9221

Патофизиология эритропоэза

Лекция

Медицина и ветеринария

Патофизиология эритропоэза ОЦК: у женщин - 6,5-7% от массы тела у мужчин 7-7,5% Гематокрит: 0,36-0,46 - соотношение между клеточной и жидкой частью крови Объем циркулирующей крови: в пределах нормы - нормоволемия, при уменьшении...

Русский

2013-02-26

27.36 KB

18 чел.

Патофизиология эритропоэза

ОЦК: у женщин – 6,5-7% от массы тела; у мужчин 7-7,5%

Гематокрит: 0,36-0,46 – соотношение между клеточной и жидкой частью крови

Объем циркулирующей крови: в пределах нормы – нормоволемия, при уменьшении – гиповолемия, увеличение объема – гиперволемия

Гематокрит: в пределах нормы – нормоцитемия, уменьшение – олигоцитемия, повышение – полицитемия

Содержание эритроцитов в периферической крови: 4-5*10 в 12/л

Содержание гемоглобина:

  1.  У женщин – 120-140 г/л
  2.  У мужчин – 130-150 г/л

Эритроцитометрические параметры (индивидуальные характеристики эритроцитов):

  1.  MCV (средний объем эритроцита) 81-99 фл (фемтолитров)
  2.  MCH (среднее содержание гемоглобина в эритроците 28-30 пг (пикограмм)
  3.  MCHC (среднее содержание гемоглобина на 100 мл эритроцитов) 30-38 г/дл (граммов на децилитр)

Система эритрон:

  1.  Количество эритроцитов зависит от функции костного мозга
  2.  Циркулирующие эритроциты в крови
  3.  Разрушение эритроцитов – эритродиэрез, происходит в ретикулоэндотелиальной системе – печень, селезенка

Эритрон + механизм его регуляции = эритроцитарная система. Ее активируют: симпатическая нс, андрогены, стг. Ингибиторы: парасимпатическая нс, эстрогены, эритропоэтин.

Эффекты эритропоэтина:

  1.  Стимулирует пролиферацию эритропоэтинчувствительных клеток (стволовые, эритробласт);
  2.  Стимулирует синтез гемоглобина;
  3.  Способствует денуклеации эритроидных клеток;
  4.  Стимулирует выход ретикулоцитов (молодых эритроцитов) из костного мозга;

Типы кинетики нормобластического эритропоэза:

  1.  Нормобластический – нормальный – предполагает, что от эритробласта до эритроцита поисходит 5 суток. Из 1 эритробласта за 5 суток образуется 64 эритроцита, они имеют средний диаметр 7,5 мкм, живут они в среднем месяца 3 (90 дней). По этому пути развивается 70-80% клеток.
  2.  Альтернативные – неэффективные – характеризуется тем, что клетки имеют какой-либо дефект, в основном они погибают в костном мозге, но при высоких концентрациях эритропоэтина они могут дозревать до эритроцита, но эти эритроциты живут 4-5 дней – короткоживущие эритроциты (микроциты, маленький диаметр). В норме на этот путь приходится 10-15% эритроидных клеток.
  3.  Терминальный – стрессовый (ферментативно эффективны) - тоже альтернативный – 10-15% - характеризуется ускоренным развитием эритроцитов, за счет перескока деления. Стимулируется также высокой концентрацией эритропоэтина. Эти клетки обычно макроциты.

Количество эритроцитов и гемоглобина

Может уменьшаться, если снижение сразу двух показателей (количественные изменения) – анемия. Увеличение 2 показателей – эритроцитоз.

Патологические формы эритроцитов (качественные изменения):

-   Дегенеративные:

  1.  Изменение размера клеток – анизоцитоз. На основании размеров строится кривая Прайса-Джонса. Разброс диаметра эритроцитов нормобласты 70-80%– физиологический анизоцитоз. Если увеличивается доля микроцитов – сдвиг кривой влево – микроцитоз. Если увеличивается процент макроцита – сдвиг кривой вправо – макроцитоз. Если появляются мегалоциты – мегалоцитоз;
  2.  Изменение формы – пойкилоцитоз: существуют определенные формы эритроцитов: в виде шариков – микросфероцитоз; серповидные клетки (дрепаноциты)  и иминискоциты– серповидно-клеточная анемия; овалоциты – овалоцитоз; слезовидные клетки – даклеоциты; мишеневидные кдетки (кодоциты, таргетные клетки);
  3.  Изменение окраски – анизохромия. Цветной показатель ЦП=(Hb (г/л) * 0,3)/ Эр (первые две цифры). В норме – о,85-1,1. Физиологическая анизохромия – предполагает небольшое просветление в центре. Гипохромия – анулоциты (виде колечка) – гемоглобина хватает только на то, чтобы окрасит эритроцит по периферии. Гиперхромные – не имеют просветления в центре – преувеличение цветного показателя;
  4.  Патологические изменения (включения) – тельца Жолли – остатки хроматина ядра (при нарушении денуклеации); Кольцо Кабо – остаток ядерной оболочки. Токсогенная зернистость (базофильная пунктация) – бывает на фоне тяжелых интоксикаций;
  5.  Регенеративные:
  6.  Нормобласты (базофильный, полихроматофильный, оксифильный)):
  7.  Полихроматофилы – (синие, фиолетовые) результат денуклеации полихроматофильных нормобластов.
  8.  Ретикулоциты – бриллиант-крезил-блау на 1 тысячу насчитывают 0,5-1,5%, 5-15%0 промилле.

Классификация анемий по регенерации

  1.  Норморегенераторная – увеличение содержания ретикулоцитов – костный мозг отвечает на анемию. Из дегенартивных форм возможен только анизоцитоз.
  2.  Гиперрегенарация – увеличение содержания нормобластов. Из дегенаративных только анизоцитоз.
  3.  Гипорегенерация: (анизоцитоз и пойкилоцитоз) – нормальное или сниженное количество ретикулоцитов и у пациента анизо- и пойкилоцитоз.
  4.  Отсутствие регенерации – арегенераторная;
  5.  В костном мозге отсутствуют эритроидные предшественники, то там преобладает жировая ткань – апластическая анемия.
  6.  Диспластическая регенерация определяется при сочетании нормо- и мегалобластического эритропоэза в костном мозге.

Классификация анемий по патогенезу:

  1.  Вследствие кровопотери (постгеморрагические);
  2.  Вследствие нарушения кровообразования;
  3.  Вследствие повышенного кроворазрушения (гемолитические).

Кровопотеря:

  1.  Острая постгеморрагическая возникает вследствие одномоментной кровопотери – 20% и более от ОЦК или 5 мл и более на 1 кг массы тела. Имеет 3 стадии:
  2.  Нервно-рефлекторная. У пациента гиповолемия нормоцитемическая. В ответ на кровопотерю выбрасывается адреналин + стимуляция барорецепторов сосудов приводит к спазму периферических сосудов и централизации кровообращения;
  3.  Гидремическая стадия – в ответ на гиповолемию развивается ишемия почек – вырабатывают ренин (протеолитический фермент – альфа-2-глобулин) и образуется ангиотензин-1 под влиянием ангиотензин превращающего фермента превращаются в ангиотензин-2, который споосбствует синтезу альдостерона в коре надпочечников, который в свою очередь способствует задержке натрия, осмотическое давление в крови повышается и межклеточная и внутриклеточная жидкость идет в кровь – тем самым идет восполнение ОЦК.
  4.  Костно-мозговая. Начинается на 4-5 сутки с так называемого ретикуло-эритроцитарного криза – «потомки» нормального пути эритропоэза.
  5.  Хроническая постгеморрагическая анемия -

Анемия вследствие нарушенного кровообразования – железодефицитная анемия. Страдают почти 2 млрд. человек. В два раза больше людей страдают скрытым дефицитом железа.

Группы риска:

  1.  Дети и подростки: потребности в железе при быстром росте часто превышают его поступление;
  2.  Женщины: некомпенсированный потери железа во время менструаций, беременностей, родов;
  3.  Социально неблагополучные: плохое питание;
  4.  Доноры: если потери железа не компенсируются;
  5.  Пожилые люди: хронические гастроинтестинальные кровотечения, алиментарный фактор.

Железо является основным компонентом гемоглобина и миоглобина. Железосодержащие белки необходимы для метаболизма коллагена, тирозина и котехоламинов.

Железо входит в состав каталазы, ферментов нейтрофилов (миелопероксидаза), макрофагов, лимфоцитов. Как металл с переменной валентностью участвует в пероксидации липидов.

Потребность в железе изменяется на протяжении жизни. В детском возрасте высокая потребность в железе. Резкое возрастание идет в ювенильный период, как у мальчиков (интенсивный рост), так и у девочек (с возникновение кровопотерь и эстроген угнетает).

Железо содержится в пище в двух видах: не входящие в состав гемма- преимущественно Fe3+ Фрукты, овощи, хлебные злаки. Усваивается 1-7%. В составе гемма.

Биодоступность железа повышают кислоты, аскорбиновая, яблочная, винная, аминокислоты, сахара. Снижают: танины (чай, кофе), полифенолы (чечевица, баклажаны, шпинат), фосфопротеин (яичный желток), ЭДТА (консервант), Лекарственные препараты: тетрациклины, антацидные средства, содержащие Al, Ca, Mg.

Ежедневная диета содержит от 10-20 мг железа, а всасывается 1-2 мг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83355. Перевірка орфограм у особових закінченнях, або ще раз про закон письма 105 KB
  Вчити школярів застосовувати алгоритм перевірки орфограм слабких позицій звуків у особових закінченнях дієслів; перевіряти орфограми слабких позицій звуків у різних частинах слів; вчити школярів обґрунтовувати свої думки; давати на запитання повні змістовні відповіді; робити висновки.
83356. Засоби зв’язку речень у тексті. Складання розповіді за малюнком і кінцівкою 39 KB
  Мета: узагальнити систематизувати знання учнів про текст розвивати уміння систематизувати зібраний матеріал добирати потрібні засоби для поширення речень вчити дітей уважно слухати і відповідати на питання; збагачувати словниковий запас розвивати зв’язки мовлення; виховувати любов до рідної природи...
83357. Написання стислого переказу «Старий пень» 54 KB
  Мета. Вдосконалювати вміння учнів послідовно і стисло передавати зміст тексту, виділяти головне, суттєве, усуваючи другорядні деталі. Розвивати навички мовленнєвої діяльності. Виховувати почуття дружби. Тип уроку: урок вдосконалення вмінь і навичок.
83358. Повторення вивченого про прикметник. Спостереження за роллю прикметників у мовленні 94 KB
  Хто це Чому ви думаєте що це осінь Доведіть свою думку. Які слова допомогли вам уявити осінь Як називаються словащо означають ознаки предмета Які у вас виникають асоціації коли ви чуєте слово осінь Дощ вітер падолист багрянець ключ золото краса сум.
83359. Тренувальні вправи на використання прикметників у мовленні. Опис тварини 80.5 KB
  Мета уроку. Закріплювати знання про прикметник, про роль прикметників в усному і писемному мовленні, удосконалювати вміння учнів складати речення з прикметниками, працювати над удосконаленням орфографічної грамотності, вчити визначати відмінки, розвивати образне мислення. Виховувати любов до природи.
83360. Зв’язок прикметників з іменниками в реченні. Повторення вивченого про прикметники у мовленні 48.5 KB
  Мета: повторити раніше вивчені відомості про прикметник; закріплювати в учнів поняття про прикметник як частину мови, про його роль у мовленні; розвивати мову, спостережливість, інтерес до навчання; виховувати любов до природи.
83361. Частини мови. Займенник. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови 77.5 KB
  Морська трава – дуже корисний продукт харчування. В морській траві багато вітамінів, необхідних дітям, щоб рости великими і дужими. З морської трави можна готувати салати, закуски, варити суп. Крім того, з морської трави можна виготовляти папір і тим самим зберігати ліси.
83362. Зв’язок прикметників з іменниками в реченні. Визначення роду і числа прикметників за іменниками. Складання усної розповіді про прикметник за поданим планом 78.5 KB
  Мета. Розширити знання учнів про граматичний і смисловий зв’язок прикметників з іменниками; розпізнавати рід і число прикметників за значеннями іменників; розвивати вміння будувати зв’язні розповіді на граматичні теми, робити висновки та узагальнення; збагачувати активний словник учнів...
83363. Повторення вивченого про прикметник як частину мови 71 KB
  Мета: створити змістовні та організаційні умови для актуалізації знань про прикметник; сприяти усвідомленню учнями граматичного і змістовного зв’язку прикметника з іменником; забезпечити розвиток уміння вживати прикметники у власному мовленні й на письмі; допомогти учням усвідомити лексичне...