9196

Эмоционально-волевая сфера личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Эмоционально-волевая сфера личности Структура конспекта: Понятие чувства и эмоции. Их физиологические основы Формы эмоций и высших чувства Понятие воля. Его физиологические основы и основные характеристики Структура вол...

Русский

2013-02-26

27.6 KB

21 чел.

Эмоционально-волевая сфера личности

Структура конспекта:

  1.  Понятие «чувства» и «эмоции». Их физиологические основы
  2.  Формы эмоций и высших чувства
  3.  Понятие «воля». Его физиологические основы и основные характеристики
  4.  Структура волевого акта
  5.  Волевые качества личности  
  6.  Чувства – переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека.

Эмоции – психическое отражение в форме переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непосредственное выражение чувств. Физиологические основы эмоций и чувств. Эмоции имеют рефлекторную природу, т.е. возникают под действием внешних и внутренних раздражений. Раздражение рецепторов передается по нервам в ЦНС, в подкорковые и корковые отделы мозга. Отсюда, возбуждение/торможение идет к различным органам. Процессы возбуждения/торможения влияют на вегетативные центры, что приводит к изменениям в жизнедеятельности организма. Например, учащение сердцебиения при неожиданностях, побледнение при страхе, покраснение при смущении. В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы, благодаря которой изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и управлять своими эмоциями.

  1.  Формы эмоций:
  2.  настроения -  слабовыраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
  3.  аффекты – переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.
  4.  страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.
  5.  стресс – эмоциональное состояние, возникшее в ответ на угрозу, опасность, обиду.
  6.  апатия – вызванная утомлением, серьезным переживанием или болезнью состояние безразличия, равнодушия и упрощения чувств.
  7.  депрессия – состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждения, заторможенностью реакций и деятельностью.

Высшие чувства:

  1.  интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности.
  2.  нравственные чувства – чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.
  3.  эстетические чувства – чувства, возникающее у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением чувства прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного.
  4.  Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением (деятельностью и общением), мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Способность, связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля проявляется в действиях, поступках. 

Основные признаки воли:

  1.  приложение активных действий для выполнения волевых актов;
  2.  наличие продуманного плана осуществления этих актов;
  3.  усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие удовольствия в процессе его выполнения;
  4.  усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Физиологические основы воли.  В коре больших полушарий мозга находится область, отвечающая за двигательную активность, которая связана со всеми участками коры. Эта связь – предпосылка сознательных движений и действий человека. Воля имеет условно рефлекторную природу. Мозг получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные включаются в уже выработанную программу действия, и далее вносятся или не вносятся изменения в деятельности. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который требует постоянного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.

Волевая регуляция поведения характеризуется

  1.  состоянием оптимальной мобилизованности личности;
  2.  потребностью режима активности;
  3.  концентрацией этой активности в нужном направлении.
  4.  Структура волевого акта:
  5.  Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил выступают определенные мотивы и потребности человека. Они заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
  6.  Представление и осмысление цели действия. Происходит борьба мотивов – процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия, в ходе которого оформляется цель деятельности.
  7.  Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели.
  8.  Намерение осуществить данное действие. Другими словами, принимать решение, или отграничить одно желание от других. Для этого необходимо приложить волевое усилие, характеризующееся количеством энергии, затраченной на выполнение действия или на удержание от него.
  9.  Выполнение принятого решения. Но человек не только действует, но и проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В любой момент она сличает получаемый результат с идеальным образом (целью).
  10.  Волевые качества личности:
  11.  Первичные (базовые):
  12.  Сила воли (способность необходимого волевого усилия для достижения цели);
  13.  Настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей);
  14.  Выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения);
  15.  Энергичность
  16.  Вторичные:
  17.  Решительность (умение принимать и претворять жизнь быстрые и обоснованные решения):
  18.  Смелость (умение побороть страх и идти на риск);
  19.  Самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики)
  20.  Уверенность в себе
  21.  Третичные (связаны с нравственностью, отношению к труду):
  22.  Ответственность
  23.  Дисциплинированность (сознательное подчинение общепринятым нормам)
  24.  Принципиальность (верность идеям, убеждениям)
  25.  Обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их)
  26.  Инициативность
  27.  Организованность (разумное планирование труда)
  28.  Исполнительность (выполнение в срок своих обязанностей)

Волевые действия

    Простые                                                                Сложные

                                   Мотив переход в действие                                  Действию предшествует

                                   автоматически                                                      учет последствий, осознание

                                                                                                                  мотивов, составление плана


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36588. Реляционная модель данных 46.5 KB
  Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом: НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ Поле1 Поле2 Поле3ПолеN Например: СТУДЕНТЫНомер_зачетки ФИО Факультет. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен принятом при создании таблицы. В каждой таблице должен быть столбец или совокупность столбцов значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец или совокупность столбцов называется первичным ключом primry key PK таблицы.
36589. Основы проектирования баз данных 93.5 KB
  Основные этапы проектирования баз данных 1 Концептуальное инфологическое проектирование Концептуальное инфологическое проектирование построение семантической смысловой модели предметной области то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какуюлибо конкретную СУБД и модель данных. Кроме того в этом контексте равноправно могут использоваться слова модель базы данных и модель предметной области поскольку такая модель является как образом реальности так и образом...
36590. Язык SQL 499.5 KB
  На раннем этапе развития систем управления базами данных(СУБД) в условиях низких технических характеристик ЭВМ основное внимание разработчиков СУБД было направлено на проблемы размещения информации в базе и обмена данными между дисковой памятью и оперативной памятью, поскольку это в первую очередь определяло эффективность функционирования СУБД
36591. Теорія механізмів і машин 8.12 MB
  Структура та класифікація механізмів Структура механізму це його будова. Будовою механізму визначаються такі його важливі характеристики як види виконуваних рухів способи їх перетворення число ступенів вільності. Основними структурними елементами механізму є ланки тверді тіла та кінематичні пари рухомі зєднання твердих тіл. Ланки механізму рухомо зєднані між собою.
36592. ТЕОРІЯ СИСТЕМ І СИСТЕМНИЙ АНАЛІЗ 1.09 MB
  Поняття інформаційної системи. Модель організації як відкритої системи. Сучасні організації підприємства корпорації інтегровані в системи міжнаціональних економічних звязків у транснаціональні компанії в інформаційні системи що обслуговують світовий ринок.
36593. ЦИФРОВА ТЕХНІКА ТА МІКРОПРОЦЕСОРИ 2.83 MB
  Математичні основи цифрової техніки Відображення інформації у ЦТ Системи числення та кодування Двійкова арифметика Основні поняття та закони булевої алгебри Функції алгебри логіки Форми зображення логічних функцій Мінімізація логічних функцій Структурна реалізація логічних функцій Схемотехніка цифрових пристроїв Цифрові сигнали форми їх зображення Основні параметри і характеристики цифрових мікросхем Розширювачі на логічних елементах Збільшення...
36594. ЦИВІЛЬНИЙ ЗАХИСТ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 109.5 KB
  Обсяг навчального часу для вивчення дисципліни Цивільний захист визначений державними вимогами спільний наказ Міністерства освіти і науки України Міністерства України з питань надзвичайних ситуацій та у справах захисту населення від наслідків Чорнобильської катастрофи та Державного комітету України з промислової безпеки охорони праці та гірничого нагляду від 21.2010 року № 969 922 216 Про організацію та вдосконалення навчання з питань охорони праці безпеки життєдіяльності та цивільного захисту у вищих навчальних закладах України і не...
36595. Основи екології. Курс лекцій 161.5 KB
  Предметом вивчення екології є умови та закономірності існування формування та функціонування біосфери від окремої особі до біосфери в цілому та їх взаємозвязок з зовнішніми умовами а також загальні закони розвитку екології. Самою простою структурою сучасної активної частини біосфери являється біогеоценоз. Це дало йому поштовх до створення всеохоплюючої теорії біосфери тобто тієї частини зовнішніх оболонок нашої планети які безпосередньо повязані з існуванням життя на Землі. Вернадський дав визначення біосфери: “Біосфера являє...
36596. Філософія. Курс лекцій 643.5 KB
  Філософське знання має свою специфіку, яка докорінно відрізняє його від конкретно-наукового знання. Річ у тім, що коли наукове знання на певному етапі історичного розвитку є точним, однозначним і тому загальноприйнятним для всіх людей, то філософське знання є поліфонічним, плюралістичним. Це означає, що на одні і тіж самі питання в різних філософських школах даються різні відповіді, які, що суттєво важливо, мають рівноцінне значення