92512

Методологические основы истории педагогики как науки

Доклад

Педагогика и дидактика

В роли таких положений выступают ее общая частная и специальная методология а также теоретические положения объясняющие сущность образования обучения воспитания как общественных явлений. Она предполагает учет: основных положений и принципов материалистической диалектики эти положения являются общими для нее и для психологии...

Русский

2015-08-03

15.93 KB

5 чел.

Методологические основы истории педагогики как науки.

Педагогическая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают ее общая, частная и специальная методология, а также теоретические положения, объясняющие сущность образования, обучения, воспитания как общественных явлений.

Что является методологическими основами педагогики?

Общая методология педагогики обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а также месте и роли в нем тех педагогических феноменов, которые она изучает. Она предполагает учет:

  1.  основных положений и принципов материалистической диалектики (эти положения являются общими для нее и для психологии);
  2.  закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
  3.  закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
  4.  закона отрицания отрицания, в соответствии с которым формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
  5.  основных категорий материалистической диалектики;
  6.  представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
  7.  представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.

Специальная методология педагогики позволяет ей формулировать свои собственные закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Она учитывает:

  1.  устойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
  2.  особенности формирования личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
  3.  единство воспитания и самовоспитания личности в группе (коллективе);
  4.  представления о целостном формировании личности в группе (коллективе).

Частная методология педагогики представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования ее явлений. Она предполагает также установление:

  1.  закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания;
  2.  неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса;
  3.  соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57630. Євро 2012: перспективи та виклики 571.5 KB
  Objectives: to introduce the topic, to work with vocabulary related to the world of sport, countries their location, features, people and culture; to read for detailed comprehension...
57631. Family relationship 59.5 KB
  I suppose this topic will be interesting for you, because family is very important in the life of any person, isn’t it. So, today we’ll learn more about relationship between children and parents, have a discussion, learn some new vocabulary, do some exercises to remember them better, read a text.
57632. Сім’я та друзі 30.5 KB
  Мета: узагальнити та систематизувати лексичні одиниці по темі «Сім’я та друзі». Застосовувати мовні вміння на практиці, розвивати комунікативні навички, монологічне та діалогічне мовлення...
57634. Особенности кредитования предприятий оптовой и розничной торговли в ООО Банк «Элита» 150.65 KB
  Кредитные операции – это отношения между кредитором и дебитором (заемщиком) по поводу предоставления (получения) во временное пользование денежных средств, их возврата и оплаты.
57635. Fast Food (Advantages and disadvantages) 52.5 KB
  On previous lessons we were speaking about favourite recipes, different kinds of food and about ways and methods of cooking. So, let’s revise. Look on the board, please and tell what you have or don’t have in the fridge? Use your home exercise.
57636. You are as many times a man as many foreign languages you know 45.5 KB
  The people of Babylonia were rich and powerful. They were happy. They love each other and enjoyed working together. But one thing was lacking. Man had only the Earth to enjoy. Because God had kept heaven for himself and his evangels.
57637. Моє улюблене зимове свято 66.5 KB
  In Ukraine this tradition is celebrated on 19 December. Young children put their shoes or boots in front of the chimneys and sing songs. On the next morning they will find a small present in their shoe/boots, ranging from a bag of chocolate coins to a bag of marbles or some other small toy.
57638. INFINITIVE 91 KB
  Use the correct form of the Infinitive: Speak louder if you want... (to hear, to be heard) Don’t talk too much if you want people...(to listen, to be listened) to you. Ask yourself always: how can this... (do, be done). I am glad... (to take, to be taken) your advice.