9196

Эмоционально-волевая сфера личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Эмоционально-волевая сфера личности Структура конспекта: Понятие чувства и эмоции. Их физиологические основы Формы эмоций и высших чувства Понятие воля. Его физиологические основы и основные характеристики Структура вол...

Русский

2013-02-26

27.6 KB

20 чел.

Эмоционально-волевая сфера личности

Структура конспекта:

  1.  Понятие «чувства» и «эмоции». Их физиологические основы
  2.  Формы эмоций и высших чувства
  3.  Понятие «воля». Его физиологические основы и основные характеристики
  4.  Структура волевого акта
  5.  Волевые качества личности  
  6.  Чувства – переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека.

Эмоции – психическое отражение в форме переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непосредственное выражение чувств. Физиологические основы эмоций и чувств. Эмоции имеют рефлекторную природу, т.е. возникают под действием внешних и внутренних раздражений. Раздражение рецепторов передается по нервам в ЦНС, в подкорковые и корковые отделы мозга. Отсюда, возбуждение/торможение идет к различным органам. Процессы возбуждения/торможения влияют на вегетативные центры, что приводит к изменениям в жизнедеятельности организма. Например, учащение сердцебиения при неожиданностях, побледнение при страхе, покраснение при смущении. В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы, благодаря которой изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и управлять своими эмоциями.

  1.  Формы эмоций:
  2.  настроения -  слабовыраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
  3.  аффекты – переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.
  4.  страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.
  5.  стресс – эмоциональное состояние, возникшее в ответ на угрозу, опасность, обиду.
  6.  апатия – вызванная утомлением, серьезным переживанием или болезнью состояние безразличия, равнодушия и упрощения чувств.
  7.  депрессия – состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждения, заторможенностью реакций и деятельностью.

Высшие чувства:

  1.  интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности.
  2.  нравственные чувства – чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.
  3.  эстетические чувства – чувства, возникающее у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением чувства прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного.
  4.  Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением (деятельностью и общением), мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Способность, связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля проявляется в действиях, поступках. 

Основные признаки воли:

  1.  приложение активных действий для выполнения волевых актов;
  2.  наличие продуманного плана осуществления этих актов;
  3.  усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие удовольствия в процессе его выполнения;
  4.  усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Физиологические основы воли.  В коре больших полушарий мозга находится область, отвечающая за двигательную активность, которая связана со всеми участками коры. Эта связь – предпосылка сознательных движений и действий человека. Воля имеет условно рефлекторную природу. Мозг получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные включаются в уже выработанную программу действия, и далее вносятся или не вносятся изменения в деятельности. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который требует постоянного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.

Волевая регуляция поведения характеризуется

  1.  состоянием оптимальной мобилизованности личности;
  2.  потребностью режима активности;
  3.  концентрацией этой активности в нужном направлении.
  4.  Структура волевого акта:
  5.  Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил выступают определенные мотивы и потребности человека. Они заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
  6.  Представление и осмысление цели действия. Происходит борьба мотивов – процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия, в ходе которого оформляется цель деятельности.
  7.  Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели.
  8.  Намерение осуществить данное действие. Другими словами, принимать решение, или отграничить одно желание от других. Для этого необходимо приложить волевое усилие, характеризующееся количеством энергии, затраченной на выполнение действия или на удержание от него.
  9.  Выполнение принятого решения. Но человек не только действует, но и проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В любой момент она сличает получаемый результат с идеальным образом (целью).
  10.  Волевые качества личности:
  11.  Первичные (базовые):
  12.  Сила воли (способность необходимого волевого усилия для достижения цели);
  13.  Настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей);
  14.  Выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения);
  15.  Энергичность
  16.  Вторичные:
  17.  Решительность (умение принимать и претворять жизнь быстрые и обоснованные решения):
  18.  Смелость (умение побороть страх и идти на риск);
  19.  Самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики)
  20.  Уверенность в себе
  21.  Третичные (связаны с нравственностью, отношению к труду):
  22.  Ответственность
  23.  Дисциплинированность (сознательное подчинение общепринятым нормам)
  24.  Принципиальность (верность идеям, убеждениям)
  25.  Обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их)
  26.  Инициативность
  27.  Организованность (разумное планирование труда)
  28.  Исполнительность (выполнение в срок своих обязанностей)

Волевые действия

    Простые                                                                Сложные

                                   Мотив переход в действие                                  Действию предшествует

                                   автоматически                                                      учет последствий, осознание

                                                                                                                  мотивов, составление плана


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8575. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности 30 KB
  Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности. Греческие натурфилософы пытались найти первоначало, первоматерию, то есть вещество, из которого произошел мир. Они полагали, что первоначало (др.-греч. архэ) является перв...
8576. Философия элейской школы 30.5 KB
  Философия элейской школы. Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон. Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал т...
8577. Философия софистов и Сократа 30 KB
  Философия софистов и Сократа. Философия софистов. Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.) Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями мыслить, говорить, делать. Считали, что нужно анализировать...
8578. Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией 32.5 KB
  Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией. Объективный идеализм Платона. Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма. Самыми важными проблемами в философии Платона...
8579. Философская система Аристотеля 30.5 KB
  Философская система Аристотеля. Самостоятельная философская позиция Аристотеля началась с критики идеализма Платона. Почему же Аристотель критикует платоновское учение об идеях. Аристотель критикует это учение по нескольким направлениям. Прежде всег...
8580. Научная революция XVII века и особенности философии Нового времени 29 KB
  Научная революция XVII века и особенности философии Нового времени. Научная революция XVII века. Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI - начало XVII вв.) и Англии (середина...
8581. Философские взгляды Ф. Бэкона 29.5 KB
  Философские взгляды Ф. Бэкона. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - крупный английский философ, предложивший философское обоснование для экспериментальной науки. Главным трудом Бэкона является сочинение Новый Органон. Название этого труда отсылает к логич...
8582. Рационалистическая философия Р. Декарта и Лейбница 33 KB
  Рационалистическая философия Р. Декарта и Лейбница. Рационалистическая философия Р. Декарта. Рене Декарт (1596) - французский философ, стоявший у истоков рационалистической традиции. Исходной точкой в концепции Декарта является сомнен...
8583. Материализм Дж. Локка и Т. Гоббса 27.5 KB
  Материализм Дж. Локка и Т. Гоббса Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Видными...