9204

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Конспект урока

Биология и генетика

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК Тип урока - интегрированный. Цели: Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии...

Русский

2013-02-26

177 KB

8 чел.

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты.

АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Тип урока - интегрированный.

Цели:

  1.  Познакомить учащихся  с особенностями строения АТФ
  2.  Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии в клетке.
  3.  Научиться решать задачи по молекулярной биологии.

План урока.

Орг. момент - 5 мин.

Проверочная работа –10 мин.

Объяснение нового материала – 20 мин.

Решение задач – 40 мин.

Постановка д.з. – 5 мин.

Ход урока (содержание).

1. Орг. момент.

2. Проверочная работа.

3. Объяснение нового материала.

АТФ (аденозинтрифосфат) – нуклеотид, универсальный источник энергии.

 

Аденин (азотистое основание) – углевод (рибоза) – три остатка фосфорной кислоты, соединённых макроэргической связью.

Относится к макроэргическим соединениям, т.е. содержит связи, при гидролизе которых выделяется большое количество энергии.

Гидролиз макроэргических связей молекулы АТФ, сопровождается отщеплением 1-2 остатков фосфорной кислоты, что приводит к выделению от 40 до 60 кДж/моль.

АТФ + Н2О  →АДФ + Н3РО4 + энергия

АДФ + Н2О  →АМФ + Н3РО4 + энергия

Заметка: добавить в таблицу по ДНК: шаг спирали (1 виток) -3,4 нм, между нуклеотидами – 0,34 нм, в каждом шаге 1- нуклеотидов, диаметр спирали – 2 нм.

4.Решение задач.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: ААГ-ТЦТ-АЦГ-ТАГ

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Решение:

  1.  А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г

||   ||   ||| ||  |||  ||   ||  |||  |||  ||  ||  |||

Т  Т  Ц А Г  А Т  Г  Ц А Т  Ц

  1.  Комплементарностью
  2.  12*0,34 = 4,08 (нм)
  3.  А-Т =7*2=14

Г-Ц = 5*3 = 15

Всего 29.

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в%) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Решение:

(А+Т)+(Г+Ц) = 100%

Т.к. А=Т, Г=Ц, то…

Т-16%, значит и А-16%, А+Т = 32%

100%-32%=68%

Т.к. Г=Ц, то 68%/2 = 34%, поэтому Ц=34% и Г=34%.

Задача 3.

Сколько  содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 880 Г, которые составляют 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

Решение:

  1.  880-Г, это 22%

22%=0,22

880/0,22=4000-всего нуклеотидов

  1.  4000 – (880+880) = 2240;  А – 1120, Т – 1120
  2.  100 – 44 = 56; А и Т по 28%
  3.  2000*0,34 = 680 (нм).

Ответ: Т = 1220, или 28%, А=1120, или 28%,  Ц = 880, или 22%. Длина фрагмента =680 нм

  1.  Постановка д.з.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности:  Т-Г-Ц-А-Т-А-Г-Ц-Т-Г

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Г составляет 24% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в %) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Задача3.

Сколько  содержится Т, А, Г нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 600 Ц, которые составляют 30% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

1

АААГЦТАГТЦ

1

31

24

31

ТТТЦГАТЦАГ

2

ТТЦГААТЦГ

2

32

22

32

ААГЦТТАГЦ

3

АГГГЦЦТАТЦГ

3

33

36

33

ТЦЦЦГГАТАГЦ

4

ААТТГГЦТЦТАГ

4

34

29

34

ТТААЦЦГАГАТЦ

5

ГАТАЦТГА

5

35

19

35

ЦТАТГАЦТ

6

АГТАТЦГТА

6

36

21

36

ТЦАТАГЦАТ

7

ГТАЦТАГГГА

7

37

25

37

ЦАТГАТЦЦЦТ

8

АГТАГТЦЦТА

8

38

24

38

ТЦАТЦАГГАТ

9

АГТЦГГАТТЦЦ

9

39

28

39

ТЦАГЦЦТААГГ

10

ГГАТЦГАТЦГАА

10

40

30

40

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

11

ГГТАГЦТА

11

41

20

41

ЦЦАТЦГАТ

12

ГГТАГЦЦТА

12

42

23

42

ЦЦАТЦГГАТ

13

ААГТАЦЦГТА

13

43

24

43

ТТЦАТГГЦАТ

14

ГГАТАГЦТТЦ

14

44

25

44

ЦЦТАТЦГААГ

15

ГГАТЦГТАГА

15

45

25

45

ЦЦТАГЦАТЦТ

16

АААГЦТАГТЦ

16

46

24

46

ТТТЦГАТЦАГ

17

ТТЦГААТЦГ

17

47

22

47

ААГЦТТАГЦ

18

АГГГЦЦТАТЦГ

18

48

36

48

ТЦЦЦГГАТАГЦ

19

ААТТГГЦТЦТАГ

19

49

29

49

ТТААЦЦГАГАТЦ

20

ГАТАЦТГА

20

50

19

50

ЦТАТГАЦТ

21

АГТАТЦГТА

21

51

21

51

ТЦАТАГЦАТ

22

ГТАЦТАГГГА

22

52

25

52

ЦАТГАТЦЦЦТ

23

АГТАГТЦЦТА

23

53

24

53

ТЦАТЦАГГАТ

24

АГТЦГГАТТЦЦ

24

54

28

54

ТЦАГЦЦТААГГ

25

ГГАТЦГАТЦГАА

25

55

30

55

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

26

ГГТАГЦТА

26

56

20

56

ЦЦАТЦГАТ

27

ГГТАГЦЦТА

27

57

23

57

ЦЦАТЦГГАТ

28

ААГТАЦЦГТА

28

58

24

58

ТТЦАТГГЦАТ

29

ГГАТАГЦТТЦ

29

59

25

59

ЦЦТАТЦГААГ

30

ГГАТЦГТАГА

30

60

25

60

ЦЦТАГЦАТЦТ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57687. Мої улюблені страви 43.5 KB
  Teacher: Very good! Я хочу дізнатися, про ваші вподобання на обід. Look at the blackboard, please (слайд 10). Використовуйте фрази «I like... for dinner», «I don`t like... for dinner». Але тепер вам треба пригадати назви продуктів за їхніми малюнками, які ви бачите на дошці.
57688. All About Food 53.5 KB
  On today`s lesson we`re going to speak about food. We`ll read a text about English meals, rememmber the names of different kinds of food, work in groops, listen to the text “Lunch at School” and do a test.
57689. Їжа. Food 206.5 KB
  So, as you see, we are beginning a new topic – “Food”. Do you think we’ll have good time learning it? Is it important to be able to speak on this topic? And you will be able not to speak, but to read...
57690. Фрукти. Овочі 45 KB
  The lemon is on the table. The banana is in the box. The strawberry is on the plate. The pear is in the tree. The plum is in his hand and the apple is in his right hand.
57691. Biography and literary works of Jack London 140 KB
  Objectives: given the information about Jack London in the form of old newspapers pupils would be able to improve their reading skills of literature vocabulary; after reading the information about Jack London...
57692. Sights of Kyiv 45 KB
  Introduction. Повідомлення теми уроку. Dear children, today we are going to speak, read, guess the riddles and do many interesting tasks. We are going to make excursions to the zoo, Botanical Garden, circus and Puppet’s Theatre.
57693. Сучасний Лондон 352 KB
  Today we are going to speak places of interest in London. You’ll watch a Computer presentation on the topic and we’ll discuss it. By the end of the lesson you will be able to speak about London
57694. Love and Marriage 56.5 KB
  We will lern some trditions discuss them nd write legend tht is worth of speking in every ge t the beginning lets mke up poem look t my sheet of pper nd drem bout love nd mke up poem...
57695. Здоровий спосіб життя 51.5 KB
  Practical: to train in listening comprehension; to develop communicative skills, using active lexis on the topic, to work with video material, to gain pupils experience be finding necessary materials from various sources.