92381

История антисептики и асептики. Определение понятия антисептики. Виды антисептики

Доклад

Медицина и ветеринария

Определение понятия антисептики. Виды антисептики. В народной медицине начала нашей эры в целях антисептики использовали мирру ромашку полынь тимьян розу алоэ и другие растения а также алкоголь мед сахар керосин серу ладан соль квасцы медный купорос.

Русский

2015-07-30

36.26 KB

1 чел.

История антисептики и асептики. Определение понятия антисептики. Виды антисептики.

Асептика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания возбудителей инфекции в рану или организм человека.

Антисептика — комплекс мероприятий, направленных на борьбу с инфекцией в организме человека, предупреждение или ликвидацию инфекционного процесса.

Антисептика один из наиболее распространенных и доступных методов лечения и профилактики местных инфекционных процессов и сепсиса. В 80- 90-е годы ХХ века интерес к антисептикам и масштабы их применения резко увеличились во всех клинических специальностях.

Термин антисептика (греч. Anti – против, sepsis – гниение) впервые предложил английский ученый И.Прингл в I750 году для обозначения противогнилостного действия минеральных кислот. В XIX в. этот термин распространили на мероприятия, проводимые для предупреждения послеродовых осложнений и нагноения ран.

В народной медицине начала нашей эры в целях антисептики использовали мирру, ромашку, полынь, тимьян, розу, алоэ и другие растения, а также алкоголь, мед, сахар, керосин, серу, ладан, соль, квасцы, медный купорос.

Бурное развитие неорганической, а затем и органической химии, XVIIIXIX вв. обогатило перечень местных антимикробных препаратов неорганическими и органическими соединениями. Так в середине ХVШ в. установлено противомикробное действие минеральных кислот; в I886 г. налажено производство калия гипохлорита, в I798 - хлорной извести, в I822 натрия гипохлорита. В 18П был открыт йод, который впервые применили для обработки ран в 1885 г., а для хирургической антисептики рук – в 1888г. В 1818 г. синтезирована перекись водорода. С 1867 г. как антисептическое средство стали использовать формальдегид, с I885 г. его производное - формалин. В 1881 г. в медицинскую практику введен калия перманганат. В 80-х годах XIX в. установлено противомикробное действие малахитовой зелени, метиленового синего, сафранина и других красителей. В конце Х1Х в. в противомикробных целях стали применять уксусную и лимонную кислоты. B I863 г. в медицинской практике начали использовать карболовую кислоту, которая вскоре, благодаря работам Дж. Листера (I867) получила широкое распространение как средство профилактики послеоперационных осложнений. В I874 - I875 гг. установлено противомикробное действие салициловой кислоты.

Современную научную историю антисептики связывают с именами венского акушера И.Земмельвейса и английского хирурга Дж. Листера. Они научно обосновали и разработали, внедрив в практику антисептику как метод лечения и предупреждения развития нагноительных процессов и сепсиса. В 1847 г. И.Звммельвейс на основе многолетних наблюдений пришел к выводу, что родильная лихорадка, которая в те времена была широко распространена и давала высокую летальность, вызывается трупным ядом, передаваемым в родильных домах с помощью рук медицинского персонала. В венской больнице он ввел обязательную и тщательную обработку рук медицинского персонала раствором хлорной извести. Заболеваемость и летальность от родильной горячки в результате этой меры резко сократились, в то время как в других больницах они продолжали оставаться на высоком уровне. К сожалению, смерть Земмельвейса затормозила внедрение этого метода в широкую практику.

Основываясь на исследованиях Луи Пастера о содержании в воздухе мельчайших частиц организмов - возбудителей септических процессов, Листер сообщал, что разработал способ уничтожения этих микроорганизмов в ране и во всех вещах, с которыми соприкасается рана. В качестве такого противомикробного вещества он использовал раствор карболовой кислоты, который вносил в рану. А в последующем карболовой кислотой он обрабатывал здоровую кожу, окружающую рану, инструменты, руки

хирурга, опрыскивал воздух в операционной. Для проверки эффективности метода антисептической обработки первоначально была выбрана группа больных с открытыми переломами, которые обычно заканчивались ампутацией конечности или смертью больного. Успех метода превзошел все ожидания.

Послеоперационные осложнения и высокая летальность сдерживали развитие хирургии. «Антисептический принцип» Листера попал на плодотворную почву. В течение нескольких лет он был принят на вооружение большинством хирургических клиник Европы. Отдавая дань Земмельвейсу и Листеру, как родоначальникам антисептики, следует упомянуть, что одновременно с ними и даже раньше их химические вещества в целях профилактики и лечения ран применяли и другие врачи. К ним с полным основанием надо отнести русского хирурга Н.И. Пирогова, который в Кавказскую экспедицию I847 г. и Крымскую войну I853-I856 гг. для профилактики нагноения и лечения ран широко применял раствор хлорной извести, этиловый спирт, нитрат серебра.

Виды антисептики:

  1.  химическая. Уничтожение микроорганизмов в ране, патологическом очаге, организме больного с помощью различных химических веществ.Выделяют дезинфицирующие средства, антисептические вещества для наружного применения и химиотерапевтические средства.
  2.  Механическая. Уничтожение микроорганизмов механическими методами. Туалет раны. ПХО раны. ВХО раны. Некоторые оперативные вмешательства — вскрытие гнойников, пункции.
  3.  Физическая. Гигроскопичный перевязочный материал. Гипертонические растворы. Дренирование. Сорбенты. Факторы внешней среды — промывание и высушивание раны. Технические средства — ультразвук, лазер, рентгенотерапия.
  4.  Биологическая. Разделяется на два вида — прямого действия и опосредованного действия. Основные препараты — антибиотики, протеолитические ферменты, средства специфической пассивной иммунизации. Методы, стимулирующие неспецифическую резистентность. Вещества, стимулирующие неспецифический иммунитет. Препараты для стимуляции активного специфического иммунитета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82216. Давайте жить мирно! 58.5 KB
  Внекласное мероприятие Давайте жить мирно проведённое в международный День мира направлено на формирование у учащихся чувства сострадания и отвращения к жестокости к жестоким историческим фрагментам во всем мире; на обучение осознанию своей ответственности за процесс обеспечения мира на всей планете.
82217. ДЕНЬ ПРАЦІВНИКА ОСВІТИ 1.09 MB
  Ведучий: Красива осінь вишиває клени, а перший день жовтня дарує нам тепле і радісне свято - День працівника освіти. Викладач... Одна з найважливіших професій. Вона – для обраних. Ви щодня стоїте перед прицілом сотень допитлитвих очей, палите, як хмиз, нерви, і все ж ведете нас на вищі сходинки пізнання.
82218. Воздух – среда нашего обитания 944.87 KB
  Цели: Практическая – учить использовать разные источники, в том числе Интернет (электронные словари и энциклопедии)для поиска необходимой информации. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.
82219. Дружба. Друг, товариш, приятель 1.47 MB
  Передаючи мікрофон діти по черзі висловлюють свою думку на рахунок даного запитання кожен з них виокремлює по одній рисі характеру що притаманна другові. А як на вашу думку хто з казкових чи мультиплікаційних героїв є прикладом справжнього другадіти висловлюють власні припущення.
82220. Хліб – не просто їжа 273 KB
  Запитання: то з яким продуктом харчування ми зустрічаємося кожен день Сьогодні ми поговоримо з вами про найдорожче золото на землі хліб. Коли ж хліб вперше прийшов на стіл до людини Вченіархеологи різних країн світу після вивчення багатьох матеріалів підтвердили що першою хлібною рослиною треба вважати не жито і пшеницю а дуб.
82221. Еврика! Інтелектуальна гра у 10-11 класах 43 KB
  Як називається число при якому значення многочленна дорівнює нулю Які квадратні рівняння можна швидко розвязати за допомогою теореми Вієта Назвіть відомі Вам способи розвязування систем лінійних рівнянь Як називається графік квадратичної функції Коли дріб дорівнює нулю...
82222. Інтелект-шоу «ЕОМ – Еврика» 4.78 MB
  Головна мета нашого інтелект-шоу – розвинути пізнавальну діяльність учнів у області інформатики та інших предметів, знання яких необхідні при вивченні предмету, надати учням можливість продемонструвати ці знання, свою ерудицію та захоплення.
82223. Проведення реєстрації осіб, які виявили бажання пройти зовнішнє незалежне оцінювання. Робота з програмою створення заяви-реєстраційної картки 206.5 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з порядком реєстрації на зовнішнє незалежне оцінювання, навчити учнів користуватися програмою реєстрації на ЗНО, ознайомити учнів з правами та обов’язками осіб, які бажають взяти участь у ЗНО, розвивати в учнів самостійність, виховувати в учнів почуття відповідальності.
82224. Урок-тренинг «Здоровый образ жизни» 176.5 KB
  Нам всегда не хватает времени поговорить о наболевших вопросах поэтому сегодня в кругу друзей мы хотим поговорить о здоровом образе жизни. Упражнение От чего зависит здоровье Цель: определить что собственное поведение образ жизни является главнейшим фактором влияющим на здоровье человека.