92520

Революционно-демократическое направление в педагогике

Доклад

Педагогика и дидактика

А. И. Герцен - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Русский

2015-08-03

17.1 KB

0 чел.

Революционно демократическое направление в педагогике..

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН (1812-1870)

А. И. Герцен - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Рассматривая вопрос о роли условий воспитания в развитии человека, он указывал на зависимость человека от среды, вместе с тем считал, что личность не просто принимает влияние среды, но и отвечает на него. Этот ответ может содержать в себе как "сочувствие", так и "противоречие". Занять такую свободную критическую позицию по отношению к общественным проблемам может человек, обладающий способностями и навыками духовного самоопределения. Поэтому в основе педагогической концепции Герцена лежит мысль о необходимости всестороннего и свободного развития личности. Любое воспитание - домашнее, школьное, университетское и др. должно исходить, прежде всего, из отношения к ребёнку как к личности самостоятельной с её индивидуальными особенностями и устремлениями и быть ориентировано на те качества, которые уже заложены в его характере и могут получить дальнейшее развитие.

Воспитание - сознательный, целенаправленный процесс формирования человека, способного к "сознательному деянию", одухотворённому труду и служению обществу, осуществляемый под руководством педагога. Важнейшую роль в этом играет образование, особенно изучение естественных наук, которое способствует выработке реалистического мировоззрения, трезвого взгляда на жизнь. Одностороннее увлечение естествознанием, как и вообще наукой, указывал Герцен, может сделать человека кабинетным "цеховым" учёным, далёким от запросов жизни ("Дилетантизм в науке", 1843). Полноценная личность не может быть воспитана в отрыве от других отраслей человеческого знания и деятельности - в противном случае существует опасность впасть в ремесленничество науки и за множеством фактов потерять общность дела. Осознать важнейшие цели выбранной деятельности, их связь с общими задачами своего времени молодым людям должен помочь, прежде всего, "мир человеческий, мир истории", т.е. приобретение молодыми людьми разносторонних гуманитарных знаний. Гуманитарное образование, считал Герцен., призвано не уводить молодёжь от реальной жизни, а, напротив, усиливать интерес к актуальным проблемам действительности.

 

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОБРОЛЮБОВ (1836-1861)

Н. А. Добролюбов - литературный критик, публицист, просветитель. Педагогические идеи изложил в ряде статей и литературно-критических работ («О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания» и др.) Цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. В центре воспитания помещал заботу о личности ребенка, его всестороннем развитии. Исходил из принципа антропологизма, полагая, что человек - это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание. Каждый человек должен получать умственное образование, призванное ориентировать деятельность личности. Он отвергает обучение, приводящее к нагромождению в памяти человека различных фактов, имён и дат, которыми изобилуют учебники. Обучение должно дать человеку практические сведения о мире, оказать ему реальную помощь в самопознании. Отсюда ведущими в дидактических принципах стали требование сознательного усвоения знаний в процессе обучения, построенном на постепенности и последовательности в их изложении. Чтобы добиться понимания предмета, нужно пробудить в учащихся истинный стимул к учёбе - "интерес самого знания. Высказал ряд предложений по составлению учебной литературы, книг для детского чтения. Учебная литература для детей должна быть не менее серьёзна в освещении научных вопросов, чем литература для взрослых. Необходимо избирать для неё наиб, значит, факты из жизни природы и общества. Язык должен быть ясный, серьёзный и строгий, без жеманства и заискиваний. В детских книгах должны быть "положительные сведения о мире и человеке; рассказы из действительной жизни, разъяснение тех вопросов, которые теперь волнуют общество и встретят нынешних детей тотчас, как только они вступят в жизнь...".

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

769. Місце, роль та потенціал розвитку Аргентини у міжнародному торгівельному просторі 1.51 MB
  Абсолютні показники розвитку зовнішньої торгівлі. Результуючі показники розвитку зовнішньої торгівлі. Аналіз структурних показників на підставі питомої ваги. Аналіз показників інтенсивності. Рівень інтеграції у глобальну економіку. Стан та перспективи зовнішньоторговельної взаємодії з Україною.
770. Складання кошторису та аналіз прибутку і витрат на виробництво 212 KB
  Складання кошторису витрат на виробництво продукції. Кошторис витрат на виробництво й реалізацію за квартал. Визначення капіталовкладень у розвиток виробництва. Підприємство як суб`єкт господарювання: ознаки, цілі, напрямки діяльності.
772. Измерение теплоемкости 791 KB
  Изменение положения тигля в ячейке. Различие в теплофизических и физических характеристиках образца и стандарта. Отличие средней температуры образца от измеряемой температуры. Значения параметров кинетических уравнений элементарных стадий.
773. Creation of international business networks 447.93 KB
  Internal business environment Market space. External networks and alliances. Benefits of assotiations and networks. Risks and limitations. Define strategy. Forms of strategic alliances. Internationalization on SMEs. Measuring global business activities.
774. Проектирование механического привода к конвейеру 160 KB
  В проектируемом приводе используется двухступенчатый Планетарно-коническии горизонтальновертикальный редуктор. Быстроходная ступень - планетарная, тихоходная - коническая. Проектный расчет валов редуктора и подбор подшипников. Проектировочный тиходной коничесокой ступени.
775. Заболевания слизистой полости рта (стоматиты, молочница) 160 KB
  Воспалительные заболевания слизистой полости рта. Катаральный стоматит чаще встречается у детей грудного возраста и у дошкольников. Поражение слизистой полости рта грибками рода Candida.
776. Гельминтозы у детей 154.5 KB
  Заболевания, вызываемые гельминтами (аскариды, острицы, карликовый цепень, власоглав, бычий цепень, широкий лентец и др.) Личинка пробуравливает стенку тонкого кишечника и попадает в кровь.
777. Заболевания ЖКТ (острый гастрит, гастродуоденит,панкреатит, лямблиоз) 179.5 KB
  Острое воспаление слизистой оболочки желудка, вызванное кратковременным действием сильных раздражителей. Хроническое рецидивирующее, склонное к прогрессированию воспалительно–дистрофическое поражение слизистой оболочки.