9193

Сущность, структура и функции процесса обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность, структура и функции процесса обучения Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владе...

Русский

2013-02-26

26.41 KB

40 чел.

Сущность, структура и функции процесса обучения

Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владеет полностью или частично обучаемый (см. В.К. Дьяченко. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. С. 44).

Например, ученик овладевает каким-то ремеслом: столярным, плотницким, слесарным и другим. Работа столяра, плотника или слесаря для него становится целью и содержанием учения. То же можно сказать об овладении ребенком техникой написания букв, счетом, таблицей умножения и т.п. Сама по себе эта деятельность — какой-то конкретный вид труда.Работа столяра, делающего табуретку, скамейку, стол, ящик, или методиста, составляющего дидактические материалы по русскому языку, математике, не является обучением. Но этот труд может стать целью и содержанием обучения, если столяр берет ученика и обучает его столярному делу или учитель-методист становится за учительский стол и обучает ребенка технике написания букв, счету, таблице умножения, составлению обучающих программ для ЭВМ. Тогда непосредственно к тому практическому делу, которым занимались и занимаются столяр и учитель-методист, присоединяется еще одна забота — обучение ребенка, подростка. Обучение — это то, чего непосредственно в столярном деле или деле методиста (ученого-методиста, методиста-практика) не было, и оно, на что справедливо указывает В.К. Дьяченко, отличается от столярного дела, дела методиста только тем, что включается еще общение их с учеником. Учитель, наставник, как справедливо их следовало бы теперь назвать, показывают, объясняют, ставят вопросы, дают задания своим ученикам, проверяют их, отмечают недостатки и ошибки, корректируют движения, действия, снова показывают, как нужно работать тем или другим инструментом, карандашом или ручкой, показывают образцы программ и т.д.

В приведенном примере обучение ремеслу включается в непосредственную трудовую деятельность. Сущность этого обучения, как и обучение грамотности или другому любому учебному предмету, выражается в педагогическом общении того, кто обучает, и того, кто учится. 

В любом обучении как бы накладывается одна на другую и сливаются воедино не только деятельность обучаемого и обучающегося, но еще два вида активности: один — это та конкретная деятельность, которой обучает наставник и которую усваивает ученик, а другой — это прямое, непосредственное и косвенное, опосредованное общение. В этом и сказывается двусторонность процесса обучения: преподавание — деятельность учителя и учение — деятельность учеников.

Связи и взаимодействия преподавания и учения схематически можно представить следующим образом:

Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, обретают личностные качества.

Движущей силой такого обучения являются противоречия, центральным из которых выступает, как это явствует из вышеприведенной схемы, противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении недостающих, необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей.

Основные противоречия в процессе обучения:

1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;

2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;

3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;

4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;

5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;

Процесс обучения обладает множеством функций:

1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

4) социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

5) валеологическая - функция здоровосбережения;

6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46377. Опыт и эффективность перехода ЖКХ на инновационные формы управления 518.5 KB
  Рыбальченко опыт и эффективность перехода жкх на инновационные формы управления Учебное пособие Москва2008 Спектор В. – экономист соискатель кафедры экономики и инвестирования ГАСИС Опыт и эффективность перехода ЖКХ на инновационные формы управления. В учебном пособии проанализированы основные факторы влияние которых необходимо учитывать при разработке предложений по применению в ЖКХ новых форм управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры. Дана оценка эффективности перехода на новые формы управления и пути снижения...
46378. Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Учебное пособие 387 KB
  Рыбальченко инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве Учебное пособие Москва2008 Спектор В. экономист соискатель кафедры экономики и инвестирования ГАСИС Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве. В учебном пособии раскрываются объективные причины необходимости совершенствования системы управления ЖКХ и сформулированы методические основы инновационного подхода к этому процессу в рамках реформирования отрасли. Реформирование ЖКХ на основе инновационных схем...
46379. Выбор электродвигателя и кинематические расчеты 432 KB
  Выбираем электродвигатель 4А160S6 Рдв = 11 кВт nдв 1000 мин 1 Sдв=27 номинальная частота вращения двигателя nдв = 973 мин 1 Передаточное отношение где ωдв угловая скорость двигателя рад с ωб – угловая скорость барабана рад с примем = 5 тогда частота вращения входного быстроходного вала редуктора 973 1 10184 частота вращения выходного тихоходного вала редуктора Определение вращающих моментов На валу шестерни Тш На валу колеса Тк Режим работы передачи Определяем наработку где С число вхождений в...
46380. Исследование резонансных явлений 683 KB
  Определение параметров реальной катушки индуктивности. Электрическая схема экспериментального определения параметров реальной катушки индуктивности. Измеряя напряжение на Uдоб на добавочном резисторе и Uк на катушке индуктивности Rk Xk произвести с помощью цифрового вольтметра Vц попеременно включая его к зажимам добавочного резистора и катушки индуктивности. Для вычисления параметров реальной катушки индуктивности необходимо воспользоваться данными измерений а также следующими формулами: Активное сопротивление всей цепи определяется по...
46381. Расчет токов короткого замыкания 2.49 MB
  Определить начальный сверхпереходный и ударный ток а также наибольшее действующее значение полного тока в месте повреждения при трехфазном коротком замыкании в узле К1; остаточное напряжение на выводах генератора и нагрузки а также начальный сверхпереходный ток в генераторе; периодическую слагающую тока в месте повреждения в произвольный момент времени при трехфазном коротком замыкании в узле К1; фазные значения тока и напряжения в месте повреждения при однофазном коротком замыкании в узле К2 а также фазные значения напряжения на...
46382. ИСТОРИЯ НИДЕРЛАНДОВ 13.28 MB
  ШатохинаМордвинцева ИСТОРИЯ НИДЕРЛАНДОВ Высшее образование Оглавление Предисловие ДРЕВНЕЙШИЙ И АНТИЧНЫЙ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ НИДЕРЛАНДОВ Глава 1 Этапы заселения Глава 2 Романизация и ее границы СРЕДНИЕ ВЕКА Глава 3 Раннее Средневековье V XI вв.: Нидерланды под властью Бургундии Глава 6 Культура Нидерландов конца XIV XV в Глава 7 Нидерландская живопись XV XVI вв. Начало освободительной борьбы Глава 10 Нидерландская революция и освободительная война Глава 11 Культура и наука Нидерландов XVI в НОВОЕ ВРЕМЯ Глава 12 Республика Соединенных...
46383. Организация, нормирование и оплата труда. Учебное пособие 663.5 KB
  Рассматриваются теоретические основы организации и нормирования труда на предприятиях железнодорожного транспорта; методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени; принципы нормирования труда на основных видах работ, характерных для предприятий железнодорожного транспорта; система нормирования труда на железнодорожном транспорте; тарифная система заработной платы...
46385. Бухгалтерский и налоговый учет в строительстве. Учебное пособие 362.5 KB
  ПБУ 2 94 Учет договоров контрактов на капитальное строительство; Руководство Минстроя РФ по составлению договоров подряда на строительство в РФ; ПБУ 10 99 Расходы организации ; ПБУ 9 99 Доходы организации; МСФО 11 Договоры подряда; Глава 25 НК РФ и Методические рекомендации по применению главы Расходы подрядчика связанные с получением заключением договоров на строительство которые могут быть отдельно выделены и существует уверенность в том что договор будет заключен могут относиться к данному договору и...