9205

Строение клетки

Конспект урока

Биология и генетика

Единство принципа строения. Сходство протекания химических процессов в цитоплазме и ядре (биосинтез белка, репликация ДНК). Единство принципа передачи наследственной информации при делении клетки. Сходное строение мембран. Единство химического состава.

Русский

2014-10-10

48.5 KB

0 чел.

Строение клетки. Вирусы, профилактика СПИДа. 

Строение клетки, основные органоиды клетки

Тип урока - интегрированный.

Цели:

  1.  Познакомить учащихся со строением клетки.
  2.  Сформировать представление об  устройстве живой клетки клетке.
  3.  Осознание уникальности живых организмов.

План урока.

Орг. момент - 5 мин.

Объяснение нового материала – 60 мин.

Постановка д.з. – 15 мин.

Общие черты для растительной и животной клетки.

  1.  Единство принципа строения.
  2.  Сходство протекания химических процессов в цитоплазме и ядре (биосинтез белка, репликация ДНК).
  3.  Единство принципа передачи наследственной информации при делении клетки.
  4.  Сходное строение мембран.
  5.  Единство химического состава.

Различия:

Растительная

Животная

Имеются пластиды

Пластиды отсутствуют

Автотрофный тип питания

Гетеротрофный тип питания

Синтез АТФ происходит в хлоропластах и митохондриях

Синтез АТФ происходит в митохондриях

Имеется целлюлозная клеточная стенка; имеются крупные вакуоли; клеточный центр имеется у низших растений.

Целлюлозная стенка отсутствует; вакуоли мелкие; клеточный центр есть у всех клеток.

Клетка

Мембрана (плазмалемма)+ клеточная стенка             Протоплазма

цитоплазма ядро

гиалоплазма включения, связанные с обменов веществ

 органоиды (постоянные структуры):

1-мембранные (ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксиомы, вакуоли)

2- мембранные (митохондрии, пластиды)

-немембранные(рибосомы, центриоли, реснички, жгутики, базальные тельца, цитоскелет)

Цитоплазматическая мембрана

Функции:

  1.  Отделяет содержимое клетки от внешней среды.
  2.  Защищает содержимое клетки.
  3.  Поддерживает форму клетки.
  4.  Осуществляет взаимодействие клетки с внешней средой и соседними клетками.
  5.  Избирательно проводит в клетку питательные вещества и выводит из клетки продукты обмена.

Цитоплазма.

Цитоплазма – внутреннее полувязкое содержимое клетки.

Гиалоплазма(цитозоль) – греч. Hyalos-стекло, plasma –оформленный, или матрикс- греч.matrix – основа.  Представляет собой бесцветную, высокоупорядоченную, коллоидную среду, состоящую из воды (80-90%), ионов и многих молекул разных органических веществ.(белки, нуклеиновые кислоты, углеводы).

Функции:

  1.  Внутренняя среда клетки.
  2.  Объединяет все клеточные структуры.
  3.  Определяет местоположение органоидов.
  4.  Обеспечивает внутриклеточный транспорт благодаря циклозу.

Ядро – важнейшая составная часть клетки, которая выполняет функции хранения и передачи наследственной информации, а так же регулирует все процессы, протекающие в клетке

Строение ядра

Ядерный сок (нуклеоплазма) – полужидкое вещество ( в гелеобразном состоянии), представляющее внутреннюю среду ядра. В ядерном сое находятся ядрышки и хромосомы. Ядерный сок имеет сложный состав: аминокислоты, белки, ферменты и др.

Ядрышко – плотное округлое тельце, состоящее из РНК и белка. Ядрышки образуются на определённых участках хромосом, в них синтезируются РНК. Ядрышки формируются и видны только в неделящихся клетках, а во время деления разрушаются.

Хромосомы. В неделящихся ядрах хромосомы имеют вид тончайших нитей, их не видно в световой имкроскоп. Эти нити представляют собой ДНК в соединении с белком (хроматин).

Хроматин – спирализованные и уплотнённые участки хромосом.

Ядро(нуклеус)

Ядерная оболочка (состоит из двух мембран: внутренней – гладкой и внешней – шерховатой); функции:

- обмен веществ между цитоплазмой и ядром;

- синтез белка;

- отграничивает содержимое ядра

Ядерный сок (нуклеоплазма, кариоплазма) – внутренняя полужидкая среда

Ядрышко

(состоит  из РНК и белка); функции:

- синтез РРНК;

- формирование рибосом

Хромосомы

(хроматин – нити ДНК); функция:

- хранение и передача наследственной информации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32530. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА 1.2 MB
  ППС и методика их использования ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯПРЕДМЕТНИКА Использование электронных таблиц на уроках физики: Законы отражения и преломления света Рисованные объекты. Или угол падения равен углу преломления или угол преломления равен углу отражения или вообще все углы равны или наоборот между ними разница в 90 градусов. Но вот отразится и преломится свет в точке падения обозначенной буквой S совсем не так как указывают ему направления SB и SC поскольку проведены они с нарушением обоих...
32531. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКТОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ 378 KB
  Паркет называется правильным если он составлен из равных правильных многоугольников.3 Примеры правильных паркетов дают заполнения плоскости: а квадратами рисунок 1; б равносторонними треугольниками рисунок 2; в правильными шестиугольниками рисунок 3. Докажем что других правильных паркетов не существует. Действительно углы правильного гаугольника равны 180 Заполним таблицу состоящую из углов  правильных n угольников.
32532. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА 1.5 MB
  Для отображения даты подходящей будет ориентация текста под углом в 90 градусов для всей третьей строки и горизонтальное и вертикальное выравнивание по центру а для ячейки S3 ещё и с переносом по словам. Вообще полученный список имеет смысл запомнить на будущее поскольку он наверное потребуется ещё не раз и в других таблицах связанных с классом. Поскольку сдвиг будет производиться вертикально вниз то во всех фигурирующих в формуле адресах цифровая составляющая увеличится на единицу для следующей строки затем ещё на единицу для...
32533. Использование графического редактора для решения задач на разрезание 351 KB
  Рассмотрим линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф' и кроме того линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф . Те и другие линии разбивают фигуру Ф на более мелкие части из которых можно составить как фигуру Ф' так и Ф . Доказанная теорема позволяет в принципе разрезать один из двух равновеликих многоугольников на части и сложить из них другой многоугольник. Фигура будет разрезана на две части вдоль прямой линии.
32534. Использование графического редактора для изображения пространственных фигур 299 KB
  Показывается как построить треугольник по его трем элементам биссектрису угла серединный перпендикуляр прямую параллельную данной и т. Возьмем правильный шестиугольник рис. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 б. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 в который и будет искомой параллельной проекцией исходного правильного шестиугольника.
32535. Этапы проектирования и разработки ЭС 41 KB
  Поскольку ППС программа то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы которые используются при создании программных систем с учетом специфики будущего применения такого рода программ. Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов на котором производится содержательный анализ вопросов выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной...
32536. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 106.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЭС. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Специфика разработки программных средств. Разработка программных средств имеет ряд специфических особенностей Прежде всего следует отметить некоторое противостояние: неформальный характер требований к ПС постановки задачи и понятия ошибки в нем но формализованный основной объект разработки  программы ПС. Этот творческий характер разработки ПС сохраняется до самого ее конца.
32537. ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ 74.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. Система должна оказывать поддержку попыткам обучаемых научиться общению с системой и не вызывать раздражения у учащихся принуждая их вести диалог если они этого не хотят. Широкое использование фактического диалога может отрицательно сказаться на отношении учащихся к. Не допускайте отрицательных оценок мышления памяти внимания учащихся.
32538. РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 129.5 KB
  Окна подразделяются на первичные и вторичные. Прочие порождаемые им окна относятся ко вторичным которые в свою очередь могут быть дочерними и всплывающими. Внережимные и дочерние окна служат для организации параллельных ветвей диалога. Пользователь может выбирать активное окно переключаясь между дочерними и внережимными или первичным и внережимными окнами если дочерние окна отсутствуют.