91758

Техника планирования расследования по уголовному делу. Основная и дополнительная формы плана

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основная и дополнительная формы плана Принципы планирования Криминалистической наукой выработаны определенные принципы требования которым должно отвечать планирование расследования. Этот принцип предписывает следователю составлять план расследования по каждому уголовному делу с учетом его специфики. Как нет двух одинаковых преступлений так невозможен и план расследования годный для раскрытия нескольких уголовнонаказуемых деяний пусть даже однородных.

Русский

2015-07-21

48.18 KB

2 чел.

Техника планирования расследования по уголовному делу. Основная и дополнительная формы плана

Принципы планирования Криминалистической наукой выработаны определенные принципы (требования), которым должно отвечать планирование расследования. 1. Индивидуальность планирования. Этот принцип предписывает следователю составлять план расследования по каждому уголовному делу, с учетом его специфики. Как нет двух одинаковых преступлений, так невозможен и план расследования, годный для раскрытия нескольких уголовно-наказуемых деяний, пусть даже однородных. 2. Конкретность планирования. Означает, что в процессе планирования должны быть определены конкретные задачи расследования, с тем чтобы выявить и исследовать все эпизоды преступной деятельности, установить и исследовать существенные обстоятельства по каждому эпизоду; определить, с помощью каких следственных действий указанные вопросы могут быть выяснены и т.п. 3. Динамичность (непрерывность) планирования. Планирование нельзя рассматривать как разовый акт, оно сопутствует расследованию на всем его протяжении. 4. Реальность планирования. При составлении планов исходят из реальной оценки объема работы по расследованию преступления, а также из учета сил и возможностей следователя. Все намеченные планом действия должны быть реально выполнимыми. 5. Экономичность, оптимальность планирования. Планирование предполагает соблюдение максимальной экономии сил и средств расследования, достижение цели более коротким путем и с наименьшими затратами. Планирование расследования уголовного дела УПК Российской Федерации четко определяет круг обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу. К ним относятся: событие преступления, виновность лица в совершении преступления, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением и т.д. Все эти обстоятельства должны найти отражение в плане расследования. Поэтому при его составлении необходимо четко представлять весь круг вопросов, которые подлежат установлению по конкретному уголовному делу. Такой подход позволяет избежать пробелов в расследовании. Основное назначение планирования - тщательная проверка всех выдвинутых версий. В этой связи, основа планирования - это следственные версии. Планирование - это сложный и очень важный для расследования этап, имеющий большое практическое значение. Ответы на поставленные при планировании вопросы получают в ходе производства следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, проведение которых предусматривается в плане расследования. При этом основная роль в получении ответов на поставленные вопросы отводится следственным действиям. Характер следственных действий определяется конкретными обстоятельствами, сложившимися на определенный момент расследования. Для выяснения конкретных обстоятельств, входящих в предмет доказывания, необходимо планировать производство разнообразных следственных действий. Это, как правило, повышает достоверность полученных результатов. Планирование, как мыслительный процесс, имеет свое материализованное выражение. Таким концентрированным воплощением мыслительной деятельности и будет план. Необходимо отметить, что план - не процессуальный документ; его форма произвольна и должна выбираться самим следователем, с учетом его наклонностей и способностей. В сложных многоэпизодных делах составляется несколько планов расследования: общий для всего дела, планы по эпизодам, по обвиняемым и пр. Как правило, к ним прилагается иллюстративный материал: схема преступных связей, схемы эпизодов на каждого обвиняемого, схема документооборота и т.п. В литературе высказываются различные точки зрения относительно формы плана расследования. Вместе с тем, большинство ученых считают, что в план необходимо включать версии, вопросы, подлежащие выяснению, следственные действия и другие мероприятия, срок исполнения, Ф.И.О. исполнителя, отметку о выполнении. Планирование отдельных следственных действий Планирование отдельных следственных действий - это непрерывный творческий процесс мыслительной работы следователя, начинающийся с подготовки следственного действия и заканчивающийся фиксацией и оценкой его результатов. План проведения следственного действия носит разовый характер, охватывает небольшой период времени и в сущности является составной частью плана расследования по конкретному уголовному делу. Обычно планируются сложные следственные действия (следственный эксперимент, проверка показаний на месте) по многоэпизодным уголовным делам. Планирование следственных действий позволяет определить необходимые силы и технико-криминалистические средства, применяемые в ходе их проведения, правильно распределить обязанности между участниками, рационально использовать время и средства. План проведения следственного действия определяет задачи, вопросы, подлежащие выяснению, порядок и очередность их выяснения, тактические приемы, применяемые при этом, технические средства, порядок взаимодействия и пр. Каждое следственное действие имеет три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный. Планирование подготовительного этапа включает в себя: - собирание исходных данных, относящихся к планируемому следственному действию; - определение очередности данного следственного действия в системе других; - подготовку места производства следственного действия; - подготовку технических средств; - изучение специальных вопросов и литературы; - выбор лиц, которых необходимо пригласить для участия в следственном действии. Планируя рабочий этап следственного действия, следователь определяет, какие тактические приемы и в какой последовательности будут использованы при данной следственной ситуации, решает вопрос о тактике использования в ходе проведения следственного действия оперативно-розыскной информации и данных, полученных в ходе производства других следственных действий. Заключительный этап планирования следственного действия - составление плана его проведения и проверка готовности следователя к его выполнению. Составление письменного или устного плана диктуется обстоятельствами дела и сложностью предстоящего следственного действия: если оно не представляет собой сложности, необходимость в составлении письменного плана отпадает. Техника планирования Организующим началом работы следователя по уголовному делу является, как уже отмечалось, составление плана расследования, который должен содержать необходимые сведения, но не быть перегруженным ненужными пунктами и графами. Наиболее распространенной формой плана на практике является план, который составляется в виде таблицы. Во вводной части плана описывается фабула дела, указываются выдвинутые версии и вопросы, подлежащие выяснению В таблице указывается порядковый номер, наименование мероприятия, сроки исполнения, исполнитель, отметка о выполнении. Некоторые следователи группируют следственные действия по видам, перечисляя подряд все допросы обвиняемых, потом - все допросы свидетелей, затем - все экспертизы и т.д. Однако практика показывает, что с подобным планом трудно работать, так как он не дает единой картины всего, что нужно сделать по делу. Значительную помощь при систематизации различного материала оказывают схемы преступных связей, эпизодов на каждого обвиняемого, документооборота и т.п., которые, как правило, прилагаются к основному плану расследования. Весь процесс расследования (от возбуждения уголовного дела до составления обвинительного заключения) может быть представлен в виде графика, получившего название сетевого. Для построения графика весь процесс предстоящей работы разбивается на ряд отдельных событий. Событием называется факт совершения какой-либо работы, проведения определенного действия. События изображаются на графике в виде кружочков. Внутри кружочка пишется номер события, который соответствует расшифровке под графиком. События излагаются в строгой последовательности, каждое из них не может произойти прежде, чем совершится предшествующее, каждому отведен определенный календарный срок. Для того, чтобы перейти от одного события к другому, нужно проделать определенную работу, что на графике изображают в виде стрелок. Стрелки соединяют события, показывают их последовательность и взаимосвязь. Совокупность кружочков и стрелок образует сеть, откуда и пошло название графика - сетевой. В производстве у следователя обычно находится несколько уголовных дел одновременно, и он обязан обеспечить координацию планов расследования, чтобы распределить свое время и силы наиболее эффективно и по всем уголовным делам провести расследование в надлежащем темпе. Здесь недостаточно увязать все планы расследования путем соответствующих пометок в настольном календаре; важно еще и скорректировать характер следственных действий. В этой связи, существенное значение имеет правильное календарное планирование, ведение учетного листа уголовных дел, который позволяет повседневно иметь наглядное представление и исчерпывающие данные обо всех уголовных делах, находящихся в производстве у следователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8161. Устройство нулевого цикла здания 189.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Возведение зданий и сооружений в общем случае состоит из нескольких циклов, каждый из которых включает определенный комплекс строительных работ. Выполнение этих работ осуществляется в определенной технологической последовательности...
8162. Соціум (суспільство людей) 27.14 KB
  Соціум (суспільство людей) Мета: визначити закономірності історичного розвитку сприяти формуванню вмінь розрізняти види соціальної стратифікації розвивати вміння комплексного пошуку, систематизації соціальної інформації з теми формувати вміння ан...
8163. Суспільна стабільність та безпека, їх соціальна цінність 26 KB
  Суспільна стабільність та безпека, їх соціальна цінність. Мета: визначити сутність понять суспільна стабільніст, соціальні загрози зясувати, які чинники сприяють забезпеченню суспільної стабільності, розвивати вміння аналізувати, порівнювати, робити висновки, розширювати міжпредметні..
8164. Природні та техногенні явища як фактори загрози суспільній безпеці. Подолання та попередження наслідків глобальних проблем 26.54 KB
  Природні та техногенні явища як фактори загрози суспільній безпеці. Подолання та попередження наслідків глобальних проблем Мета: сформувати уявлення учнів про специфічність глобальних проблем людства акцентувати увагу на їх соціальних та економічни...
8165. Вступ. Загальне поняття про предмет Людина і світ 58 KB
  Вступ. Загальне поняття про предмет Людина і світ Мета уроку: Розкрити основні завдання вивчення курсу Людина і світ і сформувати уявлення про роль людинознавчого курсу в здійсненні світоглядного самовизначення людини розкрити зміст співвідношення ...
8166. Ціннісні виміри людського життя. Смерть і безсмертя 29.5 KB
  Тема уроку. Ціннісні виміри людського життя. Смерть і безсмертя. Мета:сформувати уявлення учнів про цінності та їх роль у житті людини ознайомити учнів з основними аспектами проблеми смерті та безсмертя як фінальних цінностей людини формуват...
8167. Почуття, інтелект, воля. Ідеали в житті людини 44 KB
  Почуття, інтелект, воля. Ідеали в житті людини. Мета: Розглянути поняття почуття, інтелект, воля, та проаналізувати ідеали в житті людини розвивати вміння критично аналізувати різні точки зору на певну проблему виховувати толерантне ставлення до п...
8168. Завершення І світової війни 33 KB
  Завершення І світової війни. Хоч головні битви розгорталися в 1918 р. на Західному фронті, історія розпорядилася так, що не вони завершили війну, а події на Східному фронті. Упродовж двох років у північній частині Греції англо-французькі війська без...
8169. Особа, суспільство, держава 31 KB
  Тема уроку. Особа, суспільство, держава. Мета: Навчити ліцеїстів розрізняти поняття людина, індивід, особистість, особа, громадянин. розвивати вміння висловлювати власне ставлення до проблеми виховувати почуття правової свідомості. Обладнання...