91966

Совершенствования механизмов регулирования рынка труда Костанайской области

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Спад производства в аграрном секторе экономики его реформирование особо отразилось на занятости трудоспособного населения в этой отрасли и в целом на селе. Возникает необходимость по введению мер по сокращению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы содействию занятости трудоспособного населения совершенствованию профессиональной подготовки и переподготовки безработных сельского населения.

Русский

2015-07-24

228.5 KB

2 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….……..4

1 Основные социально – экономические категории, характеризующие

рынок  труда Республики Казахстан……………………………………………….6

1.1 Теория неоклассиков Кейнса…………………………………………………..6

1.2 Сущность рынка труда. Его основные функции……………………………..9

1.3 Особенности социально – экономического развития рынка труда………...10

2. Анализ и оценка занятости населения по Костанайской области……………19

2.1 Прогноз и проблемы рынка труда по Костанайской области……………....19

2.2 Целевые программы занятости населения…………………………...............20

3 Совершенствования механизмов регулирования рынка труда Костанайской

области……………………………………………………………………………...29

3.1 Применение моделей лизинга для развития бизнеса Костанайской…………. области……………………………………………………………………………...29

Заключение………………………………………………………………………….33

Список использованных источников……………………………………………...35

ВВЕДЕНИЕ

Спад производства в аграрном секторе экономики, его реформирование особо отразилось на занятости трудоспособного населения в этой отрасли и в целом на селе. В настоящее время основной процесс оздоровления, реформирования села произошёл, наметились позитивные тенденции в этой отрасли. Это положительно сказалось на ситуации на рынке труда в сельских регионах. По сравнению с 2003 годом на 22 % выросло число занятых в сельской местности, составив 222677 человек. Костанайская область - аграрная. Поэтому в сельскохозяйственном производстве и в целом на селе в нашей области занят довольно высокий процент населения - 46 % от общего числа занятых. Из них 44 % - наемные работники (98675 человек). Самостоятельно занятых больше - 55 % (124002 чел.). Из них 3 % являются работодателями (4922 человек), 53 % - самостоятельные работники (118020 чел.). Уровень безработицы в сельской местности во втором квартале 2005 года сложился в 4,8 % ( 11186 человек). В целом по области этот показатель составляет 9,8 %, из них в городской местности -13,7 %.

Последние три года сельское хозяйство работает рентабельно. Валовая продукция сельского хозяйства за период с 2005 года возросла в 2,3 раза. Изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования, в результате сформировалось многоукладное сельское хозяйство, с различными организационно правовыми формами и размерами производства.

В данное время в области функционирует 8374 ориентированных на рынок сельскохозяйственных структур, в том числе 7760 крестьянских хозяйств. 99 процентов из них - организации негосударственной формы собственности. Развивается рыночная инфраструктура села. Создано 19 машинно-технологических станций, 9 оптовых рынков по реализации продукции сельскохозяйственного производства, 2 биржи, 7 ассоциаций сельхозтоваропроизводителей. Интенсивно начало развиваться животноводство. Появилась потребность в животноводах, в таких специалистах как ветеринарные врачи. Предполагается дальнейший рост числа занятых в сельском хозяйстве.

Вместе с тем, село располагает большими трудовыми ресурсами, которые в данное время не могут быть использованы в полном объёме. Поэтому определённая часть населения будет самостоятельно занята в личном подворье и индивидуальном предпринимательстве.

Сохранится тенденция сокращения численности сельского населения. Это связано с демографической ситуацией, миграционными процессами среди жителей села, особенно молодёжи в города, в регионы с более развитой экономической структурой. По последним статистическим данным в сельской местности области проживает 46,5% (436302 чел.) всего населения области.

Но как ни прискорбно это осознавать уровень безработицы в районах Костанайской области безудержно растет. Уровень общей безработицы по состоянию на 01.01. 2006 год составил 9%, уровень зарегистрированной безработицы 3,3%.  Возникает необходимость по введению мер по сокращению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, содействию занятости трудоспособного населения, совершенствованию профессиональной подготовки и переподготовки безработных сельского населения. В этом и заключается актуальность данной курсовой работы.

Цель работы – определить организацию занятости сельского населения на примере Костанайской области.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  •  Обозначить сущность и функции рынка труда;
  •  Дать определение понятиям «безработица», «занятость населения»;
  •  Дать характеристику рынку труда Костанайской области.
  •  Охарактеризовать организацию и проблемы организации занятости населения в Костанайской области.

     1 Основные социально – экономические категории, характеризующие   рынок труда Республики Казахстан

     1.1 Теория неоклассиков Кейнса

     По определению Райзберга, кейнсианство – макроэкономическая теория, автором которого является всемирно известный учёный – экономист Дж. М. Кейнс. Кейнсианское учение, объясняющее действие ряда экономических механизмов, основывается на следующих положениях:

  1.  уровень занятости определяется объёмом производства;
    1.  общий спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объёму платежных средств, так как часть этих средств откладывается  в виде сбережении;
    2.  объём производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию капитала;
    3.  при равенстве между инвестициями и сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений становятся практически независимыми.

Что касается монетаризма, то Райзберг даёт следующее определение. Монетаризм – это экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, согласно которой определяющую роль в экономических  процессах, в хозяйствовании играет количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной.

Кейнсианская концепция основана на вмешательстве государства в регулировании трудовых отношений. Государственное вмешательство в регулирование трудовых отношений в переходный период необходимо на всех фазах воспроизводства рабочей силы, включая формирование, распределение, перераспределение и рациональное использование кадров высшей квалификации.

Некоторые современные экономисты переформулировали и обновили теоретическое положение классической теории занятости и создали новые концепции. К их числу относится монетаризм.

Лидером послевоенного монетаризма по праву считается Милтон Фридмен (родился в 1912 году в семье бедных еврейских эмигрантов в Нью-Йорке) – профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года. [17

Фридмен – приверженец идеи свободы, исходящий из существования внутренней связи между свободой предпринимательства и свободой общества. Для умножения свободы нужно уменьшить роль государства. Его нельзя допускать к созданию богатства, регулированию объёма производства, занятости и цен.  Единственное, что оно может и должно делать в экономике, - это регулировать количество денег в обращении.

В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

  •  монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – результат некомпетентного вмешательства государства в экономику.
  •  корреляция (взаимосвязь) между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объёмом ВНП обнаруживается более тесная. Чем между инвестициями и ВНП.

Фридмен полагает, что изменения в кредитно-денежной сфере оказывают решающее воздействие на экономическую конъюнктуру, или афористически: money does matter (деньги имеют значение). Уровень цен в экономике существенно зависит от предложения денег (монет, банкнот и чеков), и каждому значительному повышению уровня цен предшествует изменения в темпе роста предложения денег. Поэтому правильным орудием экономического анализа служит количественная теория денег.

Позитивный вклад монетаризма в экономическую теорию, прежде всего в теорию денег, заключается в обстоятельном исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, монетарных инструментов и монетарной (money –деньги, monetary – денежный) политики – на развитие экономики. Можно сказать, что монетаризм – это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная теория, представляющая собой специфический подход к регулированию экономики с помощью денежно – кредитных инструментов.

Что касается Дж. Кейнса, то он официально признал существование экономических кризисов и безработицы, одним из первых объяснил причины негативных явлений в рыночной экономике последствиями проводимой политики невмешательства в экономическую жизнь. Заслуга Кейнса состоит в том, что он предложил новый подход и разработал новую теорию государственного регулирования производства и занятости. Кейнсианское учение оказало влияние на содержания и направления экономической политики, а также на различные направления и сферы исследований: разработку системы национальных счётов в увязке с практическими потребностями экономического регулирования, исходных положений антициклической политики, системы среднесрочного программирования.

Появление книги Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» в 1936 году можно поистине назвать революцией в экономической теории: во-первых, потому что Кейнсом было предложено принципиально новое видение капиталистической экономики, могут приводить к затяжным спадам – состояниям макроэкономического равновесия при низком уровне производства и вынужденной  безработице. С другой стороны, в экономике нет внутренних механизмов, способных ликвидировать рецессии. Капитализм не является саморегулирующейся системой. Во-вторых, новизна теории Кейнса состояла в том, что именно на её основе возникла макроэкономика как отрасль  экономической науки.

Кейнс показал роль государства как активной экономической силы, важнейшего участника и регулятора экономической деятельности. Расчёт классической школы на автоматизм рыночных законов, на способность к саморегулированию с учётом происходящих изменений оказался несамостоятельным.

К выступлению против классической теории занятости Дж. Кейнса подтолкнул тот факт, что в соответствии с теорией безработица, по существу невозможна, а в действительности в экономике имели место периоды длительной безработицы и инфляции.

Дж. Кейнс исходил из того, что неполная занятость, т.е. безработица, обусловлена ограниченностью спроса на товары. Недостаточность потребительского спроса Дж. Кейнс выводит из свойств психологии человека. Склонность людей такова, что по мере роста дохода доля затрат на потребление уменьшается, а доля сбережений возрастает.

Отсюда Кейнс сделал вывод, что для ликвидации безработицы, необходимо компенсировать недостаточную склонность к потреблению и инвестициям населения, посредством увеличения государственного спроса и государственных расходов и стимулировать частные инвестиции посредством регулирования нормы процента. Таким образом, главным стимулом занятости становится государство.

Монетаристы в отличие от кейнсианцев негативно относятся к вмешательству государственных органов в экономические процессы. Поскольку государственные органы делают ошибки, не надо заниматься регулирование экономики. Монетаристы исповедуют своеобразный агностицизм и неверие в способность людей воздействовать на экономику.

Оппонентом А. Пигу выступил другой представитель Кембриджа -Дж. М. Кейнс. Достижение полной занятости у Кейнса напрямую не связано с уровнем зарплаты, он отвергает и ее урезывание в качестве лекарства от безработицы. «Теоретики похожи на приверженцев Евклидовой геометрии в неевклидовом мире. Убеждаясь на опыте в том, что по всем данным параллельные прямые часто пересекаются, они не видят другой возможности предотвратить злосчастные столкновения, как бранить эти линии за то, что они не держатся прямо. В действительности нет другого выхода, как отбросить вовсе аксиому о параллельных и создать неевклидову геометрию».

По Кейнсу, уровень занятости — функция эффективного спроса,
включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего соответственно экономическое поведение предпринимателей.

Рост спроса на потребительские товары и инвестиционные блага увеличивает эффективный спрос общества и тем самым формирует занятость. Кейнс полагал, что в тяжелые времена государство должно взять на себя организацию общественных работ (строительство дорог, другой инфраструктуры), что оказалось продуктивным во времена Великой депрессии 30-х гг. Во имя достижения полной занятости он предлагал даже "строить пирамиды".

В развернутом виде функция занятости включает: общие данные об уровне квалификации и количестве труда, степени его тяжести, количестве и качестве оборудования, технологии, состоянии социального контроля; независимые переменные: склонность к потреблению, эффективность капиталовложений, норму процента, количество денег в обращении;

результирующие переменные: уровень занятости и национальный доход на душу населения.

Уравнивание спроса на труд и его предложения согласно кейнсианской модели происходит и при сохранении избытка труда на рынке. В отличие от классиков Койне полагал, что рассасывание трудового резерва путем снижения заработной платы ограничено рамками эффективного спроса.

Если экономисты-неоклассики объясняют безработицу несовершенствованием рынка труда (то есть микроэкономическим причинами), то у кейнсианцев безработица макроэкономическая, вызванная дефицитом агрегированного спроса в экономике.

Кейнсианская безработица, возникает из-за так называемой "жесткости" зарплаты - в ответ на сдвиг кривой спроса на труд, вызванный падением агрегированного спроса в экономике, уровень зарплаты не изменяется, как это предполагается в классической теории. В результате и возникает разрыв между уровнем спросы и предложения при фиксированной зарплате. Это не означает, однако, что кейнсианская безработица и классическая не могут существовать одновременно: на том же рисунке видно, что общая безработица равна. Более поздние исследования, особенно английских ученых во главе с А. Филлипсом, привели к заключению об обратно пропорциональной зависимости между безработицей и ростом цен. Кейнсианская схема зависимости между инфляцией и безработицей была положена в основу политики "быстрого реагирования", предполагавшей, что меры по стимулированию занятости должны осуществляться за счет дефицитного финансирования, налоговой либерализации и т.д., что преодоление инфляционных взлетов не получится без сокращения занятости. В 60-х гг. подобная модель была на вооружении правительства Кеннеди—Джонсона в США. И все же взаимосвязь цен и безработицы стала ахилесовой пятой кейнсианского учения. Безработицу классифицируют по типам, выделяя фрикционную, структурную, сезонную, безработицу избыточного предложения и циклическую.

     

1.2 Сущность рынка труда. Его основные функции

Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянина, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако, став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою способность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал название новому рынку.

Однако по поводу названия нового товара и названия нового рынка  среди исследователей этих явлений возникли разногласия.

Выдающиеся английские экономисты, классики политической экономии А.Смит и Д.Рикардо считали, что товаром на рассматриваемом рынке является труд, что «труд имеет свою естественную и свою рыночную цену». Такого же мнения придерживаются в настоящее время представители неоклассического направления экономической мысли.

     1.3 Особенности социально – экономического развития рынка труда

     Анализ рынка труда и социально-трудовых отношений был бы неполным без исследования проблемы безработицы. Безработица — это непременный атрибут рыночной экономики. Проявляясь через рынок труда, безработица все же не является результатом функционирования только рынка труда. Подобный подход вытекает не только из того, что рынок труда органически включен в систему рыночных связей, а спрос и особенно предложение рабочей силы формируются за счет экономических и внеэкономических факторов. Общеэкономический характер безработицы обусловлен еще и тем, что собственно рынок труда, пропорции между спросом и предложением труда формируют занятость, а не безработицу. Безработица, с одной стороны, является как бы «изнанкой» занятости, с другой стороны, испытывает влияние факторов, отличных от тех, что формируют занятость.

Тем не менее безработица всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости, как правило, снижает безработицу, тогда как сокращение — увеличивает ее. По определению, безработица — это количество незанятого трудоспособного населения, желающего работать. В макроэкономическом плане безработица — это всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства. В этом смысле безработица равносильна избыточным производственным мощностям или неиспользуемым земельным угодьям, но, в отличие от избытка других факторов производства, «лишняя» рабочая сила — явление постоянное в рыночной экономике.

Зарубежные экономисты разных школ и направлений давно уже пытаются выявить причины безработицы. В последнее время и отечественные исследователи уделяют все больше внимания этому вопросу.

На Западе пик изучения проблем безработицы приходится на период Великой Депрессии, опровергнувшей классический взгляд на безработицу как на временное явление, автоматически устраняемое рыночным механизмом равновесия.

Зарубежные экономисты никогда не отрицали наличия безработицы вообще, даже классики и неоклассики. Более того, они считают, что определенный уровень безработицы жизненно необходим для рыночной экономики в силу циклического характера ее развития: в период подъема фирмы быстро находят на рынке труда необходимую рабочую силу, которая была выброшена туда в период спада. Однако современный уровень производства, основанный на научно-техническом прогрессе, делает такую «резервную армию труда» малоэффективной для экономики,— фирмам нужна не просто рабочая сила, а труд определенного качества, определенной квалификации.

Поэтому понятие «естественной», т.е. нормальной и даже необходимой для рыночной экономики безработицы трактуется сегодня по-разному. Одни экономисты определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция устойчивы: снижение безработицы ниже этого уровня вызовет рост инфляции. По существу, это определение естественной безработицы принадлежит неоклассикам, которые связывают инфляцию с заработной платой и уровнем занятости. Другие исследователи естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный характер, — это так называемый равновесный уровень безработицы. Третьи определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором количество вакансий равно количеству безработных. Четвертые — по неизменному уровню безработицы и нормальной ее продолжительности.

Таким образом, естественный уровень безработицы — это как бы безработица в «нормальные» времена, характеризующиеся умеренной инфляцией и стабильными темпами роста. Поэтому конкретное определение уровня естественной безработицы — дело сложное и в немалой степени умозрительное: ведь для расчета этого показателя необходимо создать модель «нормально функционирующей экономики».

Представляется, что сегодня, особенно в условиях современной экономики, речь должна идти не о естественной безработице, а о ее социально приемлемом уровне, который учитывал бы и уровень текучести кадров и продолжительность поиска работы, и демографический состав рабочей силы, и уровень напряженности на рынке труда (соотношение безработицы с количеством вакансий), и социальную напряженность.

Но как бы ни определялся естественный уровень безработицы, настоящую проблему для экономики представляет массовая, «неравновесная», или «вынужденная» — циклическая безработица.

Экономисты до сих пор спорят о том, каковы же действительные причины массовой безработицы. В частности, этот вопрос — один из предметов разногласий между классической и кейнсианской школами. Вкратце напомним сущность этих споров.[6.стр.196]

Согласно классической (и неоклассической) теории, основной причиной массовой безработицы является высокая и негибкая в сторону снижения заработная плата. Когда заработная плата превышает свой равновесный уровень и «закрепляется» на нем благодаря профсоюзной активности и государственному вмешательству, возникает разрыв между спросом и предложением труда, что и вызывает безработицу. Если же при этом внерыночные силы (профсоюзы и государство) принуждают фирмы сохранять прежний уровень занятости, то результатом может стать хроническая инфляция в стране. Отсюда — основной «рецепт» неоклассиков: сдерживать и даже уменьшать заработную плату.

Как известно, Дж.М.Кейнс категорически отвергал идею снижения заработной платы в качестве «лекарства» от безработицы, оперируя понятием совокупного спроса, включающего в себя, помимо инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта, еще и потребительские расходы, причем последние — основная часть совокупного спроса. Концепция Кейнса заключается в том, что снижение совокупного спроса уменьшает деловую активность фирм и, следовательно, спрос на рабочую силу. Если же при этом уменьшается заработная плата (как основа потребительских расходов), то совокупный спрос падает еще больше и т.д.

По моему мнению, история возникновения и роста безработицы в Казахстане полностью подтверждает правоту именно кейнсианских взглядов. С 1 июля 2001 г., когда началась официальная регистрация безработных на московской бирже труда, показатели уровня безработицы постоянно повышались (соответственно, показатели занятости падали). Так, в 2002 г. численность занятых в экономике упала на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, в 2003 г. — еще на 1,7%, в 2004 г. — на 2,1%, в 2005 г. — на 3,3%. В 2006 г. падение занятости  приостановилось (0,5%). За этими цифрами скрывается тенденция, описанная как раз Дж.М.Кейнсом.

Резкое сокращение занятости в 2002 г. обусловлено структурными изменениями в экономике (уменьшение государственного сектора, конверсия в ВПК), а также с ухудшающимся финансовым положением многих предприятий в связи с инфляцией и недостаточно быстрым ростом альтернативных форм хозяйствования (частных предприятий, акционерных обществ). Все это, естественно, негативно отразилось на объеме совокупного спроса: государственные вливания сократились, инвестиционная деятельность замедлилась, а потребительские расходы уменьшились (в реальном выражении) из-за инфляционного падения уровня жизни. Единственный компонент совокупного спроса, который оставался со знаком «плюс» — это чистый экспорт, традиционно державшийся на вывозе сырья.

Казалось бы, в 2003 г. занятость должна упасть еще больше. Однако цифры свидетельствуют о некотором сокращении убывающей тенденции занятости (1,7%). Дело в том, что в этот период реальная заработная плата начала стремительно падать и предприятия не сокращали штат в надежде дождаться «лучших времен». Получается, что уменьшение заработной платы помогло на время приостановить безработицу. Но отсюда вовсе не следует, что падение заработной платы может увеличить занятость, как полагают неоклассики.

И уже последующие годы показывают, что на фоне все убывающих реальных доходов занятость уменьшается возрастающими темпами, — теперь уже фактор недостаточного совокупного спроса (а значит, падения производства и расходной части бюджета) играет решающую роль в экономике. И даже при некотором росте в 2006 г. реальных денежных доходов (на 3,5%) занятость продолжала уменьшаться.

Следовательно, основная причина роста безработицы в Казахстане — это сокращение производства, прежде всего в государственном секторе экономики. Насколько тесной является связь между динамикой экономического роста (спада) и безработицей?

Как правило, западные экономисты тесно связывают темпы экономического роста с темпами увеличения занятости, а спад — с безработицей. Действительно, в нормально функционирующей рыночной экономике индустриального типа экономический рост всегда означает развитие и расширение отраслей, — следовательно, прирост занятости. Между тем, такой зависимости явно не наблюдается в развивающихся странах. Так, быстрый промышленный рост многих развивающихся стран в 60—70-х годах не вызвал соответственного расширения занятости. Экономисты связывают это явление с темпами урбанизации, намного превышающими темпы промышленного роста, и низкой квалификацией мигрирующего из села в город населения.

Современная действительность, в свою очередь, не подтверждает прямой связи безработицы с темпами экономического спада. Так, при снижении в 2002-2004 гг. объемов промышленного производства почти вдвое, численность занятых работников сократилась не более чем на 10%. Причины такого явления, на мой взгляд, состояли в следующем.

Во-первых, это сохранение государственного сектора в экономике. В самом начале рыночных реформ, когда превалировала государственная собственность и продолжалась государственная поддержка предприятий, в том числе и убыточных, инфляционное падение заработной платы в связи с редким и запаздывающим индексированием дало возможность предприятиям сохранять занятость даже в условиях снижения объемов производства.

Во-вторых, это увеличение скрытой безработицы в форме неполного рабочего времени, отпусков без сохранения содержания. Будучи формально занятыми, такие работники нигде не учитываются в качестве безработных и официально не ищут другого места работы, хотя являются безработными по существу. Как правило, частично занятые имеют так называемую вторичную занятость или самозанятость.

В-третьих, сильного роста безработицы, особенно в первые годы после радикальных экономических преобразований, не наблюдалось из-за снижения предложения на рынке труда. Практиковавшиеся досрочные пенсии, тенденция увеличения занятых домашним хозяйством (в основном женщины), распространение индивидуальной трудовой деятельности, все более ускоряющееся развитие теневого сектора экономики, — все это сократило предложение рабочей силы на рынке труда.

Не подтверждают прямой связи между динамикой занятости, ВВП и безработицей явления, на первый взгляд, парадоксальные. Дело в том, что согласно официальной статистике, в 2006 г. при росте ВВП на 0,4%, по сравнению с 2006 г., реальная безработица упала почти на 6%, зарегистрированная — на 20%, а вот занятость при этом не только не увеличилась, а сократилась на 1,4%. Вызывает некоторое удивление два факта: во-первых, опережающее сокращение безработицы по сравнению с ростом ВВП; во-вторых, уменьшение безработицы одновременно с падением занятости.

Представляется, что указанные явления невозможно объяснить только статистическими погрешностями и ужесточением условий присвоения статуса безработного. Падение занятости на фоне казалось бы благополучных показателей экономического роста можно объяснить двумя причинами. Во-первых, сохранением высокого уровня скрытой безработицы, которая постепенно «выплескивает» свой потенциал на открытый рынок труда даже в условиях некоторой стабилизации. Во-вторых, увеличением скрытой (теневой) занятости, которая «оттягивает» значительную часть рабочей силы и безработных с открытого рынка труда. Часто скрытая безработица прямо переходит в скрытую занятость, при этом показатель официальной занятости падает, а показатель безработицы не увеличивается.

Итак, скрытая безработица и теневая занятость — два мощных фактора, искажающих реальный уровень безработицы в Казахстане и одновременно являющихся скрытым потенциалом будущих проблем в области занятости и безработицы. Однако эти факторы пока находятся в латентном состоянии, между тем уровень даже официальной безработицы довольно высок.

Занятость     населения     является,     с     одной     стороны,     важнейшим макроэкономическим показателем, с другой - она носит социальный характер. Встречающиеся определения категории занятости как элемента согласования спроса и предложения рабочей силы или как вида деятельности граждан упрощают ее сущность.

По моему мнению, занятость как социально-экономическую категорию точнее можно определить как общественные отношения между людьми по поводу их включения в трудовую деятельность и участия в ней.

Занятость — это деятельность граждан, связанная, с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Республики Казахстан и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Как видим, это понятие несколько уже, чем предыдущее, но конкретнее в части определения его юридической сущности:

- деятельность   граждан   должна   быть   направлена   на   удовлетворение личных и общественных потребностей;

- она не должна быть противозаконной;

- она должна, как правило, приносить гражданину доход.

Таким образом, занятость выступает как функциональная характеристика трудоспособного населения, делящая его на две большие социальные группы: занятых и незанятых.

К занятым относятся граждане:

-  работающие    по    трудовому    договору    (контракту),    в    том    числе выполняющие   работу  за   вознаграждение  на  условиях   полного  либо неполного  рабочего  времени,  а также  имеющие  иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных  работ;

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые    в   подсобных    промыслах   и   реализующие   продукцию   по договорам;

- выполняющие  работы  по договорам  гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членам производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других
образовательных   учреждениях,   включая   обучение   по   направлению
Государственной  службы  занятости   населения;

-  временно      отсутствующие      на      рабочем      месте      в      связи      с нетрудоспособностью,      отпуском,      переподготовкой,      повышением квалификации,   приостановкой   производства,   вызванной   забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей  (участников)  общественных  и   религиозных  организаций (объединений),    благотворительных    и    иных    фондов,    объединений юридических    лиц    (ассоциаций    и    союзов),    которые    не    имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Основные принципы занятости:

Первый принцип — исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Этот принцип закрепляет за всеми трудоспособными гражданами Республики Казахстан. Исключительное право выбора участвовать или не участвовать в общественно-полезном труде, право человека работать там, столько и таким образом, где, сколько и как ему это необходимо. Сфера труда стала равноправной и равнодоступной сферой общественно полезной деятельности наряду с учебой, домашним хозяйством, воспитанием детей и т.д. Единственной причиной пресечения добровольной занятости может быть только противоправная деятельность гражданина.

Однако исключительное право выбора нельзя отождествлять с обязательством государства удовлетворить потребности выбора каждого на вид, форму занятости и профессию. Роль государства в данном случае заключается в обеспечении для всех равных правовых условий для реализации своих способностей. Что же, касается меры использования этих прав, то она зависит от индивидуальных качеств каждого человека.

Обеспечению правовых гарантий граждан служит второй принцип занятости - ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. В связи с чем положениями третьей главы Закона о занятости предусмотрены ряд гарантий в сфере занятости как для всех трудоспособных граждан, так и для отдельных категорий: безработных, граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда и т.д.

Различают несколько видов и форм занятости.

По видам чаще всего принято выделять полную, рациональную и эффективную занятость.

В условиях рыночной экономики под полной занятостью понимается реальная возможность для каждого трудоспособного человека участвовать в общественно-полезном труде. Полная занятость предполагает наличие в обществе определенного числа не занятых трудоспособных граждан, временно не работающих в связи со сменой работы, места жительства или рода занятий. Соответствующий этому явлению уровень безработицы принято называть естественным. Полная занятость является прежде всего количественной характеристикой категории «занятость».

Полную занятость называют продуктивной, если она обеспечивает занятость человека по созданию полезных благ и услуг как для общества, так и для самого работника.

Рациональная занятость - предполагает оптимальное распределение занятых по отраслям производства, профессионально-квалификационной структуре, регионам страны в соответствии с наличием рабочих мест и с целью выпуска необходимой обществу продукции и оказания услуг. Но рациональная занятость еще не говорит о результатах труда работника.

Эффективная занятость предполагает такое распределение и использование трудовых ресурсов, которые обеспечивают получение наибольшего прироста материальных и духовных благ при их высоком качестве.

Занятость может быть эффективной только при соблюдении следующих условий:

  •  наличие технически оснащенного, высокотехнологичного производства;
  •  наличие работников и управленческого персонала, обладающих высоким профессионализмом и нацеленных на эффективный труд;
  •  рациональное распределение работников и управленческого персонала по рабочим местам;
  •  высокий уровень организации труда.

Эффективная занятость является качественной характеристикой категории «занятость». Показателем эффективной занятости является уровень производительности труда.

Различают следующие формы занятости:

  •  постоянная занятость с жестко регламентированным рабочим днем;
  •  постоянная занятость с гибким регламентом (неполный рабочий день, неделя с гибким режимом труда и др.);
  •  временная занятость — предполагает работу по временным контрактам или на условиях подряда;
  •  сезонная занятость вид занятости, связанный с сезонным характером труда;
  •  вторичная занятость - занятость, связанная с дополнительной платной работой, кроме работы по основному месту;
  •  надомничество - занятость работника на дому;
  •  самозанятость – трудоспособный гражданин самостоятельно организует свой труд и получение дохода.

В Республике Казахстан законы и другие нормативно-правовые документы по вопросам труда и занятости населения разрабатываются, принимаются, контролируются государственными структурами РК.

Практические же вопросы организации занятости населения и управления трудом осуществляются непосредственно в городах и районах, где их решением занимаются территориальные структуры власти, центры занятости населения, работодатели и первичные профсоюзные организации трудящихся.

Объект управления - совокупность социально-экономических отношений по поводу производства, формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

Прямая и обратная связь представляют собой механизм управления занятостью населения в виде приказов, положений, распоряжений, целевых программ и отчетно-исполнительской информации.

Однако в связи с тем, что рассматриваемая система относится к социальным системам, кроме обязательных элементов в неё входят и надстроечные:

Государственная политика -занятости является идеологической, методологической и правовой основой всей системы организации занятости населения.

Активной политика занятости является тогда, когда приоритеты в ней отдаются мероприятиям, обеспечивающим повышение уровня занятости населения: расширение и организация производства, способствующая увеличению количества рабочих мест, организация временной занятости, обучение и переобучение работающих и т.д.

Под пассивной политикой занятости понимается комплекс мер, направленных на материальную поддержку безработных, сглаживание негативных проявлений безработицы.

2 Анализ и оценка занятости населения по Костанайской области

2.1 Прогноз и проблемы рынка труда по Костанайской области

Ожидается создание рабочих мест на предприятиях, организациях всех форм собственности 246, в промышленности —27 рабочих мест, в малом бизнесе - 57 рабочих мест, в сельском хозяйстве 57  рабочих мест, временные и сезонные работы - 105 рабочих мест, общественные работы - 100 рабочих мест.

Однако это число не восполнит пока количество имевшихся ранее рабочих мест. Занятость сельских жителей будет основана на частной, фермерской бизнесе и углубление процесса самозанятости в личном подсобном хозяйстве.

Уровень занятости населения сохранится в пределах 657. Прогнозируемый уровень безработицы по району составит 1,7.

Обратятся в уполномоченный орган по вопросам занятости 500 человек, из них трудоустроятся 150 человек. Пройдут профобучение 10 чел.

В ближайшие годы предполагается улучшение демографической ситуации. Будут предусмотрены меры по упорядочению и регулированию внешней и внутренней миграции, приданию положительных тенденции в структуре миграционного оборота. В этих целях будут приняты меры по сокращению отрицательного сальдо в миграционном обмене за счет регулирования процессов выезда и приема мигрантов. Ожидаемая оптимизация демографической ситуации приходится с конца 2004 года, когда меры по экономической стабилизации будут оказывать влияние на уменьшение оттока населения и обеспечит постепенный рост естественного прироста. Для предупреждения напряженности на рынке труда и обеспечения защищенности граждан в условиях рыночных отношений в районе ежегодно будет разрабатываться региональная программа занятости населения, в которой осуществляется комплексный подход к достижению рациональной занятости населения района.  В 2006 году по сравнению с 2003 годом численность занятых в экономике по   видам   экономической   деятельности увеличится   на   13%.   Численность безработных имеет тенденцию к сокращению и к 2006 году по сравнению с 2003 годом она уменьшится на 10 %. В результате полной реализации программы и принятия всех мер, предусмотренных в ней будет обеспечена основа для дальнейшего снижения уровня безработицы, сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы. Наметившиеся позитивные тенденции на рынке труда будут закреплены. Высвобождение работников будет снижаться. Дальнейший рост негосударственного сектора экономики, объем его производства, развитие сферы малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Все это будет способствовать ослаблению напряженности на официальном рынке труда.

Будут созданы новые рабочие места на предприятиях организациях всех форм собственности, Намечается тенденция роста временных и сезонных рабочих мест в сфере услуг, торговле. В сельском хозяйстве также намечается создание рабочих мест. Занятость сельских жителей будет основана на частном, фермерском бизнесе и расширении самозанятости в личном подсобном хозяйстве. Лица, обратившиеся в уполномоченный орган по труду занятости и социальной защиты населения в поисках работы и за консультацией будут информированы и получат действенную помощь при трудоустройстве. Прогнозируемый уровень официальной безработицы по району на 2003-1,7%, на 2004 год-1,6%, на 2005 год-1,6%. Общее число безработных будет снижаться от 400 человек – в 2003 году, в 2004году - 350 человек, в 2005году – 300 человек. Получат работу при содействии службы занятости в 2003 году - 150, в 2004 году- 160, в 2005году-160 человек. В условиях экономического спада в районе намечены мероприятия по стабильности экономики. В 2002 году в районе были продолжены основные процессы оздоровления экономики. Наблюдается стабилизация основных показателей в промышленности, в сельском хозяйстве. Промышленность района, которая ориентирована в основном на пере работку выращенного сельхозпредприятиями зерна и животноводческой продукции, в общем объеме производимой продукции составляет 3,3%. В промышленном секторе района занято 291 человек, в малом бизнесе занимающихся производством промышленной продукции занято 29 человек. В 2002 году инвестиции в промышленность не привлекались.

Наблюдается стабилизация основных показателей и в сельском хозяйстве. Число предприятий охваченных «скрытой» безработицей не изменилось. Число находящихся в вынужденных отпусках осталось на прежнем уровне.  За 2002 год за содействием в трудоустройстве обратилось в уполномоченный орган по вопросам занятости 428 безработных граждан. Получили работу при содействии органов занятости 111 человек. В 2002 году получили развитие общественные работы в которых приняли участия 71 человек из числа безработных граждан, зарегистрированных в уполномоченном органе. Прошли профессиональную подготовку и переподготовку 2 безработных, из них один трудоустроен по специальности.

На социальные рабочие места трудоустроены 20 человек из числа безработных, в основном малообеспеченные и лица из целевых групп. В отчетном году в связи с действенным содействием в постоянном и временном трудоустройстве, наблюдается рост числа обращений безработных в уполномоченный орган по вопросам занятости, В итоге число состоящих на учете безработных на 01,01.2003год составило 278 человек, уровень безработицы 1,7%. Проводимые мероприятия по улучшению занятости населения; общественные работы, социальные рабочие места, создание новых рабочих мест полностью не снимают напряженность на рынке труда района. Предложение рабочей силы во много раз превышает се спрос. Поэтому будут приниматься меры по закреплению наметившихся позитивных тенденций на рынке труда района.

2.2 Целевые программы занятости населения

     По законодательству Республики Казахстан к занятому населению относятся граждане:

-  работающие по индивидуальному трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую paботу (службу), доход:

-  занимающиеся предпринимательской деятельностью:

- самостоятельно занятые:

-  занятые на   подсобных   промыслах   и   реализующие   продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера (договорам подряда, а также члены производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность:

- проходящие службу в  Вооруженных Силах  Республики Казахстан, органах   национальной   безопасности,   внутренних       войсках   Министерства внутренних   дел   Республики   Казахстан,   Республиканской   гвардии,   частях Агентства    по    чрезвычайным   ситуациям   Республики   Казахстан    и   иных воинских формированиях.

Законодательство Республики Казахстан о занятости основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из  настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

Законодательство о занятости распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства.

Международные договоры, ратифицированные  Республикой  Казахстан, имеют приоритет перед Законом и применяются непосредственно, кроме случаев,  когда  из международного договора следует, что для его  применения требуется издание закона. Государство    обеспечивает    проведение    политики,    способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.

Государственная политика в сфере занятости направлена на:

- обеспечение  равных  возможностей  гражданам Республики  Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной зашиты от безработицы;

- обеспечение продуктивной занятости, сокращение   безработицы, создание рабочих мест;

- ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспектив его развития;

- поддержку   трудовой   и   предпринимательской   инициативы   граждан, осуществляемой   в  соответствии  с  законодательством,  содействие  развитию  их способностей к производительному, творческому труду;

- стимулирование    работодателей,    сохраняющих    действующие    и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп;

- организацию трудового посредничества через уполномоченный орган н частное агентство занятости;

- лицензирование деятельности, связанной с привлечением  иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;

- защиту   внутреннего   рынка   труда   путем   квотирования   привлечения иностранной рабочей силы;

- сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;

- координацию деятельности  в  сфере  занятости  населения  с  другими направлениям экономической и социальной политики;

-  формирование единой информационной базы рынка труда;

- координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке    и    реализации    мер, обеспечивающих    занятость    населения,    и осуществление контроля  за их выполнением;

- организацию   международного   сотрудничества   в   решении   проблем занятости    населения,    включая    решение    вопросов,    связанных    с    трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранных граждан на территории Республики Казахстан;

- обеспечение участия представителен работодателей, работников и общественных   организаций   в   разработке   и   реализации   государственной политики занятости;

- проведение  финансовой,   налоговой   и   инвестиционной   политики, согласованной с политикой   занятости,   поддерживающей   стимулирование создания дополнительных рабочих мест.

Государство гарантирует гражданам в сфере занятости населения:  защиту   от   любых   форм   дискриминации   и   обеспечение   равных возможностей в получении профессии и работы; социальную защиту от безработицы; содействие в подборе работы  и трудоустройстве при посредничестве уполномоченных органов.

Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения.

В целевые группы входят: молодежь в возрасте до 21 года; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет; одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие на содержании лиц, которым в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре; лица предпенсионного возраста (за два года до достижения пенсионного возраста); инвалиды; лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан; лица, освобожденные из мест лишения свободы и/или принудительного лечения; репатрианты (оралманы).

Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительно перечень лиц. относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и средств местного бюджета, а также дополнительные меры по социальной защите.

Центральный исполнительный орган по вопросам занятости в пределах своей компетенции обязан: осуществлять методическое и      организационное руководство уполномоченными органами; анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу на основе создания единой информационной базы рынка труда,   информировать население и Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда; разрабатывать Республиканскую программу занятости населения; принимать   участие    в    рассмотрении    проектов    инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда; выдавать  лицензию   на  деятельность,   связанную  с   привлечением иностранной  рабочей силы, а также вывозом  рабочей силы из Республики Казахстан     за     границу    в     порядке,    установленным    законодательством Республики Казахстан; приостанавливать и  отзывать лицензии на деятельность, связанную с привлечением   иностранной  рабочей   силы,   а   также   вывозом  рабочей   силы  из Республики Казахстан за границу в порядке установленном законодательством Республики Казахстан;  разрабатывать   и   утверждать  квалификационные   требования   к деятельности, связанной   с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу; выдавать  разрешение, в пределах    установленной Правительством Республики   Казахстан   квоты,   работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, для   осуществления   трудовой   деятельности   на   территории Республики Казахстан; совместно с заинтересованными органами определять потребность в подготовке кадров и их трудоустройство; формировать единую информационную базу рынка труда.

Местные исполнительные органы обеспечивают занятость населения путем: разработки региональных программ в соответствии с государственной политикой занятости; ежегодного определения  целевых групп,  проживающих  на территории соответствующих административно-территориальных единиц и социальных мер по их защите; поддержки   создания   дополнительных   рабочих   мест   через   развитие индивидуального предпринимательства;  оказания социальной защиты безработным гражданам; организации общественных работ; осуществления    других    мероприятий,    способствующих     занятости населения.

Уполномоченный орган по вопросам занятости обязан: информировать обращающихся граждан и безработных о  возможности получения работы, а  работодателей - о возможности обеспечения рабочей силой; оказывать   содействие   гражданам   и   безработным   в   выборе   работы, выдавать направления для трудоустройства и обучения;  формировать банк данных по рынку труда; регистрировать и ставить на учет граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства и безработных: оказывать     бесплатные     услуги     гражданам     и     безработным     в профессиональной ориентации; направлять безработных с их согласия на общественные работы; направлять безработных на профессиональное обучение в соответствии с потребностями рынка труда; выдавать    безработным    справку,    что    он    зарегистрирован    как безработный; анализировать,  прогнозировать спрос и предложение части экономически активного населения (рабочей силы) и информировать население, местные л центральный  исполнительные органы о состоянии рынка труда;  реализовывать региональные программы занятости населения и специальные мероприятия, обеспечивающие содействие занятости целевым группам.

Уполномоченный орган по вопросам занятости имеет право: направлять граждан и безработных к работодателям при наличии потребности рабочей силе;  вносить в местные исполнительные органы предложения по организации и  проведению общественных работ в организациях, расположенных на их территории; запрашивать    у    государственных    органов,    ведающих     вопросами образования, в организациях образования, учебных курсов различных организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сведения о трудоустройстве выпускников, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и предполагаемых к подготовке специалистов по конкретным профессиям (специальностям).

Правительство Республика Казахстан и местные исполнительные органы с участием общественных объединений работодателей и работников на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатывают и утверждают программы занятости населения, предусматривающие:

- меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;

-  меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;

- организацию   занятости   целевых   групп   населения,   нуждающихся   в социальной поддержке;

- поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;

-  организацию    гибкой    системы    профессиональной    подготовки   и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;

-  организацию и совершенствование общественных работ;

- меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;

- интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;

- совершенствование    информационной    базы    данных    по    вопросам занятости;

- создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ.

Финансирование программ занятости осуществляется за счет средств государственного бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Для объективной оценки положения в области занятости населения, а также ситуации на рынке труда, ее прогнозирования и регулирования в соответствии с законодательством    Республики    Казахстан устанавливается государственная статистическая отчетность.

Физические и юридические лица, занимающиеся трудовым посредничеством, обязаны представлять государственную     статистическую отчетность в  уполномоченный  орган   в  порядке  и   сроки,   установленные   в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Уполномоченные   органы   обмениваются   на   безвозмездной   основе   с органами  статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами на республиканском и региональном  уровнях  отчетной документацией  и  сведениями,   необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.

Уполномоченные органы представляют государственную статистическую отчетность в центральный исполнительный орган в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения Республики Казахстан осуществляется центральным исполнительным и уполномоченным органом по вопросам занятости и их службами.

Физические и юридические лица, нарушившие законодательство о занятости населения,  несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Содействие трудоустройству включает следующие основные услуги, предоставляемые уполномоченным органом по вопросам занятости:  информирование населения о возможности трудоустройства, подбор подходящих рабочих мест, подбор работника по запросу работодателя, консультирование граждан, испытывающих трудности в поиске работы, содействие занятости слабоконкурентным  на рынке труда категориям населения, включая целевые группы.

Итак, при поддержке службы занятости работа предоставлена 150 человекам.    Управлением труда, занятости и социальной защиты населения будет проводиться работа по содействию трудоустройства безработных состоящих на учете. Так, в 2003 году трудоустроено 150 человек

Управлением труда и занятости населения, являющимися посредниками между основными участниками рынка труда – работниками и работодателями, будет проводиться следующая работа:

- формирование банка вакансий и свободных рабочих мест;

- информирование граждан о возможностях трудоустройства;

- подбор работников по заявкам работодателей;

- подбор подходящей работы для незанятых граждан;

- обучение и переквалификация граждан на рабочие места;

- консультация граждан, испытывающих трудности  в поисках работы;

- предоставление работы на социальных рабочих местах.

Повышение спроса не дает оснований на значительное увеличение числа вакансий дающих постоянную работу.

Дефицит рабочих мест частично снижен за счет предоставления безработным возможности временной занятости на общественных и сезонных работах, которые являются наиболее действенной и активной формой социальной защиты. Это позволяет поддержать доходы безработных, дает шанс получить постоянную работу. С целью реализации данного направления в 2001-2003 годах организованы временные места на общественные работах для 70 безработных.

Первоочередное право участия в общественных работах  предоставлено безработным входящим в целевые группы населения. Договоры с работодателями заключаются по видам и срокам работ, определенных решением акима. Это позволяет использовать труд участников общественных работ на объектах имеющих наибольшую общественную значимость. Предполагается использование труда безработных работающих на общественных работах в основном в здравоохранении, сельском хозяйстве, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Оплата труда участников общественных работ производится из областного бюджета.

Перечень лиц входящих в целевые группы определяется местным уполномоченным органом. Это следующие категории безработных малообеспеченные, молодежь в возрасте до 21 года, воспитанники детских домов, дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, одинокие, многодетные родители. Воспитывающие несовершеннолетних детей, лица предпенсионного возраста, граждане, имеющие на содержании лиц нуждающихся в постоянном уходе, инвалиды, лица уволенные из рядов ВС РК, лица освобожденные из мест лишения свободы и принудительного лечения, репатрианты (оралманы). Большая их часть    является    малообеспеченными. По   обеспечению   их    занятости,

повышению уровня их жизни будет продолжена реализация программы по снижению бедности.

Большое внимание будет уделено женщинам, лицам длительно или ранее не работавшим, молодежи от 16 до 20 лет. Преимущественно молодым гражданам, не имеющим специальности, будет предоставляться возможность обучения на средства облбюджета профессиям, имеющим спрос на рынке труда. Для трудоустройства женщин будут использованы имеющие свободные рабочие места, При этом приоритетное право получат одинокие и многодетные матери.

На структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы предполагается влиять средствами обучения и переобучения безработных профессиям. Получение новой или совершенствование имеющейся специальности увеличит конкурентоспособность безработных при трудоустройстве. На профессиональное обучение в 2002 году направлено 6 человек из числа безработных. Безработным, направленным на обучение  компенсированы затраты на проживание, питание, расходы на медицинское освидетельствование и проезд к месту учебы из областного бюджета.

Приоритетным направлением в решении вопросов занятости населения остается создание новых дополнительных и временных рабочих мест, развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, что нашло отражение в плане социально-экономического развития района, программах развития промышленности, малого бизнеса и сельского хозяйства.

Будет продолжаться работа по привлечению внутренних и внешних инвестиций, передаче под новые производства неиспользуемых производственных помещений, выделение кредитов под проекты предусматривающие создание новых рабочих мест. В предстоящие  планируемые годы в ходе реализации программы поддержки малого бизнеса и индивидуального предпринимательства будет оказана финансовая помощь в виде выделений кредитов, будут приняты меры по материально-техническому, кадровому обеспечению.[4,стр192]

Также будут созданы предпосылки для развития инфраструктуры предпринимательства. На планируемые годы по программе развития и поддержки малого предпринимательства определен перечень созданных новых и развития действующих производств, где созданы новые рабочие места. В сельском хозяйстве района завершается реформирование и начинается период повышения эффективности отрасли, В предстоящие годы предполагается рост объемов производства, что позволит создать в аграрном секторе экономики в настоящем году - 35 постоянных мест и 65 временных и сезонных работ. Рабочие места будут введены за счет увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и ввода в действие новых производств.

В целях сокращения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы осуществляется ряд мер:

-совершенствуется система социальной поддержки безработных;

- принимаются своевременные меры по профессиональной ориентации населения;

-формируются банки данных, наличие свободных мест и вакантных должностей;

-создаются новые и дополнительные (временные) рабочие места;

- привлекаются большее число предприятий и организаций всех форм собственности к решению проблем занятости населения. Трудоустройство по их заявкам в настоящем 2003 году - 150человек из числа безработных. Общественных работ для 70 безработным в 2003 году. Профподготовка и переподготовка 2003 году - 6 человек;

-содействие самозанятости и оказание поддержки желающим заниматься индивидуальным предпринимательством, частным бизнесом,

- защита интересов внутреннего рынка.

Миграционная политика призвана содействовать преодолению географических расхождений между спросом и предложением на квалифицированную рабочую силу, смягчению напряженности на рынке труда за счет временного использования рабочей силы. Но в Узункольском районе этот способ не используется по причине финансирования и жилищной проблемы. Для  пресечения незаконной трудовой миграции будет осуществляться координация действий всех государственных органов в пределах их компетенции.

В области развития рынка труда и содействия занятости населения необходимо:

- систематизировать информацию о состоянии рынка труда и обеспечить ее доступность. Активизировать разработку и внедрение программ переобучения, в т. ч. непосредственно в организациях;

- рекомендовать работодателям и профсоюзам включать в коллективные договора и соглашения мероприятия по сохранению и увеличению объемов работ, числа рабочих мест, внедрению гибкого распорядка рабочего дня, ра6оты на дому. Предоставлять высвобожденным работникам, работающим в режиме неполного рабочего времени, компенсации в пределах возможностей за счет средств организации. Принимать согласованные меры направленные на уменьшение числа работников подлежащих увольнению,
          - предоставить работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора;

- в целях усиления социальной защищенности работников высвобождаемых из организаций, продолжить практику предоставления
работникам права самостоятельно заниматься проблемой трудоустройства в период месячного срока со дня предупреждения об увольнении, предоставляя им для этого один рабочий день или восемь рабочих часов в неделю.

Основной проблемой является недостаток информации.

Основными элементами системы информации о рынке труда станут

- информирование через средства массовой информации населения и работодателей о состоянии рынка труда и услугах предоставляемых уполномоченным органом по вопросам занятости;

сбор информации для принятия управленческих решений на уровне службы занятости и планирования деятельности.

Основными элементами формирования системы информационной поддержки политики занятости станут:

- информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации,

-содействие самостоятельному поиску работы через распространение памяток, плакатов и непериодических изданий

-содействие трудоустройству граждан, их обучению и переобучению посредством публикации сведений о вакантных рабочих местах.

3 Совершенствования механизмов регулирования рынка труда     Костанайской области

3.1 Применение моделей лизинга для развития бизнеса Костанайской области

Итак, приоритетным направлением в решении вопросов занятости населения остается создание новых, дополнительных и временных рабочих мест, развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Будет продолжена работа по привлечению внутренних и внешних инвестиций, выделению кредитных ресурсов под проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест.

На крупных и средних предприятиях промышленности в результате восстановления существующего производства и расширения старого производства, ввода новых предприятий будут созданы новые и дополнительные рабочие места.

Особое внимание будет уделено восстановлению деятельности предприятий обрабатывающей отрасли, создание условий для их развития, активизации инвестиционных процессов. Выделены приоритетные проекты для кредитования за счет собственных средств предприятий и заемных средств, проекты для кредитования из местного бюджета.

В 2001-2003 годы в сельском хозяйстве Узункольского района была продолжена работа по повышению эффективности данной отрасли. Реализация мероприятий, предусмотренных Агропродовольственная программа на 2001-2003 годы  способствовать росту объемов производства, активизации инвестиционной деятельности. За счет увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, поголовья скота, ввода в действие новых производств в аграрном секторе экономики создаются постоянные и временные рабочие места.

Для закупа мяса, шерсти, кожсырья, живого скота для промышленного забоя, переработки и производства колбасных изделий будут открыты дополнительно заготовительные пункты и магазины. Для закупа мяса, шерсти, кожсырья планируется задействовать подсобные хозяйства, что будет содействовать росту численности населения, самостоятельно занятого в личном подворье.[7.стр49]

В 2001-2003 годы году были продолжены меры по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, поддержке трудовой и предпринимательской инициативы граждан, желающих открыть свое дело. В ходе реализации программы поддержки малого бизнеса и индивидуального предпринимательства оказана финансовая помощь в виде кредитов, предприняты меры по материально-техническому, кадровому обеспечению, созданию сети технопарков и дальнейшему развитию бизнес-инкубаторов. Определен перечень создания новых и развития действующих приоритетных производств товаров и услуг на основных предприятиях малого бизнеса. Это позволит вовлечь в сферу малого бизнеса более широкие слои населения.

Выполняя посредническую роль между главными участниками рынка труда - работниками и работодателями, службой занятости проводится работа в следующих направлениях:

- формирование банка вакансий и свободных рабочих мест, отработка механизма предоставления работодателями заявок на рабочую силу;

- информирование граждан о возможностях трудоустройства;

- подбор работников по заявкам работодателей, проведение ярмарок вакансий;

- подбор подходящей работы для незанятых граждан;

- мониторинг рынка труда в регионах с целью взаимного обмена рабочей силы;

- обучение и переквалификация граждан на гарантированные рабочие места;

- консультация граждан, испытывающих трудности в поисках работы, адаптация длительно не работающих безработных граждан через клубы поиска работы, обучение безработных навыкам поиска работы;

- предоставление временной занятости на общественных работах;

- защита интересов внутреннего рынка труда.

Снижению напряженности на рынке труда помогает активизация деятельности негосударственных организаций в сфере оказания трудового посредничества населению. Они возьмут на себя трудоустройство наиболее квалифицированной и перспективной рабочей силы, способной оплатить подбор высокооплачиваемой престижной работы.

Финансирование программы занятости осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов.

Размер оплаты труда безработных, занятых на общественных работах, устанавливается не менее минимальной заработной платы. На эти виды работ и организацию социальных рабочих мест предполагаются расходы из областного и региональных бюджетов, на организацию профподготовки и переподготовки безработных, деятельность регионального отделения содействия трудоустройству населения - из областного бюджета. Организация новых и дополнительных рабочих мест будет осуществляться за счет собственных и инвестиционных средств.[8, стр157]

Для структурной перестройки народного хозяйства Казахстан остро нуждается в инвестициях. По расчетам Министерства экономики и торговли РК, объемы инвестиций необходимо утроить, но инвестиционная активность сдерживается высокими процентными ставками коммерческих банков. Преодолению промышленного спада может способствовать финансовый лизинг оборудования. Принятый Закон РК «О финансовом лизинге» утвердил правовые и организационно-экономические особенности лизинга, определил его цели и функции.

В реализации лизинговых сделок ключевая роль принадлежит коммерческим банкам, инвестиционным фондам, страховым компаниям, которые кредитуют получателей оборудования. Лизинговые операции очень чувствительны к уровню инфляции. Чем он выше, тем рискованнее долгосрочные обязательства, поэтому успех и качество лизинговых операций напрямую зависит от экономической стабильности государства.

Развитие лизинговой деятельности в практике хозяйствования в Казахстане пока еще не имеет должного обобщения. Анализ достоинств и недостатков лизинговых операций по сравнению с традиционными для Казахстана формами финансирования инвестиций показывает достаточную привлекательность финансового лизинга для казахстанских предприятий. Какими же особенностями обладает лизинг, что делает его таким привлекательным для казахстанского бизнеса?

Во-первых, лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленной выплаты платежей. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору либо позже.

Во-вторых, контракт по лизингу получить проще, чем ссуду. Особенно это касается мелких и средних предприятий, что немаловажно для Казахстана. Некоторые лизинговые компании не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество.

В-третьих, лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может рассчитать поступление своих доходов и выработать с арендодателем удобную для него схему финансирования.

В-четвертых, риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постоянно обновлять свой парк оборудования.

В-пятых, лизинг дает возможность арендатору использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные благодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели.

Однако же у лизинга есть и свои недостатки: если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времени устарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта. При оперативном же лизинге риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, который вынужден брать за это большую плату с лизингополучателя. Недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода оборудования из строя платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования. Также лизинговые платежи относят на себестоимость продукции и тем самым уменьшают налогооблагаемую прибыль, но те же самые платежи, будучи завышенными, способны привести к росту цены товара и снизить его конкурентоспособность.

Отмеченные недостатки присущи финансовому лизингу в целом и не меняют общей положительной оценки применения этого эффективного метода инвестирования.

Совокупный объем казахстанского рынка и низкий уровень инвестиций в реальный сектор делает казахстанский рынок чрезвычайно привлекательным для применения лизингового механизма. С другой стороны, высокий кредитный риск, высокая стоимость финансовых ресурсов и неурегулированное законодательство приводят к тому, что такой огромный спрос остается в значительной мере нереализованным. Однако, учитывая структурные сдвиги в экономике, рост инвестиционной активности предприятий, положительные изменения в налоговом законодательстве и увеличение иностранных инвестиций, можно предположить, что все эти факторы окажут влияние на рост объема рынка лизинговых услуг в Казахстане и возымеют положительное действие на успешное развитие нашей экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, за последние три года наблюдается неуклонная тенденция роста числа обратившихся в службу занятости сельских жителей области. Численность безработных сельчан, официально ставших на учёт на 1.08.2005 г., составляет 7801 человек, что на 20 % больше чем на аналогичную дату прошлого года и в 3 раза больше, чем в 2003 году. Это в какой то мере связано с увеличившейся социальной поддержкой, оказываемой органами занятости и социальной защиты. На сегодня проблема занятости населения продолжает оставаться острой в Житикаринском (- уровень зарегистрированной безработицы -6,3 %), Наурзумском (4,7 %), Жангельдинском (17,5 %), Амангельдинском (20,7 %), Алтынсаринском (5,7 %) районах где уровень зарегистрированной безработицы выше областного показателя - 3,7 %.

Для решения проблем безработицы ежегодно в каждом районе и городе разрабатывается и реализуется Программа занятости населения, где предусматривается оказание содействия в трудоустройстве, организация временной занятости безработных на общественных работах, профессиональная подготовка и переподготовка безработных. Она включает в себя мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда, комплексной социальной поддержке безработных, исходя из основных направлений борьбы с бедностью и безработицей. Для решения проблемы занятости населения большое значение имеет создание новых рабочих мест. В 2001 году их было введено в сельском хозяйстве 6915, в том числе 4772 временных и сезонных рабочих мест. В целом в сельских районах введено 9095рабочих мест. В текущем году за 7 месяцев создано за счет собственных и инвестиционных средств 4102 рабочих места, из них 2741 - временных и сезонных. Общее число введенных рабочих мест в районах составило-493 7.

В прошлом году в районах органами службы занятости было трудоустроено 3067 безработных, в текущем году за 7месяцев -1652. В общественных работах в сельских регионах приняли участие в 2001 году -2900 человек, в этом году — 2377. Направлены на профобучение из районов 104 безработных граждан.

Предпринятые меры по содействию занятости сельского населения позволили в определенной степени снизить уровень общей безработицы с 7,9 % в 2001 году и до 4,8% в настоящее время.

Кроме того, социальная помощь населению села предусмотрена в региональных комплексных программах борьбы с бедностью и безработицей на 2000-2005 годы. В результате подворного обхода в населенных пунктах были составлены социальные карты сельских округов и на их основе социальные карты районов и области. Определены масштабы бедности, выработаны конкретные меры по ее сокращению.[7,cтр.243]

Цель программы: снижение бедности и безработицы, поддержание её на социально приемлемом уровне, проведение активной политики занятости на рынке труда, повышение качества жизни населения.

Приоритет при этом отдаётся созданию новых и дополнительных рабочих мест, развитию малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства, государственной адресной социальной помощи, дифференцированному подходу, который повысит эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан, наиболее нуждающихся в помощи, в пределах имеющихся финансовых ресурсов. В прошедшем году при реализации комплексных программ в сельских районах было трудоустроено из числа малообеспеченных 4461 человек, направлено на общественные работы 3759, оказана помощь в развитии подсобного хозяйства - 2468 семьям, бесплатное питание получили 11233 человека, благотворительную помощь- 8745, адресную помощь - 11126 семей, другую конкретную помощь - 1618 человек.,2. В текущем году эта работа продолжена и она приносит положительные результаты. В итоге по результатам за два года удалось снизить численность малообеспеченных семей на 2,2 %.

Однако для решения проблемы занятости сельского населения необходимы меры по развитию многих отраслей экономики на селе. Этому способствуют действующие :Программа развития животноводства Костанайской области на 2000-2005 годы, Программа развития молочного производства в пригородных зонах Костанайской области на 2000-2005 годы, Региональная программа социально-экономического развития села Костанайской области на 2001-2005 годы, региональная программа переработки сельскохозяйственной продукции на 2006-2005 годы, мероприятия по стимулированию развития производства мяса всех видов в личном подворье, молока и организации закупа сельхозпродукции в каждом сельском округе.

Для реализации потенциальных возможностей обеспечения занятости в сельском хозяйстве я предлагаю осуществление следующих мер:оказание содействия в создании гибкой системы закупа и переработки.
животноводческой продукции, ориентированной на мелкотоварное производство;

реализация экономических рычагов, создающих основу для ускорения
объединения мелких собственников;создание сети заготовительных перерабатывающих предприятий оптово-
производственных рынков, преимущественно в депрессивных районах;формирование единой информационно-маркетинговой системы  агропромышленного комплекса;развитие земельного рынка и ипотеки земли;обеспечение доступности кредитных ресурсов;создание станций и пунктов проката сельхозтехники и оборудования.

Список использованных источников

  1.  Адамчук В.В. Экономика и социология труда. Москва, «Юнити»1999г. Стр. 125.
  2.  Беисенов С. рынок труда, экономика и жизнь. 1992 г. №3. Стр. 45.
  3.  Валек А. Человек и труд // Янтарь, 1993 г. , №8. Стр. 157.
  4.  Голодец О. Вопросы экономики , 1997 г., №2. Стр. 24.
  5.  Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М. 1998. Стр. 89.
  6.  Дадашев А. Вопросы экономики, 1995 г., №5. Стр. 68
  7.  Джеф Д. Сакс, Ф. Ларренб. Макроэкономика. Москва. «Дело» 1999г. Стр. 327.
  8.  Завельский М.Г. Экономика и социология труда. М. 1998. Стр. 97.
  9.  Колосницына М.Г. Экономика труда. М. 1998. Стр. 132.
  10.  Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. М. 1999. Стр. 241
  11.  Кадамбаев Т.К., И.Я. Петренко, А.Я. Быстряков «Организация рыночной экономики», Челябинск, Южно-Уральское книжное издание, 1996 г. Стр. 215
  12.  Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М. 1996. Стр.47.
  13.  Научная организация труда / Под ред. Рофе А.И. и др.. М. 1998. Стр. 287.
  14.  Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица, Москва, Международные отношения, 1991 г. Стр. 198.

     15. Осипова Г.М. Основы экономической теории. Алматы, 2000 г. Стр. 114.

     16. Пиндайк Р.; Рубинфельд Д. Микроэкономика / Пер. с англ. –М.:1992 г.

     17.  Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Москва, ИНФРА –М, 1997. Стр. 189.

     18.  Рофе А.И., Збышко Б.Г., Яшин ВВ. Рынок трудаМ.: МИК, 1998. Стр. 47.

     19.Рынок труда, занятость населения, для труда/ Под М. 1997. Стр. 105.

     20. Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы труда. М. 1999. Стр. 109.

     21. Рофе А.И. Экономика труда. Москва. «МИК» 1996 г. Стр. 27.

     22.Рональд Дж. Эренберг, Роберт С. Смит. Современная экономика труда.

     23.Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 1996. Стр. 204.

     24. Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1995. Стр. 96

     25.Татеиси К. «Вечный дух предпринимательства». Москва. 1990г. Стр. 265.

     26.Тодаро М.П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ. под ред.  Стр. 65.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69319. Аналіз похибок розв’язування СЛАР 336 KB
  Аналіз похибок через число обумовленості матриці Нехай обчислене значення x помилка розв’язку ε = b відхил або нев’язка розв’язку системи рівнянь x = b. Нев’язка може бути малим а помилка розв’язку великою. 52 cond = 1 число обумовленості матриці що дорівнює максимально...
69320. Ітераційні методи розв’язування СЛАР 307.5 KB
  Метод простої ітерації умови збіжності Для розріджених великих систем рівнянь досить добрі результати можна отримати як це було показано в попередньому параграфі застосуванням методу визначальних величин.
69321. Властивості власних значень і власних векторів матриці 115 KB
  Метод характеристичного рівняння матриці Коли на деякий вектор х діє матриця А то в загальному випадку отримується новий вектор у = Ах який відрізняється від вектора х як своїм модулем розміром так і орієнтацією в багатовимірному просторі.
69322. Степеневий метод обчислення власних значень 149.5 KB
  Для оцінки окремих власних значень матриці можна використовувати теорему Гершгоріна яка стверджує що матриця А порядку nxn має n власних значень кожне з яких лежить в межах круга: 4. Якщо λ власне значення матриці то завжди можна вибрати відповідний йому...
69323. Власні значення симетричних матриць 174 KB
  Остаточно маємо формули алгоритму Ланцош довільний нормований вектор; При цьому вважається, що Якщо то було випадково взято ортогональним одному з власних векторів. Тоді Т розпадається на дві тридіагональної матриці; характеристичний поліном – на добуток двох поліномів...
69324. LR-та QR-алгоритми обчислення власних значень 325.5 KB
  Цей метод базується на перетворенні подібності матриці А таким чином щоб власні значення матриці отриманої внаслідок перетворення знаходилися простіше чим для початкової матриці. Найбільш просто обчислювати власні значення трикутної матриці для якої...
69325. Інтерполяція алгебраїчними поліномами. Інтерполяційні поліноми Лагранжа та Ньютона 213 KB
  Таку заміну називають наближенням функції fx. Тоді при вирішенні задачі замість функції fx оперують з функцією φx а задача побудови функції φx називається задачею наближення. Такий спосіб наближення базується на теоремі Вейерштраса про наближення неперервної функції...
69326. Кусково-поліноміальна інтерполяція. Інтерполяція сплайнами 507 KB
  Поліном 3-го ступеня будемо називати кубічним сплайном Sx що відповідає вихідної функції fx і заданий на сітці впорядкованих вузлів =x0 x1 xn=b якщо задовольняютьсянаступні умови: а. Будемо виводити формулу для рівновіддалених вузлів коли: xi xi 1 = h Знайдемо значення функції...
69327. Збіжність і точність процесу інтерполяції. Середньоквадратичне наближення 297 KB
  Похибки інтерполяційної формули Лагранжа Різницю між функцією fx і її інтерполяційним наближенням Lnx називають залишковим членом інтерполяційноїформули або похибкою інтерполяції. 8 зрозуміло що у вузлах інтерполяції ця похибка дорівнює нулю тому похибку...