9218

Введение в предмет. Общая патология

Лекция

Медицина и ветеринария

Введение в предмет. Общая патология. Система представлений об основных закономерностях болезней человека, как о целостных биологических явлениях. Состоит из 3 частей: 1. Пат. Анатомия. 2. Пат. Физиология. 3. Клиническая патология. Вирхов Рудольф (18...

Русский

2013-02-26

25.56 KB

6 чел.

Введение в предмет.

Общая патология.

Система представлений об основных закономерностях болезней человека, как о целостных биологических явлениях.

Состоит из 3 частей: 1. Пат. Анатомия. 2. Пат. Физиология. 3. Клиническая патология.

Вирхов Рудольф (1821-1902) – впервые описал морфологические изменения при многих болезнях. «Любое заболевание имеет морфологический субстрат. Но морфология не всегда объясняет функциональные изменения, которые будут присутствовать в организме».

Пашутин Виктор Васильевич (1845-1901) – впервые в мире открыл кафедру патологической физиологии в Казанском университете. Издавал руководства, читал лекции.

«Патофизиология – основа медицинского профессионального интеллекта». Эксперты ВОЗ.

Pathophysiologia.

Греч. Pathos –страдание, болезнь +

Physis 

Патофизиология

  1.  раздел медицины и биологии. Изучает и описывает конкретные причины и механизмы, общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Формулирует принципы и методы их диагностики, лечения и профилактики, разрабатывает учение о болезни и больном организме. А также теоретические положения медицины и биологии.
  2.  В системе высшего медицинского образования – это дисциплина о жизни человека, которому не повезло либо с предками, либо с экологией.

Цель:

  1.  причины
  2.  Механизмы развития
  3.  Исходы заболеваний

Задачи:

  1.  Выяснить, описать, объяснить. Причины и условия возникновения, механизмы развития и завершения.
  2.  Сформулировать и обосновать принципы: диагностики, профилактики, терапии.
  3.  Разработать учение о болезни, больном организме
  4.  Разработать теоретические положения медицины и биологии

Первые два: болезней, типовых патологических процессов, типовых нарушений функций органов и систем.

Разделы патофизиологии.

Общая патофизиология:

  1.  общая нозология –учение о болезни (nosos –болезнь);
  2.  учение о типовых патологических процессах (аллергия, опухоль, гипоксия).

Частная патофизиология: - учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем, отдельных нозологиях.

Методы патофизиологии.

Клинические исследования

Моделирование (основной)

Методы других наук.

Виды эксперимента:

Синтетический (in vivo) – на животных

Аналитический (in vitro) – в пробирке

Острые - быстро

Хронические – может длиться в течении нескольких дней, ночей.

Методы эксперимента.

  1.  Выключения – например выключают одну почку, наблюдают за процессами в организме.
  2.  Включения – вводят например лекарственный препарат или гормон, действие на определенный орган.
  3.  Раздражения – например раздражение нерва, и наблюдают что происходит вокруг.
  4.  Изолированных органов – выделяют орган в питательную среду, и воздействуют на него чем-либо.
  5.  Парабиоза – животные, имеющие общий кровоток. У них сообщение только кровью, вводят в кровоток одного препарат, наблюдают за другим.
  6.  Культуры тканей
  7.  Сравнительной патологии – различные реакции сравнивают у разных животных. Илья Мечников.

Основные требования к эксперименту – научность и этичность.

Научность – проведение опыта в условиях, которые обеспечивают сравнимость экспериментальных данных; выбор экспериментального животного.

Этичность – оптимальное жизнеобеспечение в виварии. Выбор наименее травматичных методик воздействия, полное обезболивание при проведении болезненных процедур; максимальное снижение количества животных, которые используются в опыта за счет научного подхода к планированию эксперимента; использование альтернативных методов (культуры тканей и клеток, математическое моделирование).

Общий адаптационный синдром (стресс).

Стресс (от англ. Stress - напряжение, давление) – неспецифическая, типовая реакция нейро-эндокринной системы на действие факторов внешней или внутренней среды необычного характера, силы и/или длительности.

Основоположник учения о стрессе – Ганс Селье (1907-1982).

Причины стресса (стрессоры).

По происхождению :

  1.  Экзогенные:  
  2.  физические
  3.  химические - алкоголь
  4.  биологические – бактерии, вирусы, гельминты
  5.  социальные
  6.  Эндогенные – тромб образовался и закупорил сосуд.

Стресс свойственен и животным. Появился стрессовый фактор, то животное избегает воздействия фактора, например, убегает. Все энергетические ресурсы направляются на то, чтобы избежать стресса. Также может возникнуть адаптация.

Стадии стресса – реакции.

  1.  Тревоги (St.Alarm reaction)
  2.  Резистентности (St. of resistence)
  3.  Истощения

Стадия тревоги :

  1.  Фаза шока – период воздействия стрессора на организм
  2.  Фаза противошока – ответная реакция на экстримально воздействие.

Информация о стрессоре поступает в ЦНС в кору головного мозга. Оттуда по ретикулярной формации она поступает в гипоталамус( дозорный нашего организма, связующее звено между Цнс Внс и Эндокринной). В гипоталамусе 3 основные группы нейронов: вырабатывающие релизинг факторы, вазопрессин, и катехоламины. Активация симпато-адреналовой системы. Повышение уровня адреналина и норадреналина. У пациенты увеличивается ЧСС и сила, спазмируются периферические сосуды, растет ОЦК, артериальное давление. Адреналин воздействует на обмен веществ – повышение сахара в крови, т.е стимулируется гликогенолиз, липолиз. Адреналин активирует процесс пероксидации липидов ( мембранные липиды). Следовательно, повышается проницаемость мембран для БАВ, субстратов. Адреналин действует только при наличии запасов в организме.

Также увеличивается потребность миокарда в кислороде. Действие адреналин не экономично, и опасно. Он лишь поможет избежать опасность, для резистентности не подходит.

Увеличивается синтез релизинг-факторов. Способствует синтезу гормона гипофиза, тропные гормоны, которые стимулируют эндокринные железы. Самая важная – кора надпочечника. Кора состоит из 3 слоев. Соматотропный стимулирует образование альдостерона – клубочковая зона коры надпочечника. Под действием АКТГ – глюкокортикостероиды. Сетчатая зона – образование половых гормонов, их образование стимулирует гонадотропный гормон. Тиреоидные гормоны вырабатываются под действием тиреотропного гормона.

Во 2-ую стадию идет продукция гормонов коры надпочечников. Они адаптируют наш организм к стрессу.

Глюкокортикостероиды (ГКС):

  1.  Они активируют глюконеогенез
  2.  Снижают активность гиалуронидазы
  3.  Повышают активность гистаминазы
  4.  Блокируют развитие тучных клеток
  5.  Снижают активность фосфолипазы и циклооксигеназы
  6.  Снижают проницаемость ГЭБ
  7.  Вызывают иммунодепрессию
  8.  Повышают секрецию HCI и угнетают слизеобразование в слизистой оболочке желудка

Минералокортикоиды (альдостерон) :

  1.  Повышают реабсорбцию натрия в почках
  2.  Поддерживают ОЦК
  3.  Повышают сократительную способность гладких мышц, за счет натрия, поддерживается АД
  4.  Активируют фагоцитоз
  5.  Стимулируют образование соединительной ткани

Андрогены

  1.  Анаболический эффект (стимулируют синтез белка)
  2.  Стимулируют микросомальное окисление (мощный детоксикационный эффект)

Эстрогены

  1.  Анаболический эффект ( синтез липидов)
  2.  Тормозят пероксидацию липидов ( мощный антиоксидантный эффект)
  3.  Стимулируют фагоцитоз

Тиреоидные гормоны

  1.  Повышают основной обмен, энергообеспечение всех процессов
  2.  Потенцируют действие адреналина
  3.  Активируют фагоцитоз

Синтоксический эффект гормонов – направлен на сосуществование патогенного процесса в организме.

Глюкокортикоиды обладают мембраностабилизирующим эффектом, минералокортикоиды способстуют образованию барьера на пути распространения инфекции.

Кататоксический эффект – уничтожение болезнетворного начала. Пример – фагоцитоз.

Триада Селье (стресса):

  1.  Гипертрофия коры надпочечников
  2.  Кровоизлияния в слизистую желудка и ДПК
  3.  Атрофия лимфоидной ткани

Стадия истощения.

  1.  Атрофия и кровоизлияния в кору надпочечников
  2.  Избыток тропных гормонов
  3.  Угнетение анаболических процессов
  4.  Стимуляция катаболических процессов

Стресс-лимитирующие системы

Центральные механизмы

ГАМГ-ергическая система

  1.  Тормозит функцию «командных» нейронов на действие стрессора;
  2.  Угнетает выработку кортиколиберина;
  3.  Ограничивает мобилизацию гипофиз-адреналового звена в стресс-реакции;
  4.  Уменьшает выделение норадреналина в периферических синапсах

Бензодиазепиновая система

  1.  Потенцирует все ГАМК-эффекты

Опиоидергическая система

Серотонинергическая система

Периферическая система – простагландины и антиоксиданты


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12194. Установить зависимость удельной и эквивалентной электропроводности электролита от концентрации и температуры 29 KB
  Цель работы: установить зависимость удельной и эквивалентной электропроводности электролита от концентрации и температуры. Рабочие формулы где: k постоянная сосуда RKCl сопротивление раствора KCl ‒ удельная электропроводность раствора KCl ...
12195. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКОЛ 89.5 KB
  PAGE 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКОЛ Определение показателя преломления стекол: методические указания по выполнению лабораторной работы № 63 по курсу Физика для студентов инженернотехнических специальностей / Курск гос. техн. унт; сост.: Л...
12196. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ, КОНЦЕНТРАЦИИ И ДИСПЕРСИИ РАСТВОРОВ САХАРА С ПОМОЩЬЮ РЕФРАКТОМЕТРА АББЕ 304 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ И ДИСПЕРСИИ РАСТВОРОВ САХАРА С ПОМОЩЬЮ РЕФРАКТОМЕТРА АББЕ Методические указания по выполнению лабораторной работы № 64 по оптике для студентов инженернотехнических специальностей ...
12197. ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЛИНЗЫ И ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ КОЛЕЦ НЬЮТОНА 328.5 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЛИНЗЫ И ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ КОЛЕЦ НЬЮТОНА Методические указания по выполнению лабораторной работы № 66 по курсу Физика для студентов инженернотехнических специальностей Курск 2010 У...
12198. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА МАЛЮСА 137.5 KB
  ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА МАЛЮСА Методические указания по выполнению лабораторной работы № 67 по оптике для студентов инженернотехнических специальностей Курск 2010 УДК 681.787.2 Составители: В.Н. Бурмистров Л.П. Петрова А.А. Родион...
12199. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЁТКИ 153.5 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЁТКИ Методические указания к выполнению лабораторной работы №68 по разделу Оптика Курск 2010 УДК 53 Составители: П.А. Красных А.А. Родионов Рецензент Кандидат те
12200. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ САХАРА С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА 280 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ САХАРА С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА Методические указания по выполнению лабораторной работы № 69 по оптике для студентов инженернотехнических специальностей Курск 2010 УДК 681.787.2 Составители:...
12201. ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВ РАБОТЫ ЛАЗЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ВОЛНЫ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ. 872.5 KB
  ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВ РАБОТЫ ЛАЗЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ВОЛНЫ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ ДИФРАКЦИИ И ИНТЕРФЕРЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЛАЗЕРА. Методические указания по выполнению лабораторных работ № 717273 по курсу
12202. ВНЕШНИЙ ФОТОЭФФЕКТ 67 KB
  ВНЕШНИЙ ФОТОЭФФЕКТ Методические указания по выполнению лабораторной работы № 74 по оптике для студентов инженернотехнических специальностей Курск 2010 УДК 681.787.2 Составители: В.Н. Бурмистров Л.П. Петрова Рецензент К