91762

Тактика осмотра предметов и документов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Обзор документов проводится с целью выявления анализа и фиксации признаков позволяющих признать их вещественными доказательствами или другими документами установление криминалистически значимых обстоятельств. Порядок осмотра документа предусматривает выполнение ряда правил. На начальном этапе следователь получает общее представление о документе выясняет следующие обстоятельства: что представляет собой документ который оглядывается у кого и где он хранится; внешний вид документа и его реквизиты; происхождения документа от кого поступил...

Русский

2015-07-21

45.25 KB

15 чел.

Тактика осмотра предметов и документов

Осмотр предметов и документов. Нередко в распоряжение следователя попадают вещественные доказательства, требующие тщательного изучения. Это различные документы и предметы, изъятые при обыске, выемке, выданные потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, свидетелем. При их осмотре чаще всего решаются две задачи. В одних случаях осмотр проводится для выявления признаков, позволяющих установить принадлежность осматриваемого объекта определенным лицам. Так, при изъятии у заподозренного похищенных вещей осмотр производится с целью обнаружения различных меток (прачечных, химчисток) или надписей на головных уборах, детской одежде (фамилия, инициалы), позволяющих установить их владельца. Такая же цель преследуется при осмотре вещей, обнаруженных гражданами вблизи места происшествия, которые могли быть выброшены или утеряны преступником (головной убор, пиджак, холодное оружие с инициалами и т. д.). При проведении осмотра с указанной целью особое внимание обращается на содержимое карманов, где могут быть обнаружены личные документы, записные книжки, справки, записки с данными их владельца. Если осматриваются вещи, служившие упаковочным материалом для орудий взлома, огнестрельного или холодного оружия, денег, драгоценностей, то полезно бывает отделять и исследовать имеющиеся на них заплаты, под которыми могут быть обнаружены важные для следствия пометки. Часто осмотр предметов и документов проводится с целью определения целесообразности направления их на судебную экспертизу. В этих случаях, например, при осмотре документов, удостоверяющих личность, накладных, ведомостей на выдачу денег или материальных ценностей, выявляются признаки подделки (переклейки фотографии, подчистки, исправлений, травления). А если осматриваются вещи, то с учетом обстоятельств дела обращается внимание на выявление пятен крови, спермы, горюче-смазочных материалов, различных красителей, волокон одежды и др. Осмотр предметов и документов бывает более результативным, если он проводится с использованием технико-криминалистических средств и с привлечением специалистов.

Осмотр предметов проводится как самостоятельное следственное действие, если: 1) они обнаружены в ходе обыска, осмотра места происшествия, местности, помещения, и для их осмотра требуется продолжительное время и специальные условия, 2) предметы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами, представленные следователю потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или другими лицами. Следователь производит их осмотр в своем кабинете, обеспечивая сохранение для экспертного исследования.

Обзор начинается с анализа общего вида предмета, его состояния, назначения. Если на предмете могут быть обнаружены микрообъекты, следы пальцев рук, запаховые следы, то осмотр начинается с их выявления и фиксации (с помощью соответствующих специалистов и с использованием необходимых научно-технических средств). Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его особенности и дефекты, следы, подтверждающие связь с преступлением, расследуется и т.д.. Все данные подробно отражаются в протоколе, производится фотографирование или видеозапись.

Обзор документов проводится с целью выявления, анализа и фиксации признаков, позволяющих признать их вещественными доказательствами или другими документами, установление криминалистически значимых обстоятельств.

Порядок осмотра документа предусматривает выполнение ряда правил. На начальном этапе следователь получает общее представление о документе, выясняет следующие обстоятельства: что представляет собой документ, который оглядывается, у кого и где он хранится; внешний вид документа и его реквизиты; происхождения документа, от кого поступил адресату. При осмотре документа - вещественного доказательства следователь доступными ему средствами решает вопрос о его подлинность, изучая содержание и форму документа, материал и его отдельные части, подписи, оттиски печатей и штампов и т.д..

Если документ является письменным доказательством и используется как средство установления фактов, то при его осмотре особое внимание обращают на те части документа, которые удостоверяют тот или иной факт, или на содержание документа, из которого можно сделать вывод об обстоятельствах, которые интересуют следствие.

При детальном осмотре нельзя использовать такие технические средства и методы, которые могут повредить документ, уничтожить следы преступника. Осматривают документ при естественном или хорошем искусственном освещении под разными углами зрения. При осмотре применяются лупы, светофильтры, электронно-оптический преобразователь. Сгибать письма можно только по старым складками, нельзя подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, подшивать документы в дело. Предъявлять их заинтересованным лицам следует в полиэтиленовых пакетах, вынимая только в случае необходимости (или использовать копии).

Если документ удостоверяющая характер, то при его осмотре обращают внимание на наличие подписи конкретного должностного лица, номер, дату выдачи, печать. Из содержания других документов становится ясно, какую цель преследовал автор при составлении текста. На автора указывает наличие в документе сведений о малоизвестных фактах, событиях, их деталях, о конкретных граждан как участников этих событий.

При осмотре документа в протоколе фиксируется:

1) место, дата и время его обнаружения,

2) наименование документа;

3) его внешний вид, реквизиты и особенности

4) содержание

5) индивидуальные признаки документа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78752. Я люблю українську мову 74.5 KB
  Мета: узагальнити знання студентів з рідної мови; удосконалювати навики колективної роботи; розвивати творчі здібності, навики виразного читання, виробляти сталий інтерес до рідної мови, плекати почуття національної гідності, віри у творчі сили народу, формувати внутрішню потребу постійного удосконалення мовної культури.
78753. Літературна розважальна програма для учнів 10-х класів 35 KB
  Кожна пара повинна представити себе: від першої особи розповісти про тих літературних героїв імена яких вони носитимуть до кінця гри. Чи була ця пара щасливою чи хтось став на заваді цьому щастю. Кожна пара повинна написати про автора та твір героями якого вони є роки життя місце...
78754. Сценарій святкового заходу, присвяченого Т.Г. Шевченку 60 KB
  Мета: виховання любові до рідної мови, скарбів поетичного слова, України, вшанування пам’яті видатного художника слова, патріота України - Т.Г.Шевченка, формування культури мовлення через красу й багатство рідної мови, пропагування творчості обдарування рідного краю.
78755. ВОНИ ПЕРШИМИ РИНУЛИСЬ В БІЙ... 85 KB
  Мета: навчальна – закріпити знання студентів про чорнобильську трагедію, ознайомити з біографіями пожежників, ліквідаторів наслідків аварії на ЧАЕС, впроваджувати елементи екологічного виховання...
78756. Сражаюсь, верую, люблю! 100 KB
  На сцене в противоположних углах стоят стулья с участниками со стороны Э. Асадова и Б. Окуджавы, а так же два юноши и две девушки в стилизованых костюмах. На экране появляються первые слайды презентации Под музику «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» выходят ведущие вечера.
78757. Я люблю Україну 144 KB
  Мета: навчальна – поглибити знання учнів про Україну, її символи, традиції, впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна – розвивати українське мовлення учнів, культуру поведінки; уміння приймати рішення в нестандартних ситуаціях, колективну творчість...
78758. Сценарий выступления 11 класса на выпускном вечере 70.5 KB
  Есть за домами за лесами Маленькая страна. Маленькая страна Маленькая страна Каждый расскажет и покажет Вот она вот она На сцену поднимается ещё одна выпускница девочки берутся за руки и вместе поют вторую часть припева.
78759. ИЗ СВЕТЛЯНДИИ ПРИВЕТ – ЭТО СКАЗКА ПРО БЮДЖЕТ 38 KB
  Голос ребёнка: За горами, за лесами есть чудесная страна! И Светляндским королевством называется она. И живут в том королевстве человечки – светлячки: Дети, тётеньки и дяди, бабушки и старички! Во главе же государства стоит дяденька король. И зовут его Светлун, а фамилия Второй!
78760. Книга та комп’ютер – наші друзі 112 KB
  Адже це дійсно так. Особливо ці слова, сказані англійським прем’єр міністром у минулому столітті, є актуальними сьогодні. У наш час стрімкого розвитку інноваційних технологій дуже важливо володіти своєчасною та актуальною інформацією. З кожним роком обсяг інформації зростає, також скорочується час для пошуку інформації.