91898

Коллизионные вопросы опеки и попечительства

Доклад

Мировая экономика и международное право

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с кате горией дееспособности. Основное отличие опеки от попечительства заключается в том что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного а только дает согласие на их совершение. В международном частном праве в отношении опеки и попечиТема 4.

Русский

2015-07-21

33.05 KB

7 чел.

Коллизионные вопросы опеки и попечительства.

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с кате­ горией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными граждана­ ми (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отно­ шении лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательства большинства государств содержат аналогичные постановления по этому вопросу.

Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сдел­ ки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично на­ значению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей нахо­ дится под контролем соответствующих компетентных органов.

В международном частном праве в отношении опеки и попечи-Тема 4. Субъекты международного частного права

тельства в основном возникают следующие вопросы: возможно ли 141 учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как

весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдель­ ные его аспекты. Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законода­ тельством.

Чрезвычайно широко распространяет свою юрисдикцию 1Юво­ просам опеки (попечительства) английская судебная практика. Гос­ подствующей коллизионной привязкой является английское право. Английский суд, применяя собственное право, может назначить опе­ ку над несовершеннолетним британским подданным, даже домици­ лированным за границей, и над иностранцем, домицилированным или только временно пребывающим на территории Великобрита­ нии. В отношении душевнобольных иностранцев опека может быть учреждена, если такой иностранец пребывает или имеет имущество в Англии. Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества).

В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии. При этом государство гражданства такого иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учрежде­ на опека.

Французская судебная практика исходит прежде всего из того, что установление опеки или попечительства является видом ограни­ чения дееспособности. Разрешение соответствующих вопросов под­ чиняется личному статуту подопечного. Однако учреждение опеки и попечительства всегда связано с применением французского про­ цессуального права, поэтому французские суды считают необходи­ мым сочетать привязку к закону гражданства с привязкой к закону суда. По вопросу о том, в какой мере надлежит применять нацио­ нальный закон иностранца, а в какой мере — закон суда, во фран­ цузской теории и практике не выработано единообразной позиции.

В неотложных случаях и в качестве временной меры допускается учреждение опеки над иностранцем по французскому праву.

Условия назначения и прекращения опеки, как правило, регу­ лируются законом страны гражданства опекаемого (Польша, Че­ хия). При решении вопроса о том, обязано ли данное лицо принять на себя обязанности по опеке, применяется право страны граждан­ ства опекуна. Правоотношения между опекуном и подопечным оп­ ределяются законом государства, органы которого назначили опе­ ку. К вопросам определения таких отношений относятся прежде всего вопросы представительства опекуна. Право представительст­ ва опекуна (попечителя) распространяется, в принципе, и за преде­ лы государства, органы которого назначили опеку (Чехия).

Коллизионное регулирование опеки и попечительства преду­ смотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечи­ тельства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного. Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным). Законода­ тельно закреплено применение российского права, если оно наибо­ лее благоприятно для опекаемого (подопечного), имеющего место жительства в РФ. Статья 1199 ГК РФ содержит «цепочку» колли­ зионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотноше­ ния регулируются посредством различных коллизионных привя­ зок. Положения ст. 1199 ГК РФ являются одними из наиболее удач­ ных в российском МЧП.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59817. Без верби та калини немає України 474.5 KB
  На дошці приколені малюнки фотографії та статті про вербу і калину. Дівчина: Ми розповімо вам про калину яку найбільше шанували на Україні. Дівчина: А я розповім сумну історію про калину що часто порівнюється з коханням.
59819. ВЕСЕЛИЙ ВЕРНІСАЖ 224 KB
  Ви готові зустріти їх Тоді оплески бо я запрошую учасників Веселого вернісажу€ на сцену Команда ЕМЕМДЕМС вона представляє 8А клас. Поки виходить команда на сцену звучить Весела пісня€. Команда ВЕСЕЛІ ТА ДОТЕПНІ€. Поки виходить команда на сцену звучить Весела пісня.
59820. Казковий вернісаж 66 KB
  Мета: - підвищувати мотивацію учнів молодшої та середньої школи до вивчення іноземної мови; - розвивати навички діалогічного та монологічного мовлення серед учнів середньої школи; - сприяти розвитку міжкультурної компетенції;...
59822. Альтернативний токарний верстат з механічним приводом 1.18 MB
  Серед архівних документів що якось інформують нас про створення токарного верстата є такі з яких видно що майстри древнього Єгипту ще 1500 років до нашої ери застосували цей спосіб для різання й обточування циліндричних форм різної конфігурації.
59823. Прийшли щедрувати до вашої хат 55 KB
  Зайнялася ясна зірка ясна зірка зпід вечірка. Добрий вечір господарю у вашій оселі Прийміть наші побажання на свята веселі. Щоби в свят вечір скрізь лунали колядки давні голосні І в щедрий вечір засівали зерном світлиці нам усім.
59824. Зветься веселково – Україною наша рідна батьківська земля 50 KB
  Учениця: Дорогі гості щиро вітаємо вас у нашій світлиці. Учениця: Батьки вчили дітей цінувати кожну крихту хліба і завжди памятати що хліб це життя. Учениця: У нашому музеї зібрані предмети народного побуту що були незамінні в господарстві.
59825. Веселый урок здоровья 51.5 KB
  Входит Доктор Учитель: Да это же доктор Умывальников Доктор: Добрый врач бывалый врач Чуть услышит детский плач В ранний час и в полночь Поспешит на помощь. Я Добрый Доктор Умывальников. Выбегают Лентяи Доктор: Нет это не они.