92381

История антисептики и асептики. Определение понятия антисептики. Виды антисептики

Доклад

Медицина и ветеринария

Определение понятия антисептики. Виды антисептики. В народной медицине начала нашей эры в целях антисептики использовали мирру ромашку полынь тимьян розу алоэ и другие растения а также алкоголь мед сахар керосин серу ладан соль квасцы медный купорос.

Русский

2015-07-30

36.26 KB

1 чел.

История антисептики и асептики. Определение понятия антисептики. Виды антисептики.

Асептика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания возбудителей инфекции в рану или организм человека.

Антисептика — комплекс мероприятий, направленных на борьбу с инфекцией в организме человека, предупреждение или ликвидацию инфекционного процесса.

Антисептика один из наиболее распространенных и доступных методов лечения и профилактики местных инфекционных процессов и сепсиса. В 80- 90-е годы ХХ века интерес к антисептикам и масштабы их применения резко увеличились во всех клинических специальностях.

Термин антисептика (греч. Anti – против, sepsis – гниение) впервые предложил английский ученый И.Прингл в I750 году для обозначения противогнилостного действия минеральных кислот. В XIX в. этот термин распространили на мероприятия, проводимые для предупреждения послеродовых осложнений и нагноения ран.

В народной медицине начала нашей эры в целях антисептики использовали мирру, ромашку, полынь, тимьян, розу, алоэ и другие растения, а также алкоголь, мед, сахар, керосин, серу, ладан, соль, квасцы, медный купорос.

Бурное развитие неорганической, а затем и органической химии, XVIIIXIX вв. обогатило перечень местных антимикробных препаратов неорганическими и органическими соединениями. Так в середине ХVШ в. установлено противомикробное действие минеральных кислот; в I886 г. налажено производство калия гипохлорита, в I798 - хлорной извести, в I822 натрия гипохлорита. В 18П был открыт йод, который впервые применили для обработки ран в 1885 г., а для хирургической антисептики рук – в 1888г. В 1818 г. синтезирована перекись водорода. С 1867 г. как антисептическое средство стали использовать формальдегид, с I885 г. его производное - формалин. В 1881 г. в медицинскую практику введен калия перманганат. В 80-х годах XIX в. установлено противомикробное действие малахитовой зелени, метиленового синего, сафранина и других красителей. В конце Х1Х в. в противомикробных целях стали применять уксусную и лимонную кислоты. B I863 г. в медицинской практике начали использовать карболовую кислоту, которая вскоре, благодаря работам Дж. Листера (I867) получила широкое распространение как средство профилактики послеоперационных осложнений. В I874 - I875 гг. установлено противомикробное действие салициловой кислоты.

Современную научную историю антисептики связывают с именами венского акушера И.Земмельвейса и английского хирурга Дж. Листера. Они научно обосновали и разработали, внедрив в практику антисептику как метод лечения и предупреждения развития нагноительных процессов и сепсиса. В 1847 г. И.Звммельвейс на основе многолетних наблюдений пришел к выводу, что родильная лихорадка, которая в те времена была широко распространена и давала высокую летальность, вызывается трупным ядом, передаваемым в родильных домах с помощью рук медицинского персонала. В венской больнице он ввел обязательную и тщательную обработку рук медицинского персонала раствором хлорной извести. Заболеваемость и летальность от родильной горячки в результате этой меры резко сократились, в то время как в других больницах они продолжали оставаться на высоком уровне. К сожалению, смерть Земмельвейса затормозила внедрение этого метода в широкую практику.

Основываясь на исследованиях Луи Пастера о содержании в воздухе мельчайших частиц организмов - возбудителей септических процессов, Листер сообщал, что разработал способ уничтожения этих микроорганизмов в ране и во всех вещах, с которыми соприкасается рана. В качестве такого противомикробного вещества он использовал раствор карболовой кислоты, который вносил в рану. А в последующем карболовой кислотой он обрабатывал здоровую кожу, окружающую рану, инструменты, руки

хирурга, опрыскивал воздух в операционной. Для проверки эффективности метода антисептической обработки первоначально была выбрана группа больных с открытыми переломами, которые обычно заканчивались ампутацией конечности или смертью больного. Успех метода превзошел все ожидания.

Послеоперационные осложнения и высокая летальность сдерживали развитие хирургии. «Антисептический принцип» Листера попал на плодотворную почву. В течение нескольких лет он был принят на вооружение большинством хирургических клиник Европы. Отдавая дань Земмельвейсу и Листеру, как родоначальникам антисептики, следует упомянуть, что одновременно с ними и даже раньше их химические вещества в целях профилактики и лечения ран применяли и другие врачи. К ним с полным основанием надо отнести русского хирурга Н.И. Пирогова, который в Кавказскую экспедицию I847 г. и Крымскую войну I853-I856 гг. для профилактики нагноения и лечения ран широко применял раствор хлорной извести, этиловый спирт, нитрат серебра.

Виды антисептики:

  1.  химическая. Уничтожение микроорганизмов в ране, патологическом очаге, организме больного с помощью различных химических веществ.Выделяют дезинфицирующие средства, антисептические вещества для наружного применения и химиотерапевтические средства.
  2.  Механическая. Уничтожение микроорганизмов механическими методами. Туалет раны. ПХО раны. ВХО раны. Некоторые оперативные вмешательства — вскрытие гнойников, пункции.
  3.  Физическая. Гигроскопичный перевязочный материал. Гипертонические растворы. Дренирование. Сорбенты. Факторы внешней среды — промывание и высушивание раны. Технические средства — ультразвук, лазер, рентгенотерапия.
  4.  Биологическая. Разделяется на два вида — прямого действия и опосредованного действия. Основные препараты — антибиотики, протеолитические ферменты, средства специфической пассивной иммунизации. Методы, стимулирующие неспецифическую резистентность. Вещества, стимулирующие неспецифический иммунитет. Препараты для стимуляции активного специфического иммунитета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60098. Усний журнал КИМ БУТИ? 58.5 KB
  Ким же я стану Сьогодні ми проведемо усний журнал ‘КИМ БУТИ Яку відповідь на це запитання знайшов наш гість ми зараз послухаємо на першій сторінці яка має назву І сторінка ЦІКАВА ЗУСТРІЧ В гості до нас прийшов щоб розповісти про власний вибір професії Лауреат премії ім. Усі професії потрібні і важливі. Будівельник показую малюнок і слова МАЛЯР МУЛЯР...
60099. Я - українець! 74 KB
  Ведучий: Я українець Над Дніпром Стоїть в саду вишневім хата Криниця журавель з цебром І скибка місяця щербата. Ведуча: Я українка З юних літ Мене пісень навчила мати Які чарують цілий світ Де народився Заповіт...
60100. МАСЛЕНИЦА. СЦЕНАРИЙ 47.5 KB
  Ведущая: А еще для славян масленица долгое время была встречей нового года так как до 16 века он начинался с марта. Дети вместе: У нас горы снежные готовы и блины напечены просим жаловать Мальчик: Масленица объедуха...
60101. Устный журнал: Что в имени тебе моём? 47 KB
  У каждого человека есть имя Нет меж живущих людей да не может и быть безыменных: В первый же миг по рождении каждый убогий и знатный Имя как сладостный дар от родимых своих получает Гомер Прошли тысячелетия а сказанное им и сейчас остается истиной.
60103. Сценарій 9 травня «День памяті та надії» 55 KB
  ХХІ століття. Усе далі й далі відходять грізні роки Великої Вітчизняної війни. Але кожного року 9 травня ми відзначаємо День перемоги, і ніколи не згасне память про всіх тих, хто поліг у боях, хто віддав своє життя для нашого щастя.
60104. Позакласний захід «Що потрібно знати про грип» 60.5 KB
  Тож Що потрібно знати про грип будуть розповідати діти. Сьогодні ми поговоримо про одну з найпоширеніших інфекційних хвороб грип. На грип хворіють і діти і дорослі.
60105. Відкритий виховний захід: «Психологічне здоровя дитини» 49.5 KB
  Мета: розширювати і узагальнювати поняття про поведінку між людьми; про вихованість і чемність людську доброту і милосердя та вплив цих чинників на здоровя людини; прищеплювати бажання свідомо дотримуватися усталених норм поведінки...