92505

Теория «естественного» свободного воспитания Ж.Ж.Руссо

Доклад

Педагогика и дидактика

Разработав модель воспитания идеального мужчины Руссо в конце романа женит Эмиля на идеальной девушке Софии закладывая тем самым первую семейную ячейку будущего идеального общества. Конечно сам замысел романа идеалистичен и это прекрасно осознавал сам Руссо но для него чрезвычайно важно было обратить внимание общества...

Русский

2015-08-03

19.08 KB

18 чел.

Теория «естественного» свободного воспитания Ж.Ж.Руссо

Ж.-Ж.Руссо (1712–1778гг.) – французский просветитель, философ, писатель, теоретически обосновал новую, гуманистическую систему воспитания, носившую антикрепостнический, антифеодальный характер. Ж.Ж.Руссо заложил идейные основы того направления в педагогике, которое получило название «свободного воспитания». Оно развивалось и обогащалось во многих западно-европейских странах в ХIХ–ХХвв. (См. табл. 20). Видными представителями этого направления в России были Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель.

В 1762 г Руссо написал педагогический роман "Эмиль или о воспитании". Разработав модель воспитания идеального мужчины, Руссо в конце романа женит Эмиля на идеальной девушке Софии, закладывая тем самым первую семейную ячейку будущего идеального общества. Конечно, сам замысел романа идеалистичен, и это прекрасно осознавал сам Руссо, но для него чрезвычайно важно было обратить внимание общества на те принципы воспитания, которые могли бы перестроить настоящее общество. В первой книге "Эмиля" рассматриваются факторы формирования личности: природа, вещи, люди. ПРИРОДА понимается Руссо, как биологический фактор, как тот наследственный фонд, с которым человек появляется в жизнь. ВЕЩИ, в глобальном плане, это вся окружающая действительность, среда, которая окружает ребенка. ЛЮДИ - целенаправленное действующее воспитание ребенка людьми.

Идеальным воспитанием будет то воспитание, когда все факторы будут действовать в одном направлении, подкрепляя один другого. По Руссо природа идеальна, он считает, что ребенок уже родится с такими качествами как любознательность, внутренняя свобода, ребенок от природы добр, прямодушен, деятелен. "Все выходит прекрасным из рук мироздания, все вырождается в руках человека". Вот первая фраза, которой открывает Руссо свой педагогический роман. Но если первый фактор - природа ребенка - положительный, то второй - окружающая действительность - можно назвать со знаком минус, так как насилие, несправедливость, богатство и нищета царствуют в мире, они не могут поддержать развитие положительных врожденных качеств, а наоборот будут их развращать, портить, искоренять. Так же отрицательно оценивает Руссо и воздействие людей на природу ребенка, их воспитание. Таким образом, характеризуя в современном обществе все три фактора, Руссо утверждает, что только лишь природа ребенка, биологический фактор, является тем основанием, на котором может строиться идеальное воспитание. Развивая свою мысль об идеальной природе ребенка, Руссо считает, что именно это становление врожденных, естественных качеств и сделает человека человеком. Итак, идеальное воспитание - это помощь в развитии дарованных природой человеку черт, это формирование естественного человека, поэтому вся система решения этой задачи и носит у Руссо название системы естественного воспитания. По-новому в связи с этим рассматривается и место воспитателя. Наиболее близкими к ребенку воспитателями являются мать и отец. Именно поэтому Руссо выступает против наемных кормилиц, защищая естественное право матери кормить своего ребенка. Но так как отец не всегда может быть достаточно умелым и мудрым руководителем своего сына, Руссо предлагает в воспитатели друга семьи, но не наемника. Ясно осознавая, что воспитательное воздействие должно строиться исходя из возрастных особенностей ребенка, Руссо делит его развитие на три периода: младенчество - с 2-х до 12-ти лет, период сна разума, когда происходит физическое развитие личности; 12-15 лет - период, когда можно реализовать систематическое умственное воспитание; 15-18 лет - период бурь и страстей, когда происходит половое развитие, а, следовательно, и становление нравственности у мальчика. Воспитав идеального мужчину, Руссо рисует картину идеального женского воспитания, воспитания Софии, будущей жены Эмиля, поскольку он мечтает создать первую ячейку будущего справедливого общества. Если природа мужчины состоит в том, чтобы быть активным участником общественной жизни, кормильцем семьи, то женщина по природе – мать своих детей, жена своего мужа. Основные качества мужчины – мужественность, а женщины – слабость. Их природа противоположна: сила мужчины – слабость женщины, свобода мужчины – зависимость женщины. Цель воспитания в связи с этим – воспитание из нее матери, жены, хозяйки дома. Основной путь решения этой задачи – быть послушным ее природе. Понаблюдайте за маленькой девочкой, как она играет в куклы, как она наряжает их - это она инстинктивно готовит себя к роли женщины, матери, остается только помочь ей в этом. Руссо рекомендует воспитанием дочери заняться матери, она рано должна включаться во все хозяйственные дела: готовить обед, вышивать, шить. Идеал воспитания Руссо - демократичный свободный труженик.

Это коротко все в таблице

Педагогическая теория Жан-Жака Руссо (1712–1778гг.)

«Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». «Главный источник зла – неравенство. Неравенство породило богатство…». «Труд есть неизбежная обязанность общественного человека. Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин есть вор». «Тот, кто не может выполнить обязанностей отца, не имеет права им быть. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить детей и воспитывать их самому».

Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе. Задачи воспитания: 1. Воспитание самостоятельности мышления, способности составлять обо всем свое твердое мнение. 2. Воспитание человечности (добрых чувств, добрых суждений, доброй воли, ненависти к рабству). 3. Воспитание привычки к труду.

Социально-политические и философские взгляды Руссо

Возрастная периодизация и задачи воспитателя

1. Отвергал общественные устои феодализма и современную ему систему семейного и общественного воспитания. 2. Считал необходимым такое государство, где все работают, где нет ни богатых, ни бедных, все дети получают одинаковое воспитание. 3. Отрицал официальную религию: каждый способен верить по-своему. 4. Утверждал сенсуалистический характер познания реального мира. 5. Считал, что социальные добродетели: стремление к свободе, ненависть к рабству – можно воспитать у детей аристократов, лишь изолировав их от общества – социальное неравенство.

0–2. Период преимущественно физического воспитания (развитие органов чувств, закалка). 2–12. Период преимущественно органов чувств. «Сон разума». 12–15. Период преимущественно умственного развития (практическое изучение элементов географии, астрономии, физики. Без книг). 15–18. Период преимущественно нравственного развития (история, литература, языки).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43892. Решение задачи многокритериальной оптимизации, проектирование и разработка ПК 1.54 MB
  Существование решения основной ЗЛП и способы его нахождения. Этапы решения МЛП. В рамках теории принятия решений разработан конструктивный аппарат решения задач такого рода. Настоящая дипломная работа посвящена разработки программного обеспечения процесса решения задач МЛП основанного на некоторых известных методах.
43894. АПРОБАЦІЯ СИСТЕМИ УПРАВЛІННЯ ЯКІСТЮ ПРОДУКЦІЇ У ФАРМАЦЕВТИЧНИХ КОМПАНІЯХ НА ПРИКЛАДІ ЗАТ «БІОЛІК» 1.37 MB
  З іншого боку важливим чинником що визначає спрямованість України до правової держави та верховенства права є її європейський вибір та вступ до СОТ. Такою зокрема є фармацевтична i медична діяльність бізнессередовище тобто діяльність у сфері обігу виробництва виготовлення збуту обліку призначення продажу введення тощо лікарських засобів далі ЛЗ важливими аспектами якої є забезпечення належної якості та ефективності ЛЗ засобами державного контролю Міністерство внутрішніх справ України Міністерство охорони здоровя...
43895. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, ее место в системе экономической информации на примере ЗАО БалаковоВолгоэнергомонтаж 258 KB
  Способы анализа баланса. Анализ ликвидности баланса. Собственникам руководителям организации данные баланса необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников для определения сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами акционерами инвесторами кредиторами покупателями поставщиками и другими или оно находится на грани финансовых затруднений. Покупатели и держатели акций предприятия в большей мере оценивают финансовую устойчивость организации...
43896. Проектування автодороги Кіровоград – Кривий Ріг на обході с.м.т. Новгородка 1.06 MB
  Інтенсивність дорожнього руху. Взаємозвязок коефіцієнту зчеплення з транспортно експлуа таційним станом покриття та режимами руху. Рекомендації БЕЗПЕКА ТА ОРГАНІЗАЦІЯ РУХУ. Оцінка безпеки руху методом підсумкових коефіцієнтів безпеки.
43897. Теоретические и практические аспектам маркетинговой деятельности СОАО «ВСК» и разработки стратегии дальнейшего развития 1.03 MB
  Во второй части работы проведен финансовый анализ СОАО ВСК в том числе дается характеристика предприятия проанализирована динамика и структура страховых услуг представлен анализ прибыли и рентабельности дается оценка финансовой устойчивости проведен анализ динамики и структуры бухгалтерского баланса. Он включает в себя: 1 определение размера страхового покрытия перечня страхуемых рисков а также страховых сумм и условий осуществления выплат; 2 расчет страховой премии и определение...
43898. Анализ и выявление пути совершенствования внешнеэкономической деятельности РУП «Гродноэнерго» 1.16 MB
  При обретении независимости в 1991 году Беларусь была одной из богатейших республик СНГ по показателям доходов на душу населения, что отражало устойчивый рост, происходивший в республике в 70-е и начале 80-х годов. Она развила промышленность, доля которой в ВВП превратила Беларусь в одну из самых индустриализированных стран мира.
43899. Разработка рекомендаций по совершенствованию методики оценки кредитоспособности заемщика ОАО «Московский индустриальный банк» 5.4 MB
  Первый вопрос связан с анализом финансового состояния предприятия а второй носит юридический характер а также связан с личными качествами руководителя предприятия. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность эффективного использования кредита и оборотных средств уровня рентабельности а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика перспектив его развития деловых качеств руководителей предприятий. В связи с тем что предприятия значительно различаются по...