9202

Химическая организация клетки. Углеводы, липиды

Конспект урока

Биология и генетика

Химическая организация клетки. Углеводы, липиды. Неорганические химические элементы и вещества в клетке, их роль. Органические вещества клетки и живых организмов. Углеводы и липиды. Цели: Углубить знания о химическом с...

Украинкский

2013-02-26

122.5 KB

40 чел.

Химическая организация клетки. Углеводы, липиды.

Неорганические химические элементы и вещества в клетке, их роль. (2.2.1). Органические вещества клетки и живых организмов. (2.2.2).Углеводы и липиды. (2.2.3)

Цели:

  1.  Углубить знания о химическом составе клетки: неорганических веществах, их роли; органических вещества, их роли.
  2.  Изучить особенности строение органических веществ на примере липидов и углеводов, выявить их роль в жизнедеятельности организмов.

План урока.

  1.  Орг. момент - 5 мин.
  2.  Объяснение нового материала –70 мин.
  3.  Постановка д/з – 5 мин.

Ход урока (содержание).

1. Орг. момент.

2. Объяснение нового материала.

  Химические соединения, содержащиеся в живых организмах:

Химические вещества клетки

Неорганические вещества

Органические вещества

Вода

75-85%

Минеральные соли

1-1,5%

Белки

10-20%

Жиры

1-5%

Углеводы

0,2 – 2%

Нуклеиновые кислоты

1-2%

Вода, её содержание и роль в клетке, обусловлены особенностями строения молекул воды и водородными связями между молекулами.

Строение и свойства воды

Биологические функции воды

1. Малые размеры молекул воды, молекула воды нелинейна.

1. Вода – среда для протекания биохимических реакция в клетке.

2. Вода  - донор электронов, источник ионов водорода и свободного кислорода при фотосинтезе.

3. Вода необходима для гидролиза макромолекул до мономеров, например в пищеварении.

4. Вода обуславливает  рН среды, что определяется концентрацией  H+ и OH- 

5. Вода –универсальный растворитель для полярных веществ. По растворимости в воду все вещества подразделяются на гидрофильные (растворимые) и гидрофобные (нерастворимые).

6. Вода –среда для транспорта веществ.

7. Вода обладает высокой теплопроводимостью и большой теплоёмкостью, выполняет функцию терморегуляции в живых организмах (т.к. для разрыва водородной связи нужно много энергии)

8. При замерзании вода расширяется (т.к. образуется много водородных связей).

9. Вода служит для поддержания формы организмов.

10. Вода-смазывающее вещество в биологических системах.

2. Полярность, молекула воды -диполь.

3. Способность образовать водородные связи.

4. силы межмолекулярного сцепления не позволяют воде сжиматься.

  Минеральные соли находятся в клетке либо в диссоциированном на ионы, либо в твёрдом состоянии.

Молекулы солей в водном растворе распадаются на катионы и анионы. Их значение:

  1.  Разность  между количеством катионов и анионов на поверхности и внутри клетки обеспечивают возникновения потенциала действий, что лежит в основе возникновения нервного и мышечного возбуждения.
  2.  Разностью концентрации ионов  по разные стороны   мембраны обусловлен активные перенос веществ через мембрану.
  3.  Участвую в активации ферментов, создании осмотического давления в клетке, в процессах мышечного сокращения свёртывания крови.

Таким образом, функция минеральных солей в клетке состоит в обеспечении постоянства внутренней среды  и в обеспечении процессов жизнедеятельности.

В твёрдом состоянии минеральные соли (фосфат кальция) входят в состав межклеточного вещества костной ткани, раковины моллюсков, обеспечиваю прочность этих образований.

Углеводы

Углеводы.

Тип углевода

Название вещества

Свойства

Структурная формула

Моносахариды

Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза

  •  Сладкие
  •  Легко растворимы в воде
  •  Малая М
  •  кристализуются

Дисахариды

Сахароза (тростниковый сахар), мальтоза (солодовый сахар), лактоза (молочный сахар)

Полисахариды

Крахмал, гликоген, клетчатка, хитин, целлюлоза.

  •  Несладкие
  •  Не растворимы в воде
  •  Большая М
  •  Не кристаллизуются

Функции углеводов.

  1.  Энергетическая – при расщеплении углеводов выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма.
  2.  Запасающая – крахмал, инулин и растений, гликоген у животных, грибов.
  3.  Структурная – рибоза-компонент РНК, АТФ; дезоксирибоза – компонент ДНК и т.д…

Липиды (жиры).

Липиды – группа жироподобных веществ, не растворимых в воде, но растворимых в органических растворителях (эфире, бензине, хлороформе). Состоят из высокомолекулярных жирных кислот и трёхатомного спирта глицерина.

Если в строении липидов одна жирная кислота заменена H2PO4, то такие вещества называются липоидами.

Функции липидов.

1. Источник энергии для организма.

2. Защитная – теплоизоляция организма, защита внутренних органов от удара.

3. Строительная – входят в состав клеточных мембран.

4. Регуляторная – входят в состав гормонов, витаминов, пигментов.

3. Постановка Д/З

Заполнить таблицу, используя §9 учебника. Конспект, подготовка к проверочной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1842. КОНЦЕПТОСФЕРА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОДОСЛОВНЫХ 1.29 MB
  Жанровая и языковая специфика внутрисемейных родословных. Художественные и публицистические реминисценции в языке внутрисемейных родословных. Специфика интертекстуальности. Система концептов, регулирующих жанр внутрисемейных родословных, и их лексическая объективация. Методика исследования частотности языковой объективации концептов и межконцептных связей. Математическое моделирование концептосферы внутрисемейных родословных. Результаты исследования.
1843. Основы маркетинга и современная маркетинговая концепция 1.4 MB
  Основные понятия маркетинга. Маркетинговая концепция. Используемые в маркетинге термины. Уровни маркетинга. Концепции маркетинговой деятельности организаций. Управленческий маркетинг должен показать свою рентабельность. Рыночные факторы, определяющие содержание маркетинг-микса. Основные продуктивные информационные легенды, используемые при проведении исследований конкурентов.
1844. УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 1.27 MB
  Деятельность методической службы системы повышения квалификации работников образования как педагогическая проблема. Организационно-педагогические условия повышения эффективности функционирования методической службы в структуре региональной системы повышения квалификации работников образования. Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической службы.
1845. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ 1.27 MB
  Профессиональное самосознание и проблема становления личности профессионала. Основные подходы к решению проблемы становления личности профессионала. Модель личности клинического психолога абитуриентов факультета психологии. Модель личности специалиста и особенности профессиональной составляющей самосознания студентов других специализаций. Особенности становления представлений о профессиональной идентичности клинических психологов.
1846. Особенности химического состава бариевых звезд 1.27 MB
  Сравнительный анализ наблюдательного материала, методика определения химического состава атмосфер исследуемых звезд, ошибки, обусловленные неточностью принятых значений параметров модели звездной атмосферы. Исследование умеренных бариевых звезд и нормальных красных гигантов.
1847. Мотивационный менеджмент 1.26 MB
  Сущность и содержание мотивационного менеджмента, понятие мотивации и ее необходимость в управлении. Сложность управления мотивацией, стимулы и стимулирование. Теория существования, связи и роста К. Альдерфера. Содержание работы и мотивация.
1848. CCNP SWITCH 642-813 Quick Reference 1.56 MB
  Campus Network Design. VLAN Implementation. Implementing High Availability. Campus Network Security. Wireless LANs in a Campus Network. Voice and Video in a Campus Network.
1849. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИЗОТОПИЯ ЕДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА) 1.26 MB
  Гносеологическая и онтологическая сущность семантической изотопии еда. Фрагмент языковой картины мира, репрезентируемый семантической изотопией еда. Реализация семантической изотопии еда в событийном пространстве текста. Ритуализованные формы речи. Застолье, чаепитие, распивание спиртных напитков.
1850. ОБРАЗ ЖИЗНИ БРИТАНСКОЙ ЭЛИТЫ В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 1.26 MB
  Изменение положения британской элиты в третьей четверти XIX в. Распределение социального, экономического и политического влияния в элитных группах британского общества. Трансформация ценностных ориентиров элитных групп. Досуговая культура средневикторианского высшего общества.