91761

Тактические особенности осмотра участков местности и помещений

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Осмотр места происшествия требует хороших знаний уголовно-процессуального законодательства тактических приемов осмотра умения применять технико-криминалистические средства. Перед выездом на место происшествия следователь еще раз проверяет укомлектованность чемодана для осмотра места происшествия фотосумки и берет их с собой.

Русский

2015-07-21

46.83 KB

5 чел.

Тактические особенности осмотра участков местности и помещений

Осмотр места происшествия является в большинстве случаев неотложным следственным действием. Под местом происшествия понимается не только то место, где произошло расследуемое событие, но и где осуществлялась его подготовка и где обнаружены его последствия. Осмотр каждого такого места происшествия осуществляется по мере его обнаружения. Эффективность осмотра места происшествия обусловлена следующими факторами: 1. Квалификация следователя. Осмотр места происшествия требует хороших знаний уголовно-процессуального законодательства, тактических приемов осмотра, умения применять технико-криминалистические средства. 2. Настойчивость следователя в решении постав ленных задач. Известно, что следователю при осмотре зачастую приходится работать в весьма неблагоприятных условиях: в сильный мороз, дождь, в грязных подвалах или на запыленных чердаках, осматривать разложившийся труп, обследовать выгребные ямы, свалки и т. д. 3. Своевременное привлечение к осмотру необходимых специалистов: криминалистов, удебных медиков, авто-техников, пожарных техников, кинологов и др. 4. Квалифицированное применение технико-криминалистических средств. Многие следы, микрообъекты и другие вещественные доказательства могут быть обнаружены и изъяты лишь при использовании технико-криминалистических средств. 5. Своевременное прибытие следователя на место происшествия. Чем быстрее следователь прибывает на место происшествия, тем больше имеется возможностей для обнаружения важных вещественных доказательств и раскрытия преступления по "горячим следам 6. Строгое соблюдение процессуальных требований и криминалистических рекомендаций в обращении с вещественными доказательствами. Подготовка к осмотру места происшествия складывается из двух этапов: до выезда на место происшествия и по прибытии на него. Получив сообщение о происшествии, следователь еще до выезда на место выясняет у лица, сделавшего сообщение (дежурного по органу, представителя администрации, потерпевшего), что конкретно произошло, время и место его совершения, возможные последствия. Эти данные необходимы для решения ряда организационных вопросов. В дальнейшем следователь принимает меры по формированию следственно-оперативной группы. С учетом обстоятельств дела в нее могут включаться: специалист-криминалист, судебный медик или иной специалист, оперативный работник уголовного розыска, оперативный работник отдела по борьбе с экономическими преступлениями, работник ГАИ, участковый инспектор, кинолог, другие работники правоохранительных органов (прокурор, руководитель органа внутренних дел). Перед выездом на место происшествия следователь еще раз проверяет укомлектованность чемодана для осмотра места происшествия, фотосумки и берет их с собой. По прибытии на место происшествия следователь в порядке подготовки к его осмотру выясняет, были ли предприняты меры к сохранению обстановки и дает распоряжение работникам милиции об удалении посторонних. Затем он принимает меры к выявлению свидетелей-очевидцев и совместно с работником органа дознания выясняет у них приметы преступников и транспортных средств, которыми они пользовались, направление, откуда они появились и куда скрылись. Следующая задача следователя состоит в том, чтобы по возможности полнее выяснить у потерпевшего, представителей администрации предприятия, свидетелей обстоятельства происшествия: кто первый обнаружил случившееся, сколько времени прошло с момента обнаружения происшествия до прибытия следователя, какие изменения внесли преступники в обстановку, каких предметов они могли касаться, что они оставили на месте происшествия, какие ценности похитили.Получив из бесед со свидетелями представление о расследуемом событии, следователь приступает непосредственно к осмотру. Он состоит из трех стадий: 1) общего осмотра; 2) детального осмотра и 3) заключительной стадии осмотра. На стадии общие осмотра следователь ориентируется относительно окружающей обстановки, выясняет, какие жилые и иные строения, увеселительные места, транспортные магистрали находятся поблизости. Устанавливает режим работы учреждения или потерпевшего, выясняет наличие запасного выхода, охранной сигнализации и ее состояние, этажность здания, место нахождения пожарной лестницы и другие вопросы. Последовательность осмотра может быть различной. Важно, чтобы территория и находящиеся на ней объекты были тщательно исследованы. В одних случаях осмотр целесообразно производить по спирали от периферии к центу (концентрический метод), в других - от центра к периферии (эксцентрический метод). При осмотре на открытой местности часто применяется фронтальный (линейный метод). Перед началом детального осмотра следователь определяет место для понятых с тем, чтобы они могли наблюдать за действиями следователя и в то же время не оставляли своих следов и не мешали осмотру. Если на стадии общего осмотра следователь изучает обстановку не трогая и не нарушая ее, то на стадии детального осмотра он последовательно, с соблюдением выбранного метода исследует обстановку самым тщательным образом. На заключительной стадии подводятся итоги осмотра. Следователь анализирует результаты осмотра, убеждается в полноте и эффективности следственного действия. Если окажется, что какие-то вопросы остались невыясненными, то принимаются меры к устранению этого пробела. Результаты осмотра оформляются протоколом, который состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Во вводной части протокола указываются должность лица, производившего осмотр, время начала и окончания осмотра, источник информации о происшествии, данные о понятых, фамилии и должности других участников осмотра, правовые основания осмотра.В описательной части протокола фиксируется обстановка места происшествия, указывается взаиморасположение основных объектов и вещественных доказательств, описываются обнаруженные следы и иные объекты: их внешний вид, размер, цвет, запах, номерной знак, надписи, материал, из которого изготовлены, другие индивидуальные признаки. В заключительной части протокола следователь перечисляет изымаемые объекты и указывает способ их упаковки. Если применялось фотографирование, перечисляются сфотографированные объекты, указываются условия съемки и количество сделанных снимков. После изготовления фотоснимков они оформляются в виде фототаблицы и приобщаются к протоколу. К протоколу приобщаются также схемы и планы места происшествия.

Поиски в жилых и подсобных помещениях складываются из обследования отдельных частей и узлов здания и обследования внутренней обстановки: мебели и других движимых предметов.

Обыск помещений желательно начинать с обмеров. Следует обращать внимание на однородность материалов, из которых сооружены стены и внутренние перегородки. Пустоты и посторонние включения обнаруживаются простукиванием. Внимательно следует осматривать вентиляционные отдушины, плиточную облицовку, оконные и дверные проемы.

Осматривая предметы внутренней обстановки, следует помнить непреложное правило: исследование должно быть проведено со всех сторон, причем с особой тщательностью осматриваются части, которые обычно скрыты от наблюдателя: плоскости, обращенные к стенам, потолку, полу, и внутренние поверхности мебели. Особое внимание необходимо обращать на мелкие детали. Например, на тайник под поверхностью пола (чаще всего он располагается у стен или под предметами мебели) могут указывать: вскрытия плинтусов; вмятины между досками или паркетными дощечками; доски, состоящие из нескольких частей; отсутствие между досками или паркетными дощечками пазовой грязи; укрепление досок большим количеством гвоздей, иногда с иным характером шляпок и тому подобные признаки. Участки пола с указанными признаками исследуют при помощи металлоискателя и лупы с большим полем зрения, простукивают и при наличии достаточных оснований вскрывают.

Проведение обыска в служебном помещении значительно сложнее, чем в жилом: у него, как правило, большая площадь, и на ней расположено много укромных мест. Обследование производственных помещений и механизмов требует от ищущих некоторых специальных познаний и знания правил техники безопасности. Эти дополнительные трудности должны быть учтены заранее. Так, при обследовании компьютеров необходимо приглашать специалиста, поскольку это весьма удобное место для сокрытия мелких предметов. В то же время несанкционированное проникновение внутрь компьютера может привести к уничтожению ценной доказательственной информации.

Особенности тактики обыска участков местности. Приступая к обыску открытой местности, необходимо разбить территорию на отдельные участки, ограниченные естественными рубежами или вешками. Обыскиваемая территория исследуется планомерно, особое внимание уделяется водоемам, кучам хвороста, поленницам и т.п. Большую пользу может принести использование служебно-розыскной собаки и указанных выше технических средств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31725. Специфіка педагогічного мислення 27.5 KB
  Специфіка педагогічного мислення Педагогічне завдання є структурною одиницею мислення вчителя. Основним компонентом практичного мислення вчителя в якому найяскравіше проявляється внутрішня єдність інтелектуальних емоційних та вольових якостей особистості є процес прийняття педагогічних рішень. Ще одна важлива особливість мислення вчителя полягає в тому що теоретичні знання при розв'язанні педагогічних завдань використовуються як правило у знятому вигляді автоматично скорочено згорнуто. Зумовлено це поперше загальною тенденцією до...
31726. Педагогічне спілкування 28 KB
  Педагогічне спілкування Прагнення до людського спілкування виступає своєрідним внутрішнім стимулом рушієм діяльності особистості. Педагогічне спілкування це система органічної соціальнопсихологічної дії учителявихователя і вихованця в усіх сферах діяльності що має певні педагогічні функції спрямоване на створення оптимальних соціальнопсихологічних умов активної та результативної життєдіяльності особистості. Оптимальним треба вважати таке спілкування педагога з вихованцями у процесі навчальновиховної роботи яке створює найбільш...
31727. Методи педагогічної психології 29 KB
  Недоліки цього методу: пасивність спостерігача фіксація тільки зовнішніх проявів певних дій і вчинків складність кількісної обробки одержаних даних. Позитивні сторони методу – в його масовості швидкості одержання інформації легкої обробки даних можливості застосування математичних методів обробки даних і порівняльного аналізу декількох обстежень. Недоліки методу – важко розраховувати на повні правильні точні відповіді неможливість втручання в сам процес анкетування немає гарантій недобросовісного заповнення анкет тощо. Позитивні...
31728. Історія розвитку педагогічної психології 28 KB
  Історія розвитку педагогічної психології Становлення багатьох галузей наукового знання являє собою гетерогенний і гетерохронний і більше того розірваний у часі процес. поклала початок розвитку педагогічної теорії і цілеспрямованої організації шкільного навчання. Ця праця можна розглядати і як першу передумову тривалого суперечливого становлення педагогічної психології протягом більш ніж 250 років бо тільки в кінці 19 в. Весь шлях становлення і розвитку педагогічної науки може бути представлений трьома великими періодами етапами: Перший...
31729. Суспільна роль вчителя, його значення в перебудові суспільства 28.5 KB
  Діяльність педагога – вид соціально культурної діяльності спрямованої на передачу накопичених людством культури і досвіду від старших поколінь молодшим створення умов для їх всебічного гармонійного розвитку та підготовку до виконання певних соціальних ролей у суспільстві. Основою педагогічної діяльності є спільна діяльність людей у процесі якої кожен суб’єкт засвоює загальнолюдський досвід історично сформовані суспільні педагогічні комунікативні моральні та інші цінності знання і способи дій; формує себе як особистість. Метою...
31730. Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя 27.5 KB
  Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя Які ж особистісні якості необхідні для успішної педагогічної діяльності Ще Я. Перша така особливість – це педагогічні здібності тобто наявність внутрішнього натхнення до цієї діяльності. За відсутності цієї чутливості він неспроможний досягти в цій діяльності значних успіхів. Здібності до педагогічної діяльності можна виявити шляхом визначення темпів опанування педагогом професійних педагогічних знань глибини оволодіння основними прийомами та способами педагогічної діяльності.
31731. Педагогічні здібності вчителя та їх розвиток 28.5 KB
  Педагогічні здібності - це індивідуальні стійкі властивості особистості, що складаються в специфічної чутливості до об'єкта, засобів, умов педагогічної праці і створенню продуктивних моделей формування шуканих якостей в особистості воспитуемого.
31732. Психологічні передумови взаємин вчителя з учнями та колегами 30 KB
  Психологічні передумови взаємин вчителя з учнями та колегами Професіональне педагогічне спілкування комунікативна взаємодія педагога з учнями батьками колегами спрямована на встановлення сприятливого психологічного клімату психологічну оптимізацію діяльності і стосунків. Непрофесіональне педагогічне спілкування навпаки породжує страх невпевненість спричинює зниження працездатності порушення динаміки мовлення і внаслідок цього появу стереотипних висловлювань у школярів оскільки у них зменшується бажання думати і діяти самостійно....
31733. CASE-технологии 62.5 KB
  02 CSEтехнологии 1. Основные понятия и классификация CSEтехнологий Потребность контролировать процесс разработки ИС прогнозировать и гарантировать стоимость разработки сроки и качество результатов привела в конце 70х гг. Термин CSE означает Computer ided System Softwre Engineering. Под CSE средством понимается программное средство поддерживающее процессы жизненного цикла ИС включая анализ требований к системе проектирование прикладного ПО и баз данных генерацию кода тестирование документирование обеспечение качества...