91752

Особенности подготовки и тактические приемы проведения допроса свидетелей-очевидцев

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Запоминание еще более сложный процесс образования в памяти свидетеля образов представлений связанных с воспринятыми фактами. Их нельзя учесть заранее однако из основных и наиболее часто встречающихся одни связаны с индивидуальными свойствами самого свидетеля другие с внешними условиями и обстоятельствами в которых происходило восприятие сохранение в памяти и воспроизведение. К таким факторам относятся: 1 Свойства восприятия и памяти свидетеля: состояние органов зрения и слуха обоняния и осязания.

Русский

2015-07-21

47.32 KB

0 чел.

Особенности подготовки и тактические приемы проведения допроса свидетелей-очевидцев

Тактика допроса свидетеля.

Если свидетель дал полные ответы на поставленные вопросы, то следователю достаточно задать дополняющие, уточняющие и контрольные вопросы для конкретизации сведений и проверки их достоверности. При наличии в показаниях пробелов и неточностей необходимо их устранить, применив тактические приемы, содержание которых зависит от причин этих дефектов: забывчивости допрашиваемого или его нежелания рассказать всю правду.

Причинами неполноты показаний могут быть:

-непонимание того, каких именно сведений от него ждет следователь;

-ошибки восприятия, запоминания и воспроизведения информации;

-негативное психологическое состояние во время допроса и др.

Непонимание обычно устраняется постановкой уточняющих, дополняющих или напоминающих вопросов. Устранение противоречивости и неполноты показаний, вызванных ошибками восприятия, запоминания и актуализации воспринятого, требует от следователя понимания процесса формирования показаний и действия мешающих факторов, а также использования тактических приемов для оказания допрашиваемому помощи в припоминании фактов, интересующих следствие.

Процесс формирования свидетельских показаний состоит из восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе обстоятельств расследуемого преступления. Восприятие представляет собой процесс отражения в человеческом сознании события преступления или его отдельных деталей на основе зрительных и слуховых, реже — обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений.

Запоминание — еще более сложный процесс образования в памяти свидетеля образов (представлений), связанных с воспринятыми фактами. Воспроизведение состоит в том, что свидетель на допросе, оживляя в своей памяти образы (представления), запечатлевшиеся в результате восприятия и запоминания, сообщает соответствующие сведения следователю.

Свидетельские показания формируются под влиянием различных факторов. Их нельзя учесть заранее, однако из основных и наиболее часто встречающихся одни связаны с индивидуальными свойствами самого свидетеля, другие — с внешними условиями и обстоятельствами, в которых происходило восприятие, сохранение в памяти и воспроизведение.

К таким факторам относятся:

1) Свойства восприятия и памяти свидетеля: состояние органов зрения и слуха, обоняния и осязания. Разная память накладывает специфический отпечаток на показания свидетелей, в которых одни события (факты) изложены полно и точно, а другие — в общих чертах.

2) Физическое и психическое состояние в момент восприятия. Болезненные ощущения, нервное расстройство, усталость, опьянение, сильное душевное волнение и другие факторы неблагоприятно влияют на процесс формирования свидетельских показаний.

3) Направленность внимания обусловливает целенаправленное или непреднамеренное восприятие. В следственной практике чаще встречается второй вид восприятия, поэтому для получения полных показаний следователю нужно применять тактические приемы, призванные помочь допрашиваемому в припоминании забытых обстоятельств. Здесь должна быть задействована эмоциональная память, а также ассоциации по смежности во времени и пространстве, по сходству или контрасту.

4) Патологические дефекты психики и нервной системы могут влиять на процесс формирования свидетельских показаний весьма существенно. В сложных случаях рекомендуется назначить судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, но только с согласия свидетеля (ч. 5 ст. 56 УПК РФ).

5) Обстановка восприятия: удаленность от наблюдаемого события, условия видимости, наличие или отсутствие препятствий, которые могут поглощать звуки, состояние погоды и др.

6) Промежуток времени, прошедшего со дня восприятия до момента дачи показаний. Чем он больше, тем выше вероятность искажения, полной или частичной утраты воспринятой свидетелем информации. Поэтому медлить с производством допроса свидетеля крайне нежелательно.

7) Склонность к фантазированию (восполнение пробелов восприятия и запоминания вымыслом). Основная сложность получения показаний здесь состоит в том, чтобы отличить заведомую ложь от фантазии свидетеля, отделить достоверные показания от вымышленных. В этой ситуации от следователя требуется умение формулировать и задавать допрашиваемому контрольные и уточняющие вопросы.

8) Обстановка допроса свидетеля должна быть спокойной и деловой, не нарушаемой внешними раздражителями. Если свидетель отказывается от дачи показаний либо дает заведомо ложные показания, необходимо выяснить причины, по которым это делается.

Ими могут быть:

-страх перед возможной местью со стороны подозреваемого (обвиняемого);

-ложно понимаемое чувство товарищества;

-стремление скрыть собственное неблаговидное поведение;

-негативное отношение к деятельности правоохранительных органов и др.

Соответственно действующим причинам применяются тактические приемы, основанные на разъяснении свидетелю, что:

-подозреваемый (обвиняемый) станет не опасен, если будет изобличен в совершении -преступления и привлечен к уголовной ответственности;

-его показания имеют важное значение для разоблачения преступников;

-помогая раскрыть преступление, он помогает укреплению законности и т.п.

В некоторых случаях бывает тактически уместно напомнить об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний; предъявление свидетелю доказательств (оглашение показаний других лиц и заключений экспертов, воспроизведение звуко-, видеозаписи, демонстрация фотографий, предъявление вещественных доказательств и др.); производство очных ставок; предъявление свидетеля для опознания и т.д.

Если в соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе, но не имеет права задавать свидетелю вопросы и комментировать его ответы. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля, которые подлежат занесению в протокол допроса (ч. 5 ст. 189 УПК РФ).

Сущность допроса – истребование и получение от допрашиваемого информации, имеющей значение для дела.

Приемы мобилизации памяти и восстановление забытого:

  1.  Если свидетель забыл какие-либо детали, ему нужно предложить ещё раз, но более подробно осветить ту или иную часть события. Допрашиваемый в этой ситуации напрягает память, чтобы вспомнить подробности – картина события более ясна – это допрос в разных планах.
  2.  Для оживления, какого – либо обстоятельства, ему обычно предъявляют документы или вещественные доказательства. Допрашиваемый узнав предмет, может вспомнить по ассоциации и те факты, которые были связаны с ним.
  3.  Аналогичный эффект дает допрос потерпевшего или свидетеля прямо на месте происшествия. Допрашиваемый в этой ситуации восстанавливает важнейшие детали события по ориентирам, которые остались на местности.
  4.  Если свидетель не правильно освещает какой-либо факт, то ему рекомендуется предъявить показания других очевидцев или провести с ними очную ставку. Допрашиваемый, выслушав свидетелей, может сам припомнить забытые им факты. Следователи довольно часто сталкиваются с нежеланием допрашиваемого рассказать о том, что ему известно. Основной метод преодоления негативной обстановки является установление психологического контакта – это такое состояние, при котором люди желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга, независимо от того, есть или нет между ними противоречия, следовательно, контакт появляется тогда, когда допрашиваемый старается вникнуть в ваши доводы, а вы стремитесь выслушать его возражения. Добившись этого, следователь получает возможность убедить свидетеля в необходимости говорить правду. Сделать это можно путем совместного с ним анализа доказательств.

Допрос начинается:

  1.  Начинать нужно с выяснения вопроса по анкетной части протокола.
  2.  Затем допрашиваемому разъясняется, в связи, с чем он вызван к следователю. Если свидетелю просто предложить рассказать все, что ему известно по делу, то он вероятнее всего ответит, что ему ничего не известно. Поэтому допрашиваемому нужно прямо сказать, что он находился на месте происшествия и в соответствии с этим вызван на допрос. Получив такое разъяснение, свидетель уже не сможет утверждать, что ему ничего не известно.
  3.  Выслушивая показания, не следует без особой нужды прерывать допрашиваемого. Важно лишь направлять его рассказ, чтобы свидетель не отклонялся в сторону и давал более подробные показания по существу дела.
  4.  После свободного рассказа можно перейти к вопросам, уточняющим показания свидетеля, при этом обязательно устанавливаются кто, кроме допрашиваемого знает о том, что он рассказал, нет ли документов, в которых содержится эта информация. Одним словом, нужно выяснить, чем можно подтвердить его слова.
  5.  Если свидетель дает ложное показание, то показания рекомендуется максимально детализировать. Лжесвидетель, готовясь к допросу, обычно продумывает лишь главные факты события, поэтому допрос его о подробностях второстепенных обстоятельств приводит к противоречивым показаниям. Анализ этих противоречий позволит убедить допрашиваемого в неправильности занятой им позиции.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27799. КТД 133.94 KB
  Предполагает следующие этапы: принятие идеи выделение совета дела творческое коллективное выполнение коллективный анализ и оценка принятие идеи нового дела. Структура коллективнотворческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД намечают свои исходные направляющие действия необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям проводя нацеливающие воспитательные занятия с детьми беседы экскурсии готовят...
27800. Технологии профилактики наркомании и алкоголизма 20.21 KB
  Привлекают внимание информационные технологии профилактики наркомании и алкоголизма разработанные в г.Первый постулат профилактики наркомании заполнение информационного вакуума. Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый конвейер публикаций и рекламы в СМИ по профилактике наркомании.
27801. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В МОУ СОШ № 3 с. КИТАЕВСКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 40.19 KB
  Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. Деятельность научного общества учащихся Олимп в которое входят предметные секции. Материальная поддержка талантливых и одарённых детей поездка в Москву на Всероссийский конкурс творческих работ учащихся посвящённый 75летию Д. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся уделять внимание развитию их способностей.
27802. Работа учителей иностранного языка с одаренными детьми 181.5 KB
  Алексин Тульской области август 2010 года Слайд 2 В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми. Слайд 3 Наличие способных учащихся в школе реализация целевой программы Наша новая школа подчёркивают актуальность и необходимость программы развития одарённых детей. Слайд 4 Работа учителей иностранного языка с одаренными детьми В каждом классе есть учащиеся обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Летний профильный лагерь...
27804. Принципы организации и функции детского досуга 65.5 KB
  Досуг детей подростков и юношества развивается по своим законам принципам теоретически обоснованным и апробированным на практике.Принцип всеобщности и доступности возможность приобщения вовлеченности всех детей подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения их досуговых запросов и интересов. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности увлеченности и инициативе детей подростков и юношества с одной стороны и их поощрении...
27805. Ресоциализация 32.5 KB
  в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры которая до сих пор для него имела исключительную значимость. В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка оценок его поведения общественного мнения в школе в кругу друзей. Коррекция имеет следующие функции: восстановительную предполагающую восстановление тех положительных качеств которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости обращение к памяти подростка о его добрых делах; ...
27806. Социально - психологический портрет современного подростка 32.5 KB
  Подростковый возраст как наиболее сложный этап в развитии ребенка Подростковый возраст период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации от 1112 до 1415 лет. [11] Подростковый возраст протекает очень бурно самый затяжной и самый острый. Можно говорить о трех кризисах которые сливаются воедино и переживаются подростками а значит о трех группах причин которые делают возраст труднее. Возрастает контроль над инстинктом эмоциями.