92014

Тропические и субэкваториальные ландшафты

Доклад

География, геология и геодезия

Субэкваториально-тропические семиаридные (типичные саванновые) ландшафты. По теплообеспеченности они мало отличаются от опус- тыненных саванн, но увлажнение выше (r = 500-1000 мм, Ку = 0,2-0,5), сухой сезон короче (6-8 месяцев). Здесь существуют постоянные водотоки, осуществляющие энергичную эрозию; интенсивнее химическое выветривание

Русский

2015-07-27

33.85 KB

4 чел.

Тропические и субэкваториальные ландшафты.

Тропические экстрааридные (пустынные) ландшафты. Классический пример ландшафтов этой зональной группы — пустыни сахаро-аравийского типа. Сухость и континентальность тропического климата выражены здесь в своих крайних формах (Ку<0,02, Kк =10). В центральных районах Сахары осадки могут не выпадать годами, и средняя многолетняя норма местами лишь около 1 мм при годовой испаряемости до 5000 мм. Характерны громадные массивы эоловых песков, каменисто-щебнистые хамады, солончаковые впадины. Растительность представлена разомкнутыми группировками из многолетних ксерофитных кустарников и злаков (главным образом аристиды). Запасы фитомассы — менее 1 т/га, продуктивность— не более 0,5-1,0 т/га. Животный мир беден: немногочисленные млекопитающие (грызуны, копытные, хищники), пресмыкающиеся, птицы; сравнительно многочисленны насекомые. Миграция растворимых солей приводит к образованию известково-гипсовых кор. Почвы на огромных пространствах не развиты. Сезонный ритм выражен слабо.

Субэкваториально-тропические аридные (опустыненно-саванновые) ландшафты. Ближе к экватору, а также на восточной периферии тропические пустыни переходят в опустыненные саванны с жарким и сухим климатом (KК = 8-10; ∑t10= 9000-10500° С; t2 = 30-34° С; r = 200-600 мм; E = 3000-4000 мм, Ку = 0,1-0,2). Постоянных водотоков нет, но после ливней сухие русла превращаются в бурные потоки. Интенсивно проявляются физическое выветривание, дефляция, а в дождливый сезон — плоскостной смыв.

Субэкваториально-тропические семиаридные (типичные саванновые) ландшафты. По теплообеспеченности они мало отличаются от опус- тыненных саванн, но увлажнение выше (r = 500-1000 мм, Ку = 0,2-0,5), сухой сезон короче (6-8 месяцев). Здесь существуют постоянные водотоки, осуществляющие энергичную эрозию; интенсивнее химическое выветривание. Преобладают злаковые сообщества с участием деревьев: в суданских саваннах среди сплошного покрова из бородача, гипаррении, темеды невысокие деревья разбросаны единично, группами, рощами, характерен баобаб; для Южной Африки типичны сухие редколесья мопане (Colospermum торапе)\ в типичных саваннах Бразильского плоскогорья — высокотравье, ксерофитные кустарники, редколесья со злаковым покровом и т.д. Запасы фитомассы — в среднем около 40 т/га, продуктивность — около 5 т/га в год. Наиболее богатый животный мир присущ африканским саваннам: много копытных—травоядных (антилопы, газели, зебра) и листоядных (слон, жираф, носорог), а также грызунов, летучих мышей, есть обезьяны, хищные (лев, леопард, гепард, гиена), разнообразны птицы, из насекомых типичны термиты, саранча. Зональные почвы — красно-бурые. В течение дождливого сезона они промачиваются, легкорастворимые соли и карбонаты удаляются, верхние горизонты обогащаются полуторными окислами железа, алюминия, марганца. Во время сухого сезона почвенные растворы поднимаются по капиллярам. Органические остатки быстро разлагаются и минерализуются, гумуса накапливается мало (0,5-1,0%). Емкость поглощения низкая; реакция почвенного раствора нейтральная или слабокислая.

Субэкваториально-тропические семигумидные (влажносаванно- вые, лесосаванновые) ландшафты. Распространены в тех же регионах, что и предыдущие типы, но ближе к экватору и к восточным окраинам материков. Увлажнение возрастает (r -1000-1500 мм, Kу = 0,5-1,0), сухой сезон сокращается до 5-6 месяцев. Существует развитая речная сеть; во многих районах в конце периода муссонных дождей бывают катастрофические наводнения. Характерны высокотравные саванны с группами деревьев, сбрасывающих листву в сухой сезон (гвинейский тип — в Северной Африке), или сухие редкостойные преимущественно листопадные леса: из тика (Tectona grandis) в Индостане, «миомбо» (виды Brachystegia) — в южноафриканском типе, смешанные (с участием вечнозеленых пород, местами пальм) — в бразильском типе; в североавстралийских аналогах этих ландшафтов — парковые леса из вечнозеленых эвкалиптов с густым злаковым покровом. Фитомасса сухих «саванновых лесов» — около 250 т/га, ежегодная продукция — около 17 т/га. Животный мир имеет в целом тот же характер, что и в типичных саваннах; особым богатством и большой биомассой копытных выделяются саванны Восточной Африки.

Тропические гумидиые («дождевые» лесные) ландшафты. Эта группа представлена типами: восточноазиатским (вдоль северного побережья Южно-Китайского моря), восточномадагаскарским, карибским, восточнобразильским, австрало-океанийским. Все они име имеют преимущественно барьерно-дождевой характер и сходны по основным показателям (Kк = 5-6, ∑t10= 8000-9000° С, t1 = 15-24° С, t2 = 26-28° С; r =1500-3000 мм; Kу = 1-3). Обилие осадков обеспечивает интенсивный сток, активную эрозию, энергичное химическое выветривание. Растительный покров образован влажными вечнозелеными лесами с многоярусной структурой, богатого и разнообразного (специфического для каждого типа) флористического состава. Наличие у некоторых деревьев досковидных корней, каулифлории, обилие лиан и эпифитов создают сходство этих лесов с экваториальными, но они беднее и проще по структуре. Богатая лесная тропическая фауна принадлежит к разным зоогеографиче- ским областям. Зональные красно-желтые почвы, часто формирующиеся на древней коре выветривания, кислые, сильно выщелоченные, нередко оподзоленные, ненасыщенные, обогащены окислами железа, алюминия, марганца, титана, с 2-3% гумуса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14052. «Пісні» М. Рильський 43.5 KB
  УРОК № 38 Тема.М. Рильський. Пісні. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника допомогти їм усвідомити ідейнохудожній зміст вірша Пісні; розвивати навички виразного читання поезій коментування аналізу їх змісту висловлення власних думок з привод
14053. Поради, Ознаки весни. М. Рильський. 40 KB
  УРОК № 39 Тема.М. Рильський. Поради Ознаки весни. Мета:допомогти учням усвідомити ідейнохудожній зміст віршів М. Рильського розвивати навички виразного читання аналізу поетичних творів висловлення власної думки щодо прочитаного; виховувати естетичні смаки л...
14054. Поезії. Віршові розміри: ямб, хорей М. Рильський 53 KB
  УРОК № 40 Тема. М. Рильський. Поезії. Віршові розміри: ямб хорей. Мета:ознайомити учнів з деякими поезіями М. Рильського; дати поняття про віршові розміри ямб і хорей про стопу та строфу; формувати навички визначення віршових розмірів ритму; розвивати творче образне ...
14055. Природа у творах українських поетів 55.5 KB
  УРОК № 41 Тема.Природа у творах українських поетів. Мета:допомогти учням усвідомити красу й силу поетичного слова викликати інтерес до самостійного читання; розвивати навички виразного читання поезії її аналізу висловлення власних думок та вражень від неї; виховува...
14056. «Пиріжок з калиною» В. Кава 67.5 KB
  УРОК № 42 Тема. В. Кава. Пиріжок з калиною. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника змістом його оповідання; розвивати навички виразного читання коментування прочитаного висловлення власної думки про твір і його героїв; виховувати почуття людянос...
14057. Пиріжок з калиною В. Кава 59 KB
  УРОК № 43 Тема.В. Кава. Пиріжок з калиною. Мета:допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст оповідання; розвивати навички складання плану твору переказу за планом характеризування героїв оцінювання їхніх дій та вчинків; виховувати кращі людські якості:...
14058. Остап Вишня. «Перший диктант» 32.5 KB
  УРОК № 44 Тема.Остап Вишня. Перший диктант. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника із жанром гуморески змістом твору Перший диктант; розвивати навички виразного читання переказу гумористичних творів висловлення власних думок щодо прочитано
14059. Остап Вишня. «Як ми колись учились» 40 KB
  УРОК № 45 Тема. Остап Вишня. Як ми колись учились. Мета:допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст твору; розвивати навички виразного читання переказу коментування прочитаного висловлення особистого ставлення до героїв твору їхніх дій та вчинків; роз...
14060. Остап Вишня. Засоби зображення комічного 48 KB
  УРОК № 46 Тема. Остап Вишня. Засоби зображення комічного. Мета: дати учням поняття про гумореску як жанр про засоби комічного; розвивати звязне мовлення креативне образне мислення вміння висловлювати свої думки використовуючи засоби гумору; виховувати почуття так...