9218

Введение в предмет. Общая патология

Лекция

Медицина и ветеринария

Введение в предмет. Общая патология. Система представлений об основных закономерностях болезней человека, как о целостных биологических явлениях. Состоит из 3 частей: 1. Пат. Анатомия. 2. Пат. Физиология. 3. Клиническая патология. Вирхов Рудольф (18...

Русский

2013-02-26

25.56 KB

6 чел.

Введение в предмет.

Общая патология.

Система представлений об основных закономерностях болезней человека, как о целостных биологических явлениях.

Состоит из 3 частей: 1. Пат. Анатомия. 2. Пат. Физиология. 3. Клиническая патология.

Вирхов Рудольф (1821-1902) – впервые описал морфологические изменения при многих болезнях. «Любое заболевание имеет морфологический субстрат. Но морфология не всегда объясняет функциональные изменения, которые будут присутствовать в организме».

Пашутин Виктор Васильевич (1845-1901) – впервые в мире открыл кафедру патологической физиологии в Казанском университете. Издавал руководства, читал лекции.

«Патофизиология – основа медицинского профессионального интеллекта». Эксперты ВОЗ.

Pathophysiologia.

Греч. Pathos –страдание, болезнь +

Physis 

Патофизиология

  1.  раздел медицины и биологии. Изучает и описывает конкретные причины и механизмы, общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Формулирует принципы и методы их диагностики, лечения и профилактики, разрабатывает учение о болезни и больном организме. А также теоретические положения медицины и биологии.
  2.  В системе высшего медицинского образования – это дисциплина о жизни человека, которому не повезло либо с предками, либо с экологией.

Цель:

  1.  причины
  2.  Механизмы развития
  3.  Исходы заболеваний

Задачи:

  1.  Выяснить, описать, объяснить. Причины и условия возникновения, механизмы развития и завершения.
  2.  Сформулировать и обосновать принципы: диагностики, профилактики, терапии.
  3.  Разработать учение о болезни, больном организме
  4.  Разработать теоретические положения медицины и биологии

Первые два: болезней, типовых патологических процессов, типовых нарушений функций органов и систем.

Разделы патофизиологии.

Общая патофизиология:

  1.  общая нозология –учение о болезни (nosos –болезнь);
  2.  учение о типовых патологических процессах (аллергия, опухоль, гипоксия).

Частная патофизиология: - учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем, отдельных нозологиях.

Методы патофизиологии.

Клинические исследования

Моделирование (основной)

Методы других наук.

Виды эксперимента:

Синтетический (in vivo) – на животных

Аналитический (in vitro) – в пробирке

Острые - быстро

Хронические – может длиться в течении нескольких дней, ночей.

Методы эксперимента.

  1.  Выключения – например выключают одну почку, наблюдают за процессами в организме.
  2.  Включения – вводят например лекарственный препарат или гормон, действие на определенный орган.
  3.  Раздражения – например раздражение нерва, и наблюдают что происходит вокруг.
  4.  Изолированных органов – выделяют орган в питательную среду, и воздействуют на него чем-либо.
  5.  Парабиоза – животные, имеющие общий кровоток. У них сообщение только кровью, вводят в кровоток одного препарат, наблюдают за другим.
  6.  Культуры тканей
  7.  Сравнительной патологии – различные реакции сравнивают у разных животных. Илья Мечников.

Основные требования к эксперименту – научность и этичность.

Научность – проведение опыта в условиях, которые обеспечивают сравнимость экспериментальных данных; выбор экспериментального животного.

Этичность – оптимальное жизнеобеспечение в виварии. Выбор наименее травматичных методик воздействия, полное обезболивание при проведении болезненных процедур; максимальное снижение количества животных, которые используются в опыта за счет научного подхода к планированию эксперимента; использование альтернативных методов (культуры тканей и клеток, математическое моделирование).

Общий адаптационный синдром (стресс).

Стресс (от англ. Stress - напряжение, давление) – неспецифическая, типовая реакция нейро-эндокринной системы на действие факторов внешней или внутренней среды необычного характера, силы и/или длительности.

Основоположник учения о стрессе – Ганс Селье (1907-1982).

Причины стресса (стрессоры).

По происхождению :

  1.  Экзогенные:  
  2.  физические
  3.  химические - алкоголь
  4.  биологические – бактерии, вирусы, гельминты
  5.  социальные
  6.  Эндогенные – тромб образовался и закупорил сосуд.

Стресс свойственен и животным. Появился стрессовый фактор, то животное избегает воздействия фактора, например, убегает. Все энергетические ресурсы направляются на то, чтобы избежать стресса. Также может возникнуть адаптация.

Стадии стресса – реакции.

  1.  Тревоги (St.Alarm reaction)
  2.  Резистентности (St. of resistence)
  3.  Истощения

Стадия тревоги :

  1.  Фаза шока – период воздействия стрессора на организм
  2.  Фаза противошока – ответная реакция на экстримально воздействие.

Информация о стрессоре поступает в ЦНС в кору головного мозга. Оттуда по ретикулярной формации она поступает в гипоталамус( дозорный нашего организма, связующее звено между Цнс Внс и Эндокринной). В гипоталамусе 3 основные группы нейронов: вырабатывающие релизинг факторы, вазопрессин, и катехоламины. Активация симпато-адреналовой системы. Повышение уровня адреналина и норадреналина. У пациенты увеличивается ЧСС и сила, спазмируются периферические сосуды, растет ОЦК, артериальное давление. Адреналин воздействует на обмен веществ – повышение сахара в крови, т.е стимулируется гликогенолиз, липолиз. Адреналин активирует процесс пероксидации липидов ( мембранные липиды). Следовательно, повышается проницаемость мембран для БАВ, субстратов. Адреналин действует только при наличии запасов в организме.

Также увеличивается потребность миокарда в кислороде. Действие адреналин не экономично, и опасно. Он лишь поможет избежать опасность, для резистентности не подходит.

Увеличивается синтез релизинг-факторов. Способствует синтезу гормона гипофиза, тропные гормоны, которые стимулируют эндокринные железы. Самая важная – кора надпочечника. Кора состоит из 3 слоев. Соматотропный стимулирует образование альдостерона – клубочковая зона коры надпочечника. Под действием АКТГ – глюкокортикостероиды. Сетчатая зона – образование половых гормонов, их образование стимулирует гонадотропный гормон. Тиреоидные гормоны вырабатываются под действием тиреотропного гормона.

Во 2-ую стадию идет продукция гормонов коры надпочечников. Они адаптируют наш организм к стрессу.

Глюкокортикостероиды (ГКС):

  1.  Они активируют глюконеогенез
  2.  Снижают активность гиалуронидазы
  3.  Повышают активность гистаминазы
  4.  Блокируют развитие тучных клеток
  5.  Снижают активность фосфолипазы и циклооксигеназы
  6.  Снижают проницаемость ГЭБ
  7.  Вызывают иммунодепрессию
  8.  Повышают секрецию HCI и угнетают слизеобразование в слизистой оболочке желудка

Минералокортикоиды (альдостерон) :

  1.  Повышают реабсорбцию натрия в почках
  2.  Поддерживают ОЦК
  3.  Повышают сократительную способность гладких мышц, за счет натрия, поддерживается АД
  4.  Активируют фагоцитоз
  5.  Стимулируют образование соединительной ткани

Андрогены

  1.  Анаболический эффект (стимулируют синтез белка)
  2.  Стимулируют микросомальное окисление (мощный детоксикационный эффект)

Эстрогены

  1.  Анаболический эффект ( синтез липидов)
  2.  Тормозят пероксидацию липидов ( мощный антиоксидантный эффект)
  3.  Стимулируют фагоцитоз

Тиреоидные гормоны

  1.  Повышают основной обмен, энергообеспечение всех процессов
  2.  Потенцируют действие адреналина
  3.  Активируют фагоцитоз

Синтоксический эффект гормонов – направлен на сосуществование патогенного процесса в организме.

Глюкокортикоиды обладают мембраностабилизирующим эффектом, минералокортикоиды способстуют образованию барьера на пути распространения инфекции.

Кататоксический эффект – уничтожение болезнетворного начала. Пример – фагоцитоз.

Триада Селье (стресса):

  1.  Гипертрофия коры надпочечников
  2.  Кровоизлияния в слизистую желудка и ДПК
  3.  Атрофия лимфоидной ткани

Стадия истощения.

  1.  Атрофия и кровоизлияния в кору надпочечников
  2.  Избыток тропных гормонов
  3.  Угнетение анаболических процессов
  4.  Стимуляция катаболических процессов

Стресс-лимитирующие системы

Центральные механизмы

ГАМГ-ергическая система

  1.  Тормозит функцию «командных» нейронов на действие стрессора;
  2.  Угнетает выработку кортиколиберина;
  3.  Ограничивает мобилизацию гипофиз-адреналового звена в стресс-реакции;
  4.  Уменьшает выделение норадреналина в периферических синапсах

Бензодиазепиновая система

  1.  Потенцирует все ГАМК-эффекты

Опиоидергическая система

Серотонинергическая система

Периферическая система – простагландины и антиоксиданты


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26257. Защита растений от вредителей и болезней в агроценозах 327.5 KB
  Практическое занятие Защита растений от вредителей и болезней в агроценозах Цели и задачи. Развить способность практиковать интегрированный подход к защите растений и умение использовать современные методы и средства борьбы с вредителями и болезнями. Рассматриваются агротехнические химические и биологические методы защиты растений от болезней и вредителей при различных уровнях интенсификации агротехнологий и интегрированном подходе. Разработать систему мер по защите растений в заданном севообороте при заданной фитосанитарной ситуации.
26258. Создание картограмм агрофизического состояния почв и интерпретация результатов в геоинформационных системах (ГИС) 384 KB
  Практическое занятие Создание картограмм агрофизического состояния почв и интерпретация результатов в геоинформационных системах ГИС Цели и задачи. Приобретение навыков картографирования агрофизического состояния почв с использованием педотрансферных функций и ГИСтехнологий. Рассматривается методика разработки картограмм агрофизических свойств почв в геоинформационных системах на примере плотности почв и запасов продуктивной влаги. Освоить методику картографирования физических и воднофизических свойств почв на конкретном первичном...
26259. Понятия природного ландшафта и агроландшафта и принципы ландшафтно-экологического анализ территории 102.5 KB
  Формируются определения природного ландшафта сельскохозяйственного ландшафта рассматриваются задачи ландшафтноэкологического анализа территории и географическая классификация ландшафтов. Ключевые слова: геосистема геосистемные уровни региональный локальный местности урочище подурочище фации агроэкологическая группа земель элементарный ареал агроландшафта классификация ландшафтов. Географическая классификация природных и природносельскохозяйственных ландшафтов. В качестве базовой категории в ландшафтоведении используется понятие...
26260. Особенности проектирования защиты растений в агроценозах и перспективы ее экологизации 63.5 KB
  Лекция Особенности проектирования защиты растений в агроценозах и перспективы ее экологизации Цели и задачи. Проектирование защиты растений в агротехнологиях различных уровней интенсификации. Принципы и возможности экологизации защиты растений. Проектирование защиты растений в агротехнологиях различных уровней интенсификации Проектирование систем защиты осуществляется на основе определения видового состава вредных организмов в рамках агроэкологической группы земель и их потенциальной вредоносности которая устанавливается с помощью...
26261. Особенности проектирования обработки почвы под основные культуры в связи с различными агроэкологическими условиями 99 KB
  Практическое занятие Особенности проектирования обработки почвы под основные культуры в связи с различными агроэкологическими условиями Цели и задачи Сформировать представление о современных системах обработки почвы в севооборотах и основных направлениях ее совершенствования. Рассматриваются особенности обработки почвы в различных агроэкологических условиях в соответствии с требованиями сельскохозяйственных культур. Ключевые слова: оптимальная и равновесная плотность почвы отвальная плоскорезная чизельная комбинированная основная...
26262. Оценка агроклиматических условий 285.5 KB
  Температура воздуха почвы и растения всегда зависит от количества солнечной радиации. В зависимости от длительности промерзания почвы и ее среднегодовой температуры выделяются четыре типа температурного режима почв: мерзлотный характерен для районов вечной мерзлоты среднегодовая температура почвы отрицательная; длительно сезонно промерзающий с длительностью промерзания не менее 5 месяцев среднегодовая температура почвы положительная глубина проникновения отрицательных температур более 2 м; сезонно промерзающий с длительностью...
26263. Подготовка семян к посеву 609.5 KB
  Домашнее задание Подготовка семян к посеву Цели и задачи. Освоить систему подготовки семян к посеву приобрести навыки сортировки калибровки и обработки семян различными препаратами и физическими средствами стимуляции. Аннотация Рассматриваются различные виды подготовки семян к посеву: сортировка калибровка тепловой обогрев протравливание инкрустация дражирование скарификция стратификация и др. Приводятся нормативные требования к качеству семян.
26264. Расчет потребности в элементах питания на планируемую урожайность 109 KB
  Развить умение рассчитывать дозы минеральных и органических удобрений на планируемую урожайность с использованием различных методов. Рассматриваются три группы способов расчета доз удобрений под планируемую урожайность: нормативные балансовые и статистические. Ключевые слова: нормативы затрат удобрений вынос элементов коэффициент использования запасы потери газообразные вымывание прибавка урожая балансовые коэффициенты нормативы расхода поступление. Нормативный метод расчета доз удобрений на планируемую урожайность.
26265. Выбор культуры и сорта 1.09 MB
  Менее требовательны к плодородию почвы культуры отличающиеся хорошо развитой корневой системой или повышенной усвояющей способностью корней рожь сорго овес нут чина пелюшка люпин желтый и синий сераделла гречиха и др. Легкие песчаные и супесчаные удобренные почвы можно использовать для возделывания озимой ржи овса песчаного сорго картофеля турнепса арбуза дыни сераделлы эспарцета песчаного люцерны желтой и житняка. Среднесуглинистые почвы больше подходят для овса проса сорго гречихи ячменя подсолнечника сои фасоли...