91758

Техника планирования расследования по уголовному делу. Основная и дополнительная формы плана

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основная и дополнительная формы плана Принципы планирования Криминалистической наукой выработаны определенные принципы требования которым должно отвечать планирование расследования. Этот принцип предписывает следователю составлять план расследования по каждому уголовному делу с учетом его специфики. Как нет двух одинаковых преступлений так невозможен и план расследования годный для раскрытия нескольких уголовнонаказуемых деяний пусть даже однородных.

Русский

2015-07-21

48.18 KB

5 чел.

Техника планирования расследования по уголовному делу. Основная и дополнительная формы плана

Принципы планирования Криминалистической наукой выработаны определенные принципы (требования), которым должно отвечать планирование расследования. 1. Индивидуальность планирования. Этот принцип предписывает следователю составлять план расследования по каждому уголовному делу, с учетом его специфики. Как нет двух одинаковых преступлений, так невозможен и план расследования, годный для раскрытия нескольких уголовно-наказуемых деяний, пусть даже однородных. 2. Конкретность планирования. Означает, что в процессе планирования должны быть определены конкретные задачи расследования, с тем чтобы выявить и исследовать все эпизоды преступной деятельности, установить и исследовать существенные обстоятельства по каждому эпизоду; определить, с помощью каких следственных действий указанные вопросы могут быть выяснены и т.п. 3. Динамичность (непрерывность) планирования. Планирование нельзя рассматривать как разовый акт, оно сопутствует расследованию на всем его протяжении. 4. Реальность планирования. При составлении планов исходят из реальной оценки объема работы по расследованию преступления, а также из учета сил и возможностей следователя. Все намеченные планом действия должны быть реально выполнимыми. 5. Экономичность, оптимальность планирования. Планирование предполагает соблюдение максимальной экономии сил и средств расследования, достижение цели более коротким путем и с наименьшими затратами. Планирование расследования уголовного дела УПК Российской Федерации четко определяет круг обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу. К ним относятся: событие преступления, виновность лица в совершении преступления, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением и т.д. Все эти обстоятельства должны найти отражение в плане расследования. Поэтому при его составлении необходимо четко представлять весь круг вопросов, которые подлежат установлению по конкретному уголовному делу. Такой подход позволяет избежать пробелов в расследовании. Основное назначение планирования - тщательная проверка всех выдвинутых версий. В этой связи, основа планирования - это следственные версии. Планирование - это сложный и очень важный для расследования этап, имеющий большое практическое значение. Ответы на поставленные при планировании вопросы получают в ходе производства следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, проведение которых предусматривается в плане расследования. При этом основная роль в получении ответов на поставленные вопросы отводится следственным действиям. Характер следственных действий определяется конкретными обстоятельствами, сложившимися на определенный момент расследования. Для выяснения конкретных обстоятельств, входящих в предмет доказывания, необходимо планировать производство разнообразных следственных действий. Это, как правило, повышает достоверность полученных результатов. Планирование, как мыслительный процесс, имеет свое материализованное выражение. Таким концентрированным воплощением мыслительной деятельности и будет план. Необходимо отметить, что план - не процессуальный документ; его форма произвольна и должна выбираться самим следователем, с учетом его наклонностей и способностей. В сложных многоэпизодных делах составляется несколько планов расследования: общий для всего дела, планы по эпизодам, по обвиняемым и пр. Как правило, к ним прилагается иллюстративный материал: схема преступных связей, схемы эпизодов на каждого обвиняемого, схема документооборота и т.п. В литературе высказываются различные точки зрения относительно формы плана расследования. Вместе с тем, большинство ученых считают, что в план необходимо включать версии, вопросы, подлежащие выяснению, следственные действия и другие мероприятия, срок исполнения, Ф.И.О. исполнителя, отметку о выполнении. Планирование отдельных следственных действий Планирование отдельных следственных действий - это непрерывный творческий процесс мыслительной работы следователя, начинающийся с подготовки следственного действия и заканчивающийся фиксацией и оценкой его результатов. План проведения следственного действия носит разовый характер, охватывает небольшой период времени и в сущности является составной частью плана расследования по конкретному уголовному делу. Обычно планируются сложные следственные действия (следственный эксперимент, проверка показаний на месте) по многоэпизодным уголовным делам. Планирование следственных действий позволяет определить необходимые силы и технико-криминалистические средства, применяемые в ходе их проведения, правильно распределить обязанности между участниками, рационально использовать время и средства. План проведения следственного действия определяет задачи, вопросы, подлежащие выяснению, порядок и очередность их выяснения, тактические приемы, применяемые при этом, технические средства, порядок взаимодействия и пр. Каждое следственное действие имеет три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный. Планирование подготовительного этапа включает в себя: - собирание исходных данных, относящихся к планируемому следственному действию; - определение очередности данного следственного действия в системе других; - подготовку места производства следственного действия; - подготовку технических средств; - изучение специальных вопросов и литературы; - выбор лиц, которых необходимо пригласить для участия в следственном действии. Планируя рабочий этап следственного действия, следователь определяет, какие тактические приемы и в какой последовательности будут использованы при данной следственной ситуации, решает вопрос о тактике использования в ходе проведения следственного действия оперативно-розыскной информации и данных, полученных в ходе производства других следственных действий. Заключительный этап планирования следственного действия - составление плана его проведения и проверка готовности следователя к его выполнению. Составление письменного или устного плана диктуется обстоятельствами дела и сложностью предстоящего следственного действия: если оно не представляет собой сложности, необходимость в составлении письменного плана отпадает. Техника планирования Организующим началом работы следователя по уголовному делу является, как уже отмечалось, составление плана расследования, который должен содержать необходимые сведения, но не быть перегруженным ненужными пунктами и графами. Наиболее распространенной формой плана на практике является план, который составляется в виде таблицы. Во вводной части плана описывается фабула дела, указываются выдвинутые версии и вопросы, подлежащие выяснению В таблице указывается порядковый номер, наименование мероприятия, сроки исполнения, исполнитель, отметка о выполнении. Некоторые следователи группируют следственные действия по видам, перечисляя подряд все допросы обвиняемых, потом - все допросы свидетелей, затем - все экспертизы и т.д. Однако практика показывает, что с подобным планом трудно работать, так как он не дает единой картины всего, что нужно сделать по делу. Значительную помощь при систематизации различного материала оказывают схемы преступных связей, эпизодов на каждого обвиняемого, документооборота и т.п., которые, как правило, прилагаются к основному плану расследования. Весь процесс расследования (от возбуждения уголовного дела до составления обвинительного заключения) может быть представлен в виде графика, получившего название сетевого. Для построения графика весь процесс предстоящей работы разбивается на ряд отдельных событий. Событием называется факт совершения какой-либо работы, проведения определенного действия. События изображаются на графике в виде кружочков. Внутри кружочка пишется номер события, который соответствует расшифровке под графиком. События излагаются в строгой последовательности, каждое из них не может произойти прежде, чем совершится предшествующее, каждому отведен определенный календарный срок. Для того, чтобы перейти от одного события к другому, нужно проделать определенную работу, что на графике изображают в виде стрелок. Стрелки соединяют события, показывают их последовательность и взаимосвязь. Совокупность кружочков и стрелок образует сеть, откуда и пошло название графика - сетевой. В производстве у следователя обычно находится несколько уголовных дел одновременно, и он обязан обеспечить координацию планов расследования, чтобы распределить свое время и силы наиболее эффективно и по всем уголовным делам провести расследование в надлежащем темпе. Здесь недостаточно увязать все планы расследования путем соответствующих пометок в настольном календаре; важно еще и скорректировать характер следственных действий. В этой связи, существенное значение имеет правильное календарное планирование, ведение учетного листа уголовных дел, который позволяет повседневно иметь наглядное представление и исчерпывающие данные обо всех уголовных делах, находящихся в производстве у следователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66486. Исследование влияния дыхательных упражнений по методу Бутейко на процесс оздоровления школьников 116 KB
  Лечебная физкультура известна человечеству с давних времен. Широко применялась она в Египте, Риме, использовалась также некоторыми северными народами, в том числе и среди народов, населявших территорию нашей страны. Однако обоснованное применение физкультуры при инфаркте миокарда появилось сравнительно недавно.
66487. Разработка компьютерной программы при оформлении документации очного отделения - «Учебная часть РПТ» 1.54 MB
  Применение ЭВМ в учебном процессе является естественным продолжением многолетнего процесса внедрения в обучение технических средств. Обладающие высоким быстродействием, большой памятью, способностью перерабатывать информацию, поступающую одновременно от многих пользователей...
66489. Психокоррекция энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возраста 298 KB
  В младшем школьном возрасте проблема энуреза напрямую соприкасается с проблемой адаптации к началу обучения в школе и закономерно влияет на успешность ребенка в учебной деятельности, в овладении новыми способами межличностных коммуникаций со сверстниками.
66490. СТРАТЕГІЯ УПРАВЛІННЯ АКТИВАМИ ТОРГІВЕЛЬНОГО ПІДПРИЄМСТВА 1.65 MB
  Мета роботи - розробка стратегії управління обіговими активами підприємства. Методика дослідження: методи фінансового аналізу, економіко-статистичні та економетричні методи. Одержані насідки та їх новизна: обгрунтування тактики стратегії управління активами підприємства.
66491. Исследование ономастического пространства поэзии Владимира Высоцкого 341 KB
  Ономастика как лингвистическая наука изучает основные закономерности истории, развития и функционирования имен собственных. Обладая своим материалом и методикой изучения его, ономастика не может не быть самостоятельной дисциплиной.
66492. Анализ условий выпуска и обращения ценных бумаг коммерческих банков 522.5 KB
  Целью моей работы является рассмотрение и анализ условий выпуска и обращения ценных бумаг коммерческих банков. Для достижения данной цели я поставила следующие задачи: определить понятие ценных бумаг и их виды; рассмотреть структуру, задачи и участников рынка ценных бумаг; определить роль банка на рынке ценных бумаг...
66493. МЕЖБАНКОВСКИЙ КЛИРИНГ 556.5 KB
  В соответствии с утвержденными планами модернизации платежной системы Республики Беларусь РБ в ближайшее время намечено внедрить пусковой комплекс нового проекта межбанковских расчетов в составе: системы расчетов по срочным и крупным платежам на валовой основе...
66494. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 315.5 KB
  Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения)