91926

Экономическая сущность, функции и роль финансов

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов. Так, получение выручки от реализации продукции основывается на таких функциях денег, как мера стоимости, средства обращения, средства платежа. Но это не финансы, а вот распределение выручки - это уже финансовые отношения.

Русский

2015-07-24

255 KB

0 чел.

Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

факультет экономики, ПРАВА и управления

Кафедра Экономики и управления

Курсовая работа по дисциплине финансы

ТЕМА: Экономическая сущность, функции и роль финансов.

                                                                               

                                                                               

                                                                                 Выполнила: Стасюк

                                                                           Янетта Юрьевна

                                                                                       2 курса специальности

                                                                             Финансы   ЭПиУ

                                                                    Проверила:

                                                                     доктор phd 

                                                                         Дорожко Т.П.

Костанай

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….…3

1. Сущность финансов…………………………………………………………...…4

1.1 Предпосылки возникновения, понятие и необходимость финансов……......4

1.2 Функции финансов…………………………………………………………..…7

1.3 Финансовая система………………………………….……………………..….9

2. Формирование финансовых ресурсов как фактор функционирования финансами……………………………………………………………………..........11

2.1 Источники и объекты финансирования финансовых ресурсов…………......11

2.2 Формирование финансовых фондов…………………………………………..14

2.3 Формирование финансов государств………………………………………….16

2.4 Формирование финансовых хозяйствующих субъектов…………………….18

3. Механизм государства регулирования финансов…………………………......21

Заключение………………………………………………………………………....24

Список использованных источников …………………………………………….26

Введение

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов. Так, получение выручки от реализации продукции основывается на таких функциях денег, как мера стоимости, средства обращения, средства платежа. Но это не финансы, а вот распределение выручки - это уже финансовые отношения.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим, будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

Финансы, являясь, инструмент второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

1.Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

2.Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).  

Поскольку финансы -  это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

1. Сущность финансов.

1.1 Предпосылки возникновения, понятие и необходимость финансов.

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма.

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин «finansia» возник в XIIIXV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.[1]

В настоящее время финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие как финансы межгосударственных сообществ.

Финансы, как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Не важно, идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Но движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений. Если отвлечься от многочисленных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее что их объединяет - лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве. Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая производственные отношения, выступают в качестве экономической категории.[2]

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, т.к. финансы - общественная форма, обусловленная существованием денег. Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов. Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная, стоимость обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму – с денежной, на товарную.

На третей стадии воспроизводственного процесса, постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: деньгами как всеобщим эквивалентом и ценой. Никакого другого общественного инструмента здесь больше не требуется и в обмене нет места финансам.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Выделение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет различных источников) тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения.

Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства, она позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. [3]

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

1.2 Функции финансов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее, как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.

Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.[4]

1.3 Финансовая система

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений.

В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

Финансовая система

Подсистемы

Налоговая

Бюджетная

Внешнеэкономических отношений

Финансовых планов, учета, статистики

Нормативно-законодательного обеспечения

Финансового контроля

Автоматизированного управления финансами

Кадрового обеспечения

Базовые подсистемы

Обеспечивающие

подсистемы

 

Рис.1 Схема финансовой системы

Финансовая система предполагает:

1. финансовое устройство;

2. правовые основы денежной системы;

3. управление в области финансов;

4. финансовое планирование;

5. финансовый контроль

Основная задача создания финансовой системы - контроль над расходами и доходами. Позволяет определить главные зоны, в которых должно создаваться и увеличиваться прибыль.

Финансовая система представлена централизованными финансами с децентрализованными финансами.

Централизованные (общегосударственные) финансы:

  •  бюджет (республиканский и местный);
  •  специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).

Децентрализованные финансы:

-финансы предприятий и организаций народного хозяйства, которые подразделяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы;

-финансы населения (уплата подоходного налога, получение материальных и нематериальных благ, оплачиваемые услуги, оплата труда за исключение товаров в кооперативах и других рынках).

Финансовая система РК носит рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.[5]

2. Формирование финансовых ресурсов как фактор функционирования финансами.

2.1 Источники и объекты финансирования финансовых ресурсов.

 Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного

воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами. Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.

 Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях:

  •  финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
  •  финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  •  финансовое стимулирование экономики.

 Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль). V + M — основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой,

выступает в качестве источника финансовых ресурсов по трем направлениям:

  •  налоги (из зарплаты должны выплачиваться);
  •  страховые платежи;
  •  прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

 Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне. Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов. Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др.Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.

 Содержание категории «уставный капитал» зависит от организационно-правовой формы предприятия:

  •  для государственного предприятия - стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;
  •  для товарищества с ограниченной ответственностью - сумма долей собственников;
  •  для акционерного общества - совокупная номинальная стоимость акций всех типов;
  •  для производственного кооператива - стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;[6]
  •  для арендного предприятия - сумма вкладов его работников;

Для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс - стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения. При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами. Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. В условиях конкуренции трудовой коллектив заинтересован в росте прибыли, так как она является источником роста производства, следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Однако таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, называемая чистой прибылью. Она используется для формирования фондов накопления и потребления резервного фонда. Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фондов накопления. Прибыль - основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др. Еще один источник внутренних резервов - добавочный капитал - образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки, получения эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала), безвозмездного получения ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер). В уставных документах может предусматриваться создание неделимого фонда сверх суммы уставного капитала, фонд используется как финансовый ресурс. Внешние источники финансовых ресурсов предприятия финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения средств. Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, состоят из средств от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и другие) и кредитных инвестиций.

Ресурсы, поступающие в порядке перераспределения, состоят из:

  •  страховых возмещений по искам;
  •  реализации страховых полисов и залоговых свидетельств;
  •  финансовых ресурсов, формируемых на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности);
  •  дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов;
  •  финансовых ресурсов, поступающих от союзов, ассоциаций, отраслевых структур;
  •  бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций.[7]

Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами. Это долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде векселей. Эти средства передаются предприятию на основе платности и возвратности.

2.2 Формирование финансовых фондов

 Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой. Позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

В процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и организации формируют и используют финансовые фонды - денежные средства, предназначенные для определенных целей. В фондах денежные средства находятся в постоянном движении - поступают, накапливаются, расходуются. В финансовой практике предприятий и организаций применялись разные фонды в зависимости от целей и задач производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятий, отдельной отрасли или национального хозяйства в целом. По мере выполнения своих функций или изменения экономической ситуации на разном уровне управления некоторые фонды прекращали действовать, другие преобразовывались или выделялись в самостоятельные. Долгие годы на предприятиях и организациях действовали фонды экономического стимулирования - фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития, фонд ширпотреба (для стимулирования выпуска товаров народного потребления и других изделий из отходов производства). До 1992 года создавался амортизационный фонд для возмещения износа основных фондов и финансирования их расширенного воспроизводства. В министерствах и ведомствах создавались централизованные фонды для финансирования расходов общеотраслевого характера, оказания финансовой помощи подведомственным предприятиям и организациям: единый фонд развития науки и техники, централизованные фонды и резервы по фондам экономического стимулирования, фонды регулирования цен и другие. Национальный фонд Республики Казахстан создаётся в целях формирования накоплений государства, а также снижения зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. Таким образом, фонд выполняет две функции: сберегательную и стабилизационную.[8]

Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан. Источники средств и порядок формирования фонда определяются в следующем. В составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, медь и другие сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта, на основе которых при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Расчетные постоянные цены на сырьевые товары устанавливаются исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.

По формам собственности

Внебюджетные

Финансовые фонды хозяйствующих субъектов

Частные

Коллективные

Общественные

Смешанные

По целевому назначению

Государственные

Бюджетные

Экономические

Социальные

Научно-исследовательские (инновационные)

Экологические (природоохранные)

По уровню управления

Культурного назначения

Комбинированные

Другие (миграция и т.д.)

Межгосударственные

Национальные

По способу образования

Местные (региональные)

Обязательные

Добровольные

Рис.2 Классификация финансовых фондов

Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утверждёнными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам:

-корпоративный подоходный налог;

-налог на добавленную стоимость;

-налог на сверхприбыль, бонусы, роялти;

-доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.[9]

2.3 Формирование финансов государств

Финансы каждой отрасли национального хозяйства имеют свои существенные отличия, вытекающие из технико-экономических особенностей данной отрасли. Но в то же время сущность и основные принципы организации финансов хозяйствующих субъектов всех отраслей одинаковы, что обусловлено общими принципами хозяйствования и едиными экономическими законами. Все это и предопределяет возможность и необходимость объединения всех их в исходное звено - финансы хозяйствующих субъектов. Финансы хозяйствующих субъектов имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию - финансовую. Сущность и формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность. Например, формы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом неоднократно изменялись и совершенствовались: от многоканальных платежей из прибыли они трансформировались в налогообложение прибыли, а затем - в подоходный налог; обратное движение средств из бюджета на финансирование хозяйственных нужд заменено в основном методом самофинансирования; изменились формы движения денежных средств внутри предприятий, между его подразделениями, администрацией и работниками - эти отношения приобретают эквивалентный характер и переводятся на коммерческую основу. Происходят изменения в структуре финансовых ресурсов, методах формирования и направлениях их использования. Вместе с тем не является неизменной и сущность, особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм, предприятие, как основное звено экономики, функционирует при многообразии форм собственности и хозяйствования, развитии товарно-денежных отношений и рынка.

Разграничение предприятий по организационно-правовым формам влечет различия в организации их финансов: формировании капитала, финансировании производственно-хозяйственной деятельности, распределении результатов хозяйствования. Имеются особенности формирования фондов субъектов хозяйствования в зависимости от форм собственности. Например, финансовые фонды производственных предприятий образуются за счет собственных источников (амортизационных отчислений, чистого дохода; кредитов банков; средств от выпуска ценных бумаг; у государственных предприятий эти источники средств дополняются в необходимых случаях ассигнованиями из бюджета и внебюджетных фондов; у кооперативов - средства паевых взносов челнов кооперативов. На практике чаще всего встречаются смешанные формы образования фондов по их источникам, обусловленные смешанными формами собственности. Например, в государственных кооперативах, где государству принадлежат большая часть основных и оборотных фондов, паевые взносы работников играют второстепенную роль. То же самое и в государственных акционерных обществах.

 Финансовые ресурсы предприятий - это доходы, накопления, поступления, формируемые на предприятии и предназначенные на цели простого и расширенного воспроизводства. Любое предприятие в условиях рыночной экономики неизбежно сталкивается с проблемой рационального формирования и использования финансовых ресурсов. Под формированием финансовых ресурсов мы понимаем процесс образования и мобилизации финансовых ресурсов на предприятии. Использование финансовых ресурсов - это прежде всего применение финансовых ресурсов с целью осуществления производственной деятельности предприятия.

Степень самостоятельности предприятия в данной области зависит прежде всего от степени централизованности, авторитарности экономики и миссии этой организации во внешней среде. Конечно, этими определяющими не ограничивается перечень факторов оказывающих влияние на деятельность предприятия по формированию и использованию финансовых ресурсов. Существуют также ещё и обязательства перед партнёрами, потребителями, другими субъектами рыночных отношений, свой отпечаток накладывает и выбранная стратегия фирмы, внутренняя среда организации. Таким образом, на процесс формирования и использования финансовых ресурсов на хозяйствующем субъекте влияют множество известных и учтённых факторов внешней и внутренней среды, а также факторы неопределённости (риска). [10]

Бюджет Казахстана на 2009 год в следующих объемах:

  •  доходы – 2 845 331 476 тысяч тенге, в том числе по:

-налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;

-неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге;

-поступлениям от продажи основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге;

-поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;

  •  затраты - 3 175 298 064 тысяч тенге;
  •  чистое бюджетное кредитование - 46 154 983 тысяч тенге, в том числе:

-бюджетные кредиты - 60 177 000 тысяч тенге;

-погашение бюджетных кредитов - 14 022 017 тысяч тенге;

  •  сальдо по операциям с финансовыми активами - 195 242 554 тысяч тенге, в том числе:

-приобретение финансовых активов - 196 742 554 тысяч тенге;

-поступления от продажи финансовых активов государства - 1 500 000 тысяч тенге;

  •  дефицит - -571 364 125 тысяч тенге, или 3,4 процента к валовому внутреннему продукту страны;
  •  финансирование дефицита бюджета - 571 364 125 тысяч тенге.

Также в 2010 году доходы республиканского бюджета определили в объеме 3075,9 миллиарда тенге. В 2011 и 2012 годах доходы, в бюджет достигнут 3377,6 миллиарда тенге и 3607,7 миллиарда тенге соответственно. Затраты республиканского бюджета прогнозируются в 2010 году в объеме 3,9 триллиона тенге. А на 2011-2012 года расходы составят 4035,5 миллиарда тенге и 4249,5 миллиарда тенге соответственно. В 2011 году уровень ВВП ожидается в 7852 доллара, а в 2012 году - 8546 долларов. Ежегодно в республиканский бюджет будет осуществляться гарантированный трансферт из Национального фонда в размере около одного триллиона тенге. Текущий курс тенге по отношению к доллару составляет 145,31 тенге за один доллар.[11]

2.4 Формирование финансовых хозяйствующих субъектов

Финансы каждой отрасли национального хозяйства имеют свои существенные отличия, вытекающие из технико-экономических особенностей данной отрасли. Но в то же время сущность и основные принципы организации финансов хозяйствующих субъектов всех отраслей одинаковы, что обусловлено общими принципами хозяйствования и едиными экономическими законами. Все это и предопределяет возможность и необходимость объединения всех их в исходное звено - финансы хозяйствующих субъектов.

Финансы хозяйствующих субъектов имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию - финансовую. Сущность и формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность. Например, формы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом неоднократно изменялись и совершенствовались: от многоканальных платежей из прибыли они трансформировались в налогообложение прибыли, а затем - в подоходный налог; обратное движение средств из бюджета на финансирование хозяйственных нужд заменено в основном методом самофинансирования; изменились формы движения денежных средств внутри предприятий, между его подразделениями, администрацией и работниками - эти отношения приобретают эквивалентный характер и переводятся на коммерческую основу. Происходят изменения в структуре финансовых ресурсов, методах формирования и направлениях их использования. Вместе с тем не является неизменной и сущность. Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм. Предприятие, как основное звено экономики, функционирует при многообразии форм собственности и хозяйствования, развитии товарно-денежных отношений и рынка.

Разграничение предприятий по организационно-правовым формам влечет различия в организации их финансов: формировании капитала, финансировании производственно-хозяйственной деятельности, распределении результатов хозяйствования.

Имеются особенности формирования фондов субъектов хозяйствования в зависимости от форм собственности. Например, финансовые фонды производственных предприятий образуются за счет собственных источников (амортизационных отчислений, чистого дохода; кредитов банков; средств от выпуска ценных бумаг; у государственных предприятий эти источники средств дополняются в необходимых случаях ассигнованиями из бюджета и внебюджетных фондов; у кооперативов - средства паевых взносов челнов кооперативов. На практике чаще всего встречаются смешанные формы образования фондов по их источникам, обусловленные смешанными формами собственности. Например, в государственных кооперативах, где государству принадлежат большая часть основных и оборотных фондов, паевые взносы работников играют второстепенную роль. То же самое и в государственных акционерных обществах.[12]

Анализ деятельности ТОО «Аманкарагайский элеватор»

No

Показатели

Ед. изм.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

1

Доходы всего по предприятию

т. тг

441076

525185

727916

1652944

2

Расходы всего по предприятию

т.тг

355758

542066

724261

1558728

3

В т.ч. администратр. Расходы

т.тг

22930

27495

13045,8

16452

4

Фин. Результат +,-по предприятиям

т.тг

85318

-16880,9

3655

94216

5

Численность работников всего

Чел.

317

402

208

228

6

Фонд оплаты труда

т.тг

42183

57549

31816

34227

7

Среднемесячная з/плата

тг

11090

11930

12747

12528

Глядя на таблицу, можно заметить, что наибольшие доходы происходят в 2002 году, но также и расходы являются самыми высокими. Численность работников в 2002 году по сравнению с 1999 и 2000 годами сократилась, но увеличилась в сравнении с 2001.В 2001 году среднемесячная заработная плата является наибольшей по сравнению с предыдущими показателями, это обусловлено тем, что в этом году уровень общего дохода гораздо выше чем в других.

No

Наименование показателей

Ед. изм.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2001 г.

Мельница

1

Производство муки

тн

1745

1631,3

543,1

5087

2

В т.ч. высший сорт

тн

541

475,9

228,3

847

3

Первый сорт

тн

1185

973,1

289

4240

4

Второй сорт

тн

19

182,3

24,9

0

5

Объем реализации

тн

1947

1354,7

236

5237

6

Доход от реализации

т.тг

32339

27017,4

6011,3

87015

7

Себестоимость реализ. Продук.

т.тг

25573

20859,8

4822,8

66867

8

Финансовый результат

т.тг

6766

6157,6

1188,5

20148

Пекарня

1

Производство хлебобулоч. изделий

тн

233

373

292,9

444,4

2

Объем реализации

тн

233

372

292,9

444,4

3

Доход от реализации

т.тг

5078

7844

7039

12448

4

Себестоимость реализ. Продук.

т.тг

4271

7486,1

6529,2

8364

5

Финансовый результат +,-

т.тг

807

358,1

509,8

4084

Производство муки в 2000 году пошло на убыль, так как данный год был неурожайным. Уровень производства муки оказал влияние на объем дохода от реализации. В 2001 году наметилась тенденция к росту производства. Объем финансовых результатов по сравнению с 2000 годом вырос в 3 раза.

Из-за увеличения объема производства муки, увеличилась производительность хлебобулочных изделий. Это мы и наблюдаем в нашей таблице.

3. Механизм государства регулирования финансов.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.

Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.[13]

Основным инструментом государственного регулирования являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, преследует такие главные цели:

-достижение постоянного устойчивого экономического роста;

-обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

-обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

-обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

-создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

-равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь всех этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей, и снизится конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение - это и есть главное в экономической политике государства.

При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству, - налогообложения, кредитования, инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности.

С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:

-прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд;

-государственные инвестиции в экономику;

-реализация значительной части товаров и услуг через систему государственных закупок, поскольку государство выступает на рынке в качестве крупнейшего потребителя продукции;

-налоговое регулирование, включая местные налоги и налоговые льготы.

Местные органы управления дополняют это косвенной помощью. Сюда относятся скидки с продажной цены или арендной платы при покупке или найме земельных участков и зданий, обеспечение займов, участие в гарантийных фондах, создание промышленных зон. Территории и здания в промышленных зонах зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных финансовых условиях. Нередко там за муниципальный счет осуществляется строительство специальных производственных помещений, позволяющих развить новые виды хозяйственной деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или временное освобождение от местных налогов.[14]

Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан. В своём Послании народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев в качестве приоритета макроэкономической политики отметил формирование действенных механизмов системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности и укрепить доверие международных рынков к экономике Казахстана.

Заключение

Таким образом, финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

С помощью финансов удовлетворяются различные государственные и общественные потребности:

  •  Образование;
  •  Наука;
  •  Военные потребности;
  •  Затраты на социальные цели;
  •  Улучшение воспроизводства капитала;
  •  Охрана окружающей среды и т.д.

Важно знать взаимосвязь финансов с такими экономическими категориями как цена, заработная плата, кредит.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую и стабилизационную функции. 

Изучение и раскрытие сущности финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита и как их преодолеть.

Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории, о функциях финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

Также необходима хорошо работающая банковская система, предприятия должны вовремя платить налоги, а для этого необходима налоговая реформа, обеспечение жесткого контроля за расходованием бюджетных средств.

От понимания сущности финансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Слаженность работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо нашей стране потому, что она переживает сегодня глубокий экономический и финансовый кризис. Без четкого функционирования финансовой системы невозможно оздоровление экономики, развития внутренних и внешних финансовых связей. Необходимо улучшать финансовую систему для ее более четкого функционирования.

Список использованных источников:

  1.  Финансы: Учебник/под редакцией А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2005.-504с. [1]
  2.  Финансы: Учебник / под редакцией М.В. Романовского, 2005.-522с. [2]
  3.  Основы современной экономики: Учебник/под редакцией В.М. Козырева.

Финансы и статистика, 2005.- 258с. [3]

  1.  Финансы, Д. В. Мельников -76с. [4]
  2.  Финансы, А. И. Деева – Финансы, финансовая система, 2006. -138с. [5]
  3.  Финансы / Под ред. Л. А. Дробозиной. -274с. [6]
  4.  www.e.gov.kz [10]
  5.  www.afn.by [11]
  6.  Финансовый анализ. Краткий курс. В. В. Бочаров 2009 г. -240с. [8]
  7.  Газета «Казахстанская правда» январь 2010 [9]
  8.  Финансы, деньги, кредит: Учебник/под редакцией О.В.Соколовой. – М.: Юристъ,2006.-781с. [13]
  9.  Финансы государства, Мн.: Новое знание, А. Г. Пархачев 2007г. -190с.[9]
  10.  Финансы и государство, Мн.: Экономика, И. В. Балабанов 2007г. -320 с.[12]
  11.  Финансы: Учебник для вузов/ под редакцией Л.А. Дробозиной. –М.: «Финансы», 2002. – 420с.[14]

25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27465. Действие права 28.5 KB
  Действие права это действие составляющих его разнообразных норм которые в официальной форме выражены в различных нормативноправовых и иных правоустановительных актах. Эти характеристики пределов действия норм права официально закрепляются в соответствующих нормативноправовых актах. Действие во времени определяется периодом времени от момента вступления нормативноправового акта и содержащихся в нем норм в силу до момента ее утраты. Время вступления в законную силу разных нормативноправовых актов определяется различными способами: 1...
27466. Демократический политический режим 24.5 KB
  Государственнополитический режим это элемент формы государства характеризующий совокупность приемов методов способов и средств осуществления государственной власти. Основными признаками демократического режима являются: господство закона; разделение властей; наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти их подотчетность перед избирателями гласность; наличие свободно формируемых...
27467. Законность, понятие и характеристика 25.5 KB
  Понятие законности неотделимо от понятия права. В результате реализации этого требования органами государства и его должностными лицами возникает особый режим система общественных отношений – режим законности. Законность как принцип – одно из руководящих системообразующих начал построения и деятельности правового государства выражающееся в системе принципов и требований отражающих идею законности. Режим законности – такое состояние общественных отношений когда во взаимоотношениях между государственной властью и населением господствует...
27468. Законотворчество в РФ 31.5 KB
  104 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ Совету Федерации членам Совета Федерации депутатам Государственной Думы Правительству РФ законодательным представительным органам субъектов Федерации. 50 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми если за них проголосовало не менее 2 3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; б одобрение закона Советом Федерации в соответствии с ч. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобренным Советом Федерации если за него проголосовало более...
27469. К каким источникам права относятся, либо с ними связаны: договор купли-продажи, договор найма жилого помещения, союзный договор между суверенными республиками 25 KB
  К каким источникам права относятся либо с ними связаны: договор куплипродажи договор найма жилого помещения союзный договор между суверенными республиками. Виды источников: правовой обычай правовой прецедент правовая доктрина договоры нормативного содержания нормативный правовой акт. Договор куплипродажи и договор найма жилого помещения – типовые договоры. Типовой договор стандартная типовая отпечатанная типографским способом форма договора со стандартными условиями и формулировками.
27470. К какому виду норм можно отнести ст.7 ГК РФ 40 KB
  Гражданское законодательство и нормы международного права 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ. Здесь присутствуют нормы: 1. исходные нормыначала 2.
27471. К какому виду норм относятся: правила дорожного движения; правила безопасной эксплуатации домашних бытовых приборов; правила, регламентирующие порядок проведения митингов и демонстраций 30.5 KB
  1 Правила дорожного движения – общие императивные запрещающие нормы. Общие нормы – это предписания охватывающие своим действием как правило все правовые институты той или иной отрасли. Императивные нормы – категорические строго обязательные не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права относящихся к различным его отраслям а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.
27472. К какому виду относятся правоотношения собственности (обще-регулятивные, относительные, абсолютные, правильного ответа нет) 26 KB
  К какому виду относятся правоотношения собственности общерегулятивные относительные абсолютные правильного ответа нет Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям: l в зависимости от предмета правового регулирования отраслевого признака они подразделяются на: конституционные административные уголовные гражданские и т.; ПС: материальные 3 в зависимости от функциональной роли на регулятивные возникают на основе норм права или договора и охранительныесвязаны с государственным принуждением и реализацией...
27473. К какому виду толкования норм права относятся Комментарии к законодательству, постановление Пленума Верховного Суда РФ по конкретному делу, распространенное на подобные дела в дальнейшем 34 KB
  Комментарии к законодательству – неофициальное доктринальное толкование. Постановление Пленума Верховного Суда РФ – официальное профессиональное нормативное толкование. Толкование деятельность соответствующих субъектов по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм а также результаты этой деятельности выраженные в интерпретационных актах актах толкования. 3 По субъекту – аутентическое и легальное а также толкование обыденное профессиональное и доктринальное.