91753

Тактические особенности допроса добровольно заблуждающихся свидетелей

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Дача показаний является обязанностью свидетеля потерпевшего и за отказ или уклонение от дачи показаний сообщение заведомо ложных показаний он несет ответственность. Следователь обязан разъяснить что свидетель или потерпевший вправе отказаться от дачи показаний уличающих в совершении преступления их самих или их близких родственников. Если же они не воспользовались этим правом то их предупреждают об уголовной ответственности за дачу ложных показаний в этом случае они несут ответственность за любые ложные сообщения.

Русский

2015-07-21

46.38 KB

0 чел.

Тактические особенности допроса добровольно заблуждающихся свидетелей

Свидетели и потерпевшие, как правило, дают правдивые показания, но нередки случаи, когда они умышленно искажают действительные факты, пытаются запутать следствие, отказываются от ранее данных показаний. Мотивы и причины при этом могут быть самые различные: влияние на свидетелей со стороны подозреваемых, обвиняемых, их знакомых, родственников; боязнь мести преступников или лиц, которые связаны с ними; стремление, в силу различных обстоятельств оправдать виновного или смягчить его вину; стремление потерпевшего преувеличить причиненный ему ущерб, скрыть виктимность своего поведения и т.д.

Допрос свидетеля (потерпевшего) целесообразно проводить в кабинете следователя. Официальная обстановка обычно способствует установлению деловых отношений с допрашиваемым. Приступая к допросу свидетеля (потерпевшего), следует установить не только анкетные данные, по и другие сведения, например: о сто окружении, друзьях, условиях жизни, работы, интересах и т.п. Выяснение этой информации облегчает установление психологического контакта и создает благоприятные условия для свидетельствования.

Дача показаний является обязанностью свидетеля (потерпевшего), и за отказ или уклонение от дачи показаний, сообщение заведомо ложных показаний он несет ответственность. Перед допросом свидетеля (потерпевшего) следует предупредить об этом, что он и должен удостоверить своей подписью. Сделать это необходимо спокойно и корректно. Тем не менее если допрашиваемый упорно не желает давать показания или предпринимает попытки дать заведомо ложные показания, то следует в более строгой форме повторно предупредить его об ответственности, разъяснив серьезные последствия подобного негативного поведения, в соответствии ст. 307 и 308 УК.

Следователь обязан разъяснить, что свидетель или потерпевший вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих или их близких родственников. Если же они не воспользовались этим правом, то их предупреждают об уголовной ответственности за дачу ложных показаний (в этом случае они несут ответственность за любые ложные сообщения).

Если следователь по определенным соображениям решил начать допрос со стадии "свободного рассказа", то необходимо тактически верно предложить свидетелю (потерпевшему) подробно рассказать все, что ему известно об обстоятельствах, которые он наблюдал лично или о которых слышал (и от кого именно). Следователь должен внимательно выслушать допрашиваемого. Вместе с тем нельзя признать правильным распространенное мнение, что во время свободного рассказа не следует задавать вопросы, поскольку подобная позиция "полного невмешательства" может привести к тому, что некоторые свидетели ничего или почти ничего не расскажут. Вопросы на этой стадии могут быть заданы для того, чтобы допрашиваемый более подробно и последовательно изложил известные ему обстоятельства. Если он отвлекается от предмета допроса, то необходимо в тактичной форме предложить свидетелю (потерпевшему) вернуться к изложению известных ему фактов.

Во время свободного рассказа свидетели и потерпевшие нередко излагают то, что им известно, только в общих чертах, а отдельные детали упускают, считая, что они не имеют значения, или же допускают ошибки и неточности. Эти погрешности устраняются на следующей стадии допроса, когда следователь задает допрашиваемому вопросы и получает на них ответы. Действия следователя на данной стадии рассмотрены в общих положениях тактики допроса. Отметим лишь некоторые особенности. Прежде всего следует придерживаться определенного порядка и последовательности постановки вопросов. Вначале, как правило, ставятся основные вопросы, а если возникает необходимость, то следователь задает дополнительные вопросы, стремясь полностью раскрыть содержание предмета допроса. Уточняющие вопросы задают в том случае, если допрашиваемый давал нечеткие, неясные показания по каким-то обстоятельствам, допускал противоречивые суждения. Напоминающие вопросы следователь задает с целью помочь свидетелю (потерпевшему) вспомнить какие-то факты, детали, оживить его ассоциативные связи. Контрольные вопросы обычно ставятся в конце допроса, так как их цель - проверить достоверность свидетельских показаний.

Как отмечалось выше, свидетели и потерпевшие в большинстве случаев являются добросовестными участниками уголовного процесса и дают правдивые показания. В таких случаях на допросе складываются бесконфликтные ситуации. Наиболее распространенные из них следующие: свидетель (потерпевший) добросовестно дает правдивые показания; свидетель (потерпевший) неумышленно заблуждается и в связи с этим ненамеренно сообщает ложные сведения. Тактические приемы в таких ситуациях применяются в целях выяснения и уточнения обстоятельств, составляющих предмет допроса. Необходимо поддерживать с допрашиваемым надлежащий психологический контакт, обеспечить благоприятную обстановку для свидетельствования и применять оптимальные тактические приемы.

Эффективными могут быть, например, следующие приемы допроса: стимулирование положительных качеств свидетеля (потерпевшего); оживление его ассоциативных связей; создание обстановки доверия; постановка вопросов, побуждающих к подробному изложению обстоятельств, известных допрашиваемому, и позволяющих избежать неточностей и пробелов и др. В частности, с целью восстановления в памяти фактических обстоятельств целесообразны: предъявление рисунков, фотографий, схожих предметов, которые могли бы стимулировать воспоминание об обстановке и действительной картине происшедшего события; восстановление хронологической цепочки событий; постановка уточняющих и напоминающих вопросов; проведение проверки и уточнения показаний потерпевшего (свидетеля) на месте и т.д. Чтобы установить действительные причины добросовестного заблуждения, необходимо тщательно и детально изучить личность допрашиваемого, его психофизические свойства, выяснить объективные и субъективные факторы, которые могли повлиять па восприятие и запоминание.

Иногда первый допрос лишь дает толчок к припоминанию фактов, тогда свидетелю нужно дать время подумать, а затем провести повторный допрос.

Однако нередки и конфликтные ситуации, которые возникают в процессе допросов свидетелей и потерпевших. Основные варианты конфликтных ситуаций следующие: свидетель (потерпевший) отказывается давать показания, либо скрывает известные ему обстоятельства, либо дает умышленно (частично или полностью) ложные показания. Для преодоления таких конфликтных ситуаций необходимо сначала нейтрализовать негативную установку лжесвидетеля и противодействие с его стороны. Действия следователя должны быть направлены прежде всего на то, чтобы убедиться, что показания действительно являются ложными, а затем необходимо установить мотивы лжесвидетельства. Следует иметь в виду, что ложь легче предупредить, чем устранить. Поэтому на допросе нужно ориентироваться не на последующее разоблачение во лжи, а на ее предупреждение и превентивное изобличение лжесвидетеля. В отдельных случаях эффект может быть достигнут при обращении к положительным качествам личности свидетеля, призывах к совести, честности, ссылках на безупречное поведение в прошлом. Иногда положительный результат может быть достигнут, когда в процессе допроса анализируются внутренние противоречия в показаниях, а также противоречия в показаниях допрашиваемого с показаниями иных лиц или с другими доказательствами. Убеждаясь в наличии противоречий, свидетель затрудняется правдоподобно объяснить их и часто приходит к выводу, что лгать бессмысленно. Если эти действия, в том числе и предъявление доказательств, не дают результатов, то следует еще раз напомнить свидетелю об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и провести серию очных ставок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38616. Матеріали, інструменти та пристосування, що використовуються для стрижки Каскад 903 KB
  Накручування волосся на бігуді. Технологія виконання накручування волосся на бігуді. Правила і прийоми горизонтального і вертикального накручування волосся на бігуді. Характеристика засобів для укладання волосся за допомогою бігуді.
38617. Поглощение буровых растворов 398.5 KB
  Основные причины поглощения бурового раствора.Устройства для ликвидации поглощения. Повышение эффективности борьбы с поглощениями при строительстве скважин является весьма актуальной задачей. Поэтому одним из путей сокращения цикла строительства скважин является совершенствование способов и средств борьбы с поглощениями буровых растворов и иных жидкостей в скважинах.
38618. Создание БД «Учет Зарплаты Строительной фирмы» 1.04 MB
  СУБД это программная оболочка расширяющая функции операционной системы которая управляет доступом к базам данных и обеспечивает сервисные функции для пользователя. Иерархическая база данных представлена как дерево состоящее из объектов различных уровней. Сетевая база данных база данных подобная иерархической базе данных за исключением того что в них имеются указатели в обоих направлениях которые соединяют родственную информацию.
38619. ЕВОЛЮЦІЯ ФОРМ РОСІЙСЬКОГО НАРОДНО-СЦЕНІЧНОГО ТАНЦЮ 1020.5 KB
  Напротязі багатьох років російський народно-сценічний танець постійно розвивається, збагачується новими темами, новою пластикою, ускладнюється композиція народно-сценічнічних хореографічних творів, загострюється форма їх сценічної подачі, що вимагає ретельного дослідження та систематизації танцювальних форм, жанрів та видів російського народного танцювального мистецтва.
38620. Аттестация типовых рабочих мест для предприятий текстильной промышленности 1.81 MB
  Основные понятия аттестации рабочих мест организация и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда Научно-исследовательский д. показать аттестацию типовых рабочих мест по условиям труда в текстильной промышленности на ЗАО Техноткани выработать рекомендации по улучшению условий труда. Практическая значимость и рекомендации по использованию результатов работы Результаты работы имеют практическое значение и могут быть использованы для решения задач охраны труда 3. При анализе условий труда использовались...
38621. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности «Юриспруденция» 271.56 KB
  65 Юриспруденция БИБЛИОТЕКА ЦФ РАП Воронеж 2009 № ББК 67р М 54 Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 030501. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы обсуждены и одобрены на заседании учебно методического совета ЦФ РАП Протокол № 4 от 26.2008 Методические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной дипломной работы подготовлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 1996 г.
38622. Генетический скрининг 96 KB
  Генетический скрининг представляет собой обследование популяции на предмет выявления лиц, обладающих генотипом, о котором известно, что он связан либо с болезнью, либо с предрасположением к ней у человека или его потомства. В научно-исследовательском плане скрининг может дать представление о частоте определенного генотипа в популяции и о полиморфизме заболевания
38623. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению и защите выпускных квалификационных работ в Высших учебных заведениях 640.5 KB
  Навыки творческой работы приобретаются студентом в течение всего периода обучения в ВУЗе. Завершается этот процесс выполнением дипломной работы. Оказать необходимую методическую помощь правильно направить усилия студента на качественное выполнение дипломной работы основная задача данного учебнометодического пособия. В нем рассматриваются общие вопросы выполнения дипломной работы: сформулированы требования и даны указания по его объему структуре содержанию по организации работы студента в процессе написания дипломной работы а также...
38624. Технологии деятельности по решению проблем трудоустройства молодежи» (на примере Рязанской области) 650.5 KB
  Основные направления обеспечения занятости молодёжи в Российской Федерации. Анализ деятельности негосударственных субъектов занятости по обеспечению трудоустройства молодёжи в Рязанской области . В то же время учитывая что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социальноэкономической политики государства. Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов...