91898

Коллизионные вопросы опеки и попечительства

Доклад

Мировая экономика и международное право

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с кате горией дееспособности. Основное отличие опеки от попечительства заключается в том что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного а только дает согласие на их совершение. В международном частном праве в отношении опеки и попечиТема 4.

Русский

2015-07-21

33.05 KB

6 чел.

Коллизионные вопросы опеки и попечительства.

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с кате­ горией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными граждана­ ми (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отно­ шении лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательства большинства государств содержат аналогичные постановления по этому вопросу.

Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сдел­ ки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично на­ значению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей нахо­ дится под контролем соответствующих компетентных органов.

В международном частном праве в отношении опеки и попечи-Тема 4. Субъекты международного частного права

тельства в основном возникают следующие вопросы: возможно ли 141 учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как

весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдель­ ные его аспекты. Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законода­ тельством.

Чрезвычайно широко распространяет свою юрисдикцию 1Юво­ просам опеки (попечительства) английская судебная практика. Гос­ подствующей коллизионной привязкой является английское право. Английский суд, применяя собственное право, может назначить опе­ ку над несовершеннолетним британским подданным, даже домици­ лированным за границей, и над иностранцем, домицилированным или только временно пребывающим на территории Великобрита­ нии. В отношении душевнобольных иностранцев опека может быть учреждена, если такой иностранец пребывает или имеет имущество в Англии. Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества).

В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии. При этом государство гражданства такого иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учрежде­ на опека.

Французская судебная практика исходит прежде всего из того, что установление опеки или попечительства является видом ограни­ чения дееспособности. Разрешение соответствующих вопросов под­ чиняется личному статуту подопечного. Однако учреждение опеки и попечительства всегда связано с применением французского про­ цессуального права, поэтому французские суды считают необходи­ мым сочетать привязку к закону гражданства с привязкой к закону суда. По вопросу о том, в какой мере надлежит применять нацио­ нальный закон иностранца, а в какой мере — закон суда, во фран­ цузской теории и практике не выработано единообразной позиции.

В неотложных случаях и в качестве временной меры допускается учреждение опеки над иностранцем по французскому праву.

Условия назначения и прекращения опеки, как правило, регу­ лируются законом страны гражданства опекаемого (Польша, Че­ хия). При решении вопроса о том, обязано ли данное лицо принять на себя обязанности по опеке, применяется право страны граждан­ ства опекуна. Правоотношения между опекуном и подопечным оп­ ределяются законом государства, органы которого назначили опе­ ку. К вопросам определения таких отношений относятся прежде всего вопросы представительства опекуна. Право представительст­ ва опекуна (попечителя) распространяется, в принципе, и за преде­ лы государства, органы которого назначили опеку (Чехия).

Коллизионное регулирование опеки и попечительства преду­ смотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечи­ тельства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного. Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным). Законода­ тельно закреплено применение российского права, если оно наибо­ лее благоприятно для опекаемого (подопечного), имеющего место жительства в РФ. Статья 1199 ГК РФ содержит «цепочку» колли­ зионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотноше­ ния регулируются посредством различных коллизионных привя­ зок. Положения ст. 1199 ГК РФ являются одними из наиболее удач­ ных в российском МЧП.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76996. Характеристика участников производства по делу об административном правонарушении, имеющих заинтересованность в исходе дела 26 KB
  Характеристика участников производства по делу об административном правонарушении имеющих заинтересованность в исходе дела. По степени заинтересованности в деле участников производства по делу об административном правонарушении не обладающих государственновластными полномочиями следует классифицировать на: 1 имеющих личную заинтересованность в исходе дела об административном правонарушении; 2 не имеющих личной заинтересованности в исходе дела. К первой группе следует отнести: лицо в отношении которого ведется производство по делу об...
76997. Характеристика участников производства, способствующих осуществлению производства по делам об административных правонарушениях 27.05 KB
  Они вправе давать показания по делу; заявлять отводы других участников производства; пользоваться юридической помощью; обжаловать итоговые решения стадий; получать копии процессуальных документов; знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении. В качестве лиц способствующих осуществлению производства по делу об административном правонарушении могут быть только физические лица. По делу об административном правонарушении подлежат выяснению: 1.характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; В...
76998. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: правовое основание и цели применения, особенности процессуального оформления некоторых мер 28.22 KB
  Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; установления личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.1 освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 6 медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7 задержание транспортного средства...
76999. Возбуждение дела об административном правонарушении. Поводы и основания. Процессуальное оформление 26.14 KB
  Возбуждение дела об административном правонарушении. Возбуждение дела об административном правонарушении начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица постольку инициатором возбуждения дела является именно оно в некоторых случаях представитель общественного объединения.
77000. Протокол об административном правонарушении: содержание, требования, предъявляемые к протоколу, сроки его составления, случаи, когда протокол не составляется 28.31 KB
  Протокол об административном правонарушении: содержание требования предъявляемые к протоколу сроки его составления случаи когда протокол не составляется. Протокол об административном правонарушении процессуальный документ свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния конечно предположительно. В Кодексе об административных правонарушениях установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителях; сведения о личности нарушителя; место время совершения и его существо; нормативный акт...
77001. Административное расследование. Основания для проведения, процессуальное оформление, сроки расследования 27.67 KB
  Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения вынесенного должностным лицом уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного валютного законодательства законодательства о защите прав потребителей охраны окружающей среды пожарной безопасности дорожного движения и на транспорте и др. Административное расследование проводится если осуществляются экспертиза или иные процессуальные...
77002. Место и порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, разрешаемые вопросы и процессуальное оформление принятого решения 27.19 KB
  Место и порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению разрешаемые вопросы и процессуальное оформление принятого решения. Рассмотрение дела по существу начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении за которым следует подготовка дела к рассмотрению. Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли...
77003. Порядок рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении, сроки рассмотрения, решения, принимаемые по результатам рассмотрения дела 26.52 KB
  Порядок рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении сроки рассмотрения решения принимаемые по результатам рассмотрения дела. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении Судья орган должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1 относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2 имеются ли обстоятельства исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей членом коллегиального органа должностным лицом; 3...
77004. Содержание постановлений и определений, принятых по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 27.61 KB
  Содержание постановлений и определений принятых по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность фамилия имя отчество судьи должностного лица наименование и состав коллегиального органа вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства...