9196

Эмоционально-волевая сфера личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Эмоционально-волевая сфера личности Структура конспекта: Понятие чувства и эмоции. Их физиологические основы Формы эмоций и высших чувства Понятие воля. Его физиологические основы и основные характеристики Структура вол...

Русский

2013-02-26

27.6 KB

22 чел.

Эмоционально-волевая сфера личности

Структура конспекта:

  1.  Понятие «чувства» и «эмоции». Их физиологические основы
  2.  Формы эмоций и высших чувства
  3.  Понятие «воля». Его физиологические основы и основные характеристики
  4.  Структура волевого акта
  5.  Волевые качества личности  
  6.  Чувства – переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека.

Эмоции – психическое отражение в форме переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непосредственное выражение чувств. Физиологические основы эмоций и чувств. Эмоции имеют рефлекторную природу, т.е. возникают под действием внешних и внутренних раздражений. Раздражение рецепторов передается по нервам в ЦНС, в подкорковые и корковые отделы мозга. Отсюда, возбуждение/торможение идет к различным органам. Процессы возбуждения/торможения влияют на вегетативные центры, что приводит к изменениям в жизнедеятельности организма. Например, учащение сердцебиения при неожиданностях, побледнение при страхе, покраснение при смущении. В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы, благодаря которой изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и управлять своими эмоциями.

  1.  Формы эмоций:
  2.  настроения -  слабовыраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
  3.  аффекты – переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.
  4.  страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.
  5.  стресс – эмоциональное состояние, возникшее в ответ на угрозу, опасность, обиду.
  6.  апатия – вызванная утомлением, серьезным переживанием или болезнью состояние безразличия, равнодушия и упрощения чувств.
  7.  депрессия – состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждения, заторможенностью реакций и деятельностью.

Высшие чувства:

  1.  интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности.
  2.  нравственные чувства – чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.
  3.  эстетические чувства – чувства, возникающее у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением чувства прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного.
  4.  Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением (деятельностью и общением), мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Способность, связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля проявляется в действиях, поступках. 

Основные признаки воли:

  1.  приложение активных действий для выполнения волевых актов;
  2.  наличие продуманного плана осуществления этих актов;
  3.  усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие удовольствия в процессе его выполнения;
  4.  усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Физиологические основы воли.  В коре больших полушарий мозга находится область, отвечающая за двигательную активность, которая связана со всеми участками коры. Эта связь – предпосылка сознательных движений и действий человека. Воля имеет условно рефлекторную природу. Мозг получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные включаются в уже выработанную программу действия, и далее вносятся или не вносятся изменения в деятельности. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который требует постоянного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.

Волевая регуляция поведения характеризуется

  1.  состоянием оптимальной мобилизованности личности;
  2.  потребностью режима активности;
  3.  концентрацией этой активности в нужном направлении.
  4.  Структура волевого акта:
  5.  Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил выступают определенные мотивы и потребности человека. Они заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
  6.  Представление и осмысление цели действия. Происходит борьба мотивов – процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия, в ходе которого оформляется цель деятельности.
  7.  Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели.
  8.  Намерение осуществить данное действие. Другими словами, принимать решение, или отграничить одно желание от других. Для этого необходимо приложить волевое усилие, характеризующееся количеством энергии, затраченной на выполнение действия или на удержание от него.
  9.  Выполнение принятого решения. Но человек не только действует, но и проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В любой момент она сличает получаемый результат с идеальным образом (целью).
  10.  Волевые качества личности:
  11.  Первичные (базовые):
  12.  Сила воли (способность необходимого волевого усилия для достижения цели);
  13.  Настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей);
  14.  Выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения);
  15.  Энергичность
  16.  Вторичные:
  17.  Решительность (умение принимать и претворять жизнь быстрые и обоснованные решения):
  18.  Смелость (умение побороть страх и идти на риск);
  19.  Самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики)
  20.  Уверенность в себе
  21.  Третичные (связаны с нравственностью, отношению к труду):
  22.  Ответственность
  23.  Дисциплинированность (сознательное подчинение общепринятым нормам)
  24.  Принципиальность (верность идеям, убеждениям)
  25.  Обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их)
  26.  Инициативность
  27.  Организованность (разумное планирование труда)
  28.  Исполнительность (выполнение в срок своих обязанностей)

Волевые действия

    Простые                                                                Сложные

                                   Мотив переход в действие                                  Действию предшествует

                                   автоматически                                                      учет последствий, осознание

                                                                                                                  мотивов, составление плана


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54126. Масляна. Сценарій виховного заходу 67 KB
  Святково одягнені в українські національні костюми діти збираються в рекреаційній залі школи. Починається дійство Діти стукають у двері Зими але ніхто не відповідає. Як же нам бути Чи підкоримось Зимі Чи не злякались ви її погроз Знаєте діти мені стало сумно від думки що я ніколи не побачу як пробуджується наша Матінка Земля від довгого зимового сну як зеленітимуть її луки горбочки. А ви діти хочете щоб на землі завжди була зима Діти: Ні не хочемо Ведуча: То що ж нам робити Може будемо штурмом брати цю фортецю і...
54127. Активізація пізнавальної діяльності при викладанні дисципліни «Автомобільні перевезення» з використанням інтерактивних технологій навчання 242.5 KB
  Однією з умов запоруки успіху в підготовці конкурентоспроможних фахівців є застосування інтерактивних форм навчання з метою активізації пізнавальної діяльності студентів. У Донецькому індустріальному технікумі широко застосовуються інтерактивні навчальні технології які забезпечують інтенсифікацію...
54128. МОДЕЛЮВАННЯ СУЧАСНОГО ЕФЕКТИВНОГО УРОКУ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 190.5 KB
  У застосуванні методів навчання треба бути обережним інакше ефективний урок може перетворитися на ефектний. Павленко Питання моделювання ефективного уроку є надзвичайно актуальним для сучасних педагогів що працюють в умовах особистісно орієнтованого підходу запроваджують інноваційні технології.Опрацювати методи і прийоми що...
54129. Хто працює, той і має. Майстер-клас 351.5 KB
  Українська мова Корінь слова. Спільнокореневі слова. формувати в учнів уявлення про спільнокореневі слова корінь на основі споріднених слів; розвивати вміння виділяти споріднені слова виділяти спільну частину; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати вміння спостерігати аналізувати зіставляти; виховувати акуратність уважність у роботі. Які виросли паростки діти називають Що спільного з словом лісце корінь тому вони і називаються спільнокореневі слова.
54130. СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЕМИНАРА ФИЗИКОВ 89.5 KB
  Смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения выражающийся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении ими рациональными способами этой деятельности; Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании и в творческой деятельности; Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями коммуникативной информационной культурой культурой деятельности. Деятельностный подход к обучению предполагает что...
54131. Общая характеристика низкого (витального) уровня культуры 36.5 KB
  Деление культуры по уровням, каким бы условным оно ни было, - целесообразно. Уровень культуры - это показатель ее реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни.
54132. Застосування диференціального, інтегрального обчислень та інших елементів математики в фізиці та техніці 303 KB
  Розвивати уміння узагальнювати цілісну систему знань уміння реалізувати практичні звязки курсу математики і фізики з майбутньою професією уміння через організацію ділової рольової гри відображувати виробничу ситуацію. Розвязання Потужність Р в зовнішньому колі дорівнює різниці повної потужності джерела і P1=EI потужності що губиться всередині джерела Р2=I2rтобто P=P1P2 ; P=EII2r 1 напруга зовнішнього кола як функція сили струму. Доки Мальцев Павло розвязував задачу на дошці клас бере участь в її обговоренні. Йде засідання...
54133. Степенева функція, її графік та властивості. (Урок з використанням інформаційних технологій) 96.5 KB
  Завдання: Дослідити властивості степеневої функції y=x для різних значень параметра. Підготовка до роботи: повторення схеми дослідження функції. Домашнє завдання: закінчити заповнення таблиці: у двох останніх рядках узагальнити властивості функції для додатного та відємного значень показника степеня. Дослідити властивості степеневої функції у = х коли ― ціле додатне парне: 1 встановити масштаб min X = ― 5 mx X = 5 min Y = ― 5 mx Y = 5; 2 побудувати графіки функцій: 1 у = х2 2 у = х4 3 у = х8...
54134. МАТЕМАТИЧНІ ЗМАГАННЯ! 304.5 KB
  Мета: Перевірити вміння учнів застосовувати набуті знання у нестандартних ситуаціях; продовжувати розвивати уміння працювати самостійно, активізувати розумову діяльність учнів; розвивати бажання застосовувати здобуті знання для досягнення поставленої мети; прищеплювати любов до математики.