91999

Селитебные и промышленные ландшафты

Доклад

География, геология и геодезия

Городской ландшафт это относительно обособленная ТПХС ориентированная на компактное проживание и производственную деятельность значительного числа людей позволяющая им удовлетворять основные материальные и духовные потребности а также защищаться от многих природных и социальных катаклизмов. Промышленные техногенные ландшафты ПЛ это ТПХС включающие в себя тесно взаимосвязанные промышленные подсистемы и измененные ландшафтные комплексы представленные в виде природно-хозяйственных единств определенной территории. Выделяются два типа...

Русский

2015-07-27

33.09 KB

7 чел.

Селитебные и промышленные ландшафты.

Иерархия селитебных ландшафтов включает в себя в качестве ключевых элементов сельские поселения, города и городские агломерации. Наиболее ярко выраженным из них является городской ландшафт. Городской ландшафт - это относительно обособленная ТПХС, ориентированная на компактное проживание и производственную деятельность значительного числа людей, позволяющая им удовлетворять основные материальные и духовные потребности, а также защищаться от многих природных и социальных катаклизмов. Суммарно города и промышленно-транспортные системы занимают около 4% площади суши. В 30-45 широтах местами до10-15%. Однако они формируют вокруг себя громадные поля теплового, химического загрязнения, других антропогенных нагрузок, где широко представлены различные маргинальные ПАЛ. Облик городского ландшафта и других поселений, а также экологическую обстановку в них определяют система его планировки (радиально-концентрическая или кольцевая, прямоугольная и др.), плотность населения и застройки, численность населения, хозяйственный профиль (тип промышленности, курортный), функциональное зонирование территории, природные и этнокультурные особенности ландшафтов и населения. Значительную роль при этом играют также наличие и развитие природно-экологического каркаса городской территории. Функциональное зонирование городских территорий позволяет развести («поляризовать») наиболее загрязняемые промышленные и рудеральные (свалок) ландшафты с селитебными и рекреационными комплексами.

Промышленные (техногенные) ландшафты (ПЛ) - это ТПХС, включающие в себя тесно взаимосвязанные промышленные подсистемы иизмененные, ландшафтные комплексы, представленные в виде природно-хозяйственных единств определенной территории. Промышленные ландшафты характеризуются сильными и разнообразными изменениями практически во всех природных компонентах геоэкосистем (лито-, педо-, гидро-, фито- и зоокомпонентов). Существенные изменения наблюдаются и в приземной атмосфере. Такие ПАЛ формируются в процессе организации промышленной добычи природных ресурсов, прежде всего полезных ископаемых, с целью их дальнейшей переработки, а также под влиянием перерабатывающих, товарных производств. Существует много родов и видов промышленных ландшафтов (горнорудные, перерабатывающие, энергопроизводственные и др.). В процессе их строительства и функционирования значительно меняется морфология или пространственно-объемная организация (естественная архитектура) природных ландшафтов. Как правило, это связано с вырубками лесов, преобразованием мезорельефа, с созданием или уничтожением водных объектов, планированием, застройкой, изъятием из ландшафта того или иного ресурса, а также загрязнением территории. В результате изменяется облик (морфология) и гидрологический режим ландшафта.

Выделяются два типа промышленных ПАЛ или ТПХС:

1) ПАЛ, формирующиеся под влиянием ресурсодобывающих или изымающих отраслей промышленности, присваивающего типа;

2) ТПХС, формирующиеся на базе перерабатывающих отраслей промышленности, производящего типа.

1. Наиболее масштабно изменения в морфологическом облике территорий проявляются в промышленных ТПХС присваивающего типа, например, с карьерно-отвальными геокомплексами горнодобывающих производств. Яркими примерами их могут быть ПАЛ горнодобывающих железнорудных комплексов КМА, угольных - Подмосковного, Экибастузского и Канско-Ачинского ТЭК, алмазодобывающих Мирного и других, с огромными карьерами и разнообразными часто пылящими и дымящими отвалами вскрышных пород. Другими характерными примерами промышленных ПАЛ присваивающего типа являются: Донбасс с множеством шахтных выработок, просадок земной поверхности над ними, пылящих, а иногда и дымящих терриконов

2. Промышленные ландшафты или ТПХС производящего типа формируются вокруг перерабатывающих производств. Причем в зависимости от стадий и уровней переработки исходного сырья и соответственно подтипов или родов перерабатывающих производств выделяются ТПХС таких подтипов:

а) ТПХС с высокоотходными предприятиями по первичной и вторичной переработке сырья (обогатительных и выплавляющих металлургических или нефтехимических производственных комплексов). Именно в этих ТПХС производящего типа наблюдаются наибольшие, часто негативные изменения в облике естественных ландшафтов. В таких промышленных ландшафтах (ПЛ), кроме промзон с сильно трансформированным рельефом, почвами и растительностью, огромные площади занимают маргинальные сильно загрязненные с деградированной растительностью ландшафты. Это ландшафты зон побочного воздействия, основных и вспомогательных производств, с поврежденной или уничтоженной загрязнителями дымовых выбросов (SО2, NOx, соединения тяжелых металлов, фтор и др.) растительностью, с множеством различных отходохранилищ (свалок, шламо- и золоотвалов). Такие производства, а значит, и ПЛ характеризуются высокой землеемкостью, большим водопотреблением и значительным количественным и качественным (из-за загрязнения и порчи) потреблением других ресурсов.

б) Менее ресурсоемкими и энергоемкими являются производящие ТПХС с предприятиями последующих стадий перерабатывающих производств (металлообработки, станко- и машиностроения, электроники). Это значительно менее отходные, соответственно, менее загрязняющие производства. Поэтому в таких ТПХС значительно меньшие площади приходятся на маргинальные, деградированные ПАЛ, а экологическая обстановка значительно лучше, чем в ПЛ первых двух подтипов. Характерными чертами ТПХС или ПЛ с предприятиями высоких стадий переработки является плотная застройка инженерными сооружениями и большие площади с твердым покрытием земной поверхности, относительно резкие границы между элементами производственного, зеленого природно-экологического и селитебного каркасов территории. Среди промышленных ландшафтов этот их производящий подтип с наибольшим основанием можно относить к категории КЛ. Он относительно хорошо сочетается с ТПХС селитебного типа, в частности, их городского подтипа. Их структуры и функционирование часто взаимо- дополнительны.

Итак, современные ПЛ делятся по природно-хозяйственным взаимоотношениям на 2 типа:

1)добывающие или изымающие природные ресурсы, сырье из ландшафтов, без их восстановления - присваивающего (собирательского) типа;

2)ТПХС перерабатывающего - производящего типа.

Соотношение площадей, занятых ПЛ первого и второго типов, а также производственна элементов ПЛ второго типа и маргинальных геокомплексов показывает уровень экономического и технологического развития страны, ее научно-производственную культуру и экологическое благополучие ее народа и природы.

Первый тип обычно господствует в слаборазвитых странах, экспортирующих большую часть добываемого сырья. Второй тип ПЛ абсолютно преобладает в высокоразвитых странах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85474. РОЛЬ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 74.5 KB
  На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа - о Масленице Что вы знаете об этом празднике Ответы детей МОТИВАЦИЯ Просмотр мультфильма Ишь ты масленица Беседа Как вы думаете знала ли сторож что такое Масленица В какой конфуз она попала...
85475. «Ми творці життя – батьки і діти, невмирущий, мужній родовід» – до дня української родини 61.5 KB
  Мета: Формувати у студентів родинні почуття, прищепити відчуття приналежності до народу з міцним родовим корінням, багатими традиціями, звичаями; прослухати поезії та пісні про сенс людського життя, навчити студентів розуміти і збагачувати рідну мову; розвивати творчі здібності, активність, мислення...
85476. Здорова сім’я – здорова держава (родинне свято у 1 класі) 2.65 MB
  Мета: Вчити дітей здорового способу життя. Формувати навички доброзичливого спілкування з людьми. Виховувати потребу займатися фізкультурою і спортом заради зміцнення здоров’я. Свято проходить у спортивному залі. По обидва боки від плаката - українські народні загадки, приказки...
85477. Сценарій родинного свята «Щастя бути разом» 74.5 KB
  Прекрасно, коли в сім’ї панують мир і злагода, взаєморозуміння, повага, кохання, вірність, теплота, затишок. Через сім’ю ми – діти, виходимо в суспільство. В сім’ї нам вручають естафету досвіду поколінь, котру ми повинні нести далі, щоб передати її своїм дітям і тим самим майбутньому.
85478. Батько і мати 47.5 KB
  Є скарби, заховані в землю, є такі, що розташовані на поверхні і передаються з покоління в покоління. чаруючи людську душу. До таких скарбів належать пам’ять роду, його звичаї, традиції. Мамина пісня, батьківська хата, бабусина вишиванка, дідусева казка - все це наша родослівна пам’ять.
85479. ДОЛЯ МОЄЇ РОДИНИ В ДОЛІ УКРАЇНИ 80 KB
  Формувати уявлення про родину як частину суспільства, про роль і місце родини в житті людини, дослідити минуле своїх родин, пов’язане з історією України; виховувати шанобливе ставлення до батьків, старших і молодших членів сім’ї, розвивати навички спілкування в сім’ї, що сприяють родоводу...
85480. Творчість Г.С.Сковороди 30.5 KB
  Вчитель: Добру справу завжди починають рукостисканням яке означає взаємоповагу довіру готовність спільно плідно працювати. Вчитель: Активізуємо наші знання про діалог. Що таке діалог Що повинні памятати під час складання діалогу Вчитель: Перед вами конверти в них завдання: група отримала тему треба...
85481. Урок-путешествие по чтению «Сказки А.С.Пушкина» 47.5 KB
  А для кого они Для вас Мы знаем вы любите игры Песни загадки и пляски Но нет интересней для детворы Чем наши волшебные сказки. На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок...
85482. Ю.Збанацький «Гвардії Савочка» 1.7 MB
  Вчити учнів виразно читати та розуміти текст, навчати добору робочого матеріалу до роботи над текстом, розвивати читацькі інтереси учнів, навички стислого переказу, увагу, мовлення. Збагатити знання учнів про мужність народу в роки Великої Вітчизняної війни, участь у ній дітей, виховувати глибоку вдячність...