9204

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Конспект урока

Биология и генетика

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК Тип урока - интегрированный. Цели: Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии...

Русский

2013-02-26

177 KB

8 чел.

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты.

АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Тип урока - интегрированный.

Цели:

  1.  Познакомить учащихся  с особенностями строения АТФ
  2.  Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии в клетке.
  3.  Научиться решать задачи по молекулярной биологии.

План урока.

Орг. момент - 5 мин.

Проверочная работа –10 мин.

Объяснение нового материала – 20 мин.

Решение задач – 40 мин.

Постановка д.з. – 5 мин.

Ход урока (содержание).

1. Орг. момент.

2. Проверочная работа.

3. Объяснение нового материала.

АТФ (аденозинтрифосфат) – нуклеотид, универсальный источник энергии.

 

Аденин (азотистое основание) – углевод (рибоза) – три остатка фосфорной кислоты, соединённых макроэргической связью.

Относится к макроэргическим соединениям, т.е. содержит связи, при гидролизе которых выделяется большое количество энергии.

Гидролиз макроэргических связей молекулы АТФ, сопровождается отщеплением 1-2 остатков фосфорной кислоты, что приводит к выделению от 40 до 60 кДж/моль.

АТФ + Н2О  →АДФ + Н3РО4 + энергия

АДФ + Н2О  →АМФ + Н3РО4 + энергия

Заметка: добавить в таблицу по ДНК: шаг спирали (1 виток) -3,4 нм, между нуклеотидами – 0,34 нм, в каждом шаге 1- нуклеотидов, диаметр спирали – 2 нм.

4.Решение задач.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: ААГ-ТЦТ-АЦГ-ТАГ

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Решение:

  1.  А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г

||   ||   ||| ||  |||  ||   ||  |||  |||  ||  ||  |||

Т  Т  Ц А Г  А Т  Г  Ц А Т  Ц

  1.  Комплементарностью
  2.  12*0,34 = 4,08 (нм)
  3.  А-Т =7*2=14

Г-Ц = 5*3 = 15

Всего 29.

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в%) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Решение:

(А+Т)+(Г+Ц) = 100%

Т.к. А=Т, Г=Ц, то…

Т-16%, значит и А-16%, А+Т = 32%

100%-32%=68%

Т.к. Г=Ц, то 68%/2 = 34%, поэтому Ц=34% и Г=34%.

Задача 3.

Сколько  содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 880 Г, которые составляют 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

Решение:

  1.  880-Г, это 22%

22%=0,22

880/0,22=4000-всего нуклеотидов

  1.  4000 – (880+880) = 2240;  А – 1120, Т – 1120
  2.  100 – 44 = 56; А и Т по 28%
  3.  2000*0,34 = 680 (нм).

Ответ: Т = 1220, или 28%, А=1120, или 28%,  Ц = 880, или 22%. Длина фрагмента =680 нм

  1.  Постановка д.з.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности:  Т-Г-Ц-А-Т-А-Г-Ц-Т-Г

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Г составляет 24% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в %) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Задача3.

Сколько  содержится Т, А, Г нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 600 Ц, которые составляют 30% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

1

АААГЦТАГТЦ

1

31

24

31

ТТТЦГАТЦАГ

2

ТТЦГААТЦГ

2

32

22

32

ААГЦТТАГЦ

3

АГГГЦЦТАТЦГ

3

33

36

33

ТЦЦЦГГАТАГЦ

4

ААТТГГЦТЦТАГ

4

34

29

34

ТТААЦЦГАГАТЦ

5

ГАТАЦТГА

5

35

19

35

ЦТАТГАЦТ

6

АГТАТЦГТА

6

36

21

36

ТЦАТАГЦАТ

7

ГТАЦТАГГГА

7

37

25

37

ЦАТГАТЦЦЦТ

8

АГТАГТЦЦТА

8

38

24

38

ТЦАТЦАГГАТ

9

АГТЦГГАТТЦЦ

9

39

28

39

ТЦАГЦЦТААГГ

10

ГГАТЦГАТЦГАА

10

40

30

40

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

11

ГГТАГЦТА

11

41

20

41

ЦЦАТЦГАТ

12

ГГТАГЦЦТА

12

42

23

42

ЦЦАТЦГГАТ

13

ААГТАЦЦГТА

13

43

24

43

ТТЦАТГГЦАТ

14

ГГАТАГЦТТЦ

14

44

25

44

ЦЦТАТЦГААГ

15

ГГАТЦГТАГА

15

45

25

45

ЦЦТАГЦАТЦТ

16

АААГЦТАГТЦ

16

46

24

46

ТТТЦГАТЦАГ

17

ТТЦГААТЦГ

17

47

22

47

ААГЦТТАГЦ

18

АГГГЦЦТАТЦГ

18

48

36

48

ТЦЦЦГГАТАГЦ

19

ААТТГГЦТЦТАГ

19

49

29

49

ТТААЦЦГАГАТЦ

20

ГАТАЦТГА

20

50

19

50

ЦТАТГАЦТ

21

АГТАТЦГТА

21

51

21

51

ТЦАТАГЦАТ

22

ГТАЦТАГГГА

22

52

25

52

ЦАТГАТЦЦЦТ

23

АГТАГТЦЦТА

23

53

24

53

ТЦАТЦАГГАТ

24

АГТЦГГАТТЦЦ

24

54

28

54

ТЦАГЦЦТААГГ

25

ГГАТЦГАТЦГАА

25

55

30

55

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

26

ГГТАГЦТА

26

56

20

56

ЦЦАТЦГАТ

27

ГГТАГЦЦТА

27

57

23

57

ЦЦАТЦГГАТ

28

ААГТАЦЦГТА

28

58

24

58

ТТЦАТГГЦАТ

29

ГГАТАГЦТТЦ

29

59

25

59

ЦЦТАТЦГААГ

30

ГГАТЦГТАГА

30

60

25

60

ЦЦТАГЦАТЦТ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10424. Существующие варианты управления конфликтами, их формы 26.5 KB
  Существующие варианты управления конфликтами их формы. Существенным аспектом теории конфликта является вопрос об управлении и регулировании политических конфликтов. Этими проблемами занимается самостоятельная отрасль знаний конфликтология. Один из важнейших ее р...
10425. Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности 38 KB
  Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности. Ведущим жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быт...
10426. Исследование рупорно-линзовой антенны 194 KB
  Экспериментально исследовать влияние ускоряющей металлопластинчатой корректирующей линзы на коэффициент усиления, полосу частот пропускания, ширину главного лепестка характеристики направленности и длину пирамидальной рупорной антенны.
10427. Классические теории элит и политического лидерства 45 KB
  Классические теории элит и политического лидерства. Известно что любое общество с момента его возникновения и до настоящего времени представлено управляющими и управляемыми т. е. теми кто осуществляет политическую власть и теми по отношении к кому эта власть осущес
10428. Внешняя политика государств: основные принципы, их эволюция 40.5 KB
  Внешняя политика государств: основные принципы их эволюция Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройств. Растет многообразие политического экономического и культурного развития стран идет поиск на национальном и региональном уровнях и...
10429. Исследование фазированной антенной решетки 380.5 KB
  Практически выяснить влияние закона распределения фаз возбуждения излучателей и расстояния между излучателями на параметры характеристики направленности фазированной антенной решетки (ФАР).
10430. Характерные черты политического процесса в России 25.5 KB
  Характерные черты политического процесса в России. Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всей несхожести этих процессов для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы создать прав...
10431. Урок - семінарське заняття з теми Насичені вуглеводні. Номенклатура 167 KB
  Тема: Урок – семінарське заняття з теми Насичені вуглеводні. Номенклатура.†Тип уроку: урок застосування знань умінь та навичок. Навчальна мета: Конкретизувати та поглибити знання учнів з теми Насичені вуглеводніâ€. Навчити учнів застосовувати загальн...
10432. Життя та наукова діяльність Д.І. Менделеєва 69 KB
  Мета уроку: докладно ознайомити учнів з періодами життя та наукової діяльності Д. Менделєєва. Усвідомити суть створення періодичної системи та періодичного закону як фундаменту для природної класифікації хімічних елементів і значення для розвитку хімії й суміжних з нею ...