92505

Теория «естественного» свободного воспитания Ж.Ж.Руссо

Доклад

Педагогика и дидактика

Разработав модель воспитания идеального мужчины Руссо в конце романа женит Эмиля на идеальной девушке Софии закладывая тем самым первую семейную ячейку будущего идеального общества. Конечно сам замысел романа идеалистичен и это прекрасно осознавал сам Руссо но для него чрезвычайно важно было обратить внимание общества...

Русский

2015-08-03

19.08 KB

13 чел.

Теория «естественного» свободного воспитания Ж.Ж.Руссо

Ж.-Ж.Руссо (1712–1778гг.) – французский просветитель, философ, писатель, теоретически обосновал новую, гуманистическую систему воспитания, носившую антикрепостнический, антифеодальный характер. Ж.Ж.Руссо заложил идейные основы того направления в педагогике, которое получило название «свободного воспитания». Оно развивалось и обогащалось во многих западно-европейских странах в ХIХ–ХХвв. (См. табл. 20). Видными представителями этого направления в России были Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель.

В 1762 г Руссо написал педагогический роман "Эмиль или о воспитании". Разработав модель воспитания идеального мужчины, Руссо в конце романа женит Эмиля на идеальной девушке Софии, закладывая тем самым первую семейную ячейку будущего идеального общества. Конечно, сам замысел романа идеалистичен, и это прекрасно осознавал сам Руссо, но для него чрезвычайно важно было обратить внимание общества на те принципы воспитания, которые могли бы перестроить настоящее общество. В первой книге "Эмиля" рассматриваются факторы формирования личности: природа, вещи, люди. ПРИРОДА понимается Руссо, как биологический фактор, как тот наследственный фонд, с которым человек появляется в жизнь. ВЕЩИ, в глобальном плане, это вся окружающая действительность, среда, которая окружает ребенка. ЛЮДИ - целенаправленное действующее воспитание ребенка людьми.

Идеальным воспитанием будет то воспитание, когда все факторы будут действовать в одном направлении, подкрепляя один другого. По Руссо природа идеальна, он считает, что ребенок уже родится с такими качествами как любознательность, внутренняя свобода, ребенок от природы добр, прямодушен, деятелен. "Все выходит прекрасным из рук мироздания, все вырождается в руках человека". Вот первая фраза, которой открывает Руссо свой педагогический роман. Но если первый фактор - природа ребенка - положительный, то второй - окружающая действительность - можно назвать со знаком минус, так как насилие, несправедливость, богатство и нищета царствуют в мире, они не могут поддержать развитие положительных врожденных качеств, а наоборот будут их развращать, портить, искоренять. Так же отрицательно оценивает Руссо и воздействие людей на природу ребенка, их воспитание. Таким образом, характеризуя в современном обществе все три фактора, Руссо утверждает, что только лишь природа ребенка, биологический фактор, является тем основанием, на котором может строиться идеальное воспитание. Развивая свою мысль об идеальной природе ребенка, Руссо считает, что именно это становление врожденных, естественных качеств и сделает человека человеком. Итак, идеальное воспитание - это помощь в развитии дарованных природой человеку черт, это формирование естественного человека, поэтому вся система решения этой задачи и носит у Руссо название системы естественного воспитания. По-новому в связи с этим рассматривается и место воспитателя. Наиболее близкими к ребенку воспитателями являются мать и отец. Именно поэтому Руссо выступает против наемных кормилиц, защищая естественное право матери кормить своего ребенка. Но так как отец не всегда может быть достаточно умелым и мудрым руководителем своего сына, Руссо предлагает в воспитатели друга семьи, но не наемника. Ясно осознавая, что воспитательное воздействие должно строиться исходя из возрастных особенностей ребенка, Руссо делит его развитие на три периода: младенчество - с 2-х до 12-ти лет, период сна разума, когда происходит физическое развитие личности; 12-15 лет - период, когда можно реализовать систематическое умственное воспитание; 15-18 лет - период бурь и страстей, когда происходит половое развитие, а, следовательно, и становление нравственности у мальчика. Воспитав идеального мужчину, Руссо рисует картину идеального женского воспитания, воспитания Софии, будущей жены Эмиля, поскольку он мечтает создать первую ячейку будущего справедливого общества. Если природа мужчины состоит в том, чтобы быть активным участником общественной жизни, кормильцем семьи, то женщина по природе – мать своих детей, жена своего мужа. Основные качества мужчины – мужественность, а женщины – слабость. Их природа противоположна: сила мужчины – слабость женщины, свобода мужчины – зависимость женщины. Цель воспитания в связи с этим – воспитание из нее матери, жены, хозяйки дома. Основной путь решения этой задачи – быть послушным ее природе. Понаблюдайте за маленькой девочкой, как она играет в куклы, как она наряжает их - это она инстинктивно готовит себя к роли женщины, матери, остается только помочь ей в этом. Руссо рекомендует воспитанием дочери заняться матери, она рано должна включаться во все хозяйственные дела: готовить обед, вышивать, шить. Идеал воспитания Руссо - демократичный свободный труженик.

Это коротко все в таблице

Педагогическая теория Жан-Жака Руссо (1712–1778гг.)

«Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». «Главный источник зла – неравенство. Неравенство породило богатство…». «Труд есть неизбежная обязанность общественного человека. Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин есть вор». «Тот, кто не может выполнить обязанностей отца, не имеет права им быть. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить детей и воспитывать их самому».

Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе. Задачи воспитания: 1. Воспитание самостоятельности мышления, способности составлять обо всем свое твердое мнение. 2. Воспитание человечности (добрых чувств, добрых суждений, доброй воли, ненависти к рабству). 3. Воспитание привычки к труду.

Социально-политические и философские взгляды Руссо

Возрастная периодизация и задачи воспитателя

1. Отвергал общественные устои феодализма и современную ему систему семейного и общественного воспитания. 2. Считал необходимым такое государство, где все работают, где нет ни богатых, ни бедных, все дети получают одинаковое воспитание. 3. Отрицал официальную религию: каждый способен верить по-своему. 4. Утверждал сенсуалистический характер познания реального мира. 5. Считал, что социальные добродетели: стремление к свободе, ненависть к рабству – можно воспитать у детей аристократов, лишь изолировав их от общества – социальное неравенство.

0–2. Период преимущественно физического воспитания (развитие органов чувств, закалка). 2–12. Период преимущественно органов чувств. «Сон разума». 12–15. Период преимущественно умственного развития (практическое изучение элементов географии, астрономии, физики. Без книг). 15–18. Период преимущественно нравственного развития (история, литература, языки).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9488. Бронхолитики. Отхаркивающие средства 30.26 KB
  Бронхолитики СБО (синдром бронхиальной обструкции): Аллергические заболевания (астматический бронхит, БА) ХОБЛ Инфекционно-воспалительные заболевания (бронхит, пневмония, ОРВИ) Пороки развития бронхолегочной системы ...
9489. Средства, влияющие на ЖКТ 32.65 KB
  Средства, влияющие на ЖКТ Группы препаратов: Рвотные и противорвотные Средства, влияющие на аппетит Желчегонные, гепатопротекторы Слабительные Средства, влияющие на секрецию желез желудка Средства заместительной т...
9490. Средства, влияющие на свертывание крови и фибринолиз 30.11 KB
  Средства, влияющие на свертывание крови и фибринолиз Препараты, препятствующие свертыванию крови, при тромбозах: антиагриганты, антикоагулянты, фибринолитики. Вторая группа средств, способствующая свертыванию, это гемостатики, коагулянты, ингибиторы...
9491. Сердечные гликозиды 29.2 KB
  Сердечные гликозиды Кардиотоники - средства, увеличивающие сократительную способность миокарда. Негликозидной структуры - короткодействующие, только при острых состояниях: Адреналина гидрохлорид (г/х) Добутамин (мимети...
9492. Антиаритмические средства 26.8 KB
  Антиаритмические средства Противоаритмические средства при передозировке СГ (сердечные гликозиды): Дифенин Лидокаин (экстрасистолы) Атропин (АВ блок) Причины аритмий: Поражение сердца (90%) - ИБС, пороки, миокардит, инф...
9493. Антиаритмические средства. Антиангинальные средства 26.75 KB
  Антиаритмические средства Аймалин (Гилуритмал): Алкалоид раувольфии Внутрь, в/м, в/в Менее токсичен Усиленеи коронарного кровотока Драже Пульснорма. Лидокаин (Ксикаин): +местный анестетик в/в капельно ...
9494. Антигипертензивные средства и диуретики 27.07 KB
  Антигипертензивные средства Комбинированные препараты: Тенорин = Атенолол + Хлорталидон Капозид = Каптоприл + Гипотиазид Экватор = Лизиноприл + Амлодипин Микардис Плюс = Телмисартан + Гипотиазид Адельфан-Эзидркс = Резер...
9495. Диуретики. Гормональные препараты 138.06 KB
  Диуретики Фуросемид - механизм действия (вообще петлевых диуретиков): Снижение активной реабсорбции ионов натрия и хлора (+пассивной реабсорбции ионов натрия и в меньшей степени калия) Снижение активной реабсорбции магния и кальция...
9496. Гормональные препараты 29.84 KB
  Гормональные препараты Гормоны гипоталамуса: Либерины - стимулируют выработку тропных гормонов гипофиза передней доли (рилизинг-гормоны) Статины - угнетают выработку этих гормонов Соматостатитн (Стиламин) - в/в нес...