9220

Патофизиология лейкопоэза

Лекция

Медицина и ветеринария

Патофизиология лейкопоэза Костный мозг находится во всех плоских костях, головках трубчатых костей. Стволовые клетки. Имеет 3 класса: полипотентная стволовая клетка. Относительно унипотентная - клетки предшественницы лимфопоэза и ми...

Русский

2013-02-26

28.04 KB

10 чел.

Патофизиология лейкопоэза

Костный мозг находится во всех плоских костях, головках трубчатых костей.

Стволовые клетки. Имеет 3 класса:

  1.  полипотентная стволовая клетка.
  2.  Относительно унипотентная – клетки предшественницы лимфопоэза и миелопоэза.
  3.  Унипотентная

Свойства стволовой клетки: самоподдержание, и способность к дифференцировке.

Изменение общего количества лейкоцитов

Лейкоцитоз – увеличение

Лейкопения – уменьшение

Лейкоцитоз

  1.  Физиологические –
  2.  Алиментарный
  3.  Миогенный
  4.  Эмоциональный (ярко выражен у детей)

Их механизм перераспределительный.

  1.  При беременности – увеличивается продукция лейкоцитов костном мозге
  2.  У новорожденного

  1.  Патологические –
  2.  Концентрационные – связан с гемоконцентрацией (причина – потеря жидкости: рвота, диурез). Лейкоформула не изменяется, но возрастет гематокрит.
  3.  Продукционные – лейкоформула всегда изменяется. В зависимости от того какие клетки буду увеличиваться: базофильный, эозинофильный.

Базофилы

  1.  Накапливают БАВ (гепарин, гистамин, серотонин)
  2.  Аккумулируют продукты протеолиза
  3.  Имеют рецепторы к Ig E (от 10 до 40 тыс на одной клетке)
  4.  Продуцируют БАВ (в большей степени лейкотриены)

Базофилия – встречается: при некрозе тканей, злокачественных опухолях, аллергических реакциях немедленного типа.

Эозинофилы

  1.  Содержат гистаминазу (клетки скорой помощи)
  2.  Фагоцитируют комплексы аг+ат
  3.  Имеют гистотоксины, которые могут действовать на гельминтов

Эозинофилия развивается при:

  1.  аллергических реакциях немедленного типа
  2.  коллагенозах (ревматизм, дерматомиозит)
  3.  при инфекционных заболеваниях с аллергизацией организма (скарлатина, сифилис, туберкулез)
  4.  при гельминтозах (описторхоз, трихинеллез, эхинококкоз и др.)

Нейтрофилы – различаются по оттенку цитоплазмы. Свойства: нейтрофил – это микрофаг, он способен фагоцитировать и переваривать бактерии (этот процесс сложный), в них активируются обменные процессы, потребляет много кислорода – кислородный взрыв, т.е образуется супероксид-анион (активный кислородный радикал). Этот радикал превращается в перекись водорода. Под действием миелопероксидазы образуются коллагеновые анионы – хлор, йод, бром. Повреждаются бактериальные стенки. После повреждения нейтрофил воздействует на микроб своими животными антибиотиками (дифинзин, лактоферрин), и микроб убивается. Под действием лизосомальных ферментов идет полное переваривание микроба.

Нейтрофилы вырабатывают большое количество цитокина. Цитокин-интерлейкин-1 – мощный пироген. Цитокины обладают антитоксическим эффектом. Исходя из свойств нейтрофилов.

Нейтрофилия

  1.  острый период гнойно-воспалительных заболеваний, бактериальных инфекций
  2.  при асептических воспалениях
  3.  при различных экзо- и эндогенных интоксикациях
  4.  после острой кровопотере, острого гемолиза

Ядерный индекс нейтрофилов, или индекс сдвига ядра

ЯИН= М+Ю+П/С

Сдвиги влево (регенеративный):

  1.  Сдвиг влево до палочкоядерных – при увеличении палочкоядерных. Характерно для гнойно-воспалительных инфекций легкой степени, при утяжелении состояния индекс нарастает, т.е в крови нарастают юные и..
  2.  Сдвиг влево до юных
  3.  До миелоцитов – появляются М, Ю,П,С

Сдвиг вправо (дегенеративный): молодые формы отсутствуют совсем или единично, и увеличивается количество сегментоядерных клеток, дегенеративные формы нейтрофила (полисигметация, гипосигментация, анизоцитоз, кариолиз, цитолиз, фрагментоз ядра, вакуолизация ядра и цитоплазмы, токсическая зернистость). Сдвиг вправо говорит о низком уровне индекса.

Лимфоциты

  1.  Определяют специфическую защиту клеточную и гуморальную;
  2.  Синтезируют лимфокины (интреферон);
  3.  Имеют мембрано-ассоциированные ферменты (липазы, перфорин-протеолитический фермент);

Лимфоцитоз

  1.  Инфекции
  2.  Вирусные (грипп, краснуха)
  3.  Паразитарные (токсоплазмоз, хламидиоз)
  4.  Микозы
  5.  Бактериальные инфекции:

- Специфические (бруцеллез, сифилиз, туберкулез)

- иерсиниоз, туляремия, лептоспироз

  1.  Протозоонозы (малярия, лейшманиоз)

  1.  Аллергические реакции замедленного типа

Моноциты – макрофаг, самая большая клетка

  1.  осуществляет фагоцитоз (противомикробная, противовирусная, противопаразитная, противоопухолевая защита)
  2.  осуществляет процессинг антигена
  3.  синтезирует цитокины

Монокины – цитокины, вырабатывающиеся моноцитами.

  1.  Организует реакцию клеточной кооперации

Моноцитоз

Инфекции:

  1.  Хронические специфические
  2.  Вирусные
  3.  Септический эндокардит
  4.  Острые протозойные
  5.  Сыпной тиф
  6.  В стадию выздоровления при гнойно-воспалительных заболеваниях

Злокачественные опухоли: яичника, молочной железы

Аутоиммунные заболевания

Нейтрофильно-эозинофильный лейкоцитоз

При скарлатине, описторхозе, острой фазе туберкулеза

Нейтрофильно-эозинопенический лейкоцитоз

Тяжелые гнойно-септические заболевания

Эозинофильно-базофильный лейкоцитоз

При тяжелых аллергических реакциях немедленного типа, хронический миелолейкоз

Лимфоцитарно-моноцитарный лейкоцитоз

Развивается при инфекционном мононуклеозе; острые протозойные инфекции; капельные инфекции (краснуха, коклюш); хронические специфические инфекции (туьеркулез, бруцеллез, сифилис);

Лейкопении – уменьшение общего количества лейкоцитов

Механизмы развития:

  1.  Уменьшение продукции лейкоцитов в костном мозге – результат наследственных и врожденных дефектов стволовых клеток, может перейти по доминантному и рецессивному пути (например, циклическая лейкопения);

Приобретенные лейкопении – результат воздействия радиации, химических факторов (продукты перегонки нефти), ЛВ с миелотоксическим эффектом.

Лейкопения может быть результатом воздействия биологических факторов: вирус гепатита Е, Эпштейна-Барр, сальмонелла.

Или дефицит веществ – белковой ткани, дефиците витаминов, микроэлементов. Развитие в костном мозге опухолевых клеток, лейкоз, метастазы других опухолей.

  1.  Уменьшение выхода лейкоцитов из костного мозга – наследственный эффект мембраны клеток (синдром ленивых клеток); поражение мембран нейтрофилов ЛВ (сульфаниламиды, цитостатики).
  2.  Повышенное разрушение в периферической крови – аутоиммунные лейкопении (ЛВ, которые выполняют роль гаптенов). После переливания крови, при гиперспленизме на фоне цирроза печени, поражение ЖКТ (гастроэнтероколит), у курильщика, при остеомиелите.
  3.  Перераспределение лейкоцитов в сосудистом русле – застой в малом круге кровообращения, при портальной гипертензии ( в системе воротной вены), при введении гистамина.

Степени тяжести лейкопений:

  1.  3-2*10 в 9 л – легкая
  2.  1,75-1,0*10 в 9 л – средняя
  3.  Меньше 0,75*10 в 9 л - тяжелая

Тжелая лейкопения – агранулоцитоз.

Бывает: миелотоксический и аутоиммунный.

Причины:

  1.  Миелотоксический - в результате воздействия ионизирующей радиации, химических факторов
  2.  Аутоиммунный – дозовой зависимости нет

Картина костного мозга

Если миелотоксический – пустой костный мозг, т.к преобладает жировая ткань

При аутоиммунном – раздраженный костный мозг, т.к много предшественников лейкопоэза.

Картина периферической крови

Если миелотоксический, то страдают все ростки кроветворения, будут анемический синдром

Если аутоиммунный, то только лейкопения

Клинические проявления

  1.  Нейтропения меньше 0,6 – снижение резистентности к бактериальной флоре;
  2.  0,3-0,5 – все воспалительные проявления легко купируются, тяжелых некротических изменений нет
  3.  Меньше 0,3 – гнойно-некротические изменения (на уровне слизистых оболочек – стоматит, ангина, пневмония с деструкцией, на коже)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32499. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 49.5 KB
  В систему средств обучения наряду с учебниками учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры образующие единую комплексную среду которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе: программнометодическое обеспечение курса информатики включающее как программные средства для поддержки преподавания так и инструментальные программные средства ИПС обеспечивающие учителю...
32500. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 68 KB
  Все это приемлемо и на уроках по информатике. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьного урока что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Главный признак урока это его дидактическая цель показывающая к чему должен стремиться учитель. Цель  тип урока  содержание урока  методы  форму познавательной деятельности учащихся  результат Основные типы уроков: урок формирования знаний; урок закрепления...
32501. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 48 KB
  Теория и методика обучения информатики МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. Методы и приемы формирования системноинформационных понятий на уроках информатики и во внеурочной работе со школьниками Философские аспекты современного школьного курса информатики Проблема существования и бытия человека в полностью технизированном и информатизированном мире не могла не занимать философов что вызвало к жизни концепцию информационного общества. Пропедевтика методов системного анализа...
32502. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 84.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Общие методические рекомендации и принципы обучения информатике. Принцип освоения методики самообучения. Методы обучения с использованием ИКТ Методы обучения система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ обеспечивающая усвоение образовательной программы.
32503. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. ШКАЛЫ ОЦЕНОК 92.5 KB
  ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности.
32504. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 58 KB
  Целью курса информатики в начальной школе является формирование первоначальных базовых понятий информатики что обеспечит дальнейшее создание информационной картины мира представлений о свойствах информации способах работы с ней формирование представления о компьютере как универсальной информационной машине развитие информационной культуры ребенка и интеллектуальных способностей учащихся. В соответствии с целями обучения информатике в начальной школе выделяется ряд задач на которые нужно опираться при проведении уроков информатики в...
32505. ПРЕПОДАВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 47 KB
  Среди них: теория информации теория алгоритмов теоретическая кибернетика математическое и информационное моделирование дискретная математика искусственный интеллект и др. К аппаратным средствам относятся компьютеры технические средства хранения и отображения информации передачи данных по сетям. Она заключается в формировании представлений об информации информационных процессах как одного из трех основополагающих понятий: вещества энергии информации на основе которых строится современная научная картина мира. В этом отношении...
32506. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ». 83 KB
  Ключевыми вопросами данной содержательной линии являются: определение информации; измерение информации; хранение информации; передача информации; обработка информации. Проблемы определения и измерения информации Нельзя дать единого универсального определения информации. Но в науке и в практике известны различные подходы к информации и в рамках каждого из них дается определение этого понятия Субъективный подход. При раскрытии понятия информация с точки зрения субъективного бытового человеческого подхода следует отталкиваться...
32507. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА» 63.5 KB
  Система счисления это определенный способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. Римский способ записи чисел является примером непозиционной системы счисления а арабский это позиционная система счисления. Позиционных систем счисления существует множество и отличаются они друг от друга алфавитом множеством используемых цифр. Размер алфавита число цифр называется основанием системы счисления.