91928

НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РК

Курсовая

Налоговое регулирование и страхование

Понятие и сущность индивидуального подоходного налога. Устойчивость налоговой системы всецело зависит от проводимого курса налоговой политики государства соблюдения принципов налогообложения и основных начал законодательства о налогах и сборах. Элементами налога являются: Правовая основа налога; Субъект налога; Объект налога; Норма налога; Порядок уплаты налога; Льготы по налогу. С понятием объект налога тесно связано понятие предмет налога.

Русский

2015-07-24

197 KB

2 чел.

Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

факультет ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине

Финансы

ТЕМА: НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РК.

Выполнил:

Кысабаев Руслан Темирханович

3 курса специальности

Финансы,ЗУ

Научный руководитель

к.э.н., доцент

Дорожко Т.П.

Костанай

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...........3

1.Налоги взимаемых с населения…………………………………………………...4

1.1 Экономическая сущность и основа налогов………………………………...…4

1.2 Местные налоги, взимаемые с населения……………………………………...9

1.3 Понятие и сущность индивидуального подоходного налога………………..14

2 Анализ механизма налогообложения в население РК…………………………21

3 Совершенствование налоговой системы  Республике Казахстан………..……24

Заключение ……………………………………………………………..………….28

Список использованной литературы……………………….……..........................29


ВВЕДЕНИЕ

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны (НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

На современном этапе развития нашей страны важное значение приобретает отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям формирования экономики государства рыночного типа. Налоговая система РК находится в постоянном поиске, что свидетельствует о ее недостатках и нерешенности многих ее проблем. Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем, зависящих напрямую от стратегических ориентиров налоговой политики и проводимой налоговой реформы.

Целью работы является исследование и совершенствование действующего механизма налогообложения физических лиц в условиях нестабильности социально-экономического положения значительной части населения региона.

Новизна работы состоит в обосновании теоретических и методических положений, позволяющих разработать эффективный механизм налогообложения граждан РК.

Наиболее существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, повышение реального уровня жизни населения государство оказывает посредством проведения налоговой политики и установления соответствующей ей налоговой системы, которые трансформируются в зависимости от экономических, социальных и политических процессов, происходящих в обществе. В работе дана оценка действующей системе налогообложения физических лиц.

Устойчивость налоговой системы всецело зависит от проводимого курса налоговой политики государства, соблюдения принципов налогообложения и основных начал законодательства о налогах и сборах. Проведенный в работе анализ нормативной базы позволил обосновать необходимость совершенствования порядка налогообложения


1 Налоги взимаемых с населения

1.1 Экономическая сущность и основа налогов

Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. [1]

Являясь законодательно установленными государством в одностороннем порядке обязательными денежными платежами в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер, налоги выполняют следующие функции: распределительную (регулирующую и стимулирующую); фискальную; контрольную.

Фискальная функция – заключается в образовании государственных денежных фондов, то есть материальных условий для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Налог – это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов. Элементами налога являются:

Правовая основа налога;

Субъект налога;

Объект налога;

Норма налога;

Порядок уплаты налога;

Льготы по налогу.

Налог существует только в правовой форме. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом Республики Казахстан.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового Кодекса и других нормативных правовых актов и основывается на следующих принципах налогообложения:

  •  принцип обязательности налогообложения. Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки;
  •  принцип справедливости налогообложения. Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера;
  •   принцип определенности налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию

и перечислению налогов;

  •   принцип единства налоговой системы. Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов);
  •  принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях [2].

Издание нормативно - правового акта порождает налоговое обязательство между конкретным налогоплательщиком и государством в целом.

Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Государство в лице органа налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика исполнения его налогового обязательства в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РК.

Юридическим фактом, лежащим в основе возникновения налогового обязательства выступает объект налогообложения.

Объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием и (или) на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство.

Утрата объекта налогообложения влечет прекращение налогового обязательства.

С понятием « объект налога» тесно связано понятие «предмет налога». Предмет налога является вещественным выражением объекта налога. Так, если объектом налога на транспортные средства выступает факт обладания субъектом транспортного средства, то предметом этого налога выступает само транспортное средство, принадлежащее субъекту на праве собственности.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет.

Размер налогов определяется в твердой фиксированной сумме, равной для всех налогоплательщиков, либо с применением ставки налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налогового обязательства по исчислению налога и другого обязательного платежа в бюджет на единицу

измерения объекта налогообложения или налоговой базы.

Налоговая ставка устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы. Субъект налога – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить сумму

налога в установленными законом размере, порядке и сроки.

Налогоплательщик - лицо, являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрены следующие виды налогов, взимаемые с граждан РК:

  1.  налог на транспортные средства;
  2.  налог на имущество;
  3.  земельный налог;
  4.  индивидуальный подоходный налог

Налоговое обязательство граждан РК возникает только при наличии объектов налогообложения – транспортного средства, земельного участка, имущества (квартиры, дачи, гаражи и другие постройки), доходов.

Права налогоплательщика:

1) получать от органов налоговой службы информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснения по порядку заполнения налоговых форм;

2) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, лично либо через своего представителя или с участием налогового консультанта;

3) получать бесплатно в налоговом органе утвержденные уполномоченным органом стандарты оказания государственных услуг, бланки установленных форм налоговых заявлений и (или) программное обеспечение, необходимое для представления налоговых отчетности и заявления в электронном виде;

4) по заявлению получать в налоговом органе копию представленной им ранее налоговой отчетности;

5) не позднее двух рабочих дней с момента получения налоговым органом налогового заявления получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства, а также обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений;

6) по налоговому заявлению получать в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом, следующие виды справок: об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям; об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям;

7) получать сведения о реквизитах, необходимые для заполнения платежного документа, в целях исполнения налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также информацию о порядке уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в течение одного рабочего дня с момента обращения в налоговый орган за указанной информацией;

8) обжаловать в установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, а также действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы;

9) требовать соблюдения налоговой тайны;

10) бесплатно получать государственные услуги, оказываемые органами налоговой службы в соответствии с настоящим Кодексом;

11) не предоставлять информацию и документы, не относящиеся к объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, за исключением информации и документов, предоставление которых прямо предусмотрено налоговым законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, а также законодательством Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

12) Налогоплательщик имеет иные права, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан [3].

Налогоплательщик обязан:

1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответствии с настоящим Кодексом;

2) выполнять законные требования должностных лиц органов налоговой службы об устранении выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан, а также не препятствовать законной деятельности при исполнении ими служебных обязанностей;

3) на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением;

Налогоплательщик выполняет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Порядок уплаты налога – установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должны осуществляться налоговые платежи от налогоплательщика к государству. Он включает три основных элемента: способы, сроки и формы перехода суммы налога от его субъекта к государству.

Существует два способа уплаты налога:

Путем самостоятельной передачи предмета платежа его субъектом;

Путем принудительного взимания государством предмета налогового платежа.

Таким образом, о понятии налог можно сказать, что в материальном смысле налог – это сумма денег (реже - вещей), подлежащая передаче налогоплательщиком государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и в определенном порядке; в экономическом смысле – это денежное отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах и в определенном порядке; в юридическом смысле – это государством установленное, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег ( реже – вещей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и в определенном порядке [4].

1.2 Местные налоги, взимаемые с населения

Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных земельным законодательством, которое основывается на Конституции РК и состоит из комплекса нормативных правовых актов. Основным нормативным правовым актом, регулирующим земельные правоотношения, является принятый 20 июня 2003 года Земельный кодекс Республики Казахстан (далее - ЗК РК). Здесь изложены земельное законодательство о собственности на землю, состав земель, основы землевладения и землепользования, порядок определения земельного налога и арендной платы за землю, право и обязанности землевладельцев. Ранее эти отношения регулировались Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 22.12.95г.№ 2717 “О земле” и Законом РК от 24.01.01г. № 152-11 “О земле”.

Субъектами земельных правоотношений (постоянными, временными, первичными, вторичными, государственными, иностранными, национальными или негосударственными землепользователями) признаются физические и юридические лица, а также государства, являющиеся участниками земельных правоотношений и в силу этого имеющие права и несущие обязанности в данном правоотношении. Субъектом права государственной собственности на землю признана Республика Казахстан, а субъектами права частной собственности на земельные участки – граждане и негосударственные юридические лица. Земельным участком называется выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепляемая в установленном ЗК РК за субъектами земельных правоотношений.

Согласно п.3 статьи 9 ЗК РК гражданам Казахстана – собственникам жилых помещений и для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства в пределах установленных норм земельный участок предоставляется в собственность на безвозмездной основе.

В соответствии со статьей 23 ЗК РК в частной собственности граждан РК могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением [5].

Право собственности на земельный участок возникает на основе актов государственных органов, гражданско-правовых сделок и иных оснований, предусмотренных действующим законодательством, путем:

  1.  предоставления права собственности;
  2.  передачи права собственности;
  3.  перехода права собственности в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).

Постановлением Правительства РК от 6 июня 2006 года № 511 в качестве форм документов, удостоверяющих право на земельный участок, утверждены следующие:

  1.  Акт на право частной собственности на земельный участок.
  2.  Акт на право постоянного землепользования.
  3.  Акт на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды).
  4.  Акт на право временного безвозмездного землепользования.

Земельные участки различаются по своей эффективности в зависимости от естественного плодородия, местоположения, по уровню интенсивности использования.

Эти различия необходимо учитывать при регулировании ценообразованием, налогообложении и государственном управлении.

Решению этих задач способствует разработка и применением земельного кадастра, состоящего из следующих частей:

- государственная регистрация землепользователей;

- количественный и качественный учет земли;

- бонитировка почв;

- экономическая оценка земель.

Государственная регистрация землепользователей и учет земель осуществляется на основе акта на землевладение или землепользование физических и юридических лиц [24].

Арендная плата за землепользование устанавливается на основе договора аренды по соглашению сторон. Размер арендной платы определяется исходя из урожайности текущего года, прогноза урожайности на будущий год, оценок земли, прогноза цен на сельхозпродукцию, издержек производства и реально сложившегося банковского процента.

Таким образом, арендная плата зависит от предполагаемого дохода при использовании арендуемой земли. В Казахстане и в России наиболее распространенной формой аренды является так называемая внутрихозяйственная аренда. При этой форме коллектив фермы или бригады берет в аренду участок земли, трактор, сельхозмашины и т.д., обязуется выращивать на этой земле конкретную продукцию и продавать хозяйству по расчетной договорной цене, что значительно ниже рыночной цены.

В Республике Казахстан земельной арендой пользуются до 15,2% крестьянских хозяйств. В наших условиях, где только формируются арендные отношения, более приемлема долевая аренда с натуральной оплатой, которая, кстати, и более распространена.

В зарубежной практике соотношения долей в конечном продукте (землевладелец-арендатор) составляет 50:50 на зерновых фермах, 30:70 — на молочных и 40:60 - на смешанных, т.е. в зависимости от типа фермы арендатор платит 50, 30, 40% урожая или дохода.

Как показывает мировая практика, аренда имеет самое широкое распространение и в странах с развитой рыночной экономикой, при этом эффективность сельского хозяйства вовсе не обязательно связана с частной собственностью на землю. Так в Голландии земля находится в государственной собственности, а сельское хозяйство здесь является одним из самых высокоразвитых в мире. В Израиле практически вся земля национализирована, в США около 60% земли находится в собственности у государства.

В общепринятой мировой практике существуют определенные принципы функционирования налога на недвижимость, такие как нейтральность, простота и справедливость. В частности, нейтральность налогообложения означает оказание минимального воздействия на принятие экономических решений, т.е. налогоплательщикам предоставлено право самостоятельно скорректировать свои действия в зависимости от стоимости недвижимости.

Принцип простоты подразумевает неукоснительное соблюдение налогового законодательства. Причем налоговые расчеты по имуществу не требуют значительных затрат на осуществление контроля со стороны государства в лице налоговых органов.

И, наконец, справедливость понимается, как его взимание по установленным правилам исходя из возможностей и платежеспособности собственника, территории региона и других аспектов.

В отдельных странах определение базы налогообложения имущества связано с делением ее на такие категории, как:

- недвижимое (земля и связанные с ней непосредственно строения);

-движимое персональное (все виды собственности, кроме недвижимости). Данный вид имущества в свою очередь делится па материальное (объекты, которые можно осязать и перемещать) и нематериальное (сертификаты, счета, которые содержат информацию о стоимости имущества) [9].

В Республике Казахстан объектом обложения налогом на имущество физических лиц являются принадлежащие им на праве собственности следующие объекты:

1) жилые помещения, дачные строения, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, находящиеся на территории Республики Казахстан;

2) объекты незавершенного строительства, находящиеся на территории Республики Казахстан, - с момента проживания (эксплуатации).

 Налоговой базой для физических лиц является стоимость объектов налогообложения, устанавливаемая по состоянию на 1 января каждого года уполномоченным органом, определяемым Правительством Республики Казахстан. Уполномоченным органом, устанавливающим стоимость объектов налогообложения физических лиц, определен Правительством Республики Казахстан Комитет регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан.

Плательщиками налога на имущество граждан являются физические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности.

Право собственности на имущество или его часть возникает по следующим основаниям:

1) строительство дома (части дома);

2) совершение сделок купли-продажи, обмена, дарения, отчуждения с условием пожизненного содержания и других гражданско-правовых сделок, не противоречащих законодательству;

3) получение имущества по наследству или в порядке универсального правопреемства;

4) приобретение в собственность нанимателем занимаемого им жилища или жилого помещения в доме государственного жилищного фонда путем его приватизации (выкупа или безвозмездной передачи);

5) предоставление жилища в качестве компенсации за утрату жилища, находившегося в частной собственности, вследствие сноса или реквизиции;

6) по другим основаниям, не запрещенным законодательными актами

Республики Казахстан.

Право собственности на жилище возникает с момента его регистрации в регистрирующем органе.

Регистрация производится при предъявлении оформленных в надлежащем порядке документов, подтверждающих приобретение имущества.

Переход права собственности на квартиру (помещение) к другому лицу влечет переход к приобретателю квартиры (помещения) соответствующей доли в праве на земельный участок (земельные участки) [7].

 Не являются плательщиками налога на имущество следующие физические лица:

1) военнослужащие срочной службы на период прохождения срочной службы (учебы);

2) Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, удостоенные звания «Халык каhарманы», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алка», отдельно проживающие пенсионеры в пределах одной тысячи месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, от общей стоимости всех объектов обложения, находящихся на праве собственности;

3) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941г по 9 мая 1945г и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп в пределах одной тысячи пятисот месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности.

4) индивидуальные предприниматели по объектам обложения, используемым в предпринимательской деятельности.

В случае передачи имущества в пользование или аренду указанные лица исчисляют и уплачивают налог в общеустановленном порядке [2].

В целом налог на имущество является важным источником поступления в местный бюджет. Поэтому местные налоговые органы объективно определяют базу налогообложения, ставки налога в зависимости от присущих свойств и стоимости имущества, придерживаясь указанных принципов. Основная задача налогоплательщиков, связанная с его уплатой, заключается в оптимальном определении базы и правильном измерении имущества.

Особенностью налога на транспорт является то, что он помимо фискальной функции пополнения доходной части государства, выполняет регулирующую роль экономических отношений. Действительно, государство гибкой налоговой политикой стимулирует приобретение и использование транспортных средств, наиболее оптимальный в этот отрезок времени. Например, в Казахстане ставки налога на легковой автотранспорт дифференцирован таким образом, что остается не выгодным приобретать автомобиль с объемом двигателя свыше 4000 куб.см. [8].

Плательщиками налога на транспортные средства являются юридические и физические лица, имеющие транспортные средства на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения или оперативного управления, которые состоят на государственном учете.

 Не являются плательщиками налога на транспортные средства среди населения РК:

1) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;

2) инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;

3) герои Советского Союза и герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмiс алқа», - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;

4) физические лица - по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации

более семи лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования.

 Объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан.

 Не являются объектами налогообложения:

- карьерные автосамосвалы грузоподъемностью 40 тонн и выше;

- специализированные медицинские транспортные средства.

Налог на транспортные средства, находящиеся на праве собственности физических лиц, уплачивается один раз в год, как правило, во время прохождения ежегодного технического осмотра, но не позднее 31 декабря текущего года.

Исчисление налога на транспортные средства осуществляется на основании правоустанавливающих документов (договора купли-продажи, доверенность, договор аренды транспортного средства) и технического паспорта личного транспортного средства

Налог на транспортные средства вносится в доход местных бюджетов, при этом сумма уплаченного налога в пределах начисленных сумм подлежит вычету при определении налогооблагаемого дохода, что исключает эффект двойного налогообложения.

Контрольные функции за сроками и размерами уплаты транспортного налога возложены на органы дорожной полиции или другие органы, осуществляющие государственный надзор. При регистрации, перерегистрации, оформлении доверенности на право управления, продажи, или ежегодного технического осмотра транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, должны требовать предъявления подтверждающего документа о полной уплате налога на транспортные средства. При отсутствии подтверждающего документа, регистрация, перерегистрация или технический осмотр не производится, а факты неуплаты гражданами налога в обязательном порядке должны быть сообщены этими органами налоговым органам [10].

1.3 Понятие и сущность индивидуального подоходного налога

Индивидуальный подоходный налог вносит наиболее весомый вклад в доходы государственных бюджетов многих стран, от 12% (Франция) до 41% (Канада) всех налоговых доходов. Это один из самых известных и широко распространенных налогов. Он охватывает значительную часть населения той или иной страны. Основной причиной его высокого удельного веса в налоговых доходах развитых стран является высокий растущий уровень доходов населения этих стран. На роль и тенденцию развития индивидуального подоходного налога в развитых странах значительное влияние оказывают позиции различных теоретических школ.

Взгляды теоретических школ на влияние этого налога на производство и

как на инструмент социальной справедливости расходятся.

Так, кейнсианцы, рассматривающие расширение платежеспособного спроса в качестве важнейшего стимула экономической деятельности настаивают на обложении личных доходов по прогрессивной шкале, так как низкие доходы сразу идут на потребление, расширяя тем самым потребительский спрос, стимулируя рост производства, а высокие доходы, значительная часть которых превращается в сбережения, стимулируют производство гораздо слабее. Поэтому более высокое обложение налогами не препятствует стимулам роста производства.

Таким образом, кейнсианцы, защищая идею освобождения от налогов малообеспеченных слоев в сочетании с прогрессивным налогообложением богатых, обосновывают это не только стимулирующей ролью подобных мер, но и их социально-справедливым характером.

Другую позицию занимают сторонники теории «экономики предложения» и монетаристы. Они утверждают, что сбережения от высоких доходов формируют финансовые ресурсы для увеличения инвестиций и соответственно производства. В связи с этим, они предлагают более низкие и пропорциональные подоходные налоги, способствующие, по их логике, росту производства.

Тем самым теоретики «экономики предложения» и монетаристы обосновывают идею снижения налогов с богатых не только ссылками на их стимулирующий характер, но и ссылками на социальную справедливость. Социальную справедливость своих мер они объясняют тем, что нельзя наказывать повышенными налогами людей за их способность выполнять в обществе более важные и, соответственно, более высокооплачиваемые функции.

Таким образом, сегодня теоретические школы при реформировании подоходного налога ссылаются на социальную справедливость не только для защиты интересов малообеспеченных слоев, но и прямо противоположно этому - для защиты богатых.

Идеи вышеуказанных теоретических школ нашли применение в практике подоходного налогообложения во многих развитых странах [11].

Под влиянием идей теоретиков «экономики предложения» во многих странах были снижены ставки индивидуального подоходного налога. В США, например, максимальная ставка, была снижена от 70 до 35%. Если снижение ставок индивидуального подоходного налога осуществлялось в пользу высокодоходных слоев населения, то практика в это же время в развитых странах полного или частичного освобождения от налогов малообеспеченных

слоев населения облегчило бремя последних.

Что касается механизма функционирования этого налога в Республике Казахстан, то, этот вид налога обеспечивает в среднем 10% доходов

государственного бюджета республики.

Согласно статье 161 Налогового кодекса РК, плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие облагаемые доходы у источников выплаты и доходы, не облагаемых у источника выплаты (Рисунок 1).

Рисунок 1 Индивидуальный подоходный налог

При этом по доходам работников, облагаемым согласно статье 161 (п.1), у источника выплаты, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога возложена на работодателей, являющихся налоговыми агентами, а по доходам, не облагаемым у источника выплаты – по имущественному доходу физического лица исчисление и уплата налога производится налогоплательщиком за налоговый период самостоятельно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового Кодекса, к сумме дохода, не облагаемого у источника выплаты.

В качестве дохода физического лица не рассматриваются:

1) адресная социальная помощь, пособия и компенсации, выплачиваемые за счет средств бюджета, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью физического лица, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, - за каждый день такой работы в размере 0,35 месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

4) компенсации расходов, подтвержденных документально, по проезду, провозу имущества, найму помещения на срок не более тридцати календарных дней при переводе (либо переезде) работника на работу в другую местность вместе с работодателем;

5) расходы работодателя по найму жилья и на питание в пределах суточных, установленных в подпункте 4) настоящего пункта, для обеспечения жизнедеятельности лиц, работающих вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства с предоставлением условий для выполнения работ и междусменного отдыха;

6) компенсации при служебных командировках;

7) полевое довольствие работников, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

8) расходы, связанные с доставкой работников от места их жительства (пребывания) в Республике Казахстан до места работы и обратно

9) страховые выплаты по договорам обязательного страхования ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;

10) суммы возмещения материального ущерба, присуждаемые по решению суда;

11) суммы пенсионных накоплений вкладчиков накопительных пенсионных фондов, направленные в страховые организации по страхованию жизни, для оплаты страховых премий по заключенному договору накопительного страхования (аннуитета), а также выкупные суммы по договорам пенсионного аннуитета, направленные в страховые организации в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

12) суммы пеней, начисленных за несвоевременное удержание (начисление) и (или) перечисление обязательных пенсионных взносов, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

13) стоимость имущества, полученного в виде гуманитарной помощи;

14) прирост стоимости при реализации механических транспортных средств и прицепов, подлежащих государственной регистрации и находящихся один год и более на праве собственности;

15) прирост стоимости при реализации жилых помещений, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности один год и более с момента регистрации права собственности;

16) прирост стоимости при реализации земельных участков и (или) земельных долей, находящихся на праве собственности один год и более, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, под гараж;

 17) прирост стоимости при реализации земельных участков и (или) земельных долей, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, под гараж, на которых не расположены объекты, указанные в подпункте 1) пункта 2 статьи 180 настоящего Кодекса, в случае, если период между датами составления правоустанавливающих документов на приобретение и на отчуждение земельного участка и (или) земельной доли составляет один год и более;

18) прирост стоимости имущества, выкупленного для государственных

нужд в соответствии с законодательством Республики Казахстан [2].

К доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся следующие

виды доходов (таблица 1):

1) доход работника;

2) доход физического лица от налогового агента;

3) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;

4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

5) стипендии;

6) доход по договорам накопительного страхования.

Таблица 1

Доходы, облагаемые у источника выплаты

Вид дохода

Особенности

Доход работника

начисленные и выплачиваемые работодателем доходы в денежной или натуральной форме, предоставленные в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды, уменьшенные на сумму вычетов

Доход физического лица от налогового агента

доход физического лица по заключенным с налоговым агентом в соответствии с законодательством Республики Казахстан договорам гражданско-правового характера

Пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов

выплаты из накопительных пенсионных фондов физическим лицам в соответствии с пенсионным законодательством РК

Доходы в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей

полученные и выплачиваемые выплаты физическим лицам в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей

Стипендии

сумма денег, назначенная к выплате обучающимся в организациях образования, деятелям культуры, науки, работникам средств массовой информации и другим физическим лицам

Доход по договорам накопительного страхования

страховые выплаты, осуществляемые страховыми организациями, страховые премии

Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов:

1) алименты, полученные на детей и иждивенцев;

2) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в

банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций на основании лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

3) вознаграждения по ценным бумагам;

4) доходы по паям паевых инвестиционных фондов при их выкупе управляющей компанией данного фонда;

5) все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, сотрудникам органов внутренних дел, финансовой полиции, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, получаемых ими в связи с исполнением служебных обязанностей;

6) выигрыши по лотерее в пределах 50 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

7) выплаты в связи с выполнением общественных работ и профессиональным обучением, осуществляемые за счет средств бюджета и (или) грантов, в минимальном размере заработной платы, установленном на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

8) выплаты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне;

9) доходы участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов I и II групп, лиц, награжденных орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лиц, проработавших (прослуживших) не менее 6 месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденных орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также одного из родителей инвалида с детства в пределах 45-кратного минимального размера заработной платы в год, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

10) доходы инвалидов III группы в пределах 27-кратного минимального размера заработной платы в год, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

11) единовременные выплаты за счет средств бюджета (кроме выплат в виде оплаты труда);

12) выплаты для оплаты медицинских услуг (кроме косметологических), при рождении ребенка, на погребение в пределах 8-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, по каждому виду выплат в течение календарного года. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии наличия документов, подтверждающих получение медицинских услуг (кроме косметологических) и фактические расходы на их оплату, свидетельства о рождении ребенка, справки о смерти или свидетельства о смерти;

13) пенсионные выплаты из Государственного центра по выплате пенсий;

14) расходы работодателя, направленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на обучение, повышение квалификации или переподготовку работников по специальности, связанной с производственной деятельностью работодателя, за исключением компенсаций при служебных командировках, предусмотренных подпунктами 4) - 6) пункта 3 статьи 155 Налогового Кодекса.

15) социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования;

16) стипендии, выплачиваемые обучающимся в организациях образования, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан для государственных стипендий;

17) стоимость имущества, полученного физическим лицом в виде дарения или наследования от другого физического лица.

18) стоимость путевок в детские лагеря для детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста;

19) страховые выплаты, связанные со страховым случаем, наступившим в период действия договора, выплачиваемые при любом виде страхования;

20) страховые премии, уплачиваемые работодателем по договорам обязательного и (или) накопительного страхования своих работников;

21) страховые выплаты, осуществляемые в случае смерти застрахованного по договору накопительного страхования;

22) добровольные профессиональные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере, установленном законодательством Республики Казахстан.

Порядок исчисления, уплаты индивидуального подоходного налога физических лиц – граждан РК имеет свои особенности, и определяются Налоговым Кодексом РК [2].


2 Анализ механизма налогообложения в население РК

Являясь одним из видов поступлений в местный бюджет, земельный налог имеет общий порядок, предусматривающий исчисление земельного налога с момента государственной регистрации на основании:

1) документов, удостоверяющих право собственности, право постоянного землепользования, право безвозмездного временного землепользования;

2) данных государственного количественного и качественного учета земель по состоянию на 1 января каждого года, предоставленных уполномоченным органом по земельным отношениям.

Согласно Земельному Кодексу РК правоудостоверяющими документами являются документы, отражающие идентификационные характеристики земельного участка и выдаваемые территориальными органами по управлению земельными ресурсами собственникам земельных участков и землепользователям на основании правоустанавливающих документов.

Так в число правоудостоверяющих документов входят: акт на право частной собственности на земельный участок, акт на право постоянного землепользования и акт на право временного землепользования.

Правоустанавливающие документы - документы на основании которых у граждан и юридических лиц возникают соответствующие права на земельный участок: правовые акты исполнительных органов о предоставлении права на земельный участок, договоры отчуждения (купли-продажи, мены, дарения) и решения судебных органов о признании права частной собственности на земельный участок.

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения: 

1) на праве собственности; 

2) на праве постоянного землепользования; 

3) на праве первичного безвозмездного временного землепользования [5]. 

С введением НК РК от 01.01.09 года расширен список не являющихся плательщиками земельного налога.

Налоговым законодательством определено, что плательщиками земельного налога не являются:

1) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства по:

- земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;

- земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;

- придомовым земельным участкам;

- земельным участкам, занятым под гаражи; 

2) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алка», - по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и придомовым земельным участкам; 

3) отдельно проживающие пенсионеры - по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем [2].

В случае отсутствия почвенных материалов, определяющих балл - бонитета, проводится экспертная оценка земли с выездом на место, которая проводится комиссией.

В случае отсутствия документов, удостоверяющих право на земельный участок, основанием для признания пользователя плательщиком земельного налога в отношении земельного участка является фактическое владение и пользование таким участком.

При исчислении налога по землям, предоставленным гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, включая земли, занятые постройками, расчет налога производится по ставкам, установленным для основной категории целевого назначения земли. При налогообложении земли физических лиц, выделенных для этих целей из общей площади, исключается необлагаемая часть в размере за 1 га.

Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, а за земли, занятые жилищным фондом, отдельно по каждому землевладению.

Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка.

Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки, устанавливаются в следующих размерах:

Придомовым земельным участком считается часть земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенная для обслуживания жилого дома и не занятая жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем. 

Земельный налог устанавливается в виде ежегодных и фиксированных платежей за единицу земельной площади.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества,

местоположения и водообеспеченности земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца и землепользователя.

По большинству земель ставка налога зависит от балла бонитета, что

послужило основанием для признания некоторыми специалистами в области налоговой теории существования особого способа уплаты налогов - кадастрового.

Начисление земельного налога гражданам производится органами налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа текущего года вручают им платежные уведомления об уплате налога.

Учет плательщиков и начисление земельного налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня текущего года.

Земельный налог с физических лиц исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Земельный налог уплачивается сельскохозяйственными землевладельцами и землепользователями и физическими лицами - владельцами земельных участков не позднее 31 декабря текущего года согласно поправкам в НК РК.

Например, требуется рассчитать сумму земельного налога, если гражданин имеет на праве собственности земельный участок в городе Костанай общей площадью 124,6 квадратных метров. Земельный участок приобретен в собственность гражданином 20 мая 2009 года.

Земельный налог согласно НК РК от 01.01.2009 года исчисляется с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка, в данном случае с 1 июня 2009 года. Сумма налога исчисляется за 7 месяцев фактического владения участком до конца налогового периода.

Уплата налога производится по месту расположения земельных участков. В случае прекращения права владения или права пользования земельным участком земельный налог уплачивается за фактический период пользования участком.

Если уплаченная сумма налога превышает сумму начисленную, то налоговая служба поступает следующим образом:

1. зачитывает превышение в счет уплаты других налогов.

2. при наличии согласия налогоплательщика зачитывается остаток в счет предстоящих платежей.

3. возвращает в 20-дневный срок по письменному заявлению

налогоплательщика.

Размер арендной платы устанавливается в следующих пределах: нижний предел - 80 % от размера земельного налога; верхний предел - 120 % от размера земельного налога.

Предоставление земельных участков в аренду и установление размера арендной платы входит в компетенцию местных исполнительных органов в области регулирования земельных отношений. Размер земельного налога определяется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.


3 Совершенствование налоговой системы  Республике Казахстан

Основным направлением совершенствования налогового законодательства республики является усиление администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и является одним из условий для обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране.

Финансовую основу местных бюджетов составляют налог на имущество физических лиц и земельный налог. Однако при администрировании данных налогов, которое в соответствии с действующим законодательством осуществляют налоговые органы, существуют ряд проблем.

Расширение налогооблагаемой базы напрямую зависит от полноты учета налогоплательщиков. Эта полнота учета является основной проблемой в сфере взимания указанных налогов, поскольку есть ряд сложностей при проведении идентификации получаемых сведений из органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, регистрирующих права на недвижимое имущество и сделки с ним, и органов, проводящих инвентаризацию объектов недвижимости. Получаемый налоговым органом информационный массив не содержит ИНН налогоплательщика, нередко адрес земельного участка и/или кадастровый номер одной программы указанных органов не совпадает с адресом и/или кадастровым номером земельного участка другой программы, нет возможности идентифицировать правообладателей земельных участков при реорганизации налогоплательщика. Проведение идентификации налогоплательщика затруднено тем, что каждая указанная выше структура функционирует на основе своей, разработанной на областном уровне системы учета земельных участков и иной недвижимости. Отсутствие единых требований к структурам баз данных, передаваемых в налоговый орган, не позволяет идентифицировать объекты в автоматическом режиме. Сопоставление записей нескольких баз данных вручную не обеспечивает должной достоверности сведений для исчисления налогов. В результате количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе по месту нахождения земельного участка, не совпадает с числом подавших налоговые декларации [15].

Существующие недостатки в системах учета объектов налогообложения не позволяют оперативно использовать информацию и увеличивают затраты времени на исчисление платежей.

Для построения четкого информационного взаимодействия целесообразно разработать единые требования к структурам баз данных по учету объектов недвижимости и правообладателей земельных участков органов, по сведениям которых налоговый орган осуществляет исчисление платежей. Создание единых требований повысит эффективность выполнения отчетных, аналитических функций налоговых органов, оперативность получения информации органами местного самоуправления для комплексного анализа и прогнозирования поступления платежей, а также принятия решений, например по установлению и дифференциации ставок налогов.

В ходе выездных налоговых проверок устанавливаются нарушения, выраженные в неисчислении земельного налога в связи с отсутствием правообладающих документов при фактическом использовании земельного участка, а также в занижении сумм земельного налога в связи с изменением вида его разрешенного использования. Земельный кодекс устанавливает платность пользования землей, в то время как Налоговый кодекс определяет исчисление земельного налога только на основе правообладающих документов и вида разрешенного использования земельного участка. Неурегулированность на местном уровне вопроса по фактическому использованию земельного участка без правообладающих документов и без надлежащего оформления изменений вида разрешенного использования приводит к потерям доходов местных бюджетов в результате неисчисления налога и его занижения [23].

Одной из проблем текущего периода по взиманию налога на имущество физических лиц также является полнота учета налогоплательщиков, в том числе фактических собственников гаражей и овощехранилищ (погребов для личного хозяйства), которые введены в эксплуатацию 10–15 лет назад и в соответствии с действующим в настоящее время законодательством не зарегистрированы в учреждениях юстиции и не оформлены в собственность, а также наличие значительного количества объектов незавершенного строительства, по которым истек нормативный срок строительства.

Процедура получения разрешительной документации по вводу жилья в эксплуатацию для индивидуальных застройщиков и оформления правообладающих документов на эти объекты, а также на объекты, введенные в эксплуатацию 10–15 лет назад, достаточно длительна, поскольку необходимо согласование с большим количеством структур и на платной основе. Заявительный характер проведения технической инвентаризации имущества и оформления прав на собственность приводит к уклонению от уплаты налога. Принудительные меры, побуждающие к оформлению прав на собственность фактических пользователей имуществом, отсутствуют.
Одна из юридических проблем заключается в том, что указанный закон не в полной мере соответствует Налоговому кодексу РК, так как не содержит всех элементов налогообложения, а именно налоговой базы и налогового периода. Кроме того, принципы налогообложения, установленные законом о налогах на имущество физических лиц, в настоящее время не отвечают условиям рыночной экономики.

При администрировании имущественных налогов налоговый орган нередко сталкивается с проблемами, связанными с обеспечением налогоплательщиков налоговыми уведомлениями на уплату налога на имущество физических лиц и земельного налога. До настоящего времени налоговые уведомления направлялись налогоплательщикам в виде простого письма через почтовые отделения, при этом реестр отправленной корреспонденции заверялся почтовым отделением. В текущем году в подтверждении отправки корреспонденции налоговому органу отказано и предложено отправление заказным письмом. Налогоплательщики зачастую не получают такие письма, возможно умышленно, и письма возвращаются в налоговый орган. При предъявлении иска в судебном порядке у налогового органа нет доказательства факта начисления платежа и предъявления финансовых санкций за несвоевременную уплату налога. Кроме того, отправление налогового уведомления заказным письмом требует дополнительных финансовых средств. Следовательно, необходимо наладить взаимодействие службы почтовой связи по данному вопросу.

Как было отмечено выше, в соответствии с законодательством РК земельный налог и налог на имущество физических лиц составляют финансовую основу местных бюджетов. Однако органы местного самоуправления, формирующие местные бюджеты, не обладают информацией, необходимой для осуществления мониторинга по данным налогам. Сведения, требуемые для расчета поступлений в бюджет данных налогов, в соответствии с Налоговым кодексом РК являются налоговой тайной. Структура информации, получаемая из налогового органа и органов местного самоуправления носит лишь обобщающий характер. Получаемый финансовым органом информационный массив не содержит сведений о начисленных и поступивших суммах в зависимости от налоговой базы. Например, по земельному налогу для планирования поступлений нужна информация о сумме налога по категориям земель и видам разрешенного использования в соответствии с зонированием, по налогу на имущество физических лиц – по инвентаризационной стоимости в зависимости от ставок налога.

Вторая проблема - разработка системы рыночной оценки стоимости недвижимого имущества, способной заменить действующую в настоящее время систему инвентаризационной оценки. Напомним, что система налогообложения недвижимого имущества физических лиц в Казахстане на сегодняшний день зависит от оценки ГосНПЦзем Республики Казахстан и подведомственных ему государственные предприятия, так как оценка строений, помещений и сооружений для целей налогообложения производится по их суммарной инвентаризационной стоимости. В настоящее время существует отработанная методика органов технической инвентаризации для проведения оценки инвентаризационной стоимости имущества. Но сторонники кардинальных изменений говорят о том, что она устарела и в итоге не может предоставить для дальнейшего налогообложения необходимую информацию о реальной стоимости объектов недвижимости.

Определение оценочной стоимости земли и строений является одной из сложных проблем налогообложения недвижимости. Предполагается, что рыночная оценка объектов недвижимости для целей налогообложения должна проводиться по единой методике, утвержденной Правительством РК, и при этом бесплатно для правообладателей. Установленная таким образом рыночная стоимость объектов недвижимости будет являться налоговой базой.

Безусловно, нужно стремиться установить ставку в максимально нижнем пределе с учетом высокой стоимости недвижимости в городах и низким уровнем доходов населения. Для жилья уровень налогообложения должен определяться с учетом платежеспособности населения и принципа справедливого распределения налогового бремени: чем дороже жилье, тем больше сумма налога. Тем самым тяжесть налогового бремени переносится на более обеспеченные слои населения.

Требуется установить единый порядок уплаты налога на недвижимость и для физических, и для юридических лиц, на основании налогового уведомления, без подачи декларации.

В перспективе доходы от налогообложения недвижимого имущества будут составлять основной источник собственных доходов местных. Основной целью деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения. Для того чтобы органы местного самоуправления реально могли организовать предоставление населению соответствующих услуг (связанных с удовлетворением жизненных потребностей населения - бытовых, социальных, образовательных, культурных, медицинских), в их распоряжение должны быть переданы достаточные финансовые и материальные ресурсы. Планируется, таким образом, что введение налога позволит повысить самостоятельность и независимость местных властей.

Введение налога на недвижимость предполагает преобразование налога на имущество и земельного налога в единый налог на недвижимость на основе его рыночной стоимости, что, по мнению государства, обеспечит справедливость и эффективность налоговой системы, упростит ее, снизит затраты на сбор налогов.

Однако для введения этого налога необходимо, в первую очередь, создать единый государственный кадастр всех объектов недвижимости, объединить в единую информационную систему не только кадастр самих объектов недвижимости, но и реестр прав на них. Все это будет способствовать не только сокращению материальных затрат государства, но и удобству самих правообладателей, созданию условий для их обслуживания, так сказать, «в одно окно», чтобы оформляя права на свое имущество, те же граждане не ходили по разным учреждениям, собирая необходимые документы.

Учитывая сложную работу по проведению учета и оценки всех объектов недвижимого имущества, по формированию единого кадастра недвижимости, без которого введение налога невозможно, введение налога должно быть поэтапным (а не повсеместным и единовременным), по мере готовности к этому органов местного самоуправления. В идеале цель любого законопроекта, регулирующего в перспективе порядок взимания налога на недвижимость, состоит в том, чтобы обязать собственников элитной, дорогой недвижимости платить соответствующие значительные суммы налога, а социально незащищенные слои населения уберечь от тяжести налогового бремени [14].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрены следующие виды налогов, взимаемые с граждан РК:

  1.  налог на транспортные средства;
  2.  налог на имущество;
  3.  земельный налог;
  4.  индивидуальный подоходный налог

Налоговое обязательство граждан РК возникает только при наличии объектов налогообложения – транспортного средства, земельного участка, имущества (квартиры, дачи, гаражи и другие постройки), доходов.

Исчисление налогов осуществляется на основании правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов.

В перспективы налоговое законодательство должно стремится к решению существующих проблем в области налогового администрирования населения и совершенствованию действующего механизма налогообложения.

Однако для введения этого налога необходимо, в первую очередь, создать единый государственный кадастр всех объектов недвижимости, объединить в единую информационную систему не только кадастр самих объектов недвижимости, но и реестр прав на них.

Одной из главных задач в работе органов налоговой службы является непрерывное повышение качества предоставления населению государственных услуг.

В целях улучшения администрирования сборов налогов в Казахстане осуществляется автоматизация работы налоговых органов посредством внедрения информационных систем.

Главным приоритетом информационных технологий налогового администрирования является оперативное и качественное предоставление информационных и сервисных услуг с исключением потерь времени и снижения производительности из-за сбоев и простоев системы.

Таким образом, на современном этапе развития нашей страны важное значение приобретает отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям формирования экономики государства рыночного типа. Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем, зависящих напрямую от стратегических ориентиров налоговой политики и проводимой налоговой реформы. Основными задачами налоговой реформы являются существенное снижение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, совершенствование налогового администрирования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Казахстан 2030. Процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев».
  2.  Архипов И.Г. Земельное право РК / Учебное пособие Алматы 2006 г.
  3.  Ермекбаева Б.Ж., Лесбеков Г.А. Основы налогообложения / учебное пособие. Алматы, 2004 г.
  4.  Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. проф. Князева В.Г., проф. Черника Д.Г. 2-е издание, перераб. и доп.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2007.
  5.  Круглый стол//Государство и право. М., 2006. № 3. С. 110.
  6.  Худяков А.И., Бродский Г.М.«Теория налогообложения». Алматы, 2008
  7.  Худяков А.И., Наурызбаев Н.Е. «Налоги: понятия, элементы, установление, виды.» / Алматы, 2008 г.
  8.  Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан / Практическое пособие. Алматы, 2002 г.
  9.  Умбиталиев А.Д. «Налогообложение в сельском хозяйстве: теория, практика, развитие» /Алматы 2001г.
  10.  Шварц П.Г. «Налогообложение недвижимости физических лиц: Практическое пособие», 2007.
  11.  Бобоев М.Р., Тютюрюков Н.Н., Мамбеталиев Н.Т. «Налоговые системы зарубежных стран: содружество независимых государств», Москва 2006г.
  12.   Налоговые системы государств - членов Евразийского экономического сообщества: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., профессора А.З. Дадашева- М.: Налоговый вестник, 2002 г.
  13.   Потапова М. Проблемы и переходы на специальный налоговый режим //Малый и средний бизнес в Казахстане. - 2004 г. - №2. ноябрь - с.11.
  14.  Какимжанов З.Х., Мамбеталиев Н.Т. Реформирование налоговой и таможенной системы РК. // Налоговый вестник. - 2007. - №7.
  15.  Журнал «Налоговый вестник», 2009 г


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

ЛАТЕЛЬЩИКИ

ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ

Физические лица-резиденты

Физические лица-нерезиденты

Физические лица-нерезиденты

Налоговые агенты, применяющие специальный налоговый режим

Доход, облагаемый у источника выплаты

Доход, не облагаемый у источника выплаты

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38144. Методика прогнозування і розрахунку психологічних втрат серед особового склад 162.5 KB
  МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА проведення практичного заняття з навчальної дисципліни Моральнопсихологічне забезпечення військової діяльності Тема№5: Моральнопсихологічне забезпечення підготовки миротворчих підрозділів Сухопутних військ ЗС України Заняття №11: Методика прогнозування і розрахунку психологічних втрат серед особового склад Час: 2 години Мета заняття: 1. ОСНОВНА ЧАСТИНА: Сутність психологічної підготовки полягає у формуванні в особового складу таких моральнопсихологічних і бойових...
38145. Вивчення керівних документів з питань організації культурно-виховної та просвітницької роботи 94 KB
  МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА проведення практичного заняття з навчальної дисципліни Моральнопсихологічне забезпечення військової діяльності Тема№6: Культурновиховна і просвітницька робота в Збройних Силах України Заняття №3: Вивчення керівних документів з питань організації культурновиховної та просвітницької роботи Час: 2 години Мета заняття: 1. Закріпити знання одержані курсантами студентами в процесі самостійної роботи над навчальною методичною і науковою літературою; 2. Основна частина 70...
38147. Керівні документи щодо організації військово-соціальної роботи в СВ ЗС України 105.5 KB
  Головною метою його роботи є оптимізація спільної військової діяльності міжособистісних взаємин а також моральнопсихологічного стану окремих військовослужбовців. ОСНОВНА ЧАСТИНА: Гострота соціальної ситуації у країні у Збройних Силах вимагає від органів військового управління посадових осіб вживання адекватних заходів щодо пом'якшення і запобігання впливу негативних соціальних факторів на соціальноправовий статус військовослужбовців. З метою забезпечення соціального захисту військовослужбовців у нашій країні за останні роки розроблена і...
38148. Керівні документи, що визначають зміст, систему організації та методику інформаційно-пропагандистського забезпечення в ЗС України 151.5 KB
  МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА проведення практичного заняття з навчальної дисципліни Моральнопсихологічне забезпечення військової діяльності Тема№9: Інформаційнопропагандистське забезпечення в Збройних Силах України Заняття №2: Керівні документи що визначають зміст систему організації та методику інформаційнопропагандистського забезпечення в ЗС України Час: 2 години Мета заняття: 1.†35 Обговорення питання №2 “Керівні документи щодо організації всіх видів інформування особового складу ЗС...
38149. Відпрацювання документації щодо різних видів усного викладання навчального матеріалу 151 KB
  МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА проведення практичного заняття з навчальної дисципліни Моральнопсихологічне забезпечення військової діяльності Тема№9: Інформаційнопропагандистське забезпечення в Збройних Силах України Заняття №4: Відпрацювання документації щодо різних видів усного викладання навчального матеріалу Час: 2 години Мета заняття: 1. Заключна частина 10 ІНФОРМАЦІЙНОМЕТОДИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ Конституція України. Концепція виховної роботи у Збройних Силах та інших військових формуваннях...
38150. Відпрацювання плануючих та звітних матеріалів проведення інформування особового складу підрозділу 152.5 KB
  Інформаційнопропагандистське забезпечення в Збройних Силах України Заняття №5: Відпрацювання плануючих та звітних матеріалів проведення інформування особового складу підрозділу. Наказ Міністра оборони України від 18.2000 № 105 Про затвердження Інструкції про організацію вартової служби у Збройних Силах України. ОСНОВНА ЧАСТИНА: У Збройних Силах...
38151. Методи психологічного вивчення 132.5 KB
  Використовується у процесі дослідження явищ що сприймаються безпосередньо як метод наукового пізнавання змістовно відрізняється від спостереження в буденному житті. Методика спостереження включає: вибір ситуації та об’єкта спостереження; узагальнення теоретичних уявлень про досліджувану реальність і виділення мети дослідження; побудову програми або схеми спостереження у вигляді переліку ознак явищ одиниць спостереження з детальною їх презентацією а також спосіб і форму фіксації результатів спостереження щоденниковий запис...
38152. Керівні документи з питань організації та проведення заходів морально-психологічного забезпечення адаптації молодого поповнення у військах 132.5 KB
  Моральнопсихологічне забезпечення адаптації військовослужбовців до умов військової служби Заняття №3: Керівні документи з питань організації та проведення заходів моральнопсихологічного забезпечення адаптації молодого поповнення у військах Час: 4 години Мета заняття: 1. ОСНОВНА ЧАСТИНА: Завдання та алгоритм роботи посадових осіб військових частин...