91795

Криминалистическая характеристика взяточничества

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Возможные материальные следы дачи-получения взятки: сведения бухгалтерской документации отражающей уменьшение денежных средств на счете взяткодателя и увеличение их у взяткополучателя; почтовые переводы; управленческие решения различных должностных лиц; документы подтверждающие пребывание лица в определенном месте. При взяточничестве подлежат доказыванию следующие обстоятельства...

Русский

2015-07-21

45.61 KB

2 чел.

Криминалистическая характеристика взяточничества

Взяточничество - это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника.

Коррупция - социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом своего служебного положения для личного обогащения.

Взяточничество и коррупция - тесно взаимосвязанные явления, характеризуемые разовыми либо систематическими фактами передачи государственному служащему, должностному лицу денег, подарков или оказания ему различных услуг за действия (бездействие), которые это лицо совершило, совершает, должно было или может совершить в интересах дающего взятку. Понятие "коррупция" шире понятия "взятка", так как в него также входят вымогательство, использование должностного положения в личных целях и оно предполагает постоянный характер. Взяточничество может носить разовый, эпизодический или систематический характер.

Взяточничество имеет следующие особенности:

1) взятка передается при отсутствии очевидцев;

2) оба участника преступления заинтересованы в его совершении, боятся ответственности, принимают меры к сокрытию следов преступления;

3) так как оба участника несут уголовную ответственность, они не выдают друг друга;

4) иногда взятка дается за совершение законного действия и при этом не остается документального подтверждения незаконных действий должностного лица.

Возможные материальные следы дачи-получения взятки:

1) сведения бухгалтерской документации, отражающей уменьшение денежных средств на счете взяткодателя и увеличение их у взяткополучателя;

2) почтовые переводы;

3) управленческие решения различных должностных лиц; 4 документы, подтверждающие пребывание лица в определенном месте.

При взяточничестве подлежат доказыванию следующие обстоятельства:

1) имел ли место факт дачи-получения взятки;

2) каков предмет взятки; если в качестве взятки переданы ценные вещи или она имела форму услуги, то какова стоимость вещей или услуги в денежном выражении;

3) кто является взяткодателем, взяткополучателем;

4) каковы обстоятельства преступления (время, место, способ передачи взятки);

5) с какой целью (за выполнение каких действий) была дана взятка;

6) были ли выполнены в интересах взяткодателя соответствующие действия, носили ли они законный характер;

7) нетли в действиях взяточников признаков других преступлений, если да, то каких именно;

8) нет ли в действиях преступников квалифицирующих признаков;

9) нет ли в действиях взяткодателя обстоятельств, освобождающих его от уголовной ответственности (вымогательства взятки либо добровольного заявления о даче взятки);

10) какие обстоятельства способствовали взяточничеству.

Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования:

1) имеется заявление взяткодателя, и он готов содействовать изобличению взяткополучателя, которому об этом неизвестно.

При явке с повинной взяткодателя проведение предварительной проверки обычно не является необходимостью.

Примерными действиями следователя в этом случае являются:

а) допрос взяткодателя;

б) задержание взяткополучателя с поличным (перед этим, если есть такая возможность, проводят осмотр предполагаемого предмета взятки, а после задержания - личный обыск взяткополучателя, иногда - его освидетельствование);

в) допрос взяткополучателя;

г) обыски по местам жительства и работы взяткополучателя, наложение ареста на его имущество;

д) выемка и осмотр документов;

е) допросы свидетелей;

ж) проведение очных ставок;

2) взяткодатель и взяткополучатель действуют в сговоре; информация о преступлении поступила из оперативных источников; правонапушителям об этом неизвестно.

В том случае, когда необходимо изобличить одновременно и взяткополучателя, и взяткодателя, на первоначальном этапе обычно осуществляют:

а) задержание обоих участников с поличным в момент дачи-получения взятки, их личные обыски;

б) обыски по местам их жительства и работы, наложение ареста на их имущество; допросы подозреваемых;

в) выемку и осмотр служебных документов;

г) допросы свидетелей;

3) информация о фактах взяточничества поступила из официальных источников. Участникам известно, что их действиями интересуются правоохранительные органы.

Эта ситуация является наиболее сложной для расследования. В таких случаях обычно проводят:

а) допросы свидетелей;

б) выемку и осмотр документов; допросы подозреваемых;

в) при наличии достаточных оснований - обыски у подозреваемых.

На допросе задают следующие вопросы:

1) кто получил или вымогал взятку;

2 были ли при этом посредники;

3 каков был предмет взятки;

4 за что дана или вымогалась взятка;

5) каковы время, место и механизм передачи взятки;

6) выполнил ли взяткополучатель соответствующее служебное действие в интересах взяткодателя;

7 в чем это выразилось, в каких документах отражено;

8 кто знает о факте дачи или вымогательстве взятки;

9 кто может подтвердить отдельные факты, сообщенные заявителем.

В ходе обыска ищут: 1)предмет взятки, его упаковку;

2) ценности, нажитые преступным путем;

3) чеки, товарные ярлыки, позволяющие установить факт приобретения конкретной вещи в определенный период;

4) документы, записи, содержащие сведения о круге участников взяточничества и роли каждого из них;

5) черновики документов и документы, отражающие действия, совершаемые за взятку.

По делам о взяточничестве часто проводятся судебные экспертизы:

1) дактилоскопическая - для выявления следов рук преступников на предмете взятки или упаковке;

2) судебно-почерковедческая - для установления исполнителя документа, письма, записки, анонимного заявления;

3) технико-криминалистическое исследование документов - для установления исправлений в документе, подделки подписи, печати и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1939. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИНТЕЗУ ФОТОХРОМНЫХ ДИГЕТАРИЛЭТЕНОВ 1.19 MB
  Получение диарил(гетарил)ацетиленов из терминальных ацетиленов. Присоединение комплексов переходных металлов к диарилацетиленам. Попытки проведения внутримолекулярной конденсации 2,2,4,4-тетраметил-2,4-бис(2,5-диметил-3-тиенил)-3-тиапентан-1,5-диона. Синтез дитиенилэтенов с помощью внутри- и межмолекулярных конденсаций карбонильных соединений ряда тиофена по мак-мурри.
1940. Анекдот как средство переживания национальной идентичности (на материале анализа еврейских анекдотов) 1.17 MB
  Анализ теоретических и эмпирических подходов к исследованию идентичности. Изучение особенностей еврейской этнической идентичности. Социально-психологические аспекты проблемы комического. Еврейский анекдот как материал изучения еврейской национальной идентичности. Различные подходы к анализу текстов. Классификация и количественный анализ еврейских анекдотов
1941. Концепт Труд как объект идеологизации 1.17 MB
  Семантическое ядро концепта труд в русском языке, лексическое значение и концепт в научно-лингвистической интерпретации. Семантическая структура слов труд, работа. Витки идеологизации концепта труд в газете Магнитогорский рабочий.
1942. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма детей с учетом их конституциональных особенностей 1.17 MB
  Морфофункциональные особенности здоровых детей в норме и при врожденной патологии сердечно-сосудистой системы. Конституциональный подход в фундаментальной биологической характеристике целостного организма. Клиническая характеристика врожденной сердечно-сосудистой патологии. Возрастные и конституциональные особенности функционирования сердечно-сосудистой системы организма детей.
1943. Только трудом велик человек 25.02 KB
  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
1944. Воспитательный процесс в школе 24.85 KB
  Организационно-педагогические мероприятия. Воспитание положительного отношения школьников к учению. Воспитание нравственных ценностей у школьников. Физическая культура и здоровье учащихся. Работа с родителями и общественностью.
1945. Добро починається з тебе 24.1 KB
  Мета: допомогти учням з’ясувати сутність понять добро, доброта, милосердя як принципів людського буття, навчити учнів критично ставитися до своїх вчинків та вчинків інших людей, аналізувати матеріал з різних джерел і самостійно робити правильні висновки.
1946. Воспитательные функции классного руководителя как организатора воспитательного процесса в школе 25.53 KB
  Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса.
1947. Мисс 8 Марта. Воспитательное мероприятие 40.5 KB
  Формировать у учащихся коммуникативные навыки общения в классе, со сверстниками, обогатить культуру общения в семье, развивать эмоциональную сферу учащихся.