91951

Конституция Республики Казахстан и ее общая характеристика

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Этапы развития Конституции. Принятие и содержание Конституции. Одним из основополагающих принципов Конституции Республики Казахстан является принцип народного суверенитета заключающийся в том что единственным источником государственной власти в Казахстане является его народ п...

Русский

2015-07-24

196 KB

5 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 Этапы развития Конституции ……….………………………………...…………5

2  Принятие и содержание Конституции ………………………..…………………9

3 Конституция РК: общие  черты и особенности в условиях политической модернизации …………….……13

4  Конституция - основа демократического развития государств………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Термин "конституция" происходит от латинского слова "constitutio" - "устанавливаю, учреждаю". Он встречался еще в первом веке до нашей эры в законодательстве Древнего Рима, обозначая различные акты императора, как правило, закрепляющие устройство государства. В то же время конституция не являлась тогда основным законом государства, актом, обладающим верховенством и высшей юридической силой.

Одним из основополагающих принципов Конституции Республики Казахстан является принцип народного суверенитета, заключающийся в том, что единственным источником государственной власти в Казахстане является его народ (п. 1 ст.3 Конституции). Из этого конституционного положения вытекает, что государственная власть в стране исходит от народа, принадлежит ему и может осуществляться им непосредственно (через республиканский референдум и свободные выборы) или делегироваться народом государственным органам (п. 2 ст. 3 Конституции). Принцип народного суверенитета (или полновластие народа), закрепленный в Основном Законе Республики Казахстан относится к универсальным принципам, имеющим общечеловеческую ценность и присущим большинству современных демократических конституций. В этой связи важно отметить, что принцип народного суверенитета закреплен не только республиканскими, но и большинством действующих монархических конституций (Бельгии, Испании, Японии и др.).

Важно отметить, что именно из суверенитета народа исходит суверенитет государства. Только народ Республики Казахстан является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление которого и порождает государственную власть. В этой связи государство как официальный представитель казахстанского народа обязано выражать его волю, обеспечивать права и свободы человека и гражданина в Республике.

Вместе с тем как важнейшее свойство государственной власти, суверенитет является качественным признаком самого государства. Государственный суверенитет - неотъемлемое, имманентное свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. В этой связи под суверенитетом государства принято понимать верховенство и независимость государственной власти внутри территории соответствующего государства и по отношению к другим государствам. Верховенство государственного суверенитета - это, прежде всего неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции и законодательства Республики Казахстан. Верховенство власти государства выражается и в том, что на территории Республики Казахстан нет и не может быть другой конкурирующей власти, которая также могла бы издавать законы и регулировать права и свободы граждан. Независимость государственной власти означает, что никакие политические и иные силы внутри и вне Республики Казахстан не могут вмешиваться в исключительное право легитимных органов государственной власти действовать в пределах своих конституционно-правовых полномочий.

Предметом курсовой работы является общая характеристика Конституции Республики Казахстан. 

Целью настоящего исследования является раскрыть Конституцию как основной закон Республики Казахстан.

Перед собой я поставил следующие задачи:

  •  рассмотреть основные этапы развития Конституции;
  •  определить алгоритм прнятия Конституции;
  •  путем сравнительного анализа выявить общие  черты и особенности в условиях политической модернизации
  •  дать правовую оценку Конституции как основе демократического государства    

В настоящей  курсовой работе использованы следующие основные методы:

- логический;

- сравнительно-исторический;

- системно-структурного анализа;

- историко-реконструктивный.

Логический метод в теории государства  и права дает понятие о закономерностях возникновения, становления и развития теории  разделения власти.

Сравнительно-исторический метод дает возможность путем анализа сделать конкретные выводы относительно каждой из глав.

Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения властей в разрезе синтеза, что является главным показателем при разделении каждой главы на структурные элементы.

Историко-реконструктивный метод предполагает собой  движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть различные точки зрения ярких представителей на определенный этап эволюции.

Структура курсовой работы обусловлена характером, логикой, целями и задачами исследования. Работа состоит из следующих структурных элементов: введения; четырех разделов,; заключения; списка использованных источников.

1 Этапы развития Конституции Республики Казахстан

Историческое развитие конституций в Казахстане обусловлено и соответствует основным этапам развития общества и государства. Исходя из этого, с начала XX века и до настоящего времени в республике было  принято несколько конституций.

Последующие процессы политического самоопределения наций бывшей Российской империи не подтверждают суждения о том, что ранее угнетенные нации "не имели ни малейшего устремления к образованию отдельных, а тем более буржуазных государств". Вопрос в том, на каком уровне зрелости национального самосознания обнажается стремление наций к самоопределению и какие конкретно-исторические условия предполагают возможные его формы.
Идеи национального самоопределения в Казахстане появляются по меньшей мере сразу же после Революции 1905-07 гг. в России. А после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. в этнополитогенезе казахов наблюдался сильный импульс национального самосознания, вызвавший серьезную попытку создания новой казахской государственности со стороны конституционно-демократически настроенной национальной интеллигенции. Она поддерживала перемены в России и на областных, и на общекиргизских съездах выступала за Всероссийское учредительное собрание, которое утвердило бы федеративное демократическое устройство России. Второй общекиргизский съезд (Оренбург, 5-13 декабря 1917 г.) постановил образовать территориально-национальную автономию Алаш в составе ряда областей и регионов с населением казахского происхождения по признакам единой культуры, истории и единого языка.

Вся исполнительная власть автономии передавалась "временному народному совету Алаш-Орда" из 25-ти членов. Проживающим среди казахов представителям всех наций гарантировались культурная автономия, права меньшинств и пропорциональное представительство в учреждениях автономии Алаш. Конституция автономии Алаш должна была, по задумке М.Дулатова и др. национальных лидеров (А.Букейханова, Дж. и Х.Досмухамедовых, А.Байтурсынова и др.), утверждаться Всероссийским учредительным собранием. Местом пребывания Алаш-Орды был определен Семипалатинск, позже для управления западной частью автономии Алаш было образовано Западное отделение правительства Алаш-Орды .

Однако правительству Алаш-Орды по ряду исторических причин (недоверие к нему Временного правительства Сибири и русских генералов, вызванное подозрением в сепаратизме, и раскол в казахском обществе на "революционеров" и "контрреволюционеров", и утверждение, в конечном счете, советской власти в Казахстане) не суждено было воплотить свои замыслы, хотя мыслимая партией Алаш государственность Казахстана и степень ее независимости в тот период, несомненно, представляет интерес и сегодня.

Первым конституционным актом Казахской автономной республики по существу стала "Декларация прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР", принятая Учредительным съездом Советов КАССР (Оренбург, 4 октября 1920 г.). В ней говорилось, что "КАССР входит как автономная единица в свободный Федеративный Союз Советских республик, объединенных в РСФСР".

Первая Конституция (Основной Закон) Киргизской Советской Социалистической Республики от 18 февраля 1926 года. Учредительный съезд Советов КАССР дал указание высшим органам власти республики разработать проект Конституции. Проект Конституции КАССР был обсужден на IV съезде Советов КАССР в 1924 году, который принял его за основу и поручил ЦИК республики окончательно отредактировать текст. КЦИК окончательный текст проекта Конституции КАССР представил во ВЦИК, который по Конституции РСФСР 1925 года должен был утверждать Конституции автономных республик. Однако ВЦИК проект Конституции КАССР не рассматривал. Учитывая эти моменты, детализированный анализ ее считаем нецелесообразным.

В 1936 г. Казахская АССР была преобразована в союзную республику, что нашло закрепление в СССР 1936 г. На основе и в соответствии с СССР был разработан проект Конституции Казахской ССР. Х чрезвычайный Всеказахский съезд Советов, проходивший в конце марта 1937 г., принял Конституцию Казахской ССР, состоящую из 11 глав. 20 апреля 1978 г. Верховный Совет КССР принял новую Конституцию. В преамбуле Конституции говорилось о том, что построено общество подлинной свободы людей труда, где неуклонно повышается благосостояние и культура народа. Утверждалось, что Казахская ССР - равноправная республика в составе Союза ССР, который сплачивает все нации и народности. Такие положения Конституции не отражали подлинного состояния казахского общества, где подспудно зрело недовольство ухудшающимся материальным положением, тоталитарным режимом, диктатом Коммунистической партии, отсутствием каких-либо проблесков суверенитета республики. Открыто и явно это недовольство проявилось в декабре 1986 г. в г. Алма-Ата.

Конституция Казахской ССР 1978 г. состояла из 10 разделов была разработана по образцу Конституции СССР 1977 г. В дальнейшем в Конституцию КССР был внесен ряд изменений. Законом КССР от 22 сентября 1989 г. были внесены изменения в избирательную систему

В этих предшествующих конституциях закреплены важные достижения социализма: право на труд, образование, отдых, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, на жилище и другие виды социальной защиты, а также важнейшие демократические избирательные принципы и принципы народовластия. Вместе с тем эти конституции закрепили статус республики, при котором она практически начисто была лишена суверенитета. К тому же практическая реализация важных социально-экономических прав сопровождалась беззаконием, конституционные нормы закрепляли народовластие в лице Советов, но оно было подменено полновластием партийных органов.

Таким образом, все вышеназванные исторические предпосылки явились основой для создания и принятия новой, четвертой, Конституции РК (1993 г.).

С 1990 по 1993 год в истории республики происходили события большой политической важности, которые в основном связаны с уходом в небытие как всех высших органов СССР, так и самого Союза ССР. Именно это обстоятельство поставило на повестку дня вопрос о становлении новой государственности, отличной от той, что была в прошлом, о создании качественно нового суверенного, демократического, унитарного государства. В этом заключалось своеобразие названного момента.

Для Казахстана создание новой Конституции в условиях независимости было вопросом особой важности. В канун принятия четвертой республиканской Конституции нужно было ответить на вопрос: какими объективными предпосылками вызвана смена Конституции 1978 г.?

25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял “Декларацию о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики”, а в историческом плане конституции всегда принимались на базе декларации. За этот небольшой срок поистине произошли глобальные перемены, приведшие к коренным изменениям во всех сферах жизни.

До принятия Конституции 1993 года Верховным Советом двенадцатого созыва за прошедший период деятельности был принят ряд базовых правовых актов, таких, как законы о собственности, гражданстве, общественных объединениях, Кабинете Министров и т. д., всего к 1992 году принято более 450 документов. Все они послужили ключевыми моментами для разработки Конституции. Законодательно было признано равенство всех форм собственности, создана правовая основа для приватизации и разгосударствления, развития различных форм предпринимательства и рыночных отношений. В эти же годы появилась реальная многопартийность - неотъемлемый элемент демократического гражданского общества. Изменился характер взаимоотношений личности, общества и государства, основной задачей которого становится защита прав человека.

15 декабря 1992 года на второй сессии Верховного Совета двенадцатого созыва была образована Конституционная комиссия под руководством Президента страны Н. Назарбаева, которая проделала колоссальную работу по подготовке Основного Закона, и 28 января 1993 года на девятой сессии Верховного Совета РК двенадцатого созыва была принята четвертая Конституция страны. Реально сложившиеся общественные отношения переходного к президентской форме правления периода отразила эта Конституция. Однако объективный ход развития привел к необходимости существенной корректировки конституционного законодательства.

Укажем прежде на некоторые новые конституционные положения. Отрицался классовый характер государства; источником государственной власти признавался народ без разделения его на классы. Допускалось политическое и идеологическое многообразие и не признавалось в качестве государственной идеология одного общественного объединения. Государственная власть основывалась на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. На первый план выдвигались права и свободы человека, впервые признавались естественные права личности. Не допускались лишение гражданства и изгнание граждан за пределы Республики; особо выделялись и фиксировались политические, юридические и материальные гарантии прав и свобод гражданина. Впервые было признано многообразие форм собственности, в т.ч. частная собственность.

Проект новой Конституции Республики Казахстан, разработанный под руководством Н.А.Назарбаева, был предложен для всенародного обсуждения. После обобщения материалов, обсуждения и учета общественного мнения, 30 августа 1995 г. новая Конституция была принята на республиканском референдуме в результате тайного голосования. Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 г. было внесено около 20 изменений, направленных на демократизацию организации и деятельности государственных органов [1].

2 Принятие и содержание Конституции

Самое главное - Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее Конституцию. Более того, для XX столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в Казахстане тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Необходимость разработки и принятия в Казахстане новой Конституции объективно была обусловлена двумя группами причин.

Первую составили принципиальные изменения в жизни казахстанского общества, произошедшие в конце 80-х - начале 90-х гг.

Во-первых, в течение 1990-1995 гг. мощно утвердилась полисубъектная многопартийная политическая система. Это создало совершенно новые условия для реализации гражданами своей политической воли, привело к утверждению широкой сети политических партий и общественных движений.

Во-вторых, плановая экономика, основанная на монопольном положении государственной собственности и сверхцентрализованном государственном управлении, стала активно замещаться рыночными экономическими отношениями. Это способствовало формированию многосекторной экономики, обеспечило свободу всем участникам хозяйственной деятельности, раскрепостило частную инициативу граждан. Важнейшими признаками утверждающейся рыночной экономической системы являются равноправие всех форм собственности и их равная юридическая защита, свобода предпринимательства и торговли, свободный труд в соответствии с физическими и духовными способностями личности, поощрение разумной частной активности и деловой конкуренции.

В-третьих, характерное для советского периода общественного развития господство одной официальной идеологии (коммунистического мировоззрения) уступило место идеологическому и религиозному плюрализму, на основе которого стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие гласность.

В-четвертых, кардинально изменился государственно-правовой статус Казахстана.

В-пятых, принципиально модифицировалась государственно-правовая природа Казахстана как унитарного государства. Он перестал существовать в составе федерации, основанной на автономии, и стал развиваться как унитарное государство с президентской формой правления.

В-шестых, коренным образом трансформировалось правовое положение личности, ибо в соответствии с Конституционным законом РК от 16 декабря 1991 года “О государственной независимости Республики Казахстан” признан приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права. Государство и его органы защищают и обеспечивают достоинство и права человека.

Вторая группа причин - принципиальные изменения в международном положении страны.

Во-первых, провозглашение Казахстана суверенным и независимым государством привело к тому, что он получил членство в таких международных организациях, как ООН, Международный валютный фонд, и др.

Во-вторых, важнейшей частью внешней политики стало участие в составе Содружества Независимых Государств (СНГ) с момента подписания соответствующей декларации.

В-третьих, Казахстан, активно включившись в современную международную жизнь, официально провозгласил свою приверженность принципам международного права и признал принципы и нормы международного права, а также международные договоры составной частью своей правовой системы.

Конституция РК 1995 года - принципиально новый политико-юридический документ. Ее существенная новизна проявляется, прежде всего, в принципах, которые решающим образом определяют содержание и форму всех ее институтов. Базовыми здесь выступают следующие утверждающиеся в общественной жизни идеи: народовластие и народный суверенитет, что предполагает разделение государственной власти; конституционализм, законность и правовое государство; естественные и неотъемлемые права человека и гражданина; унитаризм и свободное национальное развитие; укрепление мира между народами и государствами, соблюдение принципов и норм международного права; общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте [2].

Очевидной новизной отличаются положения Конституции, определяющие конституционный статус личности: естественные права человека, полное юридическое равенство всех граждан независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, пола, национальности, языка; отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. Новым является установленное правило, согласно которому гражданин республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана, запрещен принудительный труд граждан и признано их право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Нововведением Конституции является признание защиты частной собственности, что предполагает и защиту интеллектуальной собственности. Закрепляя равноправие всех конституционных форм собственности, Конституция фиксирует принцип “собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом”, в соответствии с которым использование права собственности не должно нарушать права и свободы других лиц.

Новый шаг вперед делает Конституция в решении вопроса о перераспределении конституционных полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством и судом. Фактически в Казахстане за последние годы произошел переход от парламентской, затем смешанной парламентско-президентской формы правления к президентской. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что по Конституции 1993 года, а также Конституции 1995 года у Парламента меньше полномочий, чем у Верховного Совета образца Конституции 1978 года.

По Конституции 1993 года Конституционный суд являлся органом конституционного надзора. По Конституции 1995 года главной задачей Конституционного совета является: оградить граждан, интересы государства, общества в целом от наступления неправомерных юридических последствий, которые могли бы быть вызваны неприменением конституционных законов и заключенных международных договоров, нелигитимным функционированием государственно-правовых институтов. С другой стороны, Конституционный совет осуществляет и последующий конституционный контроль, рассматривая обращения судов о признании неконституционности того или иного закона и другого нормативного правового акта, подлежащего применению, который ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы гражданина.

Итак, по своей сути и содержанию, которые обусловлены общечеловеческими ценностями и общедемократическими принципами, Конституция полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, европейским и мировым стандартам конституционного законотворчества, не только использует опыт конституционного развития передовых демократических государств, но и учитывает практику текущего законодательного регулирования общественных отношений в Казахстане на современном этапе.

В отличие от ранее действовавших, Конституция 1995 года в принципе отражает фактическое положение в стране и реальные потребности социально-экономического, общественно-политического и духовно-нравственного развития общества в новых условиях.

Центральная идея Основного Закона заключается в том, что необходимо обеспечить согласие и компромисс различных общественно-политических сил казахстанского общества как на ближайшую, так и на более отдаленную историческую перспективу. Это делает Конституцию важнейшим фактором политической стабильности, гарантом гражданского мира, социального и национального согласия [3].

Нормы Конституции являются юридическими предписаниями прямого действия, они обеспечиваются защитой органов государственной власти, что создает реальные возможности для формирования и упрочения государства.

Конституция и сформулированные в ней политические принципы и правовые институты способствуют включению нашего общества и государства в систему мировой экономики и политики и в мировой прогресс современной цивилизации в целом.

3 Конституция РК: общие  черты и особенности в условиях политической модернизации

В настоящее время многие страны – «новые демократии» – проходят транзитный период. Определяя свои собственные цели, задачи и приоритеты, они учитывают европейский (восточноевропейский), латиноамериканский, африканский, азиатский (юго-восточный) опыт, а также практику стран ближнего зарубежья, в первую очередь – России. В состоянии политического транзита, точкой отсчета которого стало начало 90-х годов, пребывает и Казахстан. При этом политический транзит мною понимается как демократическая трансформация или демократическая модернизация, то есть смена общественного уклада страны с ориентацией на либеральные ценности. Должен подчеркнуть, что несмотря на новизну проблематики казахстанскими учеными проведены полезные исследования, результатом которых стали солидные монографии. Имею в виду, к примеру, изданную в 2002 году по рекомендации Ученого совета КИСИ серьезную книгу Маулена Ашимбаева «Политический транзит: от глобального к национальному измерению».

Методологической основой определения роли Конституции и особенностей конституционализма на данном историческом этапе является анализ состояния переходного периода. Путь политической модернизации тернист и отягощен потенциальными конфликтами. Будучи одной из основных сущностных характеристик политического транзита, ситуация неопределенности играет значительную роль в процессах демократической модернизации, обусловливая вариантность возможных путей политических реформ (вплоть до «откатных волн»). Для пребывающей в демократической модернизации политической системы принципиально важно определить зоны существующих конфликтов (или нарождающихся противоречий) с тем, чтобы устранять их либо оказывать упреждающее воздействие.

Действующая в Казахстане Конституция служит в значительной мере ответом десятилетней давности на тогдашнюю разбалансировку основных элементов всей общественной системы.

Факторы влияния на предмет конституционно-правового регулирования, избранные методы императивного или диспозитивного конституционно-правового регулирования, юридические свойства и нормативные характеристики Основного Закона вообще и казахстанского в частности, можно сгруппировать по следующим основным критериям: – по содержанию;

– по области формирования;

– по объективному либо субъективному началу;

– по степени устойчивости.

По содержанию воздействующих условий наиболее многочисленную группу составляют факторы, связанные с состоянием общества и государства (с функционированием экономической, политической, социальной, национальной, конфессиональной, культурологической, географической составляющих казахстанского общества, со специфическими характеристиками государства (государственной власти) и др. По области формирования выделяются факторы внутреннего и внешнего воздействия. Одни факторы имеют объективное, другие – субъективное начала. По степени устойчивости (продолжительности) действия, связанные по времени с каким-то одним этапом транзита, или существующие на протяжении более длительного периода.

В числе казахстанских специфических факторов, порождающих неопределенности в государственно-властных отношениях, следует также назвать:

– сложности обретения государственного суверенитета и строительства необходимых атрибутов его обеспечения;

– противоречивость конституционного процесса, построения правового государства;

– болезненность размежевания пределов государственного регулирования, функционирования государства и институтов гражданского общества, форм осуществления политической и государственной власти;

– стремление бюрократии сохранять влияние на формирование государственных органов;

– трудности внедрения механизмов контроля общества за государственной властью;

– конфликтогенность в многообразных отношениях в рамках казахстанской формы правления;

– особо жесткие связи по вертикали в унитарной форме государственного устройства;

– отсутствие правовой базы местного самоуправления, сковывание гражданской инициативы на местном уровне;

– незавершенность должной организации государственной службы, отвечающей требованиям времени, и коррумпированность чиновничества.

К 1995 году по многим позициям Казахстан напоминал общество стран «третьего мира»: развал в экономике (неработающие предприятия, процесс разгосударствления и приватизации), формирование класса собственников и новой политической элиты, болезненное осознание социальными силами своих интересов, незавершенность политической институционализации, эйфория от государственной независимости, неуверенность в реформах и будущей спокойной жизни, давление на массовое сознание социалистических идеалов и многое другое [4].

В результате проводимых преобразований негативное влияние одних из перечисленных факторов и их групп снижается, других, наоборот, усиливается.

Главное же внутреннее противоречие заключалось в необходимости срочного проведения всесторонней модернизации общества в отсутствии соответствующих материальных, политических, правовых, социальных, культурологических и иных ресурсов. Иными словами, противоречие между желаемым и возможным.

К нейтрализации и смягчению действия факторов потенциальных конфликтов в транзитном обществе самое непосредственное отношение имеет Конституция.

Конституцию заслуженно называют символом конкретной эпохи. Учеными-конституционалистами принято выделять несколько конституционных эпох и соответствующих им основных законов. Это первые, так называемые, «старые» конституции конца XVII в. – конца первой мировой войны (США 1787 г., Польша и Франция 1791 г.), в течение последующих 130 лет были приняты конституции в ведущих странах мира. Конституции второй волны конституционного правотвор-чества, принятые между двумя мировыми войнами (Веймарская конституция 1919 г., Австрия и Чехословакия 1920 г. и др.). Третьей волны – (Италия и Япония 1947 г., Основной закон ФРГ 1949 г. и др.). Четвертой – конец 50-х, начало 60-х годов были вызваны крушением колониальной системы. Пятой, – обусловленные крушением последних фашистских режимов в Европе (Греция и Португалия 1974 г.), а также в бывших португальских колониях в 1974–1975 годах, и Испании в 1975 г. Шестой – социалистические страны Восточной Европы, бывшие страны социалистической ориентации СССР. Остались единицы социалистических конституций, отдельные из которых модернизируются (конституции реформируемого социализма), другие остаются ортодоксальными.

Если продукты первой волны и отчасти второй, отражая свои эпохи, соответствовали наработанным за полуторавековой период классическим требованиям, то последующие конституции привнесли в теорию и практику конституционализма много нового. Это в первую очередь относится к предмету конституционного регулирования. Конституции, принятые после второй мировой войны, закрепили новую роль государства в политической системе общества, в отличие от «ночного сторожа» оно стало играть более активную роль в качестве социального регулятора, снимающего различные напряжения и конфликты. Появились нормы о государственном индикативном планировании, нормы о социально-экономических правах и свободах граждан, о равноправии женщин, правах молодежи, об урбанизации и защите окружающей среды. Находят более подробное закрепление детали построения и деятельности государственных органов. Получает декларирование, а кое-где и свое развитие «международный пакет» – об отказе от войны как средства разрешения международных конфликтов, о приоритетном действии общепринятых принципов и норм международного права, международных актов по сравнению с национальным законодательством и др. На третьем этапе в какой-то степени наблюдается унификация и стандартизация документов, их социализация, либерализация и, если можно так выразиться, глобализация. Возвращаясь ко второму этапу, напомню, что благодаря Конституции Австрии в 1920 г. был учрежден институт конституционного контроля. Таким образом, может сложиться впечатление, что к началу второй половины ХХ века основные конституционные концепции состоялись, и всем последователям остается лишь выбирать приемлемые варианты.

Однако практика последующих этапов конституционного развития, в основном конца 50-х – начала 60-х годов вплоть до нашего времени, наряду с преемственностью общих тенденций третьего этапа, дала, если можно так выразиться, «девятый вал» многочисленных особенностей в конституционном строительстве стран «третьего мира» или «развивающихся стран», или стран «третьей волны демократической модернизации» (если в эту группу мы включаем также страны Восточной Европы и новые независимые государства бывшего СССР).

Таким образом, на сегодня мы имеем широкий спектр конституций по содержанию, особенностям их принятия, предметам конституционного регулирования, регламентации взаимоотношений человека и государства, формам правления, государственного устройства, политических режимов и других отношений. Известно, что в странах Арабского Востока, а также иных мусульманских странах основным источником права является Коран и Сунна, а имеющиеся конституции регулируют лишь те отношения, которые остались за пределами Корана и Сунны. Специальные органы в этих странах жестко отслежи-вают соответствие светского законодательства канонам и нормам ислама. В других странах на определенных этапах в качестве главного источника права при-менялись руководящие документы правящих партий, нормы обычного права. «Зеленая книга» Муаммара Каддафи [5] – это тоже Конституция Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахерии, правда, весьма своеобразная. В ней лидер Ливийской революции отмечает: «Угроза свободе таится в утрате человеческим обществом своего подлинного Закона и подмене его законом, созданным человеком... разработка конституции и вынесение ее на референдум среди современников – это своего рода фарс». Поэтому каждой эпохе и особенно каждой стране свойственна собственная, сугубо персональная Конституция.

В числе элементов политического транзита учеными-политологами выделяются: а) его предпосылки; б) исходная точка политического транзита; в) цель транзита; г) сам процесс транзита с его специфическим содержанием и д) итог транзита. Думается, данный подход вполне применим к любому общественному процессу, в том числе и конституционному.

Предпосылками нового казахстанского конституционного законодательства стали вопросы всесторонней модернизации нашего общества, пребывающего в начале 90-х годов в состоянии глубокого всестороннего кризиса. Конституция независимого Казахстана как раз и была призвана сохранить преемственность во всем положительном в нашем обществе; заложить политико-правовые регуляторы снятия возможных конфликтов при одновременном декларировании, закреплении принципов и норм, способствующих осуществлению многовекторного реформирования и последующего устойчивого развития общества и государства. Сделать это удалось не сразу. Общество, ученые и политики оказались просто не готовы к решению этой архисложной задачи, так как отчасти, пребывая в координатах прошлого и настоящего, туманно видели будущее. Трудно было сконструировать такую модель, в которой было бы найдено удачное сочетание общих принципиальных положений и деталей, чтобы впоследствии не возникла потребность во внесении изменений и дополнений в текст, то есть нарушении принципа стабильности Конституции.

Характеризуя конституционный процесс, можно прийти к выводу, что Казахстаном в 1990 – 1995 годы пройден во многом традиционный путь, в котором просматривается приверженность к общим подходам и позициям, а также выработка индивидуальностей [6].

Конституция РК, десятилетие которой мы готовимся отметить, обладает общими чертами и юридическими свойствами конституций «развитых демократий», наряду с которыми прослеживаются и особенности, диктуемые сложностью политической модернизации.

К общим чертам можно отнести следующие:

1. Историю рождения Конституции 1995 г., которая схожа с принятием основных законов в высокоразвитых странах; наличие документов-предшественников: «политического протокола намерений» - Декларации о государственном суверенитете (1990 г.), «малой конституции» – Конституционного закона о государственной независимости (1991 г.) первой Конституции РК 1993 г. – своеобразных символов и итогов «промежуточных эпох», разрабатывая и принимая которые был накоплен тот бесценный собственный опыт, который и позволил в дальнейшем подготовить стабильную и работающую на протяжении десяти лет Конституцию РК 1995 г.

2. Предмет конституционного регулирования традиционен: основы общественного (конституционного строя, регламентируемые в Разделе «Общие положения»); основы взаимоотношений человека (гражданина) с государственной властью, права и свободы; форма политико-территориальной организации государства; форма правления; местное самоуправление; выверенные логика и соответствующая ей структура, торжественный язык изложения…

3. В целом общие функции таковы:

- учредительная (политическая) – ранее результат классовой борьбы, теперь – консенсус всех слоев общества;

- юридическая – Конституция – костях правовой системы;

- организационная – подробная регламентация государственного механизма с его территориальными опорами;

- идеологическая – воззрения, государственная идеология;

- международная – приоритет ратифицированных международных договоров, приверженность к общепризнанным принципам и нормам международного права.

Как итог, Конституция РК обеспечивает стабильность развития общества и государства. Хотя на этот счет в транзитных обществах немало исключений. Принцип верховенства Конституции искажается за счет возведения над ней иных социальных норм, а также применения «конституционно-нарушающего» законодательства; принцип стабильности – многочисленными изменениями и дополнениями. Радует то, что на протяжении всего конституционного строительства эти базовые начала конституционализма в Казахстане были соблюдены.

В числе особенностей Конституции РК 1995 года, ряд из которых характерен именно для стран демократической модернизации, отметим следующие:

1. Из преимущественно политического документа, какими ранее были социалистические конституции, Конституция РК 1995 года стала преимущественно юридическим актом. В значительной степени акцент сделан именно на юридическую сторону, юридические гарантии, в том числе прав и свобод человека и гражданина.

2. Конституция максимально освобождена от положений и норм, могущих вызвать беспокойство в обществе и отдельных его слоях (национальных, социальных, религиозных и др.). В нее включены лишь те идеи, положения и нормы, которые способствуют объединению людей. Как известно, недолговечность Конституции 1993 года была порождена именно некорректностями в провозглашении ряда основ общественного строя.

3. Максимально сняты социальные нормы и стандарты, а также гарантии (свобода труда, права на социальное обеспечение, на охрану здоровья и др.). Они заменены подвижными критериями, которые устанавливает государство и усиливает их в зависимости от функционирования экономики и накопления внутренних ресурсов.

4. Собственно, этот же подход (в зависимости от ресурсов) характерен для развития политической системы в целом. Причем степень либерализации в социальной и политической жизни определяется законодателем, то есть Парламентом.

5. В Конституции однозначно закреплен единственный источник государственной власти – народ, формы осуществления народовластия, отправление власти государственными органами «по делегации». Исходя из народного суверенитета декларирован принцип «единства государственной власти» и ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимодействующие между собой на основе системы сдержек и противовесов.

6. Нашла закрепление достаточно жесткая конструкция государственной власти в ее политико-территориальной организации и системе высших государственных органов. Унитаризм и превалирование исполнительной ветви власти, лидером которой является Президент РК. 7. Заложены основы местного территориального общественного самоуправления. Вместе с тем, согласен с мнением предыдущего докладчика Р. Ш. Шамсутдинова о целесообразности изменения самого подхода к местному самоуправлению. Считаю, что применительно к местному государственному управлению и самоуправлению в действующей Конституции РК в основном воспроизведено сочетание социалистического местного управления и общественного самоуправления (за исключением принципов Советы – работающие корпорации и единства системы Советов народных депутатов). Это отрицает идею муниципального управления, не способствует линии на повышение роли маслихатов и местного самоуправления в целом.

Первое десятилетие суверенного развития в Республике Казахстан проходило при чрезмерном усилении роли государственных органов и одновременном ослаблении степени влияния народа на государственную власть, что чревато опасностью отрыва государства от общества. Особая жесткость государственной власти, невосприимчивость отдельных госструктур и чиновников к влиянию единственного источника госвласти – народа, нередко оборачивается бюрократизмом, коррумпированностью и иными негативными явлениями. Поэтому в самой государственной власти сохранялась ситуация неопределенности и синдром «откатной волны», уж очень похожий на то, что сегодня принято именовать «цветными революциями».

Очень правильно, что именно с начала нового столетия в Казахстане открыты процессы децентралищзации и деконцентрации власти, проводящиеся в рамках идеологии, положений и норм Конституции 1995 года. В этом отношении потенциал действующей Конституции не исчерпан [7].

Действующая Конституция РК действительно по всем параметрам занимает достойное место в мировой копилке конституционализма, сохраняя его традиции, обогащая теорию и практику. И здесь нам всем – политологам, юристам, политикам и представителям НПО – еще предстоит многотрудная и длительная работа по анализу ее идей и положений, их раскрытию и использованию в своей научной, педагогической и практической правоприменительной деятельности.

4 Конституция - основа демократического развития государства

Актуальность вопросов конституционного развития определяется прежде всего тем, что среди правовых актов любого государства Конституция занимает особое место, выступает в качестве общепризнанной платформы существования общества и представляет собой официальное выражение его интересов.

Вместе с тем, как основной закон государства, Конституция является основой государственной власти. В этом аспекте Конституция во все времена вызывала острый и оживленный интерес.

История дает много примеров появления конституций на переломных этапах развития государства, при смене государственного устройства. Подобное наблюдается сегодня во всех странах СНГ и Восточной Европы. Не является исключением и Казахстан.

Исторический отрезок – 15 лет, несомненно, вызывает внимание к Конституции как к явлению в общественной жизни, к ее истории, что является свидетельством осознанного признания гражданами и обществом ее роли.

Для формирования адекватных представлений о конституционном развитии Казахстана важно определить периоды становления и развития его конституционного строя. Если рассматривать проблему в более широких исторических пределах, то могут быть выделены следующие основные этапы: советский, постсоветский.

В Казахстане государственность возникла в конце XV века в форме ханства, состоявшего из трех жузов (племенных объединений) — младшего, среднего и старшего, которые к 1860-м гг. присоединились к Российской империи. Досоветский период правового регулирования общественных отношений характеризовался отсутствием основного закона, который определял бы политическое устройство страны, источниками права казахских ханств являлись нормы адата обычного права, соглашения и акты хана и советы биев при нем, практика суда, а также так называемые «ереже» (положения), принимавшиеся на съездах биев (бийдин тобы) [8].

В советское время, 26 апреля 1920 года, была образована в составе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР) Киргизская Автономная Социалистическая Советская Республика (АССР), которая 19 апреля 1925 года была переименована в Казахскую. В результате национально-государственного размежевания Средней Азии республика в основном объединила ареал проживания казахов, а с принятием Конституции СССР 5 декабря 1936 года стала формально суверенной союзной республикой — субъектом федеративного Союза ССР, выйдя из состава РСФСР. В 1937 и 1978 гг. принимались Конституции Казахской Советской Социалистической Республики. Как и другие союзные республики, Казахстан формально сохранял право выхода из Союза.

Практика постсоветского конституционного строительства свидетельствует о том, что данный процесс отличается высокой динамичностью. Несмотря на то, что уже к середине 90-х годов прошлого века в большинстве постсоветских государств были приняты новые конституции, окончательно оформившие основы принципиально новой государственности, глобальные конституционно-правовые преобразования продолжаются и по сей день. Обновление конституций в большинстве стран СНГ и Балтии становится результатом меняющейся расстановки политических сил, продолжающихся социальных и экономических реформ.

16 декабря 1991 года Верховный совет Казахской ССР принял Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который содержал много новелл. Принципиально новыми положениями Конституционного закона стали провозглашение Казахстана независимым, демократическим, правовым государством, а также преобразование Казахской ССР в Республику Казахстан.

Следует отметить еще одно важное достоинство его содержания — закладывались иная природа и источник власти нового государства. Граждане республики всех национальностей составляют, согласно Конституционному закону, народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. Народ осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы. Право выступать от имени всего народа республики принадлежит Верховному совету и Президенту Республики Казахстан. Власть должна строиться на основе принципа разделения властей. Закон предусмотрел такой государственный орган, как Комитет конституционного надзора, призванный обеспечить верховенство Конституции [9].

Наряду с достоинствами Конституционный закон 1991 года имел существенные пробелы в правовом регулировании. Например, принцип разделения властей в нем только провозглашался, механизм его реализации, способы преодоления разногласий между ветвями власти законом никак не регламентировались.

Конституционный закон 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан» вместе с Декларацией 1990 года «О государственном суверенитете» юридически обосновал дальнейшее развитие Казахстана в качестве суверенного государства. О принципиальном значении этих двух источников говорится в статье 18 закона, устанавливающей, что закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР 1990 года служит основой для разработки новой Конституции Республики Казахстан.

Первый этап конституционного развития Республики Казахстан завершился принятием 28 января 1993 года ее Верховным Советом первой Конституции независимого Казахстана. Можно констатировать, что она означала разрыв с большинством прежних представлений о политико-властной организации общества и движение в сторону либерализма и демократии. Однако Конституция не в полной мере отвечала вопросам формирования рыночных отношений, новой правовой системы и построению демократического общества.

30 августа 1995 года на республиканском референдуме была принята вторая Конституция независимого Казахстана. Академик Г. С. Сапаргалиев отмечает, что в период действия первой Конституции наряду с новыми законодательными актами, утверждавшими независимость государства Казахстан, продолжали действовать союзные законы, что обуславливалось переходными положениями Конституции 1993 года.

Конституция 1995 года знаменует начало следующего этапа формирования единой национальной системы законодательства, для которого характерна потеря значения союзного законодательства в связи с принятием новых законов.

На содержании Конституции 1995 года в части отношений между властями весьма заметно сказалось влияние французской Конституции 1958 года. Выступая в 2005 году на международной научно-практической конференции «Конституции: личность, общество и государство» и оценивая особенности Конституции Казахстана, Председатель Конституционного Совета Франции Пьер Мазо отметил, что президентская форма правления, установленная в Конституции Республики Казахстан, отличается от французского аналога. По его мнению, причиной подчас имеющих место несовпадений позиций Президента и Премьер-Министра Франции является именно президентско-парламентская форма правления, странам «старой демократии» есть чему научиться у стран «молодой демократии».

Сегодня можно констатировать, что именно Конституция 1995 года стала основой для конституционно-правового пространства суверенного Казахстана. Сформировав новые конституционно-правовые принципы реализации прав и свобод, поставив во главу угла человека и гражданина и гарантировав ему реальную свободу слова и совести, Конституция сформировала качественно новое пространство и стала базой для устойчивого политико-правового и социально-экономического развития страны.

Наш путь с момента обретения государственной независимости сравнительно недолгий, но по существу равняется целой исторической эпохе. С момента принятия Конституции в 1995 году Казахстан уверенно шел к экономическому росту и демократии.

Права и свободы человека, признанные многолетней историей человеческого развития, полностью нашли отражение в Конституции, причем, не оставаясь декларацией, они находят свое воплощение и продолжение уже в законах страны.[10]

Конституцией 1995 года Республика Казахстан признала права и свободы человека и гражданина и признает перед лицом международной общественности, возлагая на себя международные обязательства. В 1995 году Казахстан присоединился и ратифицировал значительный массив международных документов в области прав и свобод человека. Среди них  международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах.

Заложен фундамент казахстанского парламентаризма, действующего на постоянной основе по двухпалатной системе, благодаря которому создана новая правовая система страны, отвечающая требованиям Основного закона.

Парламент за годы своей работы принял свыше тысячи семисот законов.

На сегодняшний день кодифицированы бюджетное, гражданское и гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное, таможенное и налоговое, а также водное, лесное, земельное, экологическое и трудовое законодательство.

Урегулированы вопросы организации деятельности судов и статуса судей, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения деятельности судов, что подчеркивает самостоятельность и независимость судов при принятии решений.

Исполнительная власть страны реконструировалась с учетом специфики рыночной экономики.

С принятием Конституции утверждена президентская форма правления, и она себя оправдала.

Как известно, жизнедеятельность общества и государства обусловливает постоянное конституционное развитие. При определенных обстоятельствах оно получает вид конституционной реформы. По мнению венгерского политолога М. Бихари, реформы вовсе «не являются объективно необходимыми, органично вытекающими из сути общества процессами, которые вынуждаются объективными общественными условиями и предстают перед политическим руководством в качестве единственной возможной альтернативы».

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, диктуемых потребностями общественного развития и правосознания.

Именно такими потребностями была продиктована конституционная реформа, проведенная в 1998 году. Законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» были внесены изменения и дополнения в 19 статей Конституции. Изменения коснулись сроков полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего.

Особое значение конституционной реформы 1998 года заключается в создании условий для участия политических партий в выборах в Мажилис Парламента Республики Казахстан. В частности, было определено, что десять депутатов избираются в Мажилис на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Конституционное развитие должно обладать такими чертами, как планомерность, преемственность основных начал и свойств общественного строя, поэтапность и последовательность преобразования.

Конституционный процесс и политическая практика реформ в Казахстане в полной мере соответствовали указанным требованиям.

Так, изменения и дополнения, внесенные в мае 2007 года в Конституцию страны, завершили процесс перехода к пропорциональной избирательной системе Мажилиса Парламента.

Конституционный процесс в Казахстане характеризуется определенностью и восприятием среди населения. Так, конституционной реформе 2007 года предшествовала начатая в 2004 году всенародная дискуссия по вопросам дальнейшей демократизации нашего общества.

Проведена большая работа консультативно-совещательных органов: национальной комиссией по вопросам демократии и гражданского общества, а затем – государственной комиссией по разработке и конкретизации программы демократических реформ, ставших своеобразным мостом в общенациональном диалоге.

Итогом этой работы стал проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», который был принят Парламентом в мае 2007 года. Данный закон направлен на расширение полномочий и количественного состава Парламента; усиление роли политических партий; развитие местного самоуправления; совершенствование судебной системы; обеспечение межнационального согласия и повышение статуса Ассамблеи народа Казахстана; дальнейшее развитие институтов гражданского общества и укрепление системы защиты прав и свобод граждан. Отдельные нормы, касающиеся вопросов выборов, следствия и дознания, были определены как предмет регулирования конституционных и иных законов.

Однако конституционная реформа не завершилась изменением Конституции, Парламентом внесены изменения и дополнения в следующие конституционные законы: «О Президенте Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О выборах в Республике Казахстан».

Конституционная реформа предусматривает долгосрочные перспективы развития. Устойчивость юридических предписаний — то неотъемлемое качество, без которого законодательство не может существовать как постоянная система регулирования. Стабильность означает не неподвижность, но постоянство основных принципов правового регулирования. Отсюда выводится несомненная взаимосвязь устойчивости и разумной изменяемости, оправданного «конституционного динамизма».

Вместе с тем высокая степень неустойчивости конституционных положений, их незащищенность перед законодателем не способствуют упрочению конституционализма. Степень легкости внесения поправок напрямую связана с обеспечением порядка в государственных делах. «Гибкие» (изменчивые) конституции меняются через голосование парламента. «Жесткие» защищены от законодателя прежде всего четырьмя способами: наличием перечня положений, не подлежащих пересмотру или трудно изменяемых; усложненной процедурой принятия поправок квалифицированным большинством членов парламента; требованием согласия на поправку органов или институтов вне парламента; длительным процессом ратификации поправки.

В Казахстане изменения и дополнения в Конституцию могут быть внесены республиканским референдумом или Парламентом в соответствии с требованиями, установленными самой Конституцией и законодательством. Однако высокая степень устойчивости конституционных положений перед законодателем обеспечивается положением о том, что право ставить вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию принадлежит Президенту, Парламенту и Правительству Республики Казахстан. Реализовать его может Президент республики посредством вынесения проекта закона на республиканский референдум либо на рассмотрение Парламента.

В конституциях ряда стран дается перечень основ, которые вообще не могут быть объектом пересмотра. Так, согласно Конституции Италии 1947 года не может быть изменена республиканская форма правления. По Конституции Франции 1958 года не может быть предметом конституционного пересмотра также и территориальная целостность государства. По Конституции ФРГ 1949 года не допускаются изменения, затрагивающие принципы федерализма, народовластия, разделения властей, защиты человеческого достоинства, и другие. Полновесный перечень ограничений установлен Конституцией Греции 1975 года, не допускающей пересмотра основ и формы правления государства, защиты прав личности, равенства перед законом, свободы совести, разделения властей и некоторых других принципов. В данном аспекте Казахстан также не является исключением. Компетенция Парламента, связанная с порядком внесения изменений и дополнений в Конституцию, ограничена пунктом 2 статьи 91 Конституции, который закрепляет, что «установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления республики не могут быть изменены». Парламент Республики Казахстан, за исключением вопросов, указанных в пункте 2 статьи 91 Конституции, вправе вносить в нее изменения и дополнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 года Конституция нашей страны окончательно оформила независимость Казахстана, создала прочную основу для становления и укрепления институтов государства и гражданского общества, заложила гарантии надежной защиты прав и свобод человека, обеспечила условия для динамичного развития экономического, социального и культурного потенциала страны на благо всего народа.

В результате сформированы и обеспечены правовой основой все институты государственного управления, предусмотренные Основным Законом. Эффективно действует профессиональный двухпалатный Парламент, по новым принципам работают органы исполнительной власти во главе с Правительством, состоялась независимая судебная система, способная надежно защитить права человека. Гарантом незыблемости Конституции и согласованного взаимодействия ветвей единой государственной власти, ядром всей государственно-властной системы выступает Глава государства - Президент Республики. Следует отметить, что именно с введением президентской формы правления в Казахстане и деятельностью Первого Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.Назарбаева связаны демократические преобразования в общественно-политической сфере, экономические рыночные реформы, общественное согласие и стабильность.

Конституция служит правовой основой для формирования текущего законодательства, в котором преломляются, раскрываются и конкретизируются ее положения. На базе Конституции принимаются конституционные и обычные законы, подзаконные нормативные правовые акты, формируется вся правоприменительная практика. Достаточно сказать, что за прошедшие 15 лет на основе Конституции и в развитие ее положений принято более 1700 законов, регулирующих самые различные сферы общественных отношений. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Анализируя 15-летний опыт конституционного строительства в Казахстане, следует подчеркнуть, что наш Основной Закон доказал на практике свою состоятельность, а его потенциал далеко не исчерпан, и закрепленные в Конституции правовые идеи, принципы и нормы будут раскрываться по мере развития государства и общества, создания для этого необходимых политических, экономических и социальных условий.

Перспективы дальнейшего конституционного развития Казахстана тесно связаны с конституционными принципами и государственно-правовыми институтами, способствующими решению задач национальной государственности.

Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 год «важнейшей задачей является полнокровная реализация принципов и норм Конституции, в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции, так и реализацию ее потенциала через текущее законодательство и правоприменение».

В современных условиях всё возрастающую роль будут играть вопросы дальнейшего развития Таможенного союза. В условиях создания наднациональной организации актуализируются вопросы конституционной законности. Одним из важных механизмов обеспечения конституционной законности является повышение эффективности деятельности Конституционного Совета.

В постоянном мониторинге нуждаются законы, принятые по реализации конституционной реформы. Прежде всего, это касается заложенных в законодательных актах механизмов проведения выборов, судебного санкционирования ареста, деятельности местного самоуправления и другого.

Необходимы правовые инструменты, дающие дополнительный импульс развитию конституционных принципов, посвященных правовому статусу человека и гражданина. В этой связи стоят задачи по принятию законов «О гражданской защите», «Об информации и защите информации», а также законов, касающихся вопросов обеспечения деятельности уполномоченного по правам человека, совершенствования системы предоставления квалифицированной юридической помощи населению.

В настоящее время, когда возрастает роль конституционных принципов по обеспечению экономической безопасности, следует продолжить работу по совершенствованию законодательной базы по вопросам, связанным с государственной монополией.

Вышеизложенные и другие аспекты, как нам представляется, будут обеспечивать реализацию конституционных принципов и служить перспективой для дальнейшего конституционного развития Казахстана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Конституция Республики Казахстан 1995 года.- Алматы: Жеті жарғы. 2003.
  2.  Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990г.
  3.  Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 октября 1991года.
  4.  Конституционное право Республики Казахстан: Учебник/Сост.д. ю.н., проф. А.Т.Ашеулов-Алматы: КазГЮА 2001.
  5.  М.Каддафи Зеленая книга. – М., Международные отношения, 1989. – С. 53 – 54
  6.  Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. Алматы; Жеті жарғы, 2002.
  7.  Амандыкова С.К. Конституционное право Республики Казахстан. Астана, 2001.
  8.  Сагандыкова А.Н. Конституционное право Республики Казахстан. Алматы; Білім, 1999.
  9.  Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие. Алматы: Жеті жарғы, 2001.
  10.  Сапаргалиев Г.С.-  член-корреспондент НАН РК, доктор юридических наук, профессор Казахского гуманитарно-юридического университета (руководитель)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45527. В-дерево. Добавление и удаление элементо 27.5 KB
  Вдерево – это сбалансированное дерево. Основной недостаток индексов в том что трудно вносить изменения а дерево упрощает внесение изменений а сбалансированность позволяет ускорить поиск. В основе Вдерева лежат следующие аксиомы: Вдерево порядка n содержит 2n ключей 2n1 ссылку; В –дерево растет от листьев к корню; Путь от корня к листу содержит одно и тоже количество шагов; Каждый узел заполняется не менее чем на половину кроме корня.
45528. Специфика деятельности ПР-службы в государственном секторе: структура, функции, содержание деятельности 32.5 KB
  Важнейшее звено политического ПР. Политический ПР связан с реализацией общих и процессуальных функций политики встроен в осуществление политического руководства. В современном обществе система политического ПР диверсифицируется еще дальше можно фиксировать возникновение отдельных структур и технологий направленный например на поддержание и реализацию гос.проектов системы лоббирования формирования персонального политического ПР и т.
45529. Функции службы по связям с общественностью в политическом секторе 42.5 KB
  Вторжение государственного сектора в традиционные сферы политического ПР. Конкретные направления деятельности служб по связям с общественностью в органах государственного и муниципального управления: Установление поддержание расширение контактов с гражданами и организациями; Информирование общественности о существе принимаемых решений; Анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти; Прогнозирование социальнополитического процесса обеспечение органов власти прогнозами аналитическими...
45530. Специфика ПР-службы в некоммерческом секторе: структура, функции, содержаниедеятельности 42 KB
  Паблик рилейшнз в социальной некоммерческой сфере решает задачи продвижения не коммерческих проектов идей организаций отдельных персон чья деятельность направлена на реализацию этих проектов. Патронаж таких проектов может осуществляться государством или государствами влиятельными общественными деятелями или их союзами. К задачам некоммерческого PR относятся следующие: формирование имиджей некоммерческих структур популяризация и продвижение их деятельности как социально значимой и общественно необходимой; преодоление...
45531. Специфика деятельности ПР-службы в коммерческом секторе: структура, функции, содержание деятельности 38.5 KB
  БизнесПР – наиболее динамичный и перспективный отраслевой сегмент СО. В России тенденции развития бизнесПР сейчас определяют общие тенденции ПР. Следовательно характерные черты бизнес ПР: Динамизм в развитии. Стабильное увеличение финансовой емкости рынка бизнесПР.
45532. Структура и направления деятельности PR-отдела 55 KB
  Структура отдела и функции персонала Структура отдела определяется взглядом вверх и вниз по иерархической лестнице. Мы понимаем что наилучшим вариантом для руководителя ПРотдела является его включенность в команду высших управленцев. Питер Грин формулирует это следующим образом: Независимо то размера организации или размера создаваемого ПРотдела необходимо иметь прямую связь от ПР к руководству для эффективности необходимо иметь руководителя ПР в числе самого высшего руководства даже если ПР будет только частью его ее обязанностей .
45533. Сущностные характеристики PR-деятельности и профессиограмма специалиста по PR 31 KB
  Специфика РRдеятельности выражается в следующем: пиармены подчинены целям и задачам своего субъекта и символизируют собой его идеологию; профессиональная ориентация пиарменов выражена преимущественно в обслуживании субъекта они становятся выразителями интересов ограниченной конкретной социальной группы; профессионализм пиармена определяется также и с внешним согласием с общественной политикой своего субъекта лояльностью к нему умением идентифицировать себя с ней. Содержание и структура ПРдеятельности: Творческая поиск...
45534. PR – тексты 102.5 KB
  К вторичным источникам также можно отнести прессревю. а Медиатексты – тексты написанные ПР сотрудниками и обработанные журналистами и доведенные до определенного сегмента общественности исключительно через СМИ: Имиджевая статья Имиджевое интервью Кейс стори б первичный – исходит от прямого предметного базисного или технологического субъекта ПР: Простой ПР текст – это конкретный текст как определенная отграниченная от других текстов данность существующая в пространстве ПР – коммуникаций: Пресс – релиз приглашение бэкграундеры лист...
45535. Хактеристика комбинированных PR-текстов 28.5 KB
  Издание или механически пресскит простых первичных текстов объединенных общей тематикой новостным поводом. Могут содержать в себе тексты журналистские и рекламные пресскит туда могут входить: прессрелиз бэкграундер фактлист биография лист вопросовответов это набор представляющих интерес для прессы разножанровых простых первичных текстов а также иконических материалов которые объединены одним новостным поводом и дают максимально полную информацию о конкретном новостном событии. Таким образом мы рассмотрели жанровые...