9220

Патофизиология лейкопоэза

Лекция

Медицина и ветеринария

Патофизиология лейкопоэза Костный мозг находится во всех плоских костях, головках трубчатых костей. Стволовые клетки. Имеет 3 класса: полипотентная стволовая клетка. Относительно унипотентная - клетки предшественницы лимфопоэза и ми...

Русский

2013-02-26

28.04 KB

10 чел.

Патофизиология лейкопоэза

Костный мозг находится во всех плоских костях, головках трубчатых костей.

Стволовые клетки. Имеет 3 класса:

  1.  полипотентная стволовая клетка.
  2.  Относительно унипотентная – клетки предшественницы лимфопоэза и миелопоэза.
  3.  Унипотентная

Свойства стволовой клетки: самоподдержание, и способность к дифференцировке.

Изменение общего количества лейкоцитов

Лейкоцитоз – увеличение

Лейкопения – уменьшение

Лейкоцитоз

  1.  Физиологические –
  2.  Алиментарный
  3.  Миогенный
  4.  Эмоциональный (ярко выражен у детей)

Их механизм перераспределительный.

  1.  При беременности – увеличивается продукция лейкоцитов костном мозге
  2.  У новорожденного

  1.  Патологические –
  2.  Концентрационные – связан с гемоконцентрацией (причина – потеря жидкости: рвота, диурез). Лейкоформула не изменяется, но возрастет гематокрит.
  3.  Продукционные – лейкоформула всегда изменяется. В зависимости от того какие клетки буду увеличиваться: базофильный, эозинофильный.

Базофилы

  1.  Накапливают БАВ (гепарин, гистамин, серотонин)
  2.  Аккумулируют продукты протеолиза
  3.  Имеют рецепторы к Ig E (от 10 до 40 тыс на одной клетке)
  4.  Продуцируют БАВ (в большей степени лейкотриены)

Базофилия – встречается: при некрозе тканей, злокачественных опухолях, аллергических реакциях немедленного типа.

Эозинофилы

  1.  Содержат гистаминазу (клетки скорой помощи)
  2.  Фагоцитируют комплексы аг+ат
  3.  Имеют гистотоксины, которые могут действовать на гельминтов

Эозинофилия развивается при:

  1.  аллергических реакциях немедленного типа
  2.  коллагенозах (ревматизм, дерматомиозит)
  3.  при инфекционных заболеваниях с аллергизацией организма (скарлатина, сифилис, туберкулез)
  4.  при гельминтозах (описторхоз, трихинеллез, эхинококкоз и др.)

Нейтрофилы – различаются по оттенку цитоплазмы. Свойства: нейтрофил – это микрофаг, он способен фагоцитировать и переваривать бактерии (этот процесс сложный), в них активируются обменные процессы, потребляет много кислорода – кислородный взрыв, т.е образуется супероксид-анион (активный кислородный радикал). Этот радикал превращается в перекись водорода. Под действием миелопероксидазы образуются коллагеновые анионы – хлор, йод, бром. Повреждаются бактериальные стенки. После повреждения нейтрофил воздействует на микроб своими животными антибиотиками (дифинзин, лактоферрин), и микроб убивается. Под действием лизосомальных ферментов идет полное переваривание микроба.

Нейтрофилы вырабатывают большое количество цитокина. Цитокин-интерлейкин-1 – мощный пироген. Цитокины обладают антитоксическим эффектом. Исходя из свойств нейтрофилов.

Нейтрофилия

  1.  острый период гнойно-воспалительных заболеваний, бактериальных инфекций
  2.  при асептических воспалениях
  3.  при различных экзо- и эндогенных интоксикациях
  4.  после острой кровопотере, острого гемолиза

Ядерный индекс нейтрофилов, или индекс сдвига ядра

ЯИН= М+Ю+П/С

Сдвиги влево (регенеративный):

  1.  Сдвиг влево до палочкоядерных – при увеличении палочкоядерных. Характерно для гнойно-воспалительных инфекций легкой степени, при утяжелении состояния индекс нарастает, т.е в крови нарастают юные и..
  2.  Сдвиг влево до юных
  3.  До миелоцитов – появляются М, Ю,П,С

Сдвиг вправо (дегенеративный): молодые формы отсутствуют совсем или единично, и увеличивается количество сегментоядерных клеток, дегенеративные формы нейтрофила (полисигметация, гипосигментация, анизоцитоз, кариолиз, цитолиз, фрагментоз ядра, вакуолизация ядра и цитоплазмы, токсическая зернистость). Сдвиг вправо говорит о низком уровне индекса.

Лимфоциты

  1.  Определяют специфическую защиту клеточную и гуморальную;
  2.  Синтезируют лимфокины (интреферон);
  3.  Имеют мембрано-ассоциированные ферменты (липазы, перфорин-протеолитический фермент);

Лимфоцитоз

  1.  Инфекции
  2.  Вирусные (грипп, краснуха)
  3.  Паразитарные (токсоплазмоз, хламидиоз)
  4.  Микозы
  5.  Бактериальные инфекции:

- Специфические (бруцеллез, сифилиз, туберкулез)

- иерсиниоз, туляремия, лептоспироз

  1.  Протозоонозы (малярия, лейшманиоз)

  1.  Аллергические реакции замедленного типа

Моноциты – макрофаг, самая большая клетка

  1.  осуществляет фагоцитоз (противомикробная, противовирусная, противопаразитная, противоопухолевая защита)
  2.  осуществляет процессинг антигена
  3.  синтезирует цитокины

Монокины – цитокины, вырабатывающиеся моноцитами.

  1.  Организует реакцию клеточной кооперации

Моноцитоз

Инфекции:

  1.  Хронические специфические
  2.  Вирусные
  3.  Септический эндокардит
  4.  Острые протозойные
  5.  Сыпной тиф
  6.  В стадию выздоровления при гнойно-воспалительных заболеваниях

Злокачественные опухоли: яичника, молочной железы

Аутоиммунные заболевания

Нейтрофильно-эозинофильный лейкоцитоз

При скарлатине, описторхозе, острой фазе туберкулеза

Нейтрофильно-эозинопенический лейкоцитоз

Тяжелые гнойно-септические заболевания

Эозинофильно-базофильный лейкоцитоз

При тяжелых аллергических реакциях немедленного типа, хронический миелолейкоз

Лимфоцитарно-моноцитарный лейкоцитоз

Развивается при инфекционном мононуклеозе; острые протозойные инфекции; капельные инфекции (краснуха, коклюш); хронические специфические инфекции (туьеркулез, бруцеллез, сифилис);

Лейкопении – уменьшение общего количества лейкоцитов

Механизмы развития:

  1.  Уменьшение продукции лейкоцитов в костном мозге – результат наследственных и врожденных дефектов стволовых клеток, может перейти по доминантному и рецессивному пути (например, циклическая лейкопения);

Приобретенные лейкопении – результат воздействия радиации, химических факторов (продукты перегонки нефти), ЛВ с миелотоксическим эффектом.

Лейкопения может быть результатом воздействия биологических факторов: вирус гепатита Е, Эпштейна-Барр, сальмонелла.

Или дефицит веществ – белковой ткани, дефиците витаминов, микроэлементов. Развитие в костном мозге опухолевых клеток, лейкоз, метастазы других опухолей.

  1.  Уменьшение выхода лейкоцитов из костного мозга – наследственный эффект мембраны клеток (синдром ленивых клеток); поражение мембран нейтрофилов ЛВ (сульфаниламиды, цитостатики).
  2.  Повышенное разрушение в периферической крови – аутоиммунные лейкопении (ЛВ, которые выполняют роль гаптенов). После переливания крови, при гиперспленизме на фоне цирроза печени, поражение ЖКТ (гастроэнтероколит), у курильщика, при остеомиелите.
  3.  Перераспределение лейкоцитов в сосудистом русле – застой в малом круге кровообращения, при портальной гипертензии ( в системе воротной вены), при введении гистамина.

Степени тяжести лейкопений:

  1.  3-2*10 в 9 л – легкая
  2.  1,75-1,0*10 в 9 л – средняя
  3.  Меньше 0,75*10 в 9 л - тяжелая

Тжелая лейкопения – агранулоцитоз.

Бывает: миелотоксический и аутоиммунный.

Причины:

  1.  Миелотоксический - в результате воздействия ионизирующей радиации, химических факторов
  2.  Аутоиммунный – дозовой зависимости нет

Картина костного мозга

Если миелотоксический – пустой костный мозг, т.к преобладает жировая ткань

При аутоиммунном – раздраженный костный мозг, т.к много предшественников лейкопоэза.

Картина периферической крови

Если миелотоксический, то страдают все ростки кроветворения, будут анемический синдром

Если аутоиммунный, то только лейкопения

Клинические проявления

  1.  Нейтропения меньше 0,6 – снижение резистентности к бактериальной флоре;
  2.  0,3-0,5 – все воспалительные проявления легко купируются, тяжелых некротических изменений нет
  3.  Меньше 0,3 – гнойно-некротические изменения (на уровне слизистых оболочек – стоматит, ангина, пневмония с деструкцией, на коже)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24359. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности 54.5 KB
  60 Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм а Интернализм Что является движущими силами развития научного знания При ответе на этот вопрос исследователь сталкивается с двойственным характером существования и движения научного знания. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны исследователь не может не учитывать того обстоятельства что производит эти знания конкретный субъект ученый научное сообщество и что их...
24360. Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте 54.5 KB
  Функции науки культурная технологическая наука как фактор соц регуляции проективно – конструктивная экологическая Научное познание – процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерности действительности. 9 Предмет и структура философии науки Специфика предмета науки определяется в ходе исследовательской деятельности. Поэтому представление о предмете философии науки в истории развития этой отрасли знания существенно меняется.
24361. Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности 53.5 KB
  Тема соотношения науки и культуры обширна здесь много деталей но общий механизм их взаимодействия таков: наука выявляя законы изменения природных и социальных процессов становится необходимым условием их управления воздействует на потребности общества помогает человечеству в выборе жизненных стратегий поиске путей культурного развития. Надежность влияния культуры на науку подчеркивает хотя бы тот факт что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества в частности культура майя обходились без...
24362. Соотношение науки и философии 100.5 KB
  Первые пять вопросов получили впоследствии в философии название онтологических или метафизических первый смысл этого понятия проблем. Шестой вопрос гносеологические вопросы философии: философия вырабатывает положения являющиеся базисными для познающего мир о глобальности и абсолютности материи о постоянном развитии мира в целом и отдельных его частей о сотканности мира из противоречий о маятникообразности всех процессов относительно положения равновесия о несводимости закона целого к законам его частей и др. И если на какомто...
24363. Единство и различие науки и искусства 60 KB
  Он же положил начало тенденции рассматривать поэзию в качестве главной составляющей искусства. Белинский утверждал что наука живая современная наука сделалась пестуном искусства и без нее немощно вдохновение бессилен талант. Новый виток обсуждения взаимоотношений науки и искусства связан с огромными достижениями науки и искусства XX столетия.
24364. Наука и обыденное познание 52 KB
  Наряду с научным художественным философским существует обыденное сознание познание. Эксперты отмечают сложность четкой структуризации понятия обыденное знание. К обыденным знаниям относят: практические знания необходимые человеку для решения повседневных задач основанные на здравом смысле умения навыки социальный опыт; исторически первый способ идеального отражения в форме мифологического знания; обыденное массовое сознание в форме стихийного массового опыта и др.
24365. Наука и религия в современной культуре 62 KB
  Научное и религиозное познание Для целей нашего исследования представляет определенный интерес и сопоставление научного и религиозного познания. В общественном сознании россиян под влиянием атеистической критики религии сложилось представление о противоположности и даже несовместимости науки и религии религиозного и научного познания. В рамках данного раздела мы не имеем возможности исследовать все эти грани а сконцентрируем преимущественное внимание на сопоставлении специфики научного и религиозного познания. И именно эта специфичность...
24366. Роль науки в современном образовании и формировании личности 32.5 KB
  Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории на которой происходит встреча индивида и науки подготовка его к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности. Образование – необходимая ступень социализации личности. Образование подразумевает не только процесс передачи знания но и процесс окультурования личности самого учащихся.
24367. Основные функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила) 59 KB
  Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Результативная функция науки осуществляется из систему образования воспитания обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и эпосу науки. Функций у науки много и с ее развитием их становится все больше и больше.