9213

Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения

Конспект урока

Биология и генетика

Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения. Цели: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии ее место в системе биологических знаний познакомить учащихся с...

Русский

2013-02-26

54.5 KB

20 чел.

Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения.

Цели:

  1.  показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии  её место в системе биологических знаний;
  2.  познакомить учащихся с методами исследования в биологии;
  3.  рассмотреть последовательность проведения эксперимента;
  4.  выявить в чём заключается отличие гипотезы от закона или теории.

План урока.

  1.  Знакомство с учащимися - 10 мин.
  2.  Знакомство с учебным планом – 10 мин.
  3.  Список рекомендуемой литературы –5 мин.
  4.  Объяснение нового материала – 50 мин.
  5.  Постановка д/з – 5 мин.

Ход урока (содержание).

  1.  Рассказ о себе. Знакомство с учащимися.
  2.  Знакомство с учебным планом.
  3.  Список рекомендуемой литературы.
  4.  Объяснение нового материала.

БИОЛОГИЯ - наука о жизни, её закономерностях и формах проявления, о существовании  и распространение её во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и её сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Термин «биология» впервые был употреблён немецким учёным Т. Рузом, а общепринятым стал в 1802 году, когда употреблялся в работах французского натуралиста Ламарка.

Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)». А что же такое жизнь? В разные времена учёные давали разные определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.

Энгельс:

Жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков.

Волькенштейн:

Живые тела существуют на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Однако ни одно из определений не отражает всей сущности жизни, поэтому дать определение, перечислив основные свойства живых организмов.

Свойства живых систем.

  1.  Метаболизм – обмен веществ
  2.  Репродукция – самовоспроизведение.

                Размножение

половое                                  бесполое

  1.  Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. В основе носители генетической информации (ДНК, РНК)
  2.  Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК.
  3.  Рост и развитие. Рост всегда сопровождается развитием.

                               Развитие живой формы материи

онтогенез                                                                               филогенез

индивидуальное развитие                                                   историческое развитие         

                                

  1.  Раздражимость – способность организмов избирательно реагировать на воздействия.
  2.  Дискретность – каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство.
  3.  Саморегуляция – способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.
  4.  Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний ( суточные и сезонные)
  5.  Энергозависимость – живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.
  6.  Единство химического состава.

Общая биология – комплексная наука, исследует наиболее общие свойства и закономерности живой материи, проявляемые на разных уровня организации, и объединяет ряд частных биологических наук.

Биологические науки

  1.  Ботаника – исследует строение, способ существования, распространение растений и историю их происхождения.

Включает в себя:

Микологию - наука о грибах

Бриологию – наука о мхах

Геоботаника – изучает закономерности распространения растений по поверхности суши

Палеоботаника – изучает ископаемые останки древних растений    

  1.  Зоология – изучает строение, распространение и историю развития животных.

Включает в себя:

Ихтиология – наука о рыбах

Орнитология – наука о птицах

Этология – наука о поведении животных

 

  1.  Морфология – изучает особенности внешнего строения живых организмов.
  2.  Физиология - изучает особенности жизнедеятельности живых организмов.
  3.  Анатомия – изучает внутреннее строение живых организмов.
  4.  Цитология – наука о клетке.
  5.  Гистология – наука о тканях.
  6.  Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
  7.  Микробиология – изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.
  8.  Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

Пограничные науки:

Биофизика – исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами.

Биохимия – исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах.

Биотехнология – изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов в качестве сырья, а так же использование их особых свойств в производстве.

Методы исследований.

  1.  Наблюдение (описание биологических явлений)
  2.  Сравнение (нахождение закономерностей)
  3.  Эксперимент или опыт (изучение свойств объекта в контролируемых условиях)
  4.  Моделирование (имитирование процессов, недоступных для непосредственного наблюдения)
  5.  Исторический метод
  6.  Инструментальный.

Научное исследование проходи в несколько этапов:

Наблюдение над  объектом – на основе данных выдвигается гипотеза – проводится научный эксперимент (с контрольным опытом) – проверенная гипотеза может быть названа теорией или законом.

Уровни организации живой материи.

Важными свойствами живых систем являются многоуровневость и иерархическая организация.

 

Уровни организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Молекулярный

Органоиды

Атомы и молекулы

Клеточный

Клетка

Органоиды

Тканевый

Ткань

Клетки

Органный

Орган

Ткань

Организменный

Организм

Системы органов

Популяционно-видовой

Популяция

Особи

Биогеоценотический

Биогеоценоз (экосистема)

Популяции

Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы (экосистемы)

Основой всех органических соединений служит углерод.

Органические вещества – соединения, содержащие углерод (кроме карбонатов). Между атомами углерода возникают одинарные или двойные связи, на основе которых формируются углеродные цепочки. (нарисовать - линейную, разветвлённую, циклическую)

Большинство органических веществ – полимеры, состоящие из повторяющихся частиц – мономеров. Регулярными биополимерами называются  вещества, состоящие из одинаковых мономеров, нерегулярными – состоящие из разных мономеров.

БИОПОЛИМЕРЫ – природные высокомолекулярные соединения (белки, нуклеиновые кислоты, жиры, сахариды  их производные), служащие структурными частями живых организмов и играющие важную роль в процессах жизнедеятельности.

Запомните:

  1.  Биополимеры состоят из многочисленных звеньев – мономеров, которые имеют достаточно простое строение.
  2.  Для каждого вида биополимеров характерно определённое строение и функции.
  3.  Биополимеры могут состоять из одинаковых или из разных мономеров.
  4.  Свойства полимеров  проявляются только в живой клетке.
  5.  Все биополимеры – это сочетание лишь нескольких типов мономеров, которые дают всё многообразие жизни на Земле.

 

  1.  Постановка д/з - §1-3, записи в тетради, подготовиться к проверочной работе.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83395. Теорія і методика фізичного виховання дітей дошкільного віку 2.87 MB
  Навчальний посібник складено згідно з програмою для педагогічних університетів та училищ. У ньому розглянуто основи системи фізичного виховання, завдання та зміст фізичного виховання дітей раннього та дошкільного віку, методика проведення основних форм навчально-виховного процесу з фізичного виховання в дошкільному закладі.
83396. Стратегическое управление: учебебное пособие 819.5 KB
  В учебном пособии излагаются научные основы концепция и основные задачи стратегического менеджмента рассматриваются вопросы анализа внешней среды и внутренних возможностей предприятия подходы к разработке стратегических альтернатив проблемы реализации стратегических решений.
83397. Разработка программы научно-методического сопровождения ОЭР: Учебно-методическое пособие 101.6 KB
  Современный этап социально-экономического развития характеризуется изменением роли образования в жизни каждого человека и всего российского общества. Образование обретает статус особого механизма общественного, культурного развития регионов, становится пространством личностного развития всех субъектов...
83398. ДІЛОВОДСТВО НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК: ДІЛОВОДСТВО 599 KB
  У посібнику наведено вимоги до створення й оформлення організаційно-розпорядчих, інформаційних, фінансово-розпорядчих та кадрових документів. Запропоновано різноманітні зразки документів, які відображають особливості написання та оформлення реквізитів. За допомогою наведених тестів...
83399. Система задач и упражнений по языку программирования Pascal 780 KB
  В работе приведены задачи и упражнения по основным разделам курса изучения языка программирования Паскаль. К каждой лабораторной работе прилагаются тексты программ, необходимых для ее выполнения. Содержание подкреплено значительным количеством контрольных вопросов по всем изучаемым темам.
83400. Психологічна служба: Навчально-методичний посібник 491 KB
  До її змісту включено питання що стосуються вивчення методології практичної психології особистості у практичній психології особливостей реалізації особистісного підходу в роботі практичного психолога життєвої ситуації особистості специфіки роботи психологопедагогічний консиліум особливостей...
83401. СИСТЕМИ ТА ЗАСОБИ ВІДОБРАЖЕННЯ ІНФОРМАЦІЇ: НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК 2.55 MB
  За технічну допомогу в підготовці посібника до друку Зміст Вступ Роль та місце систем відображення інформації в АСУ. Варіанти побудови систем відображення інформації в комплексі АСУ. Основні характеристики системи відображення інформації і критерії їх оцінки.
83402. ГІГІЄНА І САНІТАРІЯ 1.1 MB
  У навчальному посібнику узагальнено відомості про основні задачі гігієни і санітарії, ведучу роль цих дисциплін у харчовій промисловості. Наведено принципи роботи з нормативною документацією. Розглянуто методи контролю та забезпечення належного санітарно-гігієнічного стану підприємств громадського харчування.