9225

Воспаление - типический патологический процесс.

Лекция

Медицина и ветеринария

Воспаление Воспаление - типический патологический процесс. Возникает в ответ на действие патогенных (флогогенных) факторов Проявляется в идее комплекса местных и общих реакций, сформировавшихся в ходе эволюции в качестве защитных ме...

Русский

2013-02-26

28.01 KB

6 чел.

Воспаление

Воспаление – типический патологический процесс.

  1.  Возникает в ответ на действие патогенных (флогогенных) факторов
  2.  Проявляется в идее комплекса местных и общих реакций, сформировавшихся в ходе эволюции в качестве защитных механизмов

Направлен на локализацию, уничтожение и удаление из организма флагогенного агента, а также – на ликвидацию последствий его воздействия.

Стадии воспаления

альтерация

экссудация

пролиферация

В зависимости от преобладания стадии, выделяют:

  1.  Альтеративное воспаление
  2.  Экссудативное воспаление
  3.  Продуктивное воспаление (пролиферативное) – ревматоидный артрит

Этиологические факторы воспаления (Флогогенные агенты)

Экзогенные причины

Физические факторы: высокая и низкая температура (ожог, обморожение), ионизирующая радиация, УФО;

Механические факторы (вариант физических): травмы, инородные тела (заноза);

Химические факторы: кислоты, щелочи, вещества раздражающего действия (иприт, карагинан, скипидар и т.д.);

Биологические факторы: бактерии, риккетсии, спирохеты, вирусы, грибы, простейшие, гельминты, токсины насекомых, растений;

Эндогенные причины

Кровоизлияние; Ишемический некроз (ИМ); Тромбоз; Комплексы антиген+антитело; Продукты распада опухолей; Продукты нарушенного обмена веществ (кетокислоты, соли мочевой кислоты); Камни в желчных и мочевыводящих путях.

Воспаление разделяется на септическое (если биологические агенты вызвали) и асептическое (ИМ, т.е. нет никаких микроорганизмов).

В ответ на действие на флогогенного агенты происходит повреждение – альтерация, степень которой может быть разная. Эта степень зависит от:

- силы действующего агента

- тропность фактора к различным тканям

- реактивность организма, т.е на фоне нормальной реактивности фактор небольшой силы может и не вызвать повреждение, или же не большое

Повреждение может быть обратимым, в основе – дистрофия; если часть клеток погибла, а часть может восстановиться – некробиоз; необратимое повреждение – некроз.

В ответ на действие повреждающего фактора в очаге повреждения появляется медиатор.

Медиатор – химические вещества, которые появляются в очаге в результате высвобождения, активации и синтеза, там же воздействуют и метаболизируются. Они свою работу выполняют местно.

По происхождению медиаторы воспаления разделяют на: клеточные и плазменные. По химической структуре выделяют:

  1.  биогенные амины:

- из тучных клеток – гистамин

- из тромбоцитов – серотонин

  1.  полипептидные:

- плазменные – контактная система плазмы крови (фактор Хагемана (XII), высокомолекулярный кининоген, прекалликреин плазмы, XI фактор); комплемент

- клеточные (тканевые): цитокины (БАВ, вырабатываются фагоцитами); лизосомальные ферменты

3. липидные – метаболиты арахидоновой кислоты (эйкозаноиды): простагландины, тромбоксаны, лейкотриены

Образование медиаторов повреждения происходит каскадно: в ответ на повреждение из симпатических терминалий выделяется адреналин  активирует пероксидацию липида  мембрана клеток становится более лабильной, что способствует выделению гистамина из тучных клеток  гистамин действует на фактор Хагемана (XII) и на этот же фактор действует сам адреналин. Фактор Хагемана активирует колликреин-кининовую систему, конечный продукт которой – брадикинин (гормон боли)  он активирует фосфолипазу А2  она же активируется адреналином тоже .

Фосфолипаза А2 воздействет на фосфолипиды мембран  из них образуется арахидоновая кислота. На арахидоновую кислоту может воздействовать 2 фермента: циклооксигеназа (ЦОГ), под ее действие образуются простагландины (простагландин Е2, и простогландин F2α), а также тромбоксаны; липооксигеназа (ЛОГ), под ее действие образуются лейкотриены, которые приглашают лейкоциты в очаг воспаления.

Противовоспалительные медиаторы – ограничивают развитие воспаления

  1.  гепарин – связывает биогенные амины, ингибирует комплемент, препятствует свертыванию крови, является антикоагулянтом и ингибирует адгезию и агрегацию к тромбоцитам, снижает активность колликреин-кининовой системы, структурный компонент соединительной ткани, участвует в регенерации.
  2.  Апопротеин Е – вырабатывается макрофагами, уменьшает активность иммунных реакций
  3.  Антифосфолипазы
  4.  Антиоксиданты – противовоспалительные мелиаторы
  5.  Интерлейкин 10 – ингибирует цитокины, снижает активность Т-хелперов
  6.  Липоксины – вырабатываются из арахидоновой кислоты
  7.  ГКС

Медиаторы воздействуют на микроциркуляторное русло. В норме это русло состоит из артериол (приносящие сосуды), трофические капилляры (клетки в 1 ряд, осуществялется газообмен, проникновение в ткани различных субстратов, и наоборот); между артериолами и капиллярами – прекапиллярные сфинктеры, такие же сфинктеры имеются при впадении капилляра в венулы – посткапиллярные сфинктеры. Кроме артериол и венул имеются артериоло-венулярные шунты, через них кровь сбрасывается непосредственно из артериальной системы в венозную.

Существует 5 стадий нарушения микроцеркуляции в очаге воспаления:

1 стадия – кратковременный спазм сосуда – в основе аксон-рефлекс – адреналин действует – кровь минуя капилляры сбрасывается по артериоло-венулярным шунтам;

2 стадия – артериальная гиперемия – в основе малые дозы гистамина-брадикинина, они способствуют расширению микрососуда, все сосуда раскрываются, т.е. снижается их тонус. Гистамин обусловливает спазм артериоло-венулярного шунта. Простогландин Е2 – уменьшает тонус прекапиллярных сфинктеров. Большой кровоток, скорость его увеличивается, отток тоже большой. При этом температура ткани повышается. Но постепенно уровень медиатора повышается  большие дозы гистамина и брадикинина – значительно снижают тонус сосуда, повышают проницаемость сосудистой стенки, вязкость повышается.

3 стадия - Простагландин F2α – увеличивает тонус посткапиллярных сфинктеров  формируется венозная гиперемия, характеризуется нарушением оттока крови, снижением скорости кровотока и гиперемия приобретает синюшный оттенок.

4 стадия – стаз. В сосудах появляются сладжи (грязь, тина) – клетки склеиваются, приклеиваются к сосудам  кровь останавливается

5 стадия – тромбоз – ему способствует остановка кровотока, повышение вязкости крови, активация свертывающей системы (фактор Хагена), активация тромбоцитов (тромбоксаны и серотонин), формирование экссудата, это способствует проницаемости сосудистых стенок (гистамин, серотонин, брадикинин, лейкотриены). Экссудации способствуют физико-химические изменения в очаге воспаления. В результате повреждения клеток, мембранных структур, обменные процессы нарушаются (в основном ЦТК)  компенсаторно активируется гликолиз и метаболический ацидоз.

Из поврежденных клеток выходят электролиты (внутриклеточные ионы) – холин, кальций, магний, неорганические фосфаты. За счет электролитов возрастает осмотическое давление в очаге воспаления, в результате активации лизосомальных протеаз будет гидролиз белков, которые вышли из клеток и плазмы. Из 1 большого образуются полипептиды – низкомолекулярные белки. Экссудации способствует коллоидно-осмотическое давление.

В экссудате присутствуют лейкоциты. Факторы, их вызывающие – хемотаксины (хемоаттрактанты):

  1.  лейкотриены
  2.  активированный комплемент
  3.  продукты разрушенных лейкоцитов
  4.  экзо- и эндотоксин микроорганизмов
  5.  продукты фибринолиза
  6.  колликреин
  7.  фрагменты коллагена
  8.  цитокины, лимфокины

Под действием хемоаттрактанта лейкоциты выходят в очаг воспаления.

Стадии фагоцитоза: приближение, прилипание, погружение и переваривание.

Значение миграции лейкоцитов в очаг воспаления

  1.  поглощение и деструкция флогегенного фактора
  2.  поглощение и деструкция поврежденных клеток и неклеточных структур
  3.  синтез и выделение медиаторов воспаления
  4.  поглощение и процессинг антигенов
  5.  презентация антигенов лимфоцитам
  6.  следствие 4 и 5 пункта - развитие иммунитета и\или аллергии

Виды экссудатов

Гнойный экссудат – обусловлен наличием гноеродной флоры – кокковая флора (стрепто и стафило), менингококки, гонококки, кишечные и синегнойные палочки.

Серозный – при вирусных инфекциях, туберкулезе.

Катаральный экссудат – характерен для слизистых оболочек, в нем обязательно присутствие слизи.

Фибринозный экссудат – есть молекулы фибрина, пропотевание белков, фибриногена, активация и образование фибрина. Это явный признак дифтерии.

Гнилостный – при наличии анаэробной флоры.

Геморрагический – возникает при вирусных инфекциях (герпес, ветряная оспа, грипп и др.), опухолях. Есть примеси эритроцитов.

Механизмы вторичной альтерации

В основе вторичной альтерации –

  1.  нейтрофильный и макрофагальный фагоцитоз с последующей гибелью лейкоцитов
  2.  клеточно-опосредованная цитотоксичность (Т-лимфоциты, НК-клетки, макрофаги)
  3.  антителозависимая цитотоксичность

Факторы вторичной альтерации

  1.  активные кислородные и коллагеновые радикалы, оксид азота (NO)
  2.  комплемент
  3.  гидролитические ферменты лизосом лейкоцита
  4.  фактор некроза опухоли
  5.  катионные антибиотические белки

различия первичной и вторичной альтерации

Первичная альтерация

Вторичная альтерация

Причины

-Флогогенный фактор

-Физико-химические, метаболические изменения в зоне первичной альтерации

-

Локализация

Реактивность

-Нормергия

-Гиперергия

-Гипергия

-Анергия

-Дизергия

-Гиперергия

-Дизергия

На фоне экссудации развиваются местные признаки воспаления. Эти признаки описаны Цельс – 1 признак: 4 признака – Гален.

Всего 5 признаков:

  1.  жар;
  2.  покраснение;
  3.  отек;
  4.  боль;
  5.  нарушение функций;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83106. На сонці тепло, біля матері добре. О.Єфімов «Задачі трапляються різні» 708 KB
  На сонці тепло біля матері добре. Обладнання: мультимедійна дошка проектор презентаційний матеріал картки із завданнями малюнки дітей вправи для розвитку техніки читання азбука почуттів. Вправи на вдосконалення техніки читання картки вправа Ланцюжки. Робота з текстом перед читанням твору.
83107. Урок природознавства «Ґрунт» 263 KB
  Земля на якій ростуть рослини називається ґрунтом. Тож завданням нашої експедиції буде дізнатися: що таке ґрунт; яке значення має ґрунт для всього живого на нашій планеті: рослин тварин людей. З часом вода вітер зміна температури та живі організми сприяли утворенню ґрунту.
83108. Будь обережним. Правила безпечної поведінки вдома (з побутовими приладами, газом, водою, вогнем) 72 KB
  Прибери з кімнати небезпечні предмети Діти називають предметиякі потрібно прибрати з кімнати. Накажи щоб усі діти обережно поводились з електричними приладами сірниками. Отже діти ніколи не залишайте увімкненою газову плиту і не грайтеся зі сірниками.
83109. Спільнокореневі слова (українська мова); Легенди та перекази про птахів (читання, позакласне читання); Птахи (природознавство); Як живеться вам, птахи? (малювання) 512 KB
  Передавати елементарну будову птахів засобами графіки. Обладнання: Диски цифрові носії дидактичний матеріал: картки загадки вірші оповідання ілюстрації птахів енциклопедія для дітей книжкирозгортки Тваринний світ ребуслегенди про птахів.
83110. Свойства воды. Круговорот воды в природе 73.5 KB
  Цели: - формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе; закрепить знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде; свойствах воды; развивать логическое мышление, исследовательские навыки, умение наблюдать и делать выводы; воспитывать познавательный интерес.
83111. Робота з природним матеріалом. Створення композиції «Осінній вернісаж» 32.5 KB
  Мета: навчальна: вчити працювати з природним матеріалом; продовжувати вдосконалювати вміння та навички виготовляти композиції з листя, трав, квітів розвивальна: розвивати художній смак, мислення, пробуджувати пізнавальні інтереси виховна: виховувати любов до природи, рідного краю, мистецтва.
83112. Таблиця ділення на 4. Усне розвʼязування рівнянь методом підбору. Виконання творчих завдань 53 KB
  Удосконалювати навички обчислення прикладів на множення та розвʼязування задач на конкретний зміст дії множення. Формувати вміння з рівностей на множення числа 4 складати рівностіщо містять ділення на 4 розв’язувати рівняння на знаходження невідомого множника.
83113. В.Струтинський «Казка про хлопчика Абихто». М.Сингаївський «Дощ із краплі починається» 203.5 KB
  Вітання: пошлемо одне одному добрі думки і добрі відчуття посміхніться один одному. Мотивація навчальна діяльності Слайд 4 Вчитель: А я дарую вам маленькі серця із побажаннями діти вибирають різнокольорові 4 кольори серця і зачитують побажання Приємно тебе бачити у тебе гарна посмішка...
83114. Цікаві «підказки» братів наших менших 108.5 KB
  Правила за якими будемо працювати на уроці: слайд про правила роботи в групах поважати думку кожного; говорити по черзі. Вправи на вдосконалення читацьких навичок Одним із важливих винаходів яким зараз дуже поширено користується людство є Загадка про метро Дві змії в землі лежать Табуни по них біжать...