91931

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА В КАЗАХСТАНЕ

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним (для этого требуются подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита)...

Русский

2015-07-24

233.5 KB

13 чел.

КОСТАНАЙСКИЙ  СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ                                               ИМЕНИ  АКАДЕМИКА З.АЛДАМЖАР

ФАКУЛЬТЕТ  ЭКОНОМИКИ,  ПРАВА  И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА  ПРАВА  И  УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ  АУДИТ

ТЕМА: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  АУДИТА  В  КАЗАХСТАНЕ

                                                      

                                                              Выполнил: Студент 4 курса

                                                              Специальность:  Учет  и  аудит                                                                                                                                                                                                             

                                                                                         Искаков С.

                                                            

                                                              Проверил:  Преподаватель

                                                                                          Мощенко  Н.С.

                                           

                                       

Костанай  2011.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………......3

Глава 1.  Система нормативно-правового регулирования……………………......4

  1.1.  Нормативно-правовые  акты,  регулирующие  аудиторскую деятельность                    

          в  Казахстане………………………………………………………………....4

  1.2.  Закон  Республики  Казахстан  «Об  аудиторской  деятельности»  и       

          другие  законы,  регулирующие  аудит…………………………...………..6

  1.3.  Функции  государственных  органов  и  общественных  организаций,    

           регулирующих  аудиторскую  деятельность……………………………....6

  1.4.  Система профессиональной аттестации и лицензирования аудиторов....10

  1.5.  Получение  образования  аудитора  в  Казахстане………………………..10

Глава 2.  Стандарты  аудита……………………………………………………….11

  2.1.  Международные  стандарты  аудита  в  Казахстане……………………...11

  2.2.Внутрифирменные  стандарты  аудита……………………………………..14

Глава 3.  Основные  принципы  аудита…………………………………………...17

Глава 4.  Обязательные  процедуры  перед  проведением  аудита………...……21

Заключение………………………………………………………………………….27

Список  использованной  литературы……………………………………….……29

ВВЕДЕНИЕ

       

       В  Казахстане  с  внедрением  рыночных  отношений  все  больше  развитие  получает  независимый  контроль,  обеспечивающий  потребности  пользователей  финансовой  отчетности  экономических  субъектов  в  виде  подтверждения  ее  достоверности.  Вводится  в  действие  стандарты  аудиторской  деятельности,  улучшается  система  профессионального  контроля  качества  работы  аудиторов,  предъявляются  дополнительные  требования  к  профессиональной  подготовке  специалистов  в  этой  области.

       Для  подготовки  кадров  в  области  учета  и  аудита  в  высших  учебных  заведениях  разработаны  и  приняты  новые  общеобразовательные  государственные  стандарты  образования,  которые  соответствуют  международным  стандартам.  Так,  в  частности,  новый  общеобразовательный  государственный  стандарт  образования  по  направлению  подготовки  «Учет  и  аудит»  был  создан  с  учетом  организации  кредитной  технологии  обучения.  Учебный  план  подготовлен  в  соответствии  с  Программой  базовой  подготовки  профессиональных  бухгалтеров  и  утвержден  на  заседании  Межправительственной  рабочей  группы  экспертов  по  международным  стандартам  учета  и  отчетности  и  Руководства  №9  Международной  федерации  бухгалтеров  в  ходе  конференции  ООН  по  торговли  и  развитию.

       Это  вызывает  необходимость  подготовки  новых  учебных  материалов,  соответствующих  типовым  программам  обучения,  увязанным  с  новыми  положениями  финансовой  отчетности  и  международных  стандартов  аудита.

       Данная  тема  раскрывает  понятие  нормативно-правового  регулирования  аудита .  Дается  описание  системы  регулирования  бухгалтерской  деятельности  в  Казахстане,  а  также  нормативная  база  казахстанского  аудита.

ГЛАВА 1.  СИСТЕМА  НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ        

1.1.  Нормативно-правовые  акты,  регулирующие  аудиторскую  деятельность  в  Казахстане

       Результаты  аудиторской  проверки  являются  основой  для  принятия  важных  управленческих  решений.  Поэтому  в  международной  практике  аудиторская  деятельность  может  регулироваться  не  только  в  пределах  деятельности  профессиональных  аудиторских  организаций,  но  и  в  государственных  масштабах.                                                                                        

       Нормативно-правовое  регулирование – это  исследование  функционирования  объекта  аудиторской  проверки  относительно  норм  и  правил,  предусмотренных  законом,  нормативными  документами,  правилами  (внутреннего  распорядка,  распределения  обязанностей  и  др.).

       В  международных  стандартах  аудита  250  «Рассмотрение  законов  и  нормативных  актах  при  аудите  финансовой  отчетности»  указано:  «Для  получения  общего  понимания  аудитору  следует  признавать,  что  некоторые  законы  и  нормативные  акты  могут  оказывать  фундаментальное  влияние  на  деятельность  субъекта.  Несоответствие  деятельности  определенным  законам  и  нормативным  актам  может  вызвать  прекращение  деятельности  субъекта  или  поставить  под  сомнение  способность  субъекта  продолжать  непрерывную  деятельность.  Например,  такое  влияние  возможно  при  несоответствии  деятельности  требованиям,  содержащимся  в  лицензии  субъекта  или  другом  разрешении  на  осуществление  им  деятельности».  Следовательно,  надо  полагать,  что  несоответствие  деятельности  предприятий  законам  и  нормативным  актам  может  оказать  огромное  влияние  на  его  финансовую  отчетность.  Здесь  могут  иметь  место  существенные  искажения  вследствие  сговора,  подлога  документов,  умышленного  отказа  от  ведения  бухгалтерского  учета  и  др.

       В  Казахстане  в  систему  нормативного  регулирования  аудита  входят  следующие  нормативно-правовые  документы.

ТАБЛИЦА 1

Основные  нормативно-правовые  документы,

Регулирующие  аудиторскую  деятельность

п.п.

                                 Наименование  документа

1

Закон  РК  «Об  аудиторской  деятельности»  №304-1  от  20.11.1998 г. (с  изменениями  и  дополнениями)

2

Кодекс  РК  «Об  административных  правонарушениях»  №155-II  от  30.01.2001 г.  (с  изменениями  и  дополнениями)

3

Уголовный  кодекс  РК  №167-1  от  16.07.1997 г.  (с  изменениями  и  дополнениями)

4

Гражданский  кодекс  РК (Общая  часть) №267-XIII  от  27.12.1994 г. (с  изменениями  и  дополнениями)

5

Закон  РК  «О  банках  и  банковской  деятельности  в  РК»  №2444  от  31.09.1995 г. (с  изменениями  и  дополнениями)

6

Закон  РК  «О  страховой  деятельности»   №126-II  от  18.12.2000 г.   (с  изменениями  и  дополнениями)

7

Закон  РК  «Об  инвестиционных  фондах  в  РК»  №576-2  от  7.07.2004 г.  (с  изменениями  и  дополнениями)

8

Закон  РК  «О  естественных  монополиях»  №272-I   от   9.07.1998 г.    (с  изменениями  и  дополнениями)

9

Закон  РК  «Об  иностранных  инвестициях»   №266-XIII   от  27.12.1994 г. (с  изменениями  и  дополнениями)

10

Закон  РК  «Об  акционерных  обществах»  №415-2  от  13.05.2003 г.  (с  изменениями  и  дополнениями)

11

Закон  РК  «О  лицензировании»  №2200  от  17.04.1995 г.

(с  изменениями  и  дополнениями)

12

Закон  РК  «О  товариществах  с  ограниченной  и  дополнительной  ответственностью»  №220-1  от  22.04.1998 г.  (с  изменениями  и  дополнениями)

13

Международные  стандарты  аудита  в  Казахстане  в  двух  томах,  принятые  на  Республиканской  конференции  палаты  аудиторов  в  2000 г.

14

Постановление  Правительства  РК  «Об  утверждении  Правил  лицензирования  аудиторской  деятельности»  №878  от  29.06.1999 г.

(с  изменениями  и  дополнениями)

15

Постановление  Правления  Национального  банка  РК  «Об  утверждении  Инструкции  о  требованиях,  предъявляемых  к  заявителю,  и  перечне  документов,  прилагаемых  к  заявлению  о  выдаче  лицензии  на  проведение  аудита  банков,  страховых  (перестраховочных)  организаций» №384  от   27.10.2003 г.

16

Инструкция  №33  «О  порядке  исчисления  и  уплаты  в  бюджет  подоходного  налога  с  юридических  лиц».  Утверждена  Приказом  МФ  РК  №161  от  28.06.1995 г.   (с  изменениями  и  дополнениями)

17

Положения  негосударственного  учреждения  Квалификационной  комиссии  по  аттестации  аудиторов  РК.  Утверждено  Республиканской  конференцией  палат  аудиторов  от  23.12.1998 г.  

18

Положение  о  порядке  аттестации  кандидатов  в  аудиторы.  Утверждено  Квалификационной  комиссией  по  аттестации  аудиторов  РК   Приказом  №25  от  20.10.2003 г.

  

  

1.2.  Закон  Республики  Казахстан  «Об  аудиторской  деятельности»  и  другие  законы,  регулирующие  аудит

       Данный  Закон  регулирует  отношения,  возникающие  между  государственными  органами,  юридическими  и  физическими  лицами,  аудиторами  и  аудиторскими  организациями  в  процессе  осуществления  аудиторской  деятельности  в  Республике  Казахстан.  Закон  содержит  в  себе  6  глав  и  25  статей:

       Глава 1.  Общие  положения (ст. 1-4).

       Глава 2.  Аудитор, аудиторская  организация,  палата  аудиторов

(ст. 5-8).

       Глава 3.  Аттестация  кандидатов  в  аудиторы  и  лицензирование  аудиторской  деятельности (ст. 9-13).

       Глава 4.  Осуществление  аудиторской  деятельности (ст. 14-16).

       Глава 5.  Права,  обязанности  и  ответственность  аудиторов  и  аудиторских  организаций (ст. 17-20).

       Глава 6.  Права,  обязанности  и  ответственность  аудируемого  субъекта (ст. 21-25).

       Законами  РК  «О  банках  и  банковской  деятельности  в  РК»  №2444  от  31.09.1995 г.,  «О  страховой  деятельности»  №126-II  от  18.12.2000 г.,  «Об  инвестиционных  фондах»  №576-2  от  7.07.2004 г.,  «О  естественных  монополиях»  №272-I  от  9.07.1998 г.,  «Об  акционерных  обществах»  №415-2  от  13.05.2003 г.,  «О  товариществах  с  ограниченной  и  дополнительной  ответственностью»  №220-I  от  22.04.1998 г.  определены  особенности  проведения  аудита  деятельности  вышеуказанных  субъектов.  В  Законе  РК  «Об  иностранных  инвестициях»  №266-XIII  от  27.12.1994 г.  с  изменениями  и  дополнениями,  ст. 23 устанавливает  обязательное  представление  предприятиями  с  иностранным  участием  аудиторского  заключения  собственникам,  органам  государственной  статистики,  государственного  контроля.

       Инструкция  №33  «О  порядке  исчисления  и  уплаты  в  бюджет  подоходного  налога  с  юридических  лиц»,  утвержденная  приказом  Министерства  Финансов  РК  №161  от  28.06.1995 г.  с  изменениями  и  дополнениями  (п. 65),  определяет  условия  обязательного  представления  налоговым  органам  юридическими  лицами-нерезидентами,  осуществляющими  деятельность  в  Казахстане  через  постоянное  учреждение,  заключения  аудитора  о  достоверности  данных,  указанных  в  декларации.

1.3  Функции  государственных  органов  и  общественных  организаций,  регулирующих  аудиторскую  деятельность

       Законы  и  нормативные  акты  значительно  различаются  по  их  отношению  к  финансовой  отчетности.  Некоторые  законы  и  нормативные  акты  определяют  форму  или  содержание  финансовой  отчетности  субъекта,  суммы,  подлежащие  учету,  или  информацию,  подлежащую  раскрытию  в  финансовой  отчетности.  Другие  законы  или  нормативные  акты  подлежат  соблюдению  руководством  субъекта  или  устанавливают  условия,  при  которых  субъект  имеет  право  осуществлять  свою  деятельность.  Несоответствие  деятельности  законам  и  нормативным  актам  может  привести  к  таким  финансовым  последствиям  для  субъекта,  как  штрафы,  судебные  процессы  и  т.д.  

       На  основании  действующего  законодательства,  в  частности,  Гражданского  кодекса  РК,  Кодекса  «Об  административных  правонарушениях»,  Закон  «Об  аудиторской  деятельности»,  Закон  «О  лицензировании»,  Уголовного  кодекса  РК  ответственность  аудиторов  и  аудиторских  организаций  можно  разделить  на  несколько  видов (рис. 1.).

                              Рис. 1. Ответственность  аудиторов

       Гражданско-правовая  ответственность.  Если  имеет  место  проведение  неквалифицированной  аудиторской  проверки,  приведшей  к  убыткам  клиента,  то  на  основании  решения  суда  с  аудиторской  фирмой  могут  быть  взысканы:

  •  понесенные  клиентом  убытки  в  полном  размере;
  •  расходы  на  перепроверку.

       Однако  в  Казахстанской  практике  аудиторской  деятельности  еще  не  было  громких  судебных  разбирательств,  где  суды  могли  бы  доказать  связь  между  ущербом,  нанесенным  клиенту,  и  действиями  аудиторов,  в  отличие  от  зарубежной  практики.

       Аудиторская  организация  несет  ответственность  за  формирование  и  выражение  профессионального  мнения  о  достоверности  бухгалтерской  отчетности  клиента  во  всех  существующих  аспектах.

       При  формировании  и  выражении  мнения  она  должна  руководствоваться  требованиями  нормативных  документов,  регулирующих  аудиторскую  деятельность  в  Республике  Казахстан,  и  этическими  нормами  аудита.

       П. 4 ст. 9 Гражданского  кодекса  предусматривается,  что  «лицо,  право  которого  нарушено,  может  требовать  полного  возмещение  причиненных  ему  убытков,  если  законодательными  актами  или  договором  не  предусмотрено  иное».  Однако  возмещение  убытков  не  происходит  по  первому  же  требованию.  Клиент  должен  доказать  в  суде  вину  аудитора.

Наиболее  типичным  является  несостоятельность  аудитора  выполнить  работу  с  должной  тщательностью  или  же  нарушения  условий  договора.

       Принципиальным  вопросом  в  этом  случае  является  уровень  требуемого  профессионализма  и  аккуратности  со  стороны  аудитора.  Следует  отметить,  что  никто  не  может  достичь  абсолютного  совершенства,  но  любая  ошибка  или  неверное  суждение  могут  оказать  значительное  влияние  на  небрежность  в  работе,  которую  аудитор  должен  будет  опровергнуть.  Проведение  проверки  в  соответствии  с  общепринятыми  стандартами  может  служить  доказательством  невиновности  аудитора.

       Уголовная  ответственность.  В  ст. 229 Уголовного  кодекса  также  предусмотрены  меры  наказания  аудиторов  за  использование  своих  полномочий  вопреки  задачам  своей  деятельности  и  в  целях  извлечения  выгод  и  преимуществ  для  себя,  других  лиц  или  организаций,  либо  за  нанесения  вреда  другим  лицам  или  организациям,  если  это  деяние  причинило  существенный  вред  правам  и  законным  интересам  граждан  или  организаций  либо  охраняемым  законом  интересам  общества  или  государства.

       Административная  ответственность.  Аудит – лицензируемый  вид  деятельности,  поэтому  существует  ответственность  в  соответствии  с  Законом  «О  лицензировании».  В  нем  предусмотрена  уголовная  и  административная  ответственность  за  ведение  аудиторской  деятельности  без  соответствующей  лицензии,  а  также  материальная  ответственность  в  виде  изъятия  в  бюджет  дохода,  полученного  от  осуществления  деятельности  без  лицензии.  Лицензирующий  орган  может  приостановить  действие  лицензии,  если:

  •  государственными  надзорными  или  контролирующими  органами  выявлены  нарушения  лицензиатом  лицензионных  требований  и  условий;
  •  лицензиатом  не  выполнены  требования  лицензирующего  органа  об  устранении  допущенных  нарушений.

       Лицензия  теряет  юридическую  силу  и  считается  аннулированной  в  случае  неуплаты  ее  получателем  лицензионного  сбора  в  течении  установленного  срока,  а  также  при  прекращении  деятельности  юридического  лица.

       В  ст.  13  Закона  «Об  аудиторской  деятельности»  предусмотрено,  что  «лицензиар  вправе  приостановить  действие  лицензии  на  срок  до  шести  месяцев  с  указанием  причины  приостановления  в  соответствии  с  законодательством.  Аудиторы  и  аудиторские  организации  вправе  обжаловать  решение  об  отказе  в  выдаче,  отзыве  и  приостановлении  действия  в  судебном  порядке».

       Ст. 137 Кодекса  «Об  административных  правонарушениях»  также  предусмотрена  ответственность  за  ведение  предпринимательской  деятельности  без  лицензии,  специального  разрешения,  квалификационного  свидетельства,  что  влечет  за  собой  штраф  соответствующих  размеров,  если  эта  деятельность  не  содержит  признаков  уголовно-наказуемого  деяния.  В  ст.  185-186  указаны  размеры  штрафов  предприятиям  за  уклонение  от  проведения  обязательного  аудита  и  предоставление  аудитору  недостоверной  информации.

       В  Стандарте  250  «Рассмотрение  законов  и  нормативных  актов  при  аудите  финансовой  отчетности»  указаны  политика  и  процедуры,  могущие  способствовать  выполнению  руководством  субъекта  своих  обязанностей  по  предотвращению  и  выявлению  несоответствия  с  действующими  актами,  что  включает  в  себя:

  •  мониторинг  правовых  требований  и  обеспечение  того,  что  операционные  процедуры  разработаны  таким  образом,  чтобы  удовлетворять  этим  требованиям;
  •  создание  и  действие  соответствующих  систем  внутреннего  контроля;
  •  ведение  регистра  значимых  знаков,  которые  должен  соблюдать  субъект  в  рамках  его  конкретной  отрасли.

       Крупные  предприятия  дополняют  указанные  процедуры  посредством  возложения  соответствующих  обязанностей  на  службу  внутреннего  аудита  или  ревизионную  комиссию.

       В  ст.  183-184  определены  размеры  штрафов  аудиторам  и  аудиторским  организациям  с  лишением  их  лицензий  на  право  заниматься  аудиторской  деятельностью  за:

       - сокрытие  аудитором  либо  иным  лицом,  имевшим  доступ  к  учетно-бухгалтерской  информации,  от  заказчиков  проведения  аудита  факта  нарушения  законодательства  и  установленных  требований  к  ведению  бухгалтерского  учета  или  составлению  финансовой  отчетности,  выявленных  при  проведении  проверки;

       - составление  аудитором  (аудиторской  организацией)  заведомо  недостоверного  аудиторского  заключения.

       Страхование  гражданско-правовой  ответственности  аудиторов.

Ввиду  высокого  риска  аудиторской  проверки,  ст.  18-1  Закона  «Об  аудиторской  деятельности»  (страхование  аудиторской  деятельности)  предусмотрено  обязательное  заключение  договора  страхования  по  обязательствам,  возникающим  в  результате  причинения  ущерба  при  осуществлении  аудита.

       Особенностью  страхования  профессиональной  ответственности  является  объект  страхования,  т.е.  имущественные  интересы  застрахованного  аудитора,  связанные  с  его  обязанностью  возместить  в  порядке,  установленном  законодательством,  ущерб,  причиненный  клиентам  в  результате  ошибки  или  упущения,  совершенных  при  оказании  аудиторских  услуг.

1.4  Система  профессиональной  аттестации  и  лицензирования  аудиторов

      Постановлением  Правительства  РК  от  29.06.1999  г.  (с  изменениями  и  дополнениями)  утверждены  Правила  лицензирования  аудиторской  деятельности.  Им  установлены  порядок  и  условия  выдачи  лицензии,  а  также  квалификационные  требования,  предъявляемые  к  лицензированию  аудиторской  деятельности.

       Постановлением  Правления  Национального  банка  РК  №384  от  27.10.2003 г.  утверждены  Инструкции  о  требованиях,  предъявляемых  к  заявителю,  и  перечне  документов,  прилагаемых  к  заявлению  о  выдаче  лицензии  на  проведение  аудита  банков,  страховых  (перестраховочных)  организаций.

       В  Положении  негосударственного  учреждения  Квалификационной  комиссии  по  аттестации  аудиторов  отмечено,  что  комиссия  создана  в  целях  аттестации  кандидатов  в  аудиторы,  желающих  заниматься  аудиторской  деятельностью  на  территории  Республики  Казахстан.  

       В  п.  1.2  Положения  о  порядке  аттестации  кандидатов  в  аудиторы  говорится,  что  «под  аттестацией  понимается  определение  Квалификационной  комиссией  квалификационного  уровня  кандидатов  в  аудиторы  посредством  проведения  экзаменов  на  основе  квалификационных  требований,  утверждаемых  уполномоченным  органом.  Аттестация  подтверждает  профессиональную  готовность  кандидатов  в  аудиторы  к  оказанию  аудиторских  услуг».  Здесь  же  определены:

       -  порядок  представления  и  хранения  документов  кандидатов  в  аудиторы;

       -  основные  требования  к  экзаменационным  модульным  заданиям;

       -  организационная  и  оценочная  группа;

       -  процедура  аттестации  кандидатов  в  аудиторы;

       -  оформление  результатов  аттестации;

       -  ответственность  и  контроль  за  проведением  аттестации.

1.5 Получение  образования  аудитора  в  Казахстане

     

        В  ст. 9 гл. 3  Закона  «Об  аудиторской  деятельности»  предусмотрен  допуск  к  аттестации  лиц,  имеющих  высшее  образование  и  опыт  работы  в  экономической,  финансовой,  учетно-аналитической,  контрольно-ревизионной  или  правовой  сферах  в  течении  пяти  лет  из  последних    семи,  а  также  лиц,  занимающихся  научно-преподавательской  деятельностью  по  бухгалтерскому  учету  и  аудиту  в  высших  учебных  заведениях  и  имеющих  стаж  практической  работы  в  указанных  сферах  не  менее  двух  лет  из  последних  пяти.

     Из  вышеизложенного  следует,  что  одним  из  основных  требований  на  занятие  аудиторской  деятельностью  является  получение  образования    аудитора.

      Элементами  образования  аудитора  вступают:

  •  базовое  образование;
  •  практический  опыт;
  •  специальное  профессиональное  образование.

       Базовое  образование  включает  в  себя  высшее  экономическое  или  юридическое  образование.

      Практический  опыт  работы  определяется  соответствующим  количеством  лет  и  занятием  соответствующих  должностей.

      Для получения специального  профессионального  образования  следует  пройти обучение в учебно-методических центрах и организациях  по  обучению и переподготовке аудиторов, а также стажировку в аудиторской  фирме.

      Аудиторам  можно  повышать  свою  квалификацию  путем:

  •  постоянного  и  систематического  изучения  законов,  стандартов,    инструкций  и  других  нормативных  актов,  вносимых  в  них  изменений  и  дополнений;
  •  участие  в  семинарах,  конференциях;
  •  изучение  зарубежного  и  отечественного  опыта  по  организации  и  методике  проведения  аудита.

ГЛАВА 2. СТАНДАРТЫ  АУДИТА

2.1  Международные  стандарты  аудита  в  Казахстане

        

       Под  стандартами  аудита  понимают  нормативные  документы,  устанавливающие  единые  требования  к  аудиту  и  определяющие  принципы  и  порядок  его  проведения.

       Стандарты  аудита  принимаются  на  конференции  Республиканской  палаты  аудиторов  и  утверждаются  уполномоченными  органом.  На  состоявшейся  в  марте  2000 г.  пятой  Республиканской  конференции  аудиторов  было  принято  решение  о  переходе  аудита  Казахстана  на  международные  стандарты  и  принятии  их  в  качестве  национальных.  Они  определяют  общий  подход  к  проведению  аудита,  масштаб  аудиторской  проверки,  виды  отчетов  аудиторов,  вопросы  методологии,  а  также  базовые  принципы,  которым  должны  следовать  все  преподаватели  этой  профессии  независимо  от  условий,  в  которых  проводится  аудит.

       Значение  стандартов  состоит  в  том,  что  они:

  •  обеспечивают  высокое  качество  аудиторской  проверки;
  •  определяют  регламенты  проведения  всех  этапов  аудита;
  •  дают  правовые  гарантии  достоверности  результатов  аудиторских  проверок;
  •  повышают  уровень  казахстанского  аудита  и  обеспечивают  его  признание  в  сфере  международных  экономических  отношений;
  •  решают  задачи  унификации  терминов,  определений,  сведений,  подходов  в  вопросах  проведения  и  оформления  результатов  аудита;
  •  содействуют  внедрению  в  аудиторскую  практику  новых  научных  достижений;
  •  помогают  пользователям  понять  процесс  аудиторской  проверки;
  •  созидают  общественный  имидж  профессии;
  •  устраняют  контроль  со  стороны  государства;
  •  помогают  аудитору  вести  переговоры  с  клиентами;
  •  обеспечивают  связь  отдельных  элементов  аудиторского  процесса.

       Общие  стандарты – это  определенные  качества  и  степень  квалификации,  которыми  должен  обладать  аудитор,  чтобы  эффективно  и  профессионально  выполнять  задачи,  стоящие  перед  ним  (для  этого  требуются  подготовленность,  компетентность,  независимость,  объективность,  надлежащее  внимание  при  проведении  аудита).

       Рабочие  стандарты – правила,  которыми  руководствуются  аудиторы  при  выполнении  задач  аудита  (планирование,  надзор  и  контроль,  сбор  достоверных  сведений,  соответствующее  изучение  и  оценка  системы  внутреннего  контроля).

       Стандарты  отчетности  и  аудиторского  заключения  касаются  формы,  содержания,  размещения  и  передачи  материалов  по  результатам  аудиторской  проверки.  В  заключении  должно  быть  указано  соответствие  финансовой  отчетности  требованиям  бухгалтерского  учета.

       Международные  стандарты  аудита  (далее – МСА)  разработаны  Комитетом  по  Международной  аудиторской  практике  (далее – КМАП).  КМАП  представляет  собой  постоянный  комитет  Совета  Международной  федерации  бухгалтеров (далее – МФБ), который  был  учрежден  в  1997  г.  и  основан  в  Нью-Йорке.  Членство  в  МФБ  автоматически  дает  право  на  членство  в  Комитете  по  международным  бухгалтерским  стандартам (КМБС),  основанном  в  Лондоне.  Две  организации  независимы  друг  от  друга,  первая  имеет  дало  с  аудитом,  последняя – с  бухгалтерским  учетом.  Другие  постоянные  комитеты  МФБ  рассматривают  вопросы  этики,  образования,  финансового  и  управленческого  учета,  государственного  сектора,  информационной  технологии  и  членства.

       Комитет  по  международной  аудиторской  практике  публикует  стандарты  и  положения  по  аудиту  и  сопутствующим  услугам  с  тем,  чтобы  повысить  степень  единства  аудиторской  практики  и  сопутствующих  услуг  во  всем  мире.

       Подготовка  современных  международных  стандартов  аудита  была  начата  в  70-е  гг. ХХ в.  В  1994 г.  они  обрели  трехзначную  нумерацию,  а  ежегодно  в  них  вносят  незначительные  изменения.  Среди  наиболее  важных  за  последние  годы  следует  отметить  новый  вариант  МСА  в  части  выборочных  проверок  в  аудите,  который  был  опубликован  в   сборнике  1998 г.  и  вступил  в  силу  с  1  июля  1999 г.  Стиль  изложения  МСА  представлен  в  повествовательной  форме  и  содержит  большое  количество  примеров  и  рекомендаций,  в  которых  аудиторам  зачастую  предлагается  рассмотреть  несколько  альтернативных  действий.

       Стандарты  аудита  определяют  нормативные  требования  к  его  качеству  и  достоверности  и  обеспечивают  определенный  уровень  независимости,  объективности,  профессиональной  компетентности,  конфиденциальности  информации  о  результатах  аудиторской  проверки.  По  мере  совершенствования  механизма  экономических  реформ  аудиторские  стандарты  подлежат  периодическому  пересмотру  в  целях  их  соответствия  требованиям  времени.

       С  развитием  в  республике  деятельности  международных  совместных  фирм  и  введением  аудиторской  деятельности  в  регионах  появилась  необходимость  унификации  аудита  в  международных  масштабах.  Как  показывает  опыт,  пути  развития  аудиторской  деятельности  в  ближнем (СНГ)  и  дальнем  зарубежье  практически  одинаковы,  поэтому  аудиторские  фирмы  какой-либо  страны,  решающие  очередные  проблемы  аудита,  сосредотачивают  внимание  на  их  методологии,  научности,  практической  значимости  и  разрабатывают  стандарты  аудита  с  учетом  особенностей  экономического  уклада.

       Версия  «Международные  стандарты  аудита  в  Казахстане»  была  рекомендована  решением  Международной  региональной  федерации  бухгалтеров  и  аудиторов  Евразии  странам  СНГ  для  принятия  ее  за  основу.

       При  проведении  проверки  аудитор  должен  регулировать  свою  деятельность  с  помощью  стандартов,  принятых  в  стране,  а  в  некоторых  случаях – согласно  профессиональному  опыту  и  интуиции.

       

2.2  Внутрифирменные  стандарты  аудита

       Международные  стандарты  аудита  определяют  лишь  общий  подход  к  его  проведению,  масштаб  проверки,  виды  отчетов  аудиторов,  вопросы  методологии,  а  также  основные  принципы,  которым  должны  следовать  аудиторы.  Однако  стандарты  не  регламентируют  конкретные  действия,  приемы,  процедуры,  применяемые  в  процессе  проверки.  Они  могут  быть  различными  и  их  рациональность  определяется  самим  аудитором  (аудиторской  фирмой).  Этой  цели  служат  внутрифирменные  стандарты  аудита.

       Для  обеспечения  высокого  качества  оказываемых  услуг  аудиторы  и  аудиторские  фирмы  должны  разрабатывать  на  основе  международных  стандартов  аудита  свои  внутренние  стандарты,  учитывающие  специфику  работы  аудиторской  фирмы  и  раскрывающие  содержание  конкретных  процедур  проверки,  сбора  аудиторских  доказательств,  их  документирования,  политики  взаимоотношений  с  клиентами,  внутреннего  контроля,  внутренней  отчетности  фирмы  и  т.д.  При  проведении  проверок  это  облегчает  сбор  необходимых  доказательств,  сокращает  время  проверки,  уменьшает  риск  ошибок  при  составлении  заключения.

       Внутренние  стандарты  аудита  обеспечивают  единый  (фирменный)  подход  к  аудиторской  проверке  в  данной  аудиторской  фирме.  Появляется  возможность  увеличить  объем  и  повысить  качество  выполняемых  работ,  больше  привлекать  для  проведения  проверок  аудиторов-ассистентов,  усовершенствовать  технологию  аудита.  Но  стандарты  не  должны  быть  излишне  детализированными,  сдерживать  инициативу  аудитора,  так  как  это  может  превратить  аудит  в  механический  сбор  сведений,  не  подкрепленный  профессиональным  суждением.  Учитывая  высокую  значимость  внутренних  стандартов  для  экономического  и  общественного  статуса  фирмы,  их  содержание  является  коммерческой  тайной.

       Обычно  они  подписываются  разработчиками  и  обязательно  утверждаются  руководителем  аудиторской  фирмы.

       Внутрифирменные  аудиторские  стандарты  могут  быть  объедены  в  три  блока:

  •  структура  аудиторской  фирмы  и  технология  организации  ее  деятельности;
  •  документы  по  реализации  требований  законодательства  и  стандартов;
  •  методики  проведения  проверок.

       Документы  первого  блока  раскрывают  специфику  работы  аудиторской  фирмы,  ее  организационное  устройство,  принципы  взаимоотношений  с  клиентами,  структуру  внутреннего  контроля  и  внутренней  отчетности,  полномочия  и  должностные  обязанности  сотрудников,  требования  к  уровню  их  образования,  вопросы  профессиональной  этики  и  др.

       Основу  документации  второго  блока  составляют:

  •  перечень  нормативных  документов,  регулирующих  вопросы  бухгалтерского  учета  и  финансовой  отчетности;
  •  состав  первичных  документов,  регистров  аналитического  и  синтетического  учета;
  •  классификатор  возможных  нарушений  по  определенным  участкам  учета;
  •  последовательность  выполнения  аудиторских  процедур;
  •  вопросник  или  тесты  для  проведения  опросов  на  этапе  планирования  аудита.

       Методики,  относящиеся  к  третьему  блоку,  разрабатываются  по  следующим  направлениям:

  •  бухгалтерские – методики  по  отдельным  разделам  бухгалтерского  учета  клиента;
  •  юридические – методики  проверки  правового  обеспечения  деятельности  клиента  (аудит  учредительных  документов  и  уставного  капитала,  экспертиза  хозяйственных  договоров,  анализ  соблюдения  налогового  законодательства  и  др.);
  •  специальные – методики  проверки  групп  предприятий,  обладающих  общими  специальными  признаками  (аудит  субъект  малого  предпринимательства,  представительства,  объектов  с  иностранными  инвестициями  и  др.).

       Каждый  из  этих  стандартов  может  содержать:

  •  цель  и  задачи  проверки;
  •  программу  аудита  с  указанием  разделов  проверки;
  •  нормативно-правовую  документацию
  •  бухгалтерские  и  другие  документы  клиента  (финансовая  отчетность,  регистры,  первичные  документы;
  •  классификатор  возможных  нарушений  по  данному  участку  учета  (вопросник  или  тесты  для  проведения  опросов  на  этапе  планирования  аудита;  перечень  аудиторских  процедур  при  проверке  данного  участка);
  •  последовательность  выполнения  аудиторских  процедур;
  •  разработанные  формы  рабочих  документов  аудитора.

Наличие  внутренних  аудиторских  стандартов  позволяет  также  осуществлять  эффективный  внутренний  контроль  деятельности  аудиторской  фирмы  и  ее  сотрудников.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  АУДИТА

       В  июле  1995 г.  на  внеочередной  конференции  Палаты  аудиторов  был  принят  Кодекс  этики  аудиторов  Республики  Казахстан.  Он  разработан  акционерной  компанией  «Казахстанаудит»  при  поддержке  программы  ЮСАИД  «Рынки  капитала»,  являющегося  официальным  спонсором  консультантов  «Прайс  Уотерхаус  ЛЛП».

       Совет  Палаты  аудиторов  отмечает,  что  данный  Кодекс  имеет  силу  нормативных  актов  и  обязателен  для  исполнения  всеми  аудиторскими  фирмами  и  аудиторами  на  территории  Казахстана.

       Этика  отвечает  задачам  философии  по  систематическому  изучению  проблемы  человеческого  выбора,  стандартов  хорошего  и  плохого,  которыми  руководствуется  человек,  и  пониманию  им  добра,  к  которому  он  в  итоге  буде  стремится.

       Три  элемента  этики:

  •  проблемы  выбора  решений;
  •  моральные  принципы;
  •  последствия  решений.

       Принятый  в  нашей  республике  Кодекс  этики  устанавливает:

  •  стандарты  поведения  аудита;
  •  фундаментальные  принципы,  которые  должны  соблюдаться  аудиторами  для  достижения  общих  целей.

       В  вводной  части  Кодекса  определена  цель  профессии  аудитора,  заключающаяся  в  том,  чтобы  работать  в  соответствии  с  нормами  высочайшего  профессионализма  в  целях  достижения  максимального  уровня  эффективности  для  удовлетворения  потребностей  общества.  Это  предполагает  соблюдение  четырех  основных  требований:  достоверности,  профессионализма,  качества  услуги  и  доверия.

       Для  достижения  аудитором  своей  цели,  ему  следует  действовать  соответственно  таким  принципам,  как:

       Честность.  Аудитор  должен  быть  честным  при  выполнении  своих  профессиональных  обязанностей.

       Объективность.  Аудитор  должен  быть  справедливым  и  не  допускать,  чтобы  предрассудки,  предвзятость  и  другие  факторы  оказывали  влияние  на  объективность.

       Профессиональная  компетентность.  Аудитор,  соглашаясь  оказать  услуги,  должен  быть  уверен,  что  обладает  достаточным  уровнем  профессиональной  компетентности,  знаний  и  навыков  для  выполнения  данного  задания,  в  противном  случае  должен  воздержаться  от  их  выполнения.

       Аудитор  должен  оказывать  профессиональные  услуги  с  должным  вниманием,  компетентностью  и  усердием,  иметь  постоянную  потребность  развивать  профессиональные  знания  и  навыки,  поддерживая  их  на  уровне  требуемых  для  того,  чтобы  гарантировать  то,  что  клиент  получает  компетентные  и  профессиональные  услуги,  основанные  на  современных  разработках  в  практике  и  законодательстве.

       Конфиденциальность.  Аудитор  не  имеет  без  согласия  проверяемого  субъекта  разглашать  информацию,  полученную  в  ходе  оказания  профессиональных  услуг,  включая  коммерческую  тайну,  за  исключением  случаев  передачи  результатов  проверки  собственнику  или  органу,  назначившему  проверку.

       Профессиональное  поведение.  Аудитор  должен  действовать  в  соответствии  с  хорошей  репутацией  профессии,  воздерживаясь  от  поведения,  дискредитирующего  профессию.

       Профессиональные  стандарты.  Аудитор  должен  рассматривать  профессиональные  услуги  согласно  соответствующим  профессиональным  стандартам,  принятым  законодательными  и  нормативными  актами.  Аудиторы  должны  быть  и  являются  свободными  от  любой  заинтересованности,  несовместимой  с  честью,  объективностью  и  независимостью.

       Совет  по  аудиторской  практике  Великобритании  среди  основополагающих  принципов  аудита  обозначает  и  такие,  как:

       Суждение.  Аудитор  должен  применять  верные  профессиональные  суждения.

       Подотчетность.  Аудитор  должен  действовать,  в  большей  мере,  в  интересах  акционеров,  в  то  же  время  учитывая  и  интересы  других  участников  хозяйственного  процесса.

       Коммуникация.  Аудиторы  должны  раскрыть  все  необходимые  для  полного  понимания  вопросы,  чтобы  выразить  свое  мнение.  В  интересах  общественности  они  могут  сделать  заявление  властям  соответствующего  уровня,  если  им  стали  известны  факты  обмана  или  нарушений  закона,  или  других  правил,  которые  должно  соблюдать  предприятие.

       Закон  республики  об  аудиторской  деятельности  определяет,  какой  уровень  квалификации  требуется  от  аудитора  и  какую  деятельность  он  может  осуществлять  после  получения  квалификации  «аудитор».  Профессиональные  инструкции  более  детализированы:  аудитор  не  только  должен  иметь  соответствующую  профессиональную  квалификацию,  но  и  соблюдать  этические  нормы  и  соответствовать  им.

       Этические  нормы  для  аудитора  состоят  в  обязательном  соблюдении  свода  правил,  требований  стандартов  и  нормативов  аудита,  а  также  в  проявлении  высокого  уровня  профессиональных  знаний  и  выполнении  своих  обязанностей.  Аудитор  должен  следовать  нормам  морали,  нравственности,  быть  доброжелательным  к  своим  коллегам,  клиентам-заказчикам  и  др.  Он  не  должен  совершать  действий,  дискредитирующих  его  профессию,  обязуясь  соблюдать  требования  своей  деятельности.

       Взаимоотношения  аудитора  и  клиента-заказчика  строятся  на  основе  доброжелательности  и  возместимости  затрат  по  аудиторской  проверке.  Конфликты  между  ними  могут  быть  разрешены  по  обоюдному  согласию  или  по  решению  суда.  Клиент-заказчик  вправе  выбирать  аудитора  и  аудитор – клиента-заказчика  по  собственному  желанию.  Аудиторские  затраты  по  проверке  оплачиваются  согласно  договору.

       Обязанности  руководителей  и  иных  должностных  лиц  организации  в  процессе  аудиторской  проверки  состоят  в  том,  чтобы:

  •  Создавать  персоналу  аудиторской  фирмы  (организации)  условия  для  своевременного  и  полного  проведения  аудиторской  проверки  и  предоставить  им  всю  документацию  бухгалтерского  учета,  приказы  по  кадровым,  финансово-хозяйственным  и  другим  вопросам,  договора (контракты)  по  поставкам,  потреблению  и  т.д.,  а  также  по  запросу  аудитора  давать  разъяснения  и  объяснения  в  устной  или  письменной  форме.
  •  В  процессе  аудиторской  проверки  оперативно  устранять  выявленные  нарушения  порядка  ведения  бухгалтерского  учета,  составления  финансово-хозяйственной  отчетности  и  др.
  •  Налагать  запрет  на  любые  действия  в  целях  ограничения  круга  вопросов,  подлежащих  выяснению  в  процессе  аудиторской  проверки  и  т.д.

       Аудитор (аудиторская  фирма) имеет  право:

  •  самостоятельно  определять  формы (план  аудита)  и  методы  аудиторской  проверки  исходя  из  требований  законодательных  актов  республики,  стандартов  аудита,  а  также  конкретных  условий  договора  с  предприятием;
  •  осуществлять  у  предприятий  полную  проверку  документации  по  финансово-хозяйственной  деятельности,  наличия  финансовых  средств,  ценных  бумаг,  товарно-материальных  ценностей,  получать  разъяснения  по  возникшим  в  ходе  проверки  вопросам  и  дополнительные  справки  или  сведения.  Отказаться  от  проведения  аудиторской  проверки  в  случае  непредоставления  проверяемым  хозяйствующим  субъектом  требуемой  документации,  а  также  в  случае  необеспечения  государственными  органами,  поручившими  проведение  проверки,  личной  безопасности  аудитора  и  членов  его  семьи  при  наличии  такой  необходимости;
  •  получать  по  письменному  запросу  необходимую  для  осуществления  аудиторской  проверки  информацию  от  третьих  лиц,  в  том  числе  при  содействии  государственных  органов,  поручивших  проверку,  а  также  привлекать  на  договорной  основе  к  участию  аудиторов-профессионалов  из  других  фирм  (организаций).

       Аудитор  (аудиторская  фирма)  обязан:

  •  Осуществлять  аудиторскую  проверку  в  соответствии  с  согласованными  планами  работ  и  договорными  условиями.
  •  Квалифицированно  проводить  аудиторские  проверки,  а  также  оказывать  другие  аудиторские  услуги.
  •  Обеспечивать  сохранность  документов  бухгалтерского  учета  и  других  дел,  получаемых,  а  также  составляемых  ими  в  ходе  аудиторской  проверки,  и  не  разглашать  их  содержание  без  согласия  клиента-заказчика,  за  исключением  случаев,  предусмотренных  законодательными  актами  республики.
  •  В  случае  большого  объема  аудиторской  работы  привлекать  к  участию  других  аудиторов  (специалистов).  Сообщать  клиенту-заказчику  о  невозможности  своего  участия  в  проведении  данного  предприятия  при  наличии  родственных,  должностных  или  экономических  связей,  а  также  при  отсутствии  лицензии  на  право  проведения  аудиторской  деятельности.

Проверяемое  предприятие  имеет  право  получать  от  аудитора  (аудиторской  фирмы)  информацию  о  требованиях  законодательства,  касающихся  проведения  аудиторской  проверки,  правах  и  обязанностях  сторон,  а  после  ознакомления  аудитора  (аудиторской  фирмы) – о  законодательных  и  нормативных  актах,  на  которых  основываются  выводы  и  предложения  аудитора.

       Аудиторская  проверка  не  может  проводится:

  •  аудиторами,  являющимися  учредителями,  акционерами,  собственниками,  руководителями  и  должностными  лицами  проверяемого  хозяйствующего  субъекта,  а  также  имеющими  родственные  отношения  или  несущими  ответственность  за  соблюдение  бухгалтерского  учета;
  •  аудиторами  или  аудиторскими  фирмами,  оказывающими  данному  хозяйствующему  субъекту  услуги  по  восстановлению  и  ведению  бухгалтерского  учета,  а  также  составлению  финансовой  отчетности;
  •  для  экономических  субъектов,  являющихся  дочерними  предприятиями,  филиалами,  представителями  или  имеющих  в  своем  капитале  долю  этих  аудиторских  фирм (организаций).

ГЛАВА  4.  ОБЯЗАТЕЛБНЫЕ  ПРОЦЕДУРЫ  ПЕРЕД  ПРОВЕДЕНИЕМ  АУДИТА

       Согласно  МСА  информирование  третьих  сторон  о  случаях  обмана  или  значительных  искажений  не  входит  в  обязанности  аудитора.  Однако,  как  было  приведено  выше,  национальное  законодательство  может  устанавливать  соответствующие  меры  наказания.

      Но  общественности  все  же  необходимо  получать  от  аудитора  такую  информацию  при  предоставлении  заключения  по  финансовой  отчетности.  В  соответствии  с  этикой  аудиторы  не  могут  взять  на  себя  функции  по  обнаружению  и  информированию,  особенно,  когда  имеет  место  рост  числа  исков  налоговых  органов  против  экономических  субъектов.  Эта  ситуация  общеизвестна  как  «расхождение  в  ожиданиях»,  разница  между  тем,  что  от  аудиторов  ожидают,  и  тем,  что  от  них  требует  закон.

       Назначение  аудиторов.  В  крупных  организациях  аудиторы  могут  быть  назначены  собранием  акционеров,  советом  директоров  или  отделом  внутреннего  аудита  (ревизионной  комиссией).

       До  начала  назначения  клиент  проводит  большую  подготовительную  работу  с  определением  критериев  правильного  подбора  аудиторов.  Эти  критерии  зависят  от  того,  что  клиенту  нужно  от  аудитора  (проведение  обязательного  аудита,  получение  защиты  от  налоговых  органов,  восстановление  и  ведение  бухгалтерского  учета,  получения  заключения  по  международным  стандартам,  необходимое  для  работы  с  зарубежными  партнерами).  Когда  известны  критерии,  можно  проводить  формализованный  отбор  аудиторов  или  организовывать  тендер.

       Например,  С.В. Пятенко  за  основу  такого  отбора  взял  процедуры,  используемые  Мировым  банком  и  Европейским  банком  реконструкции  и  развития.  Подготовку  к  тендеру  он  разделит  на  несколько  этапов:

  1.  Создание  конкурсной  компании.
  2.  Разработка  положения  о  конкурсе  и  утверждение  всех  необходимых  документов.
  3.  Подготовка  относительно  небольшого  списка – в  пределах  десяти  фирм  (для  очень  больших  организаций  и  при  очень  важных  проектах  отбор  может  проводится  после  публикации  информации  о  конкурсе).
  4.  Направление  приглашения  к  конкурсу.
  5.  Обозначение  технического  задания  для  тех,  кто  готов  высказать  свои  предложения.
  6.  Оценка  предложений.
  7.  Проведение  переговоров  и  заключения  контракта.

       В  приложениях  приводятся  примеры  основных  документов,  необходимых  для  проведения  конкурса:

  •  положение  о  конкурсе;
  •  письмо-приглашение  к  выражению  заинтересованности;
  •  приглашение  участникам  конкурса;
  •  отчет  оценочной  комиссии;
  •  оценочный  лист;
  •  письмо-уведомление  победителю  конкурса;
  •  письмо-уведомление  участникам  конкурса;
  •  образец  технического  задания;

       При  проведении  конкурса  составление  технического  задания  должно  быть  завершено  до  того,  как  участники  станут  присылать  свои  предложения.  Это  нужно  для  того,  как  участники  при  подготовке  предложений  находились  в  равном  положении.

       На  предприятиях  меньших  размеров  аудиторов  назначают  простым  большинством  голосов  в  зависимости  от  принятого  устава.

       Когда  аудитор  получает  предложение  о  назначении,  он  может:

  •  получить  у  клиента  разрешение  обратится  к  предыдущему  аудитору  с  просьбой  объяснить,  существует  ли  какие  либо  причины  профессионального  характера,  ввиду  которых  назначения  принимать  не  следует;
  •  встретиться  с  клиентом  в  целях  достижения  соглашения  по  поводу  масштаба  аудита;
  •  посылать  клиенту  письмо-соглашение,  определяющее  масштаб  аудита,
  •  попросить  клиента  подтвердить  получение  письма-соглашения  и  указать,  соответствует  ли  оно  достижению  соглашения.

       При  проведении  повторной  аудиторской  проверки  аудитору  следует  определить,  есть  ли  необходимость  пересмотреть  условия  соглашения  и  напомнить  клиенту  о  существующих  условиях.  Аудитор  может  принять  решение  не  посылать  письмо-соглашение  на  каждом  этапе.  Новое  письмо-соглашение  надо  посылать  в  тех  случаях,  когда  складывается  впечатление,  что  клиент  неправильно  понимает  положение,  или  изменяются  размер  и  характер  деятельности  предприятия,  законодательство,  право  собственности,  или  происходят  замены  в  высшем  исполнительном  руководстве.

       Подготовка,  составление  и  пересмотр  письма-соглашения.  Клиент  объявляет  тендер  на  аудит  и  направляет  письмо-приглашение  аудитору.

       Аудитор  на  основе  этого  письма  изучает  бизнес  клиента,  чтобы  правильно  спланировать  аудит.  Если  аудитор  считает  возможным  проведение  аудита,  то  готовит  письмо-обязательство  о  том,  что  он  готов  на  проведение  аудита.  Письмо-соглашение  направляется  клиенту  и  после  его  письменного  согласия  составляется  договор  на  проведение  аудита  финансовой  отчетности.

       Письмо-соглашение – это письмо,  посылаемое  аудитором  клиенту  в  начале  любой  новой  аудиторской  проверки.  В  нем  излагаются  условия  проведения  аудита,  и  оно  представляет  собой  основу  для  контракта.  Согласно  МСА  210  «Условия  проведения  аудита»  аудитору  следует  согласится  с  условиями  проведения  аудита  и  отразить  это  в  форме  письма-соглашения  или  в  любой  другой  приемлемой  контрактной  форме.  Если  аудитор  оказывает  любые  другие  услуги,  то  условия  их  предоставления  нужно  излагать  в  отдельном  письме,  так  как  регулируемые  услуги  (такие,  как  аудит)  необходимо  отделять  от  услуг  общего  характера.

       Надо  отметить,  что  письмо-соглашение  для  клиента  может  носить  информативный  характер.

       Составление  письма  отвечает  интересам  клиента  и  аудитора.  Желательно  отправлять  его  до  начала  аудиторской  проверки  во  избежание  возникновения  недопонимания.  Обычно  в  письме  не  оговаривается  размер  платы  за  предоставляемые  услуги,  но  делается  ссылка  на  вид  оплаты  (обычно – это  повременная  оплата).

       В  письме  раскрываются  цель  аудиторской  проверки,  ответственность  руководителей  за  подготовку  финансовой  отчетности,  объем  аудита  и  ссылки  на  законодательство  и  профессиональные  стандарты,  описание  аудиторских  процедур,  включая  присущие  им  ограничения  и  форму  аудиторского  заключения.  Оно  содержит  ссылку  на  прочие  услуги,  но  не  оговаривает  условия  их  предоставления,  а  также  содержит  информацию  об  оплате  за  услуги,  о  необходимости  сотрудничества  и  соглашение  относительно  условий.

       Отказ  аудиторов  от  оказания  услуг.  Если  аудитор  не  согласен  со  своими  клиентами  по  поводу  оплаты  аудиторских  услуг  или  других  вопросов  в  процессе  проверки,  то  но  не  продлевает  договор  на  следующий  срок.  Отстранение  аудитора  или  его  отказ  от  работы  до  окончания  аудиторского  договора  указывает  на  серьезные  разногласия  между  ними  и  клиентом.

       В  странах  с  развитой  аудиторской  практикой  отстранить  аудитора  от  работы  сложнее,  чем  назначить  его,  так  как  акционеры  или  директора  должны  быть  информированы  надлежащим  образом  о  характере  возникшей  проблемы.  Здесь  требуется  простое  большинство  или  две  трети  голосов  директоров  или  акционеров  для  того,  чтобы  принять  решение  об  отстранении.  При  этом  аудитору  должно  предоставляться  письменное  уведомление.  Иногда  ему  дается  право  составления  письменного  протеста  и  выступления  на  заседании,  где  выдвигается  предложение  об  его  отстранении.  Также  частым  явлением  считается  требование,  согласно  которому  аудитор  делает  заявление,  устное  или  письменное,  по  поводу  того,  что  не  существует  никаких  обстоятельств,  сопровождающих  его  отстранение.  Если  имеют  место  подозрения  в  обмане  и  значительных  искажениях  финансовой  отчетности,  аудитору  необходимо  проинформировать  об  этом.  Обычно  это  называется  «изложением  обстоятельств».

       Эти  положения  необходимы  для  того,  чтобы  гарантировать,  что  аудитор  не  будет  отстранен  от  должности  по  неуместным  причинам  без  ведома  акционеров  и  не  попытается  избежать  ответственности  за  возникшие  проблемы,  не  проинформировав  акционеров.

       При  отказе  от  работы  аудитору  следует  подать  письменное  уведомление  об  этом  на  предприятие  и  изложить  обстоятельства.  Ему  разрешается  сделать  условное  и  письменное  заявление,  адресованное  акционерам  и  другим  лицам.  В  некоторых  странах  он  может  потребовать  от  руководства  компании  созыва  собрания,  на  котором  будут  обсуждаться  причины  его  отказа  от  работы.  В  этом  случае  аудитор  может  нарушить  договор,  а  клиент  обратится  по  этому  поводу  в  суд.

       Иногда  по  вопросам  принципов  учета  или  аудита  клиент  и  аудитор  могут  иметь  разные  мнения.  Тогда  клиент  начинает  поиск  более  сговорчивого  аудитора,  согласного  поддержать  применяемый  метод  учета,  являющийся  выгодным  для  клиента,  но  противоречащий  принятым  в  стране  стандартам  учета  и  отчетности.  Такая  ситуация  называется  «покупка  мнения».  Поиск  аудитора,  который  согласится  с  мнением  руководства  по  вопросам  ведения  учета,  может  свидетельствовать  о  попытке  избежать  требований  независимого  аудита.  А  также  о  том,  что  готовность  аудитора  поддержать  предлагаемую  методику  учета,  не  соответствующую  принципу  достоверности  финансовой  отчетности,  свидетельствует  об  отсутствии  независимости  со  стороны  аудитора.

       Обязанности  и  права  аудиторов.  Аудитор  выполняет  различные  обязанности  с  тем,  чтобы  достигнуть  основной  цели  своей  деятельности,  составить  заключение  о  правдивом  и  беспристрастном  представлении  финансовой  отчетности.  Для  выполнения  этих  обязанностей  аудитор  наделяется  определенными  правами.

       Обязанности  аудитора.  Согласно  Закона  «Об  аудиторской  деятельности  в  РК»,  аудиторы  обязаны  обеспечивать  сохранность  документов  клиента,  сообщать  ему  о  выявленных  несоответствиях  финансовой  отчетности,  соблюдать  конфиденциальность  результатов  аудита  и  др.

       Права  аудитора.  Необходимы  для  обеспечения  выполнения  аудитором  его  обязанностей.  Эти  права – основа  его  независимости.  Аудитор  имеет  право  получать  бухгалтерскую  и  иную  финансово-хозяйственную  документацию.  В  международной  практике  аудитор  должен  информировать  акционеров,  совет  директоров  или  руководителя  в  случае  если  он  не  получил  необходимых  ему  объяснений  или  информации.  Он  имеет  право  на:

  •  получение  всех  уведомлений,  касающихся  проведения  любого  общего  собрания  коллектива;
  •  посещение  всех  общих  собраний;
  •  выступление  на  любых  общих  собраниях  по  любому  вопросу,  касающемуся  деятельности,  которая  волнует  его  как  аудитора.

       Для  надлежащего  выполнения  обязанностей  аудитору  важно  из  первых  рук  получать  информацию  о  том,  что  происходит  на  собраниях.  Право  выступать  на  собраниях,  если  он  им  пользуется,  не  освобождает  его  от  обязанности  подготовить  всеобъемлющее  аудиторское  заключение  для  руководства.

      Аудитор  также  имеет  право:

  •  на  получение  от  клиента  копии  уведомления  по  поводу  его  отстранения  от  должности  или  замещения,  а  также  право  сделать  устное  или  письменное  заявление  (это  в  дополнение  к  его  обязанности,  которая  заключается  в  предоставлении  «изложения  обстоятельств»);
  •  требовать  от  директоров  как  созыва  общего  собрания  по  поводу  его  отказа  от  работы,  так  и  посещения  ими  его  и  право  выступать  на  этом  и  любом  другом  собрании,  на  которых  обсуждаются  его  интересы.

       Как  было  отмечено  выше,  значение  аудита  состоит  в  соблюдении  интересов  заинтересованных  сторон  в  достоверной  информации.  Вместе  с  тем,  из  опыта  стран  с  развитым  рынком  аудиторских  услуг  в  отношениях  между  собой  эти  стороны  не  всегда  могут  достичь  взаимопонимания  по  различным  вопросам  ведения  учета,  контроля  и  отчетности  и  может  произойти  конфликт  интересов.

       Взаимоотношения  между  различными  заинтересованными  сторонами  могут  являться  предметом  теории  агентства.  Агентские  взаимоотношения  имеют  место  там,  где  одна  сторона – заказчик – нанимает  другую  сторону – агента – для  выполнения  задания  от  его  имени.  Так,  а  частности,  служащие  могут  рассматриваться  как  агенты  директоров,  а  аудиторы – в  качестве  агентов  акционеров.

       Каждому  заказчику  необходимо  знать,  что  у  нанимаемого  им  агента  есть  собственные  интересы,  которые  он  будет  защищать  в  первую  очередь  и  поэтому  может  не  выполнить  в  полной  мере  требований  заказчика.

       При  агентских  взаимоотношениях  могут  возникнуть  конфликты  различного  характера.  Например,  обязанность  руководства – осуществлять  управление  активами  компании.  Но  при  повышении  его  заработной  платы,  в  чем  заинтересованы  сами  директора,  активы  предприятия  уменьшаются.  Решение,  касающееся  повышения  заработной  платы,  зависит  от  самого  руководства.  Аудиторы  представляют  свое  заключение  акционерам,  вместе  с  тем  зная,  что  решение  по  поводу  их  переизбрания  в  должности  зависит  от  директоров.  Поэтому  существует  большая  вероятность  возникновения  конфликта  интересов,  так  как  при  выполнении  своих  функций  аудитор  желает  оставаться  в  хороших  отношениях  с  руководством  компании.  Об  этом  нужно  знать  заказчикам,  чтобы  они  могли  предпринимать  меры  по  обеспечению  соблюдения  агентом  их  интересов  в  процесс  выполнения  работы.

       Несмотря  на  возможность  возникновения  конфликта  интересов,  теория  агентства  прогнозирует,  что,  если  предприниматель  делает  рациональные  шаги,  то  аудитор  не  будет  действовать  против  интересов  заказчика.  Например,  предполагается,  что  акционеры  приобретают  акции  только  тогда,  когда  обеспечиваются  меры  предосторожности,  защищающие  их  интересы.  Законные  требования  к  проверенным  отчетам  являются  одним  из  примеров  необходимых  предпосылок.  Кроме  того,  руководство  должно  признавать  необходимость  проведения  аудита.  Если  акционеры  с  недоверием  относятся  к  качеству  аудита,  то  они  не  будут  готовы  к  тому,  чтобы  вкладывать  свои  средства.  Поэтому  руководству  следует  организовывать  проведение  соответствующего  аудита,  так  как  это  отвечает  его  собственным  интересам.

       Руководство  крупных  компаний,  к  примеру,  тратит  значительные  суммы  на  проведение  обширного  и  сложного  аудита,  так  как  стремится  убедить  акционеров  в  своей  честности.

       В  небольших  организациях,  где  руководство  и  акционеры  в  значительной  степени  представлены  одними  и  теми  же  лицами,  сумма,  выплачиваемая  за  проведение  аудита,  незначительна.  Можно  предположить,  что  это  является  закономерностью,  так  как  у  акционеров  не  возникает  большой  потребности  в  проведении  аудита.  Однако  это  не  всегда  выгодно  другим  пользователям  финансовой  информации:  кредиторам,  которые  могут  давать  ссуду  на  основании  отчетов,  налоговым  управлениям,  оценивающим  обязательства  по  выплате  налогов  на  основании  прибыли,  указанной  в  отчетах.  Поэтому  можно  допустить  два  вида  конфликтов  интересов,  когда:

  1.  аудитор  получает  комиссионные  за  предоставление  консультаций  клиентам.
  2.  имеет  место  конфликт  между  клиентами.

       Он  может  возникнуть,  если  два  клиента  участвуют  в  тендере  по  одному  и  тому  же  контракту  или  находятся  в  состоянии  конкуренции  друг  с  другом.  С  такими  клиентами  следует  вести  дела  таким  образом,  чтобы  интересы  одного  клиента  не  повлияли  негативным  образом  на  интересы  другого  клиента  (пример: утечка  конфиденциальной  информации).

       В  некоторых  случаях  может  быть  предпочтительным  предоставление  консультации  только  одному  из  клиентов  или  ни  одному  из  них.  Существуют  механизмы,  позволяющие  избежать  различных  проблем.  К  примеру,  это  привлечение  отдельных  групп  работников  из  разных  офисов,  обязующихся  не  обсуждать  их  работу  с  членами  другой  группы.  Этот  механизм  известен  под  названием  «Китайская  стена»

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Результаты  аудиторской  проверки  являются  основой  для  принятия  важных  управленческих  решений.  Поэтому  в  международной  практике  аудиторская  деятельность  может  регулироваться  не  только  в  пределах  деятельности  профессиональных  аудиторских  организаций,  но  и  в  государственных  масштабах.   

        Основополагающие  принципы.  Для  достижения  целей  бухгалтерской  профессии  профессиональные  аудиторы  должны  соблюдать  ряд  предписаний  или  основополагающие  принципов.

       Основополагающие  принципы  включают  в  себя:

       1. Честность.  Профессиональный  аудитор  должен  предоставлять  профессиональные  услуги  честно.

       2. Объективность.  Профессиональный  аудитор  должен  быть  объективным  и  не  допускать  предубеждения  или  предвзятого  отношения,  конфликта  интересов  или  влияние  кого-либо,  направленного  на  игнорирование  объективности.

       3. Профессиональную  компетентность  и  должную  тщательность.  Профессиональный  аудитор  обязан  оказывать  профессиональные  услуги  с  должной  тщательностью,  компетентностью  и  старанием,  а  также  постоянно  повышать  профессиональные  знания  до  уровня,  гарантирующего  предоставление  клиенту  или  работодателю  компетентных  профессиональных  услуг,  основанных  на  последних  достижениях  практики,  законодательства  и  методологии.

       4. Конфиденциальность.  Профессиональный  аудитор  должен  уважать  конфиденциальность  информации,  полученной  во  время  предоставления  профессиональных  услуг,  и  не  должен  использовать  или  разглашать  любую  такую  информацию  без  надлежащего  специального  разрешения,  кроме  тех  случаев,  когда  юридическое  или  профессиональное  право  или  обязанность  требуют  разглашения  этой  информации.

       5. Профессиональное  поведение.  Профессиональный  аудитор  обязан  действовать  в  соответствии  с  понятием  хорошей  репутации  профессии  и  избегать  действий,  ее  дискредитирующих.  Он  обязан  не  допускать  вовлечения  в  действия,  способные  дискредитировать  профессию.  От  организаций-участников  Международной  федерации  бухгалтеров  требуется  рассмотреть  при  разработке  этических  принципов  меру  ответственности,  которую  профессиональный  аудитор  несет  перед  клиентами,  третьими  сторонами,  другими  членами  аудиторской  профессии,  персоналом,  работодателями  и  общественностью.

       6. Технические  стандарты.  Профессиональный  аудитор  должен  предоставлять  профессиональные  услуги  в  соответствии  с  техническими  и  профессиональными  стандартами.  Профессиональные  аудиторы  обязаны  выполнять  инструкции  клиента  или  работодателя  с  должной  тщательностью  и  мастерством.  Кроме  того,  они  должны  соблюдать  технические  и  профессиональные  стандарты,  разработанные:

  •  Международной  федерацией  бухгалтеров  (например,  Международные  стандарты  аудита);
  •  Комитетом  по  международным  стандартам  бухгалтерского  учета;
  •  Профессиональным  органом  организации-участницы  или  другим  регулирующим  органом;
  •  Соответствующим  законодательством.

                                                                   

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Гражданский  кодекс  Республики  Казахстан  (общая  часть,  с  изменениями  и  дополнениями). – Алматы: Издательский  Дом  «БИКО»,  2004.
  2.  Кодекс  Республики  Казахстан  об  административных  нарушениях  №155-II  от  30.01.2001  г.  (с  изменениями  и  дополнениями). – Алматы: Издательский  Дом  «БИКО»,  2004.
  3.  Уголовный  кодекс  Республики  Казахстан  (с  изменениями  и  дополнениями). – Алматы: Издательский  Дом  «БИКО»,  2004.
  4.  Международные  стандарты  аудита  в  Казахстане  (предисловие  к  международным  стандартам  аудита  и  сопутствующих).  Стандарт  250  «Рассмотрение  законов  и  нормативных  актов  при  аудите  финансовой  отчетности»;  Стандарт  210  «Условия  соглашения  по  аудиту».  Т. 1. – Алматы: Раритет, 2001.
  5.  Ажибаева  З.Н.  Аудит:  Учебник. – Алматы:  Экономика,  2004.
  6.  Аренс  Э.А.,  Лоббек  Дж.К.  Аудит:  Пер.  с  англ.  /  Под  ред.  проф.  Я.В.  Соколова. – М.:  Финансы  и  статистика,  1995.
  7.  Скобара  В.В.  Аудит:  методология  и  организация. – М.:  Дело  и  сервис,  1998.
  8.  Дефлиз  Филип  Л.,  Дженик  Генри  Р.,  О Рейлли  Винсент,  Хирш  Маррей  Б.  Аудит  Монтгомери:  Пер.  с  англ.  /  Под  ред.  проф.  Я.В.  Соколова. – М.:  ЮНИТИ,  1997.
  9.  Кармайкл  Д.Р.,  Бенис  М.  Стандарты  и  нормы  аудита:  Пер.  с  англ. – М.:  ЮНИТИ,  1995.
  10.   Биримкулова  К.Д.  Аудит:  проблемы  и  решения. – Бишкек:  Шам,  1998.
  11.   Гутцайт  Е.М.  Аудит:  концепция,  проблемы,  стандарты. – М.:  Современная  экономика  и  право,  2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20676. Философские аспекты психоанализа Зигмунда Фрейда 51.5 KB
  Зигмунд Фрейд 18561939 учёный врач психиатр проживавший в Австрии. Фрейд признан отцомоснователем психоанализа течения в медицине признающего узость физиологического неврологического и просто инструментального подхода гипноз электрошок и пр. Неправомерно отождествлять фрейдизм и психоанализ как таковой который в современной науке представляет сложную дисциплину далеко выходящую за границы учения Фрейда и его последователей.
20677. Классический позитивизм и эмпириокритицизм в истории философии 100.5 KB
  Таким образом по мнению позитивистов право на истинность получает знание сообщаемое исключительно наукой а единственными методами познания выступают естественнонаучный инструментарий. Историю обществоведение по его мнению следует обогатить точными методами и экспериментами. По мере смены этих форм господства по мнению СенСимона происходит смена форм мировоззрения: для феодализма характерно религиозное для индустриализма – научное воззрение на мир. По его мнению научная социология или социальная физика должна стать единственным...
20678. Структурализм в философии 35.5 KB
  Так же известными представителями данного течения были ЛевиСтросс Альтюссер Фуко и Лакан выступившие против экзистенциализма идеалистического субъективизма персонализма историцизма и плоского эмпиризма. Клод ЛевиСтросс 1908 – французский философ социолог этнолог считается основателем структурной школы в этнологии и современного философского структурализма. Структуралистская концепция ЛевиСтросса отразила широкий диапазон накопленных знаний в естественных и гуманитарных науках. Так например ЛевиСтросс особое значение придал...
20679. Философская герменевтика 43.5 KB
  Гадамер. Ганс Георг Гадамер немецкий философ родился в 1900 умер в 2002 году. Главным герменевтическим сочинением Гадамера признана работа Истина и метод I960. Хайдеггер Диалектика Гегеля 1971 Путь Хайдеггера 1983 четырехтомник Малых работ 19671977 Гадамер в своих ранних произведениях анализирующих античную философскую культуру стремится использовать герменевтический метод преподнося концепцию понимания как интерпретацию а концепцию познания как поиска согласия в диалоге.
20680. Экзистенциальное учение в творчестве Мартина Хайдеггера 48.5 KB
  Основным его трудом признана работа Бытие и время 1927 в которой ставится акцент на необходимость в изучении онтологической проблематики первоначально понять кто вопрошает о смысле бытия и предлагается экзистенциальное раскрытие сути вопрошающего. Рассматривая творчество Хайдеггера через призму экзистенциального учения необходимо прежде всего обратиться к работе Бытие и время. По Хайдеггеру человек имеет определённую бытийную способность которая вынуждает нас искать нечто обозначаемое как здесь – бытие Dasein или наличное...
20681. «Философия существования» в произведениях Ж.-П. Сартра 46.5 KB
  Сартра. ЖанПоль Сартр 19051980 французский писатель и философ центральной проблемой творчества которого было отношение сущности и существования. Сартр считал основываясь на феноменологии что не возможно воспринять подлинную сущность объекта можно лишь фиксировать существование экзистенцию в том числе и существование человека. Сартр проявлял интерес к марксистскому учению.
20682. Философия науки в 20 веке (постпозитивистские течения) 72 KB
  Философия науки направление в философии которое предметом своих исследований избирает научное знание то есть стремится понять основные принципы лежащие в основе естественных наук как таковых. В этом разделе обсуждаются вопросы о сущности науки её отличия от мифов религии связи с социокультурным историческим уровнем развития общества. Затрагиваются проблемы ценности и этичности научного познания методологии и целей развития науки и т.
20683. Религиозная философия Соловьёва В.С. 53 KB
  Поэтому только с опорой на веру в действительность мира опыт может привести к объективному знанию которое приобретает научную форму посредством рационального мышления. Очень важной здесь является аналогия с исследованием естественного мира в творчестве Соловьёва по той причине что позволяет преодолеть ограниченность фейербаховской философской антропологии. На первое место выходит дуализм мира удалённого и горестного для человека. Под материей философ здесь подразумевает не вещество а говорит о присущей Абсолютному жажде бытия...
20684. Отделы сосудистой системы и роль каждого отдела 188 KB
  Кровеносная система состоит из сердца и системы сосудов, которые подразделяются на артерии (сосуды, несущие кровь от сердца), вены (сосуды, несущие кровь к сердцу) и сосуды микроциркуляторного русла. Обеспечивает непрерывное движение (циркуляцию) крови в организме животных.