91795

Криминалистическая характеристика взяточничества

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Возможные материальные следы дачи-получения взятки: сведения бухгалтерской документации отражающей уменьшение денежных средств на счете взяткодателя и увеличение их у взяткополучателя; почтовые переводы; управленческие решения различных должностных лиц; документы подтверждающие пребывание лица в определенном месте. При взяточничестве подлежат доказыванию следующие обстоятельства...

Русский

2015-07-21

45.61 KB

3 чел.

Криминалистическая характеристика взяточничества

Взяточничество - это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника.

Коррупция - социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом своего служебного положения для личного обогащения.

Взяточничество и коррупция - тесно взаимосвязанные явления, характеризуемые разовыми либо систематическими фактами передачи государственному служащему, должностному лицу денег, подарков или оказания ему различных услуг за действия (бездействие), которые это лицо совершило, совершает, должно было или может совершить в интересах дающего взятку. Понятие "коррупция" шире понятия "взятка", так как в него также входят вымогательство, использование должностного положения в личных целях и оно предполагает постоянный характер. Взяточничество может носить разовый, эпизодический или систематический характер.

Взяточничество имеет следующие особенности:

1) взятка передается при отсутствии очевидцев;

2) оба участника преступления заинтересованы в его совершении, боятся ответственности, принимают меры к сокрытию следов преступления;

3) так как оба участника несут уголовную ответственность, они не выдают друг друга;

4) иногда взятка дается за совершение законного действия и при этом не остается документального подтверждения незаконных действий должностного лица.

Возможные материальные следы дачи-получения взятки:

1) сведения бухгалтерской документации, отражающей уменьшение денежных средств на счете взяткодателя и увеличение их у взяткополучателя;

2) почтовые переводы;

3) управленческие решения различных должностных лиц; 4 документы, подтверждающие пребывание лица в определенном месте.

При взяточничестве подлежат доказыванию следующие обстоятельства:

1) имел ли место факт дачи-получения взятки;

2) каков предмет взятки; если в качестве взятки переданы ценные вещи или она имела форму услуги, то какова стоимость вещей или услуги в денежном выражении;

3) кто является взяткодателем, взяткополучателем;

4) каковы обстоятельства преступления (время, место, способ передачи взятки);

5) с какой целью (за выполнение каких действий) была дана взятка;

6) были ли выполнены в интересах взяткодателя соответствующие действия, носили ли они законный характер;

7) нетли в действиях взяточников признаков других преступлений, если да, то каких именно;

8) нет ли в действиях преступников квалифицирующих признаков;

9) нет ли в действиях взяткодателя обстоятельств, освобождающих его от уголовной ответственности (вымогательства взятки либо добровольного заявления о даче взятки);

10) какие обстоятельства способствовали взяточничеству.

Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования:

1) имеется заявление взяткодателя, и он готов содействовать изобличению взяткополучателя, которому об этом неизвестно.

При явке с повинной взяткодателя проведение предварительной проверки обычно не является необходимостью.

Примерными действиями следователя в этом случае являются:

а) допрос взяткодателя;

б) задержание взяткополучателя с поличным (перед этим, если есть такая возможность, проводят осмотр предполагаемого предмета взятки, а после задержания - личный обыск взяткополучателя, иногда - его освидетельствование);

в) допрос взяткополучателя;

г) обыски по местам жительства и работы взяткополучателя, наложение ареста на его имущество;

д) выемка и осмотр документов;

е) допросы свидетелей;

ж) проведение очных ставок;

2) взяткодатель и взяткополучатель действуют в сговоре; информация о преступлении поступила из оперативных источников; правонапушителям об этом неизвестно.

В том случае, когда необходимо изобличить одновременно и взяткополучателя, и взяткодателя, на первоначальном этапе обычно осуществляют:

а) задержание обоих участников с поличным в момент дачи-получения взятки, их личные обыски;

б) обыски по местам их жительства и работы, наложение ареста на их имущество; допросы подозреваемых;

в) выемку и осмотр служебных документов;

г) допросы свидетелей;

3) информация о фактах взяточничества поступила из официальных источников. Участникам известно, что их действиями интересуются правоохранительные органы.

Эта ситуация является наиболее сложной для расследования. В таких случаях обычно проводят:

а) допросы свидетелей;

б) выемку и осмотр документов; допросы подозреваемых;

в) при наличии достаточных оснований - обыски у подозреваемых.

На допросе задают следующие вопросы:

1) кто получил или вымогал взятку;

2 были ли при этом посредники;

3 каков был предмет взятки;

4 за что дана или вымогалась взятка;

5) каковы время, место и механизм передачи взятки;

6) выполнил ли взяткополучатель соответствующее служебное действие в интересах взяткодателя;

7 в чем это выразилось, в каких документах отражено;

8 кто знает о факте дачи или вымогательстве взятки;

9 кто может подтвердить отдельные факты, сообщенные заявителем.

В ходе обыска ищут: 1)предмет взятки, его упаковку;

2) ценности, нажитые преступным путем;

3) чеки, товарные ярлыки, позволяющие установить факт приобретения конкретной вещи в определенный период;

4) документы, записи, содержащие сведения о круге участников взяточничества и роли каждого из них;

5) черновики документов и документы, отражающие действия, совершаемые за взятку.

По делам о взяточничестве часто проводятся судебные экспертизы:

1) дактилоскопическая - для выявления следов рук преступников на предмете взятки или упаковке;

2) судебно-почерковедческая - для установления исполнителя документа, письма, записки, анонимного заявления;

3) технико-криминалистическое исследование документов - для установления исправлений в документе, подделки подписи, печати и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2340. Етапи українського визвольного руху 56 KB
  Мета: Проаналізувати значення фольклору та етнографії в дослідженні національних ознак українців, дослідити початок українського визвольного руху.
2341. Російська панславістська, польська федеративна й українська слов’янофільська теорії. 19.65 KB
  Мета: Проаналізувати суть російського панславізму, польського федералізму, українського слов’янофільства; визначити складові ідеї соборності українських земель, вивчити релігійно-конфесійні проблеми в національному питанні.
2342. Українські землі у складі Російської імперії. 48.5 KB
  Мета: охарактеризувати стан українських земель наприкінці XVIII – у першій третині XIX ст., вивчити адміністративно-територіальний устрій та регіональний поділ українських земель у складі Російської імперії; висвітлити процес включення українських земель до складу Російської імперії.
2343. Включення західноукраїнських земель до складу Австрійської імперії 45.5 KB
  Мета: вивчити адміністративно-територіальний устрій, соціальний та національний склад західноукраїнських земель, довести колоніальний характер політики австрійського уряду щодо українців; визначити роль реформ Марії-Терезії та Йосипа II у розвитку економічного й суспільного життя Галичини та Буковини.
2344. Вплив міжнародних відносин на розвиток українських земель у першій третині XIX ст 38 KB
  Мета: проаналізувати місце України в системі міжнародних відносин на початку XIX ст., висвітлити процес колонізації Російською імперією відвойованих у Туреччини українських земель, довести, що Україні відводилося у планах Наполеона I Бонапарта місце колонії, дослідити внесок українців у розгром наполеонівських військ, довести, що доля Азовського козацького війська була закономірним наслідком колонізаторської політики російського царизму щодо українства.
2345. Початок національного відродження 54 KB
  Мета: ознайомити учнів із процесом розвитку національної ідеї в суспільно-політичному русі України першої половини XIX ст. та внеском її видатних представників у цей процес, ознайомити учнів із діяльністю українського дворянства щодо відновлення автономних прав України наприкінці XVIII ст.
2346. Поширення ідей Просвітництва в Західній Україні. 19.27 KB
  Мета: з’ясувати характер суспільно-політичного життя та витоки національного відродження на західноукраїнських землях наприкінці XVIII – на початку XIX ст., довести, що діяльність Руської трійці була виявом галицько-українського відродження; з’ясувати, чому альманах Русалка Дністрова називають “політичним маніфестом українства”.
2347. Російський визвольний та польський національно-визвольний рухи на українських землях у 20-30-ті роки XIX ст. 20.71 KB
  Мета: розкрити причини поширення західноєвропейських революційних ідей в Україні та створення масонських лож в Україні, проаналізувати діяльність декабристів в Україні та історичне значення декабристського руху для України, довести, що Польське повстання 1830-1831 рр. мало антиколоніальний і антифеодальний характер.
2348. Формування модерної української нації. Теорія та суспільні виклики першої половини XIX ст 37.5 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань як кінцевий етап оцінювання знань з тем Вступ. Формування модерної української нації. Теорія та суспільні виклики першої половини XIX ст., Українські землі у складі Російської та Австрійської імперій наприкінці XVIII – у першій третині XIX ст., оцінити рівень навчальних досягнень учнів та перевірити уміння застосовувати нубуті знання.