9221

Патофизиология эритропоэза

Лекция

Медицина и ветеринария

Патофизиология эритропоэза ОЦК: у женщин - 6,5-7% от массы тела у мужчин 7-7,5% Гематокрит: 0,36-0,46 - соотношение между клеточной и жидкой частью крови Объем циркулирующей крови: в пределах нормы - нормоволемия, при уменьшении...

Русский

2013-02-26

27.36 KB

18 чел.

Патофизиология эритропоэза

ОЦК: у женщин – 6,5-7% от массы тела; у мужчин 7-7,5%

Гематокрит: 0,36-0,46 – соотношение между клеточной и жидкой частью крови

Объем циркулирующей крови: в пределах нормы – нормоволемия, при уменьшении – гиповолемия, увеличение объема – гиперволемия

Гематокрит: в пределах нормы – нормоцитемия, уменьшение – олигоцитемия, повышение – полицитемия

Содержание эритроцитов в периферической крови: 4-5*10 в 12/л

Содержание гемоглобина:

  1.  У женщин – 120-140 г/л
  2.  У мужчин – 130-150 г/л

Эритроцитометрические параметры (индивидуальные характеристики эритроцитов):

  1.  MCV (средний объем эритроцита) 81-99 фл (фемтолитров)
  2.  MCH (среднее содержание гемоглобина в эритроците 28-30 пг (пикограмм)
  3.  MCHC (среднее содержание гемоглобина на 100 мл эритроцитов) 30-38 г/дл (граммов на децилитр)

Система эритрон:

  1.  Количество эритроцитов зависит от функции костного мозга
  2.  Циркулирующие эритроциты в крови
  3.  Разрушение эритроцитов – эритродиэрез, происходит в ретикулоэндотелиальной системе – печень, селезенка

Эритрон + механизм его регуляции = эритроцитарная система. Ее активируют: симпатическая нс, андрогены, стг. Ингибиторы: парасимпатическая нс, эстрогены, эритропоэтин.

Эффекты эритропоэтина:

  1.  Стимулирует пролиферацию эритропоэтинчувствительных клеток (стволовые, эритробласт);
  2.  Стимулирует синтез гемоглобина;
  3.  Способствует денуклеации эритроидных клеток;
  4.  Стимулирует выход ретикулоцитов (молодых эритроцитов) из костного мозга;

Типы кинетики нормобластического эритропоэза:

  1.  Нормобластический – нормальный – предполагает, что от эритробласта до эритроцита поисходит 5 суток. Из 1 эритробласта за 5 суток образуется 64 эритроцита, они имеют средний диаметр 7,5 мкм, живут они в среднем месяца 3 (90 дней). По этому пути развивается 70-80% клеток.
  2.  Альтернативные – неэффективные – характеризуется тем, что клетки имеют какой-либо дефект, в основном они погибают в костном мозге, но при высоких концентрациях эритропоэтина они могут дозревать до эритроцита, но эти эритроциты живут 4-5 дней – короткоживущие эритроциты (микроциты, маленький диаметр). В норме на этот путь приходится 10-15% эритроидных клеток.
  3.  Терминальный – стрессовый (ферментативно эффективны) - тоже альтернативный – 10-15% - характеризуется ускоренным развитием эритроцитов, за счет перескока деления. Стимулируется также высокой концентрацией эритропоэтина. Эти клетки обычно макроциты.

Количество эритроцитов и гемоглобина

Может уменьшаться, если снижение сразу двух показателей (количественные изменения) – анемия. Увеличение 2 показателей – эритроцитоз.

Патологические формы эритроцитов (качественные изменения):

-   Дегенеративные:

  1.  Изменение размера клеток – анизоцитоз. На основании размеров строится кривая Прайса-Джонса. Разброс диаметра эритроцитов нормобласты 70-80%– физиологический анизоцитоз. Если увеличивается доля микроцитов – сдвиг кривой влево – микроцитоз. Если увеличивается процент макроцита – сдвиг кривой вправо – макроцитоз. Если появляются мегалоциты – мегалоцитоз;
  2.  Изменение формы – пойкилоцитоз: существуют определенные формы эритроцитов: в виде шариков – микросфероцитоз; серповидные клетки (дрепаноциты)  и иминискоциты– серповидно-клеточная анемия; овалоциты – овалоцитоз; слезовидные клетки – даклеоциты; мишеневидные кдетки (кодоциты, таргетные клетки);
  3.  Изменение окраски – анизохромия. Цветной показатель ЦП=(Hb (г/л) * 0,3)/ Эр (первые две цифры). В норме – о,85-1,1. Физиологическая анизохромия – предполагает небольшое просветление в центре. Гипохромия – анулоциты (виде колечка) – гемоглобина хватает только на то, чтобы окрасит эритроцит по периферии. Гиперхромные – не имеют просветления в центре – преувеличение цветного показателя;
  4.  Патологические изменения (включения) – тельца Жолли – остатки хроматина ядра (при нарушении денуклеации); Кольцо Кабо – остаток ядерной оболочки. Токсогенная зернистость (базофильная пунктация) – бывает на фоне тяжелых интоксикаций;
  5.  Регенеративные:
  6.  Нормобласты (базофильный, полихроматофильный, оксифильный)):
  7.  Полихроматофилы – (синие, фиолетовые) результат денуклеации полихроматофильных нормобластов.
  8.  Ретикулоциты – бриллиант-крезил-блау на 1 тысячу насчитывают 0,5-1,5%, 5-15%0 промилле.

Классификация анемий по регенерации

  1.  Норморегенераторная – увеличение содержания ретикулоцитов – костный мозг отвечает на анемию. Из дегенартивных форм возможен только анизоцитоз.
  2.  Гиперрегенарация – увеличение содержания нормобластов. Из дегенаративных только анизоцитоз.
  3.  Гипорегенерация: (анизоцитоз и пойкилоцитоз) – нормальное или сниженное количество ретикулоцитов и у пациента анизо- и пойкилоцитоз.
  4.  Отсутствие регенерации – арегенераторная;
  5.  В костном мозге отсутствуют эритроидные предшественники, то там преобладает жировая ткань – апластическая анемия.
  6.  Диспластическая регенерация определяется при сочетании нормо- и мегалобластического эритропоэза в костном мозге.

Классификация анемий по патогенезу:

  1.  Вследствие кровопотери (постгеморрагические);
  2.  Вследствие нарушения кровообразования;
  3.  Вследствие повышенного кроворазрушения (гемолитические).

Кровопотеря:

  1.  Острая постгеморрагическая возникает вследствие одномоментной кровопотери – 20% и более от ОЦК или 5 мл и более на 1 кг массы тела. Имеет 3 стадии:
  2.  Нервно-рефлекторная. У пациента гиповолемия нормоцитемическая. В ответ на кровопотерю выбрасывается адреналин + стимуляция барорецепторов сосудов приводит к спазму периферических сосудов и централизации кровообращения;
  3.  Гидремическая стадия – в ответ на гиповолемию развивается ишемия почек – вырабатывают ренин (протеолитический фермент – альфа-2-глобулин) и образуется ангиотензин-1 под влиянием ангиотензин превращающего фермента превращаются в ангиотензин-2, который споосбствует синтезу альдостерона в коре надпочечников, который в свою очередь способствует задержке натрия, осмотическое давление в крови повышается и межклеточная и внутриклеточная жидкость идет в кровь – тем самым идет восполнение ОЦК.
  4.  Костно-мозговая. Начинается на 4-5 сутки с так называемого ретикуло-эритроцитарного криза – «потомки» нормального пути эритропоэза.
  5.  Хроническая постгеморрагическая анемия -

Анемия вследствие нарушенного кровообразования – железодефицитная анемия. Страдают почти 2 млрд. человек. В два раза больше людей страдают скрытым дефицитом железа.

Группы риска:

  1.  Дети и подростки: потребности в железе при быстром росте часто превышают его поступление;
  2.  Женщины: некомпенсированный потери железа во время менструаций, беременностей, родов;
  3.  Социально неблагополучные: плохое питание;
  4.  Доноры: если потери железа не компенсируются;
  5.  Пожилые люди: хронические гастроинтестинальные кровотечения, алиментарный фактор.

Железо является основным компонентом гемоглобина и миоглобина. Железосодержащие белки необходимы для метаболизма коллагена, тирозина и котехоламинов.

Железо входит в состав каталазы, ферментов нейтрофилов (миелопероксидаза), макрофагов, лимфоцитов. Как металл с переменной валентностью участвует в пероксидации липидов.

Потребность в железе изменяется на протяжении жизни. В детском возрасте высокая потребность в железе. Резкое возрастание идет в ювенильный период, как у мальчиков (интенсивный рост), так и у девочек (с возникновение кровопотерь и эстроген угнетает).

Железо содержится в пище в двух видах: не входящие в состав гемма- преимущественно Fe3+ Фрукты, овощи, хлебные злаки. Усваивается 1-7%. В составе гемма.

Биодоступность железа повышают кислоты, аскорбиновая, яблочная, винная, аминокислоты, сахара. Снижают: танины (чай, кофе), полифенолы (чечевица, баклажаны, шпинат), фосфопротеин (яичный желток), ЭДТА (консервант), Лекарственные препараты: тетрациклины, антацидные средства, содержащие Al, Ca, Mg.

Ежедневная диета содержит от 10-20 мг железа, а всасывается 1-2 мг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55398. МИР ПРОФЕССИЙ 241.5 KB
  Познакомить обучающихся с престижными редкими и новыми профессиями охарактеризовать предмет труда каждой профессии. Воспитывать житейское отношение к выбору профессии.
55399. Вибір майбутньої професії 145 KB
  У цьому випадку людина вивчає власні можливості інтереси здібності переглядає багато професій і свідомо обирає ту яка підходить саме для неї з урахуванням сучасних проблем суспільства та особливостей ринку праці.
55400. Пишаюся своєю професією 167 KB
  Метою даної методичної розробки є удосконалення досвіду проведення поззаудиторних заходів. На сучасному етапі перед професійною освітою багато завдань, але найголовніше – виховувати гідних громадян...
55401. ВИБІР ПРОФЕСІЙНОЇ КАР’ЄРИ БУХГАЛТЕРА 5.35 MB
  Ідеї проектів належали викладачам, але студентам було запропоновано розповісти про своє бачення розв’язання проблеми або висунути ідею для нового проекту. Для того, щоб досягти реалізації проекту, важливо створити дружню атмосферу, заохотити студентів до спілкування англійською мовою під час обговорення і здійснення проекту.
55402. What are you? Professions 52 KB
  We must all work together to create a better place. A. Barry Explain the expression. (Pupils try to say their opinion, e.g. everyone has to work hard on our lesson, we have to study good to build our future...) Well, we use this idiom in our lesson: we’ll work hard together today and that’s why it will be one more step to understand what you would like to be in future.
55403. MY FUTURE PROFESSION 7.13 MB
  All professions are important, All professions are necessary. Do you want to choose any profession? What will you be? What will your friend be?
55404. My future profession 97 KB
  I offer you to do an exercise from the theory of solving research tasks (TSRT-pedagogics) called “the tree of assosiations”. You have an algoritm of doing this exercise. Let us start. Write the starting word “profession”.What assosiations do you have with the word “profession”? Write in column as many words as you can and do it very quickly.
55405. PROFESSIONS 122.5 KB
  Nick is a little boy from Oxford. He is 6. He is a pupil. His family is big. His mother`s name is Helen. She is 43. She is a teacher and works at school. His mother teaches children. His father`s name is Bill. He is 44 and he is a businessman. He works at the office. He works with papers. His brother Sam is 22.
55406. The Professions We Choose 114 KB
  It is not who you are, but what you do. These words are closely connected with your topic The Professions we choose. There is great variety of professions. Some of them may seem to be interesting to you, some of them boring.