты көтеріліп отырған мәселелер ауқымы алуан түрлілігімен және көп қырлылығымен ерекшеленеді. Алайда осы уақытқа дейін Қазақстан экономикасының ерекшелігін ескеретін менеджмент әдісі бізде толық зерттелмей келеді.
63946. Экологические технологии в сфере гостеприимства 223.38 KB
  Цель ВКР: изучить и проанализировать экологические проблемы, связанные с развитие туристской отрасли и сферы гостеприимства. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать имеющийся рекреационный потенциал Тюменской области...