92010

Поверхностный и подземный сток в ландшафтах

Доклад

География, геология и геодезия

СТОК процесс стекания дождевых и талых вод в водоемы и понижения рельефа происходящий как по земнойповерхности поверхностный С. Решающую роль в формировании связей между ЭЛ играет поверхностный и подземный сток. Каждый ГЛ характеризуется определенным типом стока.

Русский

2015-07-27

37.79 KB

0 чел.

Поверхностный и подземный сток в ландшафтах.

СТОК

процесс стекания дождевых и талых вод в водоемы и понижения рельефа, происходящий как по земнойповерхности - поверхностный С., так и в толще земная кора - подземный С. С. Составное звено круговоротаводы (влагооборота) на Земле. При расчетах определяется величина С., показывающая количество воды, стекающей с водосбора за к. л. интервал времени; в понятии поверхностный С. различают русловой (потокводы по русловой сети водосбора) и склоновый (стекание воды вне русл водотоков) С. Во внутригодовомходе С. выделяют фазы: половодье, паводки, межень. Относительно равномерный в течение года С.называют зарегулированным. Совокупный С. воды реками в Мировой океан составляет (42 тыс. км куб. в год.)

Воду называют кровью ландшафта, она переносит вещество и энергию, преобразует сам ландшафт. Водные ресурсы ландшафтов формируют поверхностные и подземные воды. Поверхностные воды ландшафтов образуют реки, озера, водохранилища, пруды и болота.

ЭЛ ( элементарные ландшафты) образуют связанные между собой ассоциации - геохимические ландшафты. Геохимический ландшафт (ГЛ ) - это парагенетическая ассоциация сопряженных ЭЛ, связанных между собой миграцией элементов. Решающую роль в формировании связей между ЭЛ играет поверхностный и подземный сток. Каждый ГЛ характеризуется определенным типом стока. Характерное для каждого ГЛ закономерное сочетание ЭЛ называется его геохимическим сопряжением. Геохимическое сопряжение определяет тип обмена веществ, энергии и информации между ЭЛ . При геохимическом изучении ландшафтов геохимическое сопряжение является основным объектом изучения.

Различают поверхностный и подземный (грунтовый) сток. Поверхностный сток от подземного отличается крайней неравномерностью в течение года. Из общего стока 79 % приходятся на поверхностный, остальные 21 % — на подземный сток. Подземный сток приурочен к водоносным горизонтам.Площадь, с которой стекают поверхностные воды в тот или иной водоток (водоем), называется Водосборной. Под Бассейном Водотока понимают объем грунта, с которого стекает и из которого вытекает вода. Однако эти понятия часто отождествляются, хотя иногда границы водосборов (водоразделы) и бассейнов не совпадают.Наиболее пригоден для использования подземный сток. Он почти не требует регулирования и характеризует ресурсы ежегодно возобновляемых подземных вод (за вычетом верховодки). Однако основную массу составляет поверхностный, паводочный сток, и использовать его для орошения, водоснабжения и других целей можно только после регулирования, так как естественный режим поверхностного стока не совпадает с режимом потребления.В связи с этим большое значение приобретают вопросы расширенного воспроизводства водных ресурсов, предусматривающие умножение запасов наиболее ценных источников (подземных вод, почвенной влаги) за счет поверхностного стока, а также борьба с качественным истощением водных ресурсов, то есть борьба за чистую воду.Воздействие на водный баланс осуществляется в основном путем изменения стока. Как поверхностный, так и подземный сток собирается в открытых водотоках (реки, речки, ручьи). Поэтому для практических целей обычно используют наблюдения за русловым стоком, то есть стоком по руслам рек и других водотоков. Сток резко изменяется во времени (по сезонам года, отдельным годам), поэтому для каждого вида мелиорации устанавливают характерные расчетные периоды и расчетную обеспеченность. Например, при осушении сельскохозяйственных земель за основной расчетный период принимают в зависимости от угодий и структуры севооборота весенний паводковый, предпосевной или летне-осеннепаводковый, а расчетную обеспеченность принимают равной 10…25 %, то есть вероятность превышения фактического стока над расчетным в среднем один раз в 10…4 года.

Поверхностный сток, процесс перемещения воды по земной поверхности под влиянием силы тяжести. Поверхностный сток делится на склоновый и русловой. Склоновый сток образуется за счёт дождевых и талых вод, происходит на поверхности склона вне фиксированных путей. Русловой сток проходит по определённым линейным направлениям - в руслах рек, днищах оврагов и балок. ПОДЗЕМНЫЙ СТОК — процесс передвижения подземных вод от областей питания к местам их разгрузки под действием гидравлического напора. Он количественно выражается расходом воды в потоке. Подземное питание рек проявляется в подземный сток из зоны водонасыщенных пород (подземного водосборного бассейна) в реки. Питание подземных вод, как и сам подземный сток, носит ярко выраженный зональный характеров направлении с севера на юг ухудшаются условия инфильтрации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53755. АЛГОРИТМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ 108.5 KB
  Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения Задачи урока: Развивать логическое и алгоритмическое мышление умение анализировать делать выводы; Ввести понятие алгоритм витражи; Ознакомить с видами алгоритмов; Отработать навык создания орнамента по алгоритму. Разминка Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку нам необходимо будет расшифровать слово это и...
53756. Усі уроки технології. 10 клас. Рівень стандарту 2.76 MB
  Базовий модуль «Проектна технологія у перетворювальній діяльності людини» має на меті поглиблене оволодіння старшокласниками провідними засадами проектно-технологічної діяльності, елементами пошукової діяльності, розвиток творчого та критичного мислення, формування вмінь не лише знаходити потрібні знання, а й застосовувати їх на практиці для досягнення поставлених завдань, що є основою будь-якого виду виробничої діяльності людини.
53757. Факторы, определяющие дивидендную политику 27 KB
  Дивидендная политика – это политика распределения прибыли в акционерном обществе. В качестве основной цели дивидендной политики можно сформулировать максимизацию рыночной стоимости компании.
53758. Массовая доля растворенного вещества 117.5 KB
  Задачи сегодняшнего урока: Познакомиться с понятием массовая доля; Решение задач на нахождении массовой доли элементов в сложном веществе. Вы уже знаете что вещество имеющее в составе только один химический элемент называют простым; вещество имеющее в своем составе несколько химических элементов называют сложными. Обычно относительные атомные массы всех элементов округляют до целых чисел. необходимо сложить все атомные массы элементов входящих в состав молекул сложного вещества.
53761. Дія тютюнового диму на психічний стан і настрій людини. Шкідливий вплив алкоголю і наркотиків 663.5 KB
  Формувати в учнів уявлення про корисні та шкідливі звички та їх вплив на здоров’я про згубну дію на дитячий організм куріння вживання алкоголю наркотичних речовин поглиблювати знання учнів про права дитини; розвивати вміння відстоювати власні переконання оцінювати свої вчинки та приймати рішення відповідно до ситуації; формувати позитивну мотивацію на здоровий спосіб життя; виховувати почуття відповідальності за власну поведінку.
53762. Населення і політична карта Південної Америки 4.74 MB
  Мета уроку: сформувати в учнів уявлення про расовий склад населення Південної Америки та особливості формування його сучасного складу виявити закономірності в розміщенні населення на материку ознайомити учнів з політичною картою Південної Америки сформувати уявлення про найбільші держави Південної Америки; розвивати логічне мислення уяву пам’ять вміння порівнювати та аналізувати виділяти істотне та узагальнювати вміння працювати з ілюстраціями картами текстовим матеріалом підручника розв’язувати кросворди складати схеми...
53763. Відлуння епох у музичному мистецтві 656 KB
  Виявлення особливостей та відмінностей академічної та розважальної музики за їх життєвим змістом та призначенням; пояснити визначення понять серйозна академічна легка музика токата; закріплення визначення понять стиль поліфонія фуга реалізм бароко класицизм романтизм імпресіонізм; Виховна : Виховувати любов до класичної музики; виховувати здатність співпереживати...