9201

Цитология - наука о клетке

Конспект урока

Биология и генетика

Цитология - наука о клетке. Основные положения клеточной теории (2.1.1). Краткие сведения из истории изучения клетки (2.1.2).Прокариоты и эукариоты (2.1.3) Цели: Познакомить учащихся с проблемами цитологии и её методами. Обобщить и ...

Русский

2013-02-26

86 KB

54 чел.

Цитология – наука о клетке.

Основные положения клеточной теории (2.1.1). Краткие сведения из истории изучения клетки (2.1.2).Прокариоты и эукариоты (2.1.3)

Цели:

  1.  Познакомить учащихся с проблемами цитологии и её методами.
  2.  Обобщить и углубить знания об основных положениях клеточной теории.
  3.  Сформировать умение их применять при обосновании единства живой природы.

План урока.

  1.  Орг. момент - 5 мин.
  2.  Тестовая работа – 15 мин.
  3.  Объяснение нового материала –40 мин.
  4.  Постановка д/з – 20 мин.

Ход урока (содержание).

  1.  Орг. момент
  2.  Тестовая работа.
  3.  Объяснение нового материала

Цитология – наука о клетке. Цитология исследует состав, строение, функции клеток у многоклеточных и одноклеточных организмов.

Клетка – это элементарная единица живого на Земле, лежащая в основе строения, размножения и развития всех организмов.

История изучения клетки.

  1.  Середина XVII в. – Роберт Гук - рассматривая тонкий срез пробки под микроскопом, увидел ячейки (назвал их клетками).
  2.  1680 г. – Антуан ван Левенгук - усовершенствовал микроскоп, увидел клетки при увеличении в 270 раз, первым наблюдал простейших, эритроциты и сперамтозоиды.
  3.  1831г. – Роберт Браун - открыл и описал ядро растительных клеток.
  4.  Сер. XIXв. – Матиас Шлейден:
  •  изучал клетки растений;
  •  рассмотрел роль ядра в жизни и развитии растений;
  •  предложил теорию создания новых клеток из старых.
  1.  Сер. XIXв. – Теодор Шванн:
  •  Изучал клетки животных.
  •  Сопоставив данные   М. Шлейдена со своими, пришел к выводу, что растения и животные состоят из клеток.
  •  Сформулировал основные положения клеточной теории.
  1.  1838-1839 г. – клеточная теория.

Создателями клеточной теории считаются

   Теодор Шванн и Матиас Шлейден.

  •       Все организмы, как растительные, так и животные, состоят из клеток.
  •        Клетки растений и животных сходны по строению.

Положения клеточной теории   Т. Шванна и М. Шлейдена

  •  Все ткани состоят из клеток
  •  Клетки растений и животных имеют общий принцип строения, так как образуются одинаковым способом
  •  Все клетки самостоятельны, а любой организм – это совокупность отдельных групп клеток.

7)  1840 г. – Ян Пуркине

предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки = цитоплазма + ядро

  1.  1858-1859 г. – Рудольф Вирхо-  сформулировал положение о том, что «всякая клетка происходит из другой клетки…»
  2.  1858 г. – Карл Бэр - открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие с одной клетки – зиготы.
  3.  1876 г. – был открыт клеточный центр
  4.  1898 г. – был открыт аппарат Гольджи.
  5.  1933 г. – изобретен электронный микроскоп. Были изучены все органоиды клетки.

Положения современной   клеточной теории.

  1.  Клетка – элементарная единица живого, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития.
  2.  Новые клетки возникают путём деления исходной материнской клетки.
  3.  Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности.
  4.  В многоклеточном организме  клетки специализированы по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы.
  5.  Клеточное строение организмов – свидетельство единства происхождения живого.

Методы изучения клетки

  •  Световое микроскопирование.

Увеличение светового микроскопа составляет от 100 до 1000. Увеличение некоторых микроскопов достигает 2000. Повышать увеличение еще больше не имеет смысла, так как разрешающая способность при этом не улучшается; наоборот, качество изображения ухудшается 

  •  Электронное микроскопирование.

Электронный микроскоп — прибор, позволяющий получать изображение объектов с  огромным увеличением, благодаря использованию вместо светового потока пучка электронов. Разрешающая способность электронного микроскопа в 1000÷10000 раз превосходит разрешение светового микроскопа и для лучших современных приборов может составлять несколько ангстрем. Для получения изображения в электронном микроскопе используются специальные магнитные линзы, управляющие движением электронов в колонне прибора при помощи магнитного поля 

  •  Центрифугирование.

Измельченные ткани с разрушенными клеточными оболочками помещают в пробирки и вращают в центрифуге с большой скоростью. Разные клеточные органоиды осаждаются в пробирке при разной скорости центрифугирования. Их выделяют и исследуют.

Значение изучения клетки

  •  В медицине – для разгадки причин заболеваний.
  •  Для классификации живых организмов.  
  •  В генетике.
  •  Для раскрытия тайн эволюции.

Прокариоты и эукариоты.

Клетки, не имеющие оформленного ядра, называются прокариотическими, а имеющие ядро – эукариотическими. 

                        

  1.  Реферат на тему: «Белки, аминокислоты. Структура белков, функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства»

Подготовиться к проверочной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66260. Крок до цивілізованого спілкування 55.5 KB
  Виховання культури мобільного спілкування. Презентації Виховання культури мобільного спілкування та Заповіді мобілемана відеоролик Правда про мобільний телефон Епіграфи: Зробимо крок до цивілізованого спілкування. Мігель Сервантес Єдина справжня розкіш...
66262. Біологія комплексна наука про живу природу 75 KB
  Знати поняття про те що біологія комплексна наука про живу природу; повторити і систематизувати знання студентів про рівні організації живого. План Біологія комплексна наука про живу природу. Біологія − комплексна наука про живу природу.
66263. Подорож по країні, якої немає на мапі (Свято Миколая : виховний захід для учнів 1-5кл.) 81.5 KB
  Шевчук тихо звучить повільна звучить мелодія Ведучий1: Світ дивовижний вас вітає Всіх тих хто вдумливо читає І тих хто любить мандрувати Та прагне більше пізнавати Кмітливих добрих та відважних А ще звичайно і уважних Звеселить він і причарує Окрилить тим що подарує Казок чудовий хоровод.
66264. Моя рідна школа 51 KB
  Мета. Дати першокласникам уявлення про школу, формувати в них інтерес до знань, прагнення їх здобувати; розвивати пам’ять, мислення, бажання працювати творчо; збагачувати словниковий запас; сприяти вихованню любові до школи, як до рідної домівки.
66265. Посвята в читачі 62.5 KB
  Мета: виховувати любов до книги, шанобливе ставлення до неї. Розвивати пізнавальний інтерес, навички виразного читання віршованих творів, зв’язне мовлення. Обладнання: плакат «Книжкове царство – мудре государство», куток «Книжкова лікарня», телевізор, відеозапис мультфільму, магнітофон, грам запис пісень.
66266. Театрализованный праздник для 1 класса «Надо в школе всем учиться!» 39.5 KB
  Здравствуйте дорогие ребята Сегодня у нас необычный день ваш первый школьный праздник Праздник это игры шутки музыка песни. Молодцы ребята А сказки вы любите Тогда отгадайте о ком эта загадка С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган.
66267. Закріплення знань про вивчені звуки і букви. Читання тексту. Засвоєння правил поведінки в гостях 361.5 KB
  Хід уроку Організація класу Розумні мудрі та кмітливі Старанні дружні неліниві Відкритий урок проведемо Щоб показати гуртом Чого навчилися разом Повідомлення теми та мети уроку Слово вчителя: Сьогодні урок незвичайний бо до нас завітали гості. Повторення вивченого матеріалу...
66268. ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ 109.5 KB
  Маленький волшебник выглядывая из окошка зовет: Эй Мудрая Сова доброе утро Мудрая Сова появляется на дереве: Доброе утро. Маленький волшебник Маленький волшебник выходит из дома натягиваясь: Надо немного поразмяться.