9204

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Конспект урока

Биология и генетика

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК Тип урока - интегрированный. Цели: Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии...

Русский

2013-02-26

177 KB

8 чел.

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты.

АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Тип урока - интегрированный.

Цели:

  1.  Познакомить учащихся  с особенностями строения АТФ
  2.  Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии в клетке.
  3.  Научиться решать задачи по молекулярной биологии.

План урока.

Орг. момент - 5 мин.

Проверочная работа –10 мин.

Объяснение нового материала – 20 мин.

Решение задач – 40 мин.

Постановка д.з. – 5 мин.

Ход урока (содержание).

1. Орг. момент.

2. Проверочная работа.

3. Объяснение нового материала.

АТФ (аденозинтрифосфат) – нуклеотид, универсальный источник энергии.

 

Аденин (азотистое основание) – углевод (рибоза) – три остатка фосфорной кислоты, соединённых макроэргической связью.

Относится к макроэргическим соединениям, т.е. содержит связи, при гидролизе которых выделяется большое количество энергии.

Гидролиз макроэргических связей молекулы АТФ, сопровождается отщеплением 1-2 остатков фосфорной кислоты, что приводит к выделению от 40 до 60 кДж/моль.

АТФ + Н2О  →АДФ + Н3РО4 + энергия

АДФ + Н2О  →АМФ + Н3РО4 + энергия

Заметка: добавить в таблицу по ДНК: шаг спирали (1 виток) -3,4 нм, между нуклеотидами – 0,34 нм, в каждом шаге 1- нуклеотидов, диаметр спирали – 2 нм.

4.Решение задач.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: ААГ-ТЦТ-АЦГ-ТАГ

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Решение:

  1.  А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г

||   ||   ||| ||  |||  ||   ||  |||  |||  ||  ||  |||

Т  Т  Ц А Г  А Т  Г  Ц А Т  Ц

  1.  Комплементарностью
  2.  12*0,34 = 4,08 (нм)
  3.  А-Т =7*2=14

Г-Ц = 5*3 = 15

Всего 29.

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в%) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Решение:

(А+Т)+(Г+Ц) = 100%

Т.к. А=Т, Г=Ц, то…

Т-16%, значит и А-16%, А+Т = 32%

100%-32%=68%

Т.к. Г=Ц, то 68%/2 = 34%, поэтому Ц=34% и Г=34%.

Задача 3.

Сколько  содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 880 Г, которые составляют 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

Решение:

  1.  880-Г, это 22%

22%=0,22

880/0,22=4000-всего нуклеотидов

  1.  4000 – (880+880) = 2240;  А – 1120, Т – 1120
  2.  100 – 44 = 56; А и Т по 28%
  3.  2000*0,34 = 680 (нм).

Ответ: Т = 1220, или 28%, А=1120, или 28%,  Ц = 880, или 22%. Длина фрагмента =680 нм

  1.  Постановка д.з.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности:  Т-Г-Ц-А-Т-А-Г-Ц-Т-Г

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Г составляет 24% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в %) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Задача3.

Сколько  содержится Т, А, Г нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 600 Ц, которые составляют 30% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

1

АААГЦТАГТЦ

1

31

24

31

ТТТЦГАТЦАГ

2

ТТЦГААТЦГ

2

32

22

32

ААГЦТТАГЦ

3

АГГГЦЦТАТЦГ

3

33

36

33

ТЦЦЦГГАТАГЦ

4

ААТТГГЦТЦТАГ

4

34

29

34

ТТААЦЦГАГАТЦ

5

ГАТАЦТГА

5

35

19

35

ЦТАТГАЦТ

6

АГТАТЦГТА

6

36

21

36

ТЦАТАГЦАТ

7

ГТАЦТАГГГА

7

37

25

37

ЦАТГАТЦЦЦТ

8

АГТАГТЦЦТА

8

38

24

38

ТЦАТЦАГГАТ

9

АГТЦГГАТТЦЦ

9

39

28

39

ТЦАГЦЦТААГГ

10

ГГАТЦГАТЦГАА

10

40

30

40

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

11

ГГТАГЦТА

11

41

20

41

ЦЦАТЦГАТ

12

ГГТАГЦЦТА

12

42

23

42

ЦЦАТЦГГАТ

13

ААГТАЦЦГТА

13

43

24

43

ТТЦАТГГЦАТ

14

ГГАТАГЦТТЦ

14

44

25

44

ЦЦТАТЦГААГ

15

ГГАТЦГТАГА

15

45

25

45

ЦЦТАГЦАТЦТ

16

АААГЦТАГТЦ

16

46

24

46

ТТТЦГАТЦАГ

17

ТТЦГААТЦГ

17

47

22

47

ААГЦТТАГЦ

18

АГГГЦЦТАТЦГ

18

48

36

48

ТЦЦЦГГАТАГЦ

19

ААТТГГЦТЦТАГ

19

49

29

49

ТТААЦЦГАГАТЦ

20

ГАТАЦТГА

20

50

19

50

ЦТАТГАЦТ

21

АГТАТЦГТА

21

51

21

51

ТЦАТАГЦАТ

22

ГТАЦТАГГГА

22

52

25

52

ЦАТГАТЦЦЦТ

23

АГТАГТЦЦТА

23

53

24

53

ТЦАТЦАГГАТ

24

АГТЦГГАТТЦЦ

24

54

28

54

ТЦАГЦЦТААГГ

25

ГГАТЦГАТЦГАА

25

55

30

55

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

26

ГГТАГЦТА

26

56

20

56

ЦЦАТЦГАТ

27

ГГТАГЦЦТА

27

57

23

57

ЦЦАТЦГГАТ

28

ААГТАЦЦГТА

28

58

24

58

ТТЦАТГГЦАТ

29

ГГАТАГЦТТЦ

29

59

25

59

ЦЦТАТЦГААГ

30

ГГАТЦГТАГА

30

60

25

60

ЦЦТАГЦАТЦТ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46452. Основные ступени в образовании понятий 16.16 KB
  Первая ступень проявляется в поведении ребенка раннего возраста образование неоформленного и неупорядоченного множества выделение кучи какихлибо предметов которые выделяются ребенком без достаточного внутреннего основания. Первый этап образования синкретического нерасчлененного образа или кучи предметов. Группа новых предметов берется ребенком наугад с помощью отдельных проб которые сменяют друг друга тогда когда обнаруживается их ошибочность. Второй этап синкретический образ или куча предметов образуется на основе...
46454. Культура речи – необходимое условие профессиональной деятельности 16.27 KB
  Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние понимать эмоциональное состояние собеседника управлять своими эмоциями снимать волнение преодолевать нерешительность устанавливать эмоциональный контакт. Культура профессиональной речи включает: владение терминологией данной специальности; умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности. Знание терминологии...
46456. Анализ и диагностика затрат предприятия 16.34 KB
  Затраты образующие себестоимость продукции группируются в соответствии с их экологическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; Материальные затраты наиболее крупный элемент затрат на производство. Их доля в общей сумме затрат составляет 6080 лишь в добывающих отраслях промышленности она невелика. Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на сырье материалы за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их...
46457. Фразеология как раздел языкознания: виды фразеологических словосочетаний (сращения, единства, сочетания) и принципы их выделения 16.4 KB
  Фразеология как раздел языкознания: виды фразеологических словосочетаний сращения единства сочетания и принципы их выделения. Эти слова образуют свободные сочетания. Другие слова имеют ограничения в возможностях сочетания. Такие сочетания называют фразеологизмами.
46458. СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. (неосталинизм, застой, кризис системы) 16.42 KB
  Экономическая реформа разработка и реализация которой была связана с именем Председателя Совета Министров СССР А. Тупик опасный ибо отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма согласно которой медленное планомерное постепенное совершенствование реального социализма построенного в СССР полностью и окончательно займет целую историческую эпоху. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР.
46459. Процедуры банкротства 16.43 KB
  Наблюдение является процедурой направленной на обеспечение сохранности имущества должника и проведение тщательного анализа его финансового состояния для поиска возможности восстановления платежеспособности предприятия. Данная процедура вводится с момента принятия Арбитражным судом заявления о признании должника банкротом на срок до 7 месяцев. исполнительные документы выданные на основании судебных решений; запрещается выплата дивидендов; не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного...
46460. Эльконин. Психология обучения младшего школьника 16.45 KB
  Психология обучения младшего школьника Введение Начальная школа ставит перед собой задачу формирования способности к усвоению системы научных знаний превращается в подготовительную ступень органически связанную со всеми остальными высшими ступенями образования. Главный итог исследований экспериментально подтвержденная возможность формирования при некоторых условиях обучения значительно более высоких уровней психического развития в младшем школьном возрасте. Определяющие факторы при этом содержание обучения и органически с ним...