9231

Дыхательная недостаточность

Реферат

Медицина и ветеринария

Дыхательная недостаточность Дыхательная недостаточность - состояние организма, при котором либо не обеспечивается поддержание нормального напряжения О2 и СО2 в артериальной крови, либо оно достигается за счет повышенной работы внешнего дыхания ...

Русский

2013-02-26

28.45 KB

5 чел.

Дыхательная недостаточность

Дыхательная недостаточность – состояние организма, при котором либо не обеспечивается поддержание нормального напряжения О2 и СО2 в артериальной крови, либо оно достигается за счет повышенной работы внешнего дыхания и других систем кислородного бюджета, что приводит к снижению функциональных возможностей организма.

По венозной системе кровь приходит к альвеолам

Атмосферный воздух: рО2 = 159мм.рт.ст; рСО2=0.2мм.рт.ст

Альвеолярный воздух: рО2 = 102мм.рт.ст; рСО2=40мм.рт.ст

Артериальная кровь: рО2 = 100мм.рт.ст; рСО2=40мм.рт.ст

Венозная кровь: рО2 = 40мм.рт.ст; рСО2=47мм.рт.ст

Стадии дыхательной недостаточности

  1.  Стадия – латентная:
  2.  В покое: нормальный газовый состав артериальной крови HbO2 (арт.) 94-98%; рСО2 (арт.) 35-45мм.рт.ст
  3.  При нагрузке: артериальная гипоксемия HbO2(арт.) менее 94%
  4.  Стадия – парциальная:
  5.  В покое: артериальная гипоксемия HbO2(арт.) менее 94%; артериальная нормокапния
  6.  Глобальная :
  7.  Артериальная гипоксемия и артериальная гиперкапния

Классификация дыхательной недостаточности

  1.  Вентиляционная
  2.  Диффузионная
  3.  Перфузионная

Для оценке вентиляции существует спирограмма.

Вентиляционная дыхательная недостаточность по Б.Е.Вотчалу (1973)

  1.  Центрогенная
  2.  Нервно-мышечная
  3.  Торако-диафрагмальная
  4.  Бронхолегочная

Центрогенная ДН

развивается при повреждении центральных структур: пневмотоксический центр, экспираторный и инспираторный и т.д.

Причины:

  1.  экзогенные факторы:
  2.  черепно-мозговые травмы
  3.  отравления (морфий, алкоголь, барбитураты, салицилаты, психостимулирующие средтсва, аналептики, хлоралгидрат и т.д.)
  4.  нейроинфекции (менингит, энцефалит)
  5.  гипоксия.
  6.  эндогенные:
  7.  инсульты (геморрагический, ишемический)
  8.  опухоли головного мозга
  9.  интоксикации (комы при сахарном диабете, почечной, печеночной недостаточности)
  10.  гипоксия

Патогенез:

  1.  снятие торможения центральной регуляции дыхания
  2.  гиперчувствительность или гипочувствительность дыхательного центра к гиперкапнии и гипоксемии
  3.  паралич дыхательного центра.

Патологические типы дыхания:

  1.  периодическое – развивается при нарушении чувствительности к физиологическим концентрациям СО2, но сохранение к максимальным
  2.  дыхание Чейна-Стокса
  3.  дыхание Биота
  4.  терминальное
  5.  дыхание Куссмауля – большое ацидотическое дыхание, т.е. водителем ритма дыхания будут кислые продукты обмена. Дыхание глубокое, редкое, шумное, слышно на расстоянии.
  6.  Агональные
  7.  Апнейстическое – задерживается дыхание на вдохе
  8.  Гаспинг-дыхание – задержка на выдохе

Нервно-мышечная ДН

Этиология:

  1.  Травма спинного мозга
  2.  Поражение мотонейрнонов спинного мозга (полиомиелит, ботулизм)
  3.  Столбняк, эпистатус
  4.  Травма нервов, иннервирующих дыхательные мышцы
  5.  Отравления ФОСами, пахикарпином
  6.  Передозировка миорелаксантов
  7.  Миастения
  8.  Дистрофия дыхательных мышц
  9.  Воспаление дыхательных мышц
  10.  Электролитный дисбаланс
  11.  Авитаминозы

Патогенез:

  1.  Нарушения проведения импульсов по нервам, иннервирующим дыхательные мышцы
  2.  Нарушение синаптической передачи импульса
  3.  Нарушение сократительной способности дыхательных мышц

Проявления:

  1.  Значительное уменьшение дыхательного объема
  2.  Уменьшение жизненной емкости легких

Торако-диафрагмальная ДН

Этиология:

  1.  Деформация ребер и позвоночного столба
  2.  Окостенение реберных хрящей плевральные шварты
  3.  Пневмо-, гидро-, гематоракс
  4.  Повреждение диафрагмального нерва
  5.  Травмы диафрагмы
  6.  Деформации диафрагмы
  7.  Асцит
  8.  Метеоризм
  9.  Болевой синдром после операций на органах брюшной полости

Патогенез:

  1.  Ограничение подвижности грудной клетки
  2.  Ограничение подвижности диафрагмы
  3.  Ограничение растяжения легких

Проявление:

  1.  Уменьшение дыхательного объема
  2.  Уменьшение ЖЕЛ (!)
  3.  Парадоксальное дыхание – диафрагма идет вверх на вдохе, диафрагма принимает куполообразную форму
  4.  Икота

Бронхо-легочная ДН

  1.  Обструктивного типа

Этиология:

  1.  Развивается при повреждении воздухо-проводящие путей – ХОБЛ: хронический бронхит, эмфизема и БА.
  2.  Инородное тело
  3.  Закупоривание водой, рвотными массами, гноем , опухолью

  1.  Рестриктивного типа – результат поражения легочной ткани:

Этиология:

  1.  Пневмония
  2.  Внутриартериальный отек
  3.  Фиброз легкого
  4.  Ателектаз
  5.  Резекция легкого

Проявления:

  1.  Одышка – нарушение частоты и глубины дыхания, сопровождающееся чувством нехватки воздуха. Бывает: экспираторная и инспираторная.

При обструктивной ДН – резерв вдоха и выдоха может быть нормальным, самый важный показатель - объем форсированного выдоха. Индекс Тиффно: ОФВ1/ЖЕЛ*100%. В норме 70-80%.

При рестриктивной ДН – снижается дыхательный объем, снижается ЖЕЛ за счет всех составляющих ее объема. Индекс Тифно часто повышенный, т.к. быстро все выдыхается.

Диффузионная ДН

Этиология:

  1.  Диффузный фиброзирующий альвеолит (синдром Хаммана-Рича)
  2.  Интерстициальный отек легких
  3.  Интерстициальная пневмония
  4.  Пневмокониозы
  5.  Склерозирование паренхимы легких и стенок сосудов
  6.  Васкулиты
  7.  Респираторный дистресс – синдром новорожденных и взрослых (РДСН и РДСВ)

Перфузионная ДН

В норме соотношение между вентиляцией и диффузией составляет 8/10.

Причины:

  1.  Правожелудочковая сердечная недостаточность  ишемия легких
  2.  Левожелудочковая сердечная недостаточность  застой крови в малом круге кровообращения
  3.  Тромбоз легочных артерий
  4.  Эмболия ЛА
  5.  Сосудистая недостаточность

Проявления:

  1.  Синдром «барабанных палочек» - хроническое не поступление кислорода к дистальным отделам фаланг

РДСВ

Развивается при различных тяжелых состояниях – диффузные инфекции легких, аспирации жидкости, вдыхание токсических газов, отек легких, болезни иммунной аутоагрессии (системная красная волчанка, геморрагический васкулит), шоковое легкое, сепсис, состояние после пересадки сердца и легких.

Патогенез:

  1.  Прогрессирующее повреждение эпителия альвеол. В связи с этим формирование недостаточности сурфанктанта  спадение альвеол  гиповентиляция альвеол  гипоксемия
  2.  В просвет альвеол и бронхов выходит вода с белками, особенно опасен фибрин  эти белки создают гиалиновые мембраны, через них не проходит возудх  нарушение процесса диффузии газов  гипоксемия
  3.  Генерализованное повреждение альвеолярно-капиллярных мембран  прогрессирование интерстициального отека  в интерстицию выходят фибриллы и клетки крови  ДВС-синдром (?)

РДСН – болезнь гиалиновых мембран

Очень часто результат гипоксии плода. Она може развиваться в результате болезни мам – анемия во время беременности, ДН, сердечная недостаточность, сахарный диабет, нарушение маточно-плацентраного кровообращения и болезни самого плода.

Плод испытывает гипоксию  повышение проницаемости всех биологических мембран.

Жидкая часть крови вместе белками выходит в альвеолы, при этом нарушается процесс формирования сурфактанта. Проблемы начинаются после рождения.

Все альвеолы покрываются гиалиновыми мембранами. У ребенка через 1-2 развивается тяжелая ДН.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84452. Закріплення й узагальнення знань про прикметник 49.5 KB
  Мета: закріпити і узагальнити знання з теми, збагачувати словниковий запас учнів; розвивати творче мислення; виховувати бережне ставлення до природи. Обладнання: малюнок «Весна», квіти, ребуси, ілюстрації, індивідуальні картки, ігри, телеграма.
84453. Загальне поняття про іменник. Іменники,що означають назви істот та назви неістот 42.5 KB
  Мета: розширити знання про іменник;вдосконалювати вміння виділяти його серед інших частин мови через правильно поставлене запитання; ознайомити з термінами назви істот і назви неістот; розвивати словниковий запас учніввиховувати навички грамотного письма.
84454. Узагальнення вивченого про частини мови 33.5 KB
  Розвивати навички відрізняти частини мови за їх лексичним значенням. Сьогодні на аукціоні незвичайний товар На моєму столі лежать картки з написаними назвами частин мови. Довірена особа від кожної групи розповідає про частину мови іменник.
84455. Складання розповіді за власним спостереженням «Жовте листячко летить, під ногами шелестить» 49.5 KB
  В жовтий лист пофарбувала Урожай з полів зібрала Золотила вербам коси Чарівна цариця Осінь Такце осінь вхід під музику дівчинки-осені Читання вірша: А я ішла по жовтим килимам По золотим червоним і багряним. Я –- осінь. Я –- осінь золота з легким туманом. Таке високе Як не милуватись...
84456. Слова з прямим і переносним значенням 38 KB
  Мета: формувати в учнів поняття про пряме і переносне значення слів; виробляти вміння визначати значення слова в тексті самостійно вживати слова в переносному значенні; розвивати мовне чуття навчити учнів зв’язно висловлювати свої думки.
84457. Зміна прикметників за зразком «один-багато» 147.5 KB
  Мета: активізувати знання учнів про прикметник. Формувати поняття про прикметник на основі істотних ознак (питання, значення, роль у реченні). Розвивати фонематичний слух, орфографічну грамотність. Виховувати любов до рідного краю, спадщини предків, пошани до народних традицій.
84458. Перевірка мовних знань і вмінь з теми «Іменник» 71 KB
  Послухайте вірш і зловіть зимові іменники хлопками. Чим цікаві виписані іменники пов’язані з зимовою порою Як вони називаються близькі за значенням 2 вручення сніжинки з буквою о Наступне завдання яке пропонує сніговичок це Робота в групах Гра Проціди крізь сито Розписати слова у 3 колонки.
84459. Закріплення знань про слова, які вказують на предмети 47 KB
  Мета. Закріпити знання учнів про слова, які означають назву предмета. Вчити розпізнавати іменники в тексті, будувати з ними речення. Формувати навички правильного написання словникових слів. Розвивати логічне мислення, творчу уяву, самостійність під час сприймання матеріалу.
84460. Поняття про фразеологізми та їх лексичне значення 55.5 KB
  Мета: дати учням загальні відомості про фразеологізми; вчити пояснювати значення фразеологізмів правильно використовувати їх у мовленні; ознайомити із фразеологічним словником української мови; розвивати культуру мовлення образне мислення; виховувати бажання здобути знання.