92328

Необратимая бронхиальная обструкция: ХОБЛ. Основные причины развития ХОБЛ. Критерии постановки диагноза с учетом фенотипических различий ХОБЛ («синего» и «розового «типа)

Доклад

Медицина и ветеринария

ХОБЛ- это собирательное понятие, объединяющее хронические воспалительные заболевания респираторной системы с преимущественным поражением дистальных отделов дыхательных путей с необратимой или частично обратимой бронхиальной обструкцией, которые характеризуются постоянным прогрессированием и нарастающей хронической ДН.

Русский

2015-07-30

38.81 KB

2 чел.

Необратимая бронхиальная обструкция: ХОБЛ. Основные причины развития ХОБЛ. Критерии постановки диагноза с учетом фенотипических различий ХОБЛ («синего» и «розового «типа).+

ХОБЛ- это собирательное понятие, объединяющее хронические воспалительные заболевания респираторной системы с преимущественным поражением дистальных отделов дыхательных путей с необратимой или частично обратимой бронхиальной обструкцией, которые характеризуются постоянным прогрессированием и нарастающей хронической ДН.

В группу ХОБЛ включают: ХОБ, БА, облитерирующий бронхиолит, эмфизема легких.

Факторы риска:

1) курение табака

2) профессиональные вредности (вдыхание пыли, содержащей кадмий, кремний)- шахтеры, строители, железнодорожники.

3) ОРВИ

4) наследственная предрасположенность- дефицит альфа1-антитрипсина. Группа крови А, отсутствие IgA.

5) мужской пол, 40-50 лет, бронхиальная гиперреактивность, нарушения локальной и общей иммунной системы.

Патогенез ХОБЛ:

1) патологическая усиленная воспалительная реакция ДП на хронические ирританты.

2) окислительный стресс и избыток протеиназ (дисбаланс в системах «протеазы-антипротеазы» и «оксиданты-антиоксиданты»)

в легочной ткани приводят к дальнейшему усилению воспалительного процесса в легких.

3) все эти механизмы приводят к характерным для ХОБЛ патоморфологическим изменениям.

Бронхообструктивный синдром.

Обратимый компонент бронхиальной обструкции: воспалительный отек слизистой оболочки бронхов, гиперсекреция слизи, спазм гладкой мускулатуры мелких бронхов.

Прогрессирование заболевания приводит к преобладанию необратимого компонента, который определяется формирующейся эмфиземой легких и структурными изменениями дыхательных путей:

-раннее экспираторное закрытие бронхов (спадение мелких бронхов в середине или в начале выдоха, когда

↓ объем легких и быстро падает отдача легочной ткани)

-недостаточность бронхоальвеолярного сурфактанта

-перибронхиальный фиброз.

Клиника.

1) кашель чаще по утрам, появляющийся к 40-50 годам жизни, он может быть ежедневным или носить характер перемежающегося.

2) мокрота выделяется в небольшом количестве (редко более 50 мл/сут) по утрам, слизистого характера. Гнойная мокрота и ↑ее количества- признаки обострения заболевания.

3) одышка (экспираторный характер), появляются слышимые или ощутимые при прикладывании ладони к грудной клетке дистанционные сухие хрипы или свисты.

4) в период обострения: субфебрильная t, утомляемость, потливость, боли в мышцах

Объективное обследование:

При эмфиземе легких- бочкообразная грудная клетка, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, цианоз, набухание шейных вен, изменение формы ногтей (часовые стекла).

Физикальные изменения:

-ГД симметрично, по мере развития эмфиземы ↓

-перкуссия в начальных стадиях- легочный звук, с прогрессированием- коробочный перкуторный звук, границы смещаются вниз, ↓ подвижность нижних краев легких

-аускультация: жесткое дыхание на начальных стадиях, затем свистящие хрипы,

↑ продолжительность выдоха.

Влажные хрипы- мокрота в дыхательных путях.

Диагностические критерии:

• собственно бронхиальная обструкция (клинические проявления и ↓ ОФВ, менее 84% и/или ↓индекса Тиффно

ниже 88% от должных величин);

• необратимость или частичная обратимость бронхиальной обструкции, вариабельность (спонтанная изменчивость) значений ОФВ, менее чем на 12% в течение суток;

• стабильно подтверждаемая бронхиальная обструкция- по крайней мере 3 раза в течение годичного наблюдения;

• возраст, как правило, более 50 лет;

• выявление заболевания обычно у курильщиков или лиц, подверженных воздействию производственных аэрополлютантов;

• физикальные и рентгенологические признаки эмфиземы легких;

• неуклонное прогрессирование заболевания при отсутствии адекватного лечения, что проявляется нарастающей одышкой и ежегодным ↓ ОФВ1 более чем на 50 мл.

Диагностика:

1) Исследование ФВД. (Для ХОБЛ ОФВ1/ФЖЕЛ < 0,7 (после применения бронходилататора))

Основные показатели спирограммы:

ОФВ1- объем форсированного выдоха за секунду

Средняя объемная скорость форсированного выдоха на уровне 25-75% от ФЖЕЛ (СОС25-75%)

Максимальная объемная скорость форсированного выдоха на уровне 25, 50, 75% от ФЖЕЛ

ОФВ1/ФЖЕЛ (индекс Тиффно):

-легкая степень- ОФВ1≥70% от должных величин

-средняя степень- ОФВ1 в пределах от 50 до 69%

-тяжелая степень- ОФВ1 <50%

Определение обратимости бронхообструкции- бронходилатационные тесты: сальбутамолом, фенотеролом, эффект оценивается через 15 мин. ↑значения ОФВ1 на 15% указывает на наличие обратимого компонента бронхиальной обструкции.

Оценка параметров форсированного выдоха по кривой поток-объем позволяет определить преобладание обструкции крупных или мелких бронхов, признаки эфмиземы легких. Колебания параметров более чем на 20% не характерны для ХОБЛ.

Исследование кислотно-щелочного баланса и газового состава крови позволяет диагностировать степень ДН.

Пульсоксиметрия- это метод определния насыщения О2 гемоглабина в пульсирующих артериальных сосудах.

2) Рентгенография грудной клетки: по мере прогрессирования процесса: усиление легочного рисунка, деформация корней легких, утолщение бронхиальных стенок, признаки эмфиземы легких ( ↑общей площади легочных полей, стойкое ↓ прозрачности легких, обеднение легочного рисунка на периферии легочных полей, уплощение купола диафрагмы, ограничение ее подвижнсоти при дыхании, ↓поперечных размеров сердца).

3) Бронхография (при подозрении на наличие бронхоэктазов): цилиндрические расширения бронхов на вдохе, их спадение при форсированном выдохе, увеличенные протоки слизистых желез.

4) КТ органов грудной клетки позволяет идентифицировать специфический анатомический тип эмфиземы: панацинарный, центроацинарный или парасептальный.

5) Бронхоскопия: осмотри слизистой оболочки бронхов, забор бронхиального содержимого для последующих исследований (микробиологического, цитологического).

6) ЭКГ: признаки перегрузки или гипертрофии правых отделов сердца, нарушения проводимости по правой ножке пучка Гиса.

Течение:

1) Эмфизематозный тип: розовые пыхтелки (не развивается цианоз на фоне одышки)

-признаки эмфиземы, прогрессирующая одышка при физической нагрузке. Потеря массы тела, незначительный кашель, отделение мокроты. Медленно прогрессирующее течение.

2) Бронхитический тип: синие одутловатики (цианоз+признаки ХПЖН+отеки)

-продуктивный кашель, выраженная гипоксия, цианоз, слабая одышка, свисты, хрипы.

Рентген: усиление легочного рисунка, фиброзирование, бронхоэктазы. Легочная гипертензия, легочное сердце.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52544. Методичний проект «Центр дитячої творчості Дивосвіт як заклад життєвої компетентності» 58.5 KB
  Підвищити рівень орієнтованності навчально виховного процесу закладу на розвиток життєвої компетентності особистості учня. Націлити педагогів закладу до розробки та впровадження авторських програм навчальних посібників нового покоління 3. Переорієтнувати виховну систему закладу відповідно до вимог часуформування через освіту здорового способу життя дітей та молоді інтеграцію освіти до європейського та світового освітнього простору 5.
52545. Україно! Мій духмяний дивоцвіт 53 KB
  Разом: Збулося Хлопчик: 24 серпня 1991 року Верховна Рада України урочисто прийняла Акт проголошення України незалежною самостійною демократичною державою. На цьому шляху загинула незліченна кількість кращих синів і дочок України які відстоювали її незалежність. Шлях України позначений високими степовими могилами руїнами та прекрасними безіменними невідомо коли і ким складеними піснями. Хлопчик: Народе України Твоєю силою волею.
52546. Внутрішні гіперпосилання на веб-сторінках 107.5 KB
  Ввести поняття внутрішнього посилання, ознайомити з правилом запису внутрішнього посилання, навчити учнів створювати внутрішні гіперпосилання на веб-сторінці, розвивати пізнавальну активність, вміння індивідуально працювати за комп’ютером, виховувати інтерес до інформатики і біології, формувати інтерес учнів до природи рідного краю і питань збереження рослин.
52547. Усі уроки української літератури в 5 класі 25.52 MB
  Навчальний посібник містить конспекти усіх уроків української літератури для 5 класу 12-річної школи. Серед них уроки текстуального вивчення творів, уроки позакласного читання, розвитку звязного мовлення, виразного читання, літератури рідного краю, тематичного оцінювання. Запропоновані розробки містять елементи нестандартних підходів, інтерактивних методик. Даний посібник розрахований на вчителів української літератури шкіл різних типів, керівників методичних, викладачів та студентів вищих навчальних закладів.
52548. Capital 35 KB
  One of the factor of production which we are going to study is capital.The word "capital" refers to all tools, machines, buildings, and other goods which are not consumed directly for the satisfaction of the buyer, but which are used to produce or manufacture other goods and services which are consumed by the buyers. In modern civilization, the use of capital has become inevitable.
52549. Усі уроки до курсу «Історія Стародавнього світу». 6 клас 1.29 MB
  Як зробити урок цікавим і змістовним? Як сформувати в учнів стійкий інтерес до вивчення історії? На ці та багато інших питань, що постають сьогодні перед учителем, спробували дати відповідь автори цього посібника. Увазі читачів пропонуються усі уроки з історії Стародавнього світу для 6 класу загальноосвітніх шкіл. Вони створені з використанням сучасних освітніх технологій і повністю відповідають
52550. Усі уроки української мови у 9 класі 12.02 MB
  Автори пропонованого посібника в основу розроблених уроків поклали основні чотири змістові лінії: мовленнєву, мовну, діяльнісну й соціокультурну. У зв’язку з цим дібрані методи, прийоми й засоби навчання української мови спрямовані, по-перше, на формування мовних і мовленнєво-комунікативних умінь і навичок, збагачення мовлення лексико-фразеологічними, граматичними і стилістичними засобами; по-друге, на вдосконалення загальнопізнавальних, організаційних і творчих умінь, ціннісних орієнтацій тощо; по-третє, на формування національних і загальнолюдських культурних цінностей за допомогою мовленнєво-ко мунікативного дидактичного матеріалу
52551. Усі уроки фізики 10 клас. Рівень стандарту 72.22 MB
  Мета навчального посібника - надати методичну допомогу вчителям у розподілі навчального матеріалу по уроках та його систематизації. Для кожного уроку визначено мету уроку, тип уроку, демонстрації, план викладу нового матеріалу, а також наведено запитання, які ставляться учням під час викладу нового матеріалу. Викад нового матеріалу може бути сценарієм уроку в діалоговому режимі.