9204

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Конспект урока

Биология и генетика

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК Тип урока - интегрированный. Цели: Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии...

Русский

2013-02-26

177 KB

8 чел.

Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты.

АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК

Тип урока - интегрированный.

Цели:

  1.  Познакомить учащихся  с особенностями строения АТФ
  2.  Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии в клетке.
  3.  Научиться решать задачи по молекулярной биологии.

План урока.

Орг. момент - 5 мин.

Проверочная работа –10 мин.

Объяснение нового материала – 20 мин.

Решение задач – 40 мин.

Постановка д.з. – 5 мин.

Ход урока (содержание).

1. Орг. момент.

2. Проверочная работа.

3. Объяснение нового материала.

АТФ (аденозинтрифосфат) – нуклеотид, универсальный источник энергии.

 

Аденин (азотистое основание) – углевод (рибоза) – три остатка фосфорной кислоты, соединённых макроэргической связью.

Относится к макроэргическим соединениям, т.е. содержит связи, при гидролизе которых выделяется большое количество энергии.

Гидролиз макроэргических связей молекулы АТФ, сопровождается отщеплением 1-2 остатков фосфорной кислоты, что приводит к выделению от 40 до 60 кДж/моль.

АТФ + Н2О  →АДФ + Н3РО4 + энергия

АДФ + Н2О  →АМФ + Н3РО4 + энергия

Заметка: добавить в таблицу по ДНК: шаг спирали (1 виток) -3,4 нм, между нуклеотидами – 0,34 нм, в каждом шаге 1- нуклеотидов, диаметр спирали – 2 нм.

4.Решение задач.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: ААГ-ТЦТ-АЦГ-ТАГ

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Решение:

  1.  А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г

||   ||   ||| ||  |||  ||   ||  |||  |||  ||  ||  |||

Т  Т  Ц А Г  А Т  Г  Ц А Т  Ц

  1.  Комплементарностью
  2.  12*0,34 = 4,08 (нм)
  3.  А-Т =7*2=14

Г-Ц = 5*3 = 15

Всего 29.

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в%) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Решение:

(А+Т)+(Г+Ц) = 100%

Т.к. А=Т, Г=Ц, то…

Т-16%, значит и А-16%, А+Т = 32%

100%-32%=68%

Т.к. Г=Ц, то 68%/2 = 34%, поэтому Ц=34% и Г=34%.

Задача 3.

Сколько  содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 880 Г, которые составляют 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

Решение:

  1.  880-Г, это 22%

22%=0,22

880/0,22=4000-всего нуклеотидов

  1.  4000 – (880+880) = 2240;  А – 1120, Т – 1120
  2.  100 – 44 = 56; А и Т по 28%
  3.  2000*0,34 = 680 (нм).

Ответ: Т = 1220, или 28%, А=1120, или 28%,  Ц = 880, или 22%. Длина фрагмента =680 нм

  1.  Постановка д.з.

Задача 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности:  Т-Г-Ц-А-Т-А-Г-Ц-Т-Г

  1.  Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
  2.  Каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
  3.  Какова длина этого фрагмента?
  4.  Сколько водородных связей в нём?

Задача 2.

В одной молекуле ДНК Г составляет 24% от общего количества нуклеотидов.  Определить количество (в %) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Задача3.

Сколько  содержится Т, А, Г нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 600 Ц, которые составляют 30% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

1

АААГЦТАГТЦ

1

31

24

31

ТТТЦГАТЦАГ

2

ТТЦГААТЦГ

2

32

22

32

ААГЦТТАГЦ

3

АГГГЦЦТАТЦГ

3

33

36

33

ТЦЦЦГГАТАГЦ

4

ААТТГГЦТЦТАГ

4

34

29

34

ТТААЦЦГАГАТЦ

5

ГАТАЦТГА

5

35

19

35

ЦТАТГАЦТ

6

АГТАТЦГТА

6

36

21

36

ТЦАТАГЦАТ

7

ГТАЦТАГГГА

7

37

25

37

ЦАТГАТЦЦЦТ

8

АГТАГТЦЦТА

8

38

24

38

ТЦАТЦАГГАТ

9

АГТЦГГАТТЦЦ

9

39

28

39

ТЦАГЦЦТААГГ

10

ГГАТЦГАТЦГАА

10

40

30

40

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

11

ГГТАГЦТА

11

41

20

41

ЦЦАТЦГАТ

12

ГГТАГЦЦТА

12

42

23

42

ЦЦАТЦГГАТ

13

ААГТАЦЦГТА

13

43

24

43

ТТЦАТГГЦАТ

14

ГГАТАГЦТТЦ

14

44

25

44

ЦЦТАТЦГААГ

15

ГГАТЦГТАГА

15

45

25

45

ЦЦТАГЦАТЦТ

16

АААГЦТАГТЦ

16

46

24

46

ТТТЦГАТЦАГ

17

ТТЦГААТЦГ

17

47

22

47

ААГЦТТАГЦ

18

АГГГЦЦТАТЦГ

18

48

36

48

ТЦЦЦГГАТАГЦ

19

ААТТГГЦТЦТАГ

19

49

29

49

ТТААЦЦГАГАТЦ

20

ГАТАЦТГА

20

50

19

50

ЦТАТГАЦТ

21

АГТАТЦГТА

21

51

21

51

ТЦАТАГЦАТ

22

ГТАЦТАГГГА

22

52

25

52

ЦАТГАТЦЦЦТ

23

АГТАГТЦЦТА

23

53

24

53

ТЦАТЦАГГАТ

24

АГТЦГГАТТЦЦ

24

54

28

54

ТЦАГЦЦТААГГ

25

ГГАТЦГАТЦГАА

25

55

30

55

ЦЦТАГЦТАГЦТТ

26

ГГТАГЦТА

26

56

20

56

ЦЦАТЦГАТ

27

ГГТАГЦЦТА

27

57

23

57

ЦЦАТЦГГАТ

28

ААГТАЦЦГТА

28

58

24

58

ТТЦАТГГЦАТ

29

ГГАТАГЦТТЦ

29

59

25

59

ЦЦТАТЦГААГ

30

ГГАТЦГТАГА

30

60

25

60

ЦЦТАГЦАТЦТ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3463. Внешнеторговая деятельность как составная часть внешнеэкономической деятельности 30.5 KB
  Сфера действия соглашения распространяется на товары, которые фактически пересекли ТГ ТС при ввозе на единую ТТ ТС или если товары заявлены к ввозу при применении предварительного декларирования...
3464. Изучение свободных колебаний пружинного маятника 177.5 KB
  Изучение свободных колебаний пружинного маятника. Цель работы: на примере пружинного маятника изучить основные законы колебательного движения, проверить формулу периода колебаний пружинного маятника, определить основные характеристики его затухающих...
3465. Изучение статистических закономерностей и методов обработки результатов эксперимента 158.5 KB
  Изучение статистических закономерностей и методов обработки результатов эксперимента Моделирование нормального распределения случайной величины на примере измерения сопротивлений резисторов. Освоение методики статистической обработки результатов пря...
3466. Визначення моменту інерції крутильного маятника 217 KB
  Визначення моменту інерції крутильного маятника Мета роботи: Визначити момент інерції крутильного маятника. Прилади та обладнання: Крутильний маятник, секундомір, штангенциркуль, металеві диски. Опис вимірювального пристрою...
3467. Звенья тела как рычаги и маятники 14.31 KB
  Звенья тела как рычаги и маятники Разбиение тела человека на звенья позволяет представить эти звенья как механические рычаги и маятники, потому что все эти звенья имеют точки соединения, которые можно рассматривать либо как точки опоры (для рычага)...
3468. Законы сохранения импульса и момента импульса – баллистический маятник 19.52 KB
  Законы сохранения импульса и момента импульса – баллистический маятник Закон сохранения импульса – баллистический маятник Используя математический баллистический маятник определяют скорость снаряда пушки и сравнивают с результатами измерен...
3469. Основы МКТ 20.42 KB
  Основы МКТ Основные положения МКТ. Все тела состоят из частиц: молекул, атомов, ионов и т.д. Частицы вещества хаотически движутся. Частицы взаимодействуют между собой. Характер взаимодействия зависит от расстояния между молекулами. Идеальный газ. Ид...
3470. Исследования оптического квантового генератора (лазера) 48 KB
  Исследования оптического квантового генератора (лазера). Изучения принципа работы и устройства квантового генератора (ОКГ). Освоения электроскопического метода определения состава возбужденной среды. Измерения параметров и характеристик вынужденного...
3471. Система воспитательного процесса 39.47 KB
  Система воспитательного процесса, Структура и система воспитательного процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания Цели и задачи воспитания Содержание воспитания Основные понятия: система, структура процесса воспита...