92520

Революционно-демократическое направление в педагогике

Доклад

Педагогика и дидактика

А. И. Герцен - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Русский

2015-08-03

17.1 KB

0 чел.

Революционно демократическое направление в педагогике..

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН (1812-1870)

А. И. Герцен - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Рассматривая вопрос о роли условий воспитания в развитии человека, он указывал на зависимость человека от среды, вместе с тем считал, что личность не просто принимает влияние среды, но и отвечает на него. Этот ответ может содержать в себе как "сочувствие", так и "противоречие". Занять такую свободную критическую позицию по отношению к общественным проблемам может человек, обладающий способностями и навыками духовного самоопределения. Поэтому в основе педагогической концепции Герцена лежит мысль о необходимости всестороннего и свободного развития личности. Любое воспитание - домашнее, школьное, университетское и др. должно исходить, прежде всего, из отношения к ребёнку как к личности самостоятельной с её индивидуальными особенностями и устремлениями и быть ориентировано на те качества, которые уже заложены в его характере и могут получить дальнейшее развитие.

Воспитание - сознательный, целенаправленный процесс формирования человека, способного к "сознательному деянию", одухотворённому труду и служению обществу, осуществляемый под руководством педагога. Важнейшую роль в этом играет образование, особенно изучение естественных наук, которое способствует выработке реалистического мировоззрения, трезвого взгляда на жизнь. Одностороннее увлечение естествознанием, как и вообще наукой, указывал Герцен, может сделать человека кабинетным "цеховым" учёным, далёким от запросов жизни ("Дилетантизм в науке", 1843). Полноценная личность не может быть воспитана в отрыве от других отраслей человеческого знания и деятельности - в противном случае существует опасность впасть в ремесленничество науки и за множеством фактов потерять общность дела. Осознать важнейшие цели выбранной деятельности, их связь с общими задачами своего времени молодым людям должен помочь, прежде всего, "мир человеческий, мир истории", т.е. приобретение молодыми людьми разносторонних гуманитарных знаний. Гуманитарное образование, считал Герцен., призвано не уводить молодёжь от реальной жизни, а, напротив, усиливать интерес к актуальным проблемам действительности.

 

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОБРОЛЮБОВ (1836-1861)

Н. А. Добролюбов - литературный критик, публицист, просветитель. Педагогические идеи изложил в ряде статей и литературно-критических работ («О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания» и др.) Цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. В центре воспитания помещал заботу о личности ребенка, его всестороннем развитии. Исходил из принципа антропологизма, полагая, что человек - это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание. Каждый человек должен получать умственное образование, призванное ориентировать деятельность личности. Он отвергает обучение, приводящее к нагромождению в памяти человека различных фактов, имён и дат, которыми изобилуют учебники. Обучение должно дать человеку практические сведения о мире, оказать ему реальную помощь в самопознании. Отсюда ведущими в дидактических принципах стали требование сознательного усвоения знаний в процессе обучения, построенном на постепенности и последовательности в их изложении. Чтобы добиться понимания предмета, нужно пробудить в учащихся истинный стимул к учёбе - "интерес самого знания. Высказал ряд предложений по составлению учебной литературы, книг для детского чтения. Учебная литература для детей должна быть не менее серьёзна в освещении научных вопросов, чем литература для взрослых. Необходимо избирать для неё наиб, значит, факты из жизни природы и общества. Язык должен быть ясный, серьёзный и строгий, без жеманства и заискиваний. В детских книгах должны быть "положительные сведения о мире и человеке; рассказы из действительной жизни, разъяснение тех вопросов, которые теперь волнуют общество и встретят нынешних детей тотчас, как только они вступят в жизнь...".

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3190. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Знакомство с интегрированной средой программирования KEIL-C 103 KB
  Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Знакомство с интегрированной средой программирования KEIL-C Цель работы 1. Изучить интегрированную среду программирования keil-C. 2. Получить навыки работы с текстовым редактором этой среды программирова...
3191. Литейный участок для получения слитков из алюминиевого деформируемого сплава АМГ3 6.66 MB
  Описательная часть.Состав, свойства, применение сплава. Алюминиевомагниевые сплавы относятся к группе термически, неупрочняемых алюминиевых деформируемых сплавов. В настоящее время в промышленности нашла применение большая группа сплавов этой...
3192. Создание позитивного имиджа модельной студии 18.25 MB
  Введение Состояние развития модельного бизнеса в России в настоящее время находится лишь на начальной стадии. Модельные организации работают в условиях конкурентной борьбы за клиента. Обострение конкурентной борьбы между организациями приводит к том...
3193. Разработка малогабаритной рентгеновской трубки для структурного анализа с полной защитой от неиспользуемого излучения 2.39 MB
  Основным элементом аппаратов для структурного анализа является источник рентгеновского излучения – рентгеновская трубка, параметры которой во много определяют технические возможности и функциональность рентгеновского аппарата. В связи с этим ак...
3194. Снижение магнитных и диэлектрических потерь в иттрий-железистом гранате 2.97 MB
  Элементы и устройства на основе феррита со структурой иттрий-железистого граната (ИЖГ) нашли широкое применение в различных областях современной электроники, радиотехники, и пр. Улучшение магнитных свойств ИЖГ посредством отжига в атмосфере кислорода эффективно используется в различных технологических процессах.
3195. Разработка автоматизированной системы расчета оптимального маршрута между городскими объектами для курьерской компании 1.94 MB
  Введение Тенденция к сближению мобильных и навигационных технологий сегодня заметна как никогда. Решение вопроса предоставления конечному пользователю мобильных устройств возможности получения, использования и обработки информации, связанной с их ме...
3196. Формирования и распределение прибыли предприятия 3.1 MB
  Изучение понятия категории «прибыль», рассмотрение факторов, влияющих на величину прибыли, рассмотрение прибыли, как показатель деятельности предприятия, а также методов планирования прибыли, анализ формирования и использования прибыли, рассмотрение действующей системы использования прибыли на объекте исследования.
3197. Анализ управления и разработка рекомендаций для повышения управления ООО Зебра 711 KB
  В настоящее время, проблема управления персоналом в условиях сокращения численности и неполного финансирования весьма актуальна для ситуации, в которой оказалась экономика – для периода мирового экономического кризиса Реформирование ро...
3198. Применение сенсоров и мультисенсорных систем в анализе ароматобразующих веществ в процессе переработки подсырной сыворотки 1.27 MB
  К отличительным особенностям питания населения России, относится высокая энергоемкость пищевого рациона. С учетом снижения физических нагрузок населения, увеличивается тенденция к малоподвижному образу жизни, а также росту доли умственного...