9202

Химическая организация клетки. Углеводы, липиды

Конспект урока

Биология и генетика

Химическая организация клетки. Углеводы, липиды. Неорганические химические элементы и вещества в клетке, их роль. Органические вещества клетки и живых организмов. Углеводы и липиды. Цели: Углубить знания о химическом с...

Украинкский

2013-02-26

122.5 KB

40 чел.

Химическая организация клетки. Углеводы, липиды.

Неорганические химические элементы и вещества в клетке, их роль. (2.2.1). Органические вещества клетки и живых организмов. (2.2.2).Углеводы и липиды. (2.2.3)

Цели:

  1.  Углубить знания о химическом составе клетки: неорганических веществах, их роли; органических вещества, их роли.
  2.  Изучить особенности строение органических веществ на примере липидов и углеводов, выявить их роль в жизнедеятельности организмов.

План урока.

  1.  Орг. момент - 5 мин.
  2.  Объяснение нового материала –70 мин.
  3.  Постановка д/з – 5 мин.

Ход урока (содержание).

1. Орг. момент.

2. Объяснение нового материала.

  Химические соединения, содержащиеся в живых организмах:

Химические вещества клетки

Неорганические вещества

Органические вещества

Вода

75-85%

Минеральные соли

1-1,5%

Белки

10-20%

Жиры

1-5%

Углеводы

0,2 – 2%

Нуклеиновые кислоты

1-2%

Вода, её содержание и роль в клетке, обусловлены особенностями строения молекул воды и водородными связями между молекулами.

Строение и свойства воды

Биологические функции воды

1. Малые размеры молекул воды, молекула воды нелинейна.

1. Вода – среда для протекания биохимических реакция в клетке.

2. Вода  - донор электронов, источник ионов водорода и свободного кислорода при фотосинтезе.

3. Вода необходима для гидролиза макромолекул до мономеров, например в пищеварении.

4. Вода обуславливает  рН среды, что определяется концентрацией  H+ и OH- 

5. Вода –универсальный растворитель для полярных веществ. По растворимости в воду все вещества подразделяются на гидрофильные (растворимые) и гидрофобные (нерастворимые).

6. Вода –среда для транспорта веществ.

7. Вода обладает высокой теплопроводимостью и большой теплоёмкостью, выполняет функцию терморегуляции в живых организмах (т.к. для разрыва водородной связи нужно много энергии)

8. При замерзании вода расширяется (т.к. образуется много водородных связей).

9. Вода служит для поддержания формы организмов.

10. Вода-смазывающее вещество в биологических системах.

2. Полярность, молекула воды -диполь.

3. Способность образовать водородные связи.

4. силы межмолекулярного сцепления не позволяют воде сжиматься.

  Минеральные соли находятся в клетке либо в диссоциированном на ионы, либо в твёрдом состоянии.

Молекулы солей в водном растворе распадаются на катионы и анионы. Их значение:

  1.  Разность  между количеством катионов и анионов на поверхности и внутри клетки обеспечивают возникновения потенциала действий, что лежит в основе возникновения нервного и мышечного возбуждения.
  2.  Разностью концентрации ионов  по разные стороны   мембраны обусловлен активные перенос веществ через мембрану.
  3.  Участвую в активации ферментов, создании осмотического давления в клетке, в процессах мышечного сокращения свёртывания крови.

Таким образом, функция минеральных солей в клетке состоит в обеспечении постоянства внутренней среды  и в обеспечении процессов жизнедеятельности.

В твёрдом состоянии минеральные соли (фосфат кальция) входят в состав межклеточного вещества костной ткани, раковины моллюсков, обеспечиваю прочность этих образований.

Углеводы

Углеводы.

Тип углевода

Название вещества

Свойства

Структурная формула

Моносахариды

Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза

  •  Сладкие
  •  Легко растворимы в воде
  •  Малая М
  •  кристализуются

Дисахариды

Сахароза (тростниковый сахар), мальтоза (солодовый сахар), лактоза (молочный сахар)

Полисахариды

Крахмал, гликоген, клетчатка, хитин, целлюлоза.

  •  Несладкие
  •  Не растворимы в воде
  •  Большая М
  •  Не кристаллизуются

Функции углеводов.

  1.  Энергетическая – при расщеплении углеводов выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма.
  2.  Запасающая – крахмал, инулин и растений, гликоген у животных, грибов.
  3.  Структурная – рибоза-компонент РНК, АТФ; дезоксирибоза – компонент ДНК и т.д…

Липиды (жиры).

Липиды – группа жироподобных веществ, не растворимых в воде, но растворимых в органических растворителях (эфире, бензине, хлороформе). Состоят из высокомолекулярных жирных кислот и трёхатомного спирта глицерина.

Если в строении липидов одна жирная кислота заменена H2PO4, то такие вещества называются липоидами.

Функции липидов.

1. Источник энергии для организма.

2. Защитная – теплоизоляция организма, защита внутренних органов от удара.

3. Строительная – входят в состав клеточных мембран.

4. Регуляторная – входят в состав гормонов, витаминов, пигментов.

3. Постановка Д/З

Заполнить таблицу, используя §9 учебника. Конспект, подготовка к проверочной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16929. ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЦНС (НА ПРИМЕРЕ РЕФЛЕКСОВ СПИННОГО МОЗГА). СУММАЦИЯ В НЕРВНЫХ ЦЕНТРАХ 594 KB
  Раздел ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Тема. ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЦНС НА ПРИМЕРЕ РЕФЛЕКСОВ СПИННОГО МОЗГА. СУММАЦИЯ В НЕРВНЫХ ЦЕНТРАХ Вопросы теоретической подготовки: Клеточное строение рефлекторных дуг спинного мозга. Свойства нервных цент
16930. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ СЕРДЦА 147 KB
  РАЗДЕЛ. ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА И СОСУДОВ. ТЕМА: НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ СЕРДЦА. Работа сердца как насоса его гемодинам ическая производительность является одним из решающих факторов определяющих интенсивность кровотока и соответственно уровень снабжения органов и тк...
16931. ФИЗИОЛОГИЯ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ. НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА 128.5 KB
  Тема. ФИЗИОЛОГИЯ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ. НЕРВНОМЫШЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА. Вопросы теоретической подготовки: Физиологические свойства мышечных волокон. Механизм возникновения возбуждения и его проведение в волокнах скелетной мышцы. Типы сокращений мышцы. Двигатель...
16932. ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММА: МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ, АНАЛИЗ, ФОРМИРОВАНИЕ 162.5 KB
  Тема. ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММА: МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЕ. При возбуждении сердца на его поверхности и в его тканях возникает разность потенциалов закономерно меняющаяся по величине и направлению. Биоэлектрическая активность разных отделов сердца возника...
16933. Синаптическая передача в ЦНС. Понятие о синапсе. Строение электрического и химического синаптических контактов 75.5 KB
  Физиология лекция №5 Синаптическая передача в ЦНС. Понятие о синапсе. Строение электрического и химического синаптических контактов. События происходящие в химическом синапсе. Медиаторы и принцип Дэйла. Ионотропные и метаботропные эффекты медиаторов. Модуляторы
16934. Этапы изучения мозга человека (от древних египтян до Везалия), какие есть подходы в изучении мозга 72.5 KB
  Физиология лекция №2 Этапы изучения мозга человека от древних египтян до Везалия какие есть подходы в изучении мозга. Что мы знаем и чего мы не знаем о функциях мозга. Какими функциями управляет мозг. Зачем человеку нужно такое длинное детство. В этих вопросах
16935. Ранее рассмотрены функции, связанные с нейросекреторными клетками и клетками которые вырабатывают нейрофебтиды. 72.5 KB
  Физиологи ЦНС лекция №3 Ранее рассмотрены функции связанные с нейросекреторными клетками и клетками которые вырабатывают нейрофебтиды. В гипоталамусе вырабатываются статины и либерины которые включаются в ответную стрэссорную реакцию организма. Если на органи
16936. Психофизиологические методы исследования: артериальное давление, частота сердечных сокращений, ЭКГ, частота дыхания 74 KB
  Физиология ЦНС лекция №4 Психофизиологические методы исследования: артериальное давление частота сердечных сокращений ЭКГ частота дыхания электромиография электроэнцефалография кожногальваническая реакция пупиллометрия. Доказательство влияний на пс
16937. Диспетчерське керування міським електротранспортом 1.08 MB
  Диспетчер на основі автоматизованого виявлення місця розташування ТС має можливість в найкоротший термін організувати виїзд на ДТП чи НС технічної, медичної та іншої допомоги з мінімальними витратами часу. Є можливість проведення радіопереговорів і консультацій про стан учасників події