9206

Одномембранные органоиды клетки

Конспект урока

Биология и генетика

ЭПС - это система канальцев и цистерн, стенки которых образованы мембраной. Они пронизывают всю цитоплазму. По каналам ЭПС вещества перемещаются в разные части клетки.

Русский

2014-10-10

50.5 KB

19 чел.

Строение клетки. Вирусы, профилактика СПИДа. 

Строение клетки, основные органоиды клетки

Тип урока - интегрированный.

Цели:

  1.  Познакомить учащихся со строением клетки.
  2.  Сформировать представление об  устройстве живой клетки клетке.
  3.  Осознание уникальности живых организмов.

План урока.

Орг. момент - 5 мин.

Объяснение нового материала – 60 мин.

Постановка д.з. – 15 мин.

Орг.момент.

Объяснение нового материала.

Одномембранные органоиды клетки.

ЭПС – эндоплазматическая сеть

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Пероксиомы

Вакуоли

ЭПС – эндоплазматическая сеть.

  •  ЭПС -  это система канальцев и цистерн, стенки которых образованы мембраной. Они пронизывают всю цитоплазму. По каналам ЭПС вещества перемещаются в разные части клетки.
  •  Существует гладкая и шероховатая ЭПС. На поверхности гладкой ЭПС при участии ферментов синтезируются углеводы и липиды. Шероховатость ЭПС придают расположенные на ней мелкие округлые тельца - рибосомы, которые участвуют в синтезе белков.

Функции:

  •  Синтез белков (шероховатая)
  •  Синтез липидов и углеводов (гладкая)
  •  Транспортируются вещества внутри клетки
  •  Ферменты, встроенные в мембраны, обеспечивают жизнедеятельность клетки

Аппарат Гольджи

  •  Комплекс Гольджи- это система полостей, цистерн, окруженных мембраной.
  •   Комплекс Гольджи, выполняет в клетке разнообразные функции: участвует в накоплении и транспортировке веществ, выведении из клетки различных секретов, формировании лизосом и  клеточной оболочки.

Лизосомы

Самые мелкие одномембранные органоиды,содержат до 60 гидролитических ферментов. Образуется в комплексе Гольджи.

Функции:

  •  Пищеварительная –обеспечивает переваривание органических веществ, попавших в клетку при фагоцитозе и пиноцитозе
  •  При голодании могут участвовать в растворении органоидов, клеток и частей организма

Вакуоли

Клетки растений имеют вакуоли. Это крупный пузырек, заполненный клеточным соком. Чем старше клетка, тем крупнее вакуоли.

Двумембранные органоиды

  1.  Митохондрии
  2.  Пластиды

Митохондрии

  •  Митохондрии –овальные тельца в форме зёрен, нитей, палочек. Внешняя мембрана гладкая, а внутренняя образует складки – кристы. На внутренней мембране размещаются ферменты, участвующие в реакциях окисления органических веществ до углекислого газа и воды.
  •  В митохондриях  происходит расщепление глюкозы, аминокислот, окисление жирных кислот. Основная функция митохондрий – синтез (АТФ). Эта кислота представляет собой универсальный источник энергии, необходимый для осуществления процессов жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Пластиды

  •  Хромопласты – пластиды жёлтого или красного цвета;
  •  Хлоропласты – зелёные пластиды;
  •  Лейкопласты – бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений

Немембранные органоиды

  1.  Рибосомы
  2.  Центриоли
  3.  Реснички
  4.  Жгутики
  5.  Базальные тельца

Рибосомы

  •  Мельчайшие органоиды клетки диаметром 20нм. Состоят из 2-х неравных субъединиц: большой и малой. В состав рибосом входят рРНК и белки. Располагаются же они на мембранах ЭПС и в цитоплазме. Синтезируются в ядрышке. Объединяются вдоль иРНК в цепочки, образуя полисомы

Функция:
В рибосомах синтезируются все необходимые клетке
белки.

Органоиды движения

Органоиды

Строение

Функции

Реснички

Короткие многочисленные выросты на поверхности мембраны

Удаление частичек пыли (реснитчатый эпителий дыхательный путей)

Жгутики

Единичные длинные цитоплазматические выросты на поверхности клетки

Передвижение (сперматозоиды, зооспоры, одноклеточные организмы)

Ложноножки

Амебовидные выступы цитоплазмы

Образуются для захвата пищи или передвижения

Миофибриллы

Тонкие нити, входящие в состав клетки

Служат для сокращения мышечных волокон

  1.  Постановка д.з.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1958. Анализ воспитательной работы Лицея №33 города Иваново 31.11 KB
  Анализ воспитательной работы. Общественно-психологические особенности классного коллектива. Отношение к внутриполитическим проблемам и международным событиям. Отношение к молодежным общественным объединениям, партиям, религии. Отношение к изучаемым предметам, общественно-полезному труду, к физкультуре и спорту, к профессиональному самоопределению.
1959. Ми за чисту планету 32.79 KB
  Радіоактивне забруднення. Винищення лісів. Забруднення і евтрофікація води.
1960. Виховний захід: Крок до зірок 30.82 KB
  Зацікавити учнів математикою, поглиблювати і розширювати знання з предмета, розвивати пізнавальний інтерес, творчу активність, допитливість, логічне мислення, виховувати вміння вчитися, самостійно здобувати математичні знання.
1961. Байдужість не прощається 29.76 KB
  Формувати в учнів моральні святині та істини, такі як: доброта, милосердя, справедливість, прагнення допомогти ближньому у скрутну хвилину. пробуджувати інтерес до всього корисного, морального.
1962. Самые красивые места Земли 29.1 KB
  Рассказать ученикам о самых красивых местах Земли. Научить применять полученные знания в общении со сверстниками и в обществе. Воспитать толерантное отношение к культуре других стран.
1963. Анализ воспитательной работы классного руководителя 7 класса 33.7 KB
  Характеристика класса. Анализ учебной работы. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся. Работа с учителями, преподающими в классе.
1964. Женщины и война 37.14 KB
  В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В её слабости таилась огромная сила. В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны.
1965. Найрозумніший шестикласник 33.04 KB
  Мета заходу: поглибити знання учнів із української мови, літератури, історії, розвивати навички самостійної роботи, логічне мислення, швидкість психологічних реакцій, виховувати інтерес до вивчення рідної мови та повноцінного оволодіння нею.
1966. Виховна година Юний Архітектор. 10 найвищих споруд світу 30 KB
  Юний Архітектор. 10 найвищих споруд світу. Журнал Форбс визначив десятку найвищих споруд світу, зведених станом на лютий 2008 року.