9213

Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения

Конспект урока

Биология и генетика

Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения. Цели: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии ее место в системе биологических знаний познакомить учащихся с...

Русский

2013-02-26

54.5 KB

19 чел.

Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения.

Цели:

  1.  показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии  её место в системе биологических знаний;
  2.  познакомить учащихся с методами исследования в биологии;
  3.  рассмотреть последовательность проведения эксперимента;
  4.  выявить в чём заключается отличие гипотезы от закона или теории.

План урока.

  1.  Знакомство с учащимися - 10 мин.
  2.  Знакомство с учебным планом – 10 мин.
  3.  Список рекомендуемой литературы –5 мин.
  4.  Объяснение нового материала – 50 мин.
  5.  Постановка д/з – 5 мин.

Ход урока (содержание).

  1.  Рассказ о себе. Знакомство с учащимися.
  2.  Знакомство с учебным планом.
  3.  Список рекомендуемой литературы.
  4.  Объяснение нового материала.

БИОЛОГИЯ - наука о жизни, её закономерностях и формах проявления, о существовании  и распространение её во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и её сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Термин «биология» впервые был употреблён немецким учёным Т. Рузом, а общепринятым стал в 1802 году, когда употреблялся в работах французского натуралиста Ламарка.

Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)». А что же такое жизнь? В разные времена учёные давали разные определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.

Энгельс:

Жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков.

Волькенштейн:

Живые тела существуют на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Однако ни одно из определений не отражает всей сущности жизни, поэтому дать определение, перечислив основные свойства живых организмов.

Свойства живых систем.

  1.  Метаболизм – обмен веществ
  2.  Репродукция – самовоспроизведение.

                Размножение

половое                                  бесполое

  1.  Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. В основе носители генетической информации (ДНК, РНК)
  2.  Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК.
  3.  Рост и развитие. Рост всегда сопровождается развитием.

                               Развитие живой формы материи

онтогенез                                                                               филогенез

индивидуальное развитие                                                   историческое развитие         

                                

  1.  Раздражимость – способность организмов избирательно реагировать на воздействия.
  2.  Дискретность – каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство.
  3.  Саморегуляция – способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.
  4.  Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний ( суточные и сезонные)
  5.  Энергозависимость – живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.
  6.  Единство химического состава.

Общая биология – комплексная наука, исследует наиболее общие свойства и закономерности живой материи, проявляемые на разных уровня организации, и объединяет ряд частных биологических наук.

Биологические науки

  1.  Ботаника – исследует строение, способ существования, распространение растений и историю их происхождения.

Включает в себя:

Микологию - наука о грибах

Бриологию – наука о мхах

Геоботаника – изучает закономерности распространения растений по поверхности суши

Палеоботаника – изучает ископаемые останки древних растений    

  1.  Зоология – изучает строение, распространение и историю развития животных.

Включает в себя:

Ихтиология – наука о рыбах

Орнитология – наука о птицах

Этология – наука о поведении животных

 

  1.  Морфология – изучает особенности внешнего строения живых организмов.
  2.  Физиология - изучает особенности жизнедеятельности живых организмов.
  3.  Анатомия – изучает внутреннее строение живых организмов.
  4.  Цитология – наука о клетке.
  5.  Гистология – наука о тканях.
  6.  Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
  7.  Микробиология – изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.
  8.  Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

Пограничные науки:

Биофизика – исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами.

Биохимия – исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах.

Биотехнология – изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов в качестве сырья, а так же использование их особых свойств в производстве.

Методы исследований.

  1.  Наблюдение (описание биологических явлений)
  2.  Сравнение (нахождение закономерностей)
  3.  Эксперимент или опыт (изучение свойств объекта в контролируемых условиях)
  4.  Моделирование (имитирование процессов, недоступных для непосредственного наблюдения)
  5.  Исторический метод
  6.  Инструментальный.

Научное исследование проходи в несколько этапов:

Наблюдение над  объектом – на основе данных выдвигается гипотеза – проводится научный эксперимент (с контрольным опытом) – проверенная гипотеза может быть названа теорией или законом.

Уровни организации живой материи.

Важными свойствами живых систем являются многоуровневость и иерархическая организация.

 

Уровни организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Молекулярный

Органоиды

Атомы и молекулы

Клеточный

Клетка

Органоиды

Тканевый

Ткань

Клетки

Органный

Орган

Ткань

Организменный

Организм

Системы органов

Популяционно-видовой

Популяция

Особи

Биогеоценотический

Биогеоценоз (экосистема)

Популяции

Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы (экосистемы)

Основой всех органических соединений служит углерод.

Органические вещества – соединения, содержащие углерод (кроме карбонатов). Между атомами углерода возникают одинарные или двойные связи, на основе которых формируются углеродные цепочки. (нарисовать - линейную, разветвлённую, циклическую)

Большинство органических веществ – полимеры, состоящие из повторяющихся частиц – мономеров. Регулярными биополимерами называются  вещества, состоящие из одинаковых мономеров, нерегулярными – состоящие из разных мономеров.

БИОПОЛИМЕРЫ – природные высокомолекулярные соединения (белки, нуклеиновые кислоты, жиры, сахариды  их производные), служащие структурными частями живых организмов и играющие важную роль в процессах жизнедеятельности.

Запомните:

  1.  Биополимеры состоят из многочисленных звеньев – мономеров, которые имеют достаточно простое строение.
  2.  Для каждого вида биополимеров характерно определённое строение и функции.
  3.  Биополимеры могут состоять из одинаковых или из разных мономеров.
  4.  Свойства полимеров  проявляются только в живой клетке.
  5.  Все биополимеры – это сочетание лишь нескольких типов мономеров, которые дают всё многообразие жизни на Земле.

 

  1.  Постановка д/з - §1-3, записи в тетради, подготовиться к проверочной работе.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19316. Антикур. Воспитательное мероприятие 63.5 KB
  Выступление агитбригады Антикур. учащиеся шагают по сцене Вместе дружно мы шагаем И стране мы обещаем: Сигареты не курить И здоровье не губить 12 Дышите глубже 34 В нашей школе станет пусть же днем здоровья каждый день Вас приветствует аг
19317. «Высший класс», за здоровый образ жизни. Воспитательное мероприятие 47 KB
  Сценарий агитбригады Высший класс за здоровый образ жизни Агитбригада Высший класс. За здоровый образ жизни. 811 класс Цель: Показать вредное действие никотина алкоголя наркотиков на организм человека. Воспитывать ст...
19318. СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. Воспитательное мероприятие 36 KB
  АГИТБРИГАДА ПРОПАГАНДИРУЮЩАЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР I. Номинация Проблема нашими глазами КОМАНДА: НЕОТЛОЖКАДЕВИЗ:Мы за здоровье мы за счастьеМы против боли и несчастьяЗа трезвый разум за ясность мыслиЗа детство юность за радост
19319. Нет наркотикам. Воспитательное мероприятие 47.5 KB
  Голос: Увлечение молодежи наркотиками приняло угрожающие размеры. Мы больше не хотим мириться с этим злом и пассивно смотреть как умирают наши сверстники. Мы решили бороться своими методами. Наш девиз: 21 век без пороков Участники агитбригады в белых и черных масках
19320. Нет наркотикам. Воспитательное мероприятие. Сценарий 14.74 KB
  АГИТБРИГАДА НЕТ – НАРКОТИКАМ Фонограмма: тревожный колокол. На сцене двое ведущих в строгих костюмах. Ведущий. Пожар Ведущая. Пожар Ведущий. Пожар полыхает по всей России. Пожар в котором горят миллионы юных жизней. Нераскрывшиеся таланты несбывшиеся мечты н
19321. Пропаганда против курения. Воспитательное мероприятие 35 KB
  Сценарий выступления агитбригады Пропаганда против курения. Звучит песня Учат в школе. Дети выходят парами и поют. Буквы разные писать Тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе Учат в школе Учат в школе Пред соблазном устоять Как опасность избежать ...
19322. Спорт вместо наркотиков. Воспитательное мероприятие 53 KB
  ВЕДУЩИЙ: Добрый день всем кто сегодня собрался в этом зале. Сегодня 30 ноября – Всемирная акция Спорт вместо наркотиков.Идут чередою века и тысячелетия сменяют друг друга эпохи и цивилизации. И на протяжении всех этих долгих веков человечество занято поисками модели со
19323. Безвредного табака не бывает. Воспитательное мероприятие 69 KB
  Сценарий классного часа Безвредного табака не бывает 79е классы Цель Формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека. Предварительная подготовка 1. Учащимся предлагается найти материал по заданной...
19324. В гостях у доктора Неболейкина. Воспитательное мероприятие 74.5 KB
  В гостях у доктора Неболейкина на малых олимпийских играх Действующие лица: Ведущая Доктор Неболейкин БабаЯга Дети Ведущая. Ребята сегодня мы отправляемся в страну которой нет на карте но без которой очень трудно жить. Эта страна в которой...