91752

Особенности подготовки и тактические приемы проведения допроса свидетелей-очевидцев

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Запоминание еще более сложный процесс образования в памяти свидетеля образов представлений связанных с воспринятыми фактами. Их нельзя учесть заранее однако из основных и наиболее часто встречающихся одни связаны с индивидуальными свойствами самого свидетеля другие с внешними условиями и обстоятельствами в которых происходило восприятие сохранение в памяти и воспроизведение. К таким факторам относятся: 1 Свойства восприятия и памяти свидетеля: состояние органов зрения и слуха обоняния и осязания.

Русский

2015-07-21

47.32 KB

0 чел.

Особенности подготовки и тактические приемы проведения допроса свидетелей-очевидцев

Тактика допроса свидетеля.

Если свидетель дал полные ответы на поставленные вопросы, то следователю достаточно задать дополняющие, уточняющие и контрольные вопросы для конкретизации сведений и проверки их достоверности. При наличии в показаниях пробелов и неточностей необходимо их устранить, применив тактические приемы, содержание которых зависит от причин этих дефектов: забывчивости допрашиваемого или его нежелания рассказать всю правду.

Причинами неполноты показаний могут быть:

-непонимание того, каких именно сведений от него ждет следователь;

-ошибки восприятия, запоминания и воспроизведения информации;

-негативное психологическое состояние во время допроса и др.

Непонимание обычно устраняется постановкой уточняющих, дополняющих или напоминающих вопросов. Устранение противоречивости и неполноты показаний, вызванных ошибками восприятия, запоминания и актуализации воспринятого, требует от следователя понимания процесса формирования показаний и действия мешающих факторов, а также использования тактических приемов для оказания допрашиваемому помощи в припоминании фактов, интересующих следствие.

Процесс формирования свидетельских показаний состоит из восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе обстоятельств расследуемого преступления. Восприятие представляет собой процесс отражения в человеческом сознании события преступления или его отдельных деталей на основе зрительных и слуховых, реже — обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений.

Запоминание — еще более сложный процесс образования в памяти свидетеля образов (представлений), связанных с воспринятыми фактами. Воспроизведение состоит в том, что свидетель на допросе, оживляя в своей памяти образы (представления), запечатлевшиеся в результате восприятия и запоминания, сообщает соответствующие сведения следователю.

Свидетельские показания формируются под влиянием различных факторов. Их нельзя учесть заранее, однако из основных и наиболее часто встречающихся одни связаны с индивидуальными свойствами самого свидетеля, другие — с внешними условиями и обстоятельствами, в которых происходило восприятие, сохранение в памяти и воспроизведение.

К таким факторам относятся:

1) Свойства восприятия и памяти свидетеля: состояние органов зрения и слуха, обоняния и осязания. Разная память накладывает специфический отпечаток на показания свидетелей, в которых одни события (факты) изложены полно и точно, а другие — в общих чертах.

2) Физическое и психическое состояние в момент восприятия. Болезненные ощущения, нервное расстройство, усталость, опьянение, сильное душевное волнение и другие факторы неблагоприятно влияют на процесс формирования свидетельских показаний.

3) Направленность внимания обусловливает целенаправленное или непреднамеренное восприятие. В следственной практике чаще встречается второй вид восприятия, поэтому для получения полных показаний следователю нужно применять тактические приемы, призванные помочь допрашиваемому в припоминании забытых обстоятельств. Здесь должна быть задействована эмоциональная память, а также ассоциации по смежности во времени и пространстве, по сходству или контрасту.

4) Патологические дефекты психики и нервной системы могут влиять на процесс формирования свидетельских показаний весьма существенно. В сложных случаях рекомендуется назначить судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, но только с согласия свидетеля (ч. 5 ст. 56 УПК РФ).

5) Обстановка восприятия: удаленность от наблюдаемого события, условия видимости, наличие или отсутствие препятствий, которые могут поглощать звуки, состояние погоды и др.

6) Промежуток времени, прошедшего со дня восприятия до момента дачи показаний. Чем он больше, тем выше вероятность искажения, полной или частичной утраты воспринятой свидетелем информации. Поэтому медлить с производством допроса свидетеля крайне нежелательно.

7) Склонность к фантазированию (восполнение пробелов восприятия и запоминания вымыслом). Основная сложность получения показаний здесь состоит в том, чтобы отличить заведомую ложь от фантазии свидетеля, отделить достоверные показания от вымышленных. В этой ситуации от следователя требуется умение формулировать и задавать допрашиваемому контрольные и уточняющие вопросы.

8) Обстановка допроса свидетеля должна быть спокойной и деловой, не нарушаемой внешними раздражителями. Если свидетель отказывается от дачи показаний либо дает заведомо ложные показания, необходимо выяснить причины, по которым это делается.

Ими могут быть:

-страх перед возможной местью со стороны подозреваемого (обвиняемого);

-ложно понимаемое чувство товарищества;

-стремление скрыть собственное неблаговидное поведение;

-негативное отношение к деятельности правоохранительных органов и др.

Соответственно действующим причинам применяются тактические приемы, основанные на разъяснении свидетелю, что:

-подозреваемый (обвиняемый) станет не опасен, если будет изобличен в совершении -преступления и привлечен к уголовной ответственности;

-его показания имеют важное значение для разоблачения преступников;

-помогая раскрыть преступление, он помогает укреплению законности и т.п.

В некоторых случаях бывает тактически уместно напомнить об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний; предъявление свидетелю доказательств (оглашение показаний других лиц и заключений экспертов, воспроизведение звуко-, видеозаписи, демонстрация фотографий, предъявление вещественных доказательств и др.); производство очных ставок; предъявление свидетеля для опознания и т.д.

Если в соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе, но не имеет права задавать свидетелю вопросы и комментировать его ответы. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля, которые подлежат занесению в протокол допроса (ч. 5 ст. 189 УПК РФ).

Сущность допроса – истребование и получение от допрашиваемого информации, имеющей значение для дела.

Приемы мобилизации памяти и восстановление забытого:

  1.  Если свидетель забыл какие-либо детали, ему нужно предложить ещё раз, но более подробно осветить ту или иную часть события. Допрашиваемый в этой ситуации напрягает память, чтобы вспомнить подробности – картина события более ясна – это допрос в разных планах.
  2.  Для оживления, какого – либо обстоятельства, ему обычно предъявляют документы или вещественные доказательства. Допрашиваемый узнав предмет, может вспомнить по ассоциации и те факты, которые были связаны с ним.
  3.  Аналогичный эффект дает допрос потерпевшего или свидетеля прямо на месте происшествия. Допрашиваемый в этой ситуации восстанавливает важнейшие детали события по ориентирам, которые остались на местности.
  4.  Если свидетель не правильно освещает какой-либо факт, то ему рекомендуется предъявить показания других очевидцев или провести с ними очную ставку. Допрашиваемый, выслушав свидетелей, может сам припомнить забытые им факты. Следователи довольно часто сталкиваются с нежеланием допрашиваемого рассказать о том, что ему известно. Основной метод преодоления негативной обстановки является установление психологического контакта – это такое состояние, при котором люди желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга, независимо от того, есть или нет между ними противоречия, следовательно, контакт появляется тогда, когда допрашиваемый старается вникнуть в ваши доводы, а вы стремитесь выслушать его возражения. Добившись этого, следователь получает возможность убедить свидетеля в необходимости говорить правду. Сделать это можно путем совместного с ним анализа доказательств.

Допрос начинается:

  1.  Начинать нужно с выяснения вопроса по анкетной части протокола.
  2.  Затем допрашиваемому разъясняется, в связи, с чем он вызван к следователю. Если свидетелю просто предложить рассказать все, что ему известно по делу, то он вероятнее всего ответит, что ему ничего не известно. Поэтому допрашиваемому нужно прямо сказать, что он находился на месте происшествия и в соответствии с этим вызван на допрос. Получив такое разъяснение, свидетель уже не сможет утверждать, что ему ничего не известно.
  3.  Выслушивая показания, не следует без особой нужды прерывать допрашиваемого. Важно лишь направлять его рассказ, чтобы свидетель не отклонялся в сторону и давал более подробные показания по существу дела.
  4.  После свободного рассказа можно перейти к вопросам, уточняющим показания свидетеля, при этом обязательно устанавливаются кто, кроме допрашиваемого знает о том, что он рассказал, нет ли документов, в которых содержится эта информация. Одним словом, нужно выяснить, чем можно подтвердить его слова.
  5.  Если свидетель дает ложное показание, то показания рекомендуется максимально детализировать. Лжесвидетель, готовясь к допросу, обычно продумывает лишь главные факты события, поэтому допрос его о подробностях второстепенных обстоятельств приводит к противоречивым показаниям. Анализ этих противоречий позволит убедить допрашиваемого в неправильности занятой им позиции.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57636. You are as many times a man as many foreign languages you know 45.5 KB
  The people of Babylonia were rich and powerful. They were happy. They love each other and enjoyed working together. But one thing was lacking. Man had only the Earth to enjoy. Because God had kept heaven for himself and his evangels.
57637. Моє улюблене зимове свято 66.5 KB
  In Ukraine this tradition is celebrated on 19 December. Young children put their shoes or boots in front of the chimneys and sing songs. On the next morning they will find a small present in their shoe/boots, ranging from a bag of chocolate coins to a bag of marbles or some other small toy.
57638. INFINITIVE 91 KB
  Use the correct form of the Infinitive: Speak louder if you want... (to hear, to be heard) Don’t talk too much if you want people...(to listen, to be listened) to you. Ask yourself always: how can this... (do, be done). I am glad... (to take, to be taken) your advice.
57639. Travelling. The Visit to Kyiv 55.5 KB
  What is it? Railway station. Imagine that we will go to a trip to Kyiv. This is the map of the centre of Kyiv. So, the topic of our lesson is “The Visit to Kyiv”. Children, who helps us to know more about interesting places?
57640. Kyiv is the capital of Ukraine. Main cities 11.79 MB
  Good morning! I`m glad to see you Come here, make a circle and say a compliment. Choose a card and choose your team. They are: Tulips, Roses, Daffodils. We shall compete in some tasks and I will give you the scores. I wish you good luck.
57641. Languages of the world 128.5 KB
  You see that the first language in the list is Mandarin (Chinese) and the second is English. 6-й слайд Teacher: What do we know about languages? The oldest written language is Egyptian Mandarin Chinese is spoken by 700 million people. India has 845 languages.
57643. Health and Healthy Living 60 KB
  It’s great when we are well. But sometimes we have problems with our health. What do we feel? Call some symptoms: a headache, a backache, a toothache, a stomach ache, a burn, a bee sting, a cough, a running nose...
57644. Мистецтво робити покупки 35 KB
  Опрацювати лексику – назви магазинів та товарів, які там продаються; вчити переглядовому читанню тексту; вчити складати діалоги; повторити вживання структур у пасивному стані.