9201

Цитология - наука о клетке

Конспект урока

Биология и генетика

Цитология - наука о клетке. Основные положения клеточной теории (2.1.1). Краткие сведения из истории изучения клетки (2.1.2).Прокариоты и эукариоты (2.1.3) Цели: Познакомить учащихся с проблемами цитологии и её методами. Обобщить и ...

Русский

2013-02-26

86 KB

54 чел.

Цитология – наука о клетке.

Основные положения клеточной теории (2.1.1). Краткие сведения из истории изучения клетки (2.1.2).Прокариоты и эукариоты (2.1.3)

Цели:

  1.  Познакомить учащихся с проблемами цитологии и её методами.
  2.  Обобщить и углубить знания об основных положениях клеточной теории.
  3.  Сформировать умение их применять при обосновании единства живой природы.

План урока.

  1.  Орг. момент - 5 мин.
  2.  Тестовая работа – 15 мин.
  3.  Объяснение нового материала –40 мин.
  4.  Постановка д/з – 20 мин.

Ход урока (содержание).

  1.  Орг. момент
  2.  Тестовая работа.
  3.  Объяснение нового материала

Цитология – наука о клетке. Цитология исследует состав, строение, функции клеток у многоклеточных и одноклеточных организмов.

Клетка – это элементарная единица живого на Земле, лежащая в основе строения, размножения и развития всех организмов.

История изучения клетки.

  1.  Середина XVII в. – Роберт Гук - рассматривая тонкий срез пробки под микроскопом, увидел ячейки (назвал их клетками).
  2.  1680 г. – Антуан ван Левенгук - усовершенствовал микроскоп, увидел клетки при увеличении в 270 раз, первым наблюдал простейших, эритроциты и сперамтозоиды.
  3.  1831г. – Роберт Браун - открыл и описал ядро растительных клеток.
  4.  Сер. XIXв. – Матиас Шлейден:
  •  изучал клетки растений;
  •  рассмотрел роль ядра в жизни и развитии растений;
  •  предложил теорию создания новых клеток из старых.
  1.  Сер. XIXв. – Теодор Шванн:
  •  Изучал клетки животных.
  •  Сопоставив данные   М. Шлейдена со своими, пришел к выводу, что растения и животные состоят из клеток.
  •  Сформулировал основные положения клеточной теории.
  1.  1838-1839 г. – клеточная теория.

Создателями клеточной теории считаются

   Теодор Шванн и Матиас Шлейден.

  •       Все организмы, как растительные, так и животные, состоят из клеток.
  •        Клетки растений и животных сходны по строению.

Положения клеточной теории   Т. Шванна и М. Шлейдена

  •  Все ткани состоят из клеток
  •  Клетки растений и животных имеют общий принцип строения, так как образуются одинаковым способом
  •  Все клетки самостоятельны, а любой организм – это совокупность отдельных групп клеток.

7)  1840 г. – Ян Пуркине

предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки = цитоплазма + ядро

  1.  1858-1859 г. – Рудольф Вирхо-  сформулировал положение о том, что «всякая клетка происходит из другой клетки…»
  2.  1858 г. – Карл Бэр - открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие с одной клетки – зиготы.
  3.  1876 г. – был открыт клеточный центр
  4.  1898 г. – был открыт аппарат Гольджи.
  5.  1933 г. – изобретен электронный микроскоп. Были изучены все органоиды клетки.

Положения современной   клеточной теории.

  1.  Клетка – элементарная единица живого, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития.
  2.  Новые клетки возникают путём деления исходной материнской клетки.
  3.  Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности.
  4.  В многоклеточном организме  клетки специализированы по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы.
  5.  Клеточное строение организмов – свидетельство единства происхождения живого.

Методы изучения клетки

  •  Световое микроскопирование.

Увеличение светового микроскопа составляет от 100 до 1000. Увеличение некоторых микроскопов достигает 2000. Повышать увеличение еще больше не имеет смысла, так как разрешающая способность при этом не улучшается; наоборот, качество изображения ухудшается 

  •  Электронное микроскопирование.

Электронный микроскоп — прибор, позволяющий получать изображение объектов с  огромным увеличением, благодаря использованию вместо светового потока пучка электронов. Разрешающая способность электронного микроскопа в 1000÷10000 раз превосходит разрешение светового микроскопа и для лучших современных приборов может составлять несколько ангстрем. Для получения изображения в электронном микроскопе используются специальные магнитные линзы, управляющие движением электронов в колонне прибора при помощи магнитного поля 

  •  Центрифугирование.

Измельченные ткани с разрушенными клеточными оболочками помещают в пробирки и вращают в центрифуге с большой скоростью. Разные клеточные органоиды осаждаются в пробирке при разной скорости центрифугирования. Их выделяют и исследуют.

Значение изучения клетки

  •  В медицине – для разгадки причин заболеваний.
  •  Для классификации живых организмов.  
  •  В генетике.
  •  Для раскрытия тайн эволюции.

Прокариоты и эукариоты.

Клетки, не имеющие оформленного ядра, называются прокариотическими, а имеющие ядро – эукариотическими. 

                        

  1.  Реферат на тему: «Белки, аминокислоты. Структура белков, функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства»

Подготовиться к проверочной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62804. Игрушка на 23 февраля 23.48 KB
  Что такое цилиндр Сегодня мы будем делать вот таких военных человечков. Посмотрите внимательно и скажите какая фигура является основой нашей поделки цилиндр. А кто может сказать что такое цилиндр...
62805. Работа с бумагой. Сгибание. Постройка дачи 15.41 KB
  Скажите чем вы занимались на прошлом занятии На этом уроке мы тоже будем работать с бумагой. Учитель: Итак мы переходим к практической работе. Учитель заготавливает детали для аппликации дети за ним повторяют.
62807. Пасха. Виготовлення святкової листівки 17.71 KB
  Обладнання для вчителя: зразки різних листівок зразки поетапного показу кольоровий папір альбомний папір технологічні картки. Обладнання для учнів: папір кольоровий і альбомний ножиці клей олівець.
62809. Поглиблення знань про тверді та м’які приголосні на письмі 19.09 KB
  Актуалізація опорних знань ЗУН учнів Прочитайте звукосполучення в таблиці ссь цуцю зизі раря дудю дзудзю татя лелє ненє Які букви вказують на мяку вимову попереднього приголосного звука Які букви помякшують тверді приголосні...
62811. Загальне поняття про дієслово. Звязок дієслова з іменником у реченні 33.84 KB
  Мета: формування в учнів поняття про дієслово на основі істотних ознак питання значення роль у реченні; вчити розпізнавати дієслова за питаннями; розвивати усне і писемне мовлення; виховувати повагу до людей праці.