92429

Рана. Фазы течения раневого процесса. Симптоматика. Лечение свежих случайных ран. Принципы ПХО

Доклад

Медицина и ветеринария

Закрытие раневого дефекта обусловлено тремя основными процессами: образование коллагена фибробластами эпителизация раны за счет миграции клеток эпителия; эффект тканевого стяжения сокращение раневой поверх поверхности за счет сокращения миофибробластов. Снижение перфузии приводит к ухудшению оксигенации тканей в области раны развитию ацидоза нарушению углеводного и белкового обменов. Период очищения раны от некротических тканей характеризует преобладание деятельности элементов крови нейтрофильные лейкоциты лимфоциты макрофаги и...

Русский

2015-07-30

37.15 KB

0 чел.

Рана. Фазы течения раневого процесса. Симптоматика. Лечение свежих случайных ран. Принципы ПХО.

Раневой процесс – это совокупность последовательных изменений, происходящих в ране и связанных с ними реакцией всего организма.

Комплекс общих реакций организма при раневом процессе протекает в две последовательные стадии.

В течение первой стадии ( 1-4 сутки) отмечается активация симпато-адреналовой системы с усилением поступления в кровь катехоламинов, глюкокортикоидов, альдостерона. Нейро-гуморальные процессы приводят к нарушению микроциркуляции и окислительно-восстановительных процессов в тканях. Развивается тканевой ацидоз, вследствие гипоксии преобладает анаэробный гликолиз. В результате усиливаются процессы жизнедеятельности: повышается температура тела, снижается масса тела за счет активного распада белков, жиров и углеводов, подавляется синтез белка. Вследствие нарушения метаболизма в окружающих рану тканях образуется большое количество продуктов жизнедеятельности, которые, поступая в кровь вызывают интоксикацию. Характерны изменения показателей периферической крови с повышением лейкоцитоза, сдвигом лейкоцитарной формулы влево, снижением гематокрита, гемоглобина и количества эритроцитов.

В течение второй стадии (начиная с 5 суток) характер общих реакций обусловлен преобладанием влияния парасимпатической нервной системы. Основное значение приобретают минералокортикоиды, соматотропный гормон, ацетилхолин, это проявляется нормализацией белкового обмена, увеличением массы тела и, как следствие данных процессов, мобилизацией репаративных процессов организма.

При неосложнённом течении раневого процесса купируются признаки воспаление и интоксикации, нормализуются лабораторные показатели крови.

Изменения происходящие непосредственно в ране характеризуются заживлением.

Заживление ран - процесс репарации (reparatio) поврежденной ткани с восстановлением её целостности и прочности.

Закрытие раневого дефекта обусловлено тремя основными процессами:

  1.  образование коллагена фибробластами
  2.  эпителизация раны за счет миграции клеток эпителия;
  3.   эффект тканевого стяжения (сокращение раневой поверх поверхности) за счет сокращения миофибробластов.

Эти процессы происходят в определенной последовательности, что определяется фазами заживления ран.

 Фазы заживления ран

 (по Ю.И.Кузину,1977)

 

1 ФАЗА – фаза воспаления (1-5 суток). В ней выделяют период сосудистых изменений и период очищения ран и некротических тканей. Период сосудистых изменений характеризуется не только непосредственным разрушением кровеносных и лимфатических структур, а также спазмом и последующим стойким патетическим расширением микрососудов (приложение 1). Участие в воспалительной реакции биогенных аминов и системы комплемента, которые приводят к стойкой возбудимости и повышению проницаемости сосудов, что создает условия для замедления кровотока, которое усугубляется сгущением крови за счет выхода жидкой части через стенку сосудов, адгезией и агрегацией тромбоцитов с последующим тромбированием капилляров. Снижение перфузии приводит к ухудшению оксигенации тканей в области раны, развитию ацидоза, нарушению углеводного и белкового обменов. Протеолиз сопровождается освобождением ионов К+ и Na+, которые способствуют повышению осмотического давления в тканях и развитию отека (гидратация). Период очищения раны от некротических тканей характеризует преобладание деятельности элементов крови (нейтрофильные лейкоциты, лимфоциты, макрофаги) и ферментов, происходит активный фагоцитоз микроорганизмов, внеклеточный протеолиз с лизисом нежизнеспособных тканей и продуктов бактериального распада, включаются механизмы иммунного ответа.

II ФАЗА – фаза регенерации (6 – 14 суток). В ране происходит два основных процесса: коллагенизация раны и интенсивный рост кровеносных и лимфатических сосудов.

Процесс коллагенизации характеризуется преобладанием в области раны фибробластов, основная роль которых заключается в синтезе компонентов соединительной ткани, построение коллагеновых и эластических волокон.

Процесс роста кровеносных и лимфатических сосудов в области раны характеризуется реканализацией, что способствует улучшению перфузии тканей и уменьшению воспалительной реакции.

III ФАЗА – фаза образования и реорганизации рубца ( с 15 суток до 6 мес.) характеризуется процессами формирования соединительнотканного рубца путем построения сети из пластических волокон, появлением поперечных связей между разрозненными пучками коллагена, что приводит к повышению прочности рубца и ретракции, т.е. сокращению его размеров.

Такова принципиальная схема заживления ран, которая едина для ран любого генеза и локализации. Однако, на течение раневого процесса оказывает влияние следующие ряд факторов:

Возраст больного.

Состояние питания и масса тела.

Наличие вторичного инфицирования раны.

Состояние общего и местного кровотока.

Наличие нарушений водно-электролитного баланса.

Изменения иммунного статуса организма.

Хронические сопутствующие заболевания.

Прием противовоспалительных препаратов.

Первичная хирургическая обработка (ПХО) раны – первая хирургическая операция, выполняемая в асептических условиях больному с раной с целью создания благоприятных условий для ее (раны) быстрого заживления.

Этапы хирургической обработки

  1.  обезболивание (премедикация, местная анестезия, наркоз);
  2.  обработка операционного поля;
  3.  рассечение раневого канала;
  4.  ревизия раны;
  5.  удаление инородных тел;
  6.  иссечение краев, стенок и дна раны в пределах здоровых тканей;
  7.  гемостаз;
  8.  санация раны растворами антисептиков;
  9.  дренирование;
  10.  восстановление целостности поврежденных органов и структур;
  11.  закрытие раневого дефекта (ушивание, аутодермопластика);
  12.  наложение асептической повязки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83415. Пушкин в Украине. Сценарий внеклассного мероприятия 76.5 KB
  Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа. Многие стихотворения написанные Пушкиным связаны с Украиной ее людьми прекрасной природой. Пушкин был великим жизнелюбом гуманистом умел находить общий язык с дворянином и простолюдином с человеком любой национальности.
83416. НЕСТАНДАРТНИЙ УРОК З ОБРАЗОТВОРЧОГО МИСТЕЦТВА І МУЗИКИ 56.5 KB
  Розвивати і поглиблювати знання учнів про одне з найдавніших, найбільших, найурочистіших релігійних свят – Великдень. Ознайомити дітей із символом воскресіння Ісуса Христа – писанкою. Розвивати творчість дітей, уяву, пам’ять, мислення, вокально-хорові та музично-ритмічні здібності, вміння підбирати кольори...
83417. Гра «Квест» 227 KB
  Учасникам видається завдання якщо ви вірно розгадуєте його за відведений час то одержуєте завдання в якому зашифровано номер чи назву кабінету в якому вам дадуть наступне завдання. Дискваліфікація за ЧІТ передавання відповіді іншій команді обох команд Команди самі слідкують за часом...
83418. Микола Трублаїні «Тико і Волохан» 30 KB
  Вибіркове читання оповідання Ю. Про той холодний край людей які живуть там письменник розповів у своїх оповіданнях. Вступова бесіда до оповідання З оповідання Миколи Трублаїні ми дізнаємося про життя людей у тундрі на березі холодного Північно-Льодовитого океану.
83419. Леся Українка і її вірші для маленьких. Робота з дитячою книжкою 253.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з життям і творчістю Лесі Українки, її творами для малят; удосконалювати навички виразного усвідомленого читання; формувати вміння зв’язно, послідовно передавати почуте; розвивати пізнавальну активність школярів, усне мовлення, естетичні смаки; збагачувати словниковий запас учнів...
83420. А. Барто «Лебединое горе». Пословицы. Е. Благинина «Елка». Загадки 44.5 KB
  Работать над содержанием произведений. Формировать навыки выразительного чтения. Развивать познавательный интерес, связную речь, мышление, умение анализировать. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к природе, желание приходить на помощь, сочувствие к чужому горю; чувства любви и дружбы.
83421. «Риторика та поезія» С.Я. Маршак 28.5 KB
  Реалізувати пропедевтичні знання про поетичну творчість дитячого поета С.Я. Маршака через методи інтерактивного навчання, розвивати уміння відрізняти риторичні не словесні засоби спілкування від літературних (поетичних)засобів, закріплювати уміння декламувати вірш з риторичними засобами...
83422. Здається, байка просто бреше, а справді ясну правду чеше. Л.Глібов «Лебідь, Щука і Рак», «Коник-стрибунець» 37 KB
  Ознайомити дітей із жанром байки; розвивати способи і види читання байки вчити передавати в інтонації характери дійових осіб оцінювати їхні вчинки виявляти мотиви їхньої поведінки; виховувати в дітей товариськість любов до праці. Сьогодні ми ознайомимося з новим розділом Байки.
83423. У різні пори року приваблива земля 237.5 KB
  У зелених пишних шатах у яскравому вінку прийшла до нас весна. Не забула весна заглянути і в ліс посіяла там травицю пролісками заквітчала галявини задзвеніла піснями пташок. Весна стала господаркою і в нашому краї а земля дочекалася працелюбних рук.