91898

Коллизионные вопросы опеки и попечительства

Доклад

Мировая экономика и международное право

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с кате горией дееспособности. Основное отличие опеки от попечительства заключается в том что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного а только дает согласие на их совершение. В международном частном праве в отношении опеки и попечиТема 4.

Русский

2015-07-21

33.05 KB

5 чел.

Коллизионные вопросы опеки и попечительства.

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с кате­ горией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными граждана­ ми (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отно­ шении лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательства большинства государств содержат аналогичные постановления по этому вопросу.

Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сдел­ ки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично на­ значению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей нахо­ дится под контролем соответствующих компетентных органов.

В международном частном праве в отношении опеки и попечи-Тема 4. Субъекты международного частного права

тельства в основном возникают следующие вопросы: возможно ли 141 учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как

весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдель­ ные его аспекты. Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законода­ тельством.

Чрезвычайно широко распространяет свою юрисдикцию 1Юво­ просам опеки (попечительства) английская судебная практика. Гос­ подствующей коллизионной привязкой является английское право. Английский суд, применяя собственное право, может назначить опе­ ку над несовершеннолетним британским подданным, даже домици­ лированным за границей, и над иностранцем, домицилированным или только временно пребывающим на территории Великобрита­ нии. В отношении душевнобольных иностранцев опека может быть учреждена, если такой иностранец пребывает или имеет имущество в Англии. Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества).

В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии. При этом государство гражданства такого иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учрежде­ на опека.

Французская судебная практика исходит прежде всего из того, что установление опеки или попечительства является видом ограни­ чения дееспособности. Разрешение соответствующих вопросов под­ чиняется личному статуту подопечного. Однако учреждение опеки и попечительства всегда связано с применением французского про­ цессуального права, поэтому французские суды считают необходи­ мым сочетать привязку к закону гражданства с привязкой к закону суда. По вопросу о том, в какой мере надлежит применять нацио­ нальный закон иностранца, а в какой мере — закон суда, во фран­ цузской теории и практике не выработано единообразной позиции.

В неотложных случаях и в качестве временной меры допускается учреждение опеки над иностранцем по французскому праву.

Условия назначения и прекращения опеки, как правило, регу­ лируются законом страны гражданства опекаемого (Польша, Че­ хия). При решении вопроса о том, обязано ли данное лицо принять на себя обязанности по опеке, применяется право страны граждан­ ства опекуна. Правоотношения между опекуном и подопечным оп­ ределяются законом государства, органы которого назначили опе­ ку. К вопросам определения таких отношений относятся прежде всего вопросы представительства опекуна. Право представительст­ ва опекуна (попечителя) распространяется, в принципе, и за преде­ лы государства, органы которого назначили опеку (Чехия).

Коллизионное регулирование опеки и попечительства преду­ смотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечи­ тельства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного. Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным). Законода­ тельно закреплено применение российского права, если оно наибо­ лее благоприятно для опекаемого (подопечного), имеющего место жительства в РФ. Статья 1199 ГК РФ содержит «цепочку» колли­ зионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотноше­ ния регулируются посредством различных коллизионных привя­ зок. Положения ст. 1199 ГК РФ являются одними из наиболее удач­ ных в российском МЧП.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22079. КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 32 KB
  В связи с тем что соц. педагогика стала самостоятельной наукой относительно недавно отделившись от педагогики и объект изучения у них практически одинаков то разделение категорий относящихся к разным наукам поможет выявить специфику соц. Много категорий взято соц.
22080. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 56.5 KB
  Специализация соц. Квалификационная характеристика соц. Функции соц.
22081. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 34 KB
  Методы соц. пед можно классифицировать объединив их в три большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социальнопсихологической помощи. Методы научного исследования – это способы получения научной информации. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы.
22082. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ 51.5 KB
  За последние пять лет по России число школьников и студентов употребляющих наркотики возросло более чем в 8 раз. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том что более 17 их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4 подростков употребляют наркотики систематически. Исследование выявило что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем – это 1517 лет однако есть много и таких которые...
22083. Педагогика творчества 94.5 KB
  Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей то мы получим график в виде колокола: 22 сверходаренные дети; 135 выше нормы; 682 детей имеют средний интеллект; 135 ниже нормы; 22 умственно – отсталые. Творческих детей отличает живое воображение включение элементов игры в выполнение задач изобретательность богатая фантазия нестандартность мышления отличная память в сочетании с ранним языковым развитием способность к классификации Барьерами тормозящими раскрытие творческого потенциала личности...
22084. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ 38 KB
  Подростки особенно социально неблагополучные всегда тянутся к силе а объединение в группы намного ее увеличивает. Особенно велика в психологическом отношении роль тусовок мест сбора подростков где подростки группируются оформляясь в криминогенные группы. Вопервых это – руководство молодежной группировкой взрослого опытного преступника; вовторых включение подростковой группы в преступную группу взрослых преступников; втретьих подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности общему командованию; вчетвертых – четкое...
22085. ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 35.5 KB
  Он считал что религия – это ответ на определенные условия существования человека и общества она отвечает важным социальным потребностям. Религия – система верований и ритуалов на основе которых группа людей объясняет то что находит сверхъестественным и священным. религия помогает человеку понять объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь.
22086. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 46.5 KB
  педагогики и соц.Методика и технология работы соц. Соц.
22087. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 49 KB
  Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума разрушила их стереотип самовосприятия поселила в них неуверенность низкую самооценку. Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.неблагополучные семьи аморальные пед.