92505

Теория «естественного» свободного воспитания Ж.Ж.Руссо

Доклад

Педагогика и дидактика

Разработав модель воспитания идеального мужчины Руссо в конце романа женит Эмиля на идеальной девушке Софии закладывая тем самым первую семейную ячейку будущего идеального общества. Конечно сам замысел романа идеалистичен и это прекрасно осознавал сам Руссо но для него чрезвычайно важно было обратить внимание общества...

Русский

2015-08-03

19.08 KB

18 чел.

Теория «естественного» свободного воспитания Ж.Ж.Руссо

Ж.-Ж.Руссо (1712–1778гг.) – французский просветитель, философ, писатель, теоретически обосновал новую, гуманистическую систему воспитания, носившую антикрепостнический, антифеодальный характер. Ж.Ж.Руссо заложил идейные основы того направления в педагогике, которое получило название «свободного воспитания». Оно развивалось и обогащалось во многих западно-европейских странах в ХIХ–ХХвв. (См. табл. 20). Видными представителями этого направления в России были Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель.

В 1762 г Руссо написал педагогический роман "Эмиль или о воспитании". Разработав модель воспитания идеального мужчины, Руссо в конце романа женит Эмиля на идеальной девушке Софии, закладывая тем самым первую семейную ячейку будущего идеального общества. Конечно, сам замысел романа идеалистичен, и это прекрасно осознавал сам Руссо, но для него чрезвычайно важно было обратить внимание общества на те принципы воспитания, которые могли бы перестроить настоящее общество. В первой книге "Эмиля" рассматриваются факторы формирования личности: природа, вещи, люди. ПРИРОДА понимается Руссо, как биологический фактор, как тот наследственный фонд, с которым человек появляется в жизнь. ВЕЩИ, в глобальном плане, это вся окружающая действительность, среда, которая окружает ребенка. ЛЮДИ - целенаправленное действующее воспитание ребенка людьми.

Идеальным воспитанием будет то воспитание, когда все факторы будут действовать в одном направлении, подкрепляя один другого. По Руссо природа идеальна, он считает, что ребенок уже родится с такими качествами как любознательность, внутренняя свобода, ребенок от природы добр, прямодушен, деятелен. "Все выходит прекрасным из рук мироздания, все вырождается в руках человека". Вот первая фраза, которой открывает Руссо свой педагогический роман. Но если первый фактор - природа ребенка - положительный, то второй - окружающая действительность - можно назвать со знаком минус, так как насилие, несправедливость, богатство и нищета царствуют в мире, они не могут поддержать развитие положительных врожденных качеств, а наоборот будут их развращать, портить, искоренять. Так же отрицательно оценивает Руссо и воздействие людей на природу ребенка, их воспитание. Таким образом, характеризуя в современном обществе все три фактора, Руссо утверждает, что только лишь природа ребенка, биологический фактор, является тем основанием, на котором может строиться идеальное воспитание. Развивая свою мысль об идеальной природе ребенка, Руссо считает, что именно это становление врожденных, естественных качеств и сделает человека человеком. Итак, идеальное воспитание - это помощь в развитии дарованных природой человеку черт, это формирование естественного человека, поэтому вся система решения этой задачи и носит у Руссо название системы естественного воспитания. По-новому в связи с этим рассматривается и место воспитателя. Наиболее близкими к ребенку воспитателями являются мать и отец. Именно поэтому Руссо выступает против наемных кормилиц, защищая естественное право матери кормить своего ребенка. Но так как отец не всегда может быть достаточно умелым и мудрым руководителем своего сына, Руссо предлагает в воспитатели друга семьи, но не наемника. Ясно осознавая, что воспитательное воздействие должно строиться исходя из возрастных особенностей ребенка, Руссо делит его развитие на три периода: младенчество - с 2-х до 12-ти лет, период сна разума, когда происходит физическое развитие личности; 12-15 лет - период, когда можно реализовать систематическое умственное воспитание; 15-18 лет - период бурь и страстей, когда происходит половое развитие, а, следовательно, и становление нравственности у мальчика. Воспитав идеального мужчину, Руссо рисует картину идеального женского воспитания, воспитания Софии, будущей жены Эмиля, поскольку он мечтает создать первую ячейку будущего справедливого общества. Если природа мужчины состоит в том, чтобы быть активным участником общественной жизни, кормильцем семьи, то женщина по природе – мать своих детей, жена своего мужа. Основные качества мужчины – мужественность, а женщины – слабость. Их природа противоположна: сила мужчины – слабость женщины, свобода мужчины – зависимость женщины. Цель воспитания в связи с этим – воспитание из нее матери, жены, хозяйки дома. Основной путь решения этой задачи – быть послушным ее природе. Понаблюдайте за маленькой девочкой, как она играет в куклы, как она наряжает их - это она инстинктивно готовит себя к роли женщины, матери, остается только помочь ей в этом. Руссо рекомендует воспитанием дочери заняться матери, она рано должна включаться во все хозяйственные дела: готовить обед, вышивать, шить. Идеал воспитания Руссо - демократичный свободный труженик.

Это коротко все в таблице

Педагогическая теория Жан-Жака Руссо (1712–1778гг.)

«Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». «Главный источник зла – неравенство. Неравенство породило богатство…». «Труд есть неизбежная обязанность общественного человека. Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин есть вор». «Тот, кто не может выполнить обязанностей отца, не имеет права им быть. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить детей и воспитывать их самому».

Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе. Задачи воспитания: 1. Воспитание самостоятельности мышления, способности составлять обо всем свое твердое мнение. 2. Воспитание человечности (добрых чувств, добрых суждений, доброй воли, ненависти к рабству). 3. Воспитание привычки к труду.

Социально-политические и философские взгляды Руссо

Возрастная периодизация и задачи воспитателя

1. Отвергал общественные устои феодализма и современную ему систему семейного и общественного воспитания. 2. Считал необходимым такое государство, где все работают, где нет ни богатых, ни бедных, все дети получают одинаковое воспитание. 3. Отрицал официальную религию: каждый способен верить по-своему. 4. Утверждал сенсуалистический характер познания реального мира. 5. Считал, что социальные добродетели: стремление к свободе, ненависть к рабству – можно воспитать у детей аристократов, лишь изолировав их от общества – социальное неравенство.

0–2. Период преимущественно физического воспитания (развитие органов чувств, закалка). 2–12. Период преимущественно органов чувств. «Сон разума». 12–15. Период преимущественно умственного развития (практическое изучение элементов географии, астрономии, физики. Без книг). 15–18. Период преимущественно нравственного развития (история, литература, языки).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81516. Синтез ДНК и фазы клеточного деления. Роль циклинов и циклинзависимых протеиназ в продвижении клетки по клеточному циклу 163.63 KB
  Роль циклинов и циклинзависимых протеиназ в продвижении клетки по клеточному циклу. Все фазы клеточного цикла G1 S G2 M могут различаться по длительности но в особенности это касается фазы G1 длительность которой может быть равна практически нулю или быть столь продолжительной что может казаться будто клетки вообще прекратили деление. В этом случае говорят что клетки находятся в состоянии покоя фаза G0. Клетки эпителия кишечника делятся на протяжении всей жизни человека но даже у этих быстропролиферирующих клеток подготовка к...
81517. Повреждение и репарация ДНК. Ферменты ДНК-репарирующего комплекса 137.99 KB
  Ферменты ДНКрепарирующего комплекса. Процесс позволяющий живым организмам восстанавливать повреждения возникающие в ДНК называют репарацией. Все репарационные механизмы основаны на том что ДНК двухцепочечная молекула т.
81518. Биосинтез РНК. РНК полимеразы. Понятие о мозаичной структуре генов, первичном транскрипте, посттранскрипционном процессинге 108.48 KB
  РНК полимеразы. В ходе процесса образуются молекулы мРНК служащие матрицей для синтеза белков а также транспортные рибосомальные и другие виды молекул РНК выполняющие структурные адапторные и каталитические функции Транскрипция у эукариотов происходит в ядре.принцип комплементарного спаривания оснований в молекуле РНК G ≡ C =U и Т=А.
81519. Биологический код, понятия, свойства кода, коллинеарность, сигналы терминации 105.17 KB
  Генетический код и его свойства Необходимость кодирования структуры белков в линейной последовательности нуклеотидов мРНК и ДНК продиктована тем что в ходе трансляции: нет соответствия между числом мономеров в матрице мРНК и продукте синтезируемом белке; отсутствует структурное сходство между мономерами РНК и белка. Отсюда становится ясным что должен существовать словарь позволяющий выяснить какая последовательность нуклеотидов мРНК обеспечивает включение в белок аминокислот в заданной последовательности. Он позволяет шифровать...
81520. Роль транспортных РНК в биосинтезе белков. Биосинтез аминоацил-т-РНК. Субстратная специфичность аминоацил-т-РНК-синтетаз 125.71 KB
  У человека около 50 различных тРНК обеспечивают включение аминокислот в белок. тРНК называют адапторные молекулы так как к акцепторному концу этих молекул может быть присоединена определённая аминокислота а с помощью антикодона они узнают специфический кодон на мРНК. В процессе синтеза белка на рибосоме связывание антикодонов тРНК с кодонами мРНК происходит по принципу комплементарности и антипараллельности.
81521. Последовательность событий на рибосоме при сборке полипептидной цепи. Функционирование полирибосом. Посттрансляционный процессинг белков 111.26 KB
  Каждая эукариотическая мРНК кодирует строение только одной полипептидной цепи т. она моноцистронна в отличие от прокариотических мРНК которые часто содержат информацию о нескольких пептидах т. Кроме того на полицистронных мРНК синтез белка начинается до того как заканчивается их собственный синтез так как процессы транскрипции и трансляции не разделены.
81522. Адаптивная регуляция генов у про- и эукариотов. Теория оперона. Функционирование оперонов 127.06 KB
  Регуляция активности генов у прокариотов. В экспериментах гипотеза оперона получила полное подтверждение а предложенный в ней тип регуляции стали называть контролем синтеза белка на уровне транскрипции так как в этом случае изменение скорости синтеза белков осуществляется за счёт изменения скорости транскрипции генов т. Согласно теории Жакоба и Моно оперонами называют участки молекулы ДНК которые содержат информацию о группе функционально взаимосвязанных структурных белков и регуляторную зону контролирующую транскрипцию этих генов.
81523. Понятие о клеточной дифференцировке. Изменение белкового состава клеток при дифференцировке (на примере белкового состава полипептидных цепей гемоглобина) 105.05 KB
  Дифференцировка клеток определенного типа сводится к экспрессии в них комплекса генов специфичных для данной клеточной линии. Экспрессия этих генов в свою очередь контролируется регуляторными районами гена промоторами и энхансерами. Энхансеры регуляторные районы ДНК расположенные на некотором расстоянии от контролируемых ими генов но в том же локусе хромосомы. Для того чтобы промоторы и энхансеры тканеспецифических генов могли взаимодействовать с ТФ они должны быть открытыми т.
81524. Молекяулрные механизмы генетической изменчивости. Молекулярные мутации: типы, частота, значение 110.08 KB
  Молекулярные мутации: типы частота значение Классификация мутаций Тип мутаций Характер мутационных изменений Примеры последствий Геномный Изменение числа хромосом Болезнь Дауна появление дополнительной хромосомы 21 Хромосомные Общее число хромосом не меняется. Частота мутаций в половых клетках высока. Основные виды генных мутаций Виды мутаций Изменения в структуре ДНК Изменения в структуре белка ЗАМЕНА Без изменения смысла кодона Замена одного нуклеотида в кодоне Белок не изменён С изменением смысла кодона миссенсмутация ...