9204

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Конспект урока

Биология и генетика

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК Тип урока - интегрированный. Цели: Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии...

Русский

2013-02-26

177 KB

8 чел.

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты.

АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Тип урока - интегрированный.

Цели:

  1.  Познакомить учащихся  с особенностями строения АТФ
  2.  Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии в клетке.
  3.  Научиться решать задачи по молекулярной биологии.

План урока.

Орг. момент - 5 мин.

Проверочная работа –10 мин.

Объяснение нового материала – 20 мин.

Решение задач – 40 мин.

Постановка д.з. – 5 мин.

Ход урока (содержание).

1. Орг. момент.

2. Проверочная работа.

3. Объяснение нового материала.

АТФ (аденозинтрифосфат) – нуклеотид, универсальный источник энергии.

 

Аденин (азотистое основание) – углевод (рибоза) – три остатка фосфорной кислоты, соединённых макроэргической связью.

Относится к макроэргическим соединениям, т.е. содержит связи, при гидролизе которых выделяется большое количество энергии.

Гидролиз макроэргических связей молекулы АТФ, сопровождается отщеплением 1-2 остатков фосфорной кислоты, что приводит к выделению от 40 до 60 кДж/моль.

АТФ + Н2О  →АДФ + Н3РО4 + энергия

АДФ + Н2О  →АМФ + Н3РО4 + энергия

Заметка: добавить в таблицу по ДНК: шаг спирали (1 виток) -3,4 нм, между нуклеотидами – 0,34 нм, в каждом шаге 1- нуклеотидов, диаметр спирали – 2 нм.

4.Решение задач.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: ААГ-ТЦТ-АЦГ-ТАГ

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Решение:

  1.  А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г

||   ||   ||| ||  |||  ||   ||  |||  |||  ||  ||  |||

Т  Т  Ц А Г  А Т  Г  Ц А Т  Ц

  1.  Комплементарностью
  2.  12*0,34 = 4,08 (нм)
  3.  А-Т =7*2=14

Г-Ц = 5*3 = 15

Всего 29.

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в%) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Решение:

(А+Т)+(Г+Ц) = 100%

Т.к. А=Т, Г=Ц, то…

Т-16%, значит и А-16%, А+Т = 32%

100%-32%=68%

Т.к. Г=Ц, то 68%/2 = 34%, поэтому Ц=34% и Г=34%.

Задача 3.

Сколько  содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 880 Г, которые составляют 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

Решение:

  1.  880-Г, это 22%

22%=0,22

880/0,22=4000-всего нуклеотидов

  1.  4000 – (880+880) = 2240;  А – 1120, Т – 1120
  2.  100 – 44 = 56; А и Т по 28%
  3.  2000*0,34 = 680 (нм).

Ответ: Т = 1220, или 28%, А=1120, или 28%,  Ц = 880, или 22%. Длина фрагмента =680 нм

  1.  Постановка д.з.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности:  Т-Г-Ц-А-Т-А-Г-Ц-Т-Г

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Г составляет 24% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в %) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Задача3.

Сколько  содержится Т, А, Г нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 600 Ц, которые составляют 30% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

1

АААГЦТАГТЦ

1

31

24

31

ТТТЦГАТЦАГ

2

ТТЦГААТЦГ

2

32

22

32

ААГЦТТАГЦ

3

АГГГЦЦТАТЦГ

3

33

36

33

ТЦЦЦГГАТАГЦ

4

ААТТГГЦТЦТАГ

4

34

29

34

ТТААЦЦГАГАТЦ

5

ГАТАЦТГА

5

35

19

35

ЦТАТГАЦТ

6

АГТАТЦГТА

6

36

21

36

ТЦАТАГЦАТ

7

ГТАЦТАГГГА

7

37

25

37

ЦАТГАТЦЦЦТ

8

АГТАГТЦЦТА

8

38

24

38

ТЦАТЦАГГАТ

9

АГТЦГГАТТЦЦ

9

39

28

39

ТЦАГЦЦТААГГ

10

ГГАТЦГАТЦГАА

10

40

30

40

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

11

ГГТАГЦТА

11

41

20

41

ЦЦАТЦГАТ

12

ГГТАГЦЦТА

12

42

23

42

ЦЦАТЦГГАТ

13

ААГТАЦЦГТА

13

43

24

43

ТТЦАТГГЦАТ

14

ГГАТАГЦТТЦ

14

44

25

44

ЦЦТАТЦГААГ

15

ГГАТЦГТАГА

15

45

25

45

ЦЦТАГЦАТЦТ

16

АААГЦТАГТЦ

16

46

24

46

ТТТЦГАТЦАГ

17

ТТЦГААТЦГ

17

47

22

47

ААГЦТТАГЦ

18

АГГГЦЦТАТЦГ

18

48

36

48

ТЦЦЦГГАТАГЦ

19

ААТТГГЦТЦТАГ

19

49

29

49

ТТААЦЦГАГАТЦ

20

ГАТАЦТГА

20

50

19

50

ЦТАТГАЦТ

21

АГТАТЦГТА

21

51

21

51

ТЦАТАГЦАТ

22

ГТАЦТАГГГА

22

52

25

52

ЦАТГАТЦЦЦТ

23

АГТАГТЦЦТА

23

53

24

53

ТЦАТЦАГГАТ

24

АГТЦГГАТТЦЦ

24

54

28

54

ТЦАГЦЦТААГГ

25

ГГАТЦГАТЦГАА

25

55

30

55

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

26

ГГТАГЦТА

26

56

20

56

ЦЦАТЦГАТ

27

ГГТАГЦЦТА

27

57

23

57

ЦЦАТЦГГАТ

28

ААГТАЦЦГТА

28

58

24

58

ТТЦАТГГЦАТ

29

ГГАТАГЦТТЦ

29

59

25

59

ЦЦТАТЦГААГ

30

ГГАТЦГТАГА

30

60

25

60

ЦЦТАГЦАТЦТ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66615. Разработка программного обеспечения автоматизированной системы проектирования операций сверления отверстий 198 KB
  Ввод исходных данных о материале детали и режущей части инструмента; геометрии, погрешности заточки и размерах инструмента; об условиях обработки (осевая подача, точность оборудования, размеры и погрешность заготовки и др.).
66616. Характеристика выпрямителя и сглаживающего фильтра блока питания ПК 5.21 MB
  Классификация источников питания СВТ В зависимости от характера преобразования энергии в источнике питания выполняемого при получении на его выходе требуемого напряжения источники питания подразделяются на: Первичные источники питания; Вторичные источники питания.
66617. Порядок проведения аудиторской проверки по основным участкам бухгалтерского учета и налогообложения хозяйственных операций 319.92 KB
  Ознакомиться с учетной политикой организации и внутренними нормативными документами изучить: организацию бухгалтерского учета; построение учетного аппарата; формы бухгалтерского учета; первичный учет и документооборот; взаимосвязь аналитического и синтетического учета.
66618. Канали QPSK з Rayleigh Fading та AWGN 804.45 KB
  Звернути увагу на сузір’я блоку Rayleigh Output та на лічильних помилкових бітів.(другий рядок в блоці Display1). Коли точки на діаграмі розміщені в відповідних квадрантах кількість помилок на змінюється. При переміщенні (повороті) діаграми...
66619. Виды АРУ приемных устройств РЛС. Работа АРУ с обратной связью 371.16 KB
  Мощность отраженного радиолокационного сигнала принимаемого от отражающего объекта, изменяется прямопропорционально четвертой степени дальности или удвоенного времени распространения энергии зондирующего радиолокационного сигнала до этого объекта.
66620. Дирижерская интерпретация музыкального произведения (генезис и эволюция) 196.5 KB
  В истории научной мысли дирижирование, как деятельность и вид музыкального исполнительства, является своеобразным «оплотом» творческого лагеря, правила и особенности существования в котором, казалось бы, не подвластны объяснению. Действительно, количество парадоксальных и взаимоисключающих явлений...
66622. ТЕНДЕНЦІЇ РОЗВИТКУ КОМП’ЮТЕРНИХ ТЕХНОЛОГІЙ В НАВЧАННІ І ВИХОВАННІ 56.73 KB
  Основною метою державної політики в галузі освіти є створення умов для розвитку особистості й творчої самореалізації кожного громадянина України, оновлення змісту освіти та організації навчально-виховного процесу відповідно до демократичних цінностей...