91765

Понятие и виды обыска, его отличие от иных следственных действий (ОМП, выемки)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Виды обыска: 1 по объектам: а обыск в помещении находящемся в ведении или пользовании граждан предприятий организаций учреждений; б обыск местности; в обыск транспортных средств; г личный обыск; 2 по последовательности: а первоначальный; б повторный; 3 по времени обыска объектов: а одновременный; б разновременный; 4 по объему обследуемых объектов: а основной; б дополнительный. Подготовка к обыску включает: 1 изучение и анализ материалов уголовного дела; 2 принятие решения о проведении обыска; 3 определение целей и задач...

Русский

2015-07-21

46.55 KB

2 чел.

Понятие и виды обыска, его отличие от иных следственных действий (ОМП, выемки)

Обыск - следственное действие, состоящее в обследовании помещений, участков местности, отдельных граждан с целью отыскания и изъятия объектов, имеющих значение для расследуемого уголовного дела.

Виды обыска:

1) по объектам:

а) обыск в помещении, находящемся в ведении или пользовании граждан, предприятий, организаций, учреждений;

б) обыск местности;

в) обыск транспортных средств;

г) личный обыск;

2) по последовательности:

а) первоначальный;

б) повторный;

3) по времени обыска объектов:

а) одновременный;

б) разновременный;

4 по объему обследуемых объектов:

а) основной;

б) дополнительный.

Подготовка к обыску включает:

1) изучение и анализ материалов уголовного дела;

2) принятие решения о проведении обыска;

3) определение целей и задач обыска:

а) какие объекты необходимо искать и изымать;

б) если это возможно, то ориентировочно определить признаки таких объектов;

4) сбор и изучение информации о личности граждан, у которых предполагается проводить обыск;

5) сбор и изучение места обыска;

6) определение времени проведения обыска(безотлагательно или отложить его до наступления дня или каких-либо благоприятных условий);

7) подбор участников обыска, их инструктаж, распределение обязанностей, разъяснение прав и обязанностей понятым, специалистам, техническим работникам;

8) подготовка научно-технических средств;

9) выбор способа связи между участниками обыска;

10) определение способа реагирования на телефонные звонки в обыскиваемую комнату.

Проведение обыска состоит из трех стадий:

1) предварительной. После проникновения в помещение производятся следующие действия:

а) руководитель группы называет себя, цель прибытия, предъявляет удостоверение личности;

б) предъявляются постановление о производстве обыска и судебное решение при производстве обыска в жилом помещении;

в) факт объявления постановления подтверждается подписью в указанном постановлении;

г) выходы из помещения берутся под охрану;

д) выясняется личность всех присутствующих в помещении;

е) исключаются попытки подать какие-либо сигналы за пределы помещения;

ж) лицу, у которого производится обыск, предлагается добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела;

2) обзорной, которая начинается с принятия решения о проведении обыска в полном объеме. На этой стадии происходят:

а) ознакомление с обстановкой места обыска;

б) обзор подлежащих обыску помещений, уточняются данные об их расположении;

в) выдвижение версий о вероятных местах хранения искомых объектов;

г) определение средств поисковой техники;

д) уточнение обязанностей между участниками группы;

е) определение очередности обследования объектов, времени производства обыска, тактических приемов обыска;

ж) выбор места для приема пищи и отдыха;

3) детальной, на которой происходит собственно обыск, проводится поиск предметов, которые могут иметь значение для уголовного дела. Начинается с личного обыска, который состоит в обследовании сверху вниз одежды и иногда тела обыскиваемого.

ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ОБЫСКА

В процессе раскрытия и расследования преступлений возникает необходимость в проведении такого следственного действия, как обыск, носящего ярко выраженный принудительный характер по отношению к лицам, у которых он осуществляется.

Обыск — это следственное действие, направленное на принудительное обследование участков местности, помещений, тела человека, его одежды и личных вещей, осуществляемое в рамках уголовно-процессуального закона управомоченным на то лицом при соблюдении гарантий прав и законных интересов граждан и юридических лиц с целью поиска (обнаружения) и изъятия (задержания) конкретных источников доказательственной информации (материальных объектов), могущих иметь значение для дела. Обыск в ходе расследования может производиться и тогда, когда объектом поиска являются разыскиваемое лицо, труп или его части. Согласно закону (ст. 168 УПК) обыск проводится в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что в определенном помещении, или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, либо другие предметы и документы, могущие иметь значение для дела.

По своему характеру и задачам обыск сходен с выемкой и осмотром места происшествия. Выемка — это также истребование и изъятие у определенных лиц, предприятий, учреждений или организаций конкретных, заранее известных объектов, имеющих значение для дела, но без предварительного поиска, ибо точно известно, где и у кого они находятся. Следует заметить, что в выемке фактические основания (данные, указывающие на сокрытие в определенном месте предметов и документов, имеющих значение для дела, должны быть более жесткими, чем при обыске).

Сходство обыска с осмотром места происшествия, местности, помещений и предметов проявляется в том, что следователь производит обследование названных объектов с целью обнаружения, фиксации и изъятия различных материальных источников криминалистической информации. Отличие обыска от осмотра осуществляется по трем признакам: в процессе обыска обследуются помещения, участки местности и иные объекты, не являющиеся местом происшествия, но находящиеся в ведении определенного лица, и само это лицо; обследование объектов носит характер поиска заранее известных конкретизированных источников доказательственной информации, часто намеренно скрытых, с разной степенью изощренности; обследование носит ярко выраженный принудительный характер.

По количеству обыскиваемых одновременно объектов обыск подразделяется на одиночный — обследованию подвергается один объект и групповой — производится одновременно в нескольких местах. Последний необходим в тех случаях, когда есть основание полагать, что искомые объекты находятся у нескольких лиц, проходящих по одному делу, знакомых между собой, либо у одного лица, но в разных местах (на квартире, даче, в служебном помещении, личном транспорте). В этих случаях обыск приобретает характер тактической операции. Для исключения просчетов в ходе группового обыска привлекается несколько следователей, один из которых ответствен за всю тактическую операцию, он же координирует и деятельность всех поисковых групп.

Различаются также первичные и повторные обыски. Последний производится в особых случаях: 1) когда первичный обыск был произведен непрофессионально, без тщательно продуманной предварительной подготовки, без достаточного представления о признаках искомых объектов, могущих иметь отношение к делу, и потому не дал положительного результата и т.д.; 2) когда отдельные участки помещения или местности были обследованы недостаточно тщательно, без использования научно-технических средств; 3) когда обыск производился при неблагоприятных условиях (плохая освещенность), в силу чего не могли быть получены положительные результаты; 4) когда обыскиваемое лицо или члены его семьи, успокоенные результатами неудачного первичного обыска, начинают возвращать припрятанные вещи, ценности и т.д. в ранее обысканное помещение.

Объектами обыска могут быть жилая комната, квартира, индивидуальный жилой дом или садовый участок, надворные хозяйственные постройки, служебные или подсобные помещения, транспортные средства, гараж, яхта, личный самолет, любая собственность (магазин, кафе, киоск, фирма и др.), а также человек.

Круг предметов, который может явиться искомым при обыске, очень широк: это предполагаемые средства преступления (например, оружие, орудия взлома, инструменты, взрывчатые устройства) и иные материальные следообразующие объекты, оставившие следы на месте происшествия (микрообъекты, краска, кровь, частицы грунта, взрывчатых веществ и др.), предметы и ценности, добытые преступным путем либо могущие быть использованными в целях обеспечения возмещения, причиненного преступными действиями, хранение которых запрещено действующим законодательством либо требуется соответствующая лицензия. Искомыми объектами могут выступать скрывающиеся лица (добровольно или принудительно), а также труп или его части.

Наряду с указанными изъятию подлежат также объекты (предметы и документы), свидетельствующие о готовящемся преступлении или указывающие на возможные места хранения иных источников доказательственной информации, а в некоторых случаях и такие, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве образцов для проведения сравнительного исследования. Например, если следователь предполагает, что по делу может возникнуть необходимость проведения почерковедческой экспертизы, то специалисту-криминалисту предлагается собрать свободные образцы почерка. В целях обеспечения эффективности обыска следователю предоставлено право вскрывать закрытые помещения и хранилища, если их владелец отказывается сделать это добровольно. Способ, применяемый для вскрытия хранилища, отражается в протоколе обыска. Следователь должен избегать неоправданных повреждений запоров, дверей, предметов.

По общему правилу обыск не производится в ночное время. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, это действие может производиться и ночью. Обыск в помещениях, занимаемых юридическими лицами, производится в присутствии представителей юридического лица.

В процессе обыска следователь вправе запретить лицам, находящимся на месте обыска, покидать его, вмешиваться в действия следователя, подавать реплики и отвечать на телефонные звонки, общаться друг с другом или иными лицами до окончания следственного действия. По возможности из обыскиваемого помещения удаляются дети.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61353. Алюміній. Положення в ПСХЕ. Будова атому. Основні хімічні властивості 57.63 KB
  Цілі уроку: Надати інформацію про історію відкриття та добування алюмінію. Ознайомити з фактами біографії видатних вчених повязаних з дослідженням алюмінію.
61354. Релаксация на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения 38.3 KB
  Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в V—VI классах неустойчиво.
61355. Использование компьютерных технологий при изучении иностранного языка 41.75 KB
  Преимущества и недостатки обучения иностранного языка с помощью ПК. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству. В своей работе я докажу что ПК может быть использован как вспомогательное средство как любое другое техническое средство обучения или учебник.
61356. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации 835 KB
  Основанием для написания настоящей книги является ряд важных открытий и разработок, которые имели место в общественных науках в течение последнего полутора десятка лет. Эти открытия концентрировались главным образом в области социальной теории, и в максимальной степени затронули самую опасную
61357. Адаптации (приспособления) 29.59 KB
  Относительный характер адаптации: соответствуя конкретной среде обитания адаптации теряют свое значение при ее изменении заяцбеляк при задержке зимы или при оттепели ранней весной заметен на фоне пашни и деревьев; водные растения при пересыхании водоемов погибают и т. Примеры адаптации Вид адаптации Характеристика адаптации Примеры Особая форма и строение тела Обтекаемая форма тела жабры плавники Рыбы ластоногие Покровительственная окраска Бывает сплошная и расчленяющая; формируется у организмов живущих открыто и делает их незаметными...
61360. Hello 32.8 KB
  - Hello, children. I’m glad to see you. My name is Elvina Ranisovna. - Sit down, children! - What dayis it? - Who is absent today? - How are you? - Well, I think today we’ll have an interesting lesson. - Now children let’s begin our lesson.