92381

История антисептики и асептики. Определение понятия антисептики. Виды антисептики

Доклад

Медицина и ветеринария

Определение понятия антисептики. Виды антисептики. В народной медицине начала нашей эры в целях антисептики использовали мирру ромашку полынь тимьян розу алоэ и другие растения а также алкоголь мед сахар керосин серу ладан соль квасцы медный купорос.

Русский

2015-07-30

36.26 KB

1 чел.

История антисептики и асептики. Определение понятия антисептики. Виды антисептики.

Асептика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания возбудителей инфекции в рану или организм человека.

Антисептика — комплекс мероприятий, направленных на борьбу с инфекцией в организме человека, предупреждение или ликвидацию инфекционного процесса.

Антисептика один из наиболее распространенных и доступных методов лечения и профилактики местных инфекционных процессов и сепсиса. В 80- 90-е годы ХХ века интерес к антисептикам и масштабы их применения резко увеличились во всех клинических специальностях.

Термин антисептика (греч. Anti – против, sepsis – гниение) впервые предложил английский ученый И.Прингл в I750 году для обозначения противогнилостного действия минеральных кислот. В XIX в. этот термин распространили на мероприятия, проводимые для предупреждения послеродовых осложнений и нагноения ран.

В народной медицине начала нашей эры в целях антисептики использовали мирру, ромашку, полынь, тимьян, розу, алоэ и другие растения, а также алкоголь, мед, сахар, керосин, серу, ладан, соль, квасцы, медный купорос.

Бурное развитие неорганической, а затем и органической химии, XVIIIXIX вв. обогатило перечень местных антимикробных препаратов неорганическими и органическими соединениями. Так в середине ХVШ в. установлено противомикробное действие минеральных кислот; в I886 г. налажено производство калия гипохлорита, в I798 - хлорной извести, в I822 натрия гипохлорита. В 18П был открыт йод, который впервые применили для обработки ран в 1885 г., а для хирургической антисептики рук – в 1888г. В 1818 г. синтезирована перекись водорода. С 1867 г. как антисептическое средство стали использовать формальдегид, с I885 г. его производное - формалин. В 1881 г. в медицинскую практику введен калия перманганат. В 80-х годах XIX в. установлено противомикробное действие малахитовой зелени, метиленового синего, сафранина и других красителей. В конце Х1Х в. в противомикробных целях стали применять уксусную и лимонную кислоты. B I863 г. в медицинской практике начали использовать карболовую кислоту, которая вскоре, благодаря работам Дж. Листера (I867) получила широкое распространение как средство профилактики послеоперационных осложнений. В I874 - I875 гг. установлено противомикробное действие салициловой кислоты.

Современную научную историю антисептики связывают с именами венского акушера И.Земмельвейса и английского хирурга Дж. Листера. Они научно обосновали и разработали, внедрив в практику антисептику как метод лечения и предупреждения развития нагноительных процессов и сепсиса. В 1847 г. И.Звммельвейс на основе многолетних наблюдений пришел к выводу, что родильная лихорадка, которая в те времена была широко распространена и давала высокую летальность, вызывается трупным ядом, передаваемым в родильных домах с помощью рук медицинского персонала. В венской больнице он ввел обязательную и тщательную обработку рук медицинского персонала раствором хлорной извести. Заболеваемость и летальность от родильной горячки в результате этой меры резко сократились, в то время как в других больницах они продолжали оставаться на высоком уровне. К сожалению, смерть Земмельвейса затормозила внедрение этого метода в широкую практику.

Основываясь на исследованиях Луи Пастера о содержании в воздухе мельчайших частиц организмов - возбудителей септических процессов, Листер сообщал, что разработал способ уничтожения этих микроорганизмов в ране и во всех вещах, с которыми соприкасается рана. В качестве такого противомикробного вещества он использовал раствор карболовой кислоты, который вносил в рану. А в последующем карболовой кислотой он обрабатывал здоровую кожу, окружающую рану, инструменты, руки

хирурга, опрыскивал воздух в операционной. Для проверки эффективности метода антисептической обработки первоначально была выбрана группа больных с открытыми переломами, которые обычно заканчивались ампутацией конечности или смертью больного. Успех метода превзошел все ожидания.

Послеоперационные осложнения и высокая летальность сдерживали развитие хирургии. «Антисептический принцип» Листера попал на плодотворную почву. В течение нескольких лет он был принят на вооружение большинством хирургических клиник Европы. Отдавая дань Земмельвейсу и Листеру, как родоначальникам антисептики, следует упомянуть, что одновременно с ними и даже раньше их химические вещества в целях профилактики и лечения ран применяли и другие врачи. К ним с полным основанием надо отнести русского хирурга Н.И. Пирогова, который в Кавказскую экспедицию I847 г. и Крымскую войну I853-I856 гг. для профилактики нагноения и лечения ран широко применял раствор хлорной извести, этиловый спирт, нитрат серебра.

Виды антисептики:

  1.  химическая. Уничтожение микроорганизмов в ране, патологическом очаге, организме больного с помощью различных химических веществ.Выделяют дезинфицирующие средства, антисептические вещества для наружного применения и химиотерапевтические средства.
  2.  Механическая. Уничтожение микроорганизмов механическими методами. Туалет раны. ПХО раны. ВХО раны. Некоторые оперативные вмешательства — вскрытие гнойников, пункции.
  3.  Физическая. Гигроскопичный перевязочный материал. Гипертонические растворы. Дренирование. Сорбенты. Факторы внешней среды — промывание и высушивание раны. Технические средства — ультразвук, лазер, рентгенотерапия.
  4.  Биологическая. Разделяется на два вида — прямого действия и опосредованного действия. Основные препараты — антибиотики, протеолитические ферменты, средства специфической пассивной иммунизации. Методы, стимулирующие неспецифическую резистентность. Вещества, стимулирующие неспецифический иммунитет. Препараты для стимуляции активного специфического иммунитета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84362. Страна изучаемого языка и моя страна 54 KB
  Цель урока: Формирование навыков устно-речевого общения речевой деятельности через речевые ситуации связанные со страной изучаемого языка и родной страной. Цель которую ставит учитель: ориентировать учащихся на речевую деятельность создать атмосферу иноязычного общения через речевую ситуацию знакомство...
84363. Материк Австралия, урок 34.42 KB
  Коррекционно образовательные Закрепить понятия: о географическом положении материка Австралии океанах и морях омывающих данный материк. Покажите на карте материк Австралии. Назовите какими океанами омывается Австралия Скажите какие материки расположены ближе к Австралии. Определите где шаблон Австралии.
84364. Текст-повествование. Изложение по рассказу В. Бианки «Купание медвежат» 41 KB
  Цели урока: познакомить со структурой повествовательного текста; обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся; использовать в речи точный образный язык; развивать эмоциональную сферу детей их чувства эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.
84365. Расстояние между двумя точками. Масштаб 26.71 KB
  Цель урока: формирование понятий расстояния между точками масштаб. Метапредметные: а познавательные сформированность познавательных интересов умение работать с различными источниками информации б регулятивные понимание смысла поставленной задачи умение выполнять учебные действия...
84366. Произведения зарубежных писателей о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) 75.5 KB
  Цель: продолжить знакомство с отрывками из произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Задачи: Познакомить с отрывком из 16 главы романа Марка Твена « Приключения Тома Сойера». Формировать умение читать выборочно и про себя. Формировать умение высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
84367. Береги здоровье! 98.5 KB
  Цель: Сформировать у учащихся стойкую мотивацию к здоровому образу жизни. Планируемые результаты: Предметные: учащиеся знакомятся с правилами здорового образа жизни. Личностные УУД: Л1 - Соблюдение основных моральных норм поведения (приветствовать друг друга, прощаться).
84369. Греки и критяне 23.31 KB
  Расположение древнейшей Греции мы увидим на карте Слайд 2 обратите внимание на большой остров который расположен на юге обозначенного пространства прочитайте его название о. Мы будем изучать историю народов населявших эти земли: в Греции жили греки на острове...
84370. Англійська народна казка «Сорочаче гніздо» 48.5 KB
  Анотація: Розробка комбінованого уроку українського читання на заявлену тему у 2 класі, мета якого – розширити знання учнів про життя птахів; учити стежити за логікою описування подій; орієнтуватися у структурі тексту; формувати уміння визначати головну думку та пояснювати...