92001

Рекреационные и пирогенные ландшафты

Доклад

География, геология и геодезия

Выбросы промышленных предприятий создают повышенное загрязнение компонентов природной среды вплоть до сильной деградации ландшафтов. Вторая причина – это изменения ландшафтов связанные непосредственно с рекреационным воздействием. Он различен для разных ландшафтов и определяется как человеко час га или человеко га единовременной одномоментной нагрузки аналогично определению ПДК какихлибо веществ в воздухе почве или воде. На такие условия богатые украинские Карпаты и Крымские горы; познавательный для которого необходимым условием...

Русский

2015-07-27

33.15 KB

6 чел.

Рекреационные и пирогенные ландшафты.

Рекреационные ландшафты (РЛ) формируются преимущественно в густонаселенных районах и районах с особо благоприятными для отдыха и жизнедеятельности климатическими и другими ландшафтными условиями. Изменения, происходящие под воздействием человека в рекреационных ландшафтах могут быть связаны с двумя причинами.

Первая - это техногенные воздействия на ландшафты рекреационной зоны. Выбросы промышленных предприятий создают повышенное загрязнение компонентов природной среды вплоть до сильной деградации ландшафтов. Это техногенное воздействие делает данную территорию практически непригодной для рекреации из-за санитарно-гигиенических и эстетических соображений. Использование этих территорий ведет к ухудшению состояния отдыхающих и к полному разрушению уже нарушенных природно-территориальных комплексов.

Вторая причина – это изменения ландшафтов, связанные непосредственно с рекреационным воздействием. В этом случае речь идет о значительном превышении рекреационной нагрузки, допустимой для конкретного ландшафта. т.е. преодолении порога его устойчивости. Основным видом воздействия человека на ландшафт в этом случае является вытаптывание территории, при котором ландшафт проходит ряд стадий рекреационной дигрессии:

стадия полной деградации фиксируется, когда прекращается самовозобновление биотической составляющей на всей площади рекреационного участка.

необратимое состояние наступает при прекращении обновления древостоя. Но если на этом этапе прекратить использование, то ландшафт может вернуться через несколько десятилетий к стадии, близкой к исходной.

допустимые нормы нагрузки, при которых происходит качественный скачок в ухудшении состояния ландшафта (первый порог). Он различен для разных ландшафтов и определяется как человеко/час/га, или человеко/га единовременной (одномоментной) нагрузки, аналогично определению ПДК каких-либо веществ в воздухе, почве или воде.

Территориальные рекреационные системы (ТРС) - это сложная совокупность социальных, естественных и технических подсистем, обладающих единственная целевая функция, они территориальную целостность.

По функции рекреационной деятельности, которая преобладает, выделяют следующие подтипы рекреационных систем: 

• лечебный, которая формируется на базе использования комплекса высококачественных природных факторов, таких как минеральные воды, лечебные грязи, климат. Это, например, Трускавец, много курортов в Украинских Карпатах т.п.; 

• оздоровительный. Такой подтип характеризуется проведением физических занятий с тренировочным режимом (прогулки, экскурсии, спортивные игры, купание и др..). Примером может служить Южный берег Крыма. Сюда также относятся зоны отдыха крупных городов, дачные поселки, детские лагеря; 

• спортивный. Для этого подтипа главными являются спортивные игры, соревнования, альпинизм, туризм, охота, рыболовство. Для их проведения ценны малоизмененные природные комплексы, отличающиеся экзотичностью, уникальностью, наличием естественных препятствий, а также специфических инженерных сооружений. На такие условия богатые украинские Карпаты и Крымские горы; 

• познавательный, для которого необходимым условием является сохранность можно большего разнообразия наименее измененных ландшафтов и исторических памятников, например, исторические центры городов, мемориальные комплексы и т. д.

По степени соотношения в ТРС неизмененной природы и технических систем различаются урбанизированные (города-курорты, города - экскурсионные центры) и неурбанизовани (прогулочные, спортивные, охотничьи, рыболовные, архитектурно-исторические парки) территории. Техническая насыщенность урбанизированных территорий сопровождается высокими требованиями к чистоте природных компонентов и эстетической ценности рукотворных ландшафтов.

Пирогенные ландшафты. Основной, вольной или невольной причиной пожаров чаще является человек (> 95%), реже они связаны с естественными причинами (грозами и др.). Палы приводят к нарушению растительного покрова и подстилки, однако отдельные виды растений и животных, приспособленные к пожарам, сохраняются. Например, хорошо переносит низовые пожары сосна. Нередко нарушаются и верхние слои, особенно торфянистых почв. Пожары типичны для южных лесных и средиземноморских, субтропических ландшафтов, часто случаются пожары и во внутриматериковых таежных ландшафтах.

Морфологически пирогенные лесные ландшафты после низовых пожаров первые годы представляют собой либо мертвопокровный, либо травяной лес с отсутствием подроста, возобновления, кустарникового и кустарничкового ярусов. После верховых и подземных на торфяниках пожаров - это травянистые гари и пустоши либо усыхающий и выпадающий, захламленный упавшими, обгоревшими деревьями травяной лес. Пожары являются одним из важных факторов устойчивой смены богатых и разнообразных субтропических средиземноморских горных лесов низкорослой растительностью типа шибляка. Пирогенное происхождение имеют, а регулярными пожарами и поддерживаются, многие пастбищные и сенокосные ландшафты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10235. Педагогика. Введение в педагогическую деятельность 61.06 KB
  ПЕШКОВА В.Е. Педагогика. Ч.1. Введение в педагогическую деятельность Краткий конспект лекций. Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер. Лекция № 2. Профессия учителя. Лекция № 3. Творчество учителя. Лекция № 4. Педагогическая де...
10236. Объектно-ориентированное программирование. Структурный подход в программировании 111 KB
  Объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированное программирование ООП является доминирующим стилем при создании больших программ. Основные этапы эволюции структурного подхода в программировании помогают лучше понять взаимосвяз...
10237. Классы в C++ 108 KB
  Лекция 2. Классы. Класс представляет собой главное инструментальное средство C для объектно-ориентированного программирования. Класс похож на структуру в которой сгруппированы элементы соответствующие данным о некотором объекте и оперирующие этими данными фун
10238. Указатели. Структуры в C++ 82 KB
  Лекция 10. Указатели. Структуры. 10.1 Указатели. Программы на C хранят переменные в памяти. Указатель представляет собой адрес памяти который указывает на определенный участок. 10.1.1 Использование указателя на символьную строку. Когда программа передает массив наприм
10239. Наследование и защищенные элементы класса 79.5 KB
  Лекция 13. Наследование и защищенные элементы класса. 13.1. Наследование. Цель объектно-ориентированного программирования состоит в повторном использовании созданных классов. Если уже создан некоторый класс то возможны ситуации что новому классу нужны многие
10240. Основы объектно-ориентированного программирования 48.5 KB
  Основы объектноориентированного программирования. ООП: Инкапсуляция Абстракция данных Наследование Полиморфизм. Инкапсуляция свойство языка программирования позволяющее объединить и защитить данные и код в объект и скрыть реализацию объекта от пользоват
10241. Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития 25.96 KB
  Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития. Содержание образования носит исторический характер так как обусловливается целями образования на определенном этапе становления общества. Такой исторический характер определяет изменение содержания об...
10242. Реформы системы просвещения и цензуры 14.29 KB
  Реформы системы просвещения и цензуры В общем ряду реформ 60-80х годов существенное место занимали школьные и университетские реформы а также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции наиболее зажиточн...
10243. Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого 24.4 KB
  Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Работу подготовила Законщикова О.С. экономический факультет заочное отделение II курс Европейский институт экспертов Санкт-Петербург 1999 г. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого началась в 1849 г. когда...