91794

Особенности осмотра места совершения автотранспортного преступления

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Прежде всего это обусловливается неочевидностью совершения данных преступлений отсутствием и проблемами установления свидетелей очевидцев происшествия. Для этого необходимо: осмотреть место происшествия при необходимости должны быть расширены границы осмотра обращено внимание на возможные пути подъезда и отъезда преступников с места происшествия места стоянки и т. выдвижение и проверка версий о следующих обстоятельствах: марка модель цвет номерной знак автомобиля индивидуальные признаки; возможные повреждения на автомашине и...

Русский

2015-07-21

199.4 KB

0 чел.

Особенности осмотра места совершения автотранспортного преступления

Специфика рассматриваемой группы преступлений предполага­ет нетрадиционный подход к определению системы типичных след­ственных ситуаций и типичных криминалистических версий и, соот­ветственно, организации их расследования.

Рассмотрим частные криминалистические версии во взаимосвя­зи с типичными следственными ситуациями, возникающими на раз­личных стадиях процесса расследования, которые, в свою очередь, примут более упорядоченный вид, если их выделять исходя из на­личия и характера информации об использованном автотранспорте и обстоятельствах его использования.

Все типичные ситуации по данной категории преступлений, на наш взгляд, можно ограничить рамками информационного состоя­ния расследования, что в определенной степени отражает его стадии.

Состояние информационной неопределенности относительно обстоятельств использования автотранспорта при совершении преступления и непосредственно самого транспортного средства.

Состояние информационной определенности, когда очевидно и использование автотранспорта при совершении преступления, и имеются достаточные данные о самом автотранспортном средстве, его владельце, преступнике и т. д.

Состояние информационной неопределенности возникает по ря­ду причин. Прежде всего это обусловливается неочевидностью со­вершения данных преступлений, отсутствием и проблемами уста­новления свидетелей, очевидцев происшествия. В данном случае следователю не следует игнорировать возможность установления лиц, видевших какой-либо транспорт рядом с местом происшест­вия, лиц, находящихся в автомашине, направление движения (отку­да приехали, куда направились и т. д.). Другой причиной может явиться отсутствие на первоначальном этапе каких-либо призна­ков, указывающих на использование автотранспорта при соверше­нии преступления. В итоге, при несвоевременном выдвижении вер­сии о возможном использовании автотранспорта уже при производ­стве неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий утрачивается возможность эффективной разработки этой версии и установления преступника, отталкиваясь от сведений об автомашине.

К следующей причине можно отнести то, что преступники иногда используют при совершении преступления угнанный или похищен­ный автотранспорт, а также привлекают к совершению преступле­ния водителей автотранспортных средств, не ставя их в извест­ность о преступных намерениях. Сюда же, на наш взгляд, относят­ся и применяемые преступниками меры маскировки.

Итак, основным критерием классификации типичных следствен­ных ситуаций по данной категории преступлений будет являться степень информационной определенности. Первую группу следст­венных ситуаций, выделенных по такому принципу, можно опреде­лить как ситуации информационной неопределенности.

Неопределенность относительно использования автотранспорта при совершении преступления будет иметь место до тех пор, пока следователь не установит все обстоятельства его использования. Как известно, неопределенность может быть различного уровня в зависимости от наличия и характера информации о преступлении.

С точки зрения практической целесообразности представляется оправданным систематизировать по предлагаемому критерию ти­пичные ситуации в зависимости от того, задержано (обнаружено) транспортное средство или же нет.

I. Ситуации, возникающие в условиях, когда транспортное не за­держано (не обнаружено).

1. Информация, указывающая на использование автотранспорта при совершении преступления, отсутствует.

Данная ситуация наиболее типична для неочевидных преступле­ний, а также для преступлений, при совершении которых авто­транспорт использовался только на стадии подготовки и сокрытия.

Эта следственная ситуация прежде всего характерна для перво­начального этапа расследования. Однако она может сохраняться и на последующем этапе. Отсутствие конкретных сведений об ис­пользовании автотранспорта само по себе не исключает выдвиже­ния версий по данному обстоятельству. Место, время, обстановка совершения преступления, количество похищенного и ряд других обстоятельств могут служить основанием для выдвижения версии о возможном использовании автотранспортного средства.

В подобной ситуации одной из основных задач следователя на первоначальном этапе расследования будет установление процес­суальными средствами самого факта использования автотранспор­та при совершении преступления либо получение сведений, исклю­чающих такую возможность. Для этого необходимо: осмотреть место происшествия (при необходимости должны быть расширены границы осмотра, обращено внимание на возможные пути подъез­да и отъезда преступников с места происшествия, места стоянки и т. п.); дать поручение оперативным работникам по установлению возможных свидетелей, видевших автотранспортные средства во время и в месте совершения преступления; допросить обвиняемых, подозреваемых по обстоятельствам подготовки, совершения и со­крытия преступления; дать поручение оперативным работникам по установлению автомашины и водителя; допросить установленного водителя в качестве свидетеля по обстоятельствам возможного использования его автомашины в преступных целях и его причаст­ности к данному событию; дать поручение уголовному розыску про­вести оперативные мероприятия по установлению возможных свидетелей причастности водителя к подготовке и сокрытию пре­ступления; осмотреть транспортное средство (в случае его выявле­ния); осмотреть предметы, которые могут свидетельствовать об использовании автотранспорта; назначить криминалистические экс­пертизы при обнаружении соответствующих объектов; допросить свидетелей.

2. Имеются некоторые данные, свидетельствующие об исполь­зовании автотранспортного средства при совершении преступле­ния. Однако имеющаяся информация не позволяет индивидуализи­ровать автотранспорт и установить, кем, в каких целях и при каких обстоятельствах он использовался. Это еще предстоит доказать.

В данной ситуации основной задачей следователя является из­менение информационного баланса в сторону большей информационной определенности, т. е. выдвижение и проверка версий о следующих обстоятельствах: марка, модель, цвет, номерной знак автомобиля, индивидуальные признаки; возможные повреждения на автомашине и преградах; возможные следы транспортного сред­ства на месте происшествия; сколько человек было в автомашине, их действия.

Для этого необходимо: осмотреть место происшествия с охва­том прилегающей территории с целью выявления следов транс­портного средства; поручить уголовному розыску установление свидетелей; допросить свидетелей, очевидцев, потерпевших; ис­пользовать учеты ГИБДД для установления автомашины по имею­щимся данным; ориентировать личный состав органов внутренних дел и ГИБДД на задержание по известным приметам автомашины и преступников; проверить по ориентировкам, угонялся ли в ближай­шие дни автотранспорт со сходными приметами; изучить и проана­лизировать материал об угоне автотранспортного средства; пору­чить оперативным работникам установление возможного места сокрытия автомашины.

3. Имеются определенные конкретные данные об автотранспор­те, лицах, его использовавших, и обстоятельствах использования. Однако эти сведения не являются полными, и некоторые моменты остаются неясными.

Данная ситуация может возникнуть, когда, например, имеются потерпевшие, очевидцы, прямо указывающие на то, что преступни­ки были на автомашине и дающие достаточно полные сведения о ней и действиях преступников. В такой ситуации имеются возмож­ности сразу же проверить данную автомашину по учетам ГИБДД. В подобных благоприятных случаях существуют реальные перспекти­вы раскрытия преступления по горячим следам. После проверки автомашины по учетам необходимо: ориентировать весь личный состав органов внутренних дел и ГИБДД города, области на выяв­ление и задержание данной автомашины; провести осмотр места происшествия с участием потерпевших, свидетелей.

Если автотранспорт состоит на учете в том же населенном пунк­те, важно немедленно дать поручение оперативному работнику по установлению места нахождения владельца данной автомашины. Необходимо также установить, кто мог пользоваться автомобилем на легальном и нелегальном основании, кроме самого владельца. Если автомашина государственная или кооперативная, то нужно выяснить, кто закреплен за этим транспортным средством и кто еще мог воспользоваться им.

Если владелец заявляет, что его автомашина угнана, надо про­верить, поступало ли в органы внутренних дел от него заявление об угоне и сверить время предполагаемого угона и время соверше­ния преступления; сопоставить и проанализировать данные по уго­ну и расследуемому событию; обратить внимание на следы, выяв­ленные при осмотрах мест происшествий обоих событий, и при не­обходимости назначить экспертизы.

Если автомашина состоит на учете в другом городе, области, республике, стране (имеются данные номерного знака, по которым определяется регион регистрации), то нужно ориентировать бли­жайшие регионы и регион, где данное транспортное средство со­стоит на учете, на его розыск и задержание.

II. Ситуации, возникающие в условиях, когда транспортное сред­ство задержано (обнаружено).

1. Преступник и автомашина задержаны на месте происшествия.

Данная ситуация может быть обозначена как информационно-определенная. Однако такая ее характеристика достаточно услов­на, поскольку даже в этом случае на первоначальном этапе инфор­мация для следователя не может быть исчерпывающей. Да, нам действительно известно личность преступника, автотранспортное средство, но многие обстоятельства еще предстоит выяснить. За­дача следователя — проанализировать всю совокупность обстоя­тельств подготовки и совершения преступления. Здесь могут быть выявлены слабые звенья. Например, остается неизвестным, были ли у преступника соучастники; одно ли известное уже транспортное средство использовалось при подготовке и совершении преступле­ния.

Если автотранспортное средство не принадлежало преступни­ку, то следует установить:

  1.  каким образом преступник мог завладеть автомашиной (была передана владельцем или получена преступным путем);
  2.  был ли водитель соучастником или не знал о преступных намерениях.

Для выявления данных обстоятельств необходимо произвести такие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия:

  1.  осмотр места происшествия;
  2.  осмотр автомашины;
  3.  опрос свидетелей и очевидцев с целью выяснения, не видели ли они рядом с местом происшествия другое транспортное средство, которое скрылось вскоре после задержания;
  4.  допрос подозреваемых;
  5.  поручение оперативным работникам по установлению других
  6.  соучастников преступления;

  1.  — поручение уголовному розыску по проверке причастности данного транспортного средства и задержанных к другим преступлениям;
  2.  производство очных ставок;
  3.  проверку показаний на месте;
  4.  назначение криминалистических экспертиз.

Следователь должен преследовать цель создания оправданной избыточности доказательств, т. е. определенного запаса прочности доказательственной базы.

2. Задержана автомашина с признаками возможного ее исполь­зования при совершении преступления (сведения о самом преступ­лении отсутствуют).

Такие ситуации часто возникают при досмотре автотранспорта и проверке документов на рубежных и других постах ГИБДД. Рассмотрим некоторые наиболее характерные признаки возможного использования автотранспортного средства в преступных целях:

1) наличие признаков подделки документов на автомашину.

  1.  Подделка таких документов часто сопряжена с совершением преступлений, связанных с незаконным завладением автотранспортом или иными преступлениями;
  2.  отсутствие документов или фиктивные сопроводительные документы на перевозимый груз, что указывает на вероятность перевозки похищенной продукции;
  3.  обнаружение в автомашине предметов, запрещенных к обороту без специального разрешения (оружие, наркотики, взрывчатые
  4.  вещества, радиоактивные вещества);
  5.  большое количество икры и рыбы ценных пород без соответствующего документального оформления (либо вызывающего сомнение в подлинности);
  6.  обнаружение большой суммы денег, драгоценных металлов,
  7.  камней, произведений искусства;
  8.  наличие на автомашине и в ее салоне специфичных повреждений и следов (например, пулевое отверстие на сиденье, пятна крови);
  9.  неадекватная реакция водителя и пассажиров на требования работника ГИБДД остановить автомашину и предъявить документы.

Оказание вооруженного сопротивления само по себе является преступлением и требует тщательной проверки причастности данных лиц к другим преступлениям, совершенным, может быть, в другом районе или городе. Конечно, неподчинение требованию остановиться и попытка скрыться от преследования может быть реакцией, связанной с нежеланием нести административную ответственность за управление в нетрезвом состоянии. Но во всех этих случаях проверка таких задержанных должна проводиться более тщательно.

В данной ситуации проверочные и первоначальные следствен­ные действия (в случае возбуждения уголовного дела) проводит следователь того РОВД, на территории которого находится пост ГИБДД, где произведено задержание.

Работники ГИБДД до прибытия следователя производят: адми­нистративное задержание лиц, находящихся в автомашине; их лич­ный досмотр; тщательный досмотр транспортного средства; проверку транспортного средства по учетам ГИБДД; изучение ори­ентировок о совершенных преступлениях с целью определения причастности к ним задержанных лиц.

Следователь, изучив имеющуюся информацию, решает вопрос о возбуждении уголовного дела или проведении дополнительных проверочных мероприятий. В частности, до возбуждения уголовно­го дела обычно получают объяснения от задержанных лиц, произ­водят проверку объектов по криминалистическим и оперативным учетам (оружие, похищенные предметы, фиктивные документы и т. д.), дают поручения уголовному розыску установить, не находят­ся ли задержанные граждане или автомобиль в розыске по другим регионам, не совершались ли какие-либо преступления со сходны­ми признаками.

После возбуждения уголовного дела производят уголовно-про­цессуальное задержание, личный обыск и допрос задержанных, ос­мотр автотранспортного средства и груза, осмотр предметов и документов, а также другие действия, указанные в рассмотренных выше ситуациях.

Нередко к моменту задержания преступники преодолевают большое расстояние от места совершения преступления. Если про­верка подтверждает, что по факту того или иного преступления, со­вершенного в другом городе, регионе возбуждено уголовное дело и обстоятельства его совершения соответствуют признакам, обнару­женным при досмотре автотранспортного средства, проверке доку­ментов и проведении иных мероприятий, собранный материал пе­редается по подследственности.

3. Обнаружено брошенное, сожженное, утопленное и т. п. авто­транспортное средство. В этой ситуации необходимо провести: ос­мотр места происшествия; проверить по ориентировкам, не совер­шались ли за последнее время преступления с использованием обнаруженного автотранспорта; проверить, не числится ли данная автомашина в розыске как угнанная; провести другие проверочные мероприятия.

В случае возбуждения уголовного дела или, если оно было уже возбуждено ранее, производят рассмотренные ранее действия с учетом особенностей совершенного преступления.

В последних ситуациях предпринимаются усилия не только по проверке обстоятельств использования автотранспорта, но и по выяв­лению и доказыванию самого факта совершения преступления.

Разумеется, рассмотренные выше типичные следственные си­туации по делам о преступлениях, совершенных с использованием автотранспортных средств, в реальной жизни часто взаимно пере­секаются и сочетаются с ситуациями, типичными для расследова­ния преступлений, объединенных по видовому признаку. Выделенные следственные ситуации могут оказаться характерны­ми для расследования любого вида преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств. С учетом особенно­стей каждого вида преступлений они приобретают более конкрет­ное выражение.

В конечном итоге, совокупность целей, задач и мероприятий, на­правленных на их решение в каждой из предложенных следствен­ных ситуациях, в своем единстве представляют общую типовую программу установления автотранспортного средства, использо­ванного при совершении преступления, и обстоятельств его ис­пользования. На наш взгляд, данная типовая программа должна включать пять основных этапов. При этом отправной будет служить первая следственная ситуация информационной неопределенности.

86. Первоначальный этап расследования автотранспортных преступлений

Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий

Осмотр места ДТП

Рис. 1. Строение дороги. А - полоса обвода, Б - земляное полотно, В - проезжая часть, Г - обочина, Д - кювет, Е - обрез.

Рис. 2. Элементы дороги. А - общая ширина дороги, Б - проезжая часть, В - полоса движения, Г - трамвайный путь, Д - разделительная полоса

Одним из первых следственных действий является осмотр места происшествия. При подготовке к нему до выезда на место происшествия следует позаботиться, чтобы пострадавшим была оказана помощь, полностью или частично остановлено движение. Необходимо решить, помощь каких специалистов понадобится и какие потребуются технические средства. По прибытии на место происшествия следователь проверяет эффективность организации охраны и заградительных мероприятий и приступает к опросу очевидцев* и лиц, обнаруживших следы происшествия.

У очевидцев выясняются их анкетные данные, место, с которого они наблюдали происшествие. Им задаются вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге; каким образом участники происшествия реагировали на возникшую опасность (подавались ли звуковые сигналы, производились ли торможение, снижение или увеличение скорости, изменение направления движения); о месте и положении транспорта при окончании процессов перемещения транспорта после дорожного происшествия. Если в происшествии участвовал пешеход, то выясняется, в каком месте он вышел на дорогу и в каком направлении двигался, на каком участке дороги произошел контакт транспорта и потерпевшего, где он оказался после этого. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, что и где происходило.

У свидетелей, обнаруживших следы происшествия, выясняется, откуда и куда они следовали, какой транспорт при этом видели, кого из пешеходов встречали, обгоняли. Им также задаются вопросы об изменении положения отдельных объектов на месте происшествия, кто проходил или проезжал неподалеку от него и т.п.

На стадии общего обзора с учетом объяснений свидетелей определяются границы и начальная точка осмотра.

Рекомендуется начинать осмотр с участка дороги, на котором находилась машина во время, предшествовавшее появлению в обстановке движения факторов, отрицательно влияющих на безопасность. Если выявить эту точку не представляется возможным (в силу отсутствия очевидцев), то начинать осмотр надо от места обнаружения следов происшествия.

В процессе непосредственного исследования места происшествия изучаются его особенности, взаимное расположение, состояние имеющихся на месте объектов, следов. По ходу движения следователь должен производить необходимые измерения проезжей части дороги и окружающей местности, выставлять сигнальные обозначения в местах обнаружения следов.

Выявленные следы необходимо осматривать, обращая внимание на общие и частные признаки, связь с расследуемым событием, и точно зафиксировать место их расположения.

В результате исследования анализа отдельного следа воссоздается мысленная модель механизма его образования и следообразующего объекта, что облегчает поиски последнего в ходе осмотра места происшествия и дальнейшего расследования.

Определенным видам дорожно-транспортных происшествий (наезд, столкновение, падение пассажиров и т.д.) присущи определенные типичные следы.

При наездах на неподвижные препятствия на них, возле них остаются частицы краски, стекла, части груза, смазки и топлива, отделившиеся узлы автотранспорта. В результате наезда на потерпевшего на дорожном полотне образуются, кроме вышеназванных, следы крови, трассы от волочения пострадавшего.

Признаками столкновения могут быть потеки и пятна воды, антифриза, масла. От вращения машин после столкновения на поверхности дороги остаются дугообразные следы от блокирования и бокового перемещения колес.

Опрокидывание, кроме всего прочего, сопровождается образованием следов заноса скольжения транспорта, отпечатков удара бампера, от которого произошло продольное опрокидывание.

Для всех видов дорожно-транспортных происшествий характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязательной фиксации в протоколе путем фотографирования, изготовления слепков, копирования на дактопленку, сырую резину, фотобумагу и т.д. При участии в происшествии нескольких транспортных средств уже в ходе осмотра необходимо дифференцировать их следы.

В ситуациях, когда происшествие окончилось смертью потерпевшего, производится осмотр трупа. Определяется и фиксируется его поза, состояние одежды, расположение относительно транспорта, следов и других элементов обстановки происшествия. На одежде и кожной поверхности трупа следует искать частицы краски, стекла, горюче-смазочных материалов, отпечатки бампера и протектора. Обнаружение нехарактерных для транспортного происшествия повреждений требует выяснения возможностей их образования вследствие особенностей механизма события, специфических конструкций и перемещения транспорта, а иногда и об использовании инсценировки для сокрытия другого преступления.

Важным элементом осмотра места происшествия является исследование транспорта. Нередко для его производства требуется участие специалиста-автотехника. При осмотре транспорта важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения, вызванные как первичным контактом машины с препятствием, так и вторичным ударом. Фиксируются также повреждения, вызванные не ударным контактом, а деформацией деталей или частей машины. От следов автотранспортного происшествия необходимо отличать изменения, возникшие вследствие некачественного ремонта, неаккуратного обслуживания и других причин. В ходе осмотра точно определяется деталь, агрегат машины, подвергшиеся разрушению или повреждению. При осмотре повреждений на транспорте выясняется последовательность возникновения повреждений и разрушений частей и деталей в результате происшествия. Сначала надо установить, какие части машины первыми вступили в контакт с препятствиями, а затем последить последовательность разрушения. В процессе осмотра нужно точно определить и зафиксировать место падения на землю и положение деталей и частей машины, измерить расстояние между точками первоначального контакта транспорта с препятствием и обнаружения отделившихся частей и узлов.

В объемных следах производятся измерения глубины повреждений корпуса на различных участках. Следует внимательно осматривать дно контактных поверхностей для выявления следов отслоения и наслоения в виде частиц лакокрасочного материала, металла, стекла, дерева, текстильных волокон, крови и костно-мышечной ткани. Обнаруженные микрочастицы подробно описываются и изымаются.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются масштабные планы и схемы осматриваемого участка. При их изготовлении необходимо пользоваться общепринятыми обозначениями и отражать в них все объекты, обнаруженные на месте происшествия (см. Рис. 1 и Рис. 2).

Следственный эксперимент

Важную роль в установлении обстоятельств события и элементов обстановки, в которой оно протекало, имеет проведение такого процессуального действия, как эксперимент. Чаще всего он проводится для определения границ видимости с места водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определенного места или конкретным субъектом; определения возможностей заноса транспорта, повреждения и разрушения тормозной и рулевой систем в определенных ситуациях, самопроизвольного водителя светом фар встречного транспорта.

При помощи следственного эксперимента устанавливается также возможность образования тех или иных следов при называемом очевидцами положении транспорта и скорости его движения.

Проведение следственного эксперимента при расследовании данной категории дел требует принятия мер строжайшего обеспечения безопасности участников этого действия и окружающих. Участок дороги, на котором проводится эксперимент,должен быть надежно огражден на расстоянии, исключающем появление в зоне движения транспорта граждан или других объектов.

При "определении границ места поведения эксперимента следует учитывать скорость участвующего в эксперименте транспорта и возможное изменение направления его движения. При планировании и подготовке опытных операций и маневров способы и скорость их выполнения должны избираться таким образом, чтобы не допустить причинения вреда участникам эксперимента и окружающим. Для этого в ряде случаев "требуется проведение консультаций и выполнение специальных расчетов.

Назначение экспертиз

В ряде случаев для выяснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На ее разрешение могут быть поставлены вопросы о механизме автопроисшествия в целом (исходя из данных, обнаруженных при расследовании: о месте столкновения транспортных средств; направлении их движения; возможности образования следов в результате столкновения, наезда, опрокидывания; взаимном расположении транспортных средств в момент столкновения машин и пешехода во время наезда и др.).

В некоторых случаях для выяснения имеющих значение обстоятельств проводятся комплексные экспертизы с участием не только экспертов-автотехников, трасологов, но и физиков, химиков.

В распоряжении экспертов предоставляются необходимые материалы уголовного дела, среди них обязательно протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств и вещественных доказательств, допроса свидетелей и участников происшествия, заключения судебно-медицинской экспертизы. Для лучшего восприятия экспертам целесообразно предоставлять фото- и видеоизображения обстановки места происшествия, транспортных средств и т.д. Иногда эксперту требуется лично побывать на месте происшествия, исследовать транспортное средство или отдельные его узлы, другие вещественные доказательства (одежду потерпевшего, вещество, находившееся на месте преступления т.д.).

Некоторые вопросы относительно механизма развития аварийного происшествия могут быть разрешены при проведении судебно-медицинской экспертизы. Эксперту-медику может быть предложено установить положение потерпевшего в момент первичного контакта и последующего движения транспорта. В некоторых случаях важно определить физическое состояние водителя, наличие у него определенных свойств (недостаточной остроты зрения, дальтонизма, глухоты и т.д.).

Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций

В простых ситуациях следователю уже при выезде на место происшествия в общих чертах известно, что произошло, какие последствия наступили. В подобных случаях объективная информация поступает от участников происшествия, очевидцев и извлекается при осмотре следов преступления. После возбуждения уголовного дела, допроса свидетелей и водителей транспортных средств, медицинского освидетельствования предполагаемых виновников удается получить необходимые сведения и доказательства о фактических обстоятельствах расследуемого события.

Следственная ситуация на первоначальном этапе может существенно усложниться гибелью одного из участников события; отсутствием на месте происшествия очевидцев события; заявлением водителя аварийного транспортного средства об участии в дорожном происшествии еще одного субъекта, которого не оказалось к моменту прибытия следователя. Общим для сложных следственных ситуаций является возникновение условий, благоприятных для оказания виновными противодействия расследованию. В то же время возможности следователя по проверке объяснений противодействующей стороны существенно уменьшаются. В частности, подозреваемые нередко заявляют, что причиной происшествия были неправильные действия погибшего участника события, и дают о его поведении ложные показания. В этой ситуации нужно попытаться максимально точно восстановить обстоятельства исследуемого события посредством допроса свидетелей, проведения автотехнической, криминалистической и судебно-медицинской экспертиз, повторного осмотра места происшествия и вещественных доказательств, следственного эксперимента и т.д. Полученные в результате этих действий данные сопоставляются с утверждениями подозреваемого, а на выявленные противоречия ему указывается при проведении допроса. Иногда, чтобы доказать необъективность версии подозреваемого, его привлекают к участию в проверке показаний на месте происшествия или к производству следственного эксперимента.

Эффективным средством проверки версии об участии в происшествии неизвестного субъекта является автотехническая экспертиза. Путем расчета механизма движения транспортных средств и сопоставления результатов исследования с предполагаемым положением и действиями в пространстве дороги «третьего» участника эксперт может под¬твердить или исключить объективную возможность дорожной обстановки, на которой настаивает предполагаемый виновник события. Кроме того, следователь должен принять все необходимые меры поиск следов и других доказательств участия в событии неустановленных машины и пешехода. Неустановление этих следов существенно уменьшает или опровергает утверждения действительных виновников происшествия.

В следственной практике встречаются случаи, когда после совершенного преступления водитель скрывается, оставляя на месте происшествия машину. Подобным образом поступают лица, совершившие угон автотранспорта, или водители, хотя и правомерно владеющие машиной, но пытающиеся выиграть время для оказания противодействия. Последние в ряде случаев также выдвигают версию об угоне у них автотранспорта, иногда склоняя к даче ложных показаний своих знакомых, родственников, обращаются в милицию с заявлением об угоне. В рассматриваемых ситуациях первоочередной становится задача установления лица, находившегося за рулем в момент автопроисшествия. К разрешению этой задачи следует приступить уже в ходе осмотра места происшествия. С учетом повреждений кабины, положения водительского кресла после аварии можно представить, каким образом водитель вышел из поврежденной машины, где могли остаться следы рук, крови, если у него было кровотечение. Если в салоне имеются повреждения деталей, которые могли образоваться от удара тела водителя, необходимо попытаться найти там следы рук, крови, части и волокна одежды. На одежде и обуви водителя могут иметься следы контакта с объектами, находящимися на месте происшествия. Кроме того, следует установить лиц, которые видели водителя до, в момент и после происшествия. Первые допрашиваются о том, сообщал ли предполагаемый виновник, куда направляется, в каком направлении двигался, в каком состоянии были его одежда и управляемый им автотранспорт. Свидетелям, которые видели водителя после аварии, задаются вопросы о том, где они его встречали, откуда он шел, в каком состоянии находился, какие повреждения имелись у него на теле и одежде, не рассказывал ли допрашиваемому о случившемся. Особенно важную информацию обычно получают при допросе свидетелей, которые видели подозреваемого за рулем в момент аварии и когда он покидал место происшествия. Если водитель машины, обнаруженной на месте происшествия, обращался с сообщением об угоне, изымаются его заявление и все материалы по проверке. В заявлениях, объяснениях, показаниях подозреваемого и лжесвидетелей могут быть противоречия, которые используются при допросе этих лиц.

На первоначальном этапе расследования нередки ситуации, когда с места происшествия скрывается водитель вместе с машиной, участвовавшей в аварии. При наличии очевидцев и пострадавших, способных давать объяснения о случившемся, у них выясняются индивидуальные и групповые признаки автотранспорта, приметы водителя, находившегося за рулем. При осмотре места происшествия по следам колес, отделившимся от транспорта деталями, повреждениям окружающей обстановки также могут быть определены тип и марка автомобиля, участвующего в аварии.

С учетом полученной информации организуется преследование автомобиля и проведение заградительных мероприятий по пути возможного следования автомобиля. Эти меры могут быть приняты еще до начала осмотра и корректироваться по мере получения информации о разыскиваемых транспортных средствах и их водителях. При изучении сведений о возможном выходе разыскиваемой машины за пределы «закрытого» района или при возникновении такой опасности должны быть организованы поисково-заградительные мероприятия в границах соседних административно-территориальных единиц.

Информация о разыскиваемом транспорте может быть получена и при производстве экспертиз частей стекла, краски, горюче-смазочных материалов, отдельных узлов и деталей автомашины, грузов, выпавших из нее и обнаруженных на месте происшествия. В этих же целях организуется проверка и обход предприятий по ремонту транспорта, гаражей, автостоянок и проверка силами ГАИ автомобилей, движущихся по дорогам. Если установлено назначение груза, машина может быть найдена после выявления грузоотправителей и грузополучателей. Для выявления свидетелей рекомендуется проведение обхода жилых домов, организаций и предприятий, находящихся не только на прилегающих к месту происшествия территориях, но и по пути следования разыскиваемого транспорта. Целесообразно также проведение опроса граждан, бывающих в названных местах и находившихся в них вовремя, предшествующее аварии и после нее. Если проведенные мероприятия в течение нескольких дней не дают положительных результатов, возможно обращение к гражданам через средства массовой информации. При обнаружении скрывающегося транспорта и его водителя следует помнить, что факт оставления места происшествия сам по себе не является доказательством виновности. В практике встречаются случаи, когда к подобным мерам прибегают лица, не виновные в совершении автотранспортного преступления. На данном этапе расследования проводятся действия по идентификации найденных транспорта и водителя как участников дорожного происшествия. Большую роль в этом играют различные криминалистические экспертизы, в том числе экспертиза, проводимая с целью установления целого по частям, когда для идентификации используются отделившиеся от транспорта узлы и детали, осколки стекла, частицы краски и т.д.

В процессе осмотра транспорта и последующих экспертиз могут быть выявлены следы контакта с препятствиями, потерпевшими, другими объектами на месте происшествия. Даже после проведения ремонтных работ за облицовкой, под крышей капота, на днище и в ходовой части автомашины могут быть обнаружены следы крови, микрочастицы одежды потерпевшего, грунта и растений, краски от столкнувшейся машины, вещества, из которого состоят иные препятствия. Если подозреваемый продолжает отрицать свое участие в происшествии, при его допросе следует использовать приемы предъявления доказательств, разоблачения лжи и сговора с лжесвидетелями. При допросе предполагаемых виновников могут быть использованы и приемы воздействия на эмоциональную сферу допрашиваемого: обращение к лучшим качествам, обострение чувства сострадания к потерпевшему, желание облегчить переживания собственных родственников и близких. Довольно сложные ситуации складываются, когда подозреваемый (обвиняемый) признает участие в происшествии, но отрицает свою вину в нарушении правил безопасности движения транспорта. Основным доводом допрашиваемых является то, что они не имели возможности своевременно обнаружить опасность и потому не могли предотвратить происшествия.

Подобные показания могут быть проверены с участием обвиняемого на месте происшествия. При проведении этого следственного действия следователь должен занимать активную позицию. Еще на стадии подготовки следует прогнозировать поведение допрашиваемого и подобрать контраргументы его утверждениям. В самих показаниях обвиняемого также могут быть противоречия, на которые ему должно быть указано.

После проверки показаний на месте происшествия возможно проведение следственного эксперимента, а затем и автотехнической экспертизы для получения ответа на вопрос о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

При выдвижении версии о том, что причиной происшествия была неисправность транспорта, которую водитель своевременно обнаружить не мог, прежде всего устанавливается наличие или отсутствие повреждения в указанной детали, узле автомашины. Они осматриваются, а затем подвергаются криминалистической и автотехнической, либо комплексной экспертизе для установления причин и времени разрушения детали и возможности своевременного обнаружения повреждения. Эти показания проверяются допросами подозреваемых, отвечаю¬щих за техническое состояние транспорта. Кроме того, изымаются и осматриваются документы о ремонте транспорта и установке дефектной детали, а также приказы и должностные инструкции об обязанностях лиц, отвечающих за выпуск машины на линию, ремонт и обслуживание автомобиля.

Некоторые подозреваемые (обвиняемые) оспаривают достоверность установленных следствием данных об обстоятельствах маневрирования машиной, скорости движения транспорта или пешехода, а также утверждают, что нарушение правил безопасности движения было допущено другим участником происшествия.

Подобного рода показания тщательно проверяются в ходе повторного осмотра, следственного эксперимента, автотехнической экспертизы, допросов свидетелей и участников происшествия. Необходимо также проанализировать объективность суждений допрашиваемого и выводов следствия. При этом оцениваются достоверность исходных данных об оспариваемых фактах, полнота и правильность их исследования. Пристальное внимание должно уделяться проверке правильности определения фактических показателей механизма дорожного происшествия: экспериментальные данные о тормозном пути транспорта, оценка показателей реакции водителя и скорости движения участников происшествия. Тщательному анализу подвергаются математические расчеты и обоснованность выводов экспертизы. Другими словами, в процессе вышеописанной деятельности проводится поиск возможных ошибок в построении выводов следователя и подозреваемого (обвиняемого).

В большинстве ситуаций подозреваемые (обвиняемые) признают свою вину и дают соответствующие показания об обстоятельствах расследуемого события. Подобное положение успокаивает некоторых следователей, и они не анализируют показания обвиняемых, не прогнозируют возможность изменения этими лицами своей позиции при обнаружении ими неполноты расследования или других благоприятных условий для оказания противодействия.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо предельно детализировать и конкретизировать показания названных субъектов о фактической стороне возникновения и развития дорожного происшествия, об обстоятельствах обнаружения ими опасности, об ответных действиях, а также о технических приемах и средствах, которые использовал водитель для предупреждения вредных последствий. При анализе и оценке показаний подозреваемых (обвиняемых), признающих свою вину, уточняется: соответствуют ли их показания установленным расследованием обстоятельствам; правильно ли допрашиваемый оценивает эти обстоятельства, свои действия и поведение других участников происшествия.

Рассматриваемые показания, как и всякие другие, должны проверяться при производстве иных следственных действий, сопоставляться с материалами уголовного дела.

В постановлениях о привлечении в качестве обвиняемого в обвинительных заключениях необходимо детализировать установленные обстоятельства преступного события, раскрывать их объективное содержание, составляющее преступное нарушение правил безопасности движения, учитывать действия других участников происшествия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42534. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ШАРОВ 274.5 KB
  Сцепление и сопротивление при качении тел по твёрдым поверхностям.Уравнения динамики и энергетического баланса при качении тел по наклонным поверхностям. Исследование столкновения стальных шариков при качении. Изучение законов динамики при качении тел по наклонным поверхностям; 2.
42535. Определение линейных и угловых скоростей и ускорений, моментов инерции, сил натяжения нитей. Исследование энергетического баланса 950.5 KB
  Уравнения кинематики и динамики. Исследование энергетического баланса. Опыты с диском Максвелла без дополнительного кольца. Опыты с диском Максвелла с дополнительным кольцом. Определение максимальной и средней сил натяжения при рывке нити...
42537. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ И СПОСОБОВ ОСЛАБЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА 9.42 MB
  Шум представляет собой сочетание звуков, различных по частоте и интенсивности в частотном диапазоне 16-20000 Гц, не несущих полезной информации. В каждой точке пространства, в котором распространяются звуковые волны, давление и скорость движения частиц воздуха изменяются во времени. При колебаниях частиц воздуха, вызванных прохождением звуковой волны, возникает избыточное (относительно атмосферного) давление, называемое звуковым давлением Р, Па
42538. Побудова системи масового обслуговування з втратами та без очікування 23 KB
  Кількість обслуговуючих пристроїв – Кг де Кг – кількість голосних букв в Вашому прізвищі. Процедура розподілу потоків поміж обслуговуючими пристроями: Якщо Кп – парне, то – рівномірно на всі пристрої, якщо Кп – непарне, то спочатку спроба на перший пристрій, при занятості на другий і т.д.
42539. Понятие социального действия. Социальное взаимодействие 15.4 KB
  Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него
42540. Концепция общества. Общество как система 15.77 KB
  Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.
42541. Принципы типологии общества. Типы общества 16.21 KB
  Традиционное общество — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами
42542. Первині засоби пожежегасіння та дослідження якості вогнегасних речовин 37 KB
  В комплексі заходів спрямованих на ліквідацію пожежі що використовуються в системі протипожежного захисту важливе значення має вибір найбільш раціональних способів та засобів припинення горіння згідно зі СниП 2. Існують такі основні способи припинення горіння : Охолодження зони горіння або речовини що горять нижче певних температур. Ізоляція вогнища горіння від повітря. Хімічне гальмування інгібування швидкості реакцій окислення горіння у полум’ї.