91956

Анализ операций коммерческих банков в Республики Казахстан

Курсовая

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Функции и операции коммерческого банка на примере АО Народный Банк Казахстана. В свою очередь хорошая репутация известность банка влияет на количество клиентов обращающихся именно в этот банк. Отношения банка с клиентурой возникает в процессе покупки продажи банковских продуктов. При этом важно иметь в виду что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка использование приемлемых цен на услуги необходимые клиентам.

Русский

2015-07-24

1020.5 KB

19 чел.

Содержание

[1]
Введение

[2]
1. Теоретические аспекты деятельности коммерческих банков

[3] 1.1 Коммерческие банки и принципы их организации

[4] 1.2 Функции коммерческих банков

[5]
2. Сущность и операции коммерческих банков Республики Казахстан

[6] 2.1 Активные операции коммерческих банков

[7] 2.2 Пассивные операции коммерческих банков

[8]
3. Функции и операции коммерческого банка на примере АО «Народный Банк Казахстана»

[9] 3.1 Основные виды операций АО «Народный Банк Казахстана»

[10] 3.2 Анализ эффективности операций АО «Народный Банк Казахстана» и перспективы их развития

[11]
Заключение

[12]
Список использованных источников


Введение

Банки - центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.

Коммерческие банки осуществляют активные и пассивные операции. Эти операции подобны двум противоположным сторонам диалектического единства. Без пассивных операций невозможны активные операции, а без активных операций становятся бессмысленными пассивные. Но все без исключения проводимые банковские операции преследуют одну цель - увеличение доходов и сокращение расходов.

В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством и т.д., с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли.

Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке банковских услуг. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков и т.д. В свою очередь, хорошая репутация известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.

Отношения банка с клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей и т.п.

Выполнение банковских операций с широкой клиентурой – важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую кредитную систему.

Известно, что ведущие коммерческие банки Казахстана стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.

Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики.

Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.

В век стремительно развивающихся информационных технологий использование концепции предоставления классических банковских услуг, не обращая внимание на новые технологии, может запросто привести к банкротству. Поэтому все банки большое внимание отводят внедрению новых услуг и совершенствование уже существующих.

Экономическая значимость и актуальность данного вопроса определили написание настоящей работы, целью которой является исследовать в теоретическом плане сущность и значение банковских функций и операций, а также проанализировать практику банковских операций на примере конкретного банка – АО «Народный Банк Казахстана».

Целью курсовой работы является анализ операций коммерческих банков в Республики Казахстан.

В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:

  •  рассмотрены теоретические основы функционирования коммерческих банков;
  •  проанализированы основные операции, осуществляемые коммерческими банками в РК;
  •  проведен анализ и оценка действующей практики осуществления операций коммерческими банками на примере АО «Народный Банк Казахстана».

Теоретической и практической основой данной работы являются исследования экономистов по проблемам функционирования банков, как в нашей стране, так и за рубежом, материалы, полученные в процессе анализа работы коммерческих банков Казахстана, статистические материалы и данные изданий периодической печати.


1. Теоретические аспекты деятельности коммерческих банков

1.1 Коммерческие банки и принципы их организации

Нижнее звено кредитной системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно обслуживающих народное хозяйство и предоставляющих широкий диапазон финансовых услуг на коммерческих началах. Это коммерческие, кооперативные и частные банки, объединенные в банковских законодательствах под общим названием коммерческих банков.

«Банк» - это специфический экономический институт, создающий особый продукт, связанный с движением денежных потоков, аккумулированных у юридических и физических лиц, предоставляющий за счет этих денежных средств банковские услуги" [1, с. 8]. Таким образом, банки осуществляют различные услуги. Закон Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" определяет банковскую деятельность как "осуществление банковских операций, а также проведение иных операций банками"[2, с.28]. Таким образом, можно сделать вывод, что банк - это предприятие, оказывающее банковские услуги. А под банковской услугой понимаются операции банка, проводимые по поручению клиента и в пользу последнего за определенную плату.

Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы (отсюда и название «коммерческий банк»). Но с развитием промышленности и других отраслей банки стали обслуживать другие сферы экономики и постепенно термин «коммерческий» в названии банка утратил первоначальный смысл. Он обозначает «деловой» характер банка, его ориентированность — на обслуживание всех видов деятельности хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности. Коммерческие банки — это старейшая и наиболее массовая группа кредитных учреждений, выполняющих большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике [3, с. 323].

Во  всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки остаются главным операционным звеном кредитной системы. Они показывают поразительную способность приспосабливаться к меняющимся условиям кредитно-денежного рынка.

Осуществляя депозитно-ссудные операции, коммерческие банки выполняют роль финансовых посредников. Эта деятельность банка приносит реальную пользу всем заинтересованным сторонам. Вкладчики пользуются тем, что их депозиты выполняют функцию средства обращения и функцию ликвидных активов, а в ряде случаев еще и приносят проценты. Заемщики пользуются ссудой на достаточно длительные периоды времени. Это происходит даже в тех случаях, когда большинство мелких индивидуальных вкладчиков изъявляет желание вложить в банк лишь весьма небольшие денежные суммы, причем на короткие периоды времени. Не будь коммерческих банков, ни одной крупной фирме вообще не удалось бы вести деловые операции, выступая в качестве заемщика у мелких фирм, располагающих временно свободными денежными средствами.

Естественно, что и банки извлекают прибыль из этих операций. Они получают доход, назначая более высокую ставку процента по ссудам, чем та, что они выплачивают по вкладам.

Что касается общества в целом, то польза, получаемая им от ссудных операций банков, становится ощутимой в тех случаях, когда ограниченные объемы предложения денежных средств, подлежащих передаче в ссуду, обеспечивают достижение наиболее продуктивных целей (например, при увеличении общей нормы прибыли с 4 до 5%). Осуществляя целенаправленный выбор будущих заемщиков и предоставляя ссуды лишь тем из них, кто оказывается в состоянии платить высокую процентную ставку по выданной ссуде, банки направляют поток денежных средств в русло высокоэффективных мероприятий, которые обеспечивают получение высокой отдачи.

Коммерческий банк является особым предприятием, он выступает как денежно-кредитный институт, поэтому структура аппарата его управления несет на себе отпечаток той специфической деятельности, которую он совершает. Это можно заметить на примере определенных принципов организации его работы. Под ними понимаются такие исходные положения его деятельности, которые дают предпосылки для реализации присущих банку функций и выполнения банковских операций.

Банки, как правило, организованы по функциональному признаку. Это означает, что структура кредитного учреждения должна быть привязана к той конкретной его деятельности, которую он выполняет.

К принципам организации банка относится также принцип соответствия поставленных целей. Как известно, целью банка является получение прибыли. Это означает, что в банке должны быть структуры, зарабатывающие деньги (ищут покупателей банковского продукта, продают его по цене выше собственных затрат). Для управления прибылью создаются отделы. Планирующие доходы и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его подразделениям, обеспечивающие экономию затрат.

Среди принципов организации банк можно выделить и принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений. Существуют два эшелона власти: высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся  Совет банка, Правление банка, ревизионная комиссия, различного рода комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть банковского персонала и решающие наиболее принципиальные вопросы банковской системы.

Ко второму эшелону в системе соподчинения подразделений банка по отношению друг к другу относятся все другие управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением других работ.

Не менее важным принципом построения аппарата управления банком является обеспечение совместных и координированных действий. Если то или иное предприятие имеет статус банка, то неизбежно оно должно содержать в своем составе такие подразделения, которые, с одной стороны, как бы изнутри обеспечивают выполнение им соответствующих операций, с другой стороны, соответствие его деятельности условиям окружающей среды. Некоторые банки в целях реализации данного принципа создают специальный административный комитет, который обеспечивает координацию и взаимодействие различных подразделений банка.

В принципах организации банка выделяется также принцип рационализации управления. В соответствии с данным принципом работа банка должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить развитие банка (по линии, например, внедрения новых услуг, сокращения затрат, повышения производительности труда и т.д.).

С позиции организации банка важно обеспечение целостности и соответствия условиям окружающей среды. Это означает, что в рамках единой стратегии развития, принятой в банке, между его подразделениями устанавливается тесное взаимодействие, каждое подразделение совершенствует свою деятельность соответствии с изменений условий окружающей среды.

Чрезвычайно важно, чтобы система организации банка отвечала также принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом здесь выступают внутренний и внешний аудит. Аудиторские проверки организовываются как в рамках головного банка, так и по отношению к его филиалам (внутренний аудит). Внешний аудит обеспечивается специальными аудиторскими фирмами, обладающими лицензией на проверку деятельности кредитных учреждений.

Внутренняя упорядоченность, согласование внутренних подразделений банка обеспечиваются также посредством подчинения правилам – регламентации деятельности работников, для реализации данного принципа банки разрабатывают отдельные предписания (устав, положения об определенных отделах и службах, квалификационные характеристики). Каждый сотрудник должен знать свои обязанности, обладать определенными знаниями и умением выполнять правила, отраженные в этих и других документах.

Наконец, немаловажно, чтобы банк был обеспечен оперативной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки с тем, чтобы своевременно принимать необходимые организационные и экономические меры по обеспечению стабильности, надежности кредитного учреждения. Информационное обеспечение, будучи системным элементом банковской инфраструктуры, в организационном отношении реализуется путем создания в банке особых подразделений (группы людей), занимающихся сбором и обработкой соответствующей информации.

Конечной целью формирования структуры банка являются удобство управления всем комплексом банковской деятельности, повышение качества предоставляемых клиентам банковских услуг, производительности труда банковских служащих, достижение прибыльного хозяйствования как предприятия.

У коммерческого банка есть базовые функции, причисляющие его к банковской системе; прием депозитов, осуществление денежных платежей и расчетов, выдача кредитов. Рассмотрим функции коммерческих банков в следующем параграфе.

1.2 Функции коммерческих банков

Общеизвестно, что коммерческие банки воспринимаются общественностью через их традиционные  базовые функции, но на современном этапе они оказывают клиентам множество финансовых услуг, трастовые операции, покупка для клиентов ценных бумаг, управление недвижимостью, гарантийные обязательства.

Функции коммерческих банков можно разделить на традиционные и нетрадиционные; базовые (рядовые) и новые (рыночные). При общей группировке функций коммерческого банка можно их представить:

мобилизации и аккумуляция свободных денежных капиталов, накоплений и сбережений (вкладные и депозитные операции);

кредитование экономики и населения (активные операции);

организация проведения платежей и переводов денег (посреднические операции);

инвестиционная деятельность (вложения в ценные бумаги и проекты);

финансирование внешней торговли;

хранение ценностей в сейфах;

прочие финансовые услуги клиентам [4, с. 47].

Функция мобилизации  и аккумуляции сбережений подтверждает то, как привлекаются мелкие разрозненные денежные средства частных лиц, а затем, образовав общий запас таких денежных ресурсов, направляются в наиболее эффективные вложения в экономике. Заинтересованность вкладчиков в сохранении своих денег в высоко ликвидной форме и получении процента должна обеспечиваться банками и последние несут за это ответственность.

Функция посредничества в кредите является самой определяющей для банка, так как, перераспределяя временно свободные денежные средства путем предоставления их в ссуду хозяйствующим субъектам, он получает доход. Этой функцией банк способствует проявлению самой «категории кредит», когда кредиторы и заемщики одинаково заинтересованы и ответственны в рациональном использовании ссуженных средств исходя из объективной потребности в них. Предоставление ссуд кредитоспособным заемщикам для коммерческого банка является самой доходной операцией.

Функция посредничества в расчетах и платежах со счетов проявляется при переводе денег банком по поручению клиентов, оплате счетов при совершении хозяйственных операций в стране. Коммерческие банки, обеспечивая платежный механизм, следуют принципам расчетов, заинтересованы  в снижении рисков в сфере денежного оборота, в развитии рыночных услуг при проведении расчетно-платежных операций.

Финансирование внешней торговли в условиях развития международных экономических отношений, международного рынка товаров выделяется как функция коммерческих банков. Конвертирование валюты, необходимой для расчетов с экспортерами, выставление импортерами аккредитивов по внешнеторговым операциям обязывает банки брать на себя обязательства по обеспечению расчетов, оказывать услуги по страхованию импортеров.

Функция посредничества банка в операциях с ценными бумагами проявляется при покупке ценных бумаг в целях получения дополнительного дохода, поддержания  своей ликвидности. Покупая ценные бумаги, банк использует их в качестве обеспечения обязательств по вкладам перед государственными органами власти. Приобретаемые банками ценные бумаги бывают следующих видов:

ценные государственные бумаги (краткосрочные и долгосрочные);

облигации корпораций;

акции различных компаний;

банковские акцепты;

коммерческие векселя, обращающиеся на рынке;

сертификаты товарно-кредитных корпораций.

Хранение ценностей в сейфах является исторически важной функцией коммерческих банков. Высокая репутация банка, как надежного хранителя ценностей, подкрепляется его кассовой операцией, наличием фондов, хранилищ, кассовых сейфов для денег и других ценностей. Хранение ценностей банк может осуществлять в двух формах:

предоставление сейфов для хранения ценностей, за что банк  согласно договора получает плату за услуги и, в свою очередь, обеспечивает клиенту гарантию;

хранение в стальной камере, когда банк принимает ценности под свою ответственность и, выступает в роли агента и может по просьбе клиента производить доверительные операции.

Все функции коммерческих банков, как традиционные, так и нетрадиционные, типичные для всех стран с рыночной экономикой можно сгруппировать в следующей основной форме (рис 1).

Функции коммерческих банков конкретно проявляются через проводимые им операции.

В условиях рыночной экономики все операции коммерческого банка можно условно разделить на две основные группы:

  •  пассивные операции (привлечение средств);
  •  активные операции (размещение средств) [6, с. 57].

Особой функцией коммерческих банков является их способность создавать или уничтожать деньги, то есть увеличивать или уменьшать денежную массу. Создание платежных средств прямо связано с депозитной и кредитной деятельностью банков. Депозит может создаваться двумя путями: внесением клиентом наличных денег в банк или выдачей заемщику кредита. При этом указанные операции различным образом влияют на объем денежной массы в обращении.

Традиционные

Нетрадиционные

1. Депозитно-ссудные.

2. Кассовое обслуживание клиентов.

3. Ведение счетов клиентов, расчеты по поручению.

4. Выпуск платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов).

5. Покупка, продажа и хранение государственных и иных ценных бумаг.

6. Оказание услуг (лизинговые, факторинговые, инжениринговые).

1.Выдача гарантий, поручительств и обязательств за третьих лиц при расчетах и погашении долга по кредит.

2. Покупка и продажа иностранной валюты, драгоценных металлов, камней.

3. Привлечение и размещение на доверительной основе средств и управление по поручению клиентов их средствами и ценными бумагами.

4. Оказание клиентам консультаций по вопросам связанных с банковской деятельностью.

Рисунок 1. Группировка основных функций коммерческого банка

Однако банки способны не только создавать, но и уничтожать деньги. Это возможно при погашении заемщиками кредитов путем списания денег с их депозитных счетов. В данном случае общая денежная масса в хозяйстве сокращается.

При наличии спроса на кредит современный эмиссионный механизм позволяет расширять границы денежной эмиссии, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно развитых странах. Но экономике требуется оптимальное, а не чрезмерное количество денег в обращении, поэтому коммерческие банки действуют в пределах ограничений (обязательных резервов), устанавливаемых центральными банками.

Коммерческие банки выполняют эмиссионно-учредительскую функцию, осуществляя выпуск и размещение ценных бумаг, в частности, акции и облигации. При этом банки имеют возможность направлять сбережения на производственные цели. Рынок ценных бумаг как бы дополняет систему кредита и взаимодействует с ней. По поручению предприятий, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Банки гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи непосредственно своим клиентам, а не методом свободной продажи на бирже.

Достаточная экономическая осведомленность и возможность контроля экономических ситуаций позволяют банкам осуществлять консультационное обслуживание клиентов. Банки проводят анализ финансовой деятельности предприятий, состояния их бухгалтерского учета, оценивают стратегию развития и выявляют возможные направления увеличения доходов. Занимаясь операциями с ценными бумагами, банки оценивают перспективность выпуска новых акций клиента и реальность их размещения ; консультируют клиентов в выборе фирм, готовых взять на себя размещение новых ценных бумаг, и предоставляют другие консультационные услуги : от открытия счетов до рекомендации по совершению операций на денежном и товарном рынках.

В последнее время коммерческие банки столкнулись с резким обострением конкуренции со стороны многочисленных специализированных кредитных учреждений, которая стимулирует поиск банками новых сфер деятельности, увеличение числа предлагаемых клиентам услуг и повышение качества обслуживания.

Развитие тенденции расширения функций коммерческих банков в современных условиях продолжается. Для укрепления своих позиций на рынке они активнее осуществляют не характерные для банков операции, внедряясь в нетрадиционные для них сферы финансового предпринимательства. Тем самым повышается роль банков в функционировании экономики.


2. Сущность и операции коммерческих банков Республики Казахстан

2.1 Активные операции коммерческих банков

Функции банков реализуется через их операции. Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные, активные и комиссионно-посреднические (осуществляется по поручению клиента на комиссионных началах: инкассовые, аккредитивные, переводные и другие). В основе деления банковских операций на пассивные и активные лежит их влияние на формирование и размещение банковских ресурсов. Ресурсы банка- это сумма денежных средств, которые имеются в его распоряжении, и может быть использована им для осуществления активных операций. В результате проведения пассивных операций увеличиваются остатки денежных средств на пассивных счетах баланса банка. Активные операции ведут к росту средств на активных счетах [7, с. 209].

Между пассивными и активными операциями коммерческого банка существует тесная взаимосвязь. Прежде всего размер и структура активных операций, обеспечивающих получение доходов, во многом определяются имеющимися у банков ресурсами. В этом смысле пассивные операции, формирующие ресурсную базу банка, являются первичными по отношению к активным. Предоставляя ссуды и покупая ценные бумаги, банки вынуждены постоянно осуществлять контроль за состоянием пассивов, отслеживать сроки выплат по обязательствам вкладчикам.

Если ресурсов не хватает, банку приходится отказываться от выгодных предложений, продавать высокодоходные ценные бумаги. В то же время значительная часть банковских депозитов возникает на базе активных операций при предоставлении ссуд в безналичной форме.

Взаимосвязь пассивных и активных операций проявляется далее в том, что банковская прибыль зависит от банковской маржи (разница между ценой банковских ресурсов и доходностью активных операций).

Для успешной деятельности банк должен обеспечить координацию пассивных и активных операций: с одной стороны, не допускать существенного несоответствия сроков пассивов и активов, например выдачи долгосрочных ссуд за счет краткосрочных депозитов; с другой — не иммобилизовывать на длительный срок краткосрочные ресурсы в сумме, значительно превышающей стабильный остаток средств на банковских счетах, достаточный для очередных выплат.

Существует зависимость также между отдельными видами пассивов и активов. Например, открытие банковского счета крупному клиенту сопровождается возникновением тесных регулярных связей между клиентами и банком. Чтобы не потерять клиента, банк предоставляет ему значительные ссуды, инвестирует средства в его ценные бумаги, выполняет расчетные и комиссионные операции.

Активные операции — это операции по размещению банковских ресурсов.

Роль их для любого коммерческого банка велика. Активные операции обеспечивают доходность и ликвидность банка, т.е. позволяют решить две главные цели деятельности коммерческих банков. Активные операции имеют также важное народнохозяйственное значение.

Именно с их помощью банки могут направлять высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности денежные средства тем участникам экономического оборота, которые нуждаются в капитале, обеспечивая перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, содействуя росту производственных инвестиций, внедрению инноваций, осуществлению реструктуризации и стабильному росту промышленного производства, расширению жилищного строительства. Большое социальное значение имеют ссуды банков населению.

Различают четыре основные группы активных операций:

1. Кассовые операции (наличность в кассе банка, средства на счетах в центральном банке и на корреспондентских счетах других банков).

2. Ссудные операции.

3. Вложения в ценные бумаги.

4. Основные средства и нематериальные активы (земля, здания, оборудование). Ниже приведена классификация активов по таким качествам, как доходность, ликвидность, рискованность.

По степени доходности активы делятся на две группы:

1. Активы, приносящие доход (так называемые работающие). Это банковские ссуды, значительная часть вложений в ценные бумаги.

2. Активы, не приносящие доход (так называемые неработающие). К ним относятся кассовая наличность, остатки средств на корреспондентских и резервном счетах в центральном банке, вложения в основные фонды банка (здания, оборудование).

В зависимости от ликвидности различают три группы активов:

1. Высоколиквидные активы — это финансовые активы, которые должны быть получены в течение ближайшего календарного дня и (или) могут быть незамедлительно востребованы банком и (или) в случае необходимости реализованы банком в целях незамедлительного получения денежных средств. Иначе говоря, они могут быть практически немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов или удовлетворения заявок на кредит, так как находятся в налично-денежной форме или легко и быстро могут быть переведены в нее.

2. Ликвидные активы — это активы со средней степенью ликвидности. К ним относятся финансовые активы, которые могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней и (или) в случае необходимости реализованы банком в целях получения денежных, средств в указанные сроки. Они могут быть переведены в наличные деньги с небольшой задержкой и незначительным риском потерь. К ним относятся ссуды до востребования и: краткосрочные ссуды, легкореализуемые векселя и другие краткосрочные ценные бумаги, прежде всего государственные.

3. Низколиквидные (и даже неликвидные, безнадежные) активы — активы, вероятность превращения которых в наличные деньги очень мала или вообще нулевая. Это долгосрочные ссуды банка, его инвестиции в долгосрочные ценные бумаги, труднореализуемые здания, сооружения, долги с длительной просрочкой.

Ссудные операции. К кредитным операциям относятся ссудные операции и операции по размещению депозитов в других банках (активные депозитные операции). Ссудные операции — это предоставление банком денежных средств на основе кредитного договора на условиях возвратности, платности, срочности [8, с. 95]. Эти операции приносят банкам, как правило, основную часть процентных доходов.

Ссудные операции банков можно классифицировать по экономическому содержанию и назначению, категории заемщиков, обеспеченности, уровню кредитного риска, срокам и методам погашения, порядку выдачи кредита.

Вложения в ценные бумаги. Значительную часть дохода банкам приносят ценные бумаги По оценкам Standart & Poors, вложения в ценные бумаги составляют в настоящее время от 20 до 30 % их активов. Данные операции относятся к активным операциям коммерческого банка и связаны с приобретением фондовых ценностей на фондовой бирже, на внебиржевом рынке, а также с участием в управлении корпорациями и получением дивидендов или извлечением спекулятивного дохода.

Цели проводимых операций могут отличаться в зависимости от направлений деятельности участников рынка ценных бумаг и ситуации, складывающейся на рынке. Неодинаковыми могут быть инвестиционная привлекательность той или иной ценной бумаги, эффективность от ее применения с точки зрения финансовых результатов, внешней среды и способов организации торговли на фондовом рынке.

В банковской практике различают вложения в долговые обязательства и вложения в акции и векселя.

Вложения в долговые ценные бумаги.  Согласно требованиям стандартов финансовой отчетности вложения в  ценные бумаги приобретаются для перепродажи (находятся в портфеле  банка менее 6 мес), получения стабильного дохода (находятся в  портфеле банка более 6 мес); по операциям РЕПО. К первой группе относят ценные бумаги, котируемые на рынке. Банк  может легко их продать по установленной на фондовом рынке цене или  по договорам займа.

Ко второй группе относятся ценные бумаги, не имеющие рыночной  котировки и находящиеся в портфеле банка до их погашения. К третьей группе относятся бумаги, при покупке которых у банка  возникает обязательство по обратной последующей продаже этих бумаг  через определенный срок по заранее фиксированной цене (используемые  в операциях РЕПО).

Вложения в акции. При анализе вложений в акции различают прямые и портфельные инвестиции.  Прямые инвестиции — это вложения средств банка с целью непосредственного управления объектом инвестиций через контрольный пакет акций или в иной форме контрольного участия, в качестве которого могут выступать предприятия, фонды и корпорации, недвижимость, иное имущество. Прямые инвестиции принимают форму вложений в акции в том случае, когда банк приобретает (либо оставляет за собой) контрольный пакет акций той или иной компании, в управлении которой он непосредственно участвует, реализуя право голоса по принадлежащим ему акциям Они формируют портфель контрольного участия, в который включаются ценные бумаги, приобретенные в количестве, обеспечивающем получение контроля над управлением организацией-эмитентом или существенное влияние на нее.

Портфельные инвестиции в акции осуществляются в форме создания портфелей акций различных эмитентов, не обеспечивающих контрольное участие и прямое управление объектом инвестиций. Цель подобных инвестиций — получение прибылей от роста курсовой стоимости портфеля, от созданных ими стабильных денежных потоков (дивидендов, процентов) при диверсификации рисков (прямые инвестиции, наоборот, связаны с концентрацией рисков на одном или малом числе объектов).

Портфельные вложения в акции учитываются в банке аналогично долговым обязательствам (акции, приобретаемые для перепродажи и по договорам займа; некотируемые акции; котируемые акции, акции, приобретаемые для инвестирования).

Можно  сделать следующие выводы: Пассивные операции определяют создание и наличие банковских ресурсов, выступают источником для банковской деятельности. Структура пассива: собственный капитал, привлеченные ресурсы, заемные средства выступают объектом управления со стороны менеджера.

Активные операции коммерческого банка характеризуют его деятельность по эффективному размещению банковских ресурсов с целью получения дохода и покрытия всех затрат банка. Активы классифицируются по группам, классам, по степени ликвидности и по доходности.

В управлении активами важно соблюдать принципы: экономичности в пределах нормы риска, сбалансированности активных и пассивных средств, доходности.

2.2 Пассивные операции коммерческих банков

Пассивные операции — операции по формированию банковских ресурсов Они имеют большое значение для каждого коммерческого банка. Во-первых, как уже отмечалось, ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных, операций, обеспечивающих получение доходов банка Во-вторых, стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка. Наконец, цена полученных ресурсов оказывает влияние на размеры банковской прибыли

Следует также отметить важную народнохозяйственную и социальную роль пассивных операций банков Мобилизация с их. помощью временно свободных средств предприятий и населения позволяет банковской системе удовлетворять потребности экономики в основном и оборотном капитале, трансформировать сбережения в производственные инвестиции, предоставлять потребительские ссуды населению Наконец, проценты по вкладам и долговым ценным бумагам банков хотя бы частично компенсируют населению убытки от инфляции.

Пассивные операции подразделяются на две группы. К первой относятся операции по формированию собственных ресурсов, которые принадлежат непосредственно банку и не требуют возврата. С помощью операций второй группы банк привлекает средства на время, т.е. образует заемные ресурсы. По операциям второй группы у банка возникают обязательства (перед вкладчиками, банками-кредиторами), поэтому эту группу нередко называют пассивными кредитными операциями в отличие от активных кредитных операций (банковских ссуд). По пассивным кредитным операциям банк является заемщиком, а его клиенты — кредиторами банка, в то время как по активным кредитным операциям банк выступает кредитором по отношению к своим клиентам.

Пассивные операции можно подразделить на операции по формированию собственных ресурсов и операции по привлечению ресурсов.

Собственные средства (капитал) банка состоят из фондов и нераспределенной прибыли банка. Уставный фонд (капитал) образуется при создании банка, другие фонды — в процессе деятельности последнего.

Следует иметь в виду, что собственные средства банка — более широкое понятие, чем собственный капитал. На собственный капитал приходится от 66 До 88 % всех собственных средств банка. В него не входят такие элементы собственных средств, как амортизация материальных и нематериальных активов, часть резервов на возможные потери по ссудам и др. В соответствии с рекомендациями Базельского комитета собственные средства (капитал) банка делятся на две части: базисный капитал (капитал первого уровня) и дополнительный капитал (капитал второго уровня). Такое деление позволяет дать качественную оценку структуры собственных средств (капитала) банка.

Основная часть банковских пассивов — от 80 до 90 % — это заемные ресурсы, обязательства банка. Они подразделяются на четыре группы: депозиты (вклады); кредиты других банков; средства, полученные от реализации долговых ценных бумаг, выпущенных банком; средства, полученные в результате операций РЕПО.

Далее рассмотрим основные операции на примере банка – АО «Народный Банк Казахстана».


3. Функции и операции коммерческого банка на примере АО «Народный Банк Казахстана»

3.1 Основные виды операций АО «Народный Банк Казахстана»

АО «Народный банк Казахстана» - крупнейший универсальный коммерческий банк Республики Казахстана, успешно работающий на благо своих клиентов более 80 лет, одна из самых надежных и диверсифицированных финансовых структур Казахстана.

АО «Народный Банк Казахстана» является одним из крупнейших банков Казахстана, осуществляющий все виды банковских операций и обладающий самой обширной филиальной сетью в стране. После завершения приватизации в 2001 году Банком была поставлена стратегическая задача наращивания своей доли на основных финансовых рынках с предоставлением максимально широкого спектра банковских услуг на уровне международных стандартов, обеспечивающих эффективное размещение и приумножение средств клиентов и акционеров.

АО «Народный Банк Казахстана» (далее - «Банк») и его дочерние организации (далее совместно - «Группа») в основном оказывают банковские услуги корпоративным и розничным клиентам в Казахстане, России, Кыргызстане и Грузии и услуги по управлению пенсионными активами и страхованию в Казахстане. Банк был создан в 1995 году и расположен в Республике Казахстан. Банк осуществляет свою деятельность в соответствии с генеральной лицензией на проведение банковских операций, операций с ценными бумагами и кастодиальные услуги, обновленной Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - «АФН») 6 августа 2008 года. Банк является членом системы обязательного страхования вкладов, предоставленной АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов».

Основная деятельность Банка включает выдачу займов и гарантий, привлечение депозитов, операции с ценными бумагами и иностранной валютой, осуществление переводов, операций с денежными средствами, операции с платежными карточками и другие банковские услуги. Кроме того, Банк действует как агент Правительства Республики Казахстан по выплате пенсий и пособий через свою филиальную сеть.

Ценные бумаги Банка включены в основной листинг Казахстанской Фондовой Биржи (далее -«КФБ»). Кроме того, некоторые выпущенные долговые ценные бумаги Банка включены в основной листинг на Люксембургской и Лондонской Фондовых Биржах. Банк разместил свои Глобальные Депозитарные Расписки («ГДР») через листинг на Лондонской Фондовой Бирже. Контролирующий акционер Банка, АО «Холдинговая Группа «Алмэкс» (далее «Алмэкс»), продал 17.69% своей доли в капитале Группы через выпуск ГДР и получил наличность от их выпуска.

На 31 декабря 2008 года Группу контролировал Алмэкс через свою 62.09% долю акций Банка, находящихся в обращении (2007 год - 62.09%, 2006 год - 64.34%). Группа находится под фактическим контролем Тимура Кулибаева и его супруги Динары Кулибаевой.

На 31 декабря 2008 года Банк осуществляет свою деятельность через головной офис в городе Алматы и 22 областных филиалов, 125 районных филиалов и 467 расчетно-кассовых центров (2007 год - 22, 127 и 437 и 2006 год - 19, 127 и 428, соответственно), расположенных в Казахстане. Зарегистрированный офис Банка расположен по адресу: ул. Розыбакиева 97, г. Алматы, 050046, Республика Казахстан.

АО «Народный Банк Казахстана» осуществляет следующие операции,  по обслуживанию физических и юридических лиц.

1. Открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц. Позиция Банка в аспекте обслуживания Клиентов строится на принципах построения единого банковского счета. С этой целью создана централизованная база счетов юридических лиц на уровне Головного Банка с возможностями проведения мониторинга финансовых потоков, осуществления контроля финансовых операций участников корпоративной структуры.

Клиенту предоставляется возможность открытия текущих счетов как в тенге, так и в иностранной валюте при заключении договора банковского счета, заявления клиента и необходимого пакета документов. Услуга по открытию и ведению различных типов банковских счетов, предлагаемых Банком, предоставляет клиенту возможность хранения денег, проведения различных типов банковских операций — безналичных расчетов, операций с наличными деньгами, фондовых операций и т.д. в национальной и иностранных валютах.

Открытие счетов юридическим лицам производится в течение операционного дня Банка, комиссионное вознаграждение взимается в зависимости от категории клиента: крупный корпоративный клиент, представитель малого или среднего бизнеса и т.д.

2. Открытие системы транзитных счетов юридическим лицам. Для клиентов Банка, имеющих разветвленную сеть филиалов по всей территории республики, предоставляется возможность аккумулировать финансовые средства и ускорить проведение платежей по платежной системе Народного Банка. Гибкость режима работы транзитных счетов позволяет клиенту регулировать направление и объемы потоков денег в оптимальном временном режиме. Зачисление на транзитные счета производится: безналичными переводами от контрагентов Клиента, от представителей фирмы или других структурных подразделений Клиента, от физических лиц, а также осуществляется прием наличных денег, сдаваемых Клиентом (его представителями), физическими лицами в кассу банка или посредством службы инкассации. Зачисление наличных денег, сданных до 14-00 ч. алматинского времени на транзитный счет, происходит в течение этого же операционного дня. Деньги, сданные в вечернюю кассу путем инкассации, зачисляются на транзитный счет на следующий операционный день. Поступающие на транзитные счета суммы деньги перечисляются на основной текущий счет клиента, открытый в Народном Банке, в соответствии со сроками, установленными клиентом в договоре — ежедневно, еженедельно, ежедекадно и т.д. По согласованию с Клиентом, суммы денег, поступившие на транзитные счета, могут расщепляться и перечисляться на соответствующие указанные клиентом счета, открытые в Народном Банке.

3.Открытие системы накопительных счетов юридическим лицам. Услуга Банка по открытию накопительных счетов в филиалах для предприятий, имеющих основные банковские счета в других банках второго уровня, предполагает оказание аналогичного вида услуг как и при ведении транзитных счетов. Счета открываются на основании заявления Клиента, необходимо пакета документов и Договора «О накопительных счетах».

4. Предоставление агентских услуг клиентам через открытие системы текущих лимитированных счетов филиалам клиента. Для корпоративных клиентов, имеющих представительства по территории Республики Казахстан, банком предоставляется агентские услуги по проведению мониторинга и контроля за состоянием текущих счетов его подразделений по смете, установленной клиентом.

Счет Филиала открывается на основании заявления Клиента, Договора «о счетах филиалов клиента» и предоставления им всех необходимых документов для юридического оформления дела по открываемому Счету.

5. Переводные операции. Переводные операции: выполнение поручений юридических и физических лиц по переводу денег, в том числе пенсионных платежей.
К расчетам по внутренней платежной системе Народного Банка между его Филиалами допускаются клиенты Головного офиса, клиенты филиалов Народного Банка на всей территории республики (физические и юридические лица), платеж завершается в течение этого же дня после предоставления Клиенту выписки по счету.

6. Межбанковские расчеты в национальной валюте. Банк является участником Казахстанского Центра межбанковских расчетов и предоставляет своим клиентам услуги по проведению платежей через Систему Крупных Платежей и Систему Розничных платежей Казахстанского Центра Межбанковских расчетов в течение одного операционного дня. Банк предоставляет клиентам возможность проведения платежей с датой валютирования, которая позволяет клиентам экономить деньги при оплате комиссионного вознаграждения и планировать свои предстоящие финансовые потоки.

При предоставлении клиентом платежного поручения для отправки в банк получателя платежа, имеющий корреспондентский счет в Народном Банке, платеж завершается в течение этого же дня после предоставления клиенту выписки по счету.

В соответствии с пенсионным законодательством Республики Казахстан все юридические лица обязаны перечислять на своих сотрудников обязательные пенсионные взносы. При их перечислении клиентам необходимо соблюдать определенные требования по предоставлению в банк список фамилий сотрудников. Банк предоставляет услуги клиентам по формированию пенсионных списков на электронных носителях.

7. Кассовые операции: прием, выдача, пересчет, размен, обмен банкнот и монет. Банком производится прием наличных денег (выручки) и прочих поступлений от хозяйственной деятельности Клиента на его банковские счета. Сданные наличные деньги клиента в течение операционного дня Банк зачисляет на счета в этот же день, а наличные деньги, сданные после окончания операционного дня, зачисляются на счет клиента не позднее следующего рабочего дня.

Выдача наличных денег клиентам осуществляется в соответствии с поданной накануне заявкой, а также Банк может выдавать наличные деньги клиентам и в день подачи заявки, но с взиманием повышенного тарифа комиссионного вознаграждения. Для клиентов, которым необходимо провести регистрацию кассового аппарата в налоговых органах, Банк предоставляет подтверждение о суммах внесенных наличных денег на счета.

8. Международные переводы в различных видах иностранных валют. Банк предоставляет клиентам возможность проведения международных переводов во всех видах иностранных валют в любую страну мира, с использованием международных расчетных систем SWIFT, TELEX. Платежи осуществляются с датой валютирования на следующий день, по желанию клиента Банк может проводить международные платежи в режиме "день в день с взиманием повышенного тарифа комиссионного вознаграждения.

9. Проведение операций по системе удаленного доступа "Клиент - Банк". Для более качественного и оперативного обслуживания Банк предлагает подключение клиентов к расчетной системе банка путем установки системы электронных расчетов «Банк-Клиет». Указанная система позволяет клиенту при использовании терминалов общаться с банком непосредственно из своего офиса (передавать по электронным каналам связи поручения и распоряжения по управлению счетами). Клиент имеет возможность работать по всем принадлежащим ему счетам, независимо от типа валюты и рода совершаемых операций. Комиссионное вознаграждение за установку системы «Банк-Клиент» взимается банком единовременно в утвержденной сумме, а также взимается ежемесячная абонентская плата. Сотрудниками банка с выездом на место производится установка системы «Банк-Клиент», с параллельным обучением персонала Клиента.

10. Покупка и продажа аффинированного золота в слитках и юбилейных монет. Банк осуществляет операции по покупке/продаже мини-слитков без ограничений и на основании заявления за наличный и безналичный расчет. При продаже мини-слитков выписывается справка-сертификат. Продажа памятных, юбилейных и других монет производится без ограничений как физическим (резидентам и нерезидентам), так и юридическим лицам (резидентам и нерезидентам).

11. Оказание услуги "Зарплатный проект" - перечисление и выдача заработной платы работников клиента через лицевые счета и платежные карточки. Услуга по перечислению заработной платы сотрудников клиента оказывается как клиентам банка, так и предприятиям, имеющим основные счета в других банках второго уровня. Посредством указанной услуги клиент получает возможность проводить массовые выплаты заработной платы и другим сумм сотрудникам по различным регионам страны, предоставляя в банк всего одно платежное поручение с приложением списков фамилий сотрудников, суммы зарплаты и иных выплат, реквизитов лицевых счетов, либо карточных счетов. Банк в течение 2 дней со дня поступления денег от клиента на счет соответствующего филиала производит их зачисление на сберегательные или карточные счета сотрудников и выплачивает наличными деньгами по первому требованию владельца счета. Преимуществом услуги является облегчение работы бухгалтерии клиента- отпадают проблемы, связанные с получением, перевозкой, хранением наличных денег, их выдачей сотрудникам и последующим депонированием неполученных сумм заработной платы. Процесс выплаты заработной платы осуществляется за пределами предприятия и вне рабочего времени. Банком обеспечивается конфиденциальность сведений по суммам заработной платы сотрудников клиента.

12. Переводы денег по системе «Экспресс-переводы» (в национальной валюте). Банк производит по территории Казахстана переводы денег физических лиц в адрес физических лиц по системе «Экспресс-переводы» в национальной валюте без открытия банковских счетов. Срочные переводы по территории Республики Казахстан осуществляются в течение 10-15 минут. Сумма перевода не ограничивается. Представление документов о происхождении переводимой суммы не требуется.

Переводы наличной иностранной валюты (долларов США) по системе «MoneyGram» для физических лиц Международная система MoneyGram успешно работает в Банке около 4 лет и представляет собой систему быстрого и надежного перевода денег в течение 10-15 минут с момента оформления перевода в филиале Народного Банка и позволяет физическим лицам осуществить отправку денег в иностранной валюте в любую страну мира, а также по территории Казахстана, где находятся пункты MoneyGram. Также по территории Казахстана могут осуществляться разовые переводы в иностранной валюте только между резидентами и нерезидентами.
Комиссионное вознаграждение за перевод денег зависит от суммы перевода.

13. Переводы денег по системе «Срочные расчеты физических лиц» (в тенге и долларах США) Банк производит переводы физических лиц в адрес физических и юридических лиц по системе «Срочные расчеты физических лиц». Переводы производятся в тенге и долларах США. Срочные переводы по территории Республики Казахстан осуществляются по внутренней системе Банка в течение одного банковского дня как с открытием банковского счета, так и без него. Переводы на карточный и интернет-счета осуществляются в течение одного банковского дня.

14. Денежные переводы по системе «Срочные расчеты физических лиц» осуществляются Филиалами и структурными подразделениями Народного Банка Казахстана, расположенными на всей территории Республики Казахстан. Сбор и обработка массовых платежей физических лиц, поступающих по системе "Срочные расчеты физических лиц". Данный вид услуги Банк предлагает для корпоративных клиентов, испытывающих потребность в осуществлении сбора денег от физических лиц при осуществлении розничной продажи товаров, продажи товаров по каталогам и оказании услуг населению на всей территории Республики Казахстан. Данная услуга позволяет физическим лицам оплачивать через филиалы Народного Банка купленные товары и полученные услуги от юридических лиц, не посещая их офисы, нередко расположенные в других городах Казахстана, и экономя значительные деньги клиента. При этом деньги, отправленные физическими лицами, будут зачислены на счет юридического лица через 1 рабочий день. Максимальная сумма одного перевода в адрес юридического лица.

Комиссионное вознаграждение за оказанные услуги оплачивает либо юридическим лицом согласно установленных тарифов при поступлении денег на банковский счет, либо физическим лицом в момент совершения перевода. Клиент вправе осуществлять переводы по указанной системе как на стандартных бланках Банка, так и на разработанных самим клиентом бланках, сохраняя основные стандарты формы Банка.

15. Операции Банка с дорожными и коммерческими чеками включает себя:  продажа дорожных чеков «Американ Экспресс»; покупка дорожных чеков «Американ Экспресс» и других всемирно известных компаний (Виза, Томас Кук, Мастер Кард, Ситикорп) с моментальной оплатой; прием на оплату через инкассо дорожных чеков от третьих лиц (чеки с передаточной надписью в пользу другого лица, подарочные чеки, чеки, полученные в наследство и т.д.);  прием на оплату через инкассо коммерческих чеков иностранных банков.

16. Проведение обменных операций с наличной иностранной валюты. Банк производит покупку/продажу наличной иностранной валюты через сеть обменных пунктов с установлением наиболее выгодных курсов покупки/продажи. При покупке клиентов значительного объема иностранной валюты Банк может устанавливать оптовые курсы покупки/продажи. Справка-сертификат, подтверждающая покупку/продажу наличной иностранной валюты, выдается на сумму сделки по требованию Клиента. Одновременно, клиентам оказываются услуги по проверки валюты на подлинность на современных детекторах проверки, прием на инкассо ветхих и сомнительных купюр.

17. Проведение операций по конвертации безналичной иностранной валюты. Проведение операций по конвертации безналичной иностранной валюты.
Банк производит покупку/продажу различных видов безналичной иностранной валюты в удобных для клиента режимах: режим "день в день" - иностранная валюта зачисляется на счет клиента в день подачи заявки; с датой валютирования - иностранная валюта зачисляется на счет клиента на второй или третий день с даты подачи заявки;

18.  Покупка и продажа аффинированного золота в слитках и юбилейных монет. Банк осуществляет операции по покупке/продаже мини-слитков без ограничений и на основании заявления за наличный и безналичный расчет. При продаже мини-слитков выписывается справка-сертификат. Продажа памятных, юбилейных и других монет производится без ограничений как физическим (резидентам и нерезидентам), так и юридическим лицам (резидентам и нерезидентам).

Таким образом, АО «Народный Банк» организует кассовые операции в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и осуществляет их по определенным банком схемам.

3.2 Анализ эффективности операций АО «Народный Банк Казахстана» и перспективы их развития

Коммерческие банки осуществляют активные и пассивные операции. Эти операции подобны двум противоположным сторонам диалектического единства. Без пассивных операций невозможны активные операции, а без активных операций становятся бессмысленными пассивные. Но все без исключения проводимые банковские операции преследуют одну цель - увеличение доходов и сокращение расходов.

Проведём количественный анализ активов баланса, позволяющий выявить структуру средств, тенденции её изменения, возможные негативные и позитивные сдвиги (таблица 1, рис 2).

Таблица 1. Расчеты коэффициентов, которые характеризуют деятельность АО «Народный банк Казахстана» по состоянию на 01.01.2009г.(млн. тенге)

Наименование основных показателей

2006 год

2007 год

2008 год

Темп прироста за 2007-2008 гг, %

Активы

991359

1595075

1651349

166,574

Обязательства

870731

1434050

1460294

167,709

Собственный капитал

119565

161025

191055

159,792

Уставный капитал (с учетом дополнительно оплаченного капитала)

62867

65531

65531

104,238

Нераспределенный чистый доход

56736

92253

123428

217,548

Рисунок 2. Анализ баланса АО «Народный банк Казахстана»

Судя по таблице 1 и рисунку 2, самый большой прирост как в 2006, так и в 2008 году был по статье «Нераспределенный чистый доход», который составил 217,5%.

Далее рассмотрим, за счет чего изменяются  статьи активов и пассивов баланса банка. Для анализа активов баланса составим таблицу 2.

Таблица 2. Структура и динамика активов АО «Народный банк Казахстана» за 2007-2008 гг.

Статья актива

2007, млн. тенге

Доля в общей сумме актива,%

2008, млн. тенге

Доля в общей сумме актива,%

Изменение, млн. тенге

Темп роста, %

Деньги и их эквиваленты

255245

16,00

161088

9,75

-94157

63,11

Обязательные резервы

87268

5,47

30852

1,87

-56416

35,35

Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через отчет о доходах и расходах

48073

3,01

14987

0,91

-33086

31,18

Средства в кредитных учреждениях

3398

0,21

10357

0,63

6959

304,80

Инвестиционные ценные бумаги

107839

6,76

135801

8,22

27962

125,93

Займы клиентам

1040273

65,22

1188280

71,96

148007

114,23

Основные средства

22766

1,43

58023

3,51

35257

254,87

Нематериальные активы

6436

0,40

3841

0,23

-2595

59,68

Деловая репутация

3265

0,20

3190

0,19

-75

97,70

Страховые активы

3886

0,24

4417

0,27

531

113,66

Прочие активы

19221

1,21

29256

1,77

10035

152,21

Всего активов

1595075

100,00

1651349

100,00

56274

103,53

Как видно из таблицы, наибольшую долю в составе активов занимают займы клиентам -  в 2007 году 65%, в 2008 году – 71,9%. В численном выражении займы клиентам увеличились за прошедший год на 14%.

Самое большое увеличение за прошедший год произошло по статье  «Средства в кредитных учреждениях» - более чем в 3 раза.

Далее проведём количественный анализ пассива баланса, состоящего из обязательств и собственных средств банка, позволяющий выявить структуру средств, тенденции её изменения, возможные негативные и позитивные сдвиги.

Ресурсная политика Банка направлена на оптимальное формирование структуры пассивов, с учетом финансовой конъюнктуры рынка, условий надежности и ликвидности деятельности Банка.

Кредитные ресурсы Банка формируются за счет:

  •  собственных средств Банка;
  •  средств юридических лиц, находящихся на счетах в Банке, включая средства, привлеченные в форме депозитов;
  •  вкладов физических лиц, привлеченных на определенный срок и до востребования;
  •  иных привлеченных средств.

Деятельность любого банка начинается с формирования собственных средств банка.   Проанализируем источники собственных средств банка (таблица 3).

Таблица 3. Структура и динамика собственных средств АО «Народный банк Казахстана»

Статья пассива

2007, млн. тенге

Доля в общей сумме актива,%

2008, млн. тенге

Доля в общей сумме актива,%

Изменение, млн. тенге

Темп прироста, %

Средства клиентов

935429

65,23

867392

59,398

-68037

92,73

Средства кредитных учреждений

247452

17,26

289608

19,832

42156

117,04

Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

2851

0,20

6048

0,414

3197

212,14

Выпущенные долговые ценные бумаги

224886

15,68

262991

18,009

38105

116,94

Резервы

1885

0,13

2889

0,198

1004

153,26

Отсроченное налоговое обязательство

3897

0,27

8854

0,606

4957

227,20

Страховые обязательства

7389

0,52

8618

0,590

1229

116,63

Прочие обязательства

10261

0,72

13894

0,951

3633

135,41

Всего

1434050

100

1460294

100

26244

101,83

Привлеченные средства преобладают в структуре банковских ресурсов и представляют собой основу функционирования банка.

Анализ таблицы показал, что наибольший удельный вес в структуре обязательств составляют средства клиентов: в 2007 - 65,3%, в 2008 – 59%. За прошедший год эта статья обязательств уменьшились  на 8%, что является отрицательным фактом.

Страховые обязательства включают  в себя резерв  незаработанных премий, резервы на выплату страховых возмещений, задолженность перед перестраховщиками и агентами.

Таблица 4. Анализ капитала АО «Народный банк Казахстана» за 2007-2008 гг.

Статья пассива

2005, млн. тенге

Доля в общей сумме пассива,%

2006, млн. тенге

Доля в общей сумме пассива,%

Изменение, млн. тенге

Темп роста, %

Уставный капитал

65531

40,70

65531

34,30

-

-

Эмиссионный доход

1952

1,21

1908

1,00

-44

97,75

Выкупленные собственные акции

66

0,04

69

0,04

3

104,55

Нераспределенный доход и прочие резервы

92253

57,29

123428

64,60

31175

133,79

Всего

161025

100

191055

100,000

30030

118,65

Резервы были созданы на основании информации, имевшейся в наличии на текущий момент времени, включая возможные уведомления об убытках, ожидающих урегулирования, опыт по аналогичным страховым требованиям и прецедентное право. Резерв понесенных, но не заявленных убытков, определяется на основании актуарных расчетов по виду страхования, и основан на статистических данных по страховым требованиям за период, типичный для развития ущерба в классах и подклассах бизнеса, прошлом опыте и имеющихся в наличии данных. Хотя руководство банка считает, что общий резерв на выплату страховых возмещений и соответствующие суммы по перестрахованию заявлены беспристрастно на основании имеющейся у него информации, окончательное обязательство может отличаться в результате получения дополнительной информации и последующих событий, что может привести к корректировке предусмотренных сумм.

Собственный  капитал Банка по состоянию на 31 декабря 2008 года увеличился на 18%. Увеличение произошло в основном за счет увеличения нераспределенной прибыли, которая занимает наибольший удельный вес в структуре капитала Банка.

Народный Банк и его дочерние организации оказывают банковские услуги корпоративным и розничным клиентам, услуги по управлению пенсионными активами в Казахстане. Рассмотрим их подробнее (таблица 5).

В 2008 году перед Банком была поставлена задача удержания и укрепления своих позиций на основных финансовых рынках. На конец года Банк получил чистый доход в размере 8,08 млрд.тенге. За 2008 год активы Народного Банка выросли на 149,5 млрд. тенге и составили на конец декабря 398,2 млрд. тенге.

Таблица 5. Доходы АО «Народный банк Казахстана» от оказанных услуг 01.01.2009 г.

Показатель

Год,

закончившийся

31 декабря

2006 года

Год,

закончившийся

31 декабря

2007 года

Год,

закончившийся

31 декабря

2008 года

Изменение за 2004-2005, %

Банковские переводы

5898

8184

8959

151,899

Пенсионный фонд и управление активами

7030

6497

4642

66,031

Кассовые операции

2714

3747

3598

132,572

Обслуживание счетов клиентов

1104

1433

2407

218,025

Обслуживание пластиковых карточек

433

1575

2386

551,039

Выданные гарантии и аккредитивы

1357

1424

1887

139,057

Выплата пенсии клиентам

1080

1292

1710

158,333

Обслуживание коммунальных платежей

765

239

308

40,261

Операции в иностранной валюте

232

52

54

23,276

Прочее

1451

985

1257

86,630

Итого

22064

25428

27208

123,314

 

Рис. 3 Доходы АО «Народный банк Казахстана» от оказанных услуг за 2006-2008 гг.

Анализ доходов банка за оказанные услуги в динамике за 2007-2008 годы показали, что  за исследуемый период общий доход от услуг возрос на 23%. Наибольший рост доходов наблюдался  от услуг по обслуживанию пластиковых карточек  - 551%, обслуживанию счетов клиентов – 218%, переводных операций – 151,8%, выплаты пенсий  – 158,3%, кассовых операций - на 132,6%.

В среднем на 40% снизились доходы по управлению пенсионным фондом и управлению активами, на 60% снизились доходы от обслуживания коммунальных платежей.  Самое значительное снижение  – на 77%  по доходам от операций в иностранной валюты и  на 14% по прочим услугам.

Можно сделать вывод, что рост абсолютных и относительных показателей деятельности банка является позитивным фактором и способствует повышению процентных доходов банка, а значит и доходности банка в целом.

Анализ деятельности Банка за прошедший год свидетельствует об устойчивом росте его количественных и качественных показателей, о совершенствовании инфраструктуры и диверсификации бизнеса. В совокупности эти факторы ставят Банк в один ряд с ведущими банковскими институтами страны. На протяжении последних лет Банк стабильно занимает место в первой десятке среди всех БВУ по величине активов, собственного капитала и доходности.

Приоритетными направлениями деятельности Банка в 2006 году были:

• укрепление имиджа, рост доходности и увеличение рыночной доли;

• кредитование малого и среднего бизнеса;

• потребительское кредитование с расширением спектра активных операций;

• дальнейшее развитие филиальной сети;

• повышение качества предлагаемых банковских продуктов и услуг за счет проведения четких прописанных процедур принятия решений;

• внедрение новых информационных технологий для привлечения клиентов и предоставления банковских продуктов и услуг с использованием Internet Banking, платежных карточек и других инноваций;

• получение более высокого рейтинга.


Заключение

Рассмотрев особенности и сущность функций и операций коммерческих банков, на основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Функции коммерческих банков можно разделить на традиционные и нетрадиционные; базовые (рядовые) и новые (рыночные).

Пассивные операции определяют создание и наличие банковских ресурсов, выступают источником для банковской деятельности. Структура пассива: собственный капитал, привлеченные ресурсы, заемные средства выступают объектом управления со стороны менеджера.

Активные операции коммерческого банка характеризуют его деятельность по эффективному размещению банковских ресурсов с целью получения дохода и покрытия всех затрат банка. Активы классифицируются по группам, классам, по степени ликвидности и по доходности.

В управлении активами важно соблюдать принципы: экономичности в пределах нормы риска, сбалансированности активных и пассивных средств, доходности.

Анализ операций  АО «Народный банк» показал, что Банк, работая с большим количеством предприятий в самых разных отраслях экономики, предоставлял своим клиентам полный перечень традиционных банковских услуг,  разработанные с учетом их реальных потребностей. Отлаженная система тарифов на услуги позволила оптимизировать процесс адаптации Банка к особенностям каждого региона и клиента.

Общий  доход от услуг возрос на 23%. Наибольший рост доходов наблюдался  от услуг по обслуживанию пластиковых карточек  - 551%, обслуживанию счетов клиентов – 218%, переводных операций – 151,8%, выплаты пенсий  – 158,3%, кассовых операций - на 132,6%.

В среднем на 40% снизились доходы по управлению пенсионным фондом и управлению активами, на 60% снизились доходы от обслуживания коммунальных платежей.  Самое значительное снижение  – на 77%  по доходам от операций в иностранной валюты и  на 14% по прочим услугам.

В 2008 году перед Банком была поставлена задача удержания и укрепления своих позиций на основных финансовых рынках. На конец года Банк получил чистый доход в размере 14554 млн.тенге.

Отмечается  усиление позиции банка как универсальной кредитной организации, лидирующей на рынке банковских услуг. Наблюдается динамичный рост операций при наличии значительного объема свободных денежных средств и высокого уровня платежеспособности; улучшена качественная структура кредитных вложений и активов в целом.

Имеет место высокая стабильность ресурсной базы банка как в отношении диверсифицированности, так и срочности, платности. Наметилась тенденция роста эффективности использования ресурсов для кредитных операций. Положительная динамика результирующих показателей обеспечила рост рыночной капитализации банка, формирование позитивного восприятия рынком достигнутых результатов деятельности.

В сложившейся ситуации с целью улучшения эффективности деятельности банка и реализации задач, необходимо провести следующие мероприятия: обеспечить сокращение разрыва между активами и пассивами, чувствительными к изменению процентных ставок, с целью минимизации процентного риска; принять меры по повышению темпов роста привлеченных средств в целях приведения его в соответствие с темпами расширения бизнеса.

Коммерческие банки  Казахстана не достигли еще уровня проведения активных операций зарубежными банками, но чтобы повысить уровень использования активных операций коммерческих банков можно использовать опыт зарубежных стран, но при этом извлекать из него только самое позитивное, то, что применимо к нашим условиям.

Преобладающими активными операциями Банка являются:

  •   расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц в тенге и иностранной валюте;
  •   предоставление кредитов юридическим и физическим лицам в тенге и иностранной валюте;
  •   купля-продажа векселей сторонних эмитентов в тенге;
  •   операции с иностранной валютой.

Анализ показателей прибыли за  два последних  завершенных финансовых года демонстрирует рост капитала Банка и как следствие укрепление финансового положения.

Казахстанские коммерческие банки не достигли еще уровня проведения активных операций зарубежными банками, но чтобы повысить уровень использования активных операций коммерческих банков РК можно использовать опыт зарубежных стран, но при этом извлекать из него только самое позитивное, то, что применимо к нашим условиям.


Список использованных источников

  1.  Алибекова Ф.Р. О понятии "банк" и "банковская услуга" // Банки Казахстана. - Алматы, 2004. №10. - С. 28-30
  2.  Лаврушин О.И. Банковское дело. М., 2000.
  3.  Деньги, кредит, банки: учебник/Под ред. Г.С. Сейткасимова. А.:Раритет, 2006.
  4.  Маркова О. М. Коммерческие банки и их операции. -М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995.
  5.  Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 2000.
  6.  Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – 5-ое изд., перераб. и доп. – М: Финансы и статистика, 2003.
  7.  Жарковская Е. Банковское дело: Учебник. - 4 -е изд. , испр. и доп. – М.: 2006.
  8.  Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. -Б.м., 1994.
  9.  Голуб  М. Развивать новые виды кредитных операций необходимо// Банки Казахстана. Алматы, 2001. -№ 11. - С. 43-46
  10.  Утеулин Е.  Основные операции банков// Банки Казахстана. -Алматы, 2000. -№ 3. - С.60-61
  11.  Народный Банк Казахстана развития: визитная карточка [ТЕКСТ]//Банки Казахстана.-2006.№8.с.9
  12.  Ковалев М. Современные тенденции в развитии банковского дела//Банки Казахстана. 2005.№5.с.41-49
  13.  Банковское дело: Учебник / Под ред. Ю.А.Бабичевой. М.: Экономика, 1994.
  14.  Общая теория денег и кредита/Под ред. Е.В. Жукова, Л.М. Максимова, Н.М. Зеленкова и др. М.: ЮНИТИ, 1995.
  15.  Банковское дело: Учебник/ Под ред. В.Н.Колесникова, Л.П.Кроливецкой.4-еизд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1998.


Приложение 1

Приложение 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15381. Стратегическое развитие малого предпринимательства в Тисульском муниципальном районе 593.5 KB
  Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства. Анализ нормативно правовой базы МСУ методологические основы планирования. Теория и методология малого бизнеса. Характеристика Тисульского...
15382. СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 276 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Введение 1. Экономическое содержание понятий характеризующих страховой рынок 1.1 Понятие страховой рынок 1.2 Структура страхового рынка 2. Страховой рынок России на современном этапе 2.1 Развитие страх...
15383. Страховой рынок- становление и перспективы развития 265.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Современное экономическое развитие России обусловило необходимость возрождения страхового дела и развитие его на принципиально новой основе. Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об этом свидетельствует тот факт что общий ...
15384. Телевизионная реклама батончика NUTS 167 KB
  Введение У нас в стране реклама приобретает все большее значение. Ее целью является привлечение внимания покупателей к фирме ее возможностям и выпускаемым товарам подчеркивая их высокое качество новизну надежность удобство использования и приемлемую цену. Во в
15385. Толерантность и образование Теория 196.5 KB
  Помни что ты только человек Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.Сегодня так можно сформу...
15386. Уголовное право. Незаконное хранение, приобретение и распространение наркотических средств 195.5 KB
  Введение Повышение эффективности уголовноправовой борьбы с незаконным хранением распространением наркотиков во многом связано со своевременным совершенствованием уголовного законодательства и практики его применения. Вопрос о путях совершенствования уголовног
15387. Уголовное право. Преступления против собственности, совершенные путем обмана или злоупотребления доверием 293 KB
  Собственность - это исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Отношения собственности составляют основу экономики. Собственность представляет собой одну из важнейших социальных ценностей...
15388. Ценообразование и ценовая политика на предприятии Боготолмолоко 184 KB
  Теоретические аспекты ценообразования на предприятии 1.1 Сущность и функции цен в рыночной экономике 1.2 Процесс и факторы ценообразования 1.3 Цели ценовой политики и принципы ценообразования 1.4 Информация необходимая при принятии у
15389. Динамика показателей денежного обращения в РФ (на начало I квартала 2010 г) 242 KB
  Курсовая работа Экономическая статистика Содержание Введение Глава I. Основы статистики денежного обращения 1.1 Денежные агрегаты 1.2 Денежная база 1.3 Узкие деньги 1.4 Широкие деньги 1.5 Денежные агрегаты в России Глава II. Динамика показателей денежного ...