92304

автоматизация учета продажи товаров на примере магазина детских товаров Аистенок

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Категории пользователей АС режимы использования и уровни доступа к информации В подсистемах АС организации циркулирует информация различных уровней конфиденциальности секретности содержащая сведения ограниченного распространения служебная коммерческая банковская информация персональные данные и открытые сведения. Защите подлежит вся информация циркулирующая в АС организации и содержащая: сведения составляющие коммерческую тайну доступ к которым ограничен собственником информации организацией в соответствии с предоставленными...

Русский

2015-07-29

343.97 KB

5 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития. От рядовых спекулятивных торговых операций и "челночно-палаточного бизнеса" многие предприниматели перешли уже к более высокой стадии торговой деятельности, организовав индивидуальные или коллективные предприятия. Менеджерам таких предприятий приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем организационного, экономического и финансового характера, которые приходится решать интуитивно, методом "проб и ошибок", приобретая постепенно практический опыт.

Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Динамическая конкурентная среда, новые условия ведения бизнеса предъявляют повышенные требования к организации управления на торговом предприятии.

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы современных торговых предприятий, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного складского учета.

Компьютерный учет имеет свои особенности и радикально отличается от обычного. Компьютер облегчает учет, сокращая время, требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности, необходимого для управления ею.

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы современных торговых предприятий, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного складского учета.

Таким образом, при применении компьютера “количество переходит в качество”: увеличение скорости расчетов делает возможным качественное улучшение самой схемы построения торговли.

В данной дипломной работе исследуется автоматизация учета продажи товаров на примере магазина детских товаров «Аистенок».

Основой задачей данной проектируемой системы является учет и оперативное регулирование торговых операций, подготовки стандартных документов для внешней среды.

Результаты выполнения хозяйственных операций регистрируются в соответствующих журналах. Автоматизация этих процессов позволит хранить информацию в одной базе, информация в которую вводится с помощью удобного интерфейса.


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРУЕМОЙ АИС

  1.  Описание предметной области АИС

Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю. По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:

- стационарную (магазины);

- полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);

- передвижную (развозная и разносная).

По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:

- смешанную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);

- специализированную(торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);

-универсальную(торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров)

Предметной областью является магазин детских товаров «Аистенок» ИП «Макарова».

«Аистенок» основан в 2000 году, как магазин детских товаров. В течение года компания вышла на лидирующие позиции Тюменской области.

По состоянию на 10 апреля 2014 года были открыты 3 точки данного магазина. Одна из них находится в городе Заводоуковск, Тюменской области. Ассортимент насчитывает до 5 000 наименований товаров, из которых около 75% составляет детская одежда. Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства. Магазины предлагают покупателям оптимальный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса по сниженным розничным ценам.

Магазин имеет несколько секций, в которых реализуются торговля детскими игрушками, гигиеническими средствами, колясками, автомобильными креслами, одеждой и обувью.

1.2.Категории пользователей АС, режимы использования и уровни доступа к информации

В подсистемах АС организации циркулирует информация различных уровней конфиденциальности (секретности) содержащая сведения ограниченного распространения (служебная коммерческая, банковская информация, персональные данные) и открытые сведения.

В документообороте АС организации присутствуют:

  1.  отчеты (финансовые, аналитические и др.);
  2.  сведения о лицевых счетах;
  3.  обобщенная информация и другие конфиденциальные (ограниченного распространения) документы.
  4.  и т.д.

Защите подлежит вся информация, циркулирующая в АС организации и содержащая:

сведения, составляющие коммерческую тайну, доступ к которым ограничен собственником информации (организацией) в соответствии с предоставленными Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» правами;

сведения, составляющие банковскую тайну, доступ к которым ограничен в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

сведения о частной жизни граждан (персональные данные), доступ к которым ограничен в соответствии с Федеральным законом «Об информации информатизации и защите информации».

Основной целью является защита субъектов информационных отношений (интересы которых затрагиваются при создании и функционировании АС организации) от возможного нанесения им ощутимого материального, физического, морального или иного ущерба, посредством случайного или преднамеренного несанкционированного вмешательства в процесс функционирования АС организации или несанкционированного доступа к циркулирующей в ней информации и ее незаконного использования.

Защита достигается посредством обеспечения и постоянного поддержания следующих свойств информации и автоматизированной системы ее обработки:

доступности обрабатываемой информации для зарегистрированных пользователей (устойчивого функционирования АС организации, при котором пользователи имеют возможность получения необходимой информации и результатов решения задач за приемлемое для них время);

сохранения в тайне (обеспечения конфиденциальности) определенной части информации, хранимой, обрабатываемой СВТ и передаваемой по каналам связи;

целостности и аутентичности (подтверждение авторства) информации, хранимой и обрабатываемой в АС организации и передаваемой по каналам связи.

1.3.Перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность в области защиты информации.

Конституция Российской Федерации

Гражданский Кодекс Российской Федерации

Уголовный Кодекс Российской Федерации

Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации

Законы Российской Федерации:

  1.  «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ;
  2.  «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1;
  3.  «О связи» от 16 февраля 1995 г. №15-ФЗ;
  4.  «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1;
  5.  «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ;
  6.  «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1;
  7.  «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 г. № 4524-1;
  8.  «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ;

Указы Президента Российской Федерации:

  1.  «О создании Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации» от 5 января 1992 г. № 9;
  2.  «О защите государственных секретов Российской Федерации» от 14 января 1992 г. № 20;
  3.  «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г. № 1203;
  4.  «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» от 8 ноября 1995 г. № 1108;
  5.  «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» от 20 января 1996 г. № 71 с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 21 апреля 1996 г. № 573, от 6 июня 1996 г. № 815, от 14 июня 1997 г. № 594;
  6.  «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» от 3 апреля 1995 г. № 334;
  7.  «О защите информационно-телекоммуникационных систем и баз данных от утечки конфиденциальной информации по техническим каналам» от 8 мая 1993 г. № 644;
  8.  «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. № 188;
  9.  «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» от 9 января 1996 г. № 21;
  10.  «Об утверждении Государственной программы обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы» от 9 марта 1996 г. № 346;
  11.  «Об основах государственной политики в сфере информатизации» от 20 января 1994 г. № 170.

Распоряжения Президента Российской Федерации:

  1.  «Положение о Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации» от 28 декабря 1992г. № 829-рпс и от 05 июля 1993г. № 483-рпс;

Постановления Правительства Российской Федерации:

  1.  Инструкция № - 0126-87;
  2.   «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 1418, 1994 г.;
  3.  «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организации по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» от 15 апреля 1995г. № 333;
  4.  «О внесении дополнения в Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» от 30 апреля 1997г. № 513;
  5.  «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» от 01 июля 1996г. № 770;
  6.  «Вопросы организации защиты государственных секретов Российской Федерации» от 02 апреля 1992г. № 20;
  7.  «Положение о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам» от 15 сентября 1993г. № 912-51;
  8.  «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» от 04 сентября 1995г. № 870;
  9.  «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам» от 02 августа 1997г. № 973;
  10.  «О сертификации средств защиты информации» от 26 июня 1995г. № 608;
  11.  «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» от 03 ноября 1994г. № 1233;
  12.  «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» от 28 декабря 1991г. № 78
  13.  «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 05 декабря 1991г. № 35.

Решения Гостехкомиссии России:

  1.  «Основы концепции защиты информации в Российской Федерации от иностранной технической разведки и от ее утечки по техническим каналам» от 16 ноября 1993г. № 6;
  2.  «О типовых требованиях к содержанию и порядку разработки руководства по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам на объекте» от 03 октября 1995г. № 42;

Совместные решения Гостехкомиссии России и ФАПСИ:

  1.  «Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации» от 24 апреля 1994г. № 10 с дополнениями и изменениями, внесенными решением Гостехкомиссии России и ФАПСИ от 24 июня 1997г. № 60;
  2.  «Система сертификации средств криптографической защиты информации» (N РОСС RU.0001.03001);

Руководящие документы Гостехкомиссии России:

  1.  «Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации» (решение Председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992г.);
  2.  «Временное положение по организации разработки, изготовления и эксплуатации программных и технических средств защиты информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах и средствах вычислительной техники» (решение Председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992г.);
  3.  «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» (решение Председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992г.);
  4.  «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требований по защите информации» (решение Председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992г.);
  5.  «Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» (решение Председателя Гостехкомиссии России от 25 июля 1997г.)
  6.  «Перечень средств защиты информации, подлежащих сертификации в системе сертификации Гостехкомиссии России» (N РОСС RU.0001.01БИ00)
  7.  «Положение об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации средств защиты информации по требованиям по безопасности информации»;
  8.  «Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации»;
  9.  Концепция безопасности информации Российской Федерации, 1996.
  10.  Концепция единого информационного пространства России.

Документы по созданию автоматизированных систем и систем защиты информации:

  1.  «Терминология в области защиты информации. Справочник» (ВНИИcтандарт, 1993);
  2.  ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на АС. Техническое задание на создание АС»;
  3.  РД. 50-34.698-90. «Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на АС. АС. Требования к содержанию документов»;
  4.  ГОСТ 24.202-80 «Система технической документации на АСУ»;
  5.  Требования к содержанию документа «Технико-экономическое обоснование создания АСУ»;
  6.  ГОСТ 6.38-90 «Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
  7.  ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники»;
  8.  ЕСКД. «Эксплуатационная и ремонтная документация»;
  9.  ГОСТ 34.201-89. «Информационная технология. Комплекс стандартов на АС. Виды, комплектность и обозначение документов при создании АС»;
  10.  ГОСТ 28195-89. «Оценка качества программных средств. Общие положения»;
  11.  ГОСТ 28806-90. «Качество программных средств. Термины и определения»;
  12.  ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению»;
  13.  ГОСТ 2.111-68. «Нормоконтроль»;
  14.  ГОСТ РВ 50170-92. «Противодействие ИТР. Термины и определения».

Стандарты по защите от НСД к информации:

  1.  ГОСТ Р 50922-96. «Защита информации. Основные термины и определения»№
  2.  ГОСТ Р 50739-95. «Средства вычислительной техники. Защита от НСД к информации. ОТТ»;
  3.  ГОСТ ВД 16325-88. «Машины вычислительные электронные цифровые общего назначения. ОТТ. Дополнения».

Стандарты по криптографической защите и ЭЦП:

  1.  ГОСТ 28147-89. «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования»;
  2.  ГОСТ Р 34.10-94. «Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма»;
  3.  ГОСТ Р 34.11-94. «Функция хеширования».

Стандарты, применяемые при оценке качества объектов информатизации:

  1.  ГОСТ 40.9001-88. «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании и(или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
  2.  ГОСТ 40.9003-88. «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
  3.  «Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)» от 30 декабря 1993 г. № 239;
  4.  ГОСТ 28906-91. «Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая ЭТАЛОННАЯ модель»;
  5.  ГОСТ 16504-81. «Испытания и контроль качества продукции»;
  6.  ГОСТ 28195-89. «Оценка качества программных изделий. Общие положения».

Нормативные документы, регламентирующие сохранность информации на объекте информатизации:

  1.   «Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники» (Инструктивные указания Государственного Арбитража СССР от 29 июня 1979 г. № И-1-4);
  2.  «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» Раздел IV. Могут ли подтверждаться обстоятельства дела доказательствами, изготовленными и подписанными с помощью средств электронно-вычислительной техники, в которых использована система цифровой (электронной) подписи? (Письмо Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № C1-7/ОП-587 в редакции от 12сентября 1996 г.);
  3.  «О Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»» (Письмо Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 07июня 1995 г. № C1-7/03-316).

Стандарты ЕСПД, ЕСКД, СРПП:

  1.  ЕСКД. «Эксплуатационная и ремонтная документация»;
  2.  ГОСТ 34.603-92. «Виды испытаний АС»;
  3.  ГОСТ 23773-88. Машины вычислительные электронные цифровые общего назначения. Методы испытаний»;
  4.  ГОСТ 27201-87. «Машины вычислительные электронные персональные. Типы, основные параметры, ОТТ»;
  5.  ГОСТ 21964-76. «Внешние воздействующие факторы. Номенклатура и характеристики»;
  6.  ГОСТ В 15.210-78. «Испытания опытных образцов изделий. Основные положения»;
  7.  ГОСТ В 15.211-78. «СРПП ВТ. Порядок разработки программ и методик испытаний опытных образцов изделий»;
  8.  ГОСТ В 15.110-81. «Документация отчетная научно - техническая на НИР и ОКР. Основные положения»;
  9.  ГОСТ Р 34.951-92. «Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Услуги сетевого уровня»;

Стандарты в области терминов и определений:

  1.  ГОСТ 34.003-90. «Информационная технология. Комплекс стандартов на АС. Термины и определения»;
  2.  ГОСТ Р В 50170-92. «Противодействие ИТР. Термины и определения»
  3.  ГОСТ 15971-90. «СОИ. Термины и определения»;
  4.  ГОСТ 22348-77. «Единые автоматизированные системы связи. Термины и определения»;
  5.  ГОСТ 29099-91. «Сети вычислительные локальные. Термины и определения»;
  6.  ГОСТ 28806-90. «Качество программных средств. Термины и определения»;


1.4 Уязвимость основных компонентов АС

Наиболее доступными и уязвимыми компонентами АС магазин «Аистнок» , являются сетевые рабочие станции .Именно с них могут быть предприняты наиболее многочисленные попытки несанкционированного доступа к информации (НСД) в сети и попытки совершения несанкционированных действий (непреднамеренных и умышленных). С рабочих станций осуществляется управление процессами обработки информации (в том числе на серверах), запуск программ, ввод и корректировка данных, на дисках рабочих станций могут размещаться важные данные и программы обработки. На мониторы и печатающие устройства рабочих станций выводится информация при работе пользователей (операторов), выполняющих различные функции и имеющих разные полномочия по доступу к данным и другим ресурсам системы. Нарушения конфигурации аппаратно-программных средств рабочих станций и неправомерное вмешательство в процессы их функционирования могут приводить к блокированию информации, невозможности своевременного решения важных задач и выходу из строя отдельных АРМ (Автоматизированного рабочего места) и подсистем.

В особой защите нуждаются такие привлекательные для злоумышленников элементы сетей как выделенные файловые серверы, серверы баз данных и серверы приложений. Здесь злоумышленники, прежде всего, могут искать возможности получения доступа к защищаемой информации и оказания влияния на работу различных подсистем серверов, используя недостатки протоколов обмена и средств разграничения удаленного доступа к ресурсам серверов. При этом могут предприниматься попытки как удаленного (со станций сети) так и непосредственного (с консоли сервера) воздействия на работу серверов и их средств защиты.

Мосты, шлюзы, маршрутизаторы, коммутаторы и другие сетевые устройства, каналы и средства связи также нуждаются в защите. Они могут быть использованы нарушителями для реструктуризации и дезорганизации работы сети, перехвата передаваемой информации, анализа трафика и реализации других способов вмешательства в процессы обмена данными.

  1.  Цель создания АИС

Основное преимущество автоматизации - это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации; излишнее количество внутренних промежуточных документов, различных журналов, папок, заявок и т.д., повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы. Также значительно сокращает время автоматический поиск информации, который производится из специальных экранных форм, в которых указываются параметры поиска объекта.

Целью данного дипломного проекта (работы)  является разработка информационной системы учета товаров для магазина «Аистенок». Разрабатываемая информационная подсистема предназначена для обеспечения эффективной работы предприятия на основе новых технологий и оборудования, отвечающих современным требованиям, действующим нормативным документам, техническим требованиям и условиям органов государственного надзора. Управляемый процесс является бизнес-процессом, направленным на получение максимальной прибыли от деятельности предприятия. Данная подсистема необходима для ведения учета товаров и отпуска товара со склада.

Автоматизации подлежат следующие процессы:

1.  Работа с поставщиками;

2.   Работа с товарами;

3.   Ведение складского учета;

Задачи дипломного проекта:

-                    исследование предметной области;

-                    выбор программно-технических средств разработки;

-                    разработка информационной подсистемы.

Информационная подсистема автоматизирует  учёт товаров, ведет учет поставки товара и отпуска товара со склада на предприятии.

Реализация последней задачи будет способствовать более качественному обслуживанию и повысит точность учёта , что, в конечном счете, приведет к увеличению прибыли.


  1.  Характеристики объектов предприятия и его техническое  и программное обеспечение.

Объектом автоматизации является магазин «Аистенок»

Организация осуществляет деятельность в городе Ялуторовск, Тюменская область, Россия и расположена по адресу Ленина, 35. Магазин «Аистенок» не имеет филиалов в городе Тюмень, но имеет два филиала в Тюменской области и городах: Заводоуковск, Ялуторовск. Сфера деятельности компании: розничная продажа детской одежды, игрушек, кроваток, колясок, ходунков, детского питания, товаров для новорожденных. Данная компания существует с 2001 года.

 В магазине имеются два компьютера с выходом в интернет, касса, принтер и ксерокс.

Техническое обеспечение

Магазин находится на первом этаже. В помещении установлены компьютеры  ACER Aspire TC-100 . Операционная система: Windows 8. Процессор: Производитель — AMD, Модель — A4-5000, Тактовая частота — 1.5 ГГц. Оперативная память: Объем — 4 Гб. Жесткий диск: Тип — HDD, Объем — 1 Тб. Графическая система: Производитель — ATI, Модель — Radeon HD 8470, Объем памяти — 2048 Мб. Оптический привод: Тип — DVD±RW. Отличный выбор для дома. Производительный четырехъядерный процессор AMD A4, установленный в данном системном блоке, справится с любым современным приложением, а достаточно мощная графическая система позволит наслаждаться играми и просматривать фильмы высокого качества. Так же иметься сканер и принтер для работы с программами.

Программное обеспечение

Сегодня управление магазином с любым ассортиментом требует обязательной автоматизации. Многие предприниматели в качестве программы для магазина используют элементарный программный пакет существующей операционной системы или реализуют управление магазином, учитывая товары вручную. Неэффективность такого управления магазином очевидна. В данной организации стоит антивирусная система Kaspersky Internet Security, средства обработки документов, программное ТО MS Word, Access, Excel , 2007-2013, 1С предприятие. Операционные системы Windows 7 Pro.

1.4. Организация предметной области

Организационная структура магазина «Аистенок» представляет собой иерархию должностей (Рис. 1): Директор, непосредственно, управляет предприятием в целом. К нему в подчинение входит бухгалтер магазина. В подчинение бухгалтеру входят продавцы, кассиры, кладовщики. Все новое оборудование, которое приходит на склад, впоследствии, устанавливается в магазине для дальнейшей продажи. Также в магазине работает кассир который выполняет операции по расчету с клиентами. Кладовщик следит за товаром, который поступает на склад магазина аудио-видео техники. Директор – следит за работой сотрудников и подписывает заявления на поставку товар, Бухгалтер – следит за поставками товара, подсчитывает количество привезенного и остаток товара в магазине. Продавец продает товар и осматривает товар на наличие брака. Примерная структура такой организации представлена на рисунке, который находится ниже.

Директор

Бухгалтер

Кладовщик

Продавец

Кассир

Рис. 1 Организационная структура магазина

Функции магазина «Аистенок» можно смоделировать при помощи построения функциональных диаграмм, в моем случае это диаграмма IDF0, которая наглядно показывает их. На диаграммах показаны функциональные блоки, соответствующие функциям и стрелки, которые символизируют потоки данных.

Цель диаграммы является выполнение главной функции системы (Рис. 2). Главной функцией функционального блока является учет детских товаров.

На  данной функциональной диаграмме можно посмотреть, какие данные входят, а какие выходят и кто или что управляет в магазине детских товаров.

Рис. 2 Функциональная диаграмма магазина

Функциональная диаграмма магазина детских товаров, включает входные данные, такие как: данные о поступлении товара, накладная на товар, данные о фирме, данные о поставщике. Эти входные данные являются необходимыми для осуществления главной функции функционального блока.

1.5 Детализация функций системы

В рамках данного проекта для автоматизации выбраны следующие функции автоматизированной системы магазина «Аистенок»:

  1.  Учет кадров.
  2.  Учет наличия  товара
  3.  Учет поступления товара
  4.  Учет проданного товара

Функция 1 «Учет кадров»

Данная функция предназначена для поддержки процесса управления персоналом организации. Эта цель достигается за счет того, что в компьютерной базе данных накапливается информация о сотрудниках, в том числе та, которая в неавтоматизированном режиме собирается работниками отдела кадров и содержится в его трудовой книжке.    

Особенности автоматизированной реализации функции состоят в том, что в базе данных размещаются сведения о контактных телефонах сотрудника, позволяющие обеспечить руководству быструю связь с ним в критических ситуациях.

Ожидается, что автоматизация данной функции позволит повысить быстродействие и снизить трудоемкость получения сведений о сотрудниках за счет использования оперативных запросов к компьютерной базе данных и формирования аналитических отчетов на ее основе.

 Функция 2 «Учет наличия  товара»

Данная функция предназначена для поддержки процесса управления товара, который уже имеется на складе магазина. Эта цель достигается за счет того, что в компьютерной базе данных накапливается информация о поставленных товарах, поставщиках, количестве и цене.

Особенности автоматизированной реализации функции состоят в том, что в базе данных размещаются сведения о наименовании товара (в том числе код товара), организации поставщика и его контактные сведения.

Ожидается, что автоматизация данной функции позволит повысить быстродействие и снизить трудоемкость получения сведений о поставленных на склад товаров, за счет использования оперативных запросов к компьютерной базе данных и формирования аналитических отчетов на ее основе.

Функция 3  «Учет поступления  товара»

Данная функция предназначена для поддержки процесса управления товара, который был заказан магазином у поставщика. Эта цель достигается за счет того, что в компьютерной базе данных накапливается информация о поставленных товарах, поставщиках, количестве и цене.

Особенности автоматизированной реализации функции состоят в том, что в базе данных размещаются сведения о наименовании товара (в том числе код товара), организации поставщика и его контактные сведения.

Ожидается, что автоматизация данной функции позволит повысить быстродействие и снизить трудоемкость получения сведений о поставленных на склад товаров, за счет использования оперативных запросов к компьютерной базе данных и формирования аналитических отчетов на ее основе.

Функция 4  «Учет проданного  товара»

Данная функция предназначена для поддержки процесса управления товара, который был продан. Эта цель достигается за счет того, что в компьютерной базе данных накапливается информация о товаре , который был продан данным магазином, о поставщике у которого был заказан данный товар и дате продажи.

Особенности автоматизированной реализации функции состоят в том, что в базе данных размещаются сведения о наименовании товара (в том числе код товара), организации поставщика и его контактные сведения.

Ожидается, что автоматизация данной функции позволит повысить быстродействие и снизить трудоемкость получения сведений о поставленных на склад товаров, за счет использования оперативных запросов к компьютерной базе данных и формирования аналитических отчетов на ее основе.

1.6 Анализ категорий пользователей

При современном уровне развития компьютерной техники и средств связи автоматизация процесса управления позволяет разным категориям пользователей ИС быстро и эффективно решать стоящие перед ними задачи. 
Пользователей ИС можно разделить на 4 категории:

  1.  Администратор системы – это специалист (или группа специалистов), отвечающий за эксплуатацию системы и обеспечение ее работоспособности, понимающий потребности конечных пользователей, работающий с ними в тесном контакте и отвечающий за определение, загрузку, защиту и эффективность работы банка данных.

  1.  Системные программисты – осуществляют поддержку информационной системы и обеспечивают ее работоспособность, занимаются разработкой и сопровождением базового программного обеспечения компьютеров (операционных систем, систем управления базами данных, трансляторов, сервисных программ общего назначения).

  1.  Конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которых работает ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом. Например, это может быть бухгалтер, маркетолог, финансовый менеджер, руководитель подразделения и др.


ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС МАГАЗИН «АИСТЕНОК».

2.1Проектирование базы данных методом «Сущность - Связь» для разработанной функциональной модели

Основными понятиями метода сущность-связь являются следующие:

  1.  сущность;
  2.  атрибут сущности;
  3.  ключ сущности;
  4.  связь между сущностями;
  5.  степень связи.

Сущность представляет собой объект, информация о котором хранится в БД. Экземпляры сущности отличаются друг от друга и однозначно идентифицируются. Названиями сущностей являются, как правило, существительные.

Атрибут представляет собой свойство сущности. Это понятие аналогично понятию атрибута в отношении

Ключ сущностиатрибут или набор атрибутов, используемый для идентификации экземпляра сущности. Как видно из определения, понятие ключа сущности аналогично понятию ключа отношения.

Связь двух или более сущностейпредполагает зависимость между атрибутами этих сущностей.

Приведенные определения сущности и связи не полностью формализованы, но приемлемы для практики. Следует иметь в виду, что в результате проектирования могут быть получены несколько вариантов одной БД. Так, два разных проектировщика, рассматривая одну и ту же проблему с разных точек зрения, могут получить различные наборы сущностей и связей. При этом оба варианта могут быть рабочими.

Между всеми объектами, выявленными в проектировании, надо установить типы связей. Связи могут быть «один – к - одному» (1:1), «один – ко - многим» (1:N), «многие – ко - многим» (N:N). Связь «один – к - одному» имеет место, когда каждому экземпляру одного объектного множества соответствует только один экземпляр другого объектного множества.

Связь «один – к - одному» имеет место, когда каждому экземпляру одного объектного множества соответствует только один экземпляр другого объектного множества

                                                            1:1

Связь «один – ко - многим» имеет место, когда каждому экземпляру одного объектного множества соответствует несколько экземпляров другого объектного множества.

1:N

Связь «один – ко - многим» имеет место, когда каждому экземпляру одного объектного множества соответствует несколько экземпляров другого объектного множества. И наоборот, каждому экземпляру второго объектного множества соответствует несколько экземпляров первого объектного множества.

 

N:N

На основании выявленных связей строится концептуальная модель.

Товар - обувь

Товар - вещи

Товар - химия

Заказывает

     Товар

Наименование

Цена

Единица   измерения

Магазин

 Товар

Дата поставки

Количество

Поставляют

Поставщики

    Товар

Наименование

   Адрес

 Телефон


Рис.1 Концептуальная модель базы данных магазина «Аистенок».

Схема данных

Установление связей между таблицами облегчает доступ к данным, повышает достоверность хранимой в базе данных информации. Для создания связей СУБД Access имеет специальное диалоговое окно – схема данных. Введя в схему данных все таблицы, которые надо связать приступаем к созданию связей между полями таблиц. В открывшемся диалоговом окне Связи включаем флажки Обеспечение условия целостности данных (поле основной таблицы должно обязательно быть ключевым и оба поля должны иметь одинаковый тип), Каскадное обновление связанных полей и каскадное удаление связанных записей (обеспечивают одновременное обновление или удаление данных во всех подчиненных таблицах при их изменении в главной таблице).

Диалоговое окно Схема данных наглядно отображает связи между таблицами и атрибуты, по которым они связываются (первичные и внешние ключи).

Рис.2. Схема данных

2.2 Состав и описание таблиц БД

В таблицах данные распределяются по столбцам (которые называют полями) и строкам (которые называют записями). Все данные, содержащиеся в поле таблицы, должны иметь один и тот же тип. Каждое поле таблицы характеризуется наименованием, типом и шириной поля. При задании типа данных поля можно также указать размер, формат и другие параметры, влияющие на отображение значения поля и точность числовых данных. Основные типы данных:

- Текстовый. Текст или числа не требующие проведения расчётов.

- МЕМО. Поле этого типа предназначено для хранения небольших текстовых данных (до 64000 символов). Поле этого типа не может быть ключевым или проиндексированным.

- Числовой. Этот тип данных содержит множество подтипов. От выбора подтипа (размера) зависит точность вычислений.

- Счётчик. Уникальные, последовательно возрастающие числа, автоматически вводящиеся при добавлении новой записи в таблицу.

- Логический. Логические значения, а так же поля, которые могут содержать одно из двух возможных значений.

- Денежный. Денежные значения и числовые данные, используемые в математических вычислениях.

- Дата/Время. Дата и время хранятся в специальном фиксированном формате.

Таблицы базы данных детского магазина в режиме конструктора:

Товар-обувь

Имя поля

Тип данных

Код товара

Числовой

Наименование

Текстовой

Единица измерения

Текстовой

Цена продажи

Числовой

Закупочная цена

Числовой

Размер

Текстовой

Заказ

Имя поля

Тип данных

Код заказа

Числовой

Код товара

Числовой

Код поставщика

Числовой

Дата заказа

Дата/время

Количество

Текстовой

Единица измерения

Текстовой

Рис.3. В данной таблице «Заказ», в режиме конструктора представлены столбцы: код заказа, код товара, код поставщика, дата заказа, количество, единица измерения. С помощью этой таблицы,  мы можем контролировать заказы данного магазина

Рис.4 В таблице «Товар-обувь», в режиме конструктора представлены столбцы: код товара, наименование, единица измерения, цена продажи, закупочная цена, размер. Благодаря этой таблице,  мы можем проследить весь товар данного отдела, а именно обуви, вплоть до размера какой либо вещи .)

Продажа

Имя поля

Тип данных

Код товара

Числовой

Наименование

Текстовой

Дата продажи

Дата/время

Количество

Числовой

Сумма продажи

Числовой

Код поставщика

Числовой

Рис.5 В таблице «Продажа» , в режиме конструктора представлены столбцы: код продажи, код товара, количество, сумма продажи, дата продажи, размер. С помощью данной таблицы мы можем вести учет всей проданной продукции.)

Поступление

Имя поля

Тип данных

Код поставки

Числовой

Код поставщика

Текстовой

Код товара

Текстовой

Дата поставки

Дата/время

Количество

Текстовой

Сумма поставки

Текстовой

Рис.6 В таблице «Поступление», в режиме конструктора представлены следующие столбцы: код поставки, код поставщика, код товара, дата поставки, количество, сумма поставки. С помощью данной таблицы мы можем контролировать все поступления товара в данный магазин детских

товаров.

Поставщики

Имя поля

Тип данных

Код поставщика

Числовой

Наименование поставщика

Текстовой

Адрес

Текстовой

Телефон

Числовой

Количество

Текстовой

Сумма поставки

Текстовой

Рис.7 В таблице «Поставщики» , в режиме конструктора представлены столбцы: код поставщика, наименование поставщика, адрес, телефон, поставщик. С помощью данной таблицы мы можем регулировать ,  либо изменять поставки какого-либо поставщика.)

Товар - вещи

Имя поля

Тип данных

Код товара

Числовой

Наименование

Текстовой

Единица измерения

Текстовой

Цена продажи

Числовой

Закупочная цена

Текстовой

Размер

Текстовой

Рис.8 В данной таблице «Товар - вещи» , в режиме конструктора представлены столбцы: код товара, наименование, единица измерения,

цена продажи, закупочная цена, размер. Благодаря этой таблице,  мы можем проследить весь товар данного отдела, а именно детских вещей, вплоть до размера какой либо вещи.

Товар – химические средства

Имя поля

Тип данных

Код товара

Числовой

Наименование

Текстовой

Единица измерения

Текстовой

Цена продажи

Числовой

Закупочная цена

Чисовой

Рис.9 В данной таблице «Товар - химические средства», в режиме конструктора представлены столбцы: код товара, наименование, единица измерения, цена продажи, закупочная цена. Благодаря этой таблице,  мы можем проследить весь товар данного отдела, а именно химических товаров.)

2.3 Определение ключей (первичных и внешних)

Ключ это столбец (может быть несколько столбцов), добавляемый к таблице и позволяющий установить связь с записями в другой таблице. Существуют ключи двух типов: первичные и вторичные или внешние.

Первичный ключ – это одно или несколько полей (столбцов), комбинация значений которых однозначно определяет каждую запись в таблице. Первичный ключ не допускает значений Null и всегда должен иметь уникальный индекс. Первичный ключ используется для связывания таблицы с внешними ключами в других таблицах.

Внешний (вторичный) ключ - это одно или несколько полей (столбцов) в таблице, содержащих ссылку на поле или поля первичного ключа в другой таблице. Внешний ключ определяет способ объединения таблиц. Из двух логически связанных таблиц одну называют таблицей первичного ключа или главной таблицей, а другую таблицей вторичного (внешнего) ключа или подчиненной таблицей. СУБД позволяют сопоставить родственные записи из обеих таблиц и совместно вывести их в форме, отчете или запросе.

Название таблицы

Первичный ключ

Внешние ключи

Заказ

ID Код заказа

ID Код товара

IDКод поставщика

Товар - обувь

ID Код товара

Продажа

ID Код продажи

ID Код товара

Поступление

ID Код поставки

ID  Код поставщика

ID Код товара

Поставщик

ID Код поставщика

Товар - вещи

ID Код  товара

Товар – химические средства

ID Код товара

Рис 10. Первичные и внешние ключи отношений


3.РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС МАГАЗИНА «АИСТЕНОК»

3.1 Выбор СУБД и инструментальных программных средств

В настоящее время среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью пользуется реляционная СУБД ACCESS, входящая в состав пакета Microsoft Office. Дружественный интерфейс и простота настройки, эффективные средства создания таблиц, форм, запросов, интеграция с другими приложениями пакета, средства организации работы с базами данных и защита информации - вот далеко не полный перечень достоинств этого приложения.

Основные функции СУБД – это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными.

База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части. Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определённого типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, клиенте, автомобиле, документе), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов – атрибуты (например, наименования и адреса клиентов, марки и цены автомобилей). Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру – они состоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле в записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов.

Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:

- добавить в таблицу одну или несколько записей;

  1.  удалить из таблицы одну или несколько записей;
  2.  обновить значения некоторых полей в одной или нескольких записях;
  3.  найти одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.

Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определённым критериям множество записей, либо изменение в таблицах.

3.2 Требования к техническому обеспечению

Аппаратное обеспечение. Для создания данной базы данных необходим персональный компьютер со следующими характеристиками: процессор с тактовой частотой 800 МГц и выше, оперативная память - не менее 64 Мбайт, свободное дисковое пространство - не менее 60 Мбайт, устройство для чтения компакт-дисков, монитор типа Super VGA (число цветов - 256) с диагональю не менее 17 дюймов.

Программное обеспечение.Для стабильной работы БД необходима операционная система WINDOWS XP/2000/Vista/7; CASE-средства проектирования баз данных: ERwin (или другое подобное CASE-средство); SQL и СУБД Microsoft Access.

3.3 Разработка механизмов защиты данных от несанкционированного доступа

Архитектура защиты Access

Если у вас имеется опыт работы с защитой, используемой на сервере или большой ЭВМ, структура защиты в Access покажется вам знакомой. Вы можете указать пользователей, которым предоставляется или, наоборот, не разрешается доступ к объектам базы данных. Кроме того, вы можете определить группы пользователей и назначить разрешения на уровне группы, чтобы облегчить построение защиты для большого числа пользователей. Пользователю достаточно быть членом группы, чтобы получить права доступа, установленные для неё.

Access хранит информацию о защите в двух местах. Во время установки программа Setup создаст в папке\Program Files\Microsoft Ofice\0ffice стандартный файл рабочей группы (System.mdw), который впоследствии используется по умолчанию при запуске Access. Этот файл содержит информацию обо всех пользователях и группах. При создании базы данных Access сохраняет сведения о правах, предоставляемых конкретным пользователям и группам, в файле базы данных.

Общая структура защиты Access отображена на рисунке 1. Учётные записи пользователей и групп хранятся в файле рабочей группы. Разрешение на доступ к конкретным объектам сохраняются в файле базы данных.

Расположение текущего файла рабочей группы хранится в реестре Windows. Можно использовать служебную программу Wrkadm.exe (администратор рабочих групп) для изменения текущего или определения нового файла рабочей группы. Кроме того, можно выбирать нужный файл рабочей группы во время выполнения приложения, задав соответствующий параметр командной строки в ярлыке запуска. Если вам приходится часто запускать в сети совместно используемое защищенное приложение, нужно позаботиться о том, чтобы системный администратор задал вашу рабочую группу, используемую по умолчанию, как общий файл в сетевой папке.

Рабочая группа

(обычно System.mdw)

Код рабочей группы

Пользователи

Код пользователя

Группы

Код группы

База данных приложения

(таблицы, запросы, формы,

отчеты, модули),

принадлежащая рабочей группе

Объект

Разрешение на доступ к объекту

Код пользователя или группы

Рис 11 Общая структура защиты Access

Каждая рабочая группа имеет уникальный внутренний идентификатор, генерируемый Access при определении файла рабочих групп. Любая база данных, созданная пользователем рабочей группы, «принадлежит» как этому пользователю, так и рабочей группе. Каждый пользователь и группа также имеет уникальный внутренний идентификатор, но можно дублировать один и тот же код пользователя и группы в нескольких рабочих группах. Когда вы назначаете право доступа к объекту своей базы данных, Access сохраняет в ней внутренний идентификатор пользователя или группы вместе с информацией о доступе. Таким образом, предоставленные вами права перемещаются вместе с файлом базы данных при копировании его в другую папку или на другой компьютер.


4 РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ


5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

Данный программный продукт служит для учета товаров в магазине «Аистенок». Актуальность данного проекта обуславливается простым пользовательским интерфейсом и не требует особых знаний ПК.

Результативность проекта можно охарактеризовать его экономическим эффектом, т.е. прибылью.

ПРИБЫЛЬ = цена - полная себестоимость продукции,

где прибыль – это прибавочная стоимость;

цена – денежное выражение стоимости товара;

себестоимость – это суммарные расходы на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

5.1 Расчет себестоимости проекта

Себестоимость включает в себя:

  1.  основные материалы, покупные изделия;
  2.  электроэнергию на технологические цели;
  3.  оплату труда;
  4.  отчисления на социальные нужды;
  5.  амортизационные отчисления;
  6.  прочие расходы.

5.2.Расчет затрат стоимости материалов

Стоимость материалов определяется методом сметного калькулирования, основанном на прямом определении затрат по отдельным статьям.

См – стоимость материалов и покупных изделий;

n – число позиций применяемых материалов;

m – номенклатура применяемых покупных изделий;

Nmi – расход материалов (уп., шт.);

Zmi – цена материала (руб./уп., руб.);

Nnj – количество покупных изделий (шт.);

Znj – цена покупных изделий (руб.);

Ктз – величина транспортно-заготовительных расходов;

Ктз = (1,03…1,05).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58916. Всьому початок є любов 124.5 KB
  Мета: удосконалювати вміння учнів писати твірроздум; подати відомості про мораль та етику; розвивати вміння дітей правильно чітко послідовно висловлюватися самостійно працювати з додатковою літературою добирати й систематизовувати матеріал для твору реалізовувати власний задум...
58917. Підвищення зацікавленості та мотивації навчання учнів 5 – 6 класів на уроках української мови через використання ігрових завдань та інтерактивних технологій 93 KB
  Результативність реалізації навчальної мети свідомість міцність і глибина знань учнів з української мови перебуває у прямій залежності від активної зацікавленості предметом бажання знати його тобто від рівня мотивації учнів до вивчення предмету.
58918. Прикметники-антоніми 47 KB
  Мета ознайомити учнів з прикметниками із антонімічним значенням; розвивати увагу пам’ять мислення зв’язне мовлення учнів; розширювати словниковий запас слів; виховувати любов до праці. Що ви можете сказати про слова великої малийАнтоніми.
58919. Активні і пасивні дієприкметники. Їх творення 63 KB
  Мета: поглибити знання учнів про дієприкметники пояснити відмінність між активними й пасивними дієприкметниками правила їх творення; формувати вміння розрізняти активні і пасивні дієприкметники утворювати їх правильно писати дієприкметникові суфікси...
58920. Головні й другорядні члени речення. Зв’язок слів у реченні. Складання речень за малюнками 41.5 KB
  Мета: дати дітям поняття про головні і другорядні члени речення. Що таке речення Що виражає речення Які види речень за метою висловлювання ви знаєте Що називається розповідним реченням Які знаки ставляться в кінці розповідного речення Приклад.
58921. Загальне поняття про іменник. Іменники – назви істот і неістот 35 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про іменник як частину мови, познайомити з іменниками – назвами істот і неістот, учити розрізняти їх за характерними ознаками; розвивати вміння класифікувати предмети; розвивати мовлення...
58922. Реформи адміністративно-полiтичного управління 60—70-х років ХІХ ст. у підросійській Україні 88 KB
  Розвивати історичне мислення учнів та вміння порівнювати реформи минулого з сучасними перетвореннями сприяти критичному осмисленню минулого; виховувати у школярів громадянську свідомість дух патріотизму сприяти утвердженню демократичних ідеалів.
58923. Періодичний закон і періодична система хімічних елементів Д.І.Менделєєва. Будова атома 92.5 KB
  Мета. вдосконалювати вміння аналізувати порівнювати встановлювати причиннонаслідкові звязки застосовувати теоретичні знання для прогнозування; повторити і узагальнити основні поняття з теми закріпити вміння за електронною формулою атома...
58924. Звук (ж). Позначення його буквами «Ж», «ж» (же) 122.5 KB
  Обладнання: паперові сонечка жучки за кількістю учнів на лапках яких букви А О У И І Е малюнок сонця яке посміхається паперові промінчики сонця на кожного учня паперові бджілки 2 ілюстрації жуків хруща мармурового бронзівки золотистої плавунця...