9211

Деление клетки. Формы размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз

Конспект урока

Биология и генетика

Деление клетки. Формы размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Изучить процесс деления клетки путём митоза. Показать основные этапы жизненного цикла клетки Рассмотреть...

Русский

2013-02-26

571 KB

13 чел.

Деление клетки. Формы размножения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Тип урока – изучение нового материала.

Цели:

  1.  Изучить процесс деления клетки путём митоза.
  2.   Показать основные этапы жизненного цикла клетки
  3.  Рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль
  4.  Познакомить с понятиями:
  •  Митоз
  •  Жизненный цикл клетки
  •  Интерфаза
  •  Профаза
  •  Метафаза
  •  Анафаза
  •  Телофаза
  •  Редупликация
  •  Хроматиды
  •  Центромера
  •  Веретено деления

План урока.

Орг. момент - 5 мин.

Устный опрос – 15 минут.

Объяснение нового материала – 55 мин.

Постановка д.з. – 5 мин.

Ход урока.

Орг.момент.

Устный опрос.

Объяснение нового материала.

Размножение

Размножение – воспроизведение себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Это одно из важнейших свойств живых организмов.

Благодаря размножению происходит:

         1. Передача наследственной информации.

          2. Сохраняется преемственность поколений.

          3. Поддерживается длительность существования вида.

          4. Увеличивается численность вида и расширяется территория   (ареал) проживания.

В основе размножения лежит клеточное деление, обеспечивающее увеличение количества клеток и рост многоклеточного организма.

Жизненный цикл клетки

Период существования клетки от одного деления до другого называется  митотическим, или жизненным циклом клетки.

Клеточный цикл у растений продолжается от 10 до 30 часов. Деление ядра (митоз) занимает около 10% этого времени.

  •  П1 -  пресинтетический период
  •  С - синтетический период
  •  П 2 -  постсинтетический период

Амитоз

Амитоз – это деление интерфазного ядра путем перетяжки без образования веретена деления.

Распространенность в природе:

Норма:

1. Амебы

2. Большое ядро инфузорий

3. Эндосперм

4. Клубень картофеля

5. Роговица глаза

6. Хрящевые и печеночные клетки

Патология:

  1.  При воспалениях
  2.  Злокачественные новообразования
  3.  Значение: экономичный (мало энергозатрат) процесс воспроизводства клеток

Митоз

Митоз (лат. Mitos – нить) –такое деление клеточного ядра, при котором образуется два дочерних ядра с набором хромосом, идентичных родительской клетки.

                  Митоз = деление ядра + деление цитоплазмы 

Впервые митоз у растений наблюдал И.Д. Чистяков в 1874 г., а детально процесс был описан нем. ботаником Э.Страсбургером (1877) и нем. зоологом В.Флемингом (1882)

Интерфаза
-подготовка клетки к делению

1,2 – предсинтетический период;  3 – синтетический и постсинтетический период; 4 –  метафаза.

1. В предсинтетический период клетка растет: происходит синтез белка, РНК и увеличивается количество органических веществ.

2. В синтетический период происходит репликация ДНК (удвоение).  

  С этого момента каждая хромосома состоит из двух хроматид.

3. В постсинтетический период идет интенсивный синтез белка и АТФ, необходимых для деления клетки.

Профаза

  •  Увеличивается объем ядра
  •  Ядерная мембрана распадается;
  •  Хромосомы спирализуются, укорачиваются, становятся четко различимыми в микроскоп, они состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры;
  •  Микротрубочки и центриоли участвуют в образовании веретена деления ( в клетках животных).

Метафаза

  •  Хромосомы располагаются в районе экватора клетки;
  •  Нити веретена деления прикрепляются к центромерам

Анафаза

  •  Центромеры делятся;
  •  Хроматиды транспортируются с помощью прикрепленных к центромерам нитей веретена деления к противоположным полюсам клетки

Телофаза

  •  Формируются новые ядра;
  •  Хромосомы деспирализуются (раскручиваются);
  •  Вновь появляется ядрышко и образуется ядерная оболочка;
  •  В области экватора возникает перетяжка и образуются две дочерние клетки

Цитокинез –разделение цитоплазмы

  •  Образование двухмембранной перегородки по экватору клетки с последующим полным отделением дочерних клеток.
  •  У растений по экватору клетки формируется клеточная стенка.

Совокупность хромосом (число, форма и размер) в соматической клетке называется кариотипом. Кариотип содержит двойной (диплоидный) набор хромосом (2n), постоянный для каждого вида организмов.

Значение митоза

  1.  Генетическая стабильность, т.е. точное распределение генетического материала между дочерними клетками.
  2.  Постоянство строения и правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма.
  3.  Рост.
  4.  Основа эмбрионального развития.
  5.  Основа бесполого размножения.
  6.  Регенерация утраченных частей, восстановление органов и тканей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44645. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах существительных 19.77 KB
  Кто может еще что то добавить к этому правилу Потренируемся каждый из вас назовет свое собственное имя и так же нарицательное. пример: я учительница Бякова Наталья Сергеевна учительница – нарицательное Бякова Наталья Сергеевна – собственное я студентка –нарицательное Наташа собственное. Нарицательных имен у вас может быть несколько но запомните собственное не изменно. подобрать собственное имя.
44646. Собственные и нарицательные имена существительные 21.1 KB
  Орг момент Отгадаем ребус: отец Какие орфограммы встречаются в этом слове Можем ли мы ее проверить Значит это слово словарное. на какие вопросы оно отвечает на какие две большие группы мы можем поделить и. сущ Как отличить Еще на какие чем они отличаются Какие группы слов мы пишем с заглавной буквы фронтальный опрос и. Прочитай1 ученик устно какие группы слов могут быть собственными.
44648. Имена существительные - названия явлений природы и качеств людей 20.63 KB
  Имена существительные названия явлений природы и качеств людей. Тип урока: комбинированный ФОУД: фронтальная индивидуальная групповая Дидактическая цель: создать условия для систематизации знаний учащихся по теме Имя существительное Задачи: 1.Образовательные: познакомиться с лексическим значением групп существительных; находить отличительные особенности групп; учиться использовать их в своей речи; 2. О какой части речи это стихотворение Что такое имя существительное им.
44649. Единственное и множественное число имен существительных 19.43 KB
  Образовательные: систематизировать и углубить знания об именах существительных единственного и множественного числа; учить находить имена существительные единственного и множественно числа в тексте и подбирать их самостоятельно; учить классифицировать имена существительные единственного и множественного числа; отрабатывать умения изменять имена существительные по числам. Даны существительные в единственном числе преобразовать в существительные множественного числа. Даны существительные во множественном числе преобразовать в...
44650. Единственное и множественное число имен существительных 19.98 KB
  Минутка чистописания: пропишем ее три раза 1 человек у доски 1 букву с комментированием пропишем соединение буквы т с буквой о в тетради 3 раза1 человек на доске с комментированием запишем все словарное слово в н. мн ед ч по смыслу умения находить слова мн ед ч и правильно определят чила имен сущ. доске записаны слова сосны с_сна хлеба хле_ грибы гри_ травы тр_ва горы г_ра Что заметили По какому признаку слова записаны в два столбика Запишем первое слово из второго столбика1ч к доске ост. Как мы ее можем проверить С...
44653. Контроль знаний по теме: «Имя существительное» 19.06 KB
  Образовательные: выявить умение находить имена существительные и ставить к ним вопросы выявить уровень усвоения понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные умение ставить вопросы; проверить умения отличать имена существительные нарицательные от собственных; проверить умение классифицировать имена существительные на имена существительные единственного и множественного числа; 2.Спиши имена существительные перед каждым словом поставь вопрос и определи одушевленное это имя существительное или неодушевленное.Спиши...