91986

Анализ маркетинговой деятельности ООО «Мягкий сон»

Курсовая

Маркетинг и реклама

Анализ деятельности предприятия ООО Мягкий сон. Характеристика маркетинговой деятельности предприятия ООО Мягкий сон. И с этим нельзя не согласиться так как в настоящее время российские предприятия вынуждены работать в условиях жёсткой конкуренции возрастающих требований и потребностей потребителей.

Русский

2015-07-24

595 KB

6 чел.

Содеражние

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности на предприятии

1.1 Роль формирования маркетинговой деятельности на производственном предприятии

1.2 Основные концепции управления маркетинга на предприятии

1.3 Планирование маркетинговой деятельности: сущность, этапы, виды маркетинговых стратегий

Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Мягкий сон»

2.1 Характеристика предприятия  ООО «Мягкий сон»

2.2 Анализ деятельности предприятия ООО «Мягкий сон»

2.3 Характеристика маркетинговой деятельности предприятия ООО «Мягкий сон»

Глава 3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

Результаты деятельности больших и малых предприятий в условиях рыночной экономики во многом определяются уровнем организации их маркетинговой деятельности. И с этим нельзя не согласиться, так как в настоящее время российские предприятия вынуждены работать, в условиях жёсткой конкуренции, возрастающих требований и потребностей потребителей. Поэтому маркетинговая ориентация российских предприятий становится одним из условий их выживания и развития.

Выполнением комплекса маркетинговых функций на предприятиях занимаются специальные структурные подразделения маркетинговые службы.

Обеспечение функционирования маркетинговой службы на предприятии позволяет решить важные в деятельности любого предприятия задачи:

сформировать оптимальный товарный ассортимент и определить темпы его обновления;

определить объёмы производства;

выбрать наиболее приемлемые методы ценообразования;

- разработать рыночные стратегии развития предприятия и планы
конкретных действий по продвижению товаров на рынок;

разработать     мероприятия     по     формированию     спроса     и стимулированию сбыта;

- создать эффективную сбытовую сеть.

Результативность деятельности маркетинговой службы на
предприятии      во      многом определяется      эффективностью      её

организационной  структуры,   которая  должна  учитывать  специфику  и масштабы деятельности предприятия.

Проблемы маркетинговой деятельностью в после перестроечные времена являются весьма актуальными, так как большинство предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.

Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка. Объектом исследованием является ООО «Мягкий сон» - крупнейший производитель принадлежностей для сна в Волго-Вятском регионе. Основные категории продукции: одеяла, подушки, наматрасники, покрывала.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности на предприятии

1.1 Роль формирования маркетинговой деятельности на производственном предприятии

Главной целью маркетинговой деятельности является обеспечение коммерческого успеха компании (предприятия, фирмы) и ее продуктов на рынке, что чаще всего достигается через увеличение объемов продаж в натуральном и денежном выражении. Однако в зависимости от конкретной ситуации в конкретной компании цели маркетинговой деятельности могут быть и другими.

Маркетинговая деятельность – это деятельность по решению подразделением маркетинга стоящих перед ним практических задач в коммерческой компании (предприятии, фирме).

Содержание маркетинговой деятельности заключается в поиске взаимовыгодного компромисса между потребностями потенциальных потребителей и производственными возможностями (а также ключевыми компетенциями) компании с учетом возможных действий конкурентов. Традиционно в маркетинге считается, что в маркетинговой деятельности необходимо отталкиваться именно от потребностей рынка, однако это не всегда справедливо. Маркетинговая деятельность может быть направлена как на изменение продуктов и бизнес-процессов компании для соответствия существующему спросу (повышение итоговой потребительной ценности), так и на создание, развитие либо изменение рыночного спроса (потребностей потенциальных потребителей). Но поскольку прямое управление спросом, в отличие от прямого управления продуктами и бизнес-процессами, чаще всего технически невозможно, поскольку подразумевает манипулирование сознанием и мотивацией конечных потребителей, то считается более разумным ориентироваться на существующий спрос (потребности) и подстраивать под него предложения компании. С другой стороны, практически невозможно создать инновационный для отрасли успешный продукт, ориентируясь на существующий рыночный спрос. При этом очевидным является то, что даже разработку инновационного продукта необходимо начинать с ответа на вопрос: какие потребители будут его приобретать и зачем они будут это делать?

Маркетинговую деятельность можно условно разделить на 4 направления:

  1.  Сбор маркетинговой информации о внешней и внутренней среде компании – маркетинговые исследования, конкурентная разведка и т.п.;
  2.  Анализ маркетинговой информации и принятие маркетинговых решений (сегментирование и выбор целевых сегментов, оценка конкурентоспособности, позиционирование и т.п.);
  3.  Планирование маркетинговых мероприятий (разработка маркетинговой стратегии и плана маркетинга);
  4.  Формирование и реализация комплекса маркетинга.

Это не последовательные этапы маркетинговой деятельности, как может показаться на первый взгляд, а именно взаимодополняющие направления. Например, в процессе разработки маркетинговой стратегии или анализа маркетинговой информации может возникнуть необходимость в проведении дополнительных исследований, а по результатам маркетинговых исследований могут вноситься коррективы непосредственно в элементы комплекса маркетинга без пересмотра маркетинговой стратегии и плана маркетинга.

Маркетинговая деятельность является многоаспектной и состоит из следующих элементов:

- исследование потенциала рынка;

- определение характеристик рынка;

- анализ рыночной доли;

- анализ продаж;

- конкурентные исследования;

- краткосрочное (на один год) и долгосрочное прогнозирование маркетинга;

- исследование продукции конкурентов;

- оценка потенциала рынка для новой продукции;

- исследование цикла деловой активности;

- ценовые исследования;

- тест новой продукции;

- формирование плана продаж по территориям и районам;

- совершенствование информационного обеспечения (системы);

- исследование зарубежного рынка;

- исследование каналов реализации;

- изучение эффективности рекламы;

- изучение рекламных носителей;

- изучение предпочтения по упаковке;

- анализ с использованием исследований операций.

Перечисленные элементы маркетинговой деятельности имеют

также свои составляющие, которые необходимо изучать и анализировать.

Специалисты по маркетингу должны изучать и координировать реакции рынков на изменения.

Роль формирования маркетинговой деятельности на производственном предприятии очень велика, так как современный рынок и сложные условия конкуренции ставят фирмы в то положение, когда приходится в полной мере использовать безграничные ресурсы маркетинговой мысли. Сложные экономические колебания, непредсказуемая политическая обстановка- всё это вынуждает современные фирмы прибегать к услугам специалистов маркетологов.

Деятельность   маркетинговой   службы   предприятия   представляет  собой   комплекс мероприятий, ориентированных на:

  1.  Анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений.
  2.  Анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров.
  3.  Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и модернизации старых, включая   ассортимент   их   и   параметрические   ряды,   упаковку   и   т.д.

Устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта.

  1.  Планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так агентских сетей.
  2.  Обеспечение формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов.
  3.  Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.
  4.  Удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара.
  5.  Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, реализация и контроль выполнения маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

Для осуществления вышеперечисленных мероприятий, необходимо учитывать большую роль тех, от кого, в сущности, и зависит эффективность ведения маркетинговой деятельности, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей.

В основе деятельности маркетинговой службы лежат следующие требования: научность, мобильность, гибкость, маневренность, настойчивость, демократичность, исполнительская дисциплина.

Важным аспектом деятельности маркетинговой службы на предприятии является ее информационное обеспечение. Каждая фирма является объектом приема и передачи различных потоков информации, связанных с управлением маркетинговой  деятельностью фирмы. Все элементы- сбор, обработка, хранение и передача информации - образуют систему маркетинговой информации. Элементы этой системы, к которой относятся люди, машины и процедуры, взаимодействуя, создают упорядоченный поток информации, полученной как от внутренних, так и от внешних по отношению к фирме источников. Этот поток является основой принятия управленческих решений.

В своей деятельности специалисты маркетинговой службы руководствуются нормативными документами, должностными инструкциями, положениями и рекомендациями.

Организационно маркетинговая служба должна быть подчинена непосредственно директору предприятия, что обеспечивает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики. В своей деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать с подразделениями предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей.

При взаимодействии с отделом главного конструктора и главного технолога служба маркетинга предоставляет следующие данные:

  •  количественные     и     качественные    требования     потенциальных     и существующих потребителей новой продукции;
  •  план   мероприятий   по   коммерческой   реализации   и   техническому обслуживанию продукции;
  •  стоимостные ограничения на цену изделия, определяемые рынком и
    производителями аналогичной продукции.
  •  конструкторские и технологические отделы взаимодействуют со службой маркетинга по всем вопросам, связанным с оценкой продуктивности новых решений по разработке и производству перспективной продукции, и обеспечивают службу маркетинга сведениями:
  •  о реальном состоянии и возможностях предприятия в области конструирования новой техники и технологии;
  •  об уровне квалификации специалистов;
  •  о конструкторских, ресурсных и прочих ограничениях;
  •  о   прочих   факторах,   влияющих   на   эффективность   работы   службы
    маркетинга.

Взаимодействие службы маркетинга с отделом технического контроля осуществляется по вопросам повышения качества и надежности продукции.

С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга предприятия взаимодействует в процессах:

  •  разработки планов внедрения передовой техники;
  •  организации производства;
  •  определения   экономической    эффективности    новой    продукции    и технологии;
  •  анализа работы предприятия;
  •  разработки перспективных и текущих планов социально-экономического развития предприятия.

Взаимодействие службы маркетинга с отделом материально-технического снабжения осуществляется при подготовке договоров на приобретение необходимой для производства материально-технической продукции и управления ее запасами.

Взаимодействие с ОАСУП (отдел автоматизированных систем управления производством.)    осуществляется    по    вопросам    организации    и    ведения автоматизированных    коммерческих    баз    данных,    проведения    расчетов, обеспечивающих процесс конъюнктурно-экономических исследований.

С юридическим отделом служба маркетинга взаимодействует по вопросам правового обеспечения производственно-коммерческой деятельности предприятия.

1.2 Основные концепции управления маркетинга на предприятии

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Маркетинг это сочетание строгой науки и искусства эффективной работы на рынке. Впервые этот термин появился в 1902 г. в США, а через 20 лет этим термином пользовались уже во многих странах мира.

Маркетинг понятие сложное, динамичное, многоплановое, и это объясняет невозможность в одном универсальном определении дать полную характеристику, адекватную его сущности, принципам и функциям. Выдвинуто уже около 2000 определений, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики.

Рассмотрим маркетинг как рыночную концепцию управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятий, направленную на изучение рынка и конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг, а также на формирование и стимулирование покупательского спроса с целью обоснованного принятия решений и планового расширения продаж, завоевания определенной доли на рынке и получения прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, основной лозунг маркетингового подхода к управлению научно-техническим прогрессом, производством и сбытом. То есть прежде чем начать производство, предприятие должно провести тщательнейшее изучение потребностей конкретных потребителей и в соответствии с полученными данными разработать, доработать или усовершенствовать товар и затем выйти с ним на рынок.

Рассматривая маркетинг с этих позиций, сформулируем его определение следующим образом:

Маркетинг это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой системой принципов, целей и функций и обеспечивает создание, производство и сбыт товаров, отвечающих существующему и особенно потенциальному спросу конкретных потребителей.

Путь от «реализации продукции» к маркетингу как «руководящей философии», т.е. от традиционной торгово-сбытовой деятельности фирм до общепринятого во всем мире понятия маркетинга, нужно рассматривать прежде всего как результат развития рыночных отношений.

Исторически развитие сбытовых и производственно-сбытовых систем происходило в тесной зависимости от характера рыночных отношений и соотношения спроса и предложения на рынке. Одновременно с этим претерпевали изменения и подходы к управлению фирмой.

1. Начальная стадия развития рынка представляет собой период, когда производители товара занимают прочную позицию ввиду большого спроса и ограниченного предложения (рынок продавца). В этих условиях предпринимательские усилия направлены, главным образом, на развитие (рационализацию) производства и в меньшей степени на сбыт, который при таких рыночных отношениях не составляет труда. Поэтому здесь речь идет о фазе ориентации на производство или товар. Таким образом, на данном этапе предприятие затрачивает мало усилий на привлечение потенциального потребителя.

В соответствии с концепцией совершенствования производства считается, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. В этом случае фирма должна сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение производственно-ориентированной концепции целесообразно в двух ситуациях: когда спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость производства слишком высока и ее необходимо снизить за счет повышения производительности.

Концепция совершенствования товара предполагает, что потребители отдают предпочтение товарам, обладающим наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками. В этом случае фирма должна сконцентрировать все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании. Продукто-ориентированная концепция может привести к «маркетинговой близорукости». Производитель так «влюбляется» в свой товар, что упускает из виду нужды клиентов.

2. На следующем этапе развития рынка, когда спрос и предложение находятся в относительном равновесии, формируется более сложный тип сбытовой системы «товар система мер по продвижению товара рынок». В этом случае создается ситуация, при которой требуемые покупателям товары постоянно присутствуют на рынке и в задачу продавца входит осуществление ряда мер с целью заинтересовать покупателя и побудить его приобретать именно данный товар, а не товар конкурентов.

Продавец должен нести дополнительные расходы на рекламирование своей продукции, стимулирование ее сбыта, осуществление технического обслуживания и др. Кроме того, значительным фактором повышения эффективности и прибыльности продаж для продавца служит задача повышения качества продукции. В такой ситуации фирмы ориентируются на управленческую концепцию интенсификации коммерческих усилий, в соответствии с которой считается, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (включая рекламу). Многие фирмы начинают ориентироваться на данную концепцию, когда испытывают трудности со сбытом, когда появляются признаки перепроизводства. Цель таких компаний продажа произведенных товаров, а не производство продукции, в которой нуждается рынок.

3. Почти на завершающей стадии развития рынка возникает ситуация, которую условно можно обозначить как рынок покупателя: покупатели, имеющие большую долю доходов в свободном распоряжении, оказываются перед очень большим и многообразным ассортиментом предлагаемых товаров, из которых они могут выбирать с большой степенью свободы. Аналогичные отношения складываются на многочисленных международных рынках, где, как правило, выступает множество сильных производителей из различных стран. Таким образом, производитель попадает в относительно зависимое положение, так как он, конкурируя со множеством других предприятий, должен угодить вкусам покупателей, которые не ограничиваются удовлетворением элементарных потребностей, и одновременно попытаться повлиять на них. Многие предприятия в ситуации, когда сбыт, становится «узким местом», вынуждены ориентировать всю свою деятельность на удовлетворение требований рынка сбыта.

При такой политике речь идет об ориентации предприятия на маркетинг. Под этим подразумевается, наряду с активным влиянием, которое предприятие оказывает на условия рынка, также и приспособление предприятия к этим условиям.

Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения успеха фирмы является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами.

Независимо от того, к какому типу структуры относится маркетинговая служба предприятия, она осуществляет свою деятельность в четырех основных направлениях:

           1) Деятельность по разработке и усовершенствованию товаров;

  1.  деятельность по определению цен на товары;
  2.  продвижение товара и маркетинговые коммуникации;
  3.  сбытовая деятельность.

Товарная политика в существенной мере основана на выработке стратегических и тактических решений по выпускаемым продуктам. Важнейшими из их числа являются следующие решения:

  1.  пределение ассортимента (номенклатуры) выпускаемых продуктов;
  2.  определение потребительской ценности выпускаемых продуктов;
  3.  определение объемов выпускаемых продуктов;
  4.  определение уровня качества выпускаемых продуктов;
  5.  разработка и совершенствование элементов окружения продукта (марка, дизайн, упаковка, сопроводительная документация, гарантийное и пост гарантийное обслуживание);
  6.  определение темпов обновления ассортимента выпускаемых продуктов и разработка новых товаров.

Одна из задач маркетинговой службы в области товарной политики -формирование товарного ассортимента выпускаемой продукции.

Товарный ассортимент - совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых на рынке с целью реализации и получения дохода.

Товарный ассортимент характеризуется следующими показателями:

  1.  широта   ассортимента   -   количество   ассортиментных   групп   по каждому виду товара;
  2.  глубина     ассортимента количество     позиций     в     каждой ассортиментной группе;
  3.  возрастная структура, входящих в ассортимент товаров;
  4.  сопоставимость между предлагаемым ассортиментом и ожиданиями целевого рынка.

При формировании ассортимента маркетинговая служба предприятия учитывает как потребительские требования целевого рынка, так и ресурсные возможности предприятия.

Процесс формирования товарного ассортимента включает следующие этапы:

            1)изучение и определение текущих и перспективных потребностей
покупателя, анализ способов потребления выпускаемой предприятием
продукции и особенностей покупательского поведения на целевом рынке;

  1.  анализ и оценка товаров, предлагаемых конкурентами;
  2.  анализ изделий, выпускаемых как данным предприятием, так и конкурентами с позиции покупателя;
  3.  определение структуры товарного ассортимента, предполагающего исключение из него неперспективных товаров и включение новых, ожидаемых рынком;

5) анализ предложений по созданию новых продуктов и
совершенствованию прежних с учетом требований покупателей и
возможностей предприятия;

6) разработка спецификаций новых или усовершенствованных продуктов;

7) анализ ресурсов и возможностей освоения предприятием
разрабатываемого товарного ассортимента;

  1.  проведение испытаний продуктов, входящих в разрабатываемый товарный ассортимент;
  2.  проведение тестирования рынка по каждому из новых или модифицированных товаров, входящих в ассортимент;

10) разработка рекомендаций для производственных подразделений
предприятия по поводу функциональных характеристик, потребительных
свойств, качества, дизайна, цены, упаковки, наименования, послепродажного
обслуживания с учетом выявленных на 8 и 9 этапах обстоятельств;

11) анализ товарного ассортимента, его оценка и возможная
корректировка.

Понятно, что такой объем работ проводиться во взаимодействии маркетинговой службы с другими подразделениями предприятия: научно-техническими   и   опытно-конструкторскими   службами, финансово-экономическими, сбытовыми, сервисными, рекламными и иными подразделениями.

Следовательно, основная задача службы маркетинга при формировании товарного ассортимента заключается в подготовке соответствующей требованиям рынка спецификации на изделие, передаче ее конструкторскому бюро, отслеживании результатов испытаний опытных образцов с внесением необходимых корректировок, обеспечивающих доведение; потребительских свойств товара до требований рынка.

На любом конкурентном рынке всегда существует выбор, и потребители,
покупая товар, осуществляют некое сопоставление выгод, которые они получат
от его приобретения и использования, и затрат, связанных с этим. В этом
сопоставлении проявляется потребительская ценность товара, которая
определяется двумя факторами: выгодами и затратами. Маркетинговые
службы предприятий могут и должны оказывать влияние, как на тот, так и на другой фактор, стремясь повысить потребительскую ценность предлагаемого рынку   товара.  

Определение оптимального объема производства товаров так же является очень важной задачей маркетинговых служб предприятий. Поскольку предприятие не может продать продукции больше, чем требует спрос на товар, а хранить большие запасы на складах очень накладно. Кроме того, излишние запасы продукции на складах свидетельствуют о замораживании денежных средств предприятия и, следовательно, об ухудшении его финансового состояния.

В условиях сильной конкуренции маркетинговые службы предприятий должны уделять пристальное внимание уровню качества выпускаемой продукции и отслеживать уровень качества товаров у конкурентов.

Поэтому подразделения маркетинговых служб предприятий должны активно заниматься продвижением продукта, рекламной деятельностью и вместе с тем обеспечивать обратную связь с потенциальными потребителями, чтобы адекватно реагировать на изменяющиеся требования рынка и достижения в области науки и техники.

 Целевая аудитория представляет совокупность потенциальных или существующих покупателей или потребителей, принимающих покупательские решения или оказывающие на них влияние. В качестве целевой аудитории могут рассматриваться индивиды, группы людей, различные слои об ществен ности. Одно из труднейших маркетинговых решений заключается в формировании бюджета продвижения продуктов.

Для определения затрат на продвижение могут использоваться различные методы, среди них важнейшие: метод «от наличных средств», метод «процент от объема сбыта», метод долевого участия в рынке, метод конкурентного паритета и метод «исходя из целей и задач».


Маркетинг это не застывшая догма, а одна из самых динамичных сфер экономической деятельности. В настоящее время эволюция маркетинга связана с тенденциями развития современного рынка, в частности, с ростом значения таких факторов, как качество товара и услуг, приверженность потребителей марке и фирме, развитие электронных линий связи, ориентация на высокие технологии, создание стратегических альянсов, этические стандарты в деятельности фирм. В частности, необходимость учета в практике маркетинга социальных и этических вопросов привела к развитию концепции социально-ориентированного (или социально-этичного) маркетинга. Эта концепция определяет задачу фирмы как установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом. Эта концепция требует сбалансированности трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.

1.3 Планирование маркетинговой деятельности: сущность, этапы, виды маркетинговых стратегий

Отправной точкой деятельности любого предприятия должны быть нужды и потребности его потребителей. Это называется рыночной ориентацией, что означает приспособление кадровых, финансовых и материальных ресурсов компании к потребности потребителей. Во многих компаниях есть специальный отдел маркетинга, который и занимается рыночной ориентацией.

Не существует стандартизированных и универсальных организационных структур отделов маркетинга, каждое предприятие в соответствии со своей миссией и стратегией определяет для маркетингового отдела кадровый состав, задачи и функции.

Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы, путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а так же определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю и получить прибыль,- что в соответствии с украинским законодательством находит отражение в понятии "предприятие" и является его главной целью.

Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли. В термин «маркетинг» специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления в условиях рыночных отношений.

В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д. В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами маркетинга» понимаются достаточно разные вещи. Рассмотрев позиции различных авторов, сравнив их, выделим следующие основополагающие принципы:

1)Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений.

2) Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы).

3)Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.

Философия маркетинга достаточно элементарна - фирма должна производить такой товар, которому заранее обеспечен спрос и который приведет фирму к намеченному уровню рентабельности и получение максимальной прибыли.

Суть и содержание маркетинговой деятельности заключаются в обеспечении выполнения главной цели любой организации - коммерческой.

Потребитель предъявляет свои определенные требования к каждому товару: необходимое качество, количество, сроки поставки, технические характеристики и т. д.

Вследствие этого возрастает конкуренция, что заставляет производителей целенаправленно ставить задачи перед научно-техническими разработками, определять технологию производства, совершенствовать службу сбыта и многое другое.

Маркетинговая деятельность как раз ориентирована на выявление и учет рыночного спроса и организацию производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Задача маркетинговой деятельности - отражать и постоянно усиливать тенденции к совершенствованию производства с целью увеличения эффективности функционирования фирмы посредством определения конкретных текущих и долговременных целей, путей их достижения, а также определение товарного ассортимента, его качества, структуру производства и уровень возможной прибыли.

Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исследование таких вопросов, как:

1)Анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений.

2)Анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров.

3)Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и\или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта.

4)Планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так агентских сетей.

5)Обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов.

6)Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.

7)Удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара.

8)Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

Для осуществления вышеперечисленных мероприятий, необходимо учитывать большую роль тех, от кого, в сущности, и зависит эффективность проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.

Необходимым элементом планирования маркетинговой деятельности предприятием является анализ маркетинговой среды предприятия.

Маркетинговая среда фирмы представляет собой совокупность факторов и условий, имеющих место как на самом предприятии, так и вне его, а также влияющих на экономическую эффективность деятельности.

Маркетинговая среда состоит из микросреды и макросреды. Микросреда - это совокупность различных условий, имеющих непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентов. Например, вид товара, его качественные параметры, технология производства, квалификация персонала, структура и методы управления предприятием, проведение научных исследований, реклама и т.д.

Фирма и её поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты находятся в рамках макросреды предприятия, и относятся к таким условиям, которые либо открывают новые возможности, либо создают предприятию новые препятствия. Эти элементы внешней среды относятся к неуправляемым факторам: законы, таможенные правила и тарифы, поведение конкурентов, рыночная конъюнктура, природные условия, национальные обычаи.

Основными задачами фирмы являются усилия по изменению в нужном направлении, поддающихся управлению факторов и приспособлению к деятельности неподдающихся, неуправляемых факторов.

Компании пересматривают свои стратегические позиции для того, чтобы быстро реагировать на изменения экономической, политической, конкурентной и социально-культурной среды без ущерба для себя.

На основании анализа маркетинговой среды рассмотрим значение маркетингового планирования для предприятия.

Маркетинговое планирование - это систематическое использование маркетинговых ресурсов для достижения маркетинговых целей. Это средство, с помощью которого предприятие отслеживает и контролирует многие внешние и внутренние факторы, влияющие на получение прибыли. Благодаря маркетинговому планированию все подразделения компании могут ясно понять, какую конкурентную позицию предприятие намеривается занять для достижения своих целей.

                  Маркетинговое планирование

Стратегическое планирование     Тактическое планирование

Рисунок 1- Маркетинговое планирование

Важную роль играет стратегическое планирование, которое как основная функция управления, представляет собой процесс принятия управленческих решений относительно стратегического предвидения (формирование стратегии), распределения ресурсов, адаптации к внешней среде, т.е. это процесс создания и практической реализации генеральной программы действий предприятия. Его основной целью является эффективное размещение ресурсов для овладения рынком. В качестве основных задач при этом выступают:

- определение целей, направлений деятельности фирмы и их реализация;

- оценка сильных и слабых сторон фирмы;

- оценка возможностей и угроз со стороны рынка;

- создание условий для эффективного распределения продукции компании;

- оценка маркетинговой деятельности компании.

Таким образом, предметом стратегического планирования является решение вопросов о том, какие продукты (стратегическое пространство) должны быть освоены фирмой, и каким образом этого достичь. Сферой же стратегического планирования можно назвать спектр альтернатив, которые вытекают из возможных изменений в окружающей среде.

Модель стратегического планирования маркетинговой деятельности компании состоит из 5 основных этапов:

  1.  анализ внешней и внутренней среды компании - предполагает изучение таких её составляющих, как: макроокружение, непосредственное окружение (поставщики, потребители, конкуренты, инвестиционные программы и пр.) и микроокружение организации. Анализ внешней среды направлен на выяснение возможностей компании и возможных последствий, а анализ внутренней среды отражает возможности, потенциал, на который может рассчитывать организация при достижении поставленных целей.

Такой анализ позволяет лучше уяснить цели компании и верно сформулировать миссию, т.е. определить смысловую направленность деятельности компании. Этот анализ проводится по следующим направлениям: кадры, организация управления, технические и технологические возможности, финансы, научные исследования и т.д.

  1.  определение целей и миссии - включает 3 этапа:
    •  формирование смысла существования компании и её предназначение;
    •  определение долгосрочных целей;
    •  определение краткосрочных целей.

В предыдущей главе уже рассматривался подробно каждый элемент этого этапа, поэтому останавливаться на этом ещё раз нет необходимости.

  1.  выбор стратегии предприятия - принимаются решения относительно того, какой вид деятельности предприятия принесёт ему большую прибыль и потребует при этом меньших затрат. Безусловно, именно на этом этапе учитываются всевозможные варианты и тенденции изменения стратегической сферы, интересы и вкусы потребителя, и множество других факторов.
  2.  реализация стратегии - предполагает создание необходимых предпосылок для успешной работы выбранной стратегии, и средств, с помощью которых компания будет достигать поставленных целей;
  3.  оценка и контроль реализации стратегии - обеспечивает устойчивую обратную связь между процессом достижения целей и реальностью. Для эффективного контроля необходимо четко определить показатели, выяснить причины отклонений и осуществить корректировки, если они возможны и необходимы.

Для этого в последнее время на многих компаниях проводится SWOT- анализ, который позволяет проанализировать сильные и слабые стороны деятельности предприятия (Strengths и Weaknesses), а также его возможности и угрозы (Opportunities и Threats). Такой анализ проводится очень детально, с учётом всех компонентов во внутренней и внешней среде предприятия. В окончательном маркетинговом плане содержится именно SWOT- анализ, а не все маркетинговое исследование полностью.

На основании этого менеджеры компаний составляют план, из которого вытекают тактические цели организации, разбивающиеся затем на отдельные шаги.

Маркетинговая программа разрабатывается на основании маркетинговой концепции предприятия. Центральное место в её составлении занимает определение рыночных приоритетов с учетом потребительских факторов, и налаживание производства или переработки конкретного продукта таким образом, чтобы не возникло проблем с его сбытом.

Разработка маркетинговой программы состоит из следующих элементов:

  •  определения целей маркетинга;
  •  целевого рынка;
  •  комплексного анализа рынка;
  •  разработки плана и политики маркетинга;
  •  составления маркетинговой программы;
  •  контроля по реализации этой программы.

Важно четко сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, а также их количественные и качественные параметры. Количественными параметрами могут быть: объем проектируемой прибыли, объем продаж, доля на рынке по видам товаров, по рыночным сегментам и т.д., качественными - экологические, репутация фирмы и т. д. Сегодня в Украине многие предприятия планируют свою маркетинговую стратегию, базируясь лишь на прогнозах продаж и на процедуре бюджетного контроля. При таком подходе успех может быть разве что результатом везения, а не результатом разумного планирования. Планирование и реализация маркетинговой стратегии позволяет координировать цели и деятельность предприятия на ближайший период и на долгосрочную перспективу.

Далее рассмотрим разработку и виды маркетинговых стратегий.

Разработка маркетинговой стратегии является важным направлением деятельности предприятия. Все средства и методы маркетинговой деятельности направлены на максимальное достижение прибыльности производства и удовлетворение потребителя. В зависимости от поставленных целей выделяют  следующие виды маркетинговых стратегий :

1.завоевания и расширения - выпуск и внедрение на рынок новой продукции, формирование новых запросов у потребителей, проникновение в новые сферы применения продукции

         2. инновации -  создание изделий, не имеющих аналогов на рынке. Такую стратегию проводят фирмы, обладающие значительными ресурсами и производственными мощностями

        3.дифференциации продукции - модификация и усовершенствование традиционных изделий, выпускаемых международной фирмой за счёт реализации в продукции новых технических принципов, связанных с невысокими затратами. Но только уникальный продукт обеспечивает высокие объемы продаж

4.снижения издержек производства - требует массового внедрения принципиально нового оборудования и технологий, контроля над прямыми и накладными расходами, снижением затрат на НИОКР, рекламу, обслуживание, обеспечение лидерства на рынке, а также доступ к сырьевым ресурсам

5.индивидуализации потребителя - ориентация на индивидуальные заказы, разработка уникальных проектов или спецификаций. Поставщик выступает в роли исполнителя заказа, а часть сложных и уникальных проектов финансируется заказчиком

6.предпочтения - применяется с целью создать стабильные преимущества перед конкурентами

7. выжидания - используется, когда тенденции развития конъюнктуры и потребительского спроса не определены. В этих случаях крупная фирма предпочитает воздерживаться от внедрения продукта на рынок и изучить действия конкурентов

Стратегия помогает компании в выполнении поставленных ею задач. Она может иметь 6 направлений:

  •  Целевой рынок;
  •  Основные установки;
  •  Ценообразование;
  •  Предложение итоговой ценностной значимости;
  •  Стратегия распределения;
  •  Коммуникационная стратегия.

Стратегия, которую компания применяет в отношении своих товаров, является наиболее важным фактором, определяющим ее долгосрочный успех.


Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Мягкий сон»

2.1 Характеристика предприятия  ООО «Мягкий сон»

Компания "Мягкий сон" является крупнейшим производителем принадлежностей для сна в Волго-Вятском регионе. Основные категории продукции: одеяла, подушки, наматрасники, покрывала.

ООО «Мягкий сон» - один из крупнейших поставщиков домашнего текстиля в России.  Компания известна на рынке с 2000 г. и зарекомендовала себя как поставщик востребованной продукции. ООО «Мягкий сон» входит в нижегородскую группу компаний «Октябрь».

Собственная производственная база в г. Нижний Новгород обеспечивает выпуск 60 000 изделий в месяц. Производится более 150 позиций постельных принадлежностей. Весь ассортимент прошел обязательную и добровольную государственную сертификацию; на предприятии внедрена система 100% потокового контроля качества.

Выпуск новых коллекций происходит дважды в год, ассортимент регулярно обновляется в соответствии с новыми отраслевыми разработками и потребностями рынка.  

Компания «Мягкий сон» представляет три линии постельных принадлежностей для крепкого и здорового сна. Торговые МаркиМягкий Сон, 7 перин, ОдеялSon рассчитаны на разные категории покупателе и способны удовлетворить самые высокие ожидания по качеству и ассортименту.

Весь ассортимент производиться промышленным способом на современном европейском оборудовании, прошел сертификацию.

Компания «Мягкий сон» предлагает коллекцию домашнего текстиля под собственной торговой маркой. Представляет серию пледов, банные и кухонные полотенца. Особое внимание уделяется дизайну изделий. Для пледов «Veroni», «Teddy»,«Virginia» в собственной дизайн студии компании «Мягкий сон» разрабатываются авторские серии расцветок.Весь ассортимент прошел обязательную и добровольную государственную сертификацию; на предприятии внедрена система 100% потокового контроля качества. 

Компания "Мягкий сон" реализует не только собственную продукцию, но и является крупным оптовым поставщиком домашнего текстиля  по категориям: пуховая-перовая продукция, постельное белье, пледы, шторы, скатерти, покрывала, полотенца. Компания предлагает более 7000 позиций продукцииявляясь официальным дистрибутором крупнейших российских и зарубежных производителей.

География продаж охватывает всю территорию России. Клиентами являются как федеральные сети, розница, гостиничные комплексы, так и организации социальной сферы.

2.2 Анализ деятельности предприятия ООО «Мягкий сон»

Для того, что бы иметь наиболее полное представление о данном предприятии рассмотрим организационную структуру предприятия, представленную в приложении 1, а так де динамику его экономических показателей за последние три года, представленную в приложении 2.

На основании данной таблицы можно с уверенностью сказать, что предприятие динамично развивается из года в год. Все показатели положительно изменились и главное, что динамика за три года ни разу не показала их уменьшение.

 

Рисунок 2 - Динамика объёма произведенной продукции, выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции за 2012-2014гг.

По данному рисунку можно сделать вывод о том, что объём произведенной продукции, как и выручка от реализации значительно увеличились за последние три года. Себестоимость реализованной продукции снилизалась.


Рисунок 3 - Динамика прибыли от реализации за 2012-2014 гг.

Из рисунка виден ежегодный прирост прибыли. Данная положительная динамика, свидетельствует о высоких темпах развития предприятия, которое из года в год не только  «держит высокую планку», но так же увеличивает свой потенциал.

 

  Рисунок 4- Динамика среднемесячной заработной платы за 2012-2014 гг.

Среднемесячная заработная плата рабочим очень сильно выросла, а это показывает то, что предприятие заботится о своих кадрах и старается поощрять их. Несмотря на то, что количество работников тоже возрастает с каждым годом. Рост заработной платы так же отражает повышение уровня квалификации рабочих.

Рисунок 6 – Динамика рентабельности продукции в % за 2012-2014 гг.

Из данной диаграммы видно, что рентабельность продукции ежегодно растет. Это говорит о том, что с каждым годом увеличивается доля прибыли в каждом заработанном рубле. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании, и её способности контролировать издержки. Стабильный рост данного показателя говорит об устойчивом и прибыльном положении компании, о правильно выбранной ценовой политике и высоком объеме продаж.

Предоставленные данные свидетельствуют о том, что предприятие каждый год увеличивает и приумножает свои достижения. Стабильно развивается и занимает большую долю рынка. Все экономические показатели за последние три года имеют положительную динамику.

Рынке домашнего текстиля достаточно велик. Он насчитывает множество фирм. Лидерами-производителями постельного белья в РФ являются Ивановская область (68,7%), Курская область (15,9%), Чувашская республика (10,2%).

Рисунок 7 – Производители постельного белья в РФ

Основными конкурентами ООО «Мягкий сон» являются: «Реноме» (Нижний Новгород), «Эльф» (Москва), «Ecotex» (Москва), ИвШвейстандарт (Иваново), ООО «ГолдТекс» (Иваново).

2.3 Характеристика маркетинговой деятельности предприятия ООО «Мягкий сон»

На текущий момент емкость рынка домашнего текстиля оценивается в   90 млрд.руб.

По объемам продаж лидируют отечественные производители (75%). На  2ом месте - белье, произведенное в Турции. Дорогостоящую итальянскую продукцию приобретают менее 7% россиян.

Наибольшим спросом пользуются комплекты из натуральных материалов – хлопка, льна, шелка. Причем свыше 60% российских потребителей отдают предпочтение постельному белью, изготовленному из бязи.

Цена на рынке постельного белья находится в почти прямой зависимости от цен на рынке волокон. 

Рынок постельного белья делится  на несколько ценовых сегментов:

  •  низкий (до 700 рублей за комплект)
  •  средний (700-2000 рублей за комплект)
  •  low -премиум (2000-7000 рублей)
  •  премиум (свыше 7000 рублей)

Самая большая часть принадлежит среднему ценовому сегменту, к которому относится продукция крупных российских и зарубежных производителей.

Рынок домашнего текстиля состоит из следующих товарных категорий:    

 Рисунок 8 - Категории рынка домашнего текстиля

На данный момент рынок домашнего текстиля находится в стадии становления, до сих пор до 60% рынка составляет продукция российских небольших кустарных производителей и поставщиков из КНР, загружающих рынок низкокачественной продукцией с дублирующимся набором дизайнов. До 30-40% рынка составляет «серое производство» и «серый экспорт».

В России примерно  500 компаний, занимающихся оптовой продажей и производством текстиля для дома, ни одна из этих компаний не имеет долю рынка более 1,5%.  Это частично связано с тем, что собственное производство, которое является залогом развития компании, есть только у относительно крупных игроков. И даже при этом, выпускается, как правило, не весь спектр, а только одна из групп товаров – постельное белье, одеяла и подушки, полотенца, домашний трикотаж.

Компания «Мягкий сон» :

- является производителем подушек, одеял (а также доп. ассортимента – наматрасники, покрывала стеганые, постельные принадлежности),

- поставляет напрямую из КНР ряд товаров под собственной торговой маркой (пледы, полотенца),

- а также является  поставщиком продукции известных торговых марок  ведущих российских и зарубежных производителей.

Рынок домашнего текстиля  является одним из самых быстрорастущих рынков России. Начиная с 2010 г, после выхода РФ из кризиса в 2008-2009 г., рынок прирастает  на 15-20% ежегодно. Основной источник роста - увеличение объема потребления текстиля для дома. Начиная с середины 2000х, в России началось появляться такое понятие, как мода на домашний текстиль. Если до этого покупатели были склонны покупать постельное белье, одеяла, подушки, покрывала и другие категории только с износом старых изделий, то сейчас всё больше покупателей приобретают домашний текстиль из  соображений «подобрать к интерьеру», «обновить интерьер». Этот процесс сопровождается ростом информированности потребителя, его внимания к качеству продукции, ее экологичности и безопасности для здоровья, а также требовательности к дизайнам. Все в большей степени тон на рынке начинают задавать крупные сетевые ритейлеры, такие, как IKEA, Ашан, Максидом, Бельпостель и др. Они формируют культуру потребления, приучая покупателя к изделиям европейского образца (подтвержденное качество, современные европейские расцветки, акцент на упаковку).

Общие тенденции отрасли показывают, что наибольшую перспективу на рынке домашнего текстиля в ближайшие несколько лет будут иметь те поставщики, которые смогут обеспечить во-первых, максимально широкий ассортимент по всем значимым категориям рынка – постельному белью, одеялам и подушкам, пледам, товарам для ванной и кухни, во-вторых, максимальное качество поставляемой продукции (современные дизайны, качество пошива и материалов) при сохранении ценового позиционирования в пределах среднего и эконом-сегмента.

Основная задача отдела маркетинга – участие в разработке и реализации маркетинговой стратегии предприятия, направленной на увеличение продаж продукции ООО «Мягкий сон», ее доли на рынке.

Подзадачи:

Планирование маркетингового бюджета  на год;

Подготовка, проведение и контроль за проведением рекламных кампаний в рамках согласованных ООО «Мягкий сон» планов и бюджетов маркетинга;

Планирование, проведение и контроль акций торгового маркетинга и имиджевых мероприятий, направленных как на стимулирование объемов продаж, так и на повышение имиджа предприятия;

Формирование с помощью СМИ у общественности позитивного представления о предприятии, организация участия в международных и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках–продажах;

Оценка эффективности проводимых отделом маркетинга мероприятий, их влияния на динамику продаж продукции, осведомленность и отношение потребителей к предприятию и его продукции;

Анализ внутренней и внешней среды предприятия, прогнозирование развития рынка и основных конкурентов, выработка рекомендаций руководству ООО «Мягкий сон» о путях дальнейшего развития;

Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, выработка предложений по изменению ассортиментной политики компании, улучшению качества и других потребительских свойств продукции;

Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик и технологии производства выпускаемой новой продукции с целью улучшения ее.

Изготовление сувенирной, рекламной и иной продукции для использования работниками комбината, вступающими в деловые отношения с контрагентами, с целью популяризации имиджа компании;

Все сотрудники отдела маркетинга участвуют в разработке, внедрении и обеспечении функционирования системы менеджмента качества на ООО «Мягкий сон». Отдел маркетинга осуществляет взаимоотношение со всеми подразделениями предприятия и внешними организациями. Таким образом, получает и передает: информацию о новых продуктах; рекламные материалы для размещения на территории работы ООО «Мягкий сон», согласно утвержденным графикам и планам рекламных кампаний; акты выполненных работ; информацию о конкурентах; информацию о любых изменениях в учетной политике предприятия, непосредственно связанных с деятельностью отдела маркетинга. Отдел маркетинга во исполнение поставленных перед ним задач вступает во взаимодействие с многочисленными внешними организациями и частными лицами, чей профиль деятельности связан с предоставлением услуг маркетингового и рекламного характера, выполнением работ в области связей с общественностью, организацией концертной и иной деятельности, которая может быть полезна в плане увеличения объема продаж продукции ООО «Мягкий сон» и доли компании на рынке.

Реклама для продукции ООО «Мягкий сон» является основным инструментом продвижения их на рынке.

Предприятие ООО «Мягкий сон» осуществляет следующие маркетинговые мероприятия:

- создание тематических этикеток и распространение по приоритетным городам (23 февраля, День Победы, Новый год и т.д)

- участие в выставках, ярмарках

- наружная реклама

- информационное сопровождение новинок ( листовки, презентации)

- трейд-маркетинговые мероприятия (сезонные акции, акции по новым продуктам)

Как видно из вышесказанного ООО «Мягкий сон» проводит немало маркетинговых мероприятий направленных на привлечение новых потребителей и удержание уже имеющихся. Также предприятие использует СМИ, а как известно это самый лучший способ рекламирования товара.

Вся продукция прошла государственную сертификацию, как обязательную государственную сертификацию на детские изделия, так и добровольную государственную сертификацию на весь остальной ассортимент. По каждому изделию может быть предоставлен сертификат качества.

Вторым значимым преимуществом компании «Мягкий сон» является наличие в компании отдела маркетинга и дизайна, работающего на постоянной основе.  На текущий момент одной из проблем текстильной отрасли является то, что многие производители поставляют на рынок один и тот же набор дизайнов далеко не европейского уровня. Отдел маркетинга компании «Мягкий сон» занимается разработкой собственных коллекций дизайнов ткани для изделий, а также разработкой упаковки и рекламно-информационных материалов.

  1.  Наличие своей собственной производственной базы в г. Нижнем Новгороде.
  2.  Высокопроизводительное импортное оборудование, установленное на производстве, может обеспечить потребности крупных клиентов.
  3.  Прямые поставки из КНР позволяют обеспечить потребность рынка в продукции по минимальным ценам.  
  4.  Нашими партнерами являются такие компании, как корпорация «Газпром», сети «Гиперглобус», «Магнит», «Лары»,  крупные локальные сети, оптовые компании, являющиеся дилерами в регионах.
  5.  Компания обладает отлаженной системой логистики по всей территории России (собственный автотранспорт, доставка транспортными компаниями, ж/д транспортом)

         Для определения своего места на рынке и прогнозирования рыночной деятельности каждое предприятие должно анализировать и оценивать свой собственный потенциал, а также факторы, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства фирмы и могут оказать влияние на ее стратегию. На практике для этого используются STEP- и SWOT-анализы.

         Проанализируем факторы макросреды, которые могут влияют на конкурентоспособность предприятия ООО «Мягкий сон», рассмотрим все возможности и угрозы деятельности предприятия, а также оценим сильные и слабые стороны фирмы.

         Макросреда – комплекс более глобальных факторов, которые воздействуют не только на саму компанию, но и на другие субъекты микросреды. Эти факторы можно сгруппировать в следующие общие категории: экономические, социальные, правовые, природные, технологические, демографические. Они определяют характер благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться компания.

         Политические факторы влияют на любое предприятие, и это зависит от того, какую политику проводит государство. Например, если государство повышает цены на какую-то продукцию, то организация будет пытаться подстроиться под эти цены. Политические факторы влияют на деятельность данного предприятия относительно принимаемых местными органами законов. В целом политическая среда положительно влияет на деятельность предприятия, но имеются и некоторые угрозы.

         Экономические факторы. Общее состояние экономики страны в данный момент достаточно перспективное. Очень не высок уровень экономической стабильности: следует ожидать изменение внешней среды. Также высок уровень инфляции. Всё это крайне отрицательно сказывается на деятельности предприятия. Но, несмотря на это, предприятие остается на плаву, успешно развивается и процветает, что говорит о хорошей устойчивости предприятия к экономическим волнениям и кризисам в стране. В целом влияние экономической среды оценивается как положительное.

         Социальные факторы. Предприятие ООО «Мягкий сон» имеет обширный ассортимент и гибкую ценовую политику, что позволят удовлетворить потребности наибольшего количества потребителей. Обширная рекламная и спонсорская компания сформировала у потребителей устойчивый образ фирмы. Все это обеспечивает устойчивый спрос товара у потребителей.

         Технологические факторы. С каждым годом все быстрее развиваются новые технологии, заставляя менеджмент предприятия активно работать над непрерывным совершенствованием деятельности фирмы в целом. ООО «Мягкий сон» следит за всеми новыми разработками, научными достижениями, новыми техническими решениями, изыскиваются возможности использовать их у себя в производстве.

       

 Все описанное выше можно представить в виде таблицы 3 (приложение 3)

         Рассмотрим конкретный перечень возможностей, угроз, сильных и слабых сторон ООО «Мягкий сон»

Благоприятные факторы на рынке

  1.   Рост рынка домашнего текстиля (начиная с 2010 г. рынок ежегодно прирастает на 10-15%)
  2.  Постепенное, хоть и медленное, смещение в пользу цивилизованного потребления (рост внимания покупателя к качеству, дизайнам и упаковке продукции, в такой ситуации преимущество получают более крупные компании, а не мелкие кустарные)
  3.  Отсутствие продуманной ассортиментной политики и маркетинговой стратегии у большинства игроков рынка, за исключением наиболее крупных
  4.  Средняя интенсивность конкуренции (на текстильном  рынке пока нет такой агрессивной конкуренции по каждой категории продукции, как на высокодоходных рынках).  Быстрая окупаемость  новых продуктов, пока лишь минимальные затраты  на листинг и продвижение продукта.

Неблагоприятные факторы на рынке

  1.  Возможность стагнации  рынка текстиля в 2013-2014-2015 году в связи с усугублением международного финансового кризиса.
  2.  Возможность снижения платежеспособности клиентов компании в случае развития кризиса, увеличение уровня дебиторской задолженности.
  3.  Большой процент производителей дешевой продукции на рынке, которые не держат  большой штат и практикуют серые схемы продаж.  Крупная компания не может конкурировать  с этими производителями по уровню цен, что не особо мешает развитию среднего, однако препятствует развитию  эконом-сегмента.
  4.  Новая система государственных стандартов в области качества продуктов, внедряемая с 1 января, заставит открыть процентное содержание синтетики в наполнителях и тканях, это может сказаться на потребительском восприятии продукции. В случае, если эта система не будет адекватно контролироваться со стороны государства, велик риск еще большего произвола со стороны мелких производителей

Сильные стороны компании

  1.  Востребованность марки «Мягкий сон»  на рынке, которая складывается из стабильного уровня качества, хорошего соотношения цена-качество, известности марки.
  2.  Полный ассортимент по основным категориям продукции и ценовым сегментам средний и эконом.
  3.  Долгий опыт работы на рынке: высокая репутация как крупного поставщика качественной продукции, наличие стабильных крупных контрактов.
  4.  Конкурентные цены по готовой продукции.
  5.  Регулярный выпуск новинок.
  6.  Эксклюзивные дизайны и упаковка продукции.
  7.  Наличие информационного сопровождения продукции и продвижения.

Слабые стороны компании

  1.  Слабая количественная и качественная дистрибуция по регионам. На данный момент дистрибуторская сеть находится в стадии формирования.
  2.  Текучка кадров.
  3.  Отсутствие четкой системы организации и учета всех бизнес-процессов.

Точки роста (те направления развития, которые в ближайшей двухгодичной перспективе представляются перспективными):

  1.  Регионы. Обеспечение дистрибуции в каждом регионе. Ориентация на работу с более крупными партнерами.
  2.  Сети. Контракты с крупными сетями.
  3.  Производство, склад, логистика. Расширение производственных мощностей пропорционально потребности новых крупных клиентов.
  4.  Ассортимент. Дальнейшее развитие ассортимента одеял, подушек, пледов, полотенец и выпуск новых перспективных позиций, а также дальнейшая работа над ассортиментом дизайнов по каждому виду продукта.

Глава 3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии

Предприятие ООО «Мягкий сон» уступает конкурентам в рекламе своей продукции. Именно на эту проблему и будут направлены следующие предложения.

Рационально предложить программу по предоставлению бесплатных образцов. Это привлечёт новых покупателей и может расширить рынки сбыта, если провести такие мероприятия в других регионах. Главной задачей этого мероприятия будет расширение целевого сегмента рынка, т.е. как уже было сказано привлечение новых потребителей.

Это также будет способствовать созданию положительного имиджа компании, так как люди будут видеть товар, производимый из качественных материалов.

Вторым предложением будет служить проведение рекламной кампании, а в частности её размещение на общественном транспорте. Это довольно продуктивный способ рекламы, так как охватывается большая аудитория. Данное мероприятие должно заметно окупиться и дать свои плоды в полном объёме.

Третье предложение заключается в модернизации сайта, создание Интернет магазина.

Собственно эти мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности дадут предприятию ООО «Мягкий сон» толчок в расширении сбыта их продукции, привлечении новых покупателей.

Расчёт мероприятий, которые связаны с рекламой продукции на общественном транспорте. В силу своей энергичности и мобильности троллейбус охватит весь город, а яркое и красочное оформление транспортного средства привлечет внимание и настроит на позитив широкий круг потребителей, что является целью данного мероприятия.

Таблица расчёта рекламы на общественном транспорте отражена в приложении 4

Из таблицы расчётов можно сделать вывод, что такая реклама не столь затратная, но довольно результативная. Поскольку охватывается довольно большая аудитория.

Следующим шагом будет расчёт программы предложения бесплатных образцов. Это довольно привлекательный для покупателя вид рекламы. Особенно, если это будет профессионально и заманчиво устроено. Данное мероприятие будет проводиться девушками приятной внешности.

Расчёт затрат на предоставление пробных образцов приведен в приложении 5

Как мы видим данное мероприятие не затратное, если учитывать то, что оно будет функционировать весь год.

Еще одним предложением для улучшения объема продаж может служить изменение сайта. На данный момент на сайте можно только ознакомиться с ассортиментом продукции, но совершить покупку нельзя. Необходимо добавить на сайте покупку товара. Для этого необходимо нанять квалифицированного программиста. Поскольку сайт у нас уже есть и нужно лишь его доработка, стоимость данного предложения будет невысокой.   Единственным минусом, являются большие затраты времени (из за широкого ассортимента компании). Для более быстрой реализации и этой идеи предлагается нанять двух специалистов.

По окончанию их работы на сайте появиться раздел интернет магазин, в котором можно будет приобрести все интересующие товары. Заказ возможно будет отплатить непосредственно через сайт, либо при самовывозе товара из магазина.

Затраты на реализацию данного предложения:

Создание Интернет магазина (на базе уже готового сайта) состовляет 50000 руб

Поскольку, для более быстрого заполнения сайта, нам необходимо два специалиста, расходы составят 100 000 руб.

Благодаря Интернет магазину на сайте компании возрастет объем продаж и имидж компании.

Общие расходы представлены в приложении 6

Данные из таблицы показывают, что затраты на все мероприятия составили менее одного миллиона рублей.

Таким образом, можно сделать вывод,  что предложенные мероприятия, безусловно, выгодны предприятию. Данные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности дадут предприятию ООО «Мягкий сон»  толчок в расширении сбыта их продукции, привлечении новых покупателей.

Заключение

Маркетинговая деятельность любого предприятия - это комплексное рассмотрение всех факторов, оказывающих влияние на развитие предприятия, выработка стратегии развитии с учетом этих факторов и разработка конкретных мероприятий по реализации этих стратегий. Некоторые типы маркетинговых стратегий совпадают со стратегиями менеджмента, т.к. основываются на маркетинговых исследованиях и определяют общие направления развития фирмы.

Целью создания и функционирования маркетинговой службы на любом предприятии является повышение уровня продаж и как следствие прибыли предприятия.

Маркетинговая служба - это структурное подразделение предприятия, выполняющее полный или ограниченный набор маркетинговых функций.

Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, включающих:

анализ внутренней и внешней среды, в которой действует предприятие;

анализ конъюнктуры рынка;

изучение товаров и формирование концепции новых товаров;

формирование товарного ассортимента;

планирование объемов производства, товародвижения, сбыта и сервиса;

формирование спроса и стимулирование сбыта;

формирование и осуществление ценовой политики;

разработку и реализацию маркетинговых программ;

информационное обеспечение управление маркетинга.  

Принципиальное значение в управлении маркетингом на предприятии

имеет выбор типа структуры маркетинговой службы.

Весьма важно, чтобы существующая или создаваемая структура маркетинговой службы отвечала требованиям и специфике маркетинговой деятельности предприятия.

Изучение структуры и деятельности маркетинговой службы было приведено на примере промышленного предприятия ООО «Мягкий сон». ООО «Мягкий сон»- это известный брэнд на рынке домашнего текстиля.

Целями деятельности маркетинговой службы на ООО «Мягкий сон» являются:

ориентация и приспособление предприятия к требованиям рынка;

удовлетворение требований покупателей;

обеспечение  роста  продаж  за  счет достижения   превосходства  над конкурентами;

снижение затрат на разработку и производство новой продукции за счет рационального использования потенциала предприятия;

достижение установленных показателей прибыли;

- внедрение концепции маркетинга в деятельность всех подразделений предприятия.

Исходя из анализа рынка были выявлены главные проблемы фирмы, на которые следует обратить внимание. Также были предложены и подсчитаны мероприятия по устранению этих проблем.

По результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Для совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии необходимо выделить следующие мероприятия:

  •  Провести рекламную кампанию
  •  Провести предоставление бесплатных образцов

Делая вывод, следует отметить, что маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу стараются довести до каждого инженера, разработчика и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт.

 

Список использованной литературы

  1.  Акулич И.Л. Международный маркетинг: учеб. пособие / И.Л. Акулич – Мн.: Вышейшая школа, 2009. – 544 с.
  2.  Амблер, Т. Практический маркетинг: пер. с англ./ Т. Амблер. - СПб.:
    Питер, 2009.-420 с.
  3.  Бабук И.М. Экономика предприятия. Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 158с.
  4.  Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2011. - 259с.
  5.  Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И.
    Беляев. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 672с,
  6.  Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. М.: Кнорус, 2011. - 816с.
  7.  Герасименко В. Ценовая политика фирмы/ В. Герасименко// Маркетинг.- 2010. -№1.- С. 12-18.
  8.  Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. — М.: "Финпресс", 2009. — 416 с.
  9.  Голубков, Е.П., Проектирование элементов комплекса маркетинга: формирование продуктовой политики/ Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 5. - С 39 -56.
  10.  Голубков, Е.П., Проектирование элементов комплекса маркетинга: Продвижение продукта и маркетинговые коммуникации / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 25 - 38.
  11.  Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 2010. – 499 с.
  12.  Голубков, Е.П., Проектирование элементов комплекса маркетинга: формирование сбытовой политики / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 36 -45.
  13.  Горфинкель В.Я., Чернышев Б.Н. Экономика организации (предприятия, фирмы). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 335с.
  14.  Данько Т.П. Управление маркетингом/ Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2011.-349 с.
  15.  Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П.С. Завьялов – М.: ИНФРА-М, 2011. – 496 с.
  16.  Кобылкина Ю., Специфика управления товарной и ассортиментной политикой промышленного предприятия /Кобылкина Ю.// Практический маркетинг. - 2011. - №108. - С. 25 - 27.
  17.  Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. под общ. ред. Е.М. Пеньковой/ Ф. Котлер. - М: Прогресс, 2010 - 736 с.
  18.  Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. под общ. ред. Е.М. Пеньковой/ Ф. Котлер. - М: Прогресс, 2010 - 736 с.
  19.  Котлер, Ф. Маркетинг - менеджмент/ Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2010. -698 с.
  20.  Крум Э.В. Экономика предприятия: учебно-методическое пособие. М.: ТетраСистемс, 2009. - 135с.
  21.  Крылова Г.Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: учебное пособие для вузов / Г.Д. Крылова, М.И Соколова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 519 с.
  22.  Леонов А., Управление ассортиментом как элемент маркетинговой деятельности/ Леонов А.// Практический маркетинг. - 2012. - №96. - С. 14-22.
  23.  Лобан Л.А., Пыко В.Т. Экономика предприятия: учебный комплекс. М.: Мисанта, 2011. - 261с.
  24.  Лукьянчиков Р. За что должна отвечать служба маркетинга /
    Лукьянчиков Р. // Персональный журнал руководителя. Генеральный директор.-2012.- №1.-С. 32-42.
  25.  Маркова В.Д. Формирование системы маркетинга на российских
    предприятиях. - Новосибирск, 2009. - 398 с.
  26.  Наумова, Л.М. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учебное пособие / Л.М. Наумова. - М., Изд-во «Элит», 2010. - 208 с.
  27.  Ноздрева Р.Б. Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И.– М.: Юристь, 2012. – 568 с.
  28.  Романов А.Н. Маркетинг: учебник / А.Н.Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. / Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 560 с.
  29.  Силаков А.В., Иващеико И.С., Выбор структуры товарного портфеля предприятия на основе его сбалансированности / Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №6.- С. 71-87.
  30.  Смагин В.Н. Экономика предприятия. М.: Кнорус, 2011. - 159с.
  31.  Титов В.И. Экономика предприятия. М.: Эксмо, 2009. - 412с.
  32.  Хлусов В.П. основы маркетинга. М., "Издательство ПРИОР", 2010 г.
  33.  Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. /А.Н. Цацулин. - М.: Информационно - издательский дом «Филинъ», 2010. - 312 с.
  34.  Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: пер с англ./ Научи. Ред.. А.А Горячев. М.: Экономика, 2011. - 514 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54153. КОНКУРС ВЕСЕЛЫХ МАТЕМАТИКОВ 32.5 KB
  Сколько лыжников посещают хор Найдите пятую степень числа 2. Сколько денег досталось каждому Разделить на две части 25 рублей так чтобы одна часть была в 49 раз больше другой. Сколько лет человеку Если к возрасту моего сына прибавить столько и еще полстолько то получится 10 лет. Сколько лет сыну Сколько в 1 кубическом метре кубических сантиметров Исполняются номера художественной самодеятельности.
54154. «Математика - жизнь и здоровье человека» для учащихся 5-7 классов 83.5 KB
  Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий разработан в виде диалога его участников на двух языках.
54155. Гра «Щасливий випадок» 51.5 KB
  Запитання для першої команди Результат додавання чисел називається сума Одиницею вимірювання площі є см Фігура яка складається з чотирьох точок і чотирьох відрізків що послідовно їх сполучають називається чотирикутник Площа квадрата обчислюється за формулою а Градусна міра прямого кута. 90˚ Прямі називаються паралельними якщо вони не перетинаються Рівність що містить змінну називається рівнянням Добуток всіх дійсних чисел дорівнює 0 Відрізок що з’єднує вершину трикутника з серединою...
54156. Математичний бій 50 KB
  Хід заходу Ведучий 1: Добрий день всім хто зібрався сьогодні в цьому залі Ведучий 2: Всім шанувальникам великої і прекрасної науки. Ведучий 1: Математика. Ведучий 2: Математика. Ведучий 1: Математика – це мистецтво наук і наука мистецтв Ведучий 2: Математика – це політ фантазії і творчості.
54158. Математика в оточуючому світі 33.5 KB
  Відстань між пристанями А і В дорівнює 40 км. Від А до В за течією річки рухається моторний човен, власна швидкість якого 18 км/год., а від В до А – інший моторний човен, власна швидкість якого 16 км/год. При зустрічі виявилось, що перший човен йшов 1 год., а другий – 1,5 год. Знайдіть швидкість течії річки.
54159. Неможливо бути математиком, не будучи в той же час поетом у душі 92 KB
  Мета: Показати учням звязок математики з літературою, формувати філософське сприймання світу як органічне поєднання духовності і науковості; Розширити кругозір учнів, збагатити їх інтелект, виховувати в них свідоме ставлення до одержання знань.
54160. НАЙРОЗУМНІШИЙ. Математична гра для учнів 5-6 класів 85.5 KB
  Модуль числа це: Завжди невід’ємна величина; Завжди від’ємна величина; Завжди число. Як називається сота частина числа відсоток; ар; міліметр. Натуральні числа. Квадрат числа.